Сочинение на тему слова назидания абая

10 вариантов

  1. «?ара с?з» в творчестве Абая Кунанбаева занимает особое место. Слова назидания – это небольшие законченные философские трактаты или притчи, выраженные в художественном стиле в форме прозы.  В них поднимаются проблемы морали и права, истории и педагогики. Это произведение создано поэтом на склоне лет, он смотрит на мир сквозь призму собственного опыта и знает цену всему в этом мире – искушениям, соблазнам и деяниям.
    Это откровенный разговор с читателем, непосредственное обращение к нему, это отображение философии жизни на примере одного человека. Понятие «?ара» в сочетании с   «с?з» чрезвычайно многогранно: его можно трактовать, как проза или же как обозначение печали, как нечто идущее от тюрских традиций, важное, значительное, первостепенное.
    В чингизовской традиции было понятие «білік», что означало меткое изречение, рассказ о жизненном примере. Исходя из европейских традиций, это жанр афоризмов, бесед. А по факту «?ара с?з» – исповедь. Довольно сухо и моралистично звучит само название произведения, можно сказать даже менторски-наставительно. Но этот жанр был известен в мировой литературе еще со времен таких великих людей, как Петр Абеляр, Жан-Жак Руссо. Марк Аврелий и Блез Паскаль и потому с ним приходится считаться, ибо он словно высказывание перед лицом мира.
    В связи с преимущественно эпическим характером в тюрской и казахской литературе, – «обнажение души» – явление беспрецедентное.
    Исповедь является чрезвычайно ответственным жанром, требующим от автора предельной искренности и честности, здесь нет места для фальши и рисовки.
    Прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанр литературы — так называемые «?а?лия» (слова-назидания) или «?ара с?з» (слова в прозе), были опубликованы далеко не сразу.  Но, тем не менее, произведения Абая, как поэтические, так и прозаические, получили широкое распространение в рукописном виде. Стихи переписывались, заучивались и передавались из уст в уста, а прозаические произведения распространялись в рукописных списках или исполнялись искусными рассказчиками-толкователями.

  2. Слово Первое: немой глухому

    Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил, пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.
    Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени.
    Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот, коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.
    Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи, разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.
    А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!
    Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю, как и чему учить? Какому делу, с какой целью учить, для какого народа воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения.
    Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям — останутся при мне.
    И нет у меня теперь иных забот.

  3. Абай Кунанбаев “Слова назидания”
    Абай Кунанбаев – великий поэт казахского народа, философ, поэт, композитор, мыслитель, общественный деятель, ювелирный мастер художественного слова.
    Кара Саз
    Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Кара Саз» (в дословном переводе «Чёрное слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему — делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году известным московским писателем и литературоведом Б. Н. Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. Им с Кларой Серикбаевой была сделана новая редакция перевода поэмы. Она получила название «Книга слов». Этот перевод символичен, как преемственность поколений, к тому же Сейсенбаев выпустил «Книгу слов» вместе с «Записками забытого» Шакарима стотысячными тиражами за свой счёт. Пример, достойный как уважения, так и подражания.
    1. Слово Первое
    Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало: в борьбе и ссорах, судах и
    спорах, страданиях и тревогах дошел до преклонных лет, выбившись из сил,
    пресытившись всем, обнаружил бренность и бесплодность своих деяний,
    убедился в унизительности своего бытия. Чем теперь заняться, как прожить
    оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос.
    Править народом? Нет, народ неуправляем. Пусть этот груз взвалит на
    себя тот, кто пожелает обрести неисцелимый недуг, или пылкий юноша с
    неостывшим сердцем. А меня сохрани Аллах от непосильного бремени.
    Умножать ли стада? Нет, не стоит заниматься этим. Пусть дети растят скот,
    коль им надобно. Не стану омрачать остатки дней своих, ухаживая за скотом
    на радость проходимцам, ворам и попрошайкам.
    Заняться наукой? Как постичь науку, когда не с кем словом умным
    перемолвиться? Кому передать накопленные знания, у кого спросить то, чего
    не знаешь? Какая польза от того, что будешь сидеть в безлюдной степи,
    разложив холсты, с аршином в руке? Знания оборачиваются горечью,
    приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем
    можно поделиться радостью и печалью.
    А может, посвятить себя богослужению? Боюсь, не получится. Это
    занятие требует полного покоя и умиротворения. Ни в душе, ни в жизни не
    ведаю покоя, уж какое благочестие среди этих людей, в этом краю!
    Воспитывать детей? И это мне не под силу. Воспитывал бы, да не ведаю
    как и чему учить? Какому делу, с какой целью учить, для какого народа
    воспитывать их? Как наставить, куда направить, когда сам не вижу, где бы
    дети могли приложить свои знания? И здесь не нашел я себе применения.
    Наконец решил: бумага и чернила станут отныне моим утешением, буду
    записывать свои мысли. Если кто найдет в них нужное для себя слово, пусть
    перепишет или запомнит. Окажутся не нужными мои слова людям —
    останутся при мне.
    И нет у меня теперь иных забот.
    2. Слово Второе
    В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками:
    «Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть,
    при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, к аждого куста
    пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт»1.
    При встрече с ногаями2 тоже смеялись и ругали их: «Ногай верблюда
    боится, верхом на коне устает, пешком идет — отдыхает, и беглые, и солдаты,
    и торговцы из ногаев. Не ногаем, а нокаем3 бы следовало вас называть».
    «Рыжеголовый урус, этому стоит завидеть аул, как скачет к нему сломя
    голову, позволяет себе все, что на ум взбредет, требует «узун-кулака»
    4показать, верит всему, что ни скажут»,— говорили они о русских.
    «Бог мой!— думал я тогда с гордостью,— Оказывается, не найти на свете
    народа достойнее и благороднее казаха!» Радовали и веселили меня эти
    разговоры.
    Теперь вижу — нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет
    такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой вещи, которую бы он
    не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут. Пока не было русских
    купцов, сарты доставляли казахам одежду для живых и саван для умерших,
    скупали гуртами скот, который отец с сыном между собой поделить не могли.
    Теперь, при русских, сарты раньше других переняли новшества. И знатные
    баи, и грамотные муллы, и мастерство, и роскошь, и учтивость — все есть у
    сартов.
    Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко
    переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию,
    умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.
    Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое пропитание. Нашего бая
    они гонят из своего дома: «Эй, казах, не для того настлан пол, чтобы ты его
    грязными сапогами топтал».
    Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят
    время в унизительных раздорах между собой.
    О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их
    прислугой.
    Куда сгинули наши былые восторги?
    Где наш радостный смех?
    1 Сарт-с?рт – треск, трещотка
    2 Ногаями казахи называли татар
    3 Но?ай – бестолковый, тупой
    4 ?зын-??ла? – «длинное ухо», т.е. быстрое распространение слухов
    3. Слово Третье
    В чем кроется причина разрозненности казахов, их неприязни и
    недоброжелательности друг к другу? Отчего слова их неискренни, а сами они
    ленивы и одержимы властолюбием?
    Мудрые мира давно заметили: человек ленивый бывает, как правило,
    труслив и безволен, безвольный — труслив и хвастлив; хвастливый —
    труслив, глуп и невежествен; глупый невежествен и не имеет понятия о чести,
    а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает
    добра окружающим.
    Пороки эти оттого, что люди озабочены только одним — как можно
    больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они
    занялись земледелием, торговлей, стремились к науке и искусству, не
    произошло бы этого.
    Родители, умножив свои стада, хлопочут о том, как бы стада у их детей
    стали еще тучнее, чтобы передать заботу о стадах пастухам, а самим вести
    праздную жизнь — досыта есть мясо, пить кумыс, наслаждаться
    красавицами да любоваться скакунами.
    В конце концов их зимовья и пастбища становятся тесными, тогда они,
    употребив силу своего влияния или занимаемого положения, всеми
    доступными для них средствами выкупают, выманивают или отнимают
    угодья соседа. Этот, обобранный, притесняет другого соседа или вынужденно
    покидает родные места.
    Могут ли эти люди желать друг другу добра? Чем больше бедноты, тем
    дешевле их труд. Чем больше обездоленных, тем больше свободных зимовий.
    Он ждет моего разорения, я жду, когда он обнищает. Постепенно наша
    скрытая неприязнь друг к другу перерастает в открытую, непримиримую
    вражду, мы злобствуем, судимся, делимся на партии, подкупаем влиятельных
    сторонников, чтобы иметь преимущество перед противниками, деремся за
    чины.
    Потерпевший не будет трудиться, добиваясь достатка иным способом, ни
    торговля, ни землепашество не интересуют его, он будет примыкать то к
    одной, то к другой партии, продавая себя, прозябая в нищете и бесчестии.
    Воровство в степи не прекращается. Будь в народе единство, не стали бы
    люди мирволить вору, который, ловко пользуясь поддержкой той или иной
    группировки, только усиливает свой разбой.
    Над честными сынами степи чинятся уголовные дела пол ложным
    доносам, проводятся унизительные дознания, загодя находятся свидетели,
    готовые подтвердить то, чего не видели и не слышали. И все ради того, чтобы
    опорочить честного человека, не допустить его к выборам на высокие
    должности. Если гонимому ради своего спасения приходится обращаться за
    помощью к тем же негодяям, он поступается своей честью, если не идет к
    ним на поклон — значит быть ему несправедливо судимому, терпеть
    лишения и невзгоды, не находя в жизни достойного места и дела.
    Достигнув власти хитростью и обманом, волостные не замечают тихих и
    скромных, а стараются наладить отношения с людьми, подобными себе —
    увертливыми и ухватистыми, рассчитывая на их поддержку а пуще всего
    опасаясь их вражды.
    Сейчас в обиходе новая пословица: «Не суть дела, суть личности важна».
    Значит, добиться намеченного можно не правотою предпринятого дела, а
    ловкостью и хитроумием исполнителя его.
    Волостные избираются сроком на три года. Первый год их правления
    проходит в выслушивании обид и упреков: “Не мы ли тебя выдвигали?”
    Второй год уходит на борьбу с будущими соперниками. И третий — в
    предвыборных хлопотах, чтобы снова быть избранным. Что остается?
    Наблюдая, как народ чем дальше, тем больше погрязает в распрях, я
    пришел к выводу: в волостные нужно избирать людей, которые получили
    пусть небольшое, но русское образование. Если таковых нет или есть, но их
    не хотят выдвигать, пусть волостные назначаются уездным начальством и
    военным губернатором. Это было бы полезно во многих отношениях,
    Во-первых, тщеславные казахи стали бы отдавать детей на обучение;
    во-вторых, волостные не зависели бы от прихоти местной знати, а
    подчинялись бы только высшему начальству. Дабы не плодить неизбежные
    доносы и кляузы и не давать им ходу, следовало бы оградить назначаемого от
    всяческих проверок и испытаний.
    Мы имели возможность убедиться в бесполезности выборов биев-судей в
    каждой волости. Не всякому под силу вершить правосудие. Чтобы держать
    совет, как говорится, на «вершине Культобе», необходимо знать своды
    законов, доставшихся нам от предков,-«светлый путь» Касым-хана, «ветхий
    путь» Есим-хана, «семь канонов» Аз Тауке-хана. Но и они устарели со
    временем, требуют изменений и непогрешимых вершителей, коих в народе
    мало, а то и вовсе нет. Люди, хорошо знающие казахов, говорили: «Если биев
    двое, то споров четыре». Отсутствие верховного судьи и четное число биев
    только усложняет решение споров. Зачем наращивать количество биев? Не
    лучше ли выбрать из каждой волости по три образованных и толковых
    человека, не определяя срока их пребывания на посту, и смещать только тех,
    кто обнаружит себя в неблаговидных делах.
    Пусть бы споры решались двумя судьями и посредником, выбранным
    истцами. И только не сыскав истины у этих людей, не придя к мировой,
    спорящие обращались бы к одному из трех постоянных судей. Тогда бы суды
    не затягивались.
    4. Слово Четвёртое
    Люди внимательные давно заметили — глупый смех равносилен
    опьянению. Опьянение ведет к проступкам, разговор с хмельным причиняет
    головную боль. Предаваясь пустому смеху, человек теряет совесть,
    отстраняется от дел, совершает непростительные ошибки, за что ожидает его
    возмездие, если не на этом, так на том свете.
    Человек, склонный к размышлениям, всегда вдумчив, собран, будь то в
    делах мирских или перед судом смерти. Собранность в делах и мыслях —
    основа благополучия. Значит ли это, что мы должны постоянно предаваться
    унынию? Разве может душа лишь печалиться, не зная веселья и смеха? Нет, я
    вовсе не за то, чтобы мы только и знали что горевать беспричинно. Но стоит
    задуматься о своей беспечности, опечалиться этим и постараться избавиться
    от беспечности, заняв себя полезным делом. Не пустое веселье, а полезный и
    разумный труд исцелит душу.
    Только слабые духом могут затвориться в себе, предаваясь горьким
    раздумьям, не находя утешения.
    Если смеешься над глупостью человека дурного, смейся, не радуясь
    чужой глупости, а гневно. Такому смеху не будешь предаваться часто. Смех с
    досады — горький смех.
    Смейся восторженно, искренне радуясь, когда видишь человека,
    обретшего благо, свершившего дела добрые, достойные подражания.
    Хороший пример учит сдержанности, вовремя остановит, не допустит
    опьянения.
    Не всякий смех заслуживает одобрения. Существует же среди прочего
    смеха такой, что не идет из груди — Богом данным путем, а рядится да
    пустым звоном рассыпается, единственно ради того, чтобы прожурчать
    красиво.
    Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя. В промежутке
    между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не
    распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он
    бездумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах.
    Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает
    понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы
    на один день.
    Жить хитростью, обманом, попрошайничеством — удел бездарных
    проходимцев. Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный и
    самоотверженный труд даже твердь земная ответит всходами.
    5. Слово Пятое
    Печаль омрачает нам душу, леденит тело, сковывает волю и, наконец,
    изливается словами из уст или слезами из глаз. Я видел, как люди молились:
    «О, Аллах, сделай нас беспечными, как младенцев». Мнят себя страдальцами,
    обремененными тяжкими заботами и несчастьями, будто они разумнее детей.
    О заботах же их можно судить по пословицам: «Если жить осталось до
    полудня, делай запасы на день», «Нищему и отец становится чужим», «Скот
    для казаха — плоть от плоти его», «У богатого лик светел, а у бедного — все
    равно, что точило», «Джигит и волк добудут пищу в пути», «Стада
    почитаемых мужей находятся в людях, заботятся они о своем добре от
    безделия», «Рука, умеющая брать, умеет и давать», «Кто сумел нажиться, тот
    и прав», «Приносящий дары срывает завесу отчуждения», «Если на бая
    надежда плоха, то и на Бога не надейся», «Если голоден, скачи к дому, где
    поминки», «Берегись озера с глубокими берегами, да народа
    немилосердного». Подобных пословиц множество.
    О чем они говорят? Не о науке и знаниях, не о мире и справедливости
    радеет казах, ему бы разбогатеть, да не знает — как? Вот и ловчит, хитрит,
    чтоб хоть лестью выманить богатство у других, не удастся — будет люто

  4. Для молодого поколения Казахстана актуален вопрос выбора пути в жизни, поиски путей нравственного самоопределения. Что мы можем взять за основу? Есть ли в казахской литературе мыслители, которые говорят о высоком предназначении человека? Безусловно есть.
    Абай Кунанбаев – великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Родился он 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак.
    Абай сочинил много песен. Большинство из них не были записаны и потерялись навсегда, некоторые песни Абая в наши дни воспринимаются как народные творения .[14]
    Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Кара соз» (в дословном переводе «Черное слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. [15]
    Но есть ли точки соприкосновения Абая и Конфуция? Это я и попыталась выяснить.
    Темы
    «Слова назидания» Абая
    Мудрые высказывания Конфуция
    Знания
    Невежда, не способный мыслить, не приученный трудиться, пытается свалить свою нерадивость на Бога.
    Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно.
    Богатство
    Все, что добывается трудом и находится вне тебя, называется богатством. Не зная всех перипетий и тонкостей ведения хозяйства, трудно удержать в руках свое добро. Так же трудно уберечь нажитое духовное богатство – ум и знания, от которых может быть и немалый вред. Не зная этого, потеряв бдительность, можно легко лишиться приобретенного.
    Знатность и богатство – это то, к чему люди стремятся; если они нажиты нечестно, благородный муж от них отказывается. Бедность и униженность -это то, что людям ненавистно. Если они незаслуженны, благородный муж ими не гнушается.
    Человек
    О достоинствах человека суди по тому, каким путем он идет, а не по тому, как ему удалось завершить его.
    Достойный человек не идет по следам других людей

  5. 5
    Текст добавил: Мысль по Древу

    Перечитывая “Слова назидания” Абая, удивляюсь вечности целовеческих ценностей и пороков. Все, что было сказано почти полтора века назад, остаются поводом для размышлений и сейчас.
    “Слова назидания” – это философский трактат, в оригинале называющийся “Кара соз”. На казахском языке звучит как “проникновенные слова”, слова, доходящие до глубины души.
    Эту статью намеренно помещаю в рубрику “Традиции и обычаи казахов”, т.к. считаю труды великого казахского мыслителя не только достойными традиций  народа, но и представлением казахского менталитета миру.
    Глубокие переживания за духовное будущее людей, стремление поднять их культуру; точность и меткость фраз, гордость за высокие культурные достижения и глубокая печаль за пороки общества описываются в философском труде, известном далеко за пределами Казахстана. Человеческая мысль не имеет границ, философия Абая достойна особого внимания.
    Здесь цитата из “Слов назидания” Абая Кунанбаева, Слово пятнадцатое:
    “Между умными и глупыми людьми, по-моему, есть существенная разница.
    Родившись на свет, человек не может жить, не увлекаясь интересными вещами. Дни увлечений и поисков остаются в памяти самыми светлыми днями его жизни.
    Разумный человек интересуется достойными серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце его слушателей. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах.
    Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые, бессмысленные затеи. Хватившись, обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения. В молодые годы он ведет себя так, будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости. Но очень скоро, утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что.
    И еще одно искушение подстерегает людей, страстно увлекающихся — достижение успеха или приближение к нему, дурманит им головы, пьянит. Хмель застилает разум, заставляет совершать оплошности, человек невольно привлекает к себе внимание окружающих, становится объектом людских пересудов и насмешек.
    Разумные в такие критические моменты не теряют рассудка, сдержанны и не выставляют своих чувств на всеобщее обозрение.
    Глупый же скачет на неоседланном коне, воздев глаза к небу, словно обезумев, потеряв в пылу шапку и не обращая внимания на то, что полы его чапана покрывают зад лошади…
    Вот что я видел.
    Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления?
    Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?”

  6. Пороки эти оттого, что люди озабочены только одним — как можно
    больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они
    занялись земледелием, торговлей, стремились к науке и искусству, не
    произошло бы этого.
    Родители, умножив свои стада, хлопочут о том, как бы стада у их детей
    стали еще тучнее, чтобы передать заботу о стадах пастухам, а самим вести
    праздную жизнь — досыта есть мясо, пить кумыс, наслаждаться
    красавицами да любоваться скакунами.
    В конце концов их зимовья и пастбища становятся тесными, тогда они,
    употребив силу своего влияния или занимаемого положения, всеми
    доступными для них средствами выкупают, выманивают или отнимают
    угодья соседа. Этот, обобранный, притесняет другого соседа или вынужденно
    покидает родные места.
    Могут ли эти люди желать друг другу добра? Чем больше бедноты, тем
    дешевле их труд. Чем больше обездоленных, тем больше свободных зимовий.
    Он ждет моего разорения, я жду, когда он обнищает. Постепенно наша
    скрытая неприязнь друг к другу перерастает в открытую, непримиримую
    вражду, мы злобствуем, судимся, делимся на партии, подкупаем влиятельных
    сторонников, чтобы иметь преимущество перед противниками, деремся за
    чины.
    Потерпевший не будет трудиться, добиваясь достатка иным способом, ни
    торговля, ни землепашество не интересуют его, он будет примыкать то к
    одной, то к другой партии, продавая себя, прозябая в нищете и бесчестии.
    Воровство в степи не прекращается. Будь в народе единство, не стали бы
    люди мирволить вору, который, ловко пользуясь поддержкой той или иной
    группировки, только усиливает свой разбой.
    Над честными сынами степи чинятся уголовные дела пол ложным
    доносам, проводятся унизительные дознания, загодя находятся свидетели,
    готовые подтвердить то, чего не видели и не слышали. И все ради того, чтобы
    опорочить честного человека, не допустить его к выборам на высокие
    должности. Если гонимому ради своего спасения приходится обращаться за
    помощью к тем же негодяям, он поступается своей честью, если не идет к
    ним на поклон — значит быть ему несправедливо судимому, терпеть
    лишения и невзгоды, не находя в жизни достойного места и дела.
    Достигнув власти хитростью и обманом, волостные не замечают тихих и
    скромных, а стараются наладить отношения с людьми, подобными себе —
    увертливыми и ухватистыми, рассчитывая на их поддержку а пуще всего
    опасаясь их вражды.
    Сейчас в обиходе новая пословица: «Не суть дела, суть личности важна».
    Значит, добиться намеченного можно не правотою предпринятого дела, а
    ловкостью и хитроумием исполнителя его.

  7. Помогите написать сочинение на казахском про слова назидания Абая…

    Ответы:

    ?лы Абайды? шы?армашылы?ы
    «?лы Абайды? шы?армашылы? м?расы-хал?ымызды? ?асырлар бойы ма?ызын жоймайтын рухани ?азынасы.Ма?ызын жоймау былай т?рсын,заман ?згеріп,?о?амды? санада к?рт сапырылыстарпайда бол?ан сайын б?л ?азына ?зіні? жа?а бір ?ырларымен жар?ырай ашылып,?адірін арттыра т?сетініне Абайдан кейінгі уа?ыт ай?ын к?з жеткізді.
    А?ынны? д?ниеге келгеніне бір жарым ?асыр,ал ?зіні? м??гі ?лмес шы?армаларымен хал?ына с?зді? ?лы ма?ынасында ?стазды? ете баста?анына ?асырдан астам уа?ыт ?тті.Содан бері оны? артына ?алдырып кеткен м?расы елі мен ж?ртыны? рухани ?міріндегі ?ай б?рылыстар мен ?ай ??былыстар т?сында да айнымас темір?азы?,адастырмас ??быланама болып ?ызмет етіп келеді.
    Б?л к?нде Абай с?зі ?р ?аза?ты? а?засына ана с?тімен бірге дариды десе,арты? айтыл?анды? емес.Ана с?ті т?н ?орегі ретінде жас с?биді? буыны бекіп,б??анасы ?атаюына ?ызмет етсе,а?ын с?зі оны? санасына адамды? пен азаматты?ты? ?ры?ын сеуіп ?ызмет етеді».
    (Ж.Ысма??лов.)?нер-білім жолында?ы ізденісін Абай ?з бетімен ?йрену ар?ылы дамытады,орысша кітаптарды к?п о?иды.
    80-жылдарды? орта кезінен бастап,Абай а?ынды? жол?а біржола бет б?рды.Б?л кездегі оны? ?ле?деріні? ?ай-?айсысы болсын-толыс?ан ой-сананы? жемісі.Б??ан дейін арагідік жаз?ан ?ле?ін ?з замандасы К?кпай атынан таратып ж?рген Абай 1886 жылдан бастап ?з атына к?шірген.Осы жылдардан бастап Абай ?ле?ді ?збей жазу?а тырыс?ан.Біра? ел арасында?ы шиленіскен тартыстар оны? ?дебиетпен біры??ай ш??ылдануына м?мкіндік бере бермеген.«Д?ние де ?зі,мал да ?зі».
    Абайды? а?ынды? жол?а бет б?р?анды?ы ал?аш?ы с?зі м?дениет пен білімні? ма?ызын насихаттау?а арналады.Оны? 1885 жылы жаз?ан «Жасымда ?ылым бар деп ескермедім» ?ле?і б?л та?ырыпта?ы т???ыш шы?армасы болумен ?атар,а?ынны? с?з ?нері жолында?ы жа?а ізденісін де танытады.Абай м?нда,е? алдымен,жа?а ?лгідегі а?ын?а керек ?ылым жайын с?з етеді.?ылым-білімді кезінде зерттей алма?анына ?кініш білдіреді.?з ?ателігін балаларын о?ытумен т?зеуге бет ал?анын айтады.

  8. «Вопросы ценности образования в «Словах назидания» Абая и их актуальность в наше время»
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. | 3 |
    ГЛАВА 1. ВОПРОСЫ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В «СЛОВАХ НАЗИДАНИЯ» АБАЯ …………………………………………………………..…. | 4 |
    1.1. Воспитательное значение «Слов назиданий»……………………………1.2. «Без науки нет блага ни на том, ни на этом свете»…………………….. | 411 |ГЛАВА 2. РОЛЬ АБАЯ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ «СЛОВ НАЗИДАНИЯ» И ИХ АКТУАЛЬНОСТЬ В НАШИ ДНИ…………………………………………………………………………………… | 15 |
    2.1. Абай об умственном воспитании подрастающих поколений…………. 2.2. Роль образования в становлении и развитии каждого народа или нации…………………………………………………………………………… 2.3. Структурная характеристика «Слов назидания»……………..………… | 152425 |ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… | 30 |
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. | 32 |
    ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….…. | 33 |
    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность проблемы: Мы всегда будем говорить об актуальности нравственных уроков духовного завещания степного философа. Лаконичные сорок пять Слов-бесед охватывают все жизненно важные вопросы становления личности. Как жить, зачем жить, как радоваться и горевать, какслужить своему народу, как жить с другими народами, чему учиться и зачем учиться, где черпать силы на жизненном пути – обо всем этом размышляет Абай вместе со своими слушателями и читателями.
    Проникновенный поэт, глубокий мыслитель, просветитель-демократ, основоположник казахской письменной литературы, композитор, народный заступник – это все Абай Кунанбаев – личность, глыба, возвышающаяся надвсепоглощающим течением времени. Его наследие не теряет актуальности и потому легко проходит сквозь века, а почитание его таланта со временем лишь зреет, и потому становится крепче, сильнее.
    Тема экзаменационной работы: «Вопросы ценности образования в «Словах назидания» Абая и их актуальность в наше время»
    Цель работы: Раскрыть ценность «Слов назиданий» и их воспитательное значение, которое не потеряло актуальностии в наши дни.
    Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
    – На примере «Слов назиданий» раскрыть их ценность;
    – Рассмотреть воспитательное значение данного произведения;
    – определить актуальность творчества Абая в наши дни.
    Научная обоснованность: Чем дальше вглубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия.Первыми за эту работу взялись литературоведы, в том числе М.О.Ауэзов, X.Ж. Суюншалиев и др.
    Структура работы: Экзаменационная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
    ГЛАВА 1. ВОПРОСЫ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В «СЛОВАХ НАЗИДАНИЯ» АБАЯ
    1.1. Воспитательное значение «Слов назиданий»
    Абай Кунанбаев (1845-1904) – великий казахский поэт, писатель,общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, композитор, реформатор культуры в духе сближения казахской, русской и европейской культур, сыгравший огромную роль в просвещении своего народа.
    Сын богатого и деспотичного феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многими обычаями предков, оспаривал установления Корана, чтобы обратиться к подлинным источникам света и знания. Онхотел навсегда избавить родину от нищеты духа, стремился к тому, чтобы его соотечественники приобщились к достижениям мировой культуры. Абай многое для этого сделал. Серьёзно и строго относился он к творческой работе поэта. Лирические и философские стихи Абая глубоко содержательны, художественно совершенны, связаны с народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им в казахскую литературу.
    Путь кновой жизни Абай видел в просвещении, в преобразующем труде, в духовном раскрепощении человека, а в воспитании видное место отводил литературе и прежде всего поэзии. Именно поэтому истинным назначением поэта он считает просвещение молодёжи. В своих литературных трудах Абай, являясь, несомненно, выдающейся личностью,…

  9. 9
    Текст добавил: РеаЛьныЙ ПарЕнь

    Суровый счет, предъявленный поэтом своим братьям-казахам, мало что оставляет для утешения. Абай откидывает в сторону всякие внешние обстоятельства и разговор заводит по существу тех ценностей и ориентиров, которые заводят казахов в тупик: ложное самомнение в превосходстве над другими, праздность, леность, индивидуализм и групповщина, мелкое тщеславие, зубоскальство и глупый смех, потеря совести и высоких стремлений, отсутствие согласия и единения, почтение к ворам, злодеями м мошенникам… Откуда вошел в кровь “гордого степняка” целый сонм этих дурных качеств? И это ли есть “мой народ, который я люблю и к сердцу которого я ищу тропу?” Поэтому в упомянутом девятом Слове речь идет не просто о личном духовном самочувствии, а о состоянии и судьбах народа. “Не пойму” – пишет Абай – как я “отношусь к своему народу… питаю к нему неприязнь или люблю? – Если б любил, то без малейшего сомнения одобрил бы его нравы и среди всех черт нашел бы хоть одну, достойную похвалы. Моя любовь не давала бы погаснуть вере, будто мои соплеменники обладают качествами, присущими великому народу. Но нет у меня этой веры.
    Основное чувство, пронизывающее “Слова назидания” – это боль по поводу неразвитости основной части и надежда, вера в могущество разума и внутренних потенций, накопленных историей. “Кто отравил Сократа, сжег Жанну д’ Арк, распял Христа? – спрашивает поэт. – Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истинный. Чтобы народ перестал быть толпой, нужны образованные люди, пекущиеся о народе, необходимо возникновение потребности в культуре и самообразовании. Все эти процессы потребуют целеустремленности, махом не перескочишь к высотам культуры. Человек должен как минимум освободиться от нужды в хлебе насущном, ибо только в виде исключения, редчайшего случая кто-то способен преодолеть все препятствия, замыкающие человека в рамки борьбы за существование. Главное в процессе обучения состоит в том, что оно должно принести ученику радость познания. Поэт протестует против “насилия со стороны родителей и мулл, которые убивают в детях искренность”.
    В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир. Широта взглядов, общечеловечность обязывает изучать языки других народов.
    Испытанный им самим путь приобщения к европейской культуре Абай пропагандирует как всеобще значимый путь приобщения к достижениям европейской цивилизации. “Знать русский язык – значит открыть глаза на мир” – говорит Абай в 25 Слове. “Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне”. Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: “Русская наука и культура – ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли”. Именно в концовке этой фразы, в призыве бороться за “равноправное положение нашего народа среди других народов” лежит самый глубокий корень того обстоятельства, что последующее за Абаем поколение интеллектуалов, объединившихся вокруг Алаш-Орды, воспринял Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации. Это Алихан Букейханов, Миржакип Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, вся блестящая плеяда талантливых деятелей начала и первой трети ХХ века, уничтоженных безжалостной рукой большевистской опричнины. Двигаясь в русле абаевского наследия, последователи Абая смогли поднять его на новую высоту. Прежде всего они создали круг интеллектуального общения, то, чего не доставало Абаю, чувствовавшему себя в духовном вакууме. Абай как Валиханов и Алтынсарин, по сути дела действовали в одиночку, предпринимая индивидуальные усилия. Во-вторых, продолжатели заветов Абая связывали общие нравственные требования с конкретной политической программой обретения независимости и социально-экономического прогресса. Эта высота была утрачена за годы

  10. Абай: «Слова назидания»
    Великий казах Абай Кунанбаев кроме стихов и музыки создал 45 «слов назидания» — мудрых, горьких и вечных. «ТМ» публикует некоторые из них.
    Казах Абай Кунанбаев (1845—1904) — для своего века человек-загадка. Убеждённый мусульманин — и приверженец материалистического национализма. Самоучка, чьё образование в силу обстоятельств ограничилось пятью годами медресе и самовольным посещением русской школы — и при этом глубокий знаток народной культуры казахов, восточных языков, всего арабо-персидского эпоса и гениев Востока Фирдоуси, Низами, Саади, Хафиза, Навои, Физули, истории Ближнего Востока, мусульманского права, трудов первых татарских просветителей. Он едва ли не первым из своего народа приник к могучему источнику — наследию классиков русской культуры, пользуясь лермонтовскими переводам, переложил на казахский некоторые стихи Байрона и Гёте, изучал философию Спенсера, Спинозы, античных мыслителей. На торжественных тоях (пирах), свадьбах, поминках акыны пели его песни (он сочинил около трёх десятков мелодий, объяснений в любви, в том числе для “писем” пушкинских Евгения Онегина и Татьяны (в казахской транскрипции “Таны”), ставших настолько популярными, что их слова использовались казахской молодёжью как собственные любовные объяснения). Девушки, выходя замуж, увозили среди своего приданного рукописные сборники его стихов и наставлений; в его пересказах казахи узнали и полюбили “Шахнаме”, “Лейли и Меджнун”, “Кер-Оглы”, “Трёх мушкетёров”, “Генриха Наваррского” Дюма, русский народный сказ о Петре Великом; его поэма познакомила их с Александром Македонским и Аристотелем, его непревзойдённые по мастерству переводы разнесли по кочевьям лермонтовские “Выхожу один я на дорогу”, “Парис”, “Кинжал”, фрагменты из “Демона” — и при этом лишь когда ему минуло уже сорок лет, он впервые решился поставить под очередным сочинением своё имя, а первая публикация его произведений появилась лишь в 1909 году — около пяти лет спустя после его смерти…
    Абай родился в Чингизских горах под Семипалатинском в кочевьях рода Тобыкты. Его дед Ускембай, а потом его отец Кунанбай были старейшинами этого рода, незадолго до рождения будущего великого казахского поэта присоединившегося к России.
    В действительности будущий поэт по воле отца был назван Ибрагимом, а Абаем (“осмотрительный”, “вдумчивый”) его называла мать — одна из четырёх жён Кунанбая. В беспрестанной борьбе за власть над родом Кунанбай нажил себе много врагов, поэтому, обнаружив смышлёность, упорство, остроумие и красноречие сына, отец не дал Абаю закончить учение в семипалатинском медресе и, вернув в аул, начал приучать к разбирательству тяжебных дел и прочей будущей административной деятельности главы рода. Абай вполне преуспел бы на этом поприще, но начитанность, склад мышления и поэтическая душа воспротивились необходимости угождать сильным мира сего, хитрить, плести интриги — наследника старейшины рода из него не получилось. Получился непримиримый враг баев, мулл, русских чиновников, проходимцев, лентяев. Эта непримиримость бунтуется во множестве сочинений Абая — с первых до последних. Сегодня они воспринимаются так, будто речь в них — про наши дни и казахской, и российской, и прочей на бывшем советском пространстве жизни.
    Абай — жертва своей совести, своего миросозерцания, своих познаний. Таким людям всегда и везде живётся тяжко. Такие люди тяготы своей жизни переносят не безропотно: они отчаянно взывают к справедливости, бесстрашно осуждают царящее вокруг зло, саркастически высмеивают его “носителей” — и “хозяев жизни”, и “низы”, наконец — просвещают.
    Тяжкую и, по сути, одинокую жизнь Абая сломил непоправимый удар: смерть от туберкулёза 27-летнего сына Абдрахмана — поручика артиллерии, образованного и талантливого человека. Потом чахотка забирает другого его сына — талантливого поэта Магавья. Раздавленный этими несчастьями и упавший духом Абай отвергает всякое лечение своего недуга и, пережив последнего сына только на сорок дней, умирает в родной степи на шестидесятом году своей жизни.
    Абай похоронен около своей зимовки — в долине Жидебай вблизи Чингизских гор. Прошло без малого сто лет. Что осталось? Он признан родоначальником новой письменной казахской литературы, непревзойдённым мастером казахского стиха и создателем новых в национальной поэзии казахов стихотворных форм. Народ почитает Абая как неукротимого просветителя, бесстрашно боровшегося с невежеством, предрассудками и узколобым национализмом. Сегодня, в противоречивую и трудную пору возрождения национального самосознания казахов, он в полный рост предстал ещё и как “духовное око” своего народа, политический мыслитель и народный учитель.
    Особое место в наследии Абая занимают 45 его “слов назидания”. Мудрые и афористичные философски-моралистические, общественно-публицистические, иронически-желчные, удручённые и грустные его высказывания адресованы слушателю-собеседнику. В обращении к нему с глазу на глаз автор выступает то народным печальником, то гневным судьёй, то мудрым учителем, то отчаявшимся исповедником. Не зря ли?
    В ту пору, когда сочинения Абая распространялись ещё в списках, его “Назидания” включались в каждую новую рукописную книгу. Больше всех ими зачитывались в то время люди старшего поколения. Многие из них подолгу обсуждали друг с другом смысл и поучительные выводы Абая, часто украшали свою речь афоризмами из “Назиданий”. Читают ли их сегодня? Каков нынешний вкус этого плода многолетних дум и волнений великого казаха?..
    “ТМ” публикует несколько “слов” Абая в переводе В.Шиловского и “Тридцать седьмое слово” в переводе Л.Соболева.
    1891
    Седьмое слово

    С самого рождения жизнь ребёнка складывается из двух различных побуждений.
    Одно — это потребность есть, пить и спать, без чего тело ребёнка не сможет стать приютом души, не будет расти и крепнуть.
    Второе — желание знать. Дитя стремится ко всему, что видят глаза и слышат уши: тянется к блестящему предмету, пробует его на ощупь и на вкус, ищет сближения с домброй или свирелью, услышав их необычные звуки. Подросши, он интересуется уже абсолютно всем: услышит ли лай собаки или звуки вечернего аула, смех или плач людей. Ребёнок становится беспокойным. “Что это такое?”, “Почему так получается?”, “Зачем это делают?” От вопросов ребёнка теряют покой взрослые.
    Человек утверждается на земле, постигая тайны явлений природы или делая определённые предположения на этот счёт. Это отличает его от животного, выдаёт его душу, говорит о разделении разума и воли.
    Но почему, вырастая, мы теряем это высокое стремление познавать мир? Почему мы точно так же, как в детстве, не забываем о еде и сне, когда нас интересует что-то неизвестное? Почему не идём за теми, кто создаёт науку и открывает неведомое?
    Мы должны были расширять свой кругозор, умножать сокровища, с неимоверным трудом накопленные на первых порах жизни. Жажда знаний владела нами, и надо было всё остальное тоже подчинить высоким порывам души. Но мы не смогли этого сделать. Мы шумели и галдели, словно вороньё, и не пошли дальше аульных распрей. Мы приземлили наши души, перестали верить своему чувству, странно довольствовались созерцанием, не вникая в сущность явлений. Оправдывались тем, что с другими, жившими подобно нам, не случилось ещё ничего страшного. Со временем на разумные укоры у нас появились готовые доводы: “Твой разум для тебя, а мой — для меня”, “Чем быть богатым чужим умом, лучше быть бедным, но своим умишком”, “Каждому своё”…
    В груди не стало тепла, а в сердце — веры.
    И далёкие дни детства представляются сейчас ещё более прекрасными. То было утро, и мы были детьми людей и стремились познать окружающее. Теперь мы взрослые. Но чем мы лучше животных, которые видят мир и не понимают его? Мы тоже ничего не знаем, однако дорожим своим невежеством, мы хотим жить, но дерёмся друг с другом и обнажаем для ударов свои вены.
    Восьмое слово
    Кто из нас способен последовать мудрому совету? Кто готов прислушаться к наставлению?
    Бий (судья — Ред.) и волостной (управляющий — Ред.) глухи.
    Они бы не стремились к власти, если б ценили мудрость и хотели набраться ума-разума. Но нет, — они считают себя верхом совершенства и уверены, что вправе учить людей. И, конечно, бию и волостному тут на руку их власть. Став великими, теперь, как они полагают, им остаётся сделать великим свой народ. Разве могут они позволить себе прислушаться к советам других, да и где они выкроят для этого время?
    Положение обязывает их не попадать впросак перед начальством, не обострять отношений с аульными смутьянами, не допускать в народе брожения. И всегда надо кому-то покровительствовать, кого-то спасать, а кого-то и брать в ежовые рукавицы. Разве это легко?
    Нет, избранники народа слишком заняты.
    Богачи считают себя владыками по меньшей мере половины мира. Взгляд их не опускается на землю, помыслы витают ещё выше. По их мнению, всё можно купить за скот. Даже Бога можно соблазнить дарами. Честь, бесчестье, разум, наука, вера, народ для них не дороже скота. Разве прислушаются к добрым советам подобные люди?
    Нужно пасти и поить стада, оберегать их от лиходеев, волков и непогоды. Для этого требуются честные и добросовестные пастухи, а таких и днём с огнём не сыщешь.
    Нет, богачам тоже некогда.
    И, конечно, не прислушаются к твоим советам воры, злодеи и мошенники.
    Остаются бедняки, которые еле сводят концы с концами. Как будешь досаждать им необходимостью овладевать знаниями, когда они видят великий пример дурости волостных, биев, богачей? Ведь бедняку и без того хватает печали и горя, с которыми не знакомы эти прохвосты.
    1893
    Пятнадцатое слово

    Разница между умными и глупыми людьми представляется мне своеобразным эталоном для сопоставления противоречивого.
    И действительно, умный человек стремится принести пользу людям; его уши открыты советам, а память — кладовая светлой грусти. Он постоянно ищет в мире удивительное, необычное, и дни этих поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни.
    Глупый же никак не найдёт своего места в жизни. Он увлекается чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями. Молодость не вечна, но глупец не думает об этом. Предавшись потехам, он становится ненасытным и однажды, слишком поздно, замечает, что время согнуло его. Вот и получается, что лучшие годы прошли в собачьих хлопотах, а старость омрачена горьким раскаянием.
    Соблазн губит человека. Он зажигает в крови огонь страсти, а страсть — это уже болезнь, ибо она опьяняет человека. Глупец, предавшийся страсти, подобен дураку, который, задрав нос, несётся без шапки на неоседланном коне, прикрыв его круп полами своего халата.
    Умный в это время добивается своего без особого шума, не выставляя себя на посмешище и не теряя головы.
    Тот, кто хочет быть в стане разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчёт: как он прожил эти дни, сделал ли что полезное для народа, не ждёт ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего.
    Семнадцатое слово
    Сила, Разум и Сердце поспорили, кто из них нужнее человеку. Убедившись, что не смогут прийти к согласию, они обратились за помощью к науке.
    — Послушай, Наука! — сказала Сила. — Ты ведь знаешь, что без упорного труда нельзя достичь ни мастерства, ни богатства. Только я оберегаю от легкомыслия, от позора мелочных, не достойных человека дел, от стремления к лёгкой наживе. Лишь я не даю им падать духом и возвращаю их на верный путь, когда они даже средь белого дня умудряются сбиваться с него. Послушай, Наука! Работая без устали и сна, люди овладевают тобой, выходит, своим взлётом ты тоже обязана мне. Работая без устали и сна, становятся люди слугами господними, выходит, своей жизнью человечество обязано мне. Так скажи, Наука, почему спорят со мной эти двое?..
    И заметил тогда Разум:
    — Я определяю, что полезно и что пагубно для человека и в земной и в загробной его жизни. Разве не на этом держится вечная жизнь? Люди поступают по моему велению, следовательно, я знаю цену человеческой силе и понимаю язык науки. Как же можно спорить со мной, если без меня люди не ведают, где искать выгоду, как уберечься от беды, каким образом постигать науку?..
    Не выдержало Сердце:
    — Я — царь жизни! — воскликнуло оно. — Я гоню кровь по жилам, во мне обитает душа, потому и нет без меня жизни! Я отравляю сон сытых, нежащихся в мягкой постели в тёплом доме, заставляя их страдать за убогих, голодных и бездомных. Мной держатся почтение к старшим и снисхождение к младшим. Я — справедливость, удовлетворение, совесть, благодарность и милосердие. Что без меня Сила и Разум? Только люди не способны сохранить меня таким и потому сами становятся разными. Но я — царь жизни! И моё назначение невозможно оспаривать!..
    Выслушав всех троих, заговорила Наука:
    — Слушай, Сила, всё, что ты говорила, — истина. Ты сейчас не упомянула о многих своих достоинствах, в этом тоже проявилась твоя сила. Без тебя немыслима жизнь. Но иногда твои возможности оборачиваются для людей жестокостью. Хватка у тебя твёрдая, и когда ты сторонник неправды — приходит беда. Много от тебя пользы, но немало бывает и зла.
    Послушай, Разум, и ты говоришь правду. Нет приобретений без разума. Тебе дано открывать людям тайны природы, жизни, души; верно, что даже о своём Создателе люди узнают от тебя. Ты владеешь тайнами бытия обоих миров, но это не удовлетворило тебя, и ты стал плодить хитрость и коварство. Тебе ведомы пути к сокровищам обоих миров, и потому на тебя стали опираться и плохие и хорошие люди. И беда в том, что ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и тех и других.
    Вы просили меня определить, кто из вас представляет для человека большую ценность. Но я не хочу противопоставлять вас друг другу.
    Пусть повелителем для всех будет Сердце.
    Ты, Разум, многогранен и разнолик, а Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит и подчинится ему с великой радостью. Плохое не примет, скорее отречётся от тебя.
    Ты, Сила, могущественна и крута, а Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет тебя, от недобрых удержит.
    Соединитесь же вместе, и, как я уже говорила, пусть вами руководит Сердце! Если это произойдёт, и вы сойдётесь в одном человеке, то он станет праведником. Пыль с подошв его ног будет исцелять слепых. В этом — в гармонии и чистоте человеческой жизни — и заключается смысл существования великого мира.
    Если же вы не сможете объединиться, то я отдам предпочтение Сердцу — царю человеческой жизни.
    Так решила Наука.
    1895
    Двадцать девятое слово

    У казахов немало толковых, дельных пословиц, но есть и такие, что не выдерживают не только Божьей, но и людской оценки.
    Говорят: “Будь беден, но не теряй чести”. Справедливо сказано. Ибо, потеряв честь, человек обрекает себя на жалкое существование. Нет ничего унизительного, если тебя призывают к самому тяжкому, мучительному, но честному труду. Не все мужественны, и не каждый откликнется на зов. Достойные вступают на этот путь борьбы, недостойные выбирают безделье и попрошайничество.
    Говорят ещё: “Умением можно и снег разжечь”, “Умелой просьбой всё возьмёшь”. Эти пословицы заслуживают Божьей кары. Чем жить в унизительных поисках слов, способных разжалобить скрягу, или ломать голову над тем, как “снег разжечь”, не лучше ли просить достатка у земли или надеяться на свой труд?
    Бытует пословица: “Если ты безвестен, то подожги поле”. Но какой прок от славы, добытой злодеянием?
    Есть и такая пословица: “Чем сто дней слоняться выхолощенным верблюдом, лучше один день безумствовать бурой”. Но что толку от однодневной безумной страсти, которая сгибает твоё тело?
    Говорят: “Золото собьёт с пути и ангела”. Приношу этих людей в жертву ради святого имени ангела. Зная, что золото ангелу ни к чему, они хотят ссылкой на него оправдать свои жульничества, рождаемые завистью.
    “Богатство слаще отца и матери, но жизнь дороже дома, полного золота”. Разве негодяй, для которого богатство дороже его родителей, способен ценить и свою жизнь? Нет, конечно. Но какая подлость — менять отца с матерью на богатство! Мучительным ли трудом или легко, но родители обзаводятся скотом и наживают добро с одной лишь мыслью: оставить его детям. И, продавая родителей за богатство, предавая их, человек совершает преступление перед самим Богом.
    Надо быть предельно осторожными в обращении с пословицами, рождёнными невежеством людей.
    1896
    Тридцать седьмое слово

    1. Достоинство человека определяется тем, каким путём он идёт к цели, а не тем, достигнет ли он её.
    2. Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.
    3. Не всегда будешь рад, говоря мудрые слова себялюбивому невежде.
    4. Помогай разумному. Содействовать неблагодарному — значит опуститься самому.
    5. Сын, почитающий лишь своего отца, — недруг народу; сын народа — и твой друг.
    6. Сильный хоть и желает многого, но довольствуется малым; ничтожный просит мало, но не доволен, даже когда получает больше.
    7. Работающий только для себя похож на животное, которое заботится о своём брюхе. Вседержец любит того, кто трудится на благо человечества.
    8. Кто отравил Сократа, сжёг Жанну д’Арк, распял Христа, закопал Мухаммада в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить её на путь истины.
    9. Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.
    10. Будь моя власть, я бы отрезал язык тому, кто утверждает, что человек неисправим.
    11. Одиночество — погибель для человека. Все беды валятся на его голову. Однако мир заполняют не только беды, но и развлечения. Кто выдерживает первое? И кто не погибает во втором?
    12. Кто не бывал в беде? Удел слабых — терять надежду. Разве за суровой и снежной зимой не идёт лето со сверкающими озёрами и густым травостоем?
    13. Безвреден — кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
    14. От радости и счастья люди теряют голову. Из тысячи лишь одному счастливцу удаётся сохранить разум, чтобы не предстать перед народом нагишом.
    15. Дело ладится умением.
    16. Слава — высокая скала. Терпеливая змея взбирается на неё ползком, сокол взмывает на её вершину в стремительном полёте. Недружный народ хвалит того, кто не дошёл до неё. И недалёкий верит этому обману.
    17. Мир — безбрежный океан. Время — неутихающий ветер. Поколения подобны волнам, спешащим друг за другом, и на их смене держится вечная жизнь.
    18. Нищий, прославившийся умом, выше счастливого царя. Юноша, продающий плоды своего труда, достойней старика, торгующего своей бородой.
    19. Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемерие делает суфия тунеядцем.
    20. Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце — от него не избавишься; когда тучи сгущаются на головой — его не найдёшь.
    21. Доверяйся тому, кто замкнут, но дружи с тем, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному.
    22. Гнев без силы — вдовец; учёный без последователей — вдовец; любовь без верности — вдова.
    23. Пока ты несчастлив, добра тебе желают все. Но вознеси тебя судьба — и твой доброжелатель лишь ты сам.
    1897
    Тридцать девятое слово

    У наших отцов и дедов по сравнению с сегодняшним положением, конечно, было меньше знаний. Они были бесцеремоннее в обхождении, менее культурны, чем мы. Но деды наши обладали такими двумя качествами, которыми мы сейчас никак не можем похвалиться. Это стремление к единству и забота о чести.
    Мы приобрели многое, стали образованнее: жизнь безудержно движется вперёд. Но, не вернув себе этих двух возвышающих человека качеств, мы не сможем встать в ряд с великим народами. Больше того, все наши достижения и поиски оборачиваются не на пользу нам, а во вред.
    В давние времена в народе умели почитать лучших мужей. Самых мудрых и честных из них облачали особыми полномочиями и называли “ель-басы” — глава народа и “топ-басы” — предводитель общины. Эти избранные решали тяжбы и управляли жизнью страны, а все остальные беспрекословно подчинялись их воле и занимались своими большими или малыми хозяйственными делами. В народе говорили: “Возьми в руки альчик и, если годится, сделай из него биту”, — но при этом добавляли: “Когда каждый мнит себя бием, людям тесно на земле; когда народ един со своим вождём, он не сгорит и в огне”.
    Да, народ стоял стеной за своих предводителей, отдав им в руки бразды правления и помогая им во всём. Он не замечал недостатков своих кумиров, славил их прозорливостью. И, почитая их как божество, он становился лучше и сам. О чём же, как не о благоденствии и возвышении своей страны оставалось печься вождям, когда богатство народа было их богатством, а люди были их братьями?
    В степи бытовала и такая пословица: “Кто не дорожит своею честью, того чужой обидит”. И снова люди предостерегали друг друга: “Жаждущий отмщения за личную обиду приносит вред общему делу”.
    Говорили ещё: “Шестеро склочников упустят то, что они уже держат в руках, четверо дружных добудут даже то, что спрятано на небе”, “Кто любит дорогу, найдёт казну, кто любит спор, повстречает беду”, “Родич может потерять человеческий облик, но никогда не теряет кровных уз”.
    Да, когда в аулах упоминали имена предков и взывали к их духу, сородичи прекращали междоусобицы и забывали всякие обиды. Вставали как один на защиту обиженного.
    Где сейчас эти два высоких качества? Они тоже были плодами достоинства и стойкости, и, потеряв эти славные качества предков, мы потеряли всё.
    Теперь не дружат. Душевное расположение заменил обман. И не умеют враждовать. Гнев подменён завистью и склоками.
    Обсудить статью на форуме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *