Сочинение на тему словарь мой друг и помощник

7 вариантов

  1. Введение
    Словарь – это вся вселенная
    в алфавитном порядке!
    А.Франс.
    Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор, приобщают нас к культуре.
    Известный писатель А.Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!».
    Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.
    В словарях можно узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, о явлениях природы (затмения, землетрясения и т.д.), можно узнать о планетах, истории цивилизаций и т.д. Всё это можно найти в энциклопедичских словарях.
    Впервые “Орфографический словарь” для школьников стал издаваться в 30-е годы нашего века профессором Александром Матвеевичем Пешковским , после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году “Орфографический словарь” переиздавался более 40 раз. Кроме Д.Н.Ушакова в работе над словарём в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.
    В 1976 году вышел необычный “словарь-матрёшка”, который объединил в себе несколько словарей: орфографический, орфоэпический, морфемный, толковый, исторический и др. Это “Грамматико-орфографический словарь русского языка”, составленный Борисом Трофимовичем Пановым и Алексеем Васильевичем Текучевым. Эти словари помогают нам грамотно говорить и писать.
    Основная часть
    Какую помощь оказывают словари? Они помогают не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор. Словари дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа.
    Со словарями постоянно работают учёные, писатели, журналисты, преподаватели, студенты.
    Фразеологический словарь – это особый тип толкового словаря, в котором даётся более 4 тысяч фразеологизмов русского языка, т.е. устойчивых выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Этот словарь интересен для людей любых профессий. Пользуясь фразеологическим словарём, он сделает нашу речь яркой и самобытной!
    Фразеологический словарь – «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
    Словарь иностранных слов имеет более 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
    Словарь иностранных слов – «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
    Обратимся к толковому словарю. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажите, зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны? Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Это род мебели. Но есть ещё и другие значения. Нужно только заглянуть в словарь.
    Толковый словарь – «В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в речь комментатора и замечаю, как то и Словарь иностранных слов имеет более 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
    Обратимся к словарю синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Словарный запас детей часто беден, особенно режет слух повторение слов. А между тем русский язык чрезвычайно богат. Например, глаголов в речи около 150 обозначающих речь: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
    Пожалуйста, подождите
    Конец формы
    Начало формы
    Словарь синонимов – «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгам. Пожалуйста, подождите
    Конец формы
    Начало формы
    Конец формы
    Кроме этого, существуют довольно редкие виды словарей, которые могут существовать в единственном экземпляре или выпущены малым тиражом.
    Заключение
    Конец формы
    Словарь – это сборник слов с пояснениями, толкованиями, с переводом значений слов с одного языка на другой. Существует несколько типов словарей. Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, для того чтобы получить помощь от словарей, ещё недостаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. Учитывая подбор слов и характер их объяснения, лексикографы (специалисты, которые занимаются созданием словарей) подразделяют все словари на два основных типа: языковые и энциклопедические.
    Каждый словарь имеет определённое назначение. Если нужно узнать значение слова, его произношение, написание, особенность употребления, происхождение, перевести это слово на другой язык. Нужно обратиться к языковым словарям.
    Работая со словарями и энциклопедическими справочниками, нужно всегда помнить о времени их создания. То, что было правильным и нормативным в период составления словаря, в настоящее время может оказаться устарелым и даже неправильным. Новые рекомендации и дополнения вносятся во все переиздаваемые словари и справочники. Существует ещё очень много разных словарей и справочников.
    Словари и справочники нужны всем школьникам и преподавателям, учёным и писателям, журналистам и работникам издательств. Культурный человек должен знать о том, какие справочные пособия существуют, как ими правильно пользоваться.
    Библиографический список
    Н.В. Сергеев, Словари – наши друзья и помощники, Москва «Просвящение! 1994
    Л.К. Граудина, Беседы о русской грамматики, Москва, 1999
    Д.С. Лихачев, О словарях и словариках, М 2000
    Интернет ресурсы

  2. Словарь на рабочем столе также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тет­радь. Он — друг и помощник. Следует различать словари и спра­вочники. Что такое справочники, знают все. В них содержатся краткие сведения по разным вопросам. Словарь же более объём­ный по содержанию и разнообразней по функциям.
    Словарь — это перечень слов (обычно в алфавитном поряд­ке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка. Существуют разные типы словарей. Име­ются словари для специалистов, для широкого круга читате­лей, для школьников. В одних словарях объясняются предме­ты, явления окружающего мира (это словари энциклопедиче­ские), в других — разъясняются (толкуются) лексические зна­чения слов, указываются нормы их правописания, произноше­ния (это словари лингвистические). В зависимости от задач сло­варя, разным будет состав слов, по-разному они будут рас­полагаться и толковаться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
    Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому сло­варю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдёте сведения об ударении, о правописании, наи­более типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. Например, слово «фа­милия» произошло от латинского «семья». Фамилия возникла как семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Из глубины веков доходит благодаря фамилии про­фессия нашего предка. Например: Рыбаков, Сапожников.
    Но не все фамилии легко объяснимы, иногда бывает трудно докопаться до их смысла. Большинство русских фамилий взя­то в Святцах — от имён в церковном календаре. Бытовали и мирские имена — от прозвищ, которые перешли в фамилии (на­пример, Толстик, Пухлик). «Семинарские» фамилии появля­лись в духовных учебных заведениях. Фамилии несут в себе за­бытые слова, и открыть их снова бывает очень увлекательно и интересно. А поможет вам в этом этимологический словарь, в котором объясняется происхождение слов.
    В толковых словарях значения слов подтверждаются при­мерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Толковый словарь необходим при чтении художественных произведений. Я, например, пользуюсь им. Он на моем письменном столе занимает почетное место. Когда мои друзья спрашивают меня о том, что бы я хотел получить в подарок, я отвечаю: «Словарь».

  3. СЛОВАРЬ НА ВАШЕМ СТОЛЕ

    Словарь на рабочем столе также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тет­радь. Он — друг и помощник. Следует различать словари и спра­вочники. Что такое справочники, знают все. В них содержатся краткие сведения по разным вопросам. Словарь же более объём­ный по содержанию и разнообразней по функциям.
    Словарь — это перечень слов (обычно в алфавитном поряд­ке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка. Существуют разные типы словарей. Име­ются словари для специалистов, для широкого круга читате­лей, для школьников. В одних словарях объясняются предме­ты, явления окружающего мира (это словари энциклопедиче­ские), в других — разъясняются (толкуются) лексические зна­чения слов, указываются нормы их правописания, произноше­ния (это словари лингвистические). В зависимости от задач сло­варя, разным будет состав слов, по-разному они будут рас­полагаться и толковаться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
    Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому сло­варю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдёте сведения об ударении, о правописании, наи­более типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. Например, слово «фа­милия» произошло от латинского «семья». Фамилия возникла как семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Из глубины веков доходит благодаря фамилии про­фессия нашего предка. Например: Рыбаков, Сапожников.

  4. Содержание
    Введение…………………………………………………………………3
    1.
    Виды словарей……………………………………………….……….4
    2.
    Сколько слов в русском
    языке?………………………………………………….5
    3.
    Роль словарей – разговорников языков различных стран………….8
    Заключение……………………………………………………………..10
    Список
    литературы
    Введение
    Различного рода словари русского языка не только обогащают активный словарь
    каждого человека, но и служат незаменимыми помощниками в овладении нормами
    русского литературного языка.  Богатство мыслей мы можем выразить только с
    помощью богатого языка. В правильной речи проявляется культура человека.
    Без книг и других источников информации современное образование невозможно.
    Значит невозможно оно и без словарей.
    История развития человеческого разума связана с библиотеками. Жизнь заставляет
    человека получать все новую информацию, накапливать ее и двигаться вперед,
    добиваться новых знаний, делать новые открытия. В этом помогает справочная
    литература – словари. Надо только умело всем пользоваться.
    В данной работе подробнее познакомимся с такими источниками информации, как словарь.
    В мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах.
    Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное бюро, были сделаны
    еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: “Эти книги делают человека умным
    и обучают невежду, помогая ему понять все”[1].
    1.
    Виды словарей

    Толковые словари служат для того, чтобы объяснить, истолковать значения
    слов родного языка, а также показать условия их правильного употребления.
    Нормативный характер «Словаря русского языка» С. И. Ожегова выражается, кроме
    отбора лексики, системой стилистических и грамматических помет, показом
    ударения, а иногда указанием на произношение отдельных звуков языка. В словаре
    Ожегова отражены и те изменения, которые произошли в стилистической оценке
    слова, в сфере его употребления, степени распространенности. Задача
    синонимических словарей заключается в том, чтобы показать, что объединяет
    синонимы одного синонимического ряда и что отличает их друг от друга. В
    двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой
    слова, образующие синонимические ряды, сопровождаются характеристикой их
    смысловых, стилистических, экспрессивно-эмоциональных и иных особенностей.

    В словарь иностранных слов
    помещается заимствованная лексика с
    сообщением, из какого языка пришло слово в русский язык.

    Во фразеологических словарях
    объясняются
    фразеологические обороты. А сборник «Крылатые слова» Н. С. Ашукина и М. Г.
    Ашукиной разъясняет литературные цитаты, библейские выражения, а также образные
    выражения, возникшие на основе античной мифологии.
    Фиксируя внимание на точном, наиболее оправданном употреблении слова или его
    формы, словари правильности речи способствуют углублению знаний о слове,
    помогают овладеть литературной речью (словарь-справочник «Трудности
    словоупотребления и варианты норм русского литературного языка» под редакцией
    К. С. Горбачевича).
    Слова в орфоэпическом словаре приводятся с указанием ударения и
    правильного произношения отдельных звуков и сочетаний звуков.

    «Словарь сокращений русского языка»
    Д. И. Алексеева
    расшифровывает сокращения, указывает на произношение и грамматический род.
    Словари языка писателей показывает, как и какую лексику использует в своих
    произведениях данный автор, что взято из общенационального фонда, а что создано
    лично. В этимологическом словаре объясняется происхождение слова, а в
    диалектных – собрана лексика и фразеология какого-либо диалекта или всех
    диалектов данного языка. Неоценимую помощь в работе над словом оказывают и
    «Словарь антонимов русского языка» М. С. Львова, и «Словарь омонимов русского
    языка» О. С. Ахмановой, и «Школьный словообразовательный словарь» 3. А. Потихи[2].
    Кроме того, существуют словари, объясняющие термины и дающие необходимые
    сведения из области различных знаний: физической, химической, географической,
    «Словарь лингвистических терминов», «Словарь литературоведческих терминов». Эти
    словари систематизируют знания, наполненные человечеством.
    2.
    Сколько слов в русском языке?

    Богатство языка выражается прежде всего в запасе слов, или, как говорят
    языковеды, в богатстве лексики. Сколько слов в нашем языке? На этот вопрос
    ответить очень трудно. Например, в однотомном «Словаре русского языка» С. И.
    Ожегова, в который включены только самые употребительные слова, 57 тыс. слов.
    В большом семнадцатитомном академическом словаре более 100 тыс. слов. Но это
    далеко не все слова русского языка. Существует масса так называемых диалектных
    слов, которые употребляются только в отдельных районах нашей страны. Они не
    входят в общий литературный язык.
    Но их часто используют писатели для передачи особенностей речи и быта
    жителей того или иного края. И. С. Тургенев, например, употреблял в своих
    произведениях южнорусские (главным образом орловские) слова: Панёва — Юбка,
    Бучило — Глубокая яма с водой, Казюли — Змеи, Лядащий (человек) — негодный для
    работы и др[3]. М. А. Шолохов с большим мастерством использует местные донские
    слова: Баз — Двор, Курень — Дом, Гутарить — Говорить, Завеска — Фартук, Кубыть
    — Может быть и т. п.[4]   Диалектные слова, как правило, в словари
    литературного языка не включают. Но их ввел в свой знаменитый «Толковый словарь
    живого великорусского языка» В. И. Даль.
    Шестое издание. Год издания: 1956, Набрано и напечатано со второго
    издания 1880 – 1882 гг.
    Словарь этот вышел в 60-х годах прошлого века и включает более 200 тыс. слов. В
    общий литературный язык не входят и профессиональные слова, которыми пользуются
    специалисты.
    Их включают в терминологические словари (например, словари по радиотехнике,
    медицинские, морские). Это вызвано необходимостью. Ведь общее количество
    специальных терминов разных наук и ремесел огромно: их несколько миллионов. Ни
    один словарь не в состоянии вместить их все, да это и не нужно. Терминами,
    относящимися к той или иной профессии, может в полной мере владеть только
    специалист. Но четкой, резкой границы между специальными терминами и
    общеупотребительными словами литературного языка нет.
    В наше время научные достижения все шире входят в быт; ученики уже в школе
    знакомятся с основами наук. И у нас нет сегодня, пожалуй, людей, которые
    незнакомы со словами Атом И Молекула. А Ведь это термины физики и химии. Сейчас
    каждый мало-мальски знакомый с техникой человек знает и часто употребляет
    технические термины: Трансформатор, транзистор, реле, фокусировка, траектория,
    аккумулятор И многие другие.
    Поэтому самые употребительные из научно-технических терминов включают в словари
    русского литературного языка. Но и это еще не весь словарный состав языка. Язык
    имеет свои средства, свой строительный материал для производства новых слов.
    Зная приставки, суффиксы и правила их употребления, можно от уже готовых слов
    образовать новые. Писатели охотно пользуются этой возможностью.
    Известно, как много новых слов создал В. В. Маяковский: Огромнить,
    пролетариатоводец, многопудье. Советский паспорт он назвал Молоткастым И
    Серпастым[5]. Поэт не нарушал законов
    русского языка: глагол Огромнить y
    него образован от прилагательного oгромный.
    По тому же принципу, что глаголы золотить, румянить – от прилагательных золотой,
    румяный. Существительное пролетариатоводец создано по образцу слов флотоводец,
    полководец; серпастый — Как Глазастый, головастый и т. д.
    В общее употребление новообразования Маяковского не вошли, в словарях их нет.
    Но они нам вполне понятны, так как созданы по законам русского языка, и их
    нельзя назвать нерусскими. Мы сами придумываем такие слова в случае
    необходимости на каждом шагу. Мы можем, например, сказать о вазе, что она бутылкообразная,
    а студентов университета назвать университетчиками. Хотя этих слов в словаре
    нет и, может быть, до нас их никто не употреблял. Такие слова свидетельствуют о
    богатейших возможностях словообразования, заложенных в языке. Новые слова
    возникают в языке постоянно. Большинство из них употребляется мало и быстро
    исчезает, но некоторые закрепляются и пополняют словарный запас языка.
    Поэтому словарное богатство языка поистине неисчерпаемо, и мы не можем точно
    сказать, сколько слов в нашем языке.
    3. Роль
    словарей – разговорников языков

    различных
    стран

    Оказаться в чужой стране и не знать ее языка — это не только не красиво по
    отношению к обычаям и традициям страны, но и может быть опасно. К сожалению, не
    все из нас наделены уникальной способностью запоминать бессчетное количество
    языков и спокойно на них изъясняться.  Это дано только полиглотам, а их тоже не
    так-то много в мире. Способность к языкам — это такая же уникальная особенность
    организма, точнее человеческого мозга, как данный от природы дар создавать
    художественные, музыкальные, литературные шедевры.
    Сегодня изучению иностранного языка в школе уделяют большое внимание. Его
    начинают преподавать с первого класса и к пятому большинство детей уже могут
    спокойно объяснять элементарные вещи на втором языке. Как правило, в школах
    учат английский, немецкий, французский языки. Несколько реже итальянский и
    испанский языки. И уже совсем редко уделяют внимании азиатским языкам, таким
    как японский, китайский. Не потому что эти языки не востребованы, а потому что
    изучать их не хватает терпения, они относятся к самой сложной группе языков[8].
    Зато переводчики, владеющие этими языками, оцениваются выше всего. Тем не
    менее, у нас встречается очень мало людей, которые в совершенстве владеют хотя
    бы двумя языками. Это в 18 веке образованного человека, не знающего 5-6 языков,
    автоматически исключали из плеяды образованных людей. Дворянин мог окончить
    престижный университет, писать стихи, отличаться живым умом и сообразительностью,
    но если не было свободного перехода в речи на английский, немецкий, французский
    язык, то не нужно было больше беспокоиться о том, чтобы прослыть за
    образованного человека. О знании такого количества языков мы даже не заикнемся.
    Для этого нужно иметь достаточное количество времени, денег и определенные
    способности.
    Но разговаривать свободно можно на языке той или иной страны только в том
    случае, если вы уже прожили там определенное количество времени. Ничто так не
    улучшает уровень владения языком, как пребывание в стране и общение с
    носителями языка. Через некоторое время каждый человек начинает не то, что
    свободно говорить на языке страны, но и думать на нем. А это, по мнению
    лингвистов, высший уровень, предел мастерства, высшая точка овладения языком.
    Но для того, чтобы овладеть языком в такой степени, необходимо вначале
    отправиться за границу и прожить там какое-то время. Многие уезжают именно с
    этой целью, чтобы в совершенстве начать говорить на том или ином языке.
    Однако, это касается не общеразговорных языков, вроде перечисленных
    английского, немецкого, французского, а именно диалектов, наречий и
    экзотических языков. Большинство стран по-прежнему борется с засильем
    американизмов, поэтому максимально сокращает употребление всевозможных слов
    страны демократии в родной стране. Этим легко объясняется то, что вы не везде
    сможете изъясняться на привычном английском языке. Нет, конечно, модные курорты
    всегда встретят вас стандартной фразой welcome, и никаких проблем не возникнет.
    Но если не хочется посещать модные курорты и хочется отдохнуть где-нибудь, где
    не ступала нога человека или ступала, но очень мало, просто будет необходим
    карманный словарь[6].
    Заключение
    Словарь — это незаменимый помощник в поиске любого иноязычного слова, в
    изучении терминологии какой – либо сферы знания. Существует большое
    разнообразие типов словарей. Самая общая классификация делит все словари на
    лингвистические и нелингвистические. Лингвистические словари в свою очередь
    подразделяются на толковые и переводные, последние из которых бывают
    двуязычными и многоязычными.  Нелингвистические словари — это, например,
    известные нам энциклопедии, которые дают необходимую, подробную информацию из
    любой области науки.
    Среди терминологических словарей выделяются глоссарии, которые помимо
    толкования узкоспециализированного термина дают к нему примеры употребления,
    комментарии, перевод на другой язык. В глоссарии можно легко узнать значение разных
    понятий, которые являются узкоспециализированными терминами[11].
    Особый вид словарей представляет тезаурус. Во-первых, вместо привычного
    алфавитного порядка, который мы находим в любом другом словаре, в тезаурусе все
    слова сгруппированы по темам. Словарь данного типа не дает определений словам,
    как, например, толковый, а отражает слова, которыми может быть выражено
    значение искомого слова. Иными словами, если нужно найти какое-то слово, но не
    знаем его точной дефиниции, то можно при помощи тезауруса найти его исходя из
    своих ассоциаций о нем.
    Список
    литературы

    1.
    Самохина А.П. – Культира древнего Египта; изд. Полиздат. 2008г. 241стр.
    2.
    Кортнев Л.Т. – Роль словаря в жизни человека; изд. Наука.
    2005г. 138стр.
    3.
    Хмелин Г. Л. – Творчество И. С. Тургенева: учебное пособие для гуманитарных ВУЗ
    –ов/ изд. Омега. 2007г. 86стр.
    4.
    Лодкина Н. Р. – Диалектный словарь народов России; изд. Принт. 2004г. 537стр.
    5.
    Гилава Х. О. – Наследие В. В. Маяковского; изд. Литератор.
    2005г. 137стр.
    6.
    Журнал – Путешествие и отдых;  # 4 (41) 2012г.
    7. Панина В.Н.
    Русская терминология. -М.: Филологический факультет, 1996г. 125 с.
    8.
    Данилова В.Н. // Лингвистические проблемы терминологии. М., 2007г. 208стр.
    9. Ковальчук Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения терминов и
    терминоэлементов. М., 2002г. 149стр.
    10.
    Лосько М.Г. Системность и асистемность в языке. М., 2008г. 82стр
    11.
    Георгиани Л.А. О понятиях “термин” и “терминология” //
    М., 2005г. 62стр.

  5. Словарь – источник знаний
    Цель урока:
    Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению по теме «Виды словарей».
    Задачи урока:
    1) образовательная:  ознакомить учащихся  со словарями, видами и строением словарей, с их практическим применением, закрепить знания по этой теме, пополнить словарный запас учащихся.
    2) развивающая:  развивать познавательный интерес, речь, память, развивать интеллектуальную, информационную и коммуникативную культуру школьников.
    3) воспитательная:  воспитывать чувство любви к  русскому языку, коммуникабельность.
    Тип урока:  изучение нового материала.
    Форма урока: интеллектуальная игра
    Технология: ИКТ, игровые элементы.
    Оборудование:  выставка видов словарей, высказывания о словах и словарях, интерактивная доска, эпиграф, слайды.
    Ход урока:
    I. Слово преподавателя
    Запишите ассоциации к слову словарь
    Человек не может знать обо всем на свете и хранить в памяти множество различных сведений. Что такое словарь, сегодня известно каждому. Если вы хотите узнать значение слова, его произношение, написание, особенности употребления, происхождение или вам нужно перевести это слово на другой язык, то пользуетесь словарями.
    Со словарями постоянно работают учёные, журналисты, писатели, преподаватели, студенты. Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями, – вот такое объяснение можно найти в «Толковом словаре» Д. Н. Ушакова.
    Прошли столетия, прежде чем возникла идея создания такой книги. В переводе с латинского «словарь» означает «собрание слов». Впервые оно было употреблено около 1225 года для названия книги, содержавшей латинские слова для запоминания. То, что принято считать первым, настоящим английским словарем, вышло в свет в 1552 году. Книга все ещё имела то же латинское название, но оказалась полезна тем, кто хотел научиться читать по-английски.
    Постепенно количество таких книг увеличивалось. Многие из них содержали только несколько тысяч слов, специально отобранных автором для какой-то определенной цели. Например, в одной книге слова размещались не по алфавиту, а по написанию или по произношению последних слогов. Как вы считаете,  для кого были предназначены такие словари? (Ответ учащихся.)
    Это был словарь рифм и предназначался он для поэтов. Составители первых словарей не делали попыток включить в книгу все слова – их целью было объяснить значение только трудных слов. Это было началом создания современных словарей. Огромным событием в России XIX века было издание «Большого энциклопедического словаря»
    Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона в 86 томах. Его можно найти в библиотеках и в наши дни.
    II. Эпиграф
    Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
    В его столбцах мерцают искры чувства.
    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
    Держа в руке свой потайной фонарь,
    На всех словах – события печать,
    Они дались недаром человеку.
    Читаю: «Век. От века. Вековать.
    Век доживать. Бог сыну не дал веку.
    Век заедать. Век заживать чужой…»
    В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
    Нет, не словарь лежит передо мной,
    А древняя рассыпанная повесть.
    (Самуил Маршак)
    III. Запись в тетрадях. Выделяют два типа словарей:
    Филологические                                                        Энциклопедические
    Толковые
    Иностранных слов
    Орфографический
    Этимологический
    Орфоэпический
    Словарь фразеологизмов
    Словари синонимов, антонимов,
    Омонимов или паронимов
    Топонимический и др.
    Двуязычный
    Словарь-тезаурус-глоссарий
    -Чтение словарных статей слов:
    Словарь – 1.Собрание слов (в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другом язык. 2.Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употребленных в каком-нибудь одном предложении, предложениях.
    Тезаурус – 1.Словарь языка, ставящий задачу полного отражения всей его лексики. 2. Словарь или свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-нибудь специальной сферы. ( С греч.Сокровище)
    Глоссарий – примерно то же, что словарь, только в него входят специализированные термины в какой-либо области. Каждый термин в глоссарии снабжен подробными комментариями и примерами
    4. Из какого словаря мы узнаем о значении и употреблении слов? (Из толкового.)
    Словарь толковый – друг навеки,
    Он сможет все растолковать.
    Поможет он любому человеку
    Умней и образованнее стать.
    Толкование слов не только литературного языка, но и народных диалектов вы найдете в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля. Он был создан ещё в XIX веке, но до сих пор остается самым большим словарем: в нем свыше 200 тысяч слов.
    А все ли из вас знают и могут объяснить значения данных слов (карточка 1) со словами:
    коверкать (портить, уродовать; неправильно, искаженно излагать, произносить);
    строить (возводить, создавать какое-либо сооружение, здание или конструкцию; организовывать; созидать; выражать, формулировать; делать что-либо и пр.);
    абориген – коренной житель страны, местности;
    биография –описание жизни человека;
    соболезновать – сопереживать, сострадать, сочувствовать в горе.
    5. В каком словаре собраны толкования иностранных слов? (Словарь иностранных слов.)
    Всегда он показать готов,
    Как без ошибки написать
    Слова из разных языков,
    И их значенье показать.
    А ты значенья этих слов
    Без словаря назвать готов
    И то же самое опять
    Словами русскими сказать?
    Итак, вам нужно дать толкование иностранных слов (карточка 2) со словами:
    Игнорировать – не замечать ;
    Вульгарный – пошлй, грубый, бестактный;
    Толерантный – снисходительный, терпимый;
    Актуальный – важный, насущный;
    Оптимизм – жизнелюбие, жизнерадостность;
    Миссия – роль, задание, поручение.
    6. Какой из словарей поможет вам писать грамотно? ( Это орфографический словарь ).
    Он поможет тебе
    Очень грамотным стать,
    Он научит тебя без ошибок писать.
    И подскажет всегда, слово как изменить,
    Чтоб тебе не пришлось впросак угодить.
    Первый орфографический словарь Д. Н. Ушакова вышел в свет в 1934 году. Он предназначался для учащихся начальной и неполной средней школы, но стал настольной книгой учителей, редакторов, писателей и всех тех, кто имел дело со словом. В этом словаре имеется не только информация о написании слов и их вариантов, но и сведения о значении слов, их произношении.
    Нередко возникают трудные ситуации, когда очень сложно просклонять слово. М. Зощенко написал рассказ «Кочерга». В нем истопник одного учреждения (тот, кто нанимается топкой печей), просит директора обеспечить его шестью кочергами, поскольку ходить с одной раскалённой по коридорам и лестницам неудобно, да и небезопасно.
    Учащийся: «Эта простая мысль – иметь кочергу на каждую печку – понравилась директору. И он, не будучи чиновником и бюрократом, тотчас стал диктовать машинистке требование на склад.Шагая по комнате, директор диктовал: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…» Но тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесавши затылок, сказал машинистке: «Что за чёрт. Не помню, как пишется – пять коче…Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – тоже понятно. А пять? Пять – чего? Пять …»
    На этот вопрос не смогли ответить ни секретарь, ни ещё два служащих. Предложили позвонить в Академию, но решили обойтись своими силами и составили такую бумагу…»
    «До сего времени наше учреждение, имея шесть печей, обходилось всего лишь одной кочергой. В силу этого просьба выдать ещё пять штук, для того чтобы на каждую печку имелась бы одна самостоятельная кочерга. Итого выдать – пять штук».
    Как же все-таки правильно? (Ответ учащихся)
    Правильный ответ – кочерёг – дается в орфографических словарях. Желательно, чтобы словарь, которым вы пользуетесь, был издан недавно. Ведь с течением времени нормы русского языка меняются.
    Предлагаю вам выполнить задание: образуйте форму родительного падежа множественного числа от существительных (карточка3) со словами:
    апельсин – апельсинов
    качели – качелей
    макароны – макарон
    помидоры – помидоров
    носки – носков
    чулки – чулок
    7. Обязательно стоит хотя бы иногда заглядывать в словари этимологические. В них объясняется происхождение слов.
    Ты загляни в него. Словарь
    Всех слов истории расскажет,
    И как что называлось встарь
    Тебе напомнить может даже.
    Здесь слово старое дано.
    Подумай-ка, а что оно
    Давно когда-то означало,
    Каким сейчас названьем стало?
    Очень часто, читая произведения народного фольклора, древнерусской литературы, мы встречаем такие слова, которые сейчас совсем не употребляются. Ваша задача – записать современные названия устаревших слов. (Карточка 4) со словами:
    Око – глаз
    Перст – палец
    Длань – рука, ладонь
    Уста – рот человека, губы
    Ланиты – щеки
    Рамена – плечи
    Чело – лоб
    8. Очень распространенной ошибкой при произношении тех или иных слов является неправильная постановка ударения. Чтобы избежать таких ошибок, надо пользоваться орфоэпическим словарем. Давайте проверим ваши знания в области орфоэпии
    ( карточка5) со словами:
    Звонит, договор, торты, баловать, творог, красивее, каталог, жалюзи, феномен.
    9. Фразеологическое богатство русского языка собрано во многих словарях фразеологизмов.
    Его раскрой скорее, тут
    Слова крылатые живут
    С пословицами рядом.
    Предлагаю вам расшифровать фразеологизмы (карточка 6) с оборотами:
    Мартышкин труд – напрасный;
    Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным;
    Зарубить на носу – запомнить;
    Ни к селу ни к городу – ни к чему;
    Белая ворона – не такой, как все;
    После дождичка в четверг – неизвестно когда;
    Море по колено – все равно;
    Обвести вокруг пальца – обмануть, обхитрить.
    10. Словарь может толковать не все слова, а какие-либо группы. Таковы словари синонимов, антонимов, омонимов и паронимов. Словарь синонимов дает вам возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, помогает другими словами выразить ту или иную мысль, назвать тот или иной предмет.
    Наш русский язык и велик, и богат,
    Синонимы это всегда подтвердят.
    И разные с виду слова эти все же
    Всегда говорят про одно нам и то же.
    Сейчас докажешь это сам,
    Найди синонимы к словам (карточка 7) со словами:
    Человек – лицо, личность, персона, особа, индивид;
    книга – труд, том, сочинение, сборник;
    друг – доброжелатель, приятель, товарищ;
    бояться – пугаться, опасаться, беспокоиться;
    грустный – мрачный, невеселый, печальный;
    опрятный – аккуратный, подтянутый, чистый.
    Словарь антонимов предложит нам слова, противоположные по смыслу.
    Тем этот словарь интересен, что тут
    Слова несогласно друг с другом живут,
    Противоположны у слов здесь значенья,
    Ведь это главное их назначенье.
    Предлагаю подобрать антонимы к словам (карточка 8):
    Радость – печаль;
    Глупость – мудрость;
    Нападение – защита;
    Правда – ложь;
    Горевать –  веселиться;
    Отважный – трусливый.
    11.Двуязычные словари (Словари-переводчики)
    Задание: Переведите слова с иностранного языка на русский.
    В Японии этот предмет называют «вакидзаси», что буквально означает «на боку воткнутое». Что это за предмет? (Меч)
    На языке коми: «син»- глаз, «лыс» – хвоя. Переведите на русский язык слово «синлыс» (ресницы).
    С итальянского языка это слово переводится как «сломанная скамья». А в русском языке оно обозначает неудачливого бизнесмена. Что это за слово? (банкрот). Скажите по французский «пыль» (Пудра)
    Как французы называют любое оконное стекло, а мы только цветное, узорчатое? (Витраж)
    Какой спортивный термин переводится с норвежского как «след на склоне»? (Слалом)
    Какая известная нам порода собак была выведена в Испании, что и отразилось в её названии? (Спаниель)
    По порядку он 9-й, а название его с латинского переводится как «седьмой». О чем идет речь? (Месяц сентябрь).
    12. Есть словари, которые помогают нам разъяснить то или иное название географического места. Это топонимические словари.
    Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. В этом вам помогут словари, справочники, энциклопедии по этике и культуре речи. Давайте учиться языку!
    IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.
    «Проверь себя»
    Какой словарь объясняет значение слов?
    Какой словарь показывает, как правильно писать слова?
    Какой словарь рассказывает о происхождении слов?
    Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний?
    Какой словарь объясняет значение заимствованных слов?
    Какой словарь содержит слова, близкие по значению к другим словам?
    Какой словарь содержит слова, имеющие противоположное значение?
    Какой словарь помогает из одного слова образовать другие, используя суффиксы, приставки, окончания?
    Какой словарь объясняет происхождение географических названий?
    Какой словарь содержит историзмы и архаизмы?
    Какой словарь содержит словоизменения и строения слов разных частей речи?
    V. Подведение итогов урока.
    Обобщение. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных оценок.
    VI.Домашнее задание: в качестве домашнего задания можно предложить составить один из несуществующих словарей (объемом 15 – 30 слов). Тематика словарей может быть самая разнообразная: 1) словарь моих любимых слов, 2) словарь самых главных (важных) слов,  4) спортивный словарь,5) школьный словарь, 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов и т. д.
    Карточка 1
    Строить – возводить, создавать какое-либо сооружение, здание или конструкцию; организовывать; созидать; делать и пр.
    Коверкать –
    Абориген –
    Биография –
    Соболезновать –
    Карточка 2 1.Игнорировать – не замечать
    2.Вульгарный –
    3.Толерантный –
    4.Актуальный –
    5.Оптимизм –
    6. Миссия –
    Карточка 3
    1. Апельсин – апельсинов
    2. Качели –
    3. Макароны –
    4. Носки –
    5. Чулки –
    6. Помидор –
    Карточка 4
    1. Око – глаз
    2. Перст –
    3. Длань –
    4. Уста –
    5. Ланиты –
    6. Рамена –
    7. Чело –
    Карточка 5
    Звонит, творог, договор, торты, баловать, красивее,  каталог, жалюзи, феномен
    Карточка 6
    1. Мартышкин труд – напрасный
    2. Выйти сухим из воды –
    3.Зарубить на носу –
    4. Ни к селу ни к городу –
    5. Белая ворона –
    6. После дождичка в четверг –
    7. Море по колено –
    8. Обвести вокруг пальца –
    Карточка 7
    1. Человек – лицо, личность.персона, особа, индивид.
    2. Книга –
    3. Друг –
    4. Бояться –
    5. Грустный –
    6. Опрятный –

  6. Знакомство с толковым словарем в самом начале школьной жизни помогло первокласснику полюбить родную речь. С течением лет ученик не переставал восторгаться мудростью и силой самых простых слов, которыми мы пользуемся в повседневном общении. Приверженность родной речи прекрасно описывает сочинение о словаре, ставший настольной книгой для любознательного мальчика.
    — # —
    Первое сентября. Сегодня я, как и многие другие детишки,  стою в центре большого, школьного двора и с нетерпением жду первого звонка. Даже не верится, что я первоклассник и стою на пороге школы, откуда уже сегодня отправлюсь в увлекательный и познавательный мир знаний.
    Среди школьных предметов меня особенно привлекает изучение языка. Первый в моей жизни, орфографический словарь познакомил меня с правописанием, новых для меня, слов. Когда мне хотелось узнать побольше синонимов, антонимов и других интересных словосочетаний и оборотов речи для своих сочинений, я всегда обращался к нему за помощью. Словарь стал моим безмолвным учителем, который четко и ясно отвечал на мои вопросы и разрешал мои сомнения.
    Мне так понравилось общаться с этим мудрым учителем, что я даже начал целенаправленно приобретать всевозможные варианты как старых, так и современных словарей. Ведь это так здорово, когда личный словарный запас помогает тебе излагать свои мысли четко, правильно, без слов-паразитов и бесконечного «эканья». Мои школьные друзья, что называется, «подсели» на мое увеличение филологией, и мы стали придумывать для стенгазеты всякие-разные шарады, ребусы и кроссворды, чтобы привлечь внимание школьников к изучению родного языка.
    Мой самый первый словарь, уже изрядно потрепанный и поблекший, но, аккуратно и с любовью, подклеенный и прошитый, остается любимой книгойпознавательным миром родной речи, научившей меня понимать смысл и силу слова. Когда на досуге я листаю его пожелтевшие страницы, то частенько нахожу новый смысл в, казалось бы, знакомых с детства, словах и удивляюсь извечной мудрости родного слова.
    Когда вам катастрофически не хватает слов, чтобы выразить свои человеческие эмоции и глубокие чувства – возьмите в руки «Толковый словарь», и он обязательно подскажет вам неожиданно простое и правильное решение, как заменить ваше косноязычие красивой и правильной русской речью.
    еще по теме:
    Сочинение на тему «Книга – мой друг». Сочинение о книге. Как любовь к книгам формирует нашу личность
    еще по теме:
    Сочинение на тему “Словарь”. Сочинение о словаре. Старый словарь научил меня преодолевать языковые трудности

  7. Различного рода словари русского языка не только обогащают активный словарь каждого человека, но и служат незаменимыми помощниками в овладении нормами русского литературного языка. Богатство мыслей мы можем выразить только с помощью богатого языка. В правильной речи проявляется культура человека.
    Толковые словари служат для того, чтобы объяснить, истолковать значения слов родного языка, а также показать условия их правильного употребления. Нормативный характер “Словаря русского языка” С. И. Ожегова выражается, кроме отбора лексики, системой стилистических и грамматических помет, показом ударения, а иногда указанием на произношение отдельных звуков языка. В словаре Ожегова отражены и те изменения, которые произошли в стилистической оценке слова, в сфере его употребления, степени распространенности.
    Задача синонимических словарей заключается в том, чтобы показать, что объединяет синонимы одного синонимического ряда и что отличает их друг от друга. В двухтомном “Словаре синонимов русского языка” под редакцией А. П. Евгеньевой слова, образующие синонимические ряды, сопровождаются характеристикой их смысловых, стилистических, экспрессивно-эмоциональных и иных особенностей.
    В словарь иностранных слов помещается заимствованная лексика с сообщением, из какого языка пришло слово в русский язык.
    Во фразеологических словарях объясняются фразеологические обороты. А сборник “Крылатые слова” Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной разъясняет литературные цитаты, библейские выражения, а также образные выражения, возникшие на основе античной мифологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *