Сочинение на тему скороговорки

8 вариантов

  1. У меня дочь,когда была маленькой,не выговаривала букву “Р”.До 4 лет я это терпела,а затем,проштудировав кучу литературы в интернете,стала усиленно с ней заниматься.Месяца за 2 мы с ней все-таки стали выговаривать эту злополучную букву и конечно же я успокоилась.Но в последнее время мне стало казаться,что доча говорит букву”Р” невнятно,а иногда как-будто даже проглатывает.И мы с ней стали играть в скороговорки.Думаю это должно помочь.
    Зачем нужны скороговорки детям?
    Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.
    У Карла кораллы. У Клары кларнет.
    Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
    У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет.

    Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.
    А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?
    Что такое скороговорка? Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками».
    На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.
    Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».
    Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.
    Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:
    Портной пыхтел, поров пальто,
    Пришил петельки прочно,
    Почистил пыльное пятно,
    Пел песенку побочно.
    Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.
    Большие бизоны бегут по-бизоньи.
    А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.
    Жабы жарили желуди жирные,
    Жадно жрали жасмин, жожоба,
    Жабы жили жизнью прежирною.
    Ждали жалобы, жарко жуя.

    Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.
    А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.
    Азбука-скороговорка
    Ах, абрикоса аромат!
    Бесшумно бабочки болтают.
    Ветвистый вьется виноград!
    Грустит гвоздика голубая.
    Дубравы древней дремлет дух.
    Едят ежата ежевику.
    Жужжит жеманно желтый жук.
    Здесь загорает земляника.
    Индюшка ищет изумруд.
    Кот камышовый кличет кошку.
    Лоснится луг – лесной лоскут!
    Мечтают маленькие мошки.
    Немая наступает ночь.
    Окрасят остров орхидеи.
    Прохладой пролетают прочь
    Раздумья радостных растений!
    Смешные совы сеют сон.
    Темнеют тучи, тропы, травы.
    Улыбкой утра упоен
    Фламинговый фокстрот фиалок!
    Художник- хвоя холодит.
    Циклон целует цикламены.
    Черешня чарами чудит.
    Шафрану шепчет шелк шалфея.
    Щебечут щуплые щеглы.
    Эх, эдельвейса эпилоги!..
    Юрок-юнец юлой юлит.
    Явился ястреб ясноокий.

    Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!
    Источник статьи:http://shkolazhizni.ru
    А вот подборка скороговорок на букву “Р”
    1. Дробью по перепелам да по тетеревам.
    2. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
    3. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
    4. Клара-краля кралась к Ларе.
    5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
    7. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
    8. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь
    двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.
    9. Курфюрст скопроментировал ландскнехта.
    10. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
    11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
    12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
    13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
    14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
    15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
    17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
    18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
    19. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
    20. Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про
    Прокоповича, про твоего.
    20. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, пе-
    ревыколпаковать, перевыколпаковать, переколпаковать.
    21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
    22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Про-
    копиевича.
    23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
    24. Корольчорел.
    25. Курьера курьер обгоняет в карьер.
    26. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    27. Гонец с галер сгорел.
    28. Талер тарелка стоит.
    29.. Идти на рать, так бердыш брать.
    30. Интервьюер интервента интервьюировал.
    31. Либретто “Риголетто”.
    32. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    33. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
    34. Во мраке раки шумят в драке.
    35. Жри во ржи, да не ржи.
    36. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
    37. Город Нерль на Нерли реке.
    38. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    39. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря пе-
    репономарит, перевыпономарит.
    40. Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,
    про крупу, да про подкрупки.
    41. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
    42. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
    43. Купили Валерику и Вареньке
    Варежки и валенки.
    44. Ехал Грека через реку,
    Видит Грека – в реке рак,
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Греку цап.
    45. Вот так Ермак – посеял мак,
    Расцвел мак. Вот так Ермак!
    Пожал мак, смолотил мак,
    Продал мак – вот так Ермак!
    46. Макару в карман комарик попал.
    Комар у Макара в кармане пропал.
    Про это сорока в бору протрещала:
    “В кармане Макара корова пропала!”
    47. Сорок сорок воровали горох,
    Сорок ворон отогнали сорок.
    Сорок орлов напугали ворон,
    Сорок коров разогнали орлов.
    48. Задали в школе детям урок:
    Прыгают в поле сорок сорок.
    Десять взлетели, сели не ели.
    Сколько осталось в поле сорок?
    49. Петр Петрович, по имени Перепелович
    пошел погулять,
    Поймал перепелку, пошел продавать.
    Пронес по рынку, просил полтинку,
    Подали пятак, он продал и так!
    50. Четыре черненьких чумазеньких чертенка
    Чертили черными чернилами чертеж.
    Черезвычайно чисто!

  2. В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. В такой игре можно было и отличиться, но только так, если это не нарушало порядка. В этом состояла общественная и педагогическая ценность народных игр.
    Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме — это счет. Счетом решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в числа. Припомним, что в сказках число «три» оказывается то счастливым, то несчастливым: на третий раз Ивану — крестьянскому сыну удалось допрыгнуть на коне до окошка царевны и поцеловать ее, и, напротив, герой едва не гибнет, в третий раз встретившись с чудовищем… Наверное, был особый смысл и у чисел: семь, девять, двенадцать, тринадцать.
    Считалка иногда искажает счет: вместо «раз» говорится «ази», вместо «два» — «двази», вместо «три» — «тризи» и т. д. Бывают и до неузнаваемости искаженные слова: «пятам, латам, шума, рума»; оказывается, что это — пять, шесть, семь, восемь. Счет в считалке условный, понятный только играющим! Таким он был и у тех, кто в древности старался скрыть от воображаемых злых сил приготовления к общему делу — когда распределялись роли участников; ведь считалка тоже открывает игру, а игра была подражанием серьезным делам: охоте, работе в поле, военному походу. С течением времени серьезный смысл у игры-пересчета исчез, и считалки стали забавными стишками: о коне, который скачет по полям, о зайце, который бегает по болоту и ищет себе работу, о яблоке, которое катится мимо сада…
    Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка…» — ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму — бух! Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух», «мух» передает падение незадачливой торговки.
    Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Попробуйте быстро сказать: «На дворе трава, на траве дрова». Редко кто не ошибается. Скороговорки учили четко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.
    Источники:
    В. Аникин Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Изд. 2-е. Сост., вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина. Оформл. Л. Зусмана. М., «Дет. лит.», 1977. 367 с.

  3. Интервьюер интервента интервьюировал.
    Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
    Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
    Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
    Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
    И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
    Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
    Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
    Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но, заскороговорившись, выскороговорил,
    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
    И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
    Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
    У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
    Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
    Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
    Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
    Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
    Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
    Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
    Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
    Пакет под попкорн.
    Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
    В Каннах львы только ленивым венки не вили.
    В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
    Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
    Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
    Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
    Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
    Сиреневенькая зубовыковыривательница.
    Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
    Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
    Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
    Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
    Волховал волхв в хлеву с волхвами.
    Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
    Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
    Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
    Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
    Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
    У Сени и Сани в сенях сом с усами.
    У осы не усы, не усища, а усики.
    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
    Осип охрип, Архип осип.
    Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
    Сачок зацепился за сучок.
    По семеро в сани уселись сами.
    Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
    Свиристель свиристит свирелью.
    Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
    Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
    Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
    Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
    Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
    Четверть четверика гороха без червоточинки.
    Инцидент с интендантом.
    Прецедент с претендентом.
    Константин констатировал.
    Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
    Ценит цеп косец по косовице.
    Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
    У ежа — ежата, у ужа — ужата.
    Жутко жуку жить на суку.
    Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
    Течет речка, печет печка.
    Щипцы да клещи — вот наши вещи.
    Тщетно тщится щука ущемить леща.
    Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
    Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
    Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
    Около колодца кольцо не найдется.
    Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
    Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
    Яшма в замше замшела.
    Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
    В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
    Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
    Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
    Ест Федька с водкой редьку.
    Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
    Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
    Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
    К Габсбургам из Страсбурга.
    Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
    Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
    У елки иголки колки.
    В один клин, Клим, колоти.
    Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
    А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
    Турка курит трубку, курка клюет крупку.
    Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
    Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
    Водовоз вез воду из-под водопровода.
    Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
    Подал грабли крабу краб.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
    У осы не усы и не усища, а усики.
    Ткёт ткач ткани на платки Тане.
    Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
    Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
    А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
    Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
    Рододендроны из дендрария.
    Сорока со скоросоковыжималкой.
    На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    На дворе-подворье погода размокропогодилась.
    Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
    Баркас приехал в порт Мадрас.
    Матрос принес на борт матрас.
    В порту Мадрас матрас матроса
    Порвали в драке альбатросы.
    Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
    Когда-то галок поп пугая,
    В кустах заметил попугая,
    И говорит тут попугай:
    «Пугать ты галок, поп, пугай.
    Но, только галок, поп, пугая,
    Не смей пугать ты попугая!
    Королева кавалеру подарила каравеллу.
    На мели мы налима лениво ловили,
    Меняли налима вы мне на линя.
    О любви не меня ли вы мило молили
    И в туманы лимана манили меня.
    На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
    Невелик бицепс у эксгибициониста.
    Недопереквалифицировавшийся.
    Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
    Саша шапкой шишку сшиб.
    Футляр для дрели.
    Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
    Сняли с Надежды цветные одежды,
    Без одежд Надежда не манит, как прежде.
    Сшит колпак, да не по-колпаковски,
    вылит колокол, да не по-колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
    Ужа ужалила ужица.
    Ужу с ужицей не ужиться.
    Уж от ужаса стал уже –
    ужа ужица съест на ужин
    и скажет: (начинай сначала).
    Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
    На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.
    Технология шишкосушения:
    После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел. Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел. В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел. Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.
    Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
    Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
    Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
    Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
    Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
    Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
    Ткет ткач ткани на платье Тане.
    У перепелa и перепелки пять перепелят.
    Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
    Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
    Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.
    Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
    Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
    Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
    Около кола колокола, около ворот коловорот.
    Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
    А мне не до недомогания.
    Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
    Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
    Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
    Коваль ковал коня,
    Конь — копытом коваля,
    Коваль — кнутом коня.
    Маленькая болтунья
    Молоко болтала-болтала,
    Да не выболтала.
    Петя был мал и мяту мял.
    Увидала мать — не велела мять.
    О любви не меня ли
    Вы мило молили
    И в туманы лимана
    Манили меня?
    Слава у Власа съел все сало.
    Клала Клава лук на полку,
    Кликнула к себе Николку.
    Только у молодца и золотца,
    Что пуговка оловца.
    Съел Слава солено сало,
    Да сала Славе мало.
    Козел-мукомол,
    Кому муку молол,
    Кому не молол?
    У Фили были,
    У Фили пили,
    Да Филю ж побили.
    Феофан — болван:
    Молоко взболтал,
    Да не выболтал.
    Милая Мила
    Мылилась мылом,
    Намылилась, смыла —
    Так мылилась Мила.
    Стоит поп на копне,
    Колпак на попе,
    Копна под попом,
    Поп под колпаком.
    Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.
    Дед Додон в дуду дудел,
    Димку дед дудой задел.
    Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,
    Обижать друзей не нужно.
    Два дровосека, два дроворуба,
    Два дровокола отточили топоры,
    Топоры остры-то до поры,
    До поры остры топоры, до времени.
    Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
    Ходит квочка около дворочка,
    Водит деток около клеток.
    Встретил в чаще еж ежа,
    — Как погода, еж?
    — Свежа.
    И пошли домой, дрожа,
    Сгорбясь, съежась, два ежа.
    Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
    У нас на дворе-подворье
    Погода размокропогодилась.
    Лошадь с седоком,
    Да без седла и узды, без подпруги и удил.
    Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
    А внизу похожие на маленьких ежат
    Шишки прошлогодние на траве лежат.
    Ты, молодец, скажи молодцу,
    Пуст молодец молодцу скажет,
    Пусть молодец теленка привяжет.
    На дуб не дуй губ,
    Не дуй губ на дуб.
    В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира
    И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
    Испугались медвежонка
    Еж с ежихой и с ежонком,
    Стриж с стрижихой и стрижонком.
    С мышами во ржи подружились ежи.
    Ушли в камыши — и во ржи не души.
    Ужа ужалила ужица.
    Ужу с ужицей не ужиться.
    Уж от ужаса стал уже –
    ужа ужица съест на ужин.
    Уж пожаловал ежам
    Новых дюжину пижам.
    Прежние пижамы
    Исколоты ежами.
    У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
    Дятел лечит древний дуб,
    Добрый дятел дубу люб.
    Баран-буян залез в бурьян.
    Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
    Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
    Был баран белокрыл,
    Всех баранов перебелокрылил.
    Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
    Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
    Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
    Бобры храбры, идут в боры,
    Бобры для бобрят добры.
    Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
    Вместо рубахи не носите брюк вы,
    Вместо арбуза не просите брюквы.
    Цифру всегда отличите от буквы
    И различите ли ясень и бук вы?
    Купила бабуся бусы Марусе.
    Бабкин боб расцвел в дождь,
    Будет бабке боб в борщ.
    Возьми у белобородого мужика
    Полкринки кислого молока.
    Купили Валерику и Вареньке
    Варежки и валенки.
    Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу
    o Георгии Григорьевиче.
    Съел Валерик вареник,
    А Валюшка — ватрушку.
    Проворонила ворона вороненка.
    Верзила Вавила весело ворочал вилы.
    Соломы воз возница вез.
    Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
    Валя на проталинке промочила валенки.
    Валин валенок провалился в проталинок.
    Забавной обезьяне бросили бананы,
    Бросили бананы забавной обезьяне.
    А мне не до недомогания.
    На меду медовик, а мне не до медовика.
    Командир говорил про полковника и про полковницу,
    Про подполковника и подполковницу.
    Про поручика и про поручицу,
    Про подпоручика и подпоручицу,
    Про прапорщика и про прапорщицу,
    Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
    Король — орел.

  4. Красивое пение немыслимо без ясной и четкой дикции.
    Для тренировки дикции очень полезно использовать тексты, составленные из нескольких скороговорок.   
    Каждый такой текст уже становится занимательным рассказом  о каком-либо событии. Это делает работу над дикцией еще более интересной.
    Выучите скороговорочные тексты наизусть. Определите основную мысль рассказа, она, как правило,  выражается пословицей или поговоркой, завершающей текст.
    Выражайте при чтении текстов свое отношение к описываемым событиям, читайте тексты эмоционально и выразительно.
    Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что отлит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла,  белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить – дело упустить.
    Маланья-болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали. На язык пошлин нет, что хочет, то и лопочет. Болтала-болтала, болтала-болтала, да так всего не выболтала: ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
    Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках, везет да языком, что решетом так и сеет: и про щук и про леща, — мол, плавниками трепеща, пищи на обед  ища, ходит щука вкруг леща – вот так это штука, — тщетно тщится щука ущемить леща. Вот так это штука!
    От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык тупогуб никуда не спешил, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
    Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят, да на соседний двор поглядывают, а на дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров – дрова выдворить! Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся – толку добьются.
    Скороговорочные тексты  взяты из книги «Искусство речи», авторы Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Учебное пособие для театральных учебных заведений, 1977 год.

  5. 5
    Текст добавил: Cмит в Трусах

    6. По Чите течёт Четинка.
    7. Превратил Кощей щук, лещей в клещей.
    8. Волки рыщут – пищу ищут.
    9. Чешуя у щучки – щетинка у чушки.
    10. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
    11. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
    М – Н – Л
    1. Моланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
    2. Около кола колокола, а около ворот коловорот.
    3. Король – орёл. Король – орёл. Король – орёл.
    4. Не жалела мама мыла, молча мылом Милу мыла. Мила мыло не любила.
    5. Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала. Пойдет к Лавру, Лавру про Фрола наврет.
    6. Мандолина с гармонью звучат в унисон, пианино с валторной играют канон.
    7. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
    8. На мели мы налима лениво ловили. Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили и в туманы Лимана манили меня.
    9. А мне не до недомогания.
    10. Был мел бел. Бык мел съел. Мел бык съел. Стал бык бел.
    11. Вбил кол в частокол, подприколошматил.
    Р
    1. На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.
    2. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
    3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.
    4. Краля Клара кралась к Ларе.
    5. Интервьюер интервента интервьюировал.
    6. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
    7. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    8. Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
    9. Выговори-ка, Игоревна: гравюра выгравирована и перевыгравирована.
    10. Дробью бьют по перепелам, да по тетеревам.
    11. Дровоколорубы рубили дубы. Дубы рубили дровоколорубы.
    Скороговорочные рассказы
    1. С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая. Мимо Пахом ехал верхом. Увидал Пахом, стал браниться с попом: « Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай». Но пустой голове всё трынь-трава. Нашего Пономаря не перепономарилась стать. У всякой пташки свои замашки.
    2. От топота копыт пыль по полю летит. То послали Сеню с донесением. Голова у Сени с лукошко, а мозгу ни крошки. По виду орел, по уму – тетерев. Доскакать – доскакал, да все не так рассказал. Рассказал, что не тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; что Прокоп не варил свой укроп, а съел у Малаши всю сыворотку из-под простокваши, да еще пирог с грибами, чтоб держать язык за зубами. Прокоп-то держал, а Сеня все болтал, да болтал, да и вздремнул. Вздремнуть не вздремнул, всхрапнул, да и присвистнул.
    3. Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Стоят, да на соседний двор поглядывают. А на дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров. Дрова выдворить давно пора. Бросились Егорки с горки дрова таскать. Где вместе возьмутся, там толку добьются.
    4. Тень, тень, потетень. Выше города плетень. Слушайте, кому не лень сказку-небылицу, про красную девицу Моланью-болтунью, что молоко болтала, болтала, да не выболтала, а дала Ромаше всю сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел, не ел, а за столом посидел. По усам текло, а в рот не попало! Вот вам и сказка, а нам бубликов связка.
    5. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Просто сыворотку из-под простокваши. А он всем говорил, что я молодец-удалец съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами. Болтал-болтал, молол-молол. Язык болтает – голова не знает.
    6. Моланья-болтунья болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: На дворе – трава, на траве – дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. И не скажешь, что тридцать три корабля лавировали, лавировали, де не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит Моланья-болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
    7. Береги честь смолоду, а то была у Фрола – Фролу про Лавра наврала. Пойдет к Лавру – Лавру про Фрола наврет, ведь язык без костей и от лжи не краснеет, без того красный. У злой Натальи все люди – канальи, а еще говорит: не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
    8. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет, да языком, что решетом, так и сеет: про щук и про леща, мол плавниками трепеща, ходит щука вкруг леща – вот так это штука – тщетно тщится щука ущемить леща. Болтал-болтал, на чужой роток не накинешь платок. Санки – скок! Сеньку с ног, Соньку в бок, Саньку в лоб. Все в сугроб! Всякая сорока от своего языка погибает. Знай больше, а говори меньше.
    9. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили про покупки, про крупу, да про подкрупки. Говорили, что купили пол четверти чет чертика чечевицы без червоточины. А все потому, куда ветерок, туда и умок. Хиханьки да хаханьки – доходишки маханьки. Лежа пищи не добудешь. Вот у молодца только и золотца, что пуговка оловца. Хорошо, хоть купили полчетверти четвертика чечевицы без червоточины. Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.
    10. В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них на дворе – трава, на траве – дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров. А Варька с Ларькой все хиханьки, да хаханьки, как детишки махоньки и не собираются дрова со двора выдворять.
    11. Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет, да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева; мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
    12. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Варю, про Ларину жену. Спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики; что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпоковать, перевыколпоковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить – дело упустить.
    13. От топота копыт пыль по полю летит. Едет баба из города, везет вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришел Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Пото играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто переносит вести, тому бы на день плетей по двести.
    14. Я ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, а мне не до медовика; что на улице дёготник, а мне не до дёготника, не до дёготниковой жены, не до дёготниковых детей. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу – язык ото лжи не краснеет, и без того красный. А только береги честь смолоду – один раз соврешь, в другой не поверят. Ведь коли врун, так и обманщик; обманщик, так и плут; плут, так и мошенник; мошенник, так и вор.
    15. В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича – шли, шли, вдруг перед ними река – широка как Ока, а на том берегу стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, испугались попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики – пуганая ворона куста боится.
    16. Языком не расскажешь, так и пальцем на растычешь. Нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал. Речь умом красна, а коли язык шепеляв, то и переговори скороговорочку за скороговорочкой – тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; а у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпоковать, перевыколпоковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Нужно все скороворки перескороговорить, перевыскороговорить и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.
    17. Дело было вечером, делать было нечего. Портной Пато играл в лото, и портниха Пото играла в лото, но портной Пото не знал про то, что портниха играет в лото. Пришел Прокоп кипятить свой укроп, рассказал про то, что портниха Пото играет в лото, но не слушал Пото. Ушел Прокоп. Шипел укроп, шипел укроп, закипел вдруг укроп. Услыхали про то супруги Пото. Позабыв про лото, закричали про то, что пришел Прокоп, не кипел укроп, а ушел Прокоп – закипел укроп. Прибежал Прокоп и спросил Пото: «Что кричите, про что??» Но не слышат Пото и кричат лишь про то, что пришел ты, Прокоп, не кипел твой укроп, а ушел ты, Прокоп, закипел твой укроп. И сбежал твой укроп. Дело было вечером, делать было нечего.
    Трудноговорки
    1. Столы белодубовые, гладкотёсовыструганые.
    2. Кто не работает, то не ест то, что ест тот, кто работает.
    3. Сереневенькая зубовыковыривательница.
    4. Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
    5. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
    6. Ложечка ты моя желобоковыгибистая, да с приподвыподвертом.
    7. Инженеры нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали.
    8. Босх со смехом схватил бесхвостого хвастуна за хвост и с эсхатологической схематичностью схоласта схавал халву.
    9. Здание реконструировали, проходы забаррикадировали, жителей эвакуировали, время зафиксировали, результаты запротоколировали. Все как запланировали и запрограммировали.
    10. Рапортовал, да не дорапортавался. Дорапортовывал, да зарапортовался.
    11. –говорили про Прокоповича! –Про какого про Прокоповича? – Про Прокоповича, про Прокоповича. Про Прокоповича, про твоего!
    12. На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен уметь отличать аппарат шишкосушения от аппарата нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от шишек, не пригодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных. За каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове!
    ЧАСТЬ 2
    Орфоэпия
    Орфоэпия – это раздел языкознания, где изучаются правила и законы правильного произношения.
    Произносительные нормы современного русского языка сложились в первой половине XVII века, одновременно со становлением русского национального языка. Москва – политический и культурный центр Русского государства, выработала на основе северорусских говоров и южных диалектов свое московское произношение. Эта речь стала нормой русского литературного языка. Московская речь передавалась в другие культурные центры и усваивалась там на почве местных диалектов. В начале XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, он постепенно выработал свой говор, получивший название «побуквенного». Как писалось, так и говорилось. Но это произношение имело распространение в основном в кругу высшего петербургского чиновничества и дальше не пошло. Таким образом, литературной нормой языка продолжало считаться московское произношение.
    Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударения; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

  6. Доклад Развитие речи с помощью скороговорок.
    Кто хочет разговаривать,
    Тот должен выговаривать
    Всё правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно…
    Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется все: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказаться, как можно быстрее. А что из этого выходит? Никто их не понимает!
    Хотите, чтобы вас понимали? Развивайте дикцию! Нет, не просто чёткое выговаривание буквы “р”. А именно четкую, размеренную речь, смысл которой не теряется в “проглоченных” окончаниях и подобных изъянах.
    Многие дети в  школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки. Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того чтобы усовершенствовать дикцию ребёнка – это скороговорки.
    История скороговорок начинается со времён Древней Руси, но при этом они до сих пор популярны как в России, так и во многих странах Европы и Азии, которые обладают богатейшим фольклором.
    Еще в старину были придуманы скороговорки.
    Скороговорка-род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Врач-логопед на проводимых им занятиях с детьми, у которых имеются нарушения дикции, также очень часто применяет скороговорки. Для таких детей, у которых проблема с произношением буквы «р» , есть специальные скороговорки способствующие улучшению выговаривания этого звука, к примеру, такая: Варвара варенье варила, да не выварила.
    Сейчас легко можно найти скороговорки на английском, французском, арабском, польском языках не только в книгах, но и на интернет-сайтах, которые специализированны на эту тему. Детские скороговорки являются отличным помощником в развитии чувства рифмы и силы голоса, они сделают темп речи идеальным, а речевое дыхание совершенным.
    Дети очень любят скороговорки, так как детские скороговорки наделены своим сказочным, забавным смыслом.
    С раннего детства нам запомнились весёлые скороговорки:
    На дворе трава, на траве дрова.
    Карл у Клары украл кораллы.
    Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своём речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.
    А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Весёлая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытывать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймёшь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.
    Скороговорка почти всегда  использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в весёлые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух-  или четырёхстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.
    Скороговорка будит фантазию ребёнка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развивать артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой речи.
    Но проходит время, ребёнок подрастает и встаёт перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актёры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит из скороговорки  можно извлечь огромную пользу.
    Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговаривать с налета почти всегда оканчивается неудачей.
    Ещё до скороговорок тренинг артикуляции начинается с таких звукосочетаний, как птку-птко-птка, кпту-кпто-кпта, жздру-жздро-жздра, врлуврл- врловрл-врлаврл и так далее. Звуки  в этих упражнениях варьируются, к тренингу подключаются телесные движения, работа с мячиком, скакалкой и т.п.
    Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках.
    Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, и
    чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции достаточно следовать простым правилам.
    Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова можно добиться великолепной четкости речи. А список шагов очень прост:
    Шаг 1
    Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро – критическое заблуждение!
    Сначала надо проговорить скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку.
    Для примера возьмем скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложные буквы здесь – это Р, Д и Т. Соответственно разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая буквы Р, Д и Т: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи.
    Шаг 2
    Когда ребёнок сможет выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. (Чтение по губам).
    Шаг 3
    Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые  произносит ребёнок , должны быть тихими, но четкими! Пусть ребёнок представит себя суфлёром в театре, его шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
    Шаг 4
    После того, как ребёнок четко прошептал чистоговорку, настало время проговорить её вслух. Произносить надо медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро – нужно научиться говорить медленно!
    Шаг 5
    Теперь, когда ребёнок полностью выучил и проработал текст, можно текст произнести  с разной интонацией, в разных “стилях”.  Проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Потом продемонстрировать скорость  речи. Затем можно попробовать спеть фразу.
    Для того чтобы развить правильную дикцию у ребёнка необходимо проводить с ним занятия всего лишь раз в два-три дня по пятнадцать–двадцать минут. Важно, чтобы это занятие ему не надоело. Учиться выговаривать скороговорки надо по одной, пока не научитесь произносить одну, не начинайте изучать другую.  А когда  ребёнок сможет произносить скороговорку быстро, то обучение можно превратить в игру. Например, когда ребёнок подбрасывает мяч, то во время того, пока мячик будет находиться в воздухе, ребёнку нужно успеть выговорить небольшую скороговорку.
    В общем, вот это весь секрет развития речи с помощью скороговорок, а вы уж совершенствуйте метод. Тренируйте детей,  тренируйтесь вместе с детьми. Пусть все ваши дети  говорят четко и ясно.
    Надеюсь, что эта статья будет интересна всем, кто желает улучшить дикцию свою и своего ребёнка.

  7. В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. В такой игре можно было и отличиться, но только так, если это не нарушало порядка. В этом состояла общественная и педагогическая ценность народных игр.
    Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме — это счет. Счетом решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в числа. Припомним, что в сказках число «три» оказывается то счастливым, то несчастливым: на третий раз Ивану — крестьянскому сыну удалось допрыгнуть на коне до окошка царевны и поцеловать ее, и, напротив, герой едва не гибнет, в третий раз встретившись с чудовищем. . . Наверное, был особый смысл и у чисел: семь, девять, двенадцать, тринадцать.
    Считалка иногда искажает счет: вместо «раз» говорится «ази», вместо «два» — «двази», вместо «три» — «тризи» и т. д. Бывают и до неузнаваемости искаженные слова: «пятам, латам, шума, рума»; оказывается, что это — пять, шесть, семь, восемь. Счет в считалке условный, понятный только играющим! Таким он был и у тех, кто в древности старался скрыть от воображаемых злых сил приготовления к общему делу — когда распределялись роли участников; ведь считалка тоже открывает игру, а игра была подражанием серьезным делам: охоте, работе в поле, военному походу. С течением времени серьезный смысл у игры-пересчета исчез, и считалки стали забавными стишками: о коне, который скачет по полям, о зайце, который бегает по болоту и ищет себе работу, о яблоке, которое катится мимо сада. . .
    Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка. . . » — ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму — бух! Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух», «мух» передает падение незадачливой торговки.
    Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Попробуйте быстро сказать: «На дворе трава, на траве дрова». Редко кто не ошибается. Скороговорки учили четко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.
    Источники:
    В. Аникин Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Изд. 2-е. Сост. , вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина. Оформл. Л. Зусмана. М. , «Дет. лит. », 1977. 367 с.
    .

  8. В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. В такой игре можно было и отличиться, но только так, если это не нарушало порядка. В этом состояла общественная и педагогическая ценность народных игр.
    Частью игры были и считалки. Считалка в простейшей форме — это счет. Счетом решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в числа. Припомним, что в сказках число «три» оказывается то счастливым, то несчастливым: на третий раз Ивану — крестьянскому сыну удалось допрыгнуть на коне до окошка царевны и поцеловать ее, и, напротив, герой едва не гибнет, в третий раз встретившись с чудовищем… Наверное, был особый смысл и у чисел: семь, девять, двенадцать, тринадцать.
    Считалка иногда искажает счет: вместо «раз» говорится «ази», вместо «два» — «двази», вместо «три» — «тризи» и т. д. Бывают и до неузнаваемости искаженные слова: «пятам, латам, шума, рума»; оказывается, что это — пять, шесть, семь, восемь. Счет в считалке условный, понятный только играющим! Таким он был и у тех, кто в древности старался скрыть от воображаемых злых сил приготовления к общему делу — когда распределялись роли участников; ведь считалка тоже открывает игру, а игра была подражанием серьезным делам: охоте, работе в поле, военному походу. С течением времени серьезный смысл у игры-пересчета исчез, и считалки стали забавными стишками: о коне, который скачет по полям, о зайце, который бегает по болоту и ищет себе работу, о яблоке, которое катится мимо сада…
    Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка…» — ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму — бух! Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух», «мух» передает падение незадачливой торговки.
    Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Попробуйте быстро сказать: «На дворе трава, на траве дрова». Редко кто не ошибается. Скороговорки учили четко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.
    Источники:
    В. Аникин Живая вода. Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. Изд. 2-е. Сост., вступит, ст. и примеч. В. П. Аникина. Оформл. Л. Зусмана. М., «Дет. лит.», 1977. 367 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *