Сочинение на тему сквернословие

9 вариантов

  1. Сочинение-миниатюра
    по дисциплине «Русский язык и культура речи»
    на тему «Мое мнение о проблеме сквернословия»
    Выполнила студентка гр.В-205
    Знайденова Дарья
    Сквернословие – это употребление в речи бранных слов, неприличных выражений, мата. На мой взгляд, данная проблема является очень актуальной в наше время. Ведь многие из нас, хоть раз, да прибегали к использованию «скверных» слов в своей речи. И было ли это стремлением сделать речь более эмоциональной, или сказано для оскорбления, унижения человека, или же просто демонстрацией раскованности – в любом случае, бранные слова крепко засели в лексиконе современного человека, особенно, молодежи. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики поднялась особенно остро, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости.
    Конечно, не у каждого из нас речь засорена подобными словами, ведь их использование отражает бедность словарного запаса говорящего и неумение выразить свои мысли.
    С этой проблемой, безусловно, необходимо бороться. Это проблема всех людей, всего общества. И чтобы хоть немного решить ее, наверное, каждый должен начать с себя. А что самое страшное в этой ситуации – то, что люди уже перестали обращать на это внимание.

  2. Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинейджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине.
    Полный текст:
    Сочинение
    В интернете, на телевидении, радио и даже в печатных изданиях и книгах все чаще можно найти следы сквернословия.
    В данном тексте С.И. Виноградов заставляет нас задуматься над вопросом: «Нужно ли считать сквернословие культурной катастрофой?».
    Анализируя проблему, автор рассуждает над тем, почему в современном обществе «матершина свободно и горделиво льется» повсеместно и отовсюду. Писатель приводит в пример различные виды сквернословия и анализирует его ипостаси, показывая тем самым, насколько глубоко устоялся этот бич общества. Писатель говорит и о том, что, в отличие от прошлых лет, в настоящем времени матом не брезгуют уже и дамы, и высокие, образованные слои общества. Поэтому главной причиной распространения сквернословия автор называет семью и воспитание, ведь из «матерноговорящей» среды априори не может выйти человек, не имеющий в своем лексиконе матерных слов.
    Автор считает, что мат – главный признак бескультурья, ведущий к культурной катастрофе. Он деструктирует общество изнутри, разлагает менталитет народа, его язык и моральный облик. Мир человека, который чистой и правильной речи предпочитает мат, примитивен и удручающ, и это не может не наводить на грусть. И, заботясь о нашем будущем, мы не должны быть терпимы к мату, а обязаны наложить на него полный запрет.
    Я полностью согласна с мнением С.И. Виноградова и тоже считаю, что мат нужно искоренить из современного общества, потому что речь человека – это отражение его сознания и интеллекта, нравственности и духовности, а сквернословие – признак примитивного сознания человека.
    В романе Д. И. Фонвизина «Недоросль» автор через реплики героев передает нам их суть и глубину их духовного мира. Так, передавая образ одной из главных героинь, госпожи Простаковой, он использует в её репликах бранные и сквернословные выражения, что характеризует её как женщину грубую и недалекую, невежественную и наглую. Позже мы узнаем, что и вся семья Простаковых общается друг с другом на таком же языке. В этой ячейке общества царит грубость и невежество, Простакова с ужасным самодурством общается со своими крепостными, что свидетельствует о полной её бездуховности. Не удивительно, что апогеем всей этого ситуации стал Митрофанушка – достойный сын своей матери, бездуховный, невежественный и грубый предатель.
    Подобным образом характеризует персонажей и А.Н. Островский в драме «Гроза». Два персонажа, Кабаниха и Дикой, используют в своей речи множество скверных, бранных слов, автор показывает их как людей невежественных, умом не наделенных и пустых. Своей речью, своим поведением, вечными попреками и бранью они донимают своих близких и не дают им нормально существовать. Кабаниха – властный, своенравный самодур, стремящийся к вечному унижению близких, а Дикой – образец безнравственного и грубого сквернослова, и оба они составляют в произведении «Темное царство», которое уверенно заполоняло и продолжает заполонять общественность.
    Таким образом, можно сделать вывод, что наличие матерных слов в лексиконе является признаком бескультурья человека, его нравственной и духовной нищеты. Сквернословие поистине бич современного общества, ведущий к культурной катастрофе.

  3. Введение.
    1. Что такое сквернословие?
    Во всем мире известно, что русский язык – один
    из самых богатых и выразительных языков. И
    поэтому очень печально, что, обладая великим,
    прекрасным и могучим языком, многие люди
    отказываются от этого бесценного достояния и в
    общении друг с другом пользуются жалким подобием
    человеческой речи – нецензурной бранью.
    “Матом” сегодня разговаривают взрослые мужчины
    и женщины, молодые люди, школьники; “мат”
    доносится с экранов телевизоров, бранными
    словами нередко общаются в социальных сетях
    Интернета. Сквернословие — это речь, наполненная
    неприличными выражениями, непристойными
    словами, бранью. У этого явления много
    определений: нецензурная брань, непечатные
    выражения, матерщина, нецензурная лексика,
    лексика “телесного низа” и др. Но издревле
    матерщина в русском народе именуется
    сквернословием, от слова “скверна”. В словаре В.
    Даля сказано: “Скверна — мерзость, гадость,
    пакость, все гнусное, противное, отвратительное,
    непотребное, что мерзит плотски и духовно;
    нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина,
    извержения, кал; смрад, вонь; непотребство,
    разврат, нравственное растление; все
    богопротивное”.
    В подростковом возрасте проблема нецензурной
    лексики становится особенно острой, ведь в
    глазах подростка сквернословие — это проявление
    независимости, способности не подчиниться
    запретам, то есть символ взрослости. Кроме того,
    она является знаком языковой принадлежности к
    группе сверстников, речевой моды. Иногда это
    подражание молодежным кумирам, например
    популярным телеведущим, актерам, певцам.
    Но мало кто из ребят догадывается, что
    сквернословие, как и хамство, — оружие
    неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им
    скрыть собственную уязвимость и защищает их,
    ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом
    возрасте равносильно полному поражению. Кроме
    того, старшеклассники стараются бранными
    словами задеть родителей, шокировать, вывести их
    из себя, чтобы измерить свою власть над ними и
    подтвердить собственную эмоциональную
    независимость от них.
    Матерная брань — это не только набор
    непристойностей. Подобная лексика
    свидетельствует о духовной болезни человека.
    Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих
    мысль. Оно способно очень многое рассказать о
    нашем душевном состоянии. Сократ говорил: “Каков
    человек, такова его и речь”.
    Цели и задачи:
    Так ли безобидна эта вредная привычка?
    Размышления над этими вопросами подтолкнули к
    проведению эксперимента и написанию данной
    работы, целью которой является изучить влияние
    слов на физическое здоровье и духовную культуру
    людей, показать учащимся, в чем заключается
    вредность сквернословия для организма, убедить
    их отказаться от сквернословия.
    Задачи:
    1. Изучить проблему сквернословия в современном
    обществе.
    2.Провести опыт по воздействию грубой лексики
    на воду.
    3.Узнать,какой вред живому организму наносит
    грубо сказанное слово.
    Гипотеза и методы:
    Объект исследования: сквернословие и
    вода.
    Предмет исследования: влияние
    сквернословия на жизнедеятельность.
    Методы: изучение литературы по данной
    теме; проведение социологических опросов;
    наблюдение, постановка опыта; анализ и
    формулирование выводов.
    Новизна исследования: интерес при
    проведении опроса и показа опыта знакомым,
    приглашение на выступление по данной теме,
    доказывает ее актуальность.
    Гипотеза: сквернословие оказывает
    негативное влияние на физическое здоровье и
    духовную культуру обучающихся; если плохие слова
    могут “убить” человека, значит, они действуют и
    на растения; при грамотно продуманной системе
    профилактики, возможно, достигнуть изменений в
    сторону улучшения физического и духовного
    здоровья детей и подростков.
    2. История возникновения сквернословия.
    Корни этого явления уходят в далекую языческую
    древность. Скверные слова были включены в
    заклинания, обращенные к языческим божествам, а в
    языческое время был распространен культ
    плодородия, поэтому все скверные слова связаны с
    половой сферой. Таким образом, так называемый мат
    является языком общения с демонами. Наши предки
    произносили эти слова, призывая себе на помощь
    демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали
    сквернословие в своих наговорах, насылая
    проклятие.
    Именно с этим связан механизм влияния
    сквернословия на человека. Мат пробуждает в его
    подсознании доставшиеся ему вместе с генной
    памятью “психовирусы”. Употребляя мат в
    разговоре с друзьями, родными, современные люди,
    сами того не подозревая, совершают сокровенный
    ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год
    на свою голову и на голову своих близких.
    Количество бранных слов переходит в качество.
    Вначале у людей появляются мелкие неприятности,
    затем крупные, потом возникают проблемы со
    здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
    Заблуждением является общепринятое мнение
    насчет того, что мат — это славянская традиция.
    Сквернословие на Руси примерно до середины XIX
    века не только не было распространено даже в
    деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
    Во времена царя Алексея Михайловича Романова
    услышать на улице мат было просто невозможно. И
    это объясняется не только скромностью и
    деликатностью наших предков, но и политикой,
    проводимой государством. По Соборному уложению
    за использование непотребных слов налагалось
    жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
    Потом пришли иные времена. Грубая брань
    зазвучала сначала в “кабаках”, а потом
    выплеснулась на улицы городов. В XIX веке
    сквернословие постепенно из ругани превратилось
    в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

    В наше время мат используется:

    1) для повышения эмоциональности речи;
    2) для эмоциональной разрядки;
    3) для оскорбления, унижения адресата речи;
    4) для демонстрации агрессии;
    5) для демонстрации отсутствия страха;
    6) для демонстрации раскованности,
    пренебрежительного отношения к системе
    запретов.
    7) для демонстрации принадлежности к “своим”.
    3. Будь внимателен к каждому слову.
    По замыслу Творца человеку дано слово, прежде
    всего для молитвенного обращения к Своему
    Небесному Родителю, общения с людьми на началах
    любви и мира, а также для реализации своих
    творческих талантов. Человек, который
    сквернословит, использует этот особый дар для
    проявления своей внутренней нечистоты, изливает
    через него из себя грязь. Этим он оскверняет в
    себе образ Божий.
    Поэтому святая Библия называет сквернословие
    наряду с другими тяжкими грехами: “А теперь вы
    отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие,
    сквернословие уст ваших” (Кол.3:8). Святые
    апостолы обличают грехи, которые люди совершают
    через слово: “язык – огонь, прикраса неправды;
    язык в таком положении находится между членами
    нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг
    жизни, будучи сам воспаляем от геенны” (Иак.3:6);
    “Никакое гнилое слово да не исходит из уст
    ваших” (Еф.4:29).
    Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит об
    этом грехе с болью: “Что у нас пользуется меньшим
    уважением как слово? Что у нас изменчивее как
    слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как
    не слово? — О, окаянные мы человеки! С какой
    драгоценностью так мы обходимся невнимательно!
    Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от
    верующего и любящего сердца, мы можем творить
    чудеса жизни для души своей и для душ других,
    например на молитве, при Богослужении, в
    проповедях, при совершении таинств! Христианин!
    дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому
    слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову
    Божию и слову святых человеков, как к слову жизни.
    Помни, что слово – начало жизни” (Моя жизнь во
    Христе, М., 2002, с. 212). Надо помнить великую
    значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже
    не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию
    и на Суде нам будет предъявлено.
    4. О вреде сквернословия.
    Важнейшей способностью человека, как образа
    Божия, делающей человека личностью, возвышающей
    его над животным миром, является способность
    обладать словом. В Православном христианском
    богословии представители животного мира по
    сравнению с человеком называются тварями
    бессловесными. Язык у животных — это орган вкуса.
    Язык в человеческом обществе — основа как
    проявления отдельной человеческой личности, так
    и всей общественной жизни. Чем совершеннее язык,
    тем выше уровень культуры и развития народа. Во
    всём мире известно, что Русский язык — один из
    самых богатых и выразительных языков. И весьма
    печально, что, обладая великим, прекрасным и
    могучим языком, многие русские люди отказываются
    от этого бесценного “клада и достояния”, и в
    общении друг с другом пользуются жалким подобием
    человеческой речи – нецензурной бранью.
    Причём матерные выражения человек употребляет
    не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При
    этом разговор оставляет в душе всегда тягостное
    впечатление, так как любое матерное выражение
    несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости,
    пошлости, цинизма и хамства. Нередко наличие
    матерных слов в речи считается признаком
    мужества и силы, а ведь это как раз является
    признаком духовной слабости. Речь человека,
    заражённого недугом сквернословия, до крайности
    бедна и свидетельствует о душевной неразвитости.
    Интересна мысль на эту тему Ф.М. Достоевского:
    “Сквернословят вслух, несмотря на целые толпы
    детей и женщин, мимо которых проходят,– не от
    нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя
    иметь другого языка, кроме сквернословия.
    5. О грехе сквернословия.
    Сквернословие – гнусный порок, который в
    Священном Писании приравнивается к смертному
    греху (Еф. 5, 4-5). От него стонет мать-земля Русская,
    им растлены души и уста великих философов и
    писателей, которые еще стараются учить других
    добру и произносить вслух прекрасные слова, но
    никак не могут справиться с этой пагубной
    привычкой, оставаясь наедине, в кругу друзей,
    когда ничто уже не заставляет сдерживать себя.
    Умалилась духовная жизнь – умалилась и
    проповедь церковная. По ложному ли стыду, по
    боязни ли упреков за упоминание в храме такого
    “неудобь сказаемого” – да и не соответствующего
    обстановке предмета, по отсутствию ли сознания
    его важности и приносимого им вреда при строении
    духовной жизни христианина или, наоборот, с
    отчаяния, что все равно ничего не сделаешь против
    моря греха, но только подобная проповедь
    прекратилась. Где прежние Павлы, Киприаны,
    Василии, Златоусты? Где они, беспощадно,
    неумолчно обличавшие эту гнусность, из-за
    которой невозможно положить самое начало
    спасения? Ведь есть растление тела и есть
    растление души, и поскольку душа превосходит
    тело, а слово есть самое ценное и высокое в
    человеке, отличающее его от скотов и
    уподобляющее Богу (сравни: Бог-Слово), постольку
    растление души и осквернение слова – великий грех
    в сравнении со всем прочим. Все остальное уже ему
    сопутствует.
    Срамословие – болезнь, которой заболевают,
    впрочем, добровольно. И как болезнью им
    занимаются психиатры, и о происхождении его
    строят свои гадания историки культуры,
    этнографы, антропологи. Даже филологи (и кажется,
    больше всех, – тоже “науку двигают”)
    заинтересовались данным явлением. В настоящее
    время на Западе существует целая литература,
    переводная и оригинальная, на этот счет:
    многотомные описания всего одной только вещи –
    полового акта у различных народов и во все
    времена, естественного и противоестественного, в
    сопутствующей обстановке которому иногда думают
    находить условия происхождения срамословия;
    затем различные словари, сборники матерных слов
    и выражений и тому подобное.
    Конечно, скажут, это ведь в “научных” целях
    делается, а не ради удовлетворения страстей
    безнравственных людей, скупающих
    порнографические стихотворения, описания,
    картины, фотографические карточки и прочее. А я
    скажу: в том ли заключается ваша пресловутая
    наука, чтобы, надев профессорский вицмундир с
    докторским значком на нем и вооружившись для
    приличия латынью, заниматься изучением того, о
    чем стыдятся говорить между собою и проститутки,
    когда они не заняты своим ремеслом? Не значит ли
    это, под видом высокой цели, заниматься тайком
    самым гнусным и тонким развратом? Диаволу,
    конечно, вовсе не нужно, чтобы писатель или
    великий ученый непременно по публичным домам
    шатался и растрачивал тем свое здоровье, – хотя,
    как видели мы, и этим он не брезгует, но ему
    гораздо интереснее, чтобы талантливый деятель,
    благодаря своим помраченным способностям,
    растлевал людские массы. Если он погибнет, то
    погибнет только один, а если пустит в народ свои
    сочинения, отравленные тонким ядом греха, то
    погубит многих. Диаволу есть чему порадоваться…
    А вещи такого рода можно делать только под видом
    важного дела или даже добродетели. Вот и здесь –
    наука-де, нужда, хорошая цель преследуется. Но
    если бы это было так, показать бы надо не только, в
    чем мерзость порока, но и как от него избавиться,
    да и религию бы надо к делу привлечь, послушать,
    что и она скажет. Ведь это ее больше всего
    касается. Но ничего подобного не наблюдается.
    Следовательно, и все построение от демонов –
    сперва тонко обольщаются и растлеваются вожаки
    “культурного” человечества: ученые, поэты,
    писатели, а чрез них и общество, читающая публика.
    А может быть, даже и взаимно.
    Срамословие присуще всем векам, местам и
    народам. Порок этот есть наследие чисто
    языческое. Он всецело коренится в фаллических
    культах Древнего Востока, начиная с “глубин
    сатанинских” и темных бездн разврата в честь
    Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими
    наследниками библейского Хама. Причем порок этот
    и какое-то тайное странное тяготение к нему
    находятся в прямой зависимости от того,
    насколько близко стоит человек к Богу. И если он
    отодвигается от Божества, то тотчас же начинает
    входить в область сатанинскую и приобретать эту
    скверную привычку – призывать вместо Бога имя
    лукавого и вместо божественных вещей поминать
    срамные. И удивительнее всего то, что человек,
    повторяя в XX веке по Рождестве Христовом
    некоторые бесстыдные слова и действия, и не
    догадывается, кому и чему он этим обязан, из
    такого же по счету столетия, но только до
    Рождества Христова.
    Христианин! Употребляя их, подумай, кому ты
    служишь вместо Бога, кому молишься, что ты
    делаешь. Ты не просто совершаешь легкомысленное
    дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова
    твои не простое колебание воздушных волн. Но ты
    произносишь – хотя, несчастный, и не веришь в это –
    страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь
    гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь
    противоестественную словесную жертву. Ты
    делаешься, посредством самых смрадных приемов,
    колдуном, магом, чародеем, быть может, не зная и не
    хотя того. Однако дело остается делом – и бесы
    тебя окружают и рукоплещут…
    Сквернословие встречается не только в устной
    речи, но и в печатном виде – у писателей, а в среде
    малограмотных порождает так называемую
    “заборную литературу”. И этот вид порока – не
    только отличительная особенность нашего
    времени, но существовал всегда и везде. Это и
    понятно, если принять во внимание, что было
    сказано выше о происхождении сквернословия.
    6. Как избавиться от сквернословия?
    Первое – не говорить плохих слов самому. Не
    нужно бояться быть “белой вороной”. Человек
    может через свою речь влиять на состояние языка.
    Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не
    буду!”. Конечно, для этого требуется мужество.
    Скорее всего, над вами будут смеяться,
    подтрунивать, шутить: “Ах, ты не пьешь? До сих
    пор не куришь: Не ругаешься?”. Попробуйте
    устоять в такой ситуации. Попробуйте не
    испугаться насмешек, презрения, даже
    одиночества. Вот вам первый маленький тренинг.
    Придумайте ответы в следующих ситуациях:
    – Что ты мудришь? Ты что, не мужик что ли?
    – Говорить по-русски разучился?
    – Ты нас не уважаешь! Мы с тобой, как свои, а ты?
    Презираешь нас?
    – Что с тобой сегодня? Как воды в рот набрал.
    Молодой человек должен знать, что в жизни
    бывают периоды (и год, и два, и пять лет), когда нет
    рядом друзей. Но есть же семья, учеба, работа.
    Отсутствие таких “друзей” можно и нужно
    выдержать, не хватаясь за первого встречного, но
    и не презирая, не оскорбляя его. Древнейшее
    требование “познай самого себя” означает
    “задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори
    свой образ”.
    Если вы обычно не выражаетесь нецензурными
    словами, но в пылу ссоры, бывает, срываетесь, то
    примите во внимание следующее. Даже если вы всего
    лишь привели слова оппонента, другими людьми они
    будут восприняты как часть вашего собственного
    лексикона. Значит, может пострадать ваш
    собственный авторитет и доверие к вам может быть
    подорвано.
    Есть одна притча о том, как отучиться
    сквернословить. Одна женщина пришла к бабке и
    говорит: “Вот у меня страшно-страшно злой муж.
    Помоги мне избавиться от его матерщины”. Бабка
    была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и
    говорит: “Когда придешь домой, и муж начнет
    устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи,
    пока он не успокоится. Как две бутылки
    закончатся, приходи, я тебе еще дам”. Когда эти
    две бутылки закончились, пришла женщина к бабке,
    а та ее спрашивает: “Ну, как? “. Женщина
    отвечает: “Не поверишь, он уже наполовину
    перестал ругаться”. Тогда бабка говорит:
    “Вот тебе еще водичка, глядишь, он совсем
    перестанет ругаться”.
    Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте,
    что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но
    нужно учиться давать достойный ответ. Уверенный
    в себе человек знает, что он имеет определенные
    права, умеет точно определить и выразить свои
    желания, потребности и чувства так, чтобы это не
    затронуло окружающих. Он умеет сохранить
    собственное достоинство и не обидеть других,
    независимо от поведения собеседника. Попробуйте
    как-нибудь на досуге мысленно поговорить с
    людьми в следующих ситуациях:
    – Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают
    вам громким разговором.
    – Вам продали несвежий продукт (скисшее молоко).
    – Кто-то почистил зубы вашей зубной щеткой.
    – Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.
    В популярном сериале “Звездные войны” не
    раз звучала мысль, которая, собственно, и стала
    ключевой и наиболее значимой для миллионов
    фанатов этого фильма: “Страх ведет к гневу,
    гнев ведет к ненависти, а ненависть – Темная
    Сторона Силы”. Эти слова доступно объясняют,
    как действуют неразрешенные проблемы на
    человека и его окружение. Как мы уже говорили,
    сквернословие – проблема внутренней
    неуверенности в себе. А уверенный в себе человек,
    наоборот, не станет использовать нецензурные
    выражения, чтобы отстоять свои позиции. Именно
    неуверенность способна породить гнев и
    заставить человека сквернословить с поводом и
    без повода. А это, в свою очередь, наполняет мир
    человека ненавистью, озлобленностью, где любая
    проблема вызывает срыв, ругань и обиды. Так что
    чем чаще вы будете тренировать себя
    разговаривать вежливо и не опускаться до
    площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас
    будут проникаться к вам уважением.
    Третье. Тренируйте себя просто говорить
    вежливо и красиво. Важно научиться думать и
    говорить о хорошем, помня, что наши слова
    материализуются, а помыслы реализуются.
    Используйте в своей речи как можно больше
    позитивных высказываний (похвалу, поощрения,
    высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
    Делайте ежедневно как можно больше комплиментов
    другим людям, например, “Ты сегодня хорошо
    выглядишь”, “Рад тебя видеть!”, “Ты
    сегодня потрясающе отвечал” и т.д. Со временем
    вы увидите, что комплименты становятся вашей
    привычкой, которая вам очень нравится.
    Четвертое. Сквернословие – не есть способ
    расслабления. Может показаться, что расслабиться
    – это пить пиво, вино и сквернословить. Других
    развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование,
    коллекционирование и многое другое. А еще можно
    принять ванну, сделать массаж, помедитировать.
    Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь
    позитивным, креативным трудом, например, лепкой
    или посадите цветы или дерево.
    Пятое. Как раньше боролись со сквернословием? В
    прошлом говорили: “Не сквернословь. Потому что,
    когда человек говорит плохие слова, от него
    отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет
    над тобой”. Человеку всегда будет
    сопутствовать удача свыше, будь он достоин этой
    помощи. Иными словами, если мы действительно
    хотим добиться успеха в делах, в семье, в
    творчестве, то пора работать над собой, в том
    числе и над своей речью. Пока сохраняется мнение,
    будто мата избегают лишь слабаки, а сильные,
    серьезные, деловитые люди не должны стесняться
    “называть вещи своими именами”, – до той поры
    мы будем слышать ругань везде и всегда. А когда
    те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы
    брать пример, будут разговаривать иначе, мат
    постепенно исчезнет из нашего лексикона.
    Подытоживая сказанное, выведем своеобразное
    кредо: я – исключение, моя речь – это мое зеркало,
    мое достоинство. С меня начинается честь и
    культура России.

    7. Сквернословие – позор или национальная
    гордость?

    Ненормативную лексику сейчас можно услышать
    везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от
    людей имеющих определенную власть.
    Сквернословие с заборов взошло на депутатские
    трибуны, засевает романы писателей и стихи
    поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы
    исполняют песни… Но самым страшным является то,
    что причиной сквернословия уже не является
    раздражение или гнев – гнилые слова стали
    обыденной речью, и их употребляют для связки
    слов, вставляя через каждое слово.
    Откуда же сквернословие свалилось на наши
    головы? Говорят, что это чистая славянская
    традиция. Ничего подобного. На Руси до середины
    ХIХ века сквернословие не только не было
    распространено даже в деревне, но очень долго
    являлось уголовно наказуемым. Позднее,
    сквернословящего человека подвергали публичной
    порке. При Петре I была выпущена книга “Юности
    Честное Зеркало”, где писалось, что приличное
    поведение людей может быть признано лишь с
    полным воздержанием бранной ругани.
    С какой целью человек сквернословит? Люди
    оправдывают сквернословие раздражением, страхом
    – якобы происходит разрядка. Ничего подобного!
    Скверное слово – это черная энергия. В ней нет
    Любви и нет никакой созидательной силы. Скверное
    слово несет уничтожение. И люди, бросаясь
    скверными словами, не зная их истинного смысла,
    даже не подозревают о тех последствиях, которые
    они приносят. Люди не подозревают о том, что они
    пилят сук, на котором сидят.
    8. Опыт по воздействию грубой лексики на
    воду.

    Описание опыта “Влияние скверных слов
    на рис”

    Насыпаем в два стеклянных стакана обыкновенный
    рис и добавляем воды, на столько, чтобы она
    покрывала рис. Поставим стаканы с рисом и водой в
    разные места. В течение дня в один из стаканов
    говорим добрые слова, во второй стакан говорим
    злые слова.
    Через несколько дней, в моем случае через шесть
    дней, вода во втором стакане начинает менять цвет
    на желтый, чувствуется неприятный запах. В первом
    стакане вода цвет не меняет, запаха нет. Через
    десять дней от начала эксперимента во втором
    стакане на поверхности воды начинает
    образовываться плесень, чувствуется тухлый
    запах. В первом стакане рис чистый, вода
    прозрачная, неприятного запаха нет.
    Как раньше боролись со сквернословием? В
    прошлом говорили: “Не сквернословь. Потому что,
    когда человек говорит плохие слова, от него
    отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет
    над тобой”. Человеку всегда будет сопутствовать
    удача свыше, будь он достоин этой помощи. Иными
    словами, если мы действительно хотим добиться
    успеха в делах, в семье, в творчестве, то пора
    работать над собой, в том числе и над своей речью.
    Пока сохраняется мнение, будто мата избегают
    лишь слабаки, а сильные, серьезные, деловитые
    люди не должны стесняться “называть вещи своими
    именами”, — до той поры мы будем слышать ругань
    везде и всегда. А когда те, с кого большинству и в
    самом деле хотелось бы брать пример, будут
    разговаривать иначе, мат постепенно исчезнет из
    нашего лексикона.
    В этой связи хотелось бы привести в пример еще
    одну историю. Однажды один император увидел
    солдата: тот стоял весь грязный, в рваной шинели.
    Сжалился над ним император, посадил в карету,
    привез во дворец, солдата помыли, одели в чистые
    одежды. Он оказался хорошим молодым человеком,
    очень талантливым. Его сделали военным
    начальником. Но со временем он стал частенько
    раздражаться и возвышать голос. И как только
    такое случалось с ним, он сразу убегал в свою
    комнату. Побудет там несколько минут, и опять
    выходит с радостным лицом. Когда такое случилось
    несколько раз, об этом доложили императору. Тот и
    спрашивает солдата: ” А что у тебя там такое в
    комнате, что ты всегда возвращаешься
    умиротворенным?” Солдат молча кивнул на дверь
    своей комнаты. Император со своими поданными
    вошли и увидели его старую шинель. “Когда я
    возмущаюсь и начинаю раздражаться, то забегаю в
    свою комнату и вспоминаю, глядя на шинель, кем я
    был раньше и кем я стал теперь”. У каждого из нас
    есть право выбора, как поступать и как строить
    свою жизнь.
    9. Вывод.
    Сквернословие не является в подлинном смысле
    человеческим языком. Эти “слова” воздействуют
    не на интеллект человека, а на чувственную часть
    души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются
    животные. Из этого можно заключить, что не только
    употреблять в своей речи, но даже слушать
    сквернословие вредно, т.к. можно “испортить
    вкус” к нормальному человеческому слову.
    Сегодня изучение механизма физиологических
    изменений организма под действием слова
    остается пока в области гипотез, но само
    изменение для многих ученых и психологов
    очевидно. Мнение психолога Александра Карасева,
    из Государственного университета гуманитарных
    исследований: “Не могу опровергнуть или
    подтвердить вывод исследователей о том, что
    грубость приводит к мутации ДНК. На таком
    глубоком уровне вопрос нужно еще изучать. Но в
    том, что мат, обидные замечания глубоко ранят
    человека, думаю, никто не сомневается: начинает
    сильнее колотиться сердце, кровь приливает к
    лицу, настроение портится. В конце концов, обида
    приводит к стрессам, стресс – к нервным
    расстройствам, а последние – к экземам, язве
    желудка, вплоть до инфаркта и инсульта. А
    длительный стресс приводит к психическим
    расстройствам, к снижению иммунитета – тут уже
    рукой подать до изменений на генетическом уровне…”
    Подытоживая сказанное, выведем своеобразное
    кредо: я — исключение, моя речь — это мое зеркало,
    мое достоинство. С меня начинается честь и
    культура России.
    10. Литература
    1. Лекция о сквернословии. Ошибка!
    Недопустимый объект гиперссылки.
    2. Сквернословие // Centre Magik.ru/s68.asp
    3. Словарь Владимира Даля 2003 года выпуска.
    4.Учебник химии 9 класса (автор Г.Е.Рудзитис и
    Ф.Г.Фельдман)

  4. Сквернословие – позор или национальная гордость?
    Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть.
    Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни… Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев – гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.
    Откуда же сквернословие свалилось на наши головы? Говорят, что это чистая славянская традиция. Ничего подобного. На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга “Юности Честное Зеркало”, где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.
    Таким образом еще раз было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он бы никогда не произнес его.

  5. Сочинение ЕГЭ 2015 на тему о сквернословии
    Я с интересом прочитал текст С. Виноградова, в котором он размышляет над проблемой сквернословия.
    Размышляя над повальным сквернословием, которое широко распространено в обществе и является проявлением бескультурья, автор считает, что мат – это вечный спутник кризисных времен, и приводит в пример такое историческое событие, как Смута, которая случилась на Руси в семнадцатом веке. С Виноградов уверен, что «нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия», единственный путь – « повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека».
    Авторскую позицию определить не сложно: мы не должны быть терпимы к мату, а обязаны наложить на него полный запрет.
    Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что нецензурная брань – это разрушительное для общества явление, которое показывает низкий культурный уровень и общества, и отдельно взятого человека. У русского народа существует множество пословиц, которые показывают насколько ужасно сквернословие, ведь оно убивает душу человека, его сердце. “От гнилого сердца и гнилые слова”- лучше и не скажешь!
    Протоиерей Александр Новопашин в статье «Гнилые слова» пишет, что «печальная примета нашего времени — не только праздные, пустые, никчемные, но и гнилые «матерные» слова». Они настолько прочно вошли в наш лексикон, что сегодня «матом уже не ругаются, матом — говорят, общаются между собой». Священник, обращаясь к молодежи, дает полезные советы, как избавиться от этой пагубной привычки.
    В Интернете, на сайте «Для молодых», познакомился с интересной информацией о работе ученых, доказавших, что человек, который употребляет ненормативную лексику, раньше стареет и ухудшает свой генофонд. Меня поразил тот факт, что, оказывается, мат губительно влияет на все живое, в том числе и воду: замерзшая вода при воздействии на неё мата приобретает затхлый вкус… А ведь человеческий организм в большей части состоит из воды…
    Я благодарен автору текста за то, что он еще раз заставил меня задуматься над вопросом пагубного использования ненормативной лексики.

  6. Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие.
    В данном тексте автор выдвигает проблему сквернословия.
    Эта проблема, конечно, имеет важное значение, она всегда актуальна, потому что сквернословие вошло в речь очень многих людей разного возраста. Можно услышать матерщину даже из уст детей, подростков. Виноградов считает, что это – одна из примет культурной катастрофы. Он говорит, что сквернословие существует в разных вариантах. Во-первых, свойственно людям с невысоким уровнем культуры, для которых мат привычен в любых ситуациях, даже в семье. Во-вторых, является эмоциональной реакцией человека. Это так называемое аффективное сквернословие. В-третьих, мат употребляется как вызов обществу, эпатаж, чтобы намеренно нарушить правила приличия. Виноградов подчёркивает, что «мат – это, увы, объективная суровая реальность», что он не только оскорбляет других людей, но и разрушает самого человека.
    Позиция автора такова: он призывает: «Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет». Я поддерживаю этот призыв, потому что речь – это признак нашей культуры, отношения к людям, к окружающему миру.
    В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» речевая характеристика героев играет большую роль. Мать Митрофанушки, помещица Простакова, бранными словами осыпает не только слуг (портного Тришку, няньку Еремеевну, учителей сына), но и собственного мужа. Она груба, необразованна. Писатель подчёркивает, что её речь говорит о низком культурном и человеческом уровне. Фонвизин призывает читателя задуматься не только о проблемах, поставленных в произведении, но и своём отношении к слову, к русскому языку.
    Нельзя не вспомнить стихотворение в прозе великого русского писателя И.С. Тургенева «Русский язык». В этом произведении автор называл наш язык «великим и могучим, правдивым и свободным». Говорил, что такой язык может быть дан только великому народу, подчёркивал его неисчерпаемое богатство. Ведь нет такого предмета, явления, которое нельзя было бы выразить русским словом. Сегодня же происходит неоправданное засорение языка скверными словами. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», — писал Тургенев. Давайте последуем этому совету.
    Интернет стал частью нашей жизни. И даже на различных сайтах и в блогах его нашло себе место сквернословие. Это тоже говорит о культурном уровне некоторых его пользователей. Но я думаю, что далеко не всем приятно читать материалы, в которых употребляется мат. Даже среди моих друзей есть люди, которые не приемлют матерщины. Значит, не всё ещё потеряно.
    В заключение хотелось бы вернуться к призыву автора текста быть нетерпимыми к сквернословию, беречь наш богатый и красивый русский язык и дорожить им.
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
    Перейти к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

  7. Так обидно, что много людей сейчас, которые матерятся. Дай им эту статью – обматерят трехэтажным матом!
    У меня ощущение такое, что эти сквернословы с каждым плохим словом деградируются. Я не раз это
    замечала.
    А вы молодцы, что написали эту статью.
    Агния_Огненная , возраст: 16 / 19.02.2013
    Благодарю, за написанную статью! Хочется ещё добавить в дисскуссию такой аспект:
    Не до конца осознавая смысл сказанного нами, мы сами распыляем свою мысль, пускаем не в то русло. Ведь очень много слов, которые засоряют язык – такая иллюзия “модности” через слова.
    А ведь представьте, если не пользоваться бранными словами, а также избегать “новововведения”, то в конце концов появиться потребность пополнять свой словарный запас. Итого, у нас человек с более насыщенным интеллектом 🙂
    Дарья , возраст: 18 / 09.09.2012
    Мистер Икс, понятно, что мат не причина а следствие, а умение контролировать как раз те самые негативные эмоции наверное все-таки нужно учиться…так как вокруг нас любимые люди. А не с любимыми, так больно надо свой душевный мир растрачивать, если можно и без мата вразумлять. Если честно, то когда стал в церковь ходить, возникло отвращение от мата, и перестал ругаться, и употреблять противно, потому что быть выше, не теряя при этом в эмоциях и быть более назависимым от источников раздражения.
    Дима , возраст: 222 / 17.12.2010
    Мат-способ выразить негативные эмоции. Невыраженные, подавляемые негативные эмоции приводят к разным заболеваниям, в том числе злокачественным опухолям. Это уже доказанные научно факт.
    Так может не так уж плох мат? Таки лучше мат чем драка или сексуальное насилие.
    п.с. матерился, матерюсь и буду. Не через слово и не со всеми, но бывает.
    Мистер Икс , возраст: 25 / 17.12.2010
    Доктор биологии, академик медико-технических наук Петр “Горяев, опытным путем установил, что хромосомы белка содержат всю информацию по строительству живого организма. Через многочисленные эксперименты он доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. ”
    Этот человек доказал связь ДНК с Белками?! Никак он в этом не учавствовал. До него сделали. Вообщем вот статья о нем – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B5%D0%B2,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
    Очень интересно узнать как с !математической точностью! господин Белявский доказал энергию слова. К сожалению не нашел ни одной его лекции или труда. Буду рад прочитать то о чем он пишет. Хотя я уже уверен что доказательства не будет.
    Дмитрий , возраст: 18 / 31.07.2010
    Почему же не взаимосвязанные понятия…когда в ругани чаще слышны например бранные, матерные слова, они и выражают негатив в ругательстве. Можно относиться к слову как к слову, но все же когда оно ассоцируется с бранью, и в жизни этому находишь подтверждения, то оно так и ассоцируется с ним, и ничего положительного на ум не приходит когда его слышишь.
    Дима , возраст: 21 / 02.10.2009
    Негатив существует, уловите Вы его или нет. И он таки повлияет на Ваш генный код. Вы таки определитесь, с чем мы боремся, с негативом или с матом, это вовсе не взаимосвязанные понятия.
    Брут , возраст: 29 / 01.10.2009
    Может и может выражаться негатив словами не матерными, но если я проходя услышу эти выражения не матерными может и негатив не УЛОВЛЮ, а если будет мат с негативом то меня передернет. А для обозначения органов вне ругани есть и более научный язык.
    Дима , возраст: 21 / 30.09.2009
    Дмитрий, Вы поймите, что негатив может выражаться и вполне приличными словами, в то же время, матерные слова, помимо обозначения вполне конкретных органов, могут иметь кучу смыслов. Многие из которых позитивны. Если Вы сталкивались с русским языком в полном объеме, Вы поймете, ибо проиллюстрировать свою реплику я не смогу, не будучи забаненным. По поводу статьи хочется процитировать еще одного ученого с мировым именем, доктора Геббельса о том, что лучшая ложь, это ложь, замешанная на правде. Передернув понятия, автор статьи подвел вполне (возможно) нормальных ученых.
    Брут , возраст: 29 / 30.09.2009
    Брут, честно говоря, не очень понятно Ваше сравнение. Какое-то мудреное , или я такой не догадливый. Если от человека исходит негатив и выражается оно в сквернословии, значит негатив который вырабатывает человек на нем и отпечатывается, на всех его уровнях, ну душевном а потом и на телесном, а значит на генетическом. Разве компьютер бесконечно прост по отношению к человеку(к людям).
    Дима , возраст: 21 / 07.09.2009
    Замечательная статья, спасибо автору! То, что написано – чистая правда!
    К сожалению крепкие слова прочно вошли в мой лексикон. И со стороны это выглядит скверно. Надо работать над собой…
    Пётр , возраст: 19 / 03.04.2009
    Версия для печати
    Смотрите также по этой теме:
    Сохраняем ли великое русское слово?
    (М. М. Дунаев, доктор филологических наук)
    Мат — следствие неуверенности в себе
    (Психолог Александр Колмановский)

  8. Размещено на http://www.allbest.ru/
    1. Что такое сквернословие?
    Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями; непристойные слова, матерные ругательства. Что же такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре Владимира Ивановича Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
    Словарь синонимов определяет сквернословие как мат, неприличные слова; сильные слова, ругня, крепкие выражения, лай, похабство, похабщина, похабничание, ругань, крепкие слова, поношение, проклятия, черное слово, ненормативная лексика, бранные слова, руготня, хула, речь, срамословие, матерщина.
    Таким образом, содержание сквернословия включает в себя оскорбление, непристойность, брань, неприличные выражения, нецензурную лексику, мат и так далее.
    2. Распространение мата сейчас в наше время
    Во многом распространению мата способствовало не только отсутствие должного уровня культуры пользования им, но и официозный на него запрет. Запретный плод сладок, особенно для людей только входящих в общественную жизнь. Подросток, употребляя бранную лексику, как бы приобщается к кругу «взрослых» людей, которым «по закону» разрешается выражаться намного свободней, нежели молодым. С другой стороны, мощный потенциал неприличных слов в семантике, свободное их варьирование, прекрасная словообразовательная разработанность позволяют некоторым людям, вообще не выходя из рамок мата, выразить все, что они пожелают. На помощь приходят мимика, жест, интонация, а также характерный ситуативный контекст.
    3. Для чего применяется мат в обществе?
    Специалисты выделяют следующие функции употребления мата в речи:
    * повышение эмоциональности речи;
    * снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);
    Ученые выяснили, что матом можно снимать болевые ощущения, но только если человек не ругается постоянно. Иначе обезболивающий эффект пропадает. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента, проведенного психологами Кильского университета в Великобритании. Во время опыта, человек дольше выдерживал в ледяной воде, если сыпал проклятиями, чем просто выкрикивал нейтральные слова.
    * оскорбление, унижение адресата речи;
    * демонстрация агрессии;
    * демонстрация отсутствия страха;
    * демонстрация раскованности, независимости говорящего;
    * демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;
    * демонстрация принадлежности говорящего к «своим»;
    4. Версии происхождения мата
    * Татаро-монгольская орда.
    У кочевников не было обычая сквернословить. Это особо отмечал итальянский путешественник Плано Карпини, посетивший Центральную Азию в XIII веке. Он писал, что у них бранные слова вообще отсутствуют в словаре. И, наоборот, русские летописные источники, написанные до татаро-монгольского нашествия, свидетельствуют о том, что мат был распространен на Руси задолго до ордынского ига.
    * Колдовство. Окультизм.
    Историки считают, что наши пращуры придавали огромное значение функции деторождения. Словам, означающим детородные органы, придавалось магическое значение. Их запрещено было произносить, чтобы не навести на людей порчу.
    Вероятно, тогда же, тысячи лет назад, возник обычай нарушать табу. Первыми нарушителями были колдуны, которые занимались тем, что наводили порчу на своих врагов и на врагов своих клиентов
    Такого мнения придерживается Юза Алешковский, виртуозно употребляющего мат в своем творчестве. Он так охарактеризовал свое отношение к матерщине: «Я думаю, что так называемые матерные слова поначалу-то были словами не ругательными, а сакральными, священными. Поскольку органы наши, гениталии мужчин и женщин, – они же воспроизводят бытие будущих поколений. И пра-пра-прачеловек не мог не испытывать восторга и ужаса перед воспроизводительной родовой деятельностью своей. По важности выполняемых функций половые органы – это number one. Я даже считаю, что их деятельность важнее деятельности мозга».
    И это остается загадкой, – почему слова сакральные, священные, имевшие несомненное отношение к фаллическому культу и культу Матери-земли, стали словами запрещенными, презираемыми и тем не менее употребляемыми (Шигарева 1999: 19).
    Возможно потому что у христьян все «неприличное», т.е. сокровенное уходит в в понятие «грех». После принятия христьянства, это стало внушаться людям.
    Юз Алешковский, видимо, прав. Действительно, лексика, означающая гениталии, в эпоху язычества была сакральной. Знаменитый славянский бог Святовит (Збручский идол) был выполнен в виде огромного фаллообразного монумента. С переходом же к христианству святыни язычества были уничтожены, знаковые системы резко поменялись, и фаллоозначающая лексика оказалась табуированной, неприличной.
    * Исконно наше. Одно значение вытеснило другое.
    Откуда же взялся русский мат? Кто к нам его занес? А никто нам его никогда не приносил. Это наше родное, тщательно скрываемое детище. Практически нет отечественных официальных словарей, в которых бы матерщина соседствовала со словарными статьями высокого стиля. Упоминание о некоторых словах такого типа есть лишь в словаре В. И. Даля (только в Бодуэновой редакции), да еще в таком специальном словаре, как “Этимологический словарь славянских языков (Праславянский лексический фонд)”. Упоминание этих двух словарей уже говорит о многом: данная лексика глубоко народная, древняя и чисто славянская. Жизнь неприличных слов напоминает историю человеческого общества: человек рождается голым и нисколько этим не смущается, а если позволяет климат, то и всю жизнь ничем себя не прикрывает. В тех же местах, где человеку необходимо от климата защищаться одеждой, было выдумано, что голый – это весьма и весьма неприлично.
    А. А. Ахматова, отметив, что греки своих богов изображали нагими, гневно заявила: «Считать наготу непристойной – вот это и есть похабство» (Чуковская 1996: 107). Та же ситуация с одеждой была потом повторена в славянских языках и со словами, обозначающими гениталии и процесс порождения нового поколения.
    Загибы Петра Великого.
    Легенда приписывает «создание» так называемых «матерных загибов» Петру Первому. Число слов в них колеблется от 30 до 331. «Загиб» предполагал употребление определенного количества матерных слов и выражений, которые должны были быть построены определенным образом. Искусство «загиба» предполагало, что не «соленость» должна была определять оскорбительность и язвительность «загиба», а юмор – чем смешнее, тем оскорбительнее! Произносился «загиб» на едином выдохе, поэтому, овладев «малым», не все были способны овладеть «большим загибом». Кроме того, при наличии строго определенного количества матерных слов и выражений конструкция «загиба» не должна была повторяться. Считается, что «матерные загибы» были больше «искусством», нежели бранью…
    5. Примеры происхождения двух слов
    сквернословие мат брань
    Общеславянский глагол *jebati/jebti мог иметь два значения: 1) бить, ударять и 2) обманывать. Значения эти только на первый взгляд кажутся совершенно разными. На самом же деле связь между ними самая прямая: могу стукнуть, могу и обмануть. В первом случае будет больно, во втором – обидно. Интересно, что и в русском языке эти же значения вполне сохранились, ср.: jebanut’ – ‘ударить, стукнуть’; objebat’ – ‘обмануть’. Эти значения сохранились практически во всех славянских языках, но вполне легитимно, а не зацензурно они существуют (и активно функционируют) в лужицких языках. Не будем брать обычные словари (типа словаря Арношта Муки, который сродни словарю В. И. Даля в Бодуэновой редакции), возьмем «официальный» орфографический словарь верхнелужицкого языка и обнаружим там следующее: jebaиny – ‘обманный’, jebak – ‘обманщик’, jebanje/jebanstwo – ‘обман, мошенничество’, jebaж – ‘обманывать’. Однако выражение этих значений в данной форме восточнославянские языки полностью табуировали вследствие перехода лексики, выражающей эти значения, в разряд инвективной. «Похабное» значение глагол *jebati/jebti мог приобрести уже в общеславянскую эпоху, доказательством чему служит наличие его в целом ряде славянских языков (болгарский, польский, сербский, чешский, все восточнославянские). Значение это в современном русском вербализовалось в значительной степени через посредство телевизионных переводов в слове трахать(ся).
    миграции славян на запад – лужичане. (Германия)
    Именно с этим значением (и, видимо, довольно давно) глагол *jebati/jebti вошел в ставший уже междометием фразеологизм job tvoju mat’. Выражение это можно отнести к очень древнему периоду: конец эры матриархата и складывание патриархата. И значение его уже в ту пору было отнюдь не похабным, а скорее имущественным. Обладающий матерью рода становился хозяином рода. Поэтому древнее значение выражения job tvoju mat’ необходимо было понимать как: ‘я теперь – ваш отец’ или ‘я теперь – хозяин всего, что вам принадлежало’. Мы не имеем прямых доказательств этому в ранних письменных источниках, но позднейшие исторические факты красноречиво свидетельствуют об этом. Так, великий князь Владимир начал править в Киеве после убийства родного брата Ярополка, женившись на его невесте – Рогнеде и взяв в наложницы его жену гречанку (грекыню) Анну, уже беременную и затем родившую ему сына убиенного Ярополка – Святополка. Князь Мстислав (сын Владимира Мономаха), убив касожского (адыгского) князя Редедю, в жены взял себе жену убитого, притом, что очень важно, имевшую от Редеди двух сыновей – Романа и Георгия.
    6. Мнения русских поэтов о сквернословии
    Известный филолог Ю. М. Лотман писал о мате, исходя из своего военного опыта, следующее: «Замысловатый, отборный мат – одно из важнейших средств, помогающих адаптироваться в сверхсложных условиях. Он имеет бесспорные признаки художественного творчества и вносит в быт игровой элемент, который психологически чрезвычайно облегчает переживание сверхтяжелых обстоятельств» (Лотман 1995: 14).
    И, наконец, весьма оригинально, идя от реальной жизни, освятил русский мат известнейший профессор-литературовед П. А. Николаев, ветеран Второй Мировой: «Вот утверждают, дескать, на войне ребята бросались в атаку, выкрикивали: «За Родину! За Сталина». Но во время бега невозможно произнести этой фразы – дыхания не хватит. Бежит мальчик семнадцатилетний и знает, что погибнет. После каждой такой атаки во взводе погибала половина. И они выкрикивали мат. Они спасались этим, чтобы не сойти с ума. Есть мат, который священен. Когда идут по улице молодые разгильдяи с бутылками пива и девчонки рядом ругаются, у меня это вызывает рвотные чувства, потому что я воспринимаю как оскорбление по отношению к мату, с которым погибали дети России…» (Лит. газ. 2004: 11).
    В отношении мата вполне применимы слова Арсения Тарковского, сказанные, впрочем, по совсем иному поводу: «Впрочем, дурных самих по себе слов в толковом словаре нет. Я уже как-то имел случай рассказать, что моя мать полагала, будто мусора не существует, а есть вещи не на своем месте. Пух на полу – мусор, а в подушке – свойственное ей наполнение» (Тарковский 1991: 223).
    Прозаик В. Сорокин по поводу мата высказался следующим образом: «Язык нельзя винить. Он, как вода, течет туда, где есть свободное место. . И писатель, который хочет идти в ногу со временем, а не создавать анахронизмы, как это делает большинство тех, кто окопался в толстых журналах, должен учитывать движение этой воды. Ведь мат стал частью нашей речи».
    И еще: «Литератор, обходящийся без мата, равносилен пианисту, отрезавшему себе один из пальцев. Можно, безусловно, и так играть, но я предпочитаю десятью пальцами» (Моск. комсомолец 2001: 22).
    Но не все были «за» мат в литературе.
    А. П. Чехов в письме упрекал А. М. Горького за не совсем пристойные слова, по его мнению,: «За сим еще одно: Вы по натуре лирик, тембр у Вашей души мягкий. Если бы Вы были композитором, то избегали бы писать марши. Грубить, шуметь, язвить, неистово обличать – это несвойственно Вашему таланту. Отсюда Вы поймете, если я посоветую Вам не пощадить в корректуре сукиных сынов, кобелей и пшибздиков, мелькающих там и сям на страницах “Жизни”» (3 сент. 1899 г.).
    7. Мое мнение
    Исходя из всего выше сказанного. Мое мнение по поводу сквернословия скорее положительно, чем отрицательно. Почему? Потому что все-таки, как я уже выше рассказала, мат произошел от чего-то сокровенного, по определению – это эмоция. В нашем обществе мат стал использоваться не в том русле в каком бы мне хотелось. Например, если бы общество использовало мат всего лишь двух функциях вышеперечисленных, то сейчас внимание на это не заострялось. (повышение эмоциональности речи; снятие психологического напряжения (эмоциональная разрядка);).
    Полностью согласна с мнением, что мат имеет исконно русское происхождение. Так же согласна, что сейчас используется мат очень не красиво, как говорят «уши режет». Однако мне попадались люди, правда их всего два было, что, когда они использовали мат «уши кровью не поливались», их речь звучала вполне органично с матом. (Естественно не мат использовался не через слово). Так, что искоренять мат из русской речи я считаю совсем не стоит. Это принесет ему вред.
    Итак, вся «нехорошая» лексика – исконно родная, славянская, связанная тысячами нитей с общенациональным лексическим богатством всех славянских языков, поэтому негоже лингвистам отворачиваться от нее. Писателям же можно ею пользоваться, когда без нее теряется содержательность и образность произведения.
    8. Может ли сквернословие присутствовать в речи педагога?
    Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников, становясь в деятельности учителя педагогическим общением. Оно осуществляется в профессионально значимых формах взаимодействия с учащимися. Общение воспитателя и школьников обусловлено их социальными ролями: учитель воспитывает, учит, развивает, ученик учится, воспитывается и т.п. Учитель должен научить ребенка морали, а сквернословие – в нашем обществе – это аморально. Т.е. сквернословие – это противопоставление того, чему должен учить педагог. Плюс ко всему некоторые дети приходят в учебные заведения, будь то садик или начальная школа, уже с пониманием, что мат – это плохо. Они только и знают, что мат используется только в функции оскорбления адресата.
    В.А. Сухомлинский – выдающийся советский педагог-новатор, говорил: «Слово педагога должно прежде всего успокаивать». Сухомлинский видел мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником. А разве сквернословие, которое по определению есть агрессия, может ассоциироваться со спокойствием? Нет, конечно.
    Философское мнение. Мат – это сокровенное. А мы делимся сокровенным только с близкими нам людьми. Зачем обременять детей своими, так скажем, проблемами?
    Источники
    1. http://www.philology.ru/linguistics2/kovalyov-04.htm
    2. Верхнелужицко-русский словарь: 36000 слов. Трофимович К.К. (сост.) 1974
    3. http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-2259
    4. http://audio-class.ru/articles/russkij-mat.html (Статья Константина Михайлова)
    Размещено на Allbest.ru

  9. С каждым годом проблема сквернословия становится все актуальнее, постепенно распространяясь в кругах подростков, детей.
    Еще не так давно нецензурные высказывания употреблялись в крайних случаях и людьми с психическими расстройствами. Сегодня мат можно услышать от ученика первого класса и даже воспитанника детского сада.
    Вред сквернословия настолько велик, что невозможно четко определить масштабы данной проблемы.
    Проблема сквернословия начинается с разрушения внутреннего мира человека. В первую очередь это проблемы психического плана, неуравновешенность. Ведь если человек при общении использует ненормативную лексику по отношению к другому, то это отсутствие самоконтроля, которое может привести к более серьезным проблемам.
    Анонс: Как стать креативным человеком
    Некоторые, особенно подростки, с помощью сквернословия пытаются самоутвердиться и показать свое превосходство. Постепенно ненормативная лексика, после потери этого способа влияния на окружающих, может перерасти в грубую физическую силу.
    Ненормативная лексика в первую очередь является результатом плохого воспитания или вообще его отсутствием. Самое ужасное заключается в том, что использование мата подобно наркотику, при длительном применении – практически невозможно отказаться от него.
    Проблема сквернословия – бич современности, причем не каждого человека в отдельности, а всех людей в целом.
    Ведь если каждый человек не задумается об этом, не поборет своего равнодушия к окружающим, то общество будет обречено на полное моральное разложение.
    Согласитесь, что далеко неприятно, когда по улице идут прилично одетые люди и выражаются на языке низших слоев общества. Не говоря уже о детях.
    Не следует игнорировать сквернословие, услышанное от детей и подростков. Таким образом вы даете понять, что это нормально.
    Некоторые психологи провели аналогии нецензурной лексики и мантрами шумерских шаманов. По их мнению сочетание матов может нарушить внутреннюю энергетику человека до такой степени, что может произойти отмирание клеток организма.
    Анонс: Как стать идеальной женщиной
    Проводимые эксперименты ученых показали, что поливаемые зерна водой, над которой произносились маты, проросли менее 50процентов общего количества. То ест использование ненормативной лексики повлияло на плодородность зерен. То же само может грозить и человечеству.
    Для борьбы с проблемой сквернословия понадобится много времени, но начинать следует уже сейчас. Постепенно искореняя мат, который делает нас необразованными, глупыми, невоспитанными, грубыми, способными на любые проявления агрессии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *