Сочинение на тему слабость и сила руси в слове о полку игореве

9 вариантов

  1. Пожалуй, нет в русской литературе произведения более загадочного, чем “Слово о полку Игореве”. Найденное совершенно случайно среди забытых рукописей в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным, оно сразу же привлекло к себе внимание ученых и поэтов. Первых – совершенно новым взглядом на русскую историю, а точнее, на один ее эпизод, вторых – необыкновенным лиризмом, особой напевностью и, конечно же, своим патриотическим настроем. “Слово о полку Игореве” буквально пронизано горячей любовью к родине.
    Кем бы ни был автор “Слова о полку Игореве”, мы знаем, что этого человека глубоко волновало будущее Руси. С болью и горечью он говорит о разладе между князьями, об усобицах, терзающих Русскую землю и делающих ее беззащитной перед набегами врагов.
    “Слово о полку Игореве” посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. “Слово о полку Игореве” с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси. Следствием его была слабость обороны от внешних врагов, что красноречиво показал поход князя Игоря.
    XII век – времена, далекие от нас. Но, несмотря на это, мы можем представить себе всю сложность этой эпохи. Феодальная раздробленность, которая достигла в ту пору своего расцвета, совершенно ослабила государственное управление. Каждый удельный князь стремился только захватить как можно больше земель соседей, не гнушаясь для этого самыми грязными путями, вплоть до объединения с прямыми врагами Руси – половцами. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Отголоски этого явления наблюдаются в самом “Слове…”
    Игорь Святославович отправился в поход на половцев с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом. Своим необдуманным поступком он перечеркнул недавние удачные походы Святослава, поставив Русь в крайне сложное положение, открыв врагам доступ к русским землям.
    “Слово о полку Игореве” – произведение небольшое, но, вместе с тем, необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля, и в повествование “Слова…” также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере до Тмутаракани на Черном море, от Волги на востоке до Галича на западе. Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием “Слова…”
    Поэтому невозможно выделить отдельно образ Русской земли, ибо вся она находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.
    Очень примечательны в этом отношении пейзажные зарисовки, хотя это название во многом условно. В древнерусской литературе не было принято писать картины природы, давать ей какую-либо характеристику. Функция пейзажа вполне определена – она теснейшим образом связана с судьбою действующих лиц и всегда проявляется в действии.
    Когда Игорь только выступил в поход, его встречало солнечное затмение – плохая примета, предвестник грядущей беды. Саму битву сопровождают бури, громы, а поражение русских оплакивает вся природа: “деревья с тугою к земле преклонились”
    А печальный рефрен “О, русская земля! Уже за шеломянем еси! ” (О, русская земля! Уже ты за холмом!) подчеркивает не только горячую любовь автора “Слова…” к родной земле, но и боль от сознания того, что ошибка уже совершена.
    Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость единения. Он настойчиво призывает князей выступить “за землю Русскую, за раны Игоревы”.
    Упоминания различных князей, географических названий, а также использование двух временных пластов (прошлого и настоящего) придает “Слову…” эпическую величественность.
    Это тем более удивительно, что поход Игоря был делом вполне обычным, даже тривиальным. Но автор, а он, по всей видимости, был участником тех событий и мог наблюдать их воочию, придал своим поэтическим талантом этому рядовому происшествию общерусское значение. Форма “Слова…” позволила ему выразить и свое отношение, свой взгляд на проводимую политику. Чувствуется, что это не просто придворный поэт, любимец какого-либо князя, а человек, близкий к народу, переживающий за судьбу своей родины, бесконечно любящий ее. Возможно, кое-кому из нас стоит поучиться у этого необыкновенного человека, оставившего замечательный пример патриотизма в гениальнейшем творении – “Слове о полку Игореве”.

  2. В поэме “Слово о полку Игореве” автор удивительно точно отразил события, происходившие на Руси в XII веке. Основной чертой того времени и его главной бедой была раздробленность русских княжеств. Единое в X — начале XI века древнерусское государство в XII веке окончательно распалось, что было вызвано новыми экономическими и политическими условиями, создавшимися в связи с укреплением феодального строя. Это ослабило страну и сделало ее уязвимой для нападений степных кочевых народов, опустошавших села и города, угонявших в рабство население, сеявших всюду смерть и разрушения.
    Смерть великого киевского князя Ярослава Мудрого вызвала еще большее разделение Русской земли: княжества были разделены между его сыновьями. В Киеве стал править старший — Изяслав, в Чернигове — Святослав, в Переяславле — Всеволод, во Владимире Волынском — Игорь, в Смоленске — Вячеслав. В конце XI века Черниговское княжество закрепилось за сыном Святослава Олегом и его потомками.
    Олег Святославич, прозванный в “Слове” Олегом Гориславичем, всю жизнь враждовал с Владимиром Мономахом. Эта вражда продолжилась и среди их потомков — ольговичей и мономаховичей. Не менее характерными фигурами эпохи были также Рюрик Ростиславич — буй Рюрик, который провел жизнь в походах на половцев и в феодальных распрях; Всеволод Юрьевич Суздальский — один из самых сильных князей Руси XII–XIII веков, который вел неустанную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти; тесть Игоря, Ярослав Осмомысл, который противостоял сильному галичскому боярству; Роман Волынский — буй Роман — отважный и неутомимый князь, который упорной борьбой добивался соединения наследственного Владимиро-Волынского княжества с богатым Галичским княжеством.
    Главным положительным героем “Слова” выступает князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода. Совместно с Рюриком он организовал несколько объединенных походов русских князей на половцев. Именно победы Святослава вдохновили Игоря на его безумно смелый поход. При этом им двигало также высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, муки страдающего самолюбия и преданность новой — общерусской идее. В поэме упоминается около 40 князей. При этом все характеристики в обращении к ним исторически точны. Но князья существуют не сами по себе, все они, прежде всего, представители своего рода. Каждый из них — внук своего деда и сын своего отца.
    “Слово о полку Игореве” в основном посвящено неудачному походу Игоря на половцев. Но все его события были очень характерны для того времени. Произведение посвящает нас в предпосылки самого похода и в причины, обусловившие его неудачу. При создании поэмы автор во многом опирался на летописи тех времен. Однако содержание “Слова” летописными сведениями не ограничивается. Поэту, как современнику происходивших событий, известно и то, чего не упоминают в своих записях летописцы, поэтому его описания зачастую намного шире.
    Размышляя о печальной судьбе, постигшей русское войско, автор стремится осознать происшедшее в широких границах всей русской истории, подвести итог, сделать выводы. Поэт не ставит перед собой цель рассказать подробности самого похода. Его задача намного шире и глубже — раскрыть основные черты общественной и политической жизни Руси, показать ее недостатки, призвать к их исправлению.
    Как мы видим, на Руси тех времен было немало выдающихся личностей, могущественных и славных князей, отличавшихся образованностью, силой характера, умевших подняться до осознания общих интересов, способных совершать великие поступки. К сожалению, деятельность этих князей не была согласована, они по-разному понимали свои задачи, стремясь в первую очередь к укреплению своих княжеств. Междоусобные распри были осложнены нависшей над Русью опасностью набегов половцев, которые в те времена представляли собой мощную военную силу. А раздоры русских князей, в свою очередь, создавали благоприятную почву для новых и новых вторжений врага. Именно поэтому автор обращается поочередно ко всем князьям, указывая им на ошибки и призывая к единению.
    Действие поэмы развивается как бы на фоне прошлого, и каждое событие измеряется с позиций истории. Это важно для осознания значимости всего происходящего, для понимания исторических корней всех явлений. Так, поражение войска Игоря и его ужасные последствия для всей Руси дают автору повод вспомнить о том, как киевский князь Святослав еще недавно победил этих же половцев, но, что немаловажно, совместными силами русских князей. Таким образом, поражение войска — это повод для глубокого раздумья о судьбах родины, для горячего призыва к объединению. В своем произведении поэт хотел показать истинные причины неудачного похода. И эти причины кроются не в слабости русского народа, а в разрозненности князей, которые, действуя порознь, лишь разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.
    Однако “Слово” не ограничивается лишь описанием военных действий и обращением к князьям. Произведение глубоко народно по своей сути. В нем автор описывает жизнь всего народа: простых ратаев — пахарей, русичей — курских кметей, русских воинов и их жен. Он охватывает своим повествованием историю всей великой Руси — от Сулы до синего Дона, от Новгорода до Путивля. Поэт также отразил в своем произведении верования народа, культы рек, деревьев, рода и др.
    “Слово о полку Игореве” стало одним из самых обширных и живых повествований о степных походах русских князей и обо всей жизни на Руси. И вместе с тем описание неудачного похода Игоря показало невозможность действовать против захватчиков в одиночку. Только объединенные походы могли иметь успех. Эту главную мысль и стремился показать создатель произведения, призывая к объединению русских княжеств для защиты великой родины.

  3. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  4. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после их смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев славился своими доблестными богатырями, историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х гг. ХII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь.
    «Слово о полку Игореве» исполнено искренней любовью к родине, которая вдохновляла автора данного произведения. Все «Слово» пронизано этим теплым человеческим чувством к родной стране – Руси. Именно поэтому «Слово о полку Игореве» читается до сих пор с неугасающим интересом. «Слово» было создано в тот период, когда процесс феодальной раздробленности Руси подошел к своему пику. Мелкие феодальные княжества враждовали между собой, вступали в братоубийственные войны ради достижения собственных корыстных интересов.
    Произведение содержит призыв к объединению раздробленных феодальных княжеств. И этот страстный призыв воплощается в живом образе Руси. Истинным героем произведения является сам русский народ, русская земля. Автор воспринимает страну как единое целое, не может равнодушно взирать на ее раздробленность. Бескрайние просторы Руси показаны с помощью сказочного мифического перемещения действующих лиц.
    Образ Руси рисуется в произведении благодаря использованию самых разных образных средств. Упоминание о кровавых зорях, черных тучах, громе великом, дожде стрелами – все это показывает неразрывную связь людей с родной страной. И поражение войска Игоря болью отзывается по всей Руси:
    На другой день спозаранок
    кровавые зори свет возвещают;
    черные тучи с моря идут,
    хотят прикрыть четыре солнца,
    а в них трепещут синие молнии.
    Быть грому великому,
    Пойти дождю стрелами с Дона великого!
    При характеристике образа Руси важную роль играют природные силы – ветер, солнце, тучи, туман, дождь, заря, восход. Природа живет своей жизнью, но вместе с тем она чутко реагирует на все события в мире людей.
    Образ Руси также передан в плаче Ярославны. Она обращается к ветру, который веет под облаками и лелеет корабли на синем море, к Днепру, который «пробил каменные горы сквозь землю Половецкую, лелеял на себе» ладьи Святослава, к солнцу, которое всем дарит тепло и свет.
    В жизни людей русская природа принимает самое живое участие. Образ русской земли – это и оживающие реки, которые вступают в беседу с Игорем, и говорящие человеческим языком птицы и звери. Образ родной земли противопоставляется образу вражеской земли – половецкой степи. Образ родины, которая страдает от раздоров и напастей, ярок и трогателен. Можно с уверенностью констатировать, что в произведении образ родной страны был необходим для призыва к ее защите. Родина дорога каждому человеку, и не случайно образ Родины не только присутствует в данном произведении, но и является важнейшем в системе образов «Слова».
    Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами.
    ?

  5. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело защитников земли русской. Наш народ всегда считал защиту своей земли великим делом и почитал ее защитников и воинов, о которых шла добрая молва по всей Руси. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Литература Древней Руси оставила потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. По этим произведениям мы  составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания.
    В основу «Слова о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседними племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Большое место в «Слове…» отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все «Ольгово храброе гнездо» пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с «погаными» и защите Родины.
    Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он «заворачивает» полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он «сокол», «солнце красное». Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство  из плена, автор полон ликования, ибо «тяжко Русской земле без Игоря».
    Во всем подобен Игорю и буй-тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова…», переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы». Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, буй-тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами, скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю», Всеволод, где только ни появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие».
    Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.
    Судьба героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что Родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова…» призывает князей к объединению, к защите Руси.
    Летит время. Идут над Россией века, сменяются правители. Но неизменна и незыблема любовь к Отчизне. Незыблемы её честь, красота, нерушимы её границы, закрытые для врага защитниками Отечества. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
    Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение
    Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
    Тема сочинения:
    «Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Автор:Курица Вячеслав Александрович, 9 класс
    Ростовская область, Веселовский район
    Руководитель:Котляренко Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы
    х. Красный Октябрь
    2015 год

  6. В поэме «Слово о полку Игореве» автор удивительно точно отразил события, происходившие на Руси в XII веке. Основной чертой того времени и его главной бедой была раздробленность русских княжеств. Единое в X — начале XI века древнерусское государство в XII веке окончательно распалось, что было вызвано новыми экономическими и политическими условиями, создавшимися в связи с укреплением феодального строя. Это ослабило страну и сделало ее уязвимой для нападений степных кочевых народов, опустошавших села и города, угонявших в рабство население, сеявших всюду смерть и разрушения.
    Смерть великого киевского князя Ярослава Мудрого вызвала еще большее разделение Русской земли: княжества были разделены между его сыновьями. В Киеве стал править старший — Изяслав, в Чернигове — Святослав, в Переяславле — Всеволод, во Владимире Волынском — Игорь, в Смоленске — Вячеслав. В конце XI века Черниговское княжество закрепилось за сыном Святослава Олегом и его потомками.
    Олег Святославич, прозванный в «Слове» Олегом Гориславичем, всю жизнь враждовал с Владимиром Мономахом. Эта вражда продолжилась и среди их потомков — ольговичей и мономаховичей. Не менее характерными фигурами эпохи были также Рюрик Ростиславич — буй Рюрик, который провел жизнь в походах на половцев и в феодальных распрях; Всеволод Юрьевич Суздальский — один из самых сильных князей Руси XII—XIII веков, который вел неустанную борьбу с боярством за укрепление княжеской власти; тесть Игоря, Ярослав Осмомысл, который противостоял сильному галичскому боярству; Роман Волынский — буй Роман — отважный и неутомимый князь, который упорной борьбой добивался соединения наследственного Владимиро-Волынского княжества с богатым Галичским княжеством.
    Главным положительным героем «Слова» выступает князь Святослав Киевский, двоюродный брат Игоря и Всеволода. Совместно с Рюриком он организовал несколько объединенных походов русских князей на половцев. Именно победы Святослава вдохновили Игоря на его безумно смелый поход. При этом им двигало также высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, муки страдающего самолюбия и преданность новой — общерусской идее. В поэме упоминается около 40 князей. При этом все характеристики в обращении к ним исторически
    точны. Но князья существуют не сами по себе, все они, прежде всего, представители своего рода. Каждый из них — внук своего деда и сын своего отца.
    «Слово о полку Игореве» в основном посвящено неудачному походу Игоря на половцев. Но все его события были очень характерны для того времени. Произведение посвящает нас в предпосылки самого похода и в причины, обусловившие его неудачу. При создании поэмы автор во многом опирался на летописи тех времен. Однако содержание «Слова» летописными сведениями не ограничивается. Поэту, как современнику происходивших событий, известно и то, чего не упоминают в своих записях летописцы, поэтому его описания зачастую намного шире.
    Размышляя о печальной судьбе, постигшей русское войско, автор стремится осознать происшедшее в широких границах всей русской истории, подвести итог, сделать выводы. Поэт не ставит перед собой цель рассказать подробности самого похода. Его задача намного шире и глубже — раскрыть основные черты общественной и политической жизни Руси, показать ее недостатки, призвать к их исправлению.
    Как мы видим, на Руси тех времен было немало выдающихся личностей, могущественных и славных князей, отличавшихся образованностью, силой характера, умевших подняться до осознания общих интересов, способных совершать великие поступки. К сожалению, деятельность этих князей не была согласована, они по-разному понимали свои задачи, стремясь в первую очередь к укреплению своих княжеств. Междоусобные распри были осложнены нависшей над Русью опасностью набегов половцев, которые в те времена представляли собой мощную военную силу. А раздоры русских князей, в свою очередь, создавали благоприятную почву для новых и новых вторжений врага. Именно поэтому автор обращается поочередно ко всем князьям, указывая им на ошибки и призывая к единению.
    Действие поэмы развивается как бы на фоне прошлого, и каждое событие измеряется с позиций истории. Это важно для осознания значимости всего происходящего, для понимания исторических корней всех явлений. Так, поражение войска Игоря и его ужасные последствия для всей Руси дают автору повод вспомнить 0 том, как киевский князь Святослав еще недавно победил этих же половцев, но, что немаловажно, совместными силами русских князей. Таким образом, поражение войска — это повод для глубокого раздумья о судьбах родины, для горячего призыва к объединению. В своем произведении поэт хотел показать истинные причины неудачного похода. И эти причины кроются не в слабости Русского народа, а в разрозненности князей, которые, действуя порознь, лишь разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.
    Однако «Слово» не ограничивается лишь описанием военных действий и обращением к князьям. Произведение глубоко народно по своей сути. В нем автор описывает жизнь всего народа: простых ратаев — пахарей, русичей — курских кметей, русских воинов и их жен. Он охватывает своим повествованием историю всей великой Руси — от Сулы до синего Дона, от Новгорода до Путивля. Поэт также отразил в своем произведении верования народа, культы рек, деревьев, рода и др.
    «Слово о полку Игореве» стало одним из самых обширных и живых повествований о степных походах русских князей и обо всей жизни на Руси. И вместе с тем описание неудачного похода Игоря показало невозможность действовать против захватчиков в одиночку. Только объединенные походы могли иметь успех. Эту главную мысль и стремился показать создатель произведения, призывая к объединению русских княжеств для защиты великой родины.
    ?

  7. Восемь веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» —
    гениальное произведение русской литературы, не имеющее себе равных в
    средневековой поэзии Запада. «Слово» очень близко к народной поэзии по
    своей идейной сущности и стилистическому строю; в нем используются образы,
    которые уже существовали в феодальном быту, в военной лексике, в народной
    речи. Но в отличии от народного фальклора, поэма посвящена не одной из побед,
    которых немало знало русское оружие, а неудачному походу на половцев
    северского князя Игоря Святославича. На примере последнего автор показывает
    несчастные последствия отсутствия единения. Князь Игорь действует по
    феодальной формуле: «мы собе, а ты собе». Храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход несмотря на то, что поход
    этот с самого начала обречен на неуспех. Он идёт несмотря на все
    неблагоприятные «знамения». Основным побуждением при этом является
    стремление к личной славе. Желание этой личной славы заступает ему
    «знамение». Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути. Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его
    недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о
    необходимости единения и совместной борьбы. Игорь в походе действовал с
    исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной
    славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с
    половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись
    разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а «поганые» рыскали
    по Русской земле. Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача
    подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого
    одержанной союзом русских князей во главе со Святославом Киевским. «Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева
    похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению
    перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор
    показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор
    «Слова» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед
    собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных
    набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы
    призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед родиной. И
    делает это устами великого Святослава: Вступита, господина въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игореввы, буего Святославлича! Защищать Русскую землю зовет он их. И поэтому, даже описывая поражение,
    автор делает это без тени уныния. Вся поэма как бы обращена к будущему. Таким образом «Слово о полку Игореве» — это призыв к единению. Каким же
    представлял себе автор «Слова» мыслимое им единство Руси, к которому он
    призывал своих слушателей? Конечно просто убедить князей прекратить усобицы
    было не возможно. Нужна была такая сильная центральная власть, которая
    могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор
    «Слова» — сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна
    обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве, а
    киевского князя Святослава он наделяет идеальными свойствми главы русских
    князей: «грозным» и «великим». Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы
    противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее
    холмам, болотам, «грязевым» местам. Русская земля для автора «Слова» — это, конечно, не только «земля» в
    собственном смысле слова, но в первую очередь — народ её населяющий. Автор
    «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами
    князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших
    в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения
    Игоря. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле
    произведения: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает
    ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Поэма равна
    понятна и близка всем людям, подлинно любящим свою родину. Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю.
    Излагая историю неудачного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает
    события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование,
    постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена
    с настоящим. Подлинный смысл «Слова о полку Игореве» заключался в том, чтобы
    объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, настроить
    общественное мнение против поисков князьями личной «славы», личной «чести».
    Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших
    русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.

  8. «Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным.
    Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М.Карамзин.
    С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский текст заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие перево­ды, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за явного непонимания древнерус­ского языка.
    «Слово о полку Игореве» посвящено неудачному по­ходу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю.
    «Слово о полку Игореве» с гениальной силой и про­никновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение.
    Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.
    Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоис­тических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы — единых повсюду. Идея единства Руси продолжала сущест­вовать в народе.
    Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. С небольшими силами, не сговорившись с ки­евским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани.
    Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова») – князь Курский и Трубчевский.
    Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) до­несли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернугься домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.
    Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.
    На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова»), стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало про­тив себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжес­кой дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен. Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой.
    На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые ковуи — дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схва­ченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую землю», — по выражению летописца…
    В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.
    Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать.
    Время для бегства было выбрано вечернее, при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Полов­цы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и весели­лись, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан.
    Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.
    Так рассказывают о походе Игоря Святославича лето­писи. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объеди­ниться и защитить Русь. Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью про­изведения. Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.
    Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещи­ми знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.
    Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех.
    Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объ­ясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение.
    И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он про­износит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонаде­янно пошли на половцев.
    Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными.
    Но вот он вспоминает юную жену Игоря — Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа.
    Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря — одно из самых поэтич­ных мест в «Слове».
    Заканчивается «Слово» радостно — возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, ис­полнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.
    «Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» не за­пись устно произнесенной речи или спетой исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его авто­ром, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.
    «Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях.
    Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. «Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. Работы о «Слове» выходят в разных странах мира. Его поэтические достоин­ства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.

  9. Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
    В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
    На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *