Сочинение на тему слона то я и не приметил 6 класс
3 варианта
Социальная и семейная жизнь дагестанских народов испокон веков базировалась на уважении и почитании старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предшествующими поколениями. Поэтому вполне естественно, подметил Ф.Торнау, «лета ставятся у горцев в общежитии выше звания». Молодой человек любого происхождения обязан встать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю, ни одно значительное мероприятие в аулах не проходило без участия акскалов – самых почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, обычаев, нравов, обрядов. Ни один спор не решался без их участия. Их авторитет и слово были непререкаемы.Дагестанский джамаат – это сложный социально-политический уклад с общинными традициями, и держался он благодаря стараниям старшего поколения. Среди них было немало блестящих ораторов, оказывавших этническое и нравственное воздействие на умы. Молодые люди постоянно испытывали благожелательное влияние старшего в семье. Для них он был наставником и воспитателем. В свою очередь старики встречали взаимное уважение и почтительность. Проявлять доброту, внимание к старшим – это в Дагестане прививалось с младенчества.Повиновение родителям и почтение к старшим – закон гор. Приведем некоторые общепринятые нормы уважительного отношения к старшим, бытующие среди дагестанского населения:когда в комнату входит отец, девушка или посторонний пожилой человек, младший встает и уступает место;когда в комнате несколько пожилых и молодых людей, пожилые сидят в порядке старшинства, а молодые стоят или сидят отдельно. Бывает и так: когда старший сидит, младший стоит до тех пор, пока не получит приглашение сесть;
за столом первым пищу принимать начинает старший;при встрече на улице старшего каждый почтительно здоровается с ним;любой старший имеет право сделать замечание младшему, если он ведет себя недостойно и может дать ему любое поручение. И тот не обидится и не ослушается;при появлении старшего прекращаются драки, курение, азартные игры и т.п.Вопрос о воспитании уважения к старшим актуален и в наши дни. Заниматься этим должны и семья, и школа, и общественность. Начинать надо с детских лет, опираясь на народные обычаи, традиции, общечеловеческие ценности.В дагестанских обычаях есть еще много примеров, воспитывающих в людях личность. Так, если отец – глава семьи – уезжал куда-то, то уважение распространялось на сына. Отец наставлял его: «Ты старший, ты ответственен за семью». В этом проглядывает желание родителей видеть в своем наследнике достойного продолжателя рода. Поступая так, отец воспитывает сына доверием и дает ему осознать самого себя и долг перед семьей.С большим тактом и учтивостью в Дагестане соблюдается порядок сопровождения старших в дороге. В дороге старший идет справа, младший – слева. Если идут трое, старший находится в середине. Когда в пути целая компания, младшие как бы охраняют старших. Одна часть их располагается впереди, другая сзади, остальные – по бокам.Вежливость и обходительность нужны всем людям. По древнему обычаю, как бы кто ни спешил, горец дорогу уступит старшему. Это делалось, даже если идущий находился далеко и надо было дождаться его прихода. Учитывали, что тот, кого дожидались, шел по горной дороге (или тропе), преодолевая трудные подъемы и спуски. Подошедший обычно, поблагодарив их за внимание, сам уступал им дорогу и только после этого продолжал путь.
Крылатое выражение в заголовке, как вы, наверное, догадались, – из басни Ивана Андреевича Крылова «Любопытный»:
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
? Все видел, высмотрел; от удивленья,
?Поверишь ли, не станет ни уменья
?Пересказать тебе, ни сил.
?Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
?Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
?Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
?Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
?Слона-то я и не приметил».
Эта басня была написана Крыловым в 1814 году под впечатлением рассказа одного провинциала о его первом посещении Кунсткамеры. Рассказчик восторгался мельчайшими экспонатами музея, а на вопрос о слоне озадаченно почесал затылок: «Виноват, слона я не заметил».
У «дедушки Крылова» есть ещё три басни «про слонов»: «Слон на воеводстве» (отсюда крылатое выражение: «В семье не без урода»), знаменитая «Слон и Моська» («По улицам слона водили…») и «Слон в случае» (по словам Даля, мораль этой басни восходит к народной пословице «Всякая лисица свой хвост хвалит»). Интересно, что Крылов, как академик Императорской Академии наук, достаточно часто бывал в здании Кунсткамеры.
После кончины Ивана Андреевича в 1845 году газеты объявили о сборе средств на сооружение ему памятника. Конкурс на лучший проект выиграл Пётр Карлович Клодт – автор всемирно известных скульптур на Аничковом мосту. На постаменте памятника Клодт весьма натуралистично изобразил сцены из 15-ти басен. Позировали скульптору настоящие звери и птицы, которых он поселил прямо в своей мастерской. Понятно, что слон в мастерской не поместился, поэтому позировал Клодту в парке Царского села. Памятник с лаконичной надписью: «Крылову» (и «1855» – год установки) после долгих дискуссий решили разместить в Летнем саду, где писатель нередко проводил время. Вот вам интересное задание: съездить в Летний сад, рассмотреть всех зверей на постаменте (особенно, конечно, слона) и выяснить, персонажами каких басен они являются.
Заметим в скобках о происхождении слова «слон». «Этимологический словарь школьника» русского писателя, филолога и лингвиста Льва Успенского утверждает: «Народ издавна пытался объяснить название этого зверя по старым легендам о нём. Уверяли, будто слон, поскольку ноги его не могут сгибаться, спит, прислонясь к стволам деревьев: потому он и слон! Такова народная, ложная этимология этого слова. Но и научное объяснение пока ещё не вполне твёрдо. Думают, что, слыша от своих тюркских соседей рассказы о могучем южном животном по имени “аслан”, то есть лев, наши предки сделали из этого имени своё, “слон”, но, не зная ни слона, ни льва, ошибочно отнесли его не к тому зверю. Если это верно, то, пожалуй, изо всех “слов-ошибок”, ставших нам известными, эта – самая большая». А ещё в словари русских поговорок вошло выражение «слонов слонять» – в значении «праздно шататься». Глаголы «слоняться» и «прислоняться» к слонам отношения не имеют.
Смотреть что такое “Слона-то я и не приметил” в других словарях:
слона-то я и не приметил — (иноск.) главное то ускользнуло от внимания Ср. В клубе тоже устыдились и недоумевали, как это они все слона не приметили и упустили единственное возможное объяснение всем чудесам… Достоевский. Бесы. 2, 3. Ср. Какие бабочки, букашки, Козявки,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона Слона-то я и не приметил — Слона то я и не прим?тилъ (иноск.) главное то ускользнуло отъ вниманія. Ср. Въ клуб? тоже устыдились и недоум?вали, какъ это они вс? слона не прим?тили и упустили единственное возможное объясненіе вс?мъ чудесамъ… Достоевскій. Б?сы. 2, 3. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) В КУНСТКАМЕРЕ БЫЛ, А СЛОНА НЕ ВИДАЛ! — Был, смотрел, а самого главного так и не увидел. О человеке, который распыляет свое внимание по мелочам, не замечая главного. < По строчке Слона то я и не приметил из басни И. А Крылова Любопытный … Словарь Петербуржца
ПРИМЕТИТЬ — ПРИМЕТИТЬ, примечу, приметишь, совер. (к примечать), кого что (разг.). Заметить, обратить внимание на кого что нибудь. «Слона то я и не приметил!» Крылов. «Его уж обошли местом: он едва приметил это.» Гончаров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова КРЫЛОВ И.А. — Русский баснописец, писатель, драматург. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. в Москве* в семье мелкого чиновника. Получил домашнее образование в семье писателя Н.А. Львова, вместе с его детьми. Кроме общей гуманитарной подготовки, научился… … Лингвострановедческий словарь бра?тец — тца, м. 1. ласк. к брат (в 1 знач.). 2. То же, что брат (в 3 знач.). Ну, братец, виноват: Слона то я и не приметил. И. Крылов, Любопытный. [Мастаков:] Ну, вот, ребята, одно дело вы кончили, с понедельника другое начнем. Работали вы споро, честно; … Малый академический словарь быть в Риме и не видать папы — Ср. Dem ist gleich geschehen, als sei er zu Rom gewesen und hab den babst nit gesehen. Fastnachtsspiel. 1457. Ср. E stato a Roma e non ha veduto il Papa. Ср. Athenas intrasse et Solonem non vidisse! Вошедши в Афины, не видеть Солона. Русская… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона Быть в Риме — и не видать Папы — Быть въ Рим? и не видать Папы. Ср. Dem ist gleich geschehen, als sei er zu Rom gewesen und hab den babst nit gesehen. Fastnachtsspiel. 1457. Ср. E stato a Roma e non ha veduto il Papa. Ср. Athenas intrasse et Solonem non vidisse! Пер. Вошедши въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) замечать — Примечать, подмечать, видеть, завидеть, следить, наблюдать, доглядеть, усмотреть, разглядеть, уловить. Обращать внимание, принимать что во внимание (в соображение, в расчет, в уважение, к сведению, к сердцу), быть внимательным. Замечать кому,… … Словарь синонимов Высшая лига КВН 1992 — Высшая лига 1992 Сезон 6 й Место проведения Московский дворец молодёжи, Москва Название сезона шестой сезон Количество команд 12 Количество игр 7 … Википедия
Социальная и семейная жизнь дагестанских народов испокон веков базировалась на уважении и почитании старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предшествующими поколениями. Поэтому вполне естественно, подметил Ф.Торнау, «лета ставятся у горцев в общежитии выше звания». Молодой человек любого происхождения обязан встать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. Общественная роль старшего поколения в Дагестане всегда была велика. По обычаю, ни одно значительное мероприятие в аулах не проходило без участия акскалов – самых почетных и уважаемых людей. Их считали хранителями народных традиций, обычаев, нравов, обрядов. Ни один спор не решался без их участия. Их авторитет и слово были непререкаемы.Дагестанский джамаат – это сложный социально-политический уклад с общинными традициями, и держался он благодаря стараниям старшего поколения. Среди них было немало блестящих ораторов, оказывавших этническое и нравственное воздействие на умы. Молодые люди постоянно испытывали благожелательное влияние старшего в семье. Для них он был наставником и воспитателем. В свою очередь старики встречали взаимное уважение и почтительность. Проявлять доброту, внимание к старшим – это в Дагестане прививалось с младенчества.Повиновение родителям и почтение к старшим – закон гор. Приведем некоторые общепринятые нормы уважительного отношения к старшим, бытующие среди дагестанского населения:когда в комнату входит отец, девушка или посторонний пожилой человек, младший встает и уступает место;когда в комнате несколько пожилых и молодых людей, пожилые сидят в порядке старшинства, а молодые стоят или сидят отдельно. Бывает и так: когда старший сидит, младший стоит до тех пор, пока не получит приглашение сесть;
за столом первым пищу принимать начинает старший;при встрече на улице старшего каждый почтительно здоровается с ним;любой старший имеет право сделать замечание младшему, если он ведет себя недостойно и может дать ему любое поручение. И тот не обидится и не ослушается;при появлении старшего прекращаются драки, курение, азартные игры и т.п.Вопрос о воспитании уважения к старшим актуален и в наши дни. Заниматься этим должны и семья, и школа, и общественность. Начинать надо с детских лет, опираясь на народные обычаи, традиции, общечеловеческие ценности.В дагестанских обычаях есть еще много примеров, воспитывающих в людях личность. Так, если отец – глава семьи – уезжал куда-то, то уважение распространялось на сына. Отец наставлял его: «Ты старший, ты ответственен за семью». В этом проглядывает желание родителей видеть в своем наследнике достойного продолжателя рода. Поступая так, отец воспитывает сына доверием и дает ему осознать самого себя и долг перед семьей.С большим тактом и учтивостью в Дагестане соблюдается порядок сопровождения старших в дороге. В дороге старший идет справа, младший – слева. Если идут трое, старший находится в середине. Когда в пути целая компания, младшие как бы охраняют старших. Одна часть их располагается впереди, другая сзади, остальные – по бокам.Вежливость и обходительность нужны всем людям. По древнему обычаю, как бы кто ни спешил, горец дорогу уступит старшему. Это делалось, даже если идущий находился далеко и надо было дождаться его прихода. Учитывали, что тот, кого дожидались, шел по горной дороге (или тропе), преодолевая трудные подъемы и спуски. Подошедший обычно, поблагодарив их за внимание, сам уступал им дорогу и только после этого продолжал путь.
Крылатое выражение в заголовке, как вы, наверное, догадались, – из басни Ивана Андреевича Крылова «Любопытный»:
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
? Все видел, высмотрел; от удивленья,
?Поверишь ли, не станет ни уменья
?Пересказать тебе, ни сил.
?Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
?Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
?Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
?Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
?Слона-то я и не приметил».
Эта басня была написана Крыловым в 1814 году под впечатлением рассказа одного провинциала о его первом посещении Кунсткамеры. Рассказчик восторгался мельчайшими экспонатами музея, а на вопрос о слоне озадаченно почесал затылок: «Виноват, слона я не заметил».
У «дедушки Крылова» есть ещё три басни «про слонов»: «Слон на воеводстве» (отсюда крылатое выражение: «В семье не без урода»), знаменитая «Слон и Моська» («По улицам слона водили…») и «Слон в случае» (по словам Даля, мораль этой басни восходит к народной пословице «Всякая лисица свой хвост хвалит»). Интересно, что Крылов, как академик Императорской Академии наук, достаточно часто бывал в здании Кунсткамеры.
После кончины Ивана Андреевича в 1845 году газеты объявили о сборе средств на сооружение ему памятника. Конкурс на лучший проект выиграл Пётр Карлович Клодт – автор всемирно известных скульптур на Аничковом мосту. На постаменте памятника Клодт весьма натуралистично изобразил сцены из 15-ти басен. Позировали скульптору настоящие звери и птицы, которых он поселил прямо в своей мастерской. Понятно, что слон в мастерской не поместился, поэтому позировал Клодту в парке Царского села. Памятник с лаконичной надписью: «Крылову» (и «1855» – год установки) после долгих дискуссий решили разместить в Летнем саду, где писатель нередко проводил время. Вот вам интересное задание: съездить в Летний сад, рассмотреть всех зверей на постаменте (особенно, конечно, слона) и выяснить, персонажами каких басен они являются.
Заметим в скобках о происхождении слова «слон». «Этимологический словарь школьника» русского писателя, филолога и лингвиста Льва Успенского утверждает: «Народ издавна пытался объяснить название этого зверя по старым легендам о нём. Уверяли, будто слон, поскольку ноги его не могут сгибаться, спит, прислонясь к стволам деревьев: потому он и слон! Такова народная, ложная этимология этого слова. Но и научное объяснение пока ещё не вполне твёрдо. Думают, что, слыша от своих тюркских соседей рассказы о могучем южном животном по имени “аслан”, то есть лев, наши предки сделали из этого имени своё, “слон”, но, не зная ни слона, ни льва, ошибочно отнесли его не к тому зверю. Если это верно, то, пожалуй, изо всех “слов-ошибок”, ставших нам известными, эта – самая большая». А ещё в словари русских поговорок вошло выражение «слонов слонять» – в значении «праздно шататься». Глаголы «слоняться» и «прислоняться» к слонам отношения не имеют.
Смотреть что такое “Слона-то я и не приметил” в других словарях:
слона-то я и не приметил — (иноск.) главное то ускользнуло от внимания Ср. В клубе тоже устыдились и недоумевали, как это они все слона не приметили и упустили единственное возможное объяснение всем чудесам… Достоевский. Бесы. 2, 3. Ср. Какие бабочки, букашки, Козявки,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Слона-то я и не приметил — Слона то я и не прим?тилъ (иноск.) главное то ускользнуло отъ вниманія. Ср. Въ клуб? тоже устыдились и недоум?вали, какъ это они вс? слона не прим?тили и упустили единственное возможное объясненіе вс?мъ чудесамъ… Достоевскій. Б?сы. 2, 3. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
В КУНСТКАМЕРЕ БЫЛ, А СЛОНА НЕ ВИДАЛ! — Был, смотрел, а самого главного так и не увидел. О человеке, который распыляет свое внимание по мелочам, не замечая главного. < По строчке Слона то я и не приметил из басни И. А Крылова Любопытный … Словарь Петербуржца ПРИМЕТИТЬ — ПРИМЕТИТЬ, примечу, приметишь, совер. (к примечать), кого что (разг.). Заметить, обратить внимание на кого что нибудь. «Слона то я и не приметил!» Крылов. «Его уж обошли местом: он едва приметил это.» Гончаров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
КРЫЛОВ И.А. — Русский баснописец, писатель, драматург. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. в Москве* в семье мелкого чиновника. Получил домашнее образование в семье писателя Н.А. Львова, вместе с его детьми. Кроме общей гуманитарной подготовки, научился… … Лингвострановедческий словарь
бра?тец — тца, м. 1. ласк. к брат (в 1 знач.). 2. То же, что брат (в 3 знач.). Ну, братец, виноват: Слона то я и не приметил. И. Крылов, Любопытный. [Мастаков:] Ну, вот, ребята, одно дело вы кончили, с понедельника другое начнем. Работали вы споро, честно; … Малый академический словарь
быть в Риме и не видать папы — Ср. Dem ist gleich geschehen, als sei er zu Rom gewesen und hab den babst nit gesehen. Fastnachtsspiel. 1457. Ср. E stato a Roma e non ha veduto il Papa. Ср. Athenas intrasse et Solonem non vidisse! Вошедши в Афины, не видеть Солона. Русская… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Быть в Риме — и не видать Папы — Быть въ Рим? и не видать Папы. Ср. Dem ist gleich geschehen, als sei er zu Rom gewesen und hab den babst nit gesehen. Fastnachtsspiel. 1457. Ср. E stato a Roma e non ha veduto il Papa. Ср. Athenas intrasse et Solonem non vidisse! Пер. Вошедши въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
замечать — Примечать, подмечать, видеть, завидеть, следить, наблюдать, доглядеть, усмотреть, разглядеть, уловить. Обращать внимание, принимать что во внимание (в соображение, в расчет, в уважение, к сведению, к сердцу), быть внимательным. Замечать кому,… … Словарь синонимов
Высшая лига КВН 1992 — Высшая лига 1992 Сезон 6 й Место проведения Московский дворец молодёжи, Москва Название сезона шестой сезон Количество команд 12 Количество игр 7 … Википедия