Сочинение на тему сивка бурка 3 класс

10 вариантов

  1. Юлия Королёва
    Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»
    Литературно-художественный анализ русской народной сказки
    «Сивка-Бурка» (русская народная сказка – волшебного вида)
    Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.
    Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
    Характеристика главных героев:
    Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)
    Елена Прекрасная: добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)
    Художественные особенности сказки:
    Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка – помогает достижению цели
    («—Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).
    Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).
    Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

  2. Русская народная сказка “Сивка-бурка”
    Жанр: народная волшебная сказка
    Главные герои сказки “Сивка-бурка” и их характеристика
    Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями
    Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения
    Отец братьев, старый крестьянин
    Царь, просто царь
    Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана
    Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.
    План пересказа сказки “Сивка-бурка”
    Старик и три его сына
    Пшеница
    Старшие братья в карауле
    Иван в дозоре
    Сивка-бурка
    Глашатаи царя
    Первая попытка Ивана
    Два венца
    Перстень и поцелуй
    Перстень под тряпочкой
    Царский пир
    Царевна и Иван.
    Кратчайшее содержание сказки “Сивка-бурка” для читательского дневника в 6 предложений
    Старик посылает сыновей сторожить пшеницу, но старшие спят, а Иван ловит Сивку-бурку
    Царь объявляет что кто до царевны допрыгнет, за того ее замуж отдаст
    Старшие братья уехали, а Иван позвал Сивку-бурку и три венца не допрыгнул
    На второй раз два венца Иван не допрыгнул
    На третий раз допрыгнул Иван до царевны, снял перстень, под тряпочкой его спрятал
    Созвал царь пир, узнала царевна Ивана и свадьбу сыграли.
    Главная мысль сказки “Сивка-бурка”
    Не тот дурак, кто дураком прикидывается, а тот дурак, кто слишком много о себе воображает.
    Чему учит сказка “Сивка-бурка”
    Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.
    Отзыв на сказку “Сивка-бурка”
    Эта сказка мне очень нравится, ее главный герой Иванушка несправедливо назывался дураком, хотя был много умнее и хитрее своих братьев. Вот только он свою хитрость на показ не выставлял. За то и царевна досталась ему, и конь верный, волшебный, да и сам Иван оказывается был красавцем. Читать эту сказу интересно и занимательно.
    Признаки волшебной сказки в сказке “Сивка-бурка”
    Волшебные существа – конь Сивка-бурка
    Волшебные превращения – иван превращался в доброго молодца
    Троекратные повторы – три венца, три попытки, три брата, три ночи, три дня.
    Пословицы к сказке “Сивка-бурка”
    Не по виду суди, а по делам гляди.
    Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.

  3. Несмотря на наличие разночтений сказки “Сивка-бурка”, главные герои и главная мысль в ней остаются неизменными :
    Иван – сын зажиточного крестьянина (судя по наличию в хозяйстве нескольких коней) ; младший из трёх братьев, которого все считают дураком, но оказывается не всё так просто. Что у парня большое доброе сердце, и он далеко не робкого десятка – это видно уже в самом начале данного литературного произведения (с почтением относится к отцу и идёт ночью на его могилу, либо на поле стеречь вора). Когда же чудесным образом при помощи Сивки-бурки он превращается в статного удалого молодца – становится просто идеальным ;
    Сивка-бурка – прекрасный волшебный конь ;
    Несравненная Красота – самый загадочный персонаж. С одной стороны понятны её намерения выбрать мужа среди наиболее изобретательных, ловких и смелых мужчин – здоровые и, скорее всего, умные дети, но с другой – поцеловать первого встречного, как-то не принято было делать так раньше на Руси, и здесь, очевидно, просто воплотилась недостижимая, в обычной жизни, мечта простого люда о родственных связях с царственными особами.
    Главную мысль я бы выразил двумя замечательными цитатами. Первая из Библии, Евангелие от Матвея гл. 7 ст. 1-2., а вторая – пословица.
    Смеялись над Иванушкой все кому не лень – братья, гости на царском пиру, и сам царь недоверчиво отнёсся к грязноватому и одетому в ветхую одежонку угловатому парню, а он возьми, да и утёр им нос, хотя наверняка даже и не желал этого, а просто искал своё счастье и таким образом – нашёл.

  4. Отзыв к народной сказке про “Сивку-бурку” для читательского дневника
    “Сивка-бурка” – народная сказка, где основным героем является Иван-дурак, младший из трёх братьев. Началось все с того, что у них умирает отец, который перед смертью даёт завет – ходить к нему на могилу три ночи подряд и хлеб приносить.
    Старшим братьям то ли боязно, то ли лень было, они Ивана уговорили пойти на могилку. Иван и за них и за себя дежурил, хлеб исправно носил, а на третью ночь отец из могилы вышел и в награду за сыновнее послушание подарил младшему сыну коня, да не простого, а богатырского, волшебного. Иван, когда в одно ухо Сивке-бурке влезал, а из другого вылезал, вмиг добрым молодцем становился, и никто дурака в нем признать не мог.
    Случилось так, что у местного царя была дочь красавица, на выданье. И решил тогда царь посадить ее в высокий терем, а тот жених, что сумеет с одного прыжка до нее допрыгнуть, да в губы поцеловать, тому, значит, и в жены ее отдать, да полцарства в приданное.
    Старшие братья услыхали, в путь засобиралась, а младшего не берут, говорят: “сиди дома, ешь грибы”. Но, Иван, как старшие уехали, вышел в чисто поле, гикнул, хлыстом щёлкнул, Сивка-бурка вмиг примчался. Иван снова преобразился и поскакал царевну целовать.
    Многие пытались, а до губ царевны Несравненная Красота только Ивану удалось допрыгнуть. Она его так печатью по лбу приложила, что пришлось дураку его платочком заматывать.
    Через несколько дней царь на пир всех позвал, жениха разыскивать, который после поцелуя исчез. Иван тоже туда пробрался. И когда царевна потчевала гостей вином, заприметила, что у этого гостя лоб замотан. Пришлось Ивану повязку снять, тут царевна и увидала след от своей печатки. Иван приоделся, умылся и снова в добра молодца превратился. На том и свадебку сыграли.
    Вывод: сказка дала мне понять, что при должном умении и смекалке можно много достичь: жену красавицу, богатство. Но, самое главное – это почитать своих родителей, как Иван. Он слушался отца, тот его уму-разуму научил, и дурак уже этим умом правильно воспользовался, отчего и получил то, что хотел.

  5. 5
    Текст добавил: В НеАдЕкВаТе

    Все мы помним эту картину. Даже в книге сказок её можно часто встретить. Самый младший сын, как уже стало “золотым стандартом” сказок, глупый, дурень, в общем — обычный Иван Дурак, получает в подарок от своего батюшки, ушедшего на покой, волшебного скакуна.А царь в это время делает объявление, что отдаст дочь за того молодца, который сможет достать до окна, высоченного терема, где она заперта и сможет её поцеловать.Русский художник-живописец Виктор Михайлович Васнецов, показывает финал этой истории, где наш герой все-таки достигает своей цели. Он показывает момент, в котором сила, справедливость, молодость и жизнь одерживает победу.Иван уже не кажется таким простым дураком как раньше. Картина полна красок и все в ней очаровательно: толпа, радостно смеющаяся поступку молодца, и прекрасный скакун, который словно застыл в прекрасном грациозном прыжке, вместе со своим наездником. Васнецов выбрал яркие, бросающиеся в глаза краски, показывая тот момент радости, когда удаётся достигнуть цели. Автор отлично подчеркнул все детали картины, начиная одеждой, в которую одеты обычные русские мужики из толпы, заканчивая убранством терема, в котором заключена царевна. И коня не обделил вниманием, на нём красуется богатая сбруя, дорогое украшение, прекрасная грива. В этой картине два главных героя – Сивка – Бурка и Иван – дурак, самые красивые.Самое интересное, что, не смотря на то, что картина полна красок, радости и жизни, она писалась в тяжелые годы гражданской войны и депрессий для народа. Тем боле, что народу нужна поддержка, и Васнецов пишет эту картину, ведь Иван – дурак прыгал несколько раз, чтобы достать до окна царевны.Поэтому мы с легкостью можем понять выбор Васнецова, его обращение к сказке. Где как не в сказках можно увидеть, насколько силен духом русский народ? Где как не в сказке можно увидеть столько моментов победы добра над злом? Где как не в сказке можно увидеть веру народа в то, что добро победит? Только в сказке, где ещё говорится. Что противников очень мало или вообще нет.

  6. 6
    Текст добавил: ---L L ангело4е|{---L L

    Все мы помним эту картину. Даже в книге сказок её можно часто встретить. Самый младший сын, как уже стало “золотым стандартом” сказок, глупый, дурень, в общем – обычный Иван Дурак, получает в подарок от своего батюшки, ушедшего на покой, волшебного скакуна.
    А царь в это время делает объявление, что отдаст дочь за того молодца, который сможет достать до окна, высоченного терема, где она заперта и сможет её поцеловать.
    Русский художник-живописец Виктор Михайлович Васнецов, показывает финал этой истории, где наш герой все-таки достигает своей цели. Он показывает момент, в котором сила, справедливость, молодость и жизнь одерживает победу.
    Иван уже не кажется таким простым дураком как раньше. Картина полна красок и все в ней очаровательно: толпа, радостно смеющаяся поступку молодца, и прекрасный скакун, который словно застыл в прекрасном грациозном прыжке, вместе со своим наездником. Васнецов выбрал яркие, бросающиеся в глаза краски, показывая тот момент радости, когда удаётся достигнуть цели.
    Автор отлично подчеркнул все детали картины, начиная одеждой, в которую одеты обычные русские мужики из толпы, заканчивая убранством терема, в котором заключена царевна. И коня не обделил вниманием, на нём красуется богатая сбруя, дорогое украшение, прекрасная грива. В этой картине два главных героя – Сивка – Бурка и Иван – дурак, самые красивые.
    Самое интересное, что, не смотря на то, что картина полна красок, радости и жизни, она писалась в тяжелые годы гражданской войны и депрессий для народа. Тем боле, что народу нужна поддержка, и Васнецов пишет эту картину, ведь Иван – дурак прыгал несколько раз, чтобы достать до окна царевны.
    Поэтому мы с легкостью можем понять выбор Васнецова, его обращение к сказке. Где как не в сказках можно увидеть, насколько силен духом русский народ? Где как не в сказке можно увидеть столько моментов победы добра над злом? Где как не в сказке можно увидеть веру народа в то, что добро победит? Только в сказке, где ещё говорится. Что противников очень мало или вообще нет.

  7. 1. Годы жизни. Детство художника.
    2. Вятский край. Годы учёбы.
    3. Академия художеств. Петербург.
    4. Тесное дружеское общение с художниками.
    5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.
    6. «Богатыри».
    7. Персональная выставка художника.
    8. Васнецов — «первопроходец».
    Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) — один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
    Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи — жития святых, притчи и другие произведения. «Я всегда только Русью и жил», — вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.
    Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же  он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина.
    В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
    Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.
    Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. «Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались», — позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: «Пословицы русского народа» В.И. Даля (1861-1862), «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.
    Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз «Богатырей» (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою «грезу» об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.
    Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.
    Мне больше всего нравятся «Богатыри». В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
    С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи. Центром же стало самое «капитальное» произведение — «Богатыри». Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из «Богатырей» Васнецова.
    «Изумительный труженик», «большой умник и разумник», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли «первопроходцем».
    Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
    Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.
    20. В книге сказку может украсить палех. Прочитай.
    Палехская миниатюра — вид народной миниатюрной живописи; исполняется темперой на изделиях из папье-маше, покрытых чёрным лаком. Этот вид народного искусства появился в начале двадцатого века в посёлке Палех Ивановской области. Он возник на основе иконописного промысла, развивавшегося в этом месте несколько столетий.
    Темпера — 1. Краски, растёртые на эмульсии (натуральные эмульсии — цельное яйцо, желток, соки растений). 2. Картина, выполненная такими красками.
    21. Вспомни и запиши признаки сказки.
    1. Зачин.
    2. Волшебные предметы.
    3. Сказочные слова и выражения..
    4. Троекратный повтор.
    5. Борьба добра и зла.
    6. Добро побеждает зло.
    7. Концовка.
    22. Какие волшебные предметы ты знаешь? Напиши.

  8. Учитель начальных классов
    МОУ «СОШ №1»
    города Валуйки
    Цуканова Е.А.
    ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».
    Характеристика главных героев.
    (учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)
    Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную
    в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся
    Планируемые результаты
    Предметные:
    научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»
    и «зло»
    Метапредметные:
    познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;
    регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;
    коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения
    Личностные:
    выражают собственные чувства
    при чтении текста и в ходе раз-мышлений, анализа; осознают смысл определения учебных
    задач при работе с художественным произведением
    Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки
    Структура урока
    Этап урока
    Содержание деятельности учителя
    Содержание деятельности учащегося
    Формируемые способы
    деятельности
    1
    2
    3
    4
    I. Организационный момент
    – С каким настроением вы пришли на урок? Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.
    – Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и   хорошее настроение нас не покинет.
    Показывают готовность
    к уроку.
    Владеют навыками психологической подготовки к уроку
    II. Проверка домашнего задания
    – Какую пословицу вы нашли в сказке?
    – Как вы её понимаете?
    Читают записи в тетради
    Владеют навыками самостоятельной работы
    III. Сообщение темы и цели
    – Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок
    Внимательно слушают
    Принимают учебную задачу
    IV. Изучение нового материала.
    1. Актуализация опорных знаний.
    – Отгадайте название сказки:
    Конь ретивый, долгогривый,
    Скачет полем, скачет нивой.
    Был он другом у Ивана
    И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)
    – Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?
    – Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)
    Отгадывают загадку.
    Отвечают на вопросы.
    Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
    2. Целевая установка.
    – Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».
    Внимательно слушают.
    3. Вступительное слово учителя.
    – Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
    к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.
    1
    2
    3
    4
    4. Первичное чтение сказки
    5. Беседа по содержанию прочитанного.
    – Понравилась вам сказка?
    – Какие чувства вы испытали, слушая её?
    – Кто из героев сказки вам понравился больше всего?
    – Каков Иванушка?
    – А каковы его братья?
    – Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»?
    – За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?
    Читает хорошо подготовленный ученик.
    Отвечают на вопросы.
    Осуществляют логические действия.
    6. Словарная
    работа.
    – Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?
    Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).
    Кликать – звать.
    Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.
    Добрая пшеница – хороший урожай.
    Иззяб – замерз.
    Гаркни – громко крикни.
    Побрезгать – испытать отвращение.
    Потчует – угощает.
    Определяют совместно
    с учителем толкование слов.
    Владеют навыками работы со справочной литературой.
    7. Работа с ил-люстрациями
    и репродукцией картины к сказке
    – Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок
    в сказке.
    – Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?
    – Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать?
    Отвечают на вопросы.
    1
    2
    3
    4
    – Зачем она придумана?
    – Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.)
    – Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.
    Физкультминутка
    Выполняют движения физкультминутки согласно тексту
    Выполняют физкультминутку
    V. Продолжение работы
    над темой.
    1. Работа над со-держанием первой части сказки.
    2. Выборочное чтение.
    – Найдите и прочитайте отрывки в тексте.
    а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)
    б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)
    в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?
    г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)
    Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
    о чём говорится).
    Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
    3. Чтение по ролям.
    – Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?
    Читают текст по учебнику.
    Отвечают на вопросы.
    Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).
    4. Беседа по содержанию прочитанного.
    – Как начинается сказка? (Жил-был.)
    – Сколько сыновей было у старика? (Три.)
    – Число три – что это за число?  (Волшебное.)
    – Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было
    у крестьян.)
    – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)
    – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.)
    На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев.
    – Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)
    – Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)
    5. Знакомство
    с главными героями
    – Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)
    – Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)
    – Конь обычный или нет? (Необычный.)
    – Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)
    – Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?
    – Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)
    – Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)
    – Какую службу обещает сослужить? (Великую.)
    – О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.)
    – Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
    – Заучим наизусть эти слова.
    – Почему братья спрашивают у Ивана?
    – А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)
    – О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)
    – Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)
    – Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.)
    – Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)
    – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.)
    – Прочитаем диалог Ивана с конем.
    – Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.
    – Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев.
    – Чем интересуются старшие братья? (Бытом.)
    – А что сказитель говорит о младшем?
    – Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?
    Зачитывают отрывок.
    Отвечают на вопросы.
    на поставленные учителем вопросы.
    Осуществляют логические действия.
    Адекватно воспринимают информацию
    1
    2
    3
    4
    – Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?
    – Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все.
    Он другой.
    – Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.)
    – Какое испытание должны пройти герои?
    – Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.
    – Почему старший брат не хочет идти на могилу?
    – Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)
    – А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует?
    – Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?
    – А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)
    – Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.
    – Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)
    – Как описывает сказитель Сивку-бурку?
    – Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет?
    – Откуда же взялся такой конь?
    – Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?
    – Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.
    – Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему?
    – На чьей стороне сказитель? Почему?
    – Кто симпатичен вам?
    – Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?
    – Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
    у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?
    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
    и обобщения.
    Зачитывают отрывок.
    Зачитывают отрывок
    Зачитывают отрывок.
    Делают выводы и обобщения
    1
    2
    3
    4
    Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.
    Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части
    сказки
    Делают выводы и обобщения
    VI. Тест
    ТЕСТ
    Обведи букву правильного ответа.
    1. Укажи автора сказки.
    а) Русская народная сказка;
    б) чешская народная сказка;
    в) немецкая народная сказка;
    г) румынская народная сказка.
    2. Укажи значение слова «вещий».
    а) Мудрый;
    б) волшебный;
    в) предвидящий будущее;
    г) много знающий.
    3. Какая масть лошадей называется каурой?
    а) Светло-каштановая;
    б) тёмно-коричневая;
    в) чёрная;
    г) светло-серая.
    4. Сколько сыновей было у старика?
    а) Два;
    б) один;
    в) три;
    г) четыре.
    5. Как звали младшего сына?
    а) Илья Муромец;
    б) Алёша Попович;
    в) Иванушка-дурачок;
    г) Иван-царевич.
    6. О чём старик попросил сыновей?
    а) Постеречь ячмень;
    б) постеречь рожь;
    в) постеречь пшеницу;
    г) постеречь кукурузу.
    7. Кто выполнил поручение отца?
    а) Старший сын;
    б) младший сын;
    в) средний сын;
    г) соседский мальчик.
    8. Как Иван поймал вора?
    а) Схватил руками;
    б) накинул на шею верёвку;
    в) заманил в капкан;
    г) усыпил.
    9. Что вор предложил в обмен на свободу?
    а) Ковёр-самолёт;
    б) скатерть-самобранку;
    в) сапоги-скороходы;
    г) свою службу.
    10. Кто была Елена Прекрасная?
    а) Волшебница;
    б) дворянка;
    в) царевна;
    г) царица.
    11. Где жила Елена Прекрасная?
    а) В хижине;
    б) во дворце;
    в) в тереме;
    г) в светлице.
    12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?
    а) В первый раз;
    б) во второй раз;
    в) в третий раз;
    г) в четвёртый раз.
    13. Почему Иванушка перевязал руку?
    а) Сломал руку;
    б) ушиб руку;
    в) спрятал перстень;
    г) порезал руку.
    14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?
    а) Высматривала в окно;
    б) потчевала гостей;
    в) наблюдала в бинокль;
    г) приглашала на танец.
    15. Чем закончилась сказка?
    а) Царевна горько плакала;
    б) Иванушка ускакал;
    в) Иванушка женился на царевне;
    г) старший брат женился на царевне.
    VII. Итог урока. Рефлексия
    – Назовите героев сказки «Сивка-бурка».
    – Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)
    – Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)
    – Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)
    – С каким настроением вы уходите с урока?
    Осуществляют самоанализ учебной деятельности
    Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию
    VIII. Домашнее задание
    Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
    Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части.
    Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.
    Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
    Принимают
    и сохраняют учебную задачу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *