Сочинение на тему слава науке по литературе ломоносов

8 вариантов

  1. Не он ли дал российской музе крылья, Нашел слова, звучащие как медь!..
    И. Рыленков
    Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М.В.Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
    С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что “обветшалая” система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы.
    Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться “на природном его свойстве”: “того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить”. Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.
    Что касается стилей литературного языка, Ломоносов предлагает использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий. Высоким стилем “составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях”, и здесь он рекомендует использовать церковно – книжный язык. Средним стилем рекомендуется писать “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово”, также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковно-славянскому и русскому языкам. Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.
    Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык: оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.
    Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
    Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
    В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами (“Ода на взятие Хотина”) или отмечает различные торжественные даты. Религиозные и научные темы также присутствуют в одах Ломоносова. Таковы “Утреннее размышление о божием величестве”, где автор дает научное описание физического строения солнца, и “Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния”, в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.
    По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. Его стихотворение “Разговор с Анакреоном” ярко демонстрирует отношение к поэзии и понимание им задач поэта.
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.
    Здесь автор противопоставляет себя как певца героев певцу любви Анакреону.
    Лучшим произведением этого жанра является ода “На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Автор приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Он славит преобразования Петра. Автор рисует огромные пространства России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Всеми этими богатствами державы должно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые. Глубокой верой в русский народ и твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.
    Восторженный гимн науке — важная и интересная тема в поэзии Ломоносова. По убеждению поэта, благо и слава Родины — в развитии “божественных” наук: механики, химии, астрономии, географии
    Науки пользуют везде
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и наедине,
    В покое сладком и в труде.
    Ломоносов был великим ученым, и это также отразилось в его стихах. Когда он смотрел на солнце, то очень ясно представлял себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг на друга, словно они борются один с другим…
    Там огненные валы стремятся
    И не находят берегов;
    Там вихри пламенны крутятся,
    Борющись множество веков,
    Там камни, как вода, кипят,
    Горящи там дожди шумят.
    Тема Петра 1, “просвещенного монарха”, “отца Отечества”, “неустанного строителя, плавателя, в морях — героя” широко представлена в творчестве Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований, а самого Петра видел как посланника Бога:
    Ужасный чудными делами,
    Зиждитель мира искони
    Своими положил судьбами
    Себя прославить в наши дни:
    Послал в Россию Человека,
    Какой не слыхан был от века.
    Родина, ее необъятные просторы, неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, будущее величие и слава — одна из основных тем в поэзии Ломоносова.
    Родина в одах Ломоносова воспроизводится не только как “держава царская”, как страна, одерживающая те или иные воинские победы. Для Ломоносова это также место, где человек сделал свои первые шаги, это беспредельные просторы земли, ее природные богатства, сам русский народ, к труду “избранный”, выдержавший во имя мира и добра “тьму сильных боев”. Именно с приходом в поэзию Ломоносова тема Отчизны, России наполнилась глубинным смыслом, стала ключевой в произведениях русской литературы, а само чувство к Родине уже рассматривается как важный шаг нравственной категории.
    Вокруг тебя цветы пестреют,
    И класы на полях желтеют;
    Сокровищ полны корабли..
    Воззри в поля твои широки,
    Где Волга, Днепр, где Обь течет;
    Богатство в оных потаенно…
    Патриотическое чувство Ломоносова сказалось в его заботах о сохранении отечественных природных ресурсов. Он призывает не к хищничеству и бесхозяйственности, отчего сейчас гибнет природа, а к рачительности и любви по отношению к ней!
    Поэт одухотворял природу. Для него она не только источник материальных благ, но и олицетворение сущности человека, который вышел из природы и может жить только в единении с ней. Рисуя картины природы, Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:
    Лицо свое скрывает день.
    Поля покрыла мрачна ночь,
    Взошла на горы чорна тень,
    Лучи от нас склонились прочь.
    Открылась бездна звезд полна:
    Звездам числа нет, бездне дна.
    В своей поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частицы целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. В его одах чувствуется та всемогущая, всепроникающая нить, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн, без вражды и политических стяжательств:
    Кристальны горы окружают,
    Струи прохладны обтекают
    Усыпанный цветами луг
    Плоды румянцем испещренны,
    И ветви, медом орошенны,
    Весну являют с летом вдруг.
    Мне кажется, это не просто идиллия, а мир, к которому должен стремиться человек, ведь именно от него зависит не разрушить, не уничтожить эту гармонию и красоту. Как необходимы эти слова сейчас нам, живущим в конце XX века, когда так хочется в душном, шумном городе воскликнуть.
    Восторг все чувства восхищает,
    Какая сладость льется в кровь!
    В приятном жаре сердце тает!
    Не тут ли царствует любовь?
    И горлиц нежное вздыханье,
    И чистых голубиц лобзанье
    Любви являют тамо власть.
    Древа листами помавают,
    Друг друга ветвьми обнимают,
    В бездушных зрю любовну страсть!
    Таков он, богатый и разнообразный поэтический мир Михаила Васильевича Ломоносова.
    И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины.
    ?

  2. Михаил Ломоносов – выдающийся российский ученый и поэт 18-го века. Да-да, этот человек сочетал в себе талант и ученого, и блестящего литератора, и даже художника. Даже среди гениев редко встречаются такие «универсалы», это удивительный феномен природы.
    В 19 лет он явился в Москву пешком из далёкой северной деревни. А окончил жизнь академиком и профессором. Он достиг многого в химии и физике, астрономии и географии, геологии и истории. Наука и просвещение были самой его жизнью, ее смыслом.
    В честь науки Михаил Ломоносов написал немало произведений. Чаще всего это оды – стихотворения высокого жанра, где наука и образование воспеваются. «Науки юношей питают, отраду старцам подают» – это самые известные строчки Ломоносова.
    В этой оде Ломоносов говорит о практическом значении наук, о том, что они везде пригодятся. Ведь даже дома знания помогают решать трудности в быту: «Науки пользуют везде – среди народов и в пустыне».
    А в остроумном стихотворении «Случились вместе два астронома» Ломоносов шуткой доказывает, что Земля вертится вокруг солнца. «Где повара в миру сыскать такого, чтоб он вертел очаг кругом жаркого?»
    Зачем Ломоносову так часто повторять о том, что наука и образование важны? Будто и без того не знают этого люди? Да, не всегда люди об этом помнят. Часто учиться дети не хотят, а родители думают, что они проживут и так. А во времена Ломоносова и совсем мало кто из людей был грамотным.

  3. 3
    Текст добавил: МоЖеТ ДаЖе Не Я

    Да, он был упрям, иногда излишне резок. Но и целеустремлён, настойчив, твёрд. Никакие трудности не могли остановить первопроходца российской науки, и по путям, проложенным им, последовали, как он и мечтал, «собственные Платоны и Невтоны».
    Колоссальный научный потенциал и научные достижения Ломоносова стали крепким фундаментом и мощным импульсом для развития созданного им первого российского университета и его научных школ, получивших мировое признание. Первый российский академик стоит у истоков нескольких поколений выдающихся учёных, прославивших свою Альма матер.
    Свойственное Ломоносову сочетание естественнонаучного и гуманитарного знания, любовь и интерес к культуре и, в частности, словесности стали традицией, передававшейся в Московском университете из поколения в поколение. Ломоносов-поэт положил начало целой плеяде блестящих представителей классической русской литературы, учившихся в Московском университете.
    Московский университет, вобравший в себя практически всё, в чём проявился гений его основателя, отметил собой начало становления системы высшего образования в России, в основу которой были положены ломоносовские принципы: фундаментальность, доступность, междисциплинарность, творческий дух, связь университета со средней школой («Университет без гимназии – как пашня без семян»).
    Московский университет успешно воплощал эти принципы в жизнь, развиваясь, разрастаясь и ветвясь, как могучее и вечнозелёное дерево. Из своего первого здания – Аптекарского приказа на Красной площади – Московский университет переехал в Казаковское здание на Моховой, потом, через 200 лет, шагнул за Москву-реку на Воробьёвы горы, а спустя ещё 50 лет мы начали застраивать новую территорию за Ломоносовским проспектом, фактически удвоив свои площади.
    Московский университет начинался с тридцати студентов. Через 100 лет их было около тысячи, через 200 лет – 16 тысяч. Сейчас – 40 тысяч.
    В год основания в университете было три факультета. Через 100 лет их было 4, через 200 лет – 12. Сейчас – 40, треть из которых появились за последние двадцать лет.
    В Московском университете 12 научно-исследовательских институтов, Ботанический сад, Научная библиотека на 9 миллионов томов, несколько музеев, Медицинский научно-образовательный центр.
    Университет занимает более тысячи зданий общей площадью более миллиона квадратных метров.
    Московский университет начинался с четырёх профессоров-магистров. Через 100 лет в нём работало 250 преподавателей, через 200 лет – свыше двух тысяч. Сейчас у нас только докторов и кандидатов наук около десяти тысяч. Почти треть избранных в Академию наук за всё время её существования – а это около тысячи человек – выпускники и профессора Московского университета.
    В Московском университете сложились и активно работают крупнейшие научные школы. Из 18 российских Нобелевских лауреатов одиннадцать – выпускники или профессора МГУ.
    Созданный в 1755 году по проекту первого российского академика М.В.Ломоносова, Московский университет является ведущим научно-образовательным центром страны. Федеральным законом РФ от 10 ноября 2009 года Московскому университету присвоен особый статус, ему предоставлено право выдавать дипломы собственного образца и работать по собственным образовательным стандартам. Эти цифры и факты – свидетельство высочайшего качества научного образования, снискавшего Московскому университету заслуженный авторитет в обществе.
    300-летие М.В. Ломоносова отмечается на высоком государственном уровне. В 2006 году вышел Указ Президента РФ «О праздновании 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова» и вслед за этим, во исполнение этого указа, распоряжением Правительства РФ был утверждён Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Несколько заседаний оргкомитета прошли в Московском университете.
    Московский университет отмечает юбилей Ломоносова масштабными делами, достойными памяти своего великого основателя. В плане юбилейных мероприятий МГУ, насчитывающем сто позиций, – конференции, выставки, лекции, новые учебные курсы, экспедиции, издательские программы, студенческие конкурсы и многое-многое другое.
    Самое яркое и значительное событие, которое Московский университет посвящает знаменательной дате – запуск научно-образовательного спутника «Ломоносов». Этот спутник продолжает беспрецедентную космическую программу Московского университета, начатую в 2005 году запуском первого университетского спутника «Татьяна», за которым последовала «Татьяна-2», затем – совместный с Индией спутник «Ютсат» – одним словом, целая космическая флотилия Московского университета!
    Научная программа спутника «Ломоносов» предусматривает исследования частиц высокой энергии, световых транзиентных явлений в атмосфере, гамма-излучения во Вселенной, а также прикладные задачи по изучению радиации в околоземном пространстве, созданию автоматической системы слежения за астероидами, компьютерных систем адаптации зрения космонавтов и разработку новых систем навигации космических аппаратов.
    Образовательная программа направлена на дальнейшее развитие космического образования в МГУ и в университетах-партнёрах: создание новых учебных курсов и развитие космических практикумов, обучение студентов работе с космическими данными в режиме реального времени.
    С именем Ломоносова связан ещё один приоритетный пункт наших юбилейных дел – супервычислительный комплекс Московского университета. Крупнейший в России супервычислитель назван, по предложению Президента РФ, «Ломоносовым».
    Мощность университетского супервычислителя достигает 1,3 петафлопс. По последнему мировому рейтингу он занимает 13-е место в мире. Но мы уже выступили с экзафлопной инициативой.
    Спутник «Ломоносов» и супервычислитель «Ломоносов», наряду с другими такими же масштабными проектами, входят в Программу развития Московского университета до 2020 года.
    Программа развития направлена на укрепление Московского университета как выдающегося научно-образовательного центра с уникальной интеллектуальной средой и инфраструктурой; она охватывает широкий диапазон научных дисциплин и областей знания, объединяет образовательные, научно-исследовательские и инновационные процессы, активность студенческой и научно-педагогической корпорации.
    Программа нацелена в будущее, на далёкую перспективу. В её научной мощи и размахе, в уровне постановки и степени актуальности решаемых задач как будто незримо присутствует сам дух Ломоносова. И вполне зримо – его имя.
    Именем Ломоносова названа одна из ведущих олимпиад школьников, которая проводится с 2005 года. Олимпиада «Ломоносов» проводится по 20 предметам, в ней принимают участие несколько десятков тысяч школьников из всех субъектов РФ, а также из стран СНГ и других государств. Олимпиада проводится на разных региональных площадках, во многих российских университетах.
    Особо следует отметить участие ребят из сельской местности, школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей сирот.
    Имя Ломоносова носит и ежегодный международный молодёжный форум науки и инноваций. Молодёжный форум «Ломоносов» – это научная конференция «Ломоносов», олимпиады школьников, студенческие олимпиады, конкурсы проектов молодых учёных.
    География участников конференции охватывает более семидесяти регионов России, большинство стран СНГ и более сорока стран дальнего зарубежья.
    Юбилею своего основателя Московский университет посвятил экспедицию по маршруту, повторяющему легендарный путь Ломоносова с рыбным обозом. Участвовать в этой экспедиции, названной «Путь в науку из Холмогор в Москву», Московский университет пригласил коллег из Поморского государственного университета, тоже носящего имя Ломоносова.
    Интересна и содержательна юбилейная издательская программа.
    Каталог прижизненных изданий Ломоносова из собраний Научной библиотеки МГУ представляет около полусотни томов, каждый из которых может считаться библиографической редкостью. Среди них – издания «Российской грамматики», «Краткое руководство к красноречию», труды Ломоносова по русской истории, химии, физике, геологии и металлургии, навигации, многотомные собрания сочинений учёного, издания его трудов на русском, немецком и латинском языках.
    В Каталоге художественных произведений с изображением Ломоносова из собрания Московского университета собраны 11 скульптурных и 54 графических и живописных портретов учёного.
    Серия «Архив Московского университета» представлена сборником редко публикуемых текстов известных представителей российской словесности XVIII-XX веков, посвящённых М.В. Ломоносову – Н.М. Карамзина, А.В. Радищева, А.С. Пушкина, М.П. Погодина и других.
    Уникальный издательский проект – антология «Поэзия Московского университета: от Ломоносова и до…», в которой собраны и прославленные имена: Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев, Брюсов, Волошин, Пастернак, и менее известные питомцы Московского университета, оставившие свой поэтический след в истории русской литературы.
    Студенты посвящают юбилею массовую акцию «Доро’гой Ломоносова» – студенческий марш из Архангельска в Москву.
    Память о Ломоносове может быть увековечена самыми разными способами. Например, сотрудники Ботанического сада Московского университета вывели новый сорт пиона, который назвали «Ломоносов».
    Не перечислить всех дел и событий, которые Московский университет посвящает юбилею своего основателя.
    Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием.
    В Ломоносове воплотилась вся мощь национального гения: сильный и острый ум, разносторонний творческий талант, могучий характер, крепкие духовно-нравственные устои, глубокий патриотизм. И всё это, вместе с ломоносовским проектом Московского университета, легло в его фундамент и стало той благодатной почвой, которая питает российское высшее образование и на которой выросли многочисленные научные школы, закрепившие авторитет Московского университета и обеспечившие России мировое признание.
    Сегодня на Московский университет возложена огромная ответственность за судьбу российской науки и образования. Задача масштабная, но для успеха у нас есть всё. Я уверен, что Московский университет сохранит свою роль Альма матер будущих Платонов и Невтонов! И это – лучший памятник Ломоносову, который говорил:
    Я знак бессмертия себе воздвигнул
    Превыше пирамид и крепче меди.
    академик В.А. Садовничий
    При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Не он ли дал российской музе крылья,
    Нашел слова, звучащие как медь!..
    И. Рыленков
    Русская литература XVIII века формировалась под воздействием великих трансформаций, привнесших в общественно-политическую и культурную жизнь державы преобразования Петра. У начала новейшей русской художественной литературы периода жизни М.В.Ломоносова возвышается его титаническая личность. Ломоносов — величайший ученый, однако он и наилучший из современных поэтов, которому принадлежат творения самых разнообразных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
    С именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что “обветшалая” система церковнокнижной речи тормозит развитие литературы.
    Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Этим призывом великий ученый сделал новый крупный шаг на пути национализации русского литературного языка. В “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносов пишет, что развитие языка должно покоиться “на природном его свойстве”: “того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить”. Это замечание и в наше время очень актуально. Современный русский язык перенасыщен американизмами и англоязычными выражениями, которые все больше вытесняют из оборота живое русское слово.
    Что касается стилей литературного языка, Ломоносов предлагает использовать писателям стиль высокий, посредственный и низкий. Высоким стилем “составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях”, и здесь он рекомендует использовать церковнокнижный язык. Средним стилем рекомендуется писать “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово”, также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии. Этот стиль должен состоять из слов, общих церковнославянскому и русскому языкам. Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, фамильярные дружеские письма, изложение обыкновенных дел. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные. Таким образом, Ломоносов соединяет старину и новизну в одно гармоничное целое.
    Велика роль Ломоносова в образовании русского научного языка. Всестороннее знание родного языка, обширные сведения в точных науках, прекрасное знакомство с латинским, греческим и западноевропейскими языками, литературный талант и природный гений позволили Ломоносову заложить правильные основания русской технической и научной терминологии. Его рекомендации в этой области имеют и сегодня большое значение: прежде всего, чужестранные слова и термины надо переводить на русский язык; оставлять непереведенными слова лишь тогда, когда невозможно подыскать равнозначное русское слово или же когда иностранное слово уже получило распространение, и в этом случае придать иностранному слову форму, наиболее близкую русскому языку.
    Мы и не замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми сегодня, составлены по этим правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица. В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться.
    Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
    В своих одах писатель прославляет победы русских над врагами (“Ода на взятие Хотина”) или отмечает различные торжественные даты. Религиозные и научные темы также присутствуют в одах Ломоносова. Таковы “Утреннее размышление о божием величестве”, где автор дает научное описание физического строения Солнца, и “Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния”, в котором писатель излагает свою теорию происхождения северного сияния.
    По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэтом-гражданином. Его стихотворение “Разговор с Анакреоном” ярко демонстрирует отношение к поэзии и понимание им задач поэта.
    Хоть нежности сердечной
    В любви я не лишен,
    Героев славой вечной
    Я больше восхищен.
    Здесь автор противопоставляет себя как певца героев певцу любви Анакреону.
    Наилучшим созданием данного жанра считается ода “На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Ломоносов свидетельствует собственное почтение Елизавете как стороннице просвещения, славословит мир и спокойствие, словно заклад благоденствия наук. Он прославляет реформы Петра. Автор описывает великие просторы России: ее моря, реки, леса и богатейшие земные недра. Всеми данными богатствами государства надлежит завладеть и повернуть их на полезность державы и русского народа. Произвести это смогут только люди науки, ученые. Нерушимой верой в свой родной русский народ и категорической убежденностью в его одаренности доносятся слова Ломоносова. Не только ученый, но и поэт, Ломоносов весь свой личный багаж знаний и силы посвятил служению народу и родине. До сегодняшнего времени русские люди восхищаются и гордятся своим величайшим предком, настоящим сыном любимой Родины.
    Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
    Михаил Васильевич Ломоносов представляет собой поистине энциклопедиста эпохи Возрождения. И, конечно, в рамках литературы, мы оставляем за кадром разговор о Ломоносое – великом русском естествоиспытателе – физике и химике, практике воссоздававшем в России флорентийскую мозаику, исследователе, который вместе со своим однокашником Виноградовым открыл секрет фарфора и вместе они были основателями фарфорового завода под Петербургом и многое другое.
    Но нам, всем тем, кто говорит на русском языке, кто читает и чтит русскую литературу, необыкновенно дорог огромный вклад Ломоносова в развитие русского языка и литературы.
    Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук: французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина” (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.
    Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следует одна за другой, одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных “приветствий”, писавшихся по-немецки академиком Штелиноле.
    Истинным поэтом Ломоносов был в тех случаях, когда в стихах касался “любезного отечества”. Это и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, повышало их над “бедным рифмичеством”.
    Поэзия Ломоносова стояла всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. С последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в нарождавшуюся русскую литературу, где она потом и господствовала во всё продолжение восемнадцатого века.
    Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, введшим новые литературные формы. Он вполне осознал, что литература не может идти вперед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. А потому сюда были направлены чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения.
    Важнейшими его трудами этого рода были: “Российская грамматика”, “Рассуждение о пользе книги церковной в российском языке” и “Письмо о правилах российского стихотворства”, или “Рассуждение о нашей версификации”. К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приёмы, впервые определенно и точно наметив отношение русского литературного языка к языку церковнославянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие.
    Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров свёл к трем группам или наречиям, “диалектам”:
    1) Московское;
    2) Северное или приморское;
    3) Украинское или малороссийское.
    Ломоносов наметил и три оттенка или “штиля” в языке: “высокий”, “средний” и “низкий”. Введение “штилей” отчасти было практически необходимо. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. Развивая, совершенно самостоятельно, мысль Тредьяковского о тоническом стихосложении, Ломоносов внес в это дело поэтическое дарование, которого совершенно был лишен Тредьяковский.
    Лице свое скрывает день;
    Поля покрыла мрачна ночь;
    Взошла на горы черна тень;
    Лучи от нас склонились прочь;
    Открылась бездна, звезд полна;
    Звездам числа нет, бездне дна.
    Отрывок из “Вечернего размышления о Божьем величестве при случае великого северного сияния”, 1743 г. – М.В.Ломоносова.

  5. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    основная общеобразовательная школа
    имени Героя Советского Союза И.И. Борзова
    села Середниково Шатурского муниципального района
    Московской области
    140760, Московская область, Шатурский муниципальный район, село Середниково, дом 261, телефон 8 (49645) 66-149
    Конкурс сочинений
    «В чем бы я хотел быть похожим
    на М.В. Ломоносова?»
    Учитель:                                                            Автор:
    Соколова Татьяна Васильевна,                       Божьева Екатерина Евгеньевна,
    учитель начальных классов,                            учащаяся 5 класса
    телефон 8 (49645) 66-149                                 (20.03.2001 г.р.)
    2011г.
    В чем  я хотела бы  быть похожей на М.В. Ломоносова?
    Среди славных имен прошлого русской науки есть одно, особенно нам близкое, – имя Михаила Васильевича Ломоносова. Очень яркие слова написал о нём А.С. Пушкин: «Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
    А что я знаю об этом выдающемся человеке? В чем я хотела бы быть похожей на Ломоносова?..
    …Начало XVIII века, 1711 год. В России в это время «грамотных людей можно было перечесть по пальцам, а книга была редкостью и неоценимым сокровищем». И в это-то время на одном из многочисленных островов в устье Северной Двины у рыбака родился сын, Михайло. Когда мальчику исполнилось десять лет, отец стал брать его с собой в море в качестве юнги. Эти поездки оставили в душе Ломоносова неизгладимый след, закалили физически и обогатили разнообразными знаниями. Очень рано в мальчике зародилось осознание необходимости учения, которое крепло с каждым годом. Как росток к солнцу, он тянулся к знаниям. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту. Но желание учиться дальше заставило Михайло оставить родной дом и отправиться в Москву.
    Нелёгок был и дальнейший путь Ломоносова в науку. Но этот простой русский человек смог подняться до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать. Трудно перечислить все заслуги этого талантливого человека. Он был известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ.
    Да, удивительна была жизнь М.В. Ломоносова. Он рождён был в России, жил для России и все свои знания отдал России. Мы восхищаемся и гордимся великим ученым. И теперь я знаю, какие черты характера мне хотелось бы перенять у этого человека. Это, прежде всего, безграничную любовь к Родине и к русскому народу, уважение родителей и осознание своих корней, работоспособность и тягу к познанию нового, глубину мышления и ответственность за принятые решения, несокрушимую волю. Может быть, я не стану великим ученым и не сделаю никаких открытий, но я точно знаю, что с такими качествами характера я смогу принести пользу окружающим меня людям и моей стране.

  6. 300-летие М.В. Ломоносова отмечается на высоком государственном уровне. В 2006 году вышел Указ Президента РФ «О праздновании 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова» и вслед за этим, во исполнение этого указа, распоряжением Правительства РФ был утверждён Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Несколько заседаний оргкомитета прошли в Московском университете.
    Московский университет отмечает юбилей Ломоносова масштабными делами, достойными памяти своего великого основателя. В плане юбилейных мероприятий МГУ, насчитывающем сто позиций, – конференции, выставки, лекции, новые учебные курсы, экспедиции, издательские программы, студенческие конкурсы и многое-многое другое.
    Самое яркое и значительное событие, которое Московский университет посвящает знаменательной дате – запуск научно-образовательного спутника «Ломоносов». Этот спутник продолжает беспрецедентную космическую программу Московского университета, начатую в 2005 году запуском первого университетского спутника «Татьяна», за которым последовала «Татьяна-2», затем – совместный с Индией спутник «Ютсат» – одним словом, целая космическая флотилия Московского университета!
    Научная программа спутника «Ломоносов» предусматривает исследования частиц высокой энергии, световых транзиентных явлений в атмосфере, гамма-излучения во Вселенной, а также прикладные задачи по изучению радиации в околоземном пространстве, созданию автоматической системы слежения за астероидами, компьютерных систем адаптации зрения космонавтов и разработку новых систем навигации космических аппаратов.
    Образовательная программа направлена на дальнейшее развитие космического образования в МГУ и в университетах-партнёрах: создание новых учебных курсов и развитие космических практикумов, обучение студентов работе с космическими данными в режиме реального времени.
    С именем Ломоносова связан ещё один приоритетный пункт наших юбилейных дел – супервычислительный комплекс Московского университета. Крупнейший в России супервычислитель назван, по предложению Президента РФ, «Ломоносовым».
    Мощность университетского супервычислителя достигает 1,3 петафлопс. По последнему мировому рейтингу он занимает 13-е место в мире. Но мы уже выступили с экзафлопной инициативой.
    Спутник «Ломоносов» и супервычислитель «Ломоносов», наряду с другими такими же масштабными проектами, входят в Программу развития Московского университета до 2020 года.
    Программа развития направлена на укрепление Московского университета как выдающегося научно-образовательного центра с уникальной интеллектуальной средой и инфраструктурой; она охватывает широкий диапазон научных дисциплин и областей знания, объединяет образовательные, научно-исследовательские и инновационные процессы, активность студенческой и научно-педагогической корпорации.
    Программа нацелена в будущее, на далёкую перспективу. В её научной мощи и размахе, в уровне постановки и степени актуальности решаемых задач как будто незримо присутствует сам дух Ломоносова. И вполне зримо – его имя.
    Именем Ломоносова названа одна из ведущих олимпиад школьников, которая проводится с 2005 года. Олимпиада «Ломоносов» проводится по 20 предметам, в ней принимают участие несколько десятков тысяч школьников из всех субъектов РФ, а также из стран СНГ и других государств. Олимпиада проводится на разных региональных площадках, во многих российских университетах.
    Особо следует отметить участие ребят из сельской местности, школьников с ограниченными возможностями здоровья и детей сирот.
    Имя Ломоносова носит и ежегодный международный молодёжный форум науки и инноваций. Молодёжный форум «Ломоносов» – это научная конференция «Ломоносов», олимпиады школьников, студенческие олимпиады, конкурсы проектов молодых учёных.
    География участников конференции охватывает более семидесяти регионов России, большинство стран СНГ и более сорока стран дальнего зарубежья.
    Юбилею своего основателя Московский университет посвятил экспедицию по маршруту, повторяющему легендарный путь Ломоносова с рыбным обозом. Участвовать в этой экспедиции, названной «Путь в науку из Холмогор в Москву», Московский университет пригласил коллег из Поморского государственного университета, тоже носящего имя Ломоносова.
    Интересна и содержательна юбилейная издательская программа.
    Каталог прижизненных изданий Ломоносова из собраний Научной библиотеки МГУ представляет около полусотни томов, каждый из которых может считаться библиографической редкостью. Среди них – издания «Российской грамматики», «Краткое руководство к красноречию», труды Ломоносова по русской истории, химии, физике, геологии и металлургии, навигации, многотомные собрания сочинений учёного, издания его трудов на русском, немецком и латинском языках.
    В Каталоге художественных произведений с изображением Ломоносова из собрания Московского университета собраны 11 скульптурных и 54 графических и живописных портретов учёного.
    Серия «Архив Московского университета» представлена сборником редко публикуемых текстов известных представителей российской словесности XVIII-XX веков, посвящённых М.В. Ломоносову – Н.М. Карамзина, А.В. Радищева, А.С. Пушкина, М.П. Погодина и других.
    Уникальный издательский проект – антология «Поэзия Московского университета: от Ломоносова и до…», в которой собраны и прославленные имена: Лермонтов, Грибоедов, Фет, Тютчев, Брюсов, Волошин, Пастернак, и менее известные питомцы Московского университета, оставившие свой поэтический след в истории русской литературы.
    Студенты посвящают юбилею массовую акцию «Доро’гой Ломоносова» – студенческий марш из Архангельска в Москву.
    Память о Ломоносове может быть увековечена самыми разными способами. Например, сотрудники Ботанического сада Московского университета вывели новый сорт пиона, который назвали «Ломоносов».
    Не перечислить всех дел и событий, которые Московский университет посвящает юбилею своего основателя.
    Историей Ломоносову была уготована важнейшая культурная миссия – заложить основы российской науки и системы образования, создать первый российский университет. С этой миссией он блестяще справился, став настоящим национальным достоянием.
    В Ломоносове воплотилась вся мощь национального гения: сильный и острый ум, разносторонний творческий талант, могучий характер, крепкие духовно-нравственные устои, глубокий патриотизм. И всё это, вместе с ломоносовским проектом Московского университета, легло в его фундамент и стало той благодатной почвой, которая питает российское высшее образование и на которой выросли многочисленные научные школы, закрепившие авторитет Московского университета и обеспечившие России мировое признание.
    Сегодня на Московский университет возложена огромная ответственность за судьбу российской науки и образования. Задача масштабная, но для успеха у нас есть всё. Я уверен, что Московский университет сохранит свою роль Альма матер будущих Платонов и Невтонов! И это – лучший памятник Ломоносову, который говорил:
    Я знак бессмертия себе воздвигнул
    Превыше пирамид и крепче меди.
    академик В.А. Садовничий
    При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна
    Научные и литературные труды ЛомоносоваТруды и открытия Ломоносова в области естественных наук очень велики и значительны. Это признавали такие известные европейские ученые того времени, как Вольф и знаменитый математик Эйлер, который писал, что он не знает никого, кто мот бы лучше Ломоносова разъяснить или доказать какой-нибудь трудный вопрос; Эйлер считал, что Ломоносов приносит честь не только Академии Наук, но и всей русской нации. Ломоносов написал множество трудов по физике, химии, астрономии и металлургии. Очень важны были его наблюдения над электричеством; он высказал предположение, что северное сияние происходил от электричества, что было впоследствии доказано в науке. Ломоносов доказывал также, что гроза происходит от атмосферного электричества; он установил первый в России громоотвод, причем работавший вместе с ним профессор Рихман был убит молнией. В области металлургии Ломоносов сделал открытия, определив, что янтарь, считавшийся в те времена минералом, есть окаменевшая смола; что каменный уголь образуется из разложения растительных остатков. В области астрономии он первый открыл атмосферу вокруг Венеры и в своем сочинении «Явление Венеры на солнце наблюденное» развил замечательную религиозную мысль о том, что занятия естественными науками ведут к изучению Божьего творения, и что нет противоречия между Святым Писанием и наукой. Создатель дал людям две книги, говорит Ломоносов: одна из них — природа, которая есть Евангелие «немолчно благовествующее Творческую силу, премудрость и величество»; другая книга возвещает Его волю, это книга Святого Писания — Библия.
    В доказательство своей мысли Ломоносов приводит тво(рения св. Отцов Церкви, указывает на «Шестоднев» Василия Великого, на богословие Иоанна Дамаскина. По истории Ломоносов написал «Краткий Российский летописец» и «Российскую историю», которую он довел до смерти Ярослава Мудрого. Ломоносов доказывал, что первые князья русские, плававшие по Балтийскому морю, были славянского, а не скандинавского происхождения. С горячим патриотизмом, опираясь на серьезные исторические и научные доказательства, защищает Ломоносов эту мысль, опровергая теорию Миллера, который считал (как многие другие историки того времени), что государственный строй в России создан князьями из чужеземного племени, что поэтому русский народ не имеет права называться великим народом. Ломоносов написал несколько филологических сочинений: грамматику, риторику, «Письмо о правилах Российского стихотворства» и «О пользе книг церковных в Российском языке». Грамматика Ломоносова в сущности — первая русская грамматика, в которой он отделяет русский язык от церковнославянского и делит его на областные наречия, считая, что лучшее и самое красивое наречие принадлежит московской области.
    Ломоносов горячо любил и высоко ценил красоту русского языка. Посвящая грамматику Великому Князю Павлу Петровичу, он писал: «Карл У-й, римский император, говорил, что ишпанским языком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно: ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того — богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Риторика Ломоносова — сочинение не самостоятельное. Он излагает в ней все правила схоластической теории словесности. Но это был первый учебник риторики на русском языке, до Ломоносова риторику преподавали только по латыни.
    Кроме того в своей Риторике Ломоносов приводит множество цитат из древних и новейших писателей: Гомера, Анакреона, Виргилия, Горация, Камоэнса и других; все эти цитаты прекрасно переведены самим Ломоносовым. Письмо о правилах Российского стихотворства» было уже упомянуто в биографии Ломоносова; оно было написано в виде приложения к оде «На взятие Хотина», и в нем Ломоносов доказывает необходимость употребления тонического стихосложения в русской поэзии. В сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов высказывает свою знаменитую теорию «трех штилей», оказавшую большое влияние на русскую литературу. Ломоносов делит все слова русского языка на три разряда. К одному разряду относятся слова, одинаково употребляемые в славянском и в разговорном русском языке, как например: Бог, слава, рука, ныне, почитаю; ко второму разряду относятся чисто славянские слова, которые, однако, понятны всякому грамотному человеку: отверзаю, Господен, насажденный, взываю; к третьему разряду относятся слова чисто русские, которых в церковно-славянском языке вообще нет, как например: (говорю, ручей, который, пока, лишь.
    Согласно этому делению слов на три разряда Ломоносов развивает свою «теорию трех штилей», — высокого, среднего и низкого. Высокий стиль должен состоять из слов первого разряда, «славяно-российских» с примесью чисто-славянских, но не слишком устарелых. Этим стилем надо писать героические поэмы, оды и «прозаичные речи о важных материях». Средний стиль должен состоять из чисто русских слов (третьего разряда), к которому весьма осторожно можно прибавлять некоторые общеупотребительные славянские выражения.
    Этим стилем следует писать все театральные сочинения, «в которых требуется обыкновенное человеческое слово, к живому представлению действия». Низкий стиль состоит из слов третьего разряда, т. е.
    — чисто-русских, и славянских выражений в него допускать нельзя. Этим стилем надо писать «комедии, увеселительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описания обыкновенных дел». «Теория трех штилей» Ломоносова была свойственна духу ложно-классического направления литературы; она надолго поставила русских писателей в очень стеснительные рамки, вредившие ясности и простоте языка.
    Ломоносов был очень талантливым поэтом и мог бы дать гораздо больше русской поэзии, если бы он ей всецело отдался. Но, обладая большим поэтическим талантом, он смотрел на него часто, как на способ красиво и привлекательно выражать свои научные взгляды и мысли, т. е. заставляя поэзию служить утилитарным целям. Так, например, он написал И.
    И. Шувалову послание в стихах «О пользе стекла».
    «Неправо о вещах те думают, Шувалов,
    Которые стекло чтут ниже минералов,
    Приманчивым лучем блистающих в глаза:
    Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса,
    Пою перед тобой в восторге похвалу
    Не камням дорогим, не злату, но стеклу».
    Дальше Ломоносов говорит о происхождении стекла, о пользе, которую оно приносит людям и науке. Без стекла у нас не было бы очков, подзорных труб, микроскопов, барометров. «Коль много микроскоп нам тайностей открыл, Невидимых частиц и тонких в теле жил! Но что ж? Уже в стекле нам барометры Хотят предвозвещать, коль скоро будут ветры, Коль скоро дождь густой на нивах зашумит, Иль облаки, прогнав их, солнце осушит». Даже такая неблагодарная тема, как польза стекла, показывает поэтический талант Ломоносова: как легко и плавно льются его стихи!
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  7. «Его ясный ум, полный беспокойного же­лания всё понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной лёг­костью постигая его».
    А. И. Герцен
    Рассказывая о М. В. Ломоносове, часто приходится произно­сить слово «первый». А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был ве­ликий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
    Перечень наук, в которых проявился ломоносовский гений, своей обширностью неизменно поражает воображение каждого, кто знакомится с ним впервые. Современному учёному трудно себе представить, как можно одновременно работать в области химии, физики, геологии, астрономии, географии, металлургии, истории и филологии. И невозможно отделаться от чувства восхищения, граничащего с некоторым недоумением: как одного человека на всё хватало. Таких людей мы называем энциклопедистами.
    Но когда бы и кем бы ни составлялся этот перечень, первой из наук в нём всегда значится химия. Ломоносов первым в ис­тории химии сформулировал и доказал закон сохранения веса ве­щества при различных химических превращениях. Этот получен­ный им результат — одно из важнейших достижений русской науки. Он предсказал существование атомов и описал, чем отли­чаются молекулы от атомов, помог основать первую в истории России химическую лабораторию, в которой проводились не толь­ко научные опыты, но и практические занятия студентов.
    Интересны также работы выдающегося учёного в области фи­зики. На основе наблюдений и измерений он доказал тождество молнии и электрической искры. Значительные результаты полу­чены Ломоносовым также в области астрономии (например, он открыл атмосферу на Венере). Но это только маленькая часть того, что сделал в науке Михаил Васильевич Ломоносов.
    Ломоносов был не только великим исследователем, но и вы­дающимся изобретателем и конструктором. В 1749 г. он сконст­руировал прибор для измерения силы притяжения небесных тел к «Земле», а в 1756 г. им была изобретена «ночезрительная труб­ка» для моряков, плавающих на северных морях; кроме того, – сол­нечная печь, перископ, зеркальный телескоп.
    Кроме всего вышеперечисленного, о Михаиле Васильевиче Ломоносове можно говорить как о выдающемся поэте и филоло­ге. Он много сделал для развития русского языка, создал первую русскую грамматику, составил первый учебник русского языка. Заслуга Ломоносова как поэта состоит в том, что свои стихи он писал на языке, доступном для широкого круга людей. Его поэти­ческие произведения проникнуты верой в силу человеческого ра­зума, любовью к родной природе, к своему Отечеству. Они впол­не понятны и нам, далёким потомкам.
    Лицо своё скрывает день;
    Поля покрыла мрачна ночь,
    Взошла на горы черна тень;
    Лучи от нас склонились прочь.
    Открылась бездна, звёзд полна;
    Звездам числа нет, бездне — дна.
    Вот что написал Ф. М. Достоевский о вкладе Ломоносова в русскую литературу: «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломо­носов, Пушкин и частью Гоголь».
    А каким Михаил Васильевич был ритором (оратором)! Его успехи в этой области признавали даже недруги. Враг учёного Шумахер писал: «Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь дру­гой, а не господин Ломоносов произнёс речь в будущее тор­жественное заседание, но не знаю такого между нашими ака­демиками».
    Просветительская деятельность Ломоносова носила ярко вы­раженный гражданский характер. В «Слове о явлениях воздушных» он подчёркивал пользу науки, которая служит обществу и в дни мира, и в дни войны. Взгляды учёного на образование каждой своей строкой обращены к юношеству. Он не оставлял без внимания ни одного из своих учеников-гимназистов и сту­дентов, страстно желая видеть в каждом из них творческую лич­ность, превыше всего ставящую общественное благо. У Ломоно­сова мы находим работы, непосредственно адресованные учителям и воспитателям. По своему жанру они очень близки нынешним: «Российская грамматика», «Краткое руководство к красноречию», «Рассуждения об обязанностях журналиста» и др. Педагогические взгляды великого учёного и просветителя обращены в будущее и поэтому сейчас приобретают ещё большую актуальность: это принцип построения демократической системы образования, утверждение фундаментального значения духовных ценностей в жизни общества.
    В заключение хочу привести слова известного советского учё­ного В. С. Вавилова, которые характеризуют Ломоносова-учёно­го: «Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полно­той охватить и должным образом оценить всё сделанное этим удивительным богатырём науки. Достигнутое им одним в облас­тях физики, химии, астрономии, приборостроении, геологии, гео­графии, истории, языкознании достойно было бы деятельности целой Академии».
    < Предыдущая Следующая >

  8. Поэтическая деятельность М. В. Ломоносова протекала в ту эпоху, когда все европейские литературы находились в большей или меньшей степени под властью классицизма. И, конечно, поэт не мог до некоторой степени не подчиниться влиянию этого могучего стиля, его гражданских идеалов, мировоззрения, искренней веры в справедливого абсолютного монарха. Но он не был в полном смысле художником-реалистом. Его творчеству чужд рационалистический взгляд на действительность, на искусство, на слово, боязнь проявить фантазию. Ломоносов не задавался целью изобразить то, что видел вокруг себя, он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине XVIII в.
    Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову «для решения стоявших перед ним задач». Этот жанр, по словам А. В. Западова, «позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно».
    Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III»
    Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народов привлещи».
    Большое место среди од Ломоносова было отведено военным событиям. Начал он с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина», которую написал в 1739 году в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. Ломоносов гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, «плач осиротевших», «слезы престаревших», которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл «возлюбленной тишиной», «царей и царств земных отрадой», и почти в каждой оде призывал правителей заботиться о сохранении мира.
    Возможно ль при твоей державе,
    В Европе страшну зреть войну,
    —обращался он в 1759 г. к Елизавете и просил ее «низвергнуть» «брань с концов земных». Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г., предлагая:
    Размножить миром нашу славу
    И выше как военный звук
    Поставить красоту наук.
    У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Обилие природных богатств, среди которых и «драгой металл» (Уральских) гор, и сокровища, «какими хвалится Индия» — залог будущего благополучия русского народа. Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, в оде 1750 г. он обратился к своим соотечественникам с призывом к творческим изысканиям, к научным открытиям, охватывающим все отрасли экономической жизни страны:
    Пройдите землю и пучину,
    И степи, и глубокий лес,
    И нутр Рифейский, и вершину,
    И саму высоту небес,
    Везде исследуйте всечасно,
    Что есть велико и прекрасно,
    Чего еще не видел свет;
    Трудами веки удивите…
    Ломоносов, как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., мечтал о культурном самоутверждении России в Европе, поэтому в его одах звучит также страстный призыв к молодому поколению посвятить себя служению науке, сменить чужеземных ученых на этом поприще:
    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих…
    При этом Ломоносов не считал научную деятельность привилегией дворянства. Он был убежден, что талантливых людей, собственных Платонов и Невтонов, может рождать вся российская земля.
    Кроме того, в своей разносторонней деятельности ученого-исследователя Ломоносов был противником «чистой» науки, поэтому и в одах (например, в оде 1750 г.) воспевал науки как комплекс знаний, необходимый для практического применения. Механика должна заняться кораблестроением («наполни воды кораблями»), созданием каналов, соединяющих «моря реками», осушением болот, градостроительством. Химия, проникнув в «земное недро» России, должна открыть «драги сокровища». География должна заняться составлением карт (собрать на малы чертежи) «Российского пространства света», нанеся на них и грады, и села и т. д.
    Ломоносов был искренне убежден в том, что именно занятия науками должны сделать человека счастливым. Так, в оде 1947 г. он заявляет о пользе науки для людей всех возрастов в самых различных обстоятельствах.
    Несмотря на то что жанр оды Ломоносова, подчиненный общегосударственной и общенациональной проблематике, казалось бы, исключает в нем личность самого поэта, мы представляем себе их автора сторонником мира, неутомимым поборником просвещения и прогресса, страстным борцом за развитие национального самосознания российского народа.
    Г. А. Гуковский, посвятивший большую часть своих научных исследований изучению литературно-общественной жизни России XVIII в., подчеркивал исключительную важность поэтической деятельности М. В. Ломоносова. Она, по его оценке, «явилась великим и победным этапом развития русской культуры» не только благодаря идеям, воплощавшим идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, но и благодаря исключительному и невиданному еще в России «блеску поэтического стиля, воплощавшего эти идеи и глубоко соответствовавшего им».
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *