Сочинение на тему словари наши друзья и помощники

5 вариантов

  1. Введение
    Словарь – это вся вселенная
    в алфавитном порядке!
    А.Франс.
    Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор, приобщают нас к культуре.
    Известный писатель А.Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!».
    Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.
    В словарях можно узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, о явлениях природы (затмения, землетрясения и т.д.), можно узнать о планетах, истории цивилизаций и т.д. Всё это можно найти в энциклопедичских словарях.
    Впервые “Орфографический словарь” для школьников стал издаваться в 30-е годы нашего века профессором Александром Матвеевичем Пешковским , после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году “Орфографический словарь” переиздавался более 40 раз. Кроме Д.Н.Ушакова в работе над словарём в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.
    В 1976 году вышел необычный “словарь-матрёшка”, который объединил в себе несколько словарей: орфографический, орфоэпический, морфемный, толковый, исторический и др. Это “Грамматико-орфографический словарь русского языка”, составленный Борисом Трофимовичем Пановым и Алексеем Васильевичем Текучевым. Эти словари помогают нам грамотно говорить и писать.
    Основная часть
    Какую помощь оказывают словари? Они помогают не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор. Словари дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа.
    Со словарями постоянно работают учёные, писатели, журналисты, преподаватели, студенты.
    Фразеологический словарь – это особый тип толкового словаря, в котором даётся более 4 тысяч фразеологизмов русского языка, т.е. устойчивых выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Этот словарь интересен для людей любых профессий. Пользуясь фразеологическим словарём, он сделает нашу речь яркой и самобытной!
    Фразеологический словарь – «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
    Словарь иностранных слов имеет более 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
    Словарь иностранных слов – «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
    Обратимся к толковому словарю. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажите, зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны? Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Это род мебели. Но есть ещё и другие значения. Нужно только заглянуть в словарь.
    Толковый словарь – «В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в речь комментатора и замечаю, как то и Словарь иностранных слов имеет более 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
    Обратимся к словарю синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Словарный запас детей часто беден, особенно режет слух повторение слов. А между тем русский язык чрезвычайно богат. Например, глаголов в речи около 150 обозначающих речь: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
    Пожалуйста, подождите
    Конец формы
    Начало формы
    Словарь синонимов – «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгам. Пожалуйста, подождите
    Конец формы
    Начало формы
    Конец формы
    Кроме этого, существуют довольно редкие виды словарей, которые могут существовать в единственном экземпляре или выпущены малым тиражом.
    Заключение
    Конец формы
    Словарь – это сборник слов с пояснениями, толкованиями, с переводом значений слов с одного языка на другой. Существует несколько типов словарей. Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, для того чтобы получить помощь от словарей, ещё недостаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. Учитывая подбор слов и характер их объяснения, лексикографы (специалисты, которые занимаются созданием словарей) подразделяют все словари на два основных типа: языковые и энциклопедические.
    Каждый словарь имеет определённое назначение. Если нужно узнать значение слова, его произношение, написание, особенность употребления, происхождение, перевести это слово на другой язык. Нужно обратиться к языковым словарям.
    Работая со словарями и энциклопедическими справочниками, нужно всегда помнить о времени их создания. То, что было правильным и нормативным в период составления словаря, в настоящее время может оказаться устарелым и даже неправильным. Новые рекомендации и дополнения вносятся во все переиздаваемые словари и справочники. Существует ещё очень много разных словарей и справочников.
    Словари и справочники нужны всем школьникам и преподавателям, учёным и писателям, журналистам и работникам издательств. Культурный человек должен знать о том, какие справочные пособия существуют, как ими правильно пользоваться.
    Библиографический список
    Н.В. Сергеев, Словари – наши друзья и помощники, Москва «Просвящение! 1994
    Л.К. Граудина, Беседы о русской грамматики, Москва, 1999
    Д.С. Лихачев, О словарях и словариках, М 2000
    Интернет ресурсы

  2. Оборудование: выставка различных
    типов словарей, энциклопедий, справочной
    литературы, портреты В.И. Даля, С.И. Ожегова.
    Форма проведения: работа творческих
    групп
    Эпиграф (на доске): Словарь – это вся
    вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько
    подумать, словарь – это книга книг. Он включает в
    себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из
    нее… (А. Франс)
    ХОД УРОКА
    I. Слово учителя:
    В наше время, в век научного прогресса, в
    условиях быстрого накопления информации резко
    увеличивается поток публикаций по всем отраслям
    знания. Все это неизмеримо повышает значение
    различных видов справочной литературы,
    предназначенной для скорого и удобного
    получения надежных сведений научного,
    прикладного или познавательного характера. Без
    словарей, без справочников в настоящее время
    обойтись невозможно, так как в них собраны
    огромные человеческие знания, расположенные в
    алфавитном порядке. Язык непрерывно развивается
    и отражает развитие самого общества, поэтому
    даже человеку, постоянно занимающемуся языком,
    невозможно запомнить все необходимые сведения о
    нем и о значении новых слов. Естественно, что
    каждый образованный человек, а также человек,
    работающий над своей языковой культурой,
    вынужден обращаться за справками к различным
    словарям.
    Тема урока: «Словари – наши друзья и
    помощники».
    Цель – расширить познания о словарях,
    об истории возникновения и развития словарного
    дела в России, а также показать практическое
    применение различных видов словарей в жизни. Для
    этого творческие группы учащихся обратились к
    историческим сведениям о развитии словарного
    дела в России (группа «Историки»), изучили
    литературу, посвященную жизни и деятельности
    создателям толковых словарей В.И.Далю и С.И.
    Ожегову (группа «Персоналии»); группой
    «Социологи» проведено анкетирование среди
    учащихся школы №143 с целью изучения потребностей
    в практическом применении словарей и
    справочников различных типов; группа
    «Лингвисты» подготовила материалы об одном
    слове по разным типам словарей.
    Словари доставляют огромную радость тем, кто
    постоянно ими пользуется, читает их. Известный
    французский писатель А. Франс писал: «Словарь –
    это вся вселенная в алфавитном порядке! Если
    хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он
    включает в себя все другие книги, нужно лишь
    извлечь их из нее…» Словари и справочники всегда
    помогали людям расширять свои знания, повышать
    языковую культуру. Однако для того чтобы
    получить помощь от словарей, еще необходимо
    знать о том, какие словари существуют, нужно
    уметь ими правильно пользоваться.
    II. Представление групповой работы
    1. Группа «Историки»
    История словарного дела в России
    Современная лексикография многолика, она
    представляет широкий набор словарей разных
    типов, но основы ее закладывались в далеком
    прошлом, поэтому и мы обратимся сначала к
    истории.
    Само слово словарь (обозначающее сборник
    слов, обычно в алфавитном порядке расположенных,
    с пояснениями, толкованиями или с переводом на
    другой язык) в русском языке появляется в конце
    XVIII в., постепенно вытесняя употреблявшееся
    наименование лексикон (от греческого lexikon
    – словарь). Одним из первых печатных словарей был
    «Лексикон славеноросский и имен толкование»,
    труд известного в XVII в. ученого, видного
    просветителя и «книгопечатного мастера» Памвы
    Берынды. В этом словаре (изданном в Киеве в 1627г.)
    объяснялись непонятные старославянские и
    иностранные слова и имена (всего около 7000 слов).
    Позже, в Петровскую эпоху, словарное дело
    расширяется и совершенствуется. Коренное
    преобразование русской жизни отразилось,
    естественно, и в языке, который пополнился
    множеством новых слов, терминов из разных
    областей науки и общественной жизни. В это время
    начинают активно переводится с разных языков
    (голландского, немецкого, английского,
    французского) научные труды, книги по военному,
    морскому, инженерному делу, искусству и
    просвещению. Возникает насущная необходимость в
    словарях, объясняющих новые слова и помогающих в
    переводах разных иноземных книг.
    Первым русским академиком был, как известно,
    Михаил Васильевич Ломоносов. В его
    многообразной, более чем двадцатилетней
    деятельности в стенах академии нашлось место и
    словарной работе. Он редактировал и рецензировал
    ряд создававшихся в то время лексиконов.
    Ломоносов действительно не успел сам создать
    такой труд, однако влияние его опыта и идей было
    велико и непосредственно сказалось при
    составлении «Словаря Академии Российской»
    (1783-1794).
    Опыт и материалы словарей использовали
    составители всех последующих толковых словарей
    XIX в. Развитие и обогащение языка, а вместе с ними
    и развитие словарного дела самым тесным образом
    связаны с историей культуры, историей России
    того времени.
    Начало XIX в. Только что завершилась
    победой Отечественная война 1812 г., пробудившая,
    всколыхнувшая все слои русского общества. Рост
    национального самосознания проявился и в
    отношении к языку, который воспринимается как
    национальное богатство и общенародное
    достояние. Именно в эти годы создавались те
    первые академические словари. Но только под
    пером А.С. Пушкина русский язык обретает силу и
    красоту, простоту и точность выражения. Гением
    Пушкина русский язык преобразуется, создается
    фактически тот язык, на котором говорим и мы с
    вами.
    В начале XIX в. все более расширяется круг
    словарных работ. Языковеды и лексикографы
    обращаются к изучению разных сторон языка, к
    богатству его словарных запасов. Знаменательным
    событием не только для лексикографии, но и для
    всей русской культуры было издание в 1863-1866 гг.
    четырехтомного «Толкового словаря живого
    великорусского языка» В.И. Даля. Необыкновенная
    ценность этого труда состояла прежде всего в том,
    что в нем нашел наиболее полное отражение
    русский язык середины XIX в.: кроме книжной,
    общелитературной лексики словарь содержит
    огромное количество народных, областных слов, а
    также богатую терминологию разных ремесел и
    профессий.
    Словари XX века
    В 30-е годы XX в. коллектив ученых (в него вошли В.В.
    Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов,
    Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков) создает Толковый
    словарь русского языка в 4 томах (1934-1941). Его
    основу составляют слова нашей классической
    литературы от Пушкина до Горького и
    общепринятого научного, делового и книжного
    языка, сложившегося в течение XIX века. Но в него
    включены также и новые слова, вошедшие во
    всеобщее употребление… Однако, обладая многими
    достоинствами, словарь Ушакова не был
    компактным, однотомным, массовым. Такой словарь
    остался «на повестке дня». Предвоенные и военные
    годы отодвинули, замедлили осуществление этого
    важного дела. Только в 1949г. вышел первый
    однотомный словарь современного русского языка.
    Он был составлен С.И. Ожеговым (одним из авторов
    «ушаковского» словаря) при участии некоторых
    других членов этого же авторского коллектива. Из
    всего многообразия лексики современного языка
    здесь была предоставлена наиболее существенная
    ее часть, наиболее нужная и употребительная.
    Слова сопровождались грамматическими и
    стилистическими пометами (пояснениями),
    указывалось также правильное ударение, в
    необходимых случаях и произношении. Словарь
    сразу же стал пользоваться заслуженной
    популярностью. С.И. Ожегов продолжал работу по
    его усовершенствованию и переизданию.
    2. Группа «Исследователи»
    Два типа словарей: лингвистические
    и энциклопедические

    Словари бывают разнообразных типов. В первую
    очередь они четко делятся на две группы: энциклопедические
    и лингвистические.
    Особенностью энциклопедий и энциклопедических
    словарей является то, что в них объясняются не
    слова, а реалии (предметы и лица, явления и
    понятия), обозначаемые теми или иными словами.
    Слово энциклопедия родилось у древних
    греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение
    по всему кругу знаний». Поэтому любой читатель
    любого образовательного уровня может найти в ней
    необходимые сведения по интересующему его
    вопросу. Энциклопедия является важным средством
    самообразования. Это определяет структуру
    энциклопедии, содержание и принципы освещения
    материала. Составители БСЭ стремились к тому,
    чтобы статьи сочетали в себе научность,
    актуальность, краткость и доступность.
    В лингвистических словарях объясняются сами слова
    и фразеологизмы, толкуется их лексическое и
    грамматическое значение, употребительность в
    речи и т.п.
    Четкое представление о различии между
    энциклопедическим и лингвистическим словарем
    может дать сопоставление соответствующих по
    заглавному слову двух объяснительных статей.
    Для примера рассмотрим статьи с заглавным
    словом звук. (Раздаточный материал)
    В «Советском энциклопедическом словаре»:
    ЗВУК, упругие волны, распространяющиеся
    в газах, жидкостях и твердых телах и
    воспринимаемые ухом человека и животных. Человек
    слышит Звуки с частотами от 16 Герц до 20 килогерц.
    Звук с частотами до 16 Герц называется
    инфразвуком, а больше 20 килогерц – ультразвуком.
    Наука о Звуках называется акустикой.
    В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова:
    ЗВУК, -а, м. 1. Воспринимаемое слухом
    физическое явление, вызываемое колебательными
    движениями частиц воздуха или другой среды. Скорость
    звука. Звук голоса. Звук выстрела. Музыкальный
    звук (в отличие от шума). Ни звука. (о
    полном молчании). 2. Членораздельный элемент
    человеческой произносимой речи. Звуки
    русского языка. II прил. звуковой, -ая,
    -ое.
    Сопоставление двух словарных статей
    подтверждает вышеотмеченное различие в
    толковании слов данных двух типов словарей.
    К лингвистическим словарям относятся переводные
    (двуязычные)
    словари, изданию которых в
    нашей стране уделяется большое внимание.
    Учитель: На уроке речь идет об
    одноязычных лингвистических
    словарях на
    русском языке и о русском языке, т.е. о тех
    словарях, которые с различных сторон объясняют
    лексику русского языка.
    3. Группа «Персоналии»
    Сообщение о жизни и деятельности В.И. Даля и С.И.
    Ожегова.
    4. Группа «Исследователи 2»
    Рассказывают о современных лингвистических
    словарях.
    5. Группа «Социологи»
    Анализ анкетирования по использованию
    различного вида словарей и справочной
    литературы учащимися 5-11 классов ОУ №143 г.
    Екатеринбурга.
    Для проведения вышеуказанного исследования
    были предложены следующие вопросы:
    Какие словари, справочники, энциклопедии вы
    знаете?
    При подготовке каких уроков (заданий) вы
    пользуетесь справочной литературой и какой?
    Как часто вы обращаетесь к справочной
    литературе?
    Каких авторов (составителей) словарей вы знаете?
    Как построена словарная статья в толковом
    словаре? (что можем из нее узнать?)
    Чем отличаются энциклопедии от лингвистических
    словарей?
    Где, когда и от кого вы узнаете о словарях и
    энциклопедиях?
    В анкетировании приняли участие учащиеся с 5 по
    11 класс.
    Из них:

  3. Цель урока: ознакомить учащихся со школьными словарями русского языка,
    научить ими пользоваться.
    Оборудование урока:
    Выставка словарей: орфографический словарь, толковые словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический
    словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.
    Плакат с эпиграфом урока: «Словарь-это вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке!
    Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее». (А. Франс).
    Учащиеся класса делятся на шесть групп, каждая рассказывает о каком-то одном
    словаре.
    На столах каждой группы лежат различные словари.
    Таблица, которая заполняется по мере выступления групп. расположена на доске и в тетрадях учащихся.
    Форма контроля: фронтальный и индивидуальный.
    Ход урока
    I. Вступительное слово учителя.
    Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает много вопросов:
    «Откуда? Зачем? Почему?». Можно спросить у родителей или учителя. А если рядом никого не оказалось, что делать?
    Нужно обратиться к книгам, которые знают все. Называются они энциклопедии, словари и справочники. А сегодня мы познакомимся со словарями, их особенностями. Словарь – это собрание слов по алфавиту.
    Подумайте, что все эти слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества. Такое же понимание назначение словаря выразил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь»:
    Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
    В его словах мерцают искры чувства.
    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
    Держа в руке свой потайной фонарь.
    На всех словах – события печать.
    Они дались недаром человеку.
    Читаю: Век. От века. Вековать.
    Век доживать. Бог сыну не дал веку.
    Век заедать, век заживать чужой…
    В словах звучат укор и гнев, и совесть.
    Нет, не словарь лежит передо мной,
    А древняя рассыпанная повесть.
    Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.
    В любой библиотеке и у вас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации. Сегодня мы познакомимся со школьными словарями.
    Каждый из вас входит в одну из шести творческих групп, которая в качестве домашнего задания должна была подготовить рассказ о словаре. Затем мы будем выполнять задания, используя их.
    II. Работа по теме.
    1. Сообщение первой творческой группы.
    Чаще всего мы пользуемся орфографическим словарем. Этот словарь стал создаваться в 30-ые годы девятнадцатого века профессором А.М. Пешковским, после его смерти работу продолжил Д. Н. Ушаков, выдающийся лингвист.
    Вышедший в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Кроме Д. Н. Ушакова, в работе над словарем в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.
    Орфографические словари вам помогут не только грамотно писать слова, а также
    вы узнаете нормы произношения и ударения, найдете грамматические пометы.
    Заполним таблицу и выполним задание.
    Задание: используя орфографический словарь, исправьте ошибки в стихотворении А. Шибаева «Грустные вести».
    Пришло письмишко мне,
    Гляжу –
    Из лагеря, от Мишки…
    Здесь чудный лук, и я лижу.
    Написано в письмишке.
    Лук?
    Лук лижет?! Что за чудеса!
    Наверно, шутит плут…
    Читаю дальше:
    Здесь – лиса,
    Красивый длинный прут,
    И что такое он плетет –
    Не разберусь, хоть тресни:
    Когда отряд идет в поход,
    Я запиваю песни…
    На днях в лесу нашел я грусть
    И очень был доволен…
    Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
    Мой друг серьезно болен.
    Вернется – надо подлечить:
    Заставить правила учить…
    (Подчеркнутые предложения записать на доске).
    2. Сообщение второй творческой группы.
    Толковые словари являются своего рода обширнейшим учебным пособием. Эти
    словари в их современном виде возникли не сразу.
    В первом русском рукописном словаре – списке (конец XIII в.) были объяснены
    лишь отдельные непонятные слова, которые встречались в памятниках древнерусской
    письменности.
    В 1596 году вышел первый печатный словарь русского языка, который содержал
    1061 слово.
    Он имел название «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словесного
    языка на просты русский диалект истолкованы». Истолкованию подвергались
    церковнославянские и немногие иноязычные слова.
    Одним из самых известных толковых словарей является «Толковый словарь живого
    великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который тот составлял в течение
    53 лет, с 1819 по 1872 год. В этом словаре около 200 тысяч слов и около 30 тысяч
    пословиц и поговорок.
    Выпущено множество толковых словарей:
    «Словарь русского языка» С.И. Ожегова;
    «Словарь русского языка» в 4 томах (Малый Академический словарь);
    «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (Большой
    Академический словарь).
    Но существует и толковый словарь для школьников – «Школьный толковый словарь
    русского языка», его составили Моисей Семенович Лапатухин, Екатерина Васильевна
    Скорлуновская, Галина Петровна Снетова.
    Из статей толкового словаря мы можем узнать значение слов, нормы произношения
    и ударение, есть и грамматические пометы.
    Заполним таблицу и выполним задание.
    Задание:
    Определите значение слов: «кафедра», «курьер», «легенда».
    Определите слово по его значению, для справок используйте толковый
    словарь.
    Сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плиточки и т.п.
    (Конфета).
    Публичное исполнение музыкальных и других произведений (Концерт).
    Перерыв в занятиях на праздниках или летнее время (Каникулы).
    3. Сообщение третьей творческой группы.
    Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был рукописным и
    назывался «Лексикон вокабулам новым по алфавиту». Выделяется трехтомный словарь
    Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных
    слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.
    «Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич
    Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна
    Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение,
    грамматические особенности, нормы произношения и ударение.
    Заполним таблицу и выполним задание.
    Задание: послушайте стихотворение Якова Козловского, найдите заимствованные
    иностранные слова, объясните их значение, при затруднении используйте словарь.
    И среди своих законных
    Слов, в отечестве рожденных,
    Есть под властью Словаря
    Много слов иноплеменных,
    Издалёка завезенных
    Через горы и моря.
    Так почти что все слова,
    Те, что пишут с буквы «А», –
    Из числа иноплеменных
    Словарем усыновленных.
    А из Франции … Привет!
    К нам пожаловал балет
    И театр, и актрисы,
    Декорации, кулисы,
    Дирижер и режиссер,
    Костюмер и билетер,
    Персонаж, танцор, сюжет,
    Бис! Антракт … Фойе … Буфет …
    Если б я открыл тетрадь,
    Начал в ней перечислять
    Те французские слова,
    Что стоустая молва
    Занесла к нам пользы ради,
    Не хватило бы тетради.
    А из Англии футбол
    Прямо в бутсах к нам пришел.
    Вслед за ним пришел хоккей,
    А до этого жокей,
    Теннис, яхта, бокс, рекорд.
    Чемпион, тайм – аут, спорт.
    И явился, например,
    К нам от немцев офицер.
    С офицером в свой черед
    К нам приехал бутерброд.
    На конях неодиноко
    Прикатил ямщик с Востока,
    Был он в красном кушаке
    И сидел на облучке.
    Он привез с собой башмак,
    Он привез с собой армяк
    И чулки, и шаровары,
    И словечко «тары – бары».
    Издалека завезенных
    Через горы и моря
    Много слов иноплеменных,
    С давних лет усыновленных,
    Есть под властью словаря.
    4. Сообщение четвертой творческой группы.
    В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный
    словарь антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар
    антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий
    около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда.
    В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов –
    синонимическими рядами.
    Заполним таблицу и выполним задание.
    Задание: найдите в стихотворении синонимы и в загадках – антонимы.
    Как много с ним канители,
    «Бураны, вьюги и метели –
    Как много шуму, толкотни,
    Как надоели мне они!» –
    Так проворчал Мороз угрюмый
    И речку льдом сковал без шума,
    Деревья скрыла седина,
    И наступила …
    Я – антоним слова «лето»
    В шубу снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я …
    Я – антоним к слову «смех»,
    Не от радости, утех,-
    Я бываю поневоле
    От несчастья и от боли,
    От обиды, неудач,
    Догадались? Это …
    Я – антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна
    Называюсь …
    5. Сообщение пятой творческой группы.
    Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые
    сочетания слов, которые имеют переносный смысл.
    Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются
    сборники С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые
    слова»,
    «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.
    «Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом
    Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют
    значение и нормы произношения.
    Заполните таблицу и выполните задание.
    Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.
    Яблоку негде упасть (тесно);
    Хоть глаз выколи (темно);
    Хоть пруд пруди (много);
    Кот наплакал (мало);
    Не успел оглянуться (быстро);
    Черепашьим шагом (медленно);
    Ни свет, ни заря (рано);
    Рукой подать (близко);
    Из рук вон (плохо).
    6. Сообщение шестой творческой группы.
    Этимологическими называются словари, в которых объяснены родственные связи
    слов, их происхождение, исконное значение. Первым этимологическим словарем был
    «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими
    наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С. Шимкевича (1842).
    А если вам захочется узнать историю слов, загляните в книгу Льва Успенского
    «Почему не иначе?» и «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.
    Шанского, В.В.Иванова, Т.В. Шанской. Из этих словарей мы можем узнать
    происхождение слов, нормы их произношения, а также их морфемный состав.
    Заполните таблицу и выполните задание.
    Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково
    происхождение известных вам слов: «каникулы», «тетрадь», «дневник»?
    III. Заключительное слово учителя и подведение итогов.
    Сегодня мы узнали много нового о словарях, их особенностях, учились ими
    пользоваться.
    Это наши верные друзья и помощники.
    Очень хорошо сказал об этом поэт Я. Козловский в стихотворении «Русской речи
    государь по прозванию Словарь».
    Есть волшебная страна,
    Что распахнута пред вами,
    Та, которая словами,
    Как людьми населена.
    Правит ими государь
    По прозванию Словарь.
    И относится он к ним,
    Словно к подданным своим.
    Утверждать ему не ново,
    Как писать какое слово,
    Как писать и как читать,
    Как с другими сочетать.
    … Уважаем государь
    По прозванию Словарь,
    Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,
    Не однажды за советом
    Обращался к словарю.
    Он связует новь и старь.
    И тебе всегда, как другу,
    Оказать готов услугу
    Русской речи государь
    По прозванию Словарь!
    А у нас получилась следующая таблица:

  4. 4
    Текст добавил: серебристая девуля

    Словарь на рабочем столе также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тет­радь. Он — друг и помощник. Следует различать словари и спра­вочники. Что такое справочники, знают все. В них содержатся краткие сведения по разным вопросам. Словарь же более объём­ный по содержанию и разнообразней по функциям.
    Словарь — это перечень слов (обычно в алфавитном поряд­ке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка. Существуют разные типы словарей. Име­ются словари для специалистов, для широкого круга читате­лей, для школьников. В одних словарях объясняются предме­ты, явления окружающего мира (это словари энциклопедиче­ские), в других — разъясняются (толкуются) лексические зна­чения слов, указываются нормы их правописания, произноше­ния (это словари лингвистические). В зависимости от задач сло­варя, разным будет состав слов, по-разному они будут рас­полагаться и толковаться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
    Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому сло­варю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдёте сведения об ударении, о правописании, наи­более типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. Например, слово «фа­милия» произошло от латинского «семья». Фамилия возникла как семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Из глубины веков доходит благодаря фамилии про­фессия нашего предка. Например: Рыбаков, Сапожников.
    Но не все фамилии легко объяснимы, иногда бывает трудно докопаться до их смысла. Большинство русских фамилий взя­то в Святцах — от имён в церковном календаре. Бытовали и мирские имена — от прозвищ, которые перешли в фамилии (на­пример, Толстик, Пухлик). «Семинарские» фамилии появля­лись в духовных учебных заведениях. Фамилии несут в себе за­бытые слова, и открыть их снова бывает очень увлекательно и интересно. А поможет вам в этом этимологический словарь, в котором объясняется происхождение слов.
    В толковых словарях значения слов подтверждаются при­мерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Толковый словарь необходим при чтении художественных произведений. Я, например, пользуюсь им. Он на моем письменном столе занимает почетное место. Когда мои друзья спрашивают меня о том, что бы я хотел получить в подарок, я отвечаю: «Словарь».

  5. Однажды на уроке русского языка мы получили следующее домашнее задание, найти и выписать из фразеологического словаря обороты со словом смотреть. Мы очень удивились, оказывается, кроме орфографического и толкового словарей, есть еще и фразеологический. Нас это очень заинтересовало, и мы решили узнать , какие еще виды словарей существуют.
    Мы выдвинули следующую гипотезу: по нашему мнению, в русском языке есть следующие словари: орфографический, толковый, фразеологический,  синонимов, антонимов.
    Перед собой мы поставили цель:
    Собрать информацию о словарях, определить их основное назначение
    ЗАДАЧИ:
    Перечислить виды словарей;
    Получить информацию об истории возникновения первых словарей.
    Мы начали свое исследование с того, что нашли лексическое значение слова «словарь». В этом нам помог  «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, в нем говорится: «Словарь – 1) собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык
    Основная задача словаря – дать краткое объяснение слов.
    Мы обращаемся к словарям, когда неизвестно значение или написание какого-либо слова или выражения;
    Прочитав исторические сведения, мы узнали, что еще в далекой древности люди составляли глоссарии; это были написанные от руки списки иностранных и необычных слов Рукописные глоссарии пользовались постоянным спросом. С появлением книгопечатания словари оказались в числе первых печатных продуктов.
    Первый том толкового словаря вышел в Германии в 1854, его автором были братья Якоб и Вильгельм Гримм,
    В 1773 увидел свет первый русский словарь синонимов, автором которого был Д.И.Фонвизин.
    В 19 в. словарное дело в России достигло значительного развития. Были созданы словари, и прежде всего Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, которые используются и в наше время.
    Из современных толковых словарей русского языка самым популярным является словарь С. И. Ожегова, который включает в себя несколько миллионов экземпляров.
    В ходе исследования мы узнали, что словарей существует великое множество. Все они делятся на 2 группы:
    энциклопедические;
    лингвистические
    Среди лингвистических выделяют:
    толковые;
    синонимов;
    антонимов;
    омонимов;
    орфоэпические;
    орфографические;
    словообразовательные;
    фразеологические
    и другие.
    Каждый из них нужен и важен для людей.
    1. Орфографический словарь. В нём имеются сведения не только о написании слов, но и практические сведения о значении слов, их произношении.
    2. Словообразовательный словарь поможет найти в слове его составные части, избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, повысить грамотность и культуру речи.
    3. Словари антонимов и синонимов также способствуют обогащению речи.
    4. Фразеологический словарь не только объясняет значение устойчивых выражений, но и комментирует их происхождение.
    5. Этимологический словарь позволяет заглянуть в историю слова, что может быть полезно при объяснении написания.
    В ходе  исследования мы пришли к выводу, что история возникновения словаря уходит в далекую древность,  словарей существует великое множество, у каждого из них свое назначение, обращение к словарям обогащает нашу культуру, расширяет кругозор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *