Сочинение на тему словари наши помощники и друзья 5 класс

4 варианта

  1. Введение
    Словарь – это вся вселенная
    в алфавитном порядке!
    А.Франс.
    Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор, приобщают нас к культуре.
    Известный писатель А.Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!».
    Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Созданием словарей занимаются лексикографы. Они создали целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.
    В словарях можно узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, о явлениях природы (затмения, землетрясения и т.д.), можно узнать о планетах, истории цивилизаций и т.д. Всё это можно найти в энциклопедичских словарях.
    Впервые “Орфографический словарь” для школьников стал издаваться в 30-е годы нашего века профессором Александром Матвеевичем Пешковским , после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году “Орфографический словарь” переиздавался более 40 раз. Кроме Д.Н.Ушакова в работе над словарём в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.
    В 1976 году вышел необычный “словарь-матрёшка”, который объединил в себе несколько словарей: орфографический, орфоэпический, морфемный, толковый, исторический и др. Это “Грамматико-орфографический словарь русского языка”, составленный Борисом Трофимовичем Пановым и Алексеем Васильевичем Текучевым. Эти словари помогают нам грамотно говорить и писать.
    Основная часть
    Какую помощь оказывают словари? Они помогают не только правильно писать слова, определять их значения, объяснять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор. Словари дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, приобщают к культуре народа.
    Со словарями постоянно работают учёные, писатели, журналисты, преподаватели, студенты.
    Фразеологический словарь – это особый тип толкового словаря, в котором даётся более 4 тысяч фразеологизмов русского языка, т.е. устойчивых выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Этот словарь интересен для людей любых профессий. Пользуясь фразеологическим словарём, он сделает нашу речь яркой и самобытной!
    Фразеологический словарь – «Встал ни свет, ни заря с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
    Словарь иностранных слов имеет более 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
    Словарь иностранных слов – «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
    Обратимся к толковому словарю. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажите, зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны? Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Это род мебели. Но есть ещё и другие значения. Нужно только заглянуть в словарь.
    Толковый словарь – «В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в речь комментатора и замечаю, как то и Словарь иностранных слов имеет более 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
    Обратимся к словарю синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Словарный запас детей часто беден, особенно режет слух повторение слов. А между тем русский язык чрезвычайно богат. Например, глаголов в речи около 150 обозначающих речь: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
    Пожалуйста, подождите
    Конец формы
    Начало формы
    Словарь синонимов – «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгам. Пожалуйста, подождите
    Конец формы
    Начало формы
    Конец формы
    Кроме этого, существуют довольно редкие виды словарей, которые могут существовать в единственном экземпляре или выпущены малым тиражом.
    Заключение
    Конец формы
    Словарь – это сборник слов с пояснениями, толкованиями, с переводом значений слов с одного языка на другой. Существует несколько типов словарей. Словари и справочники всегда помогали людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако, для того чтобы получить помощь от словарей, ещё недостаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. Учитывая подбор слов и характер их объяснения, лексикографы (специалисты, которые занимаются созданием словарей) подразделяют все словари на два основных типа: языковые и энциклопедические.
    Каждый словарь имеет определённое назначение. Если нужно узнать значение слова, его произношение, написание, особенность употребления, происхождение, перевести это слово на другой язык. Нужно обратиться к языковым словарям.
    Работая со словарями и энциклопедическими справочниками, нужно всегда помнить о времени их создания. То, что было правильным и нормативным в период составления словаря, в настоящее время может оказаться устарелым и даже неправильным. Новые рекомендации и дополнения вносятся во все переиздаваемые словари и справочники. Существует ещё очень много разных словарей и справочников.
    Словари и справочники нужны всем школьникам и преподавателям, учёным и писателям, журналистам и работникам издательств. Культурный человек должен знать о том, какие справочные пособия существуют, как ими правильно пользоваться.
    Библиографический список
    Н.В. Сергеев, Словари – наши друзья и помощники, Москва «Просвящение! 1994
    Л.К. Граудина, Беседы о русской грамматики, Москва, 1999
    Д.С. Лихачев, О словарях и словариках, М 2000
    Интернет ресурсы

  2. Цель урока: ознакомить учащихся со школьными словарями русского языка,
    научить ими пользоваться.
    Оборудование урока:
    Выставка словарей: орфографический словарь, толковые словари, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический
    словарь, словарь синонимов, словарь антонимов.
    Плакат с эпиграфом урока: «Словарь-это вся вселенная, расположенная в алфавитном порядке!
    Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из нее». (А. Франс).
    Учащиеся класса делятся на шесть групп, каждая рассказывает о каком-то одном
    словаре.
    На столах каждой группы лежат различные словари.
    Таблица, которая заполняется по мере выступления групп. расположена на доске и в тетрадях учащихся.
    Форма контроля: фронтальный и индивидуальный.
    Ход урока
    I. Вступительное слово учителя.
    Ребята, вы растете, познаете мир, и у вас возникает много вопросов:
    «Откуда? Зачем? Почему?». Можно спросить у родителей или учителя. А если рядом никого не оказалось, что делать?
    Нужно обратиться к книгам, которые знают все. Называются они энциклопедии, словари и справочники. А сегодня мы познакомимся со словарями, их особенностями. Словарь – это собрание слов по алфавиту.
    Подумайте, что все эти слова, собранные вместе, есть творение души, плоти и крови нашей родины и всего человечества. Такое же понимание назначение словаря выразил С.Я. Маршак в стихотворении «Словарь»:
    Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
    В его словах мерцают искры чувства.
    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
    Держа в руке свой потайной фонарь.
    На всех словах – события печать.
    Они дались недаром человеку.
    Читаю: Век. От века. Вековать.
    Век доживать. Бог сыну не дал веку.
    Век заедать, век заживать чужой…
    В словах звучат укор и гнев, и совесть.
    Нет, не словарь лежит передо мной,
    А древняя рассыпанная повесть.
    Действительно, словарь – это историческая повесть о жизни людей, их думах, бедах и радостях; каждое слово, помещенное в словаре, связано с жизнью, деятельностью народа – творца языка.
    В любой библиотеке и у вас дома есть словари, из них мы можем узнать много нужной и полезной информации. Сегодня мы познакомимся со школьными словарями.
    Каждый из вас входит в одну из шести творческих групп, которая в качестве домашнего задания должна была подготовить рассказ о словаре. Затем мы будем выполнять задания, используя их.
    II. Работа по теме.
    1. Сообщение первой творческой группы.
    Чаще всего мы пользуемся орфографическим словарем. Этот словарь стал создаваться в 30-ые годы девятнадцатого века профессором А.М. Пешковским, после его смерти работу продолжил Д. Н. Ушаков, выдающийся лингвист.
    Вышедший в 1934 году «Орфографический словарь» переиздавался более 40 раз. Кроме Д. Н. Ушакова, в работе над словарем в разное время принимали участие Сергей Ефимович Крючков и Лев Антонович Чешко.
    Орфографические словари вам помогут не только грамотно писать слова, а также
    вы узнаете нормы произношения и ударения, найдете грамматические пометы.
    Заполним таблицу и выполним задание.
    Задание: используя орфографический словарь, исправьте ошибки в стихотворении А. Шибаева «Грустные вести».
    Пришло письмишко мне,
    Гляжу –
    Из лагеря, от Мишки…
    Здесь чудный лук, и я лижу.
    Написано в письмишке.
    Лук?
    Лук лижет?! Что за чудеса!
    Наверно, шутит плут…
    Читаю дальше:
    Здесь – лиса,
    Красивый длинный прут,
    И что такое он плетет –
    Не разберусь, хоть тресни:
    Когда отряд идет в поход,
    Я запиваю песни…
    На днях в лесу нашел я грусть
    И очень был доволен…
    Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
    Мой друг серьезно болен.
    Вернется – надо подлечить:
    Заставить правила учить…
    (Подчеркнутые предложения записать на доске).
    2. Сообщение второй творческой группы.
    Толковые словари являются своего рода обширнейшим учебным пособием. Эти
    словари в их современном виде возникли не сразу.
    В первом русском рукописном словаре – списке (конец XIII в.) были объяснены
    лишь отдельные непонятные слова, которые встречались в памятниках древнерусской
    письменности.
    В 1596 году вышел первый печатный словарь русского языка, который содержал
    1061 слово.
    Он имел название «Лексис, сиречь речения вкратце собранны и из словесного
    языка на просты русский диалект истолкованы». Истолкованию подвергались
    церковнославянские и немногие иноязычные слова.
    Одним из самых известных толковых словарей является «Толковый словарь живого
    великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который тот составлял в течение
    53 лет, с 1819 по 1872 год. В этом словаре около 200 тысяч слов и около 30 тысяч
    пословиц и поговорок.
    Выпущено множество толковых словарей:
    «Словарь русского языка» С.И. Ожегова;
    «Словарь русского языка» в 4 томах (Малый Академический словарь);
    «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (Большой
    Академический словарь).
    Но существует и толковый словарь для школьников – «Школьный толковый словарь
    русского языка», его составили Моисей Семенович Лапатухин, Екатерина Васильевна
    Скорлуновская, Галина Петровна Снетова.
    Из статей толкового словаря мы можем узнать значение слов, нормы произношения
    и ударение, есть и грамматические пометы.
    Заполним таблицу и выполним задание.
    Задание:
    Определите значение слов: «кафедра», «курьер», «легенда».
    Определите слово по его значению, для справок используйте толковый
    словарь.
    Сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плиточки и т.п.
    (Конфета).
    Публичное исполнение музыкальных и других произведений (Концерт).
    Перерыв в занятиях на праздниках или летнее время (Каникулы).
    3. Сообщение третьей творческой группы.
    Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был рукописным и
    назывался «Лексикон вокабулам новым по алфавиту». Выделяется трехтомный словарь
    Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных
    слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.
    «Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич
    Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна
    Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение,
    грамматические особенности, нормы произношения и ударение.
    Заполним таблицу и выполним задание.
    Задание: послушайте стихотворение Якова Козловского, найдите заимствованные
    иностранные слова, объясните их значение, при затруднении используйте словарь.
    И среди своих законных
    Слов, в отечестве рожденных,
    Есть под властью Словаря
    Много слов иноплеменных,
    Издалёка завезенных
    Через горы и моря.
    Так почти что все слова,
    Те, что пишут с буквы «А», –
    Из числа иноплеменных
    Словарем усыновленных.
    А из Франции … Привет!
    К нам пожаловал балет
    И театр, и актрисы,
    Декорации, кулисы,
    Дирижер и режиссер,
    Костюмер и билетер,
    Персонаж, танцор, сюжет,
    Бис! Антракт … Фойе … Буфет …
    Если б я открыл тетрадь,
    Начал в ней перечислять
    Те французские слова,
    Что стоустая молва
    Занесла к нам пользы ради,
    Не хватило бы тетради.
    А из Англии футбол
    Прямо в бутсах к нам пришел.
    Вслед за ним пришел хоккей,
    А до этого жокей,
    Теннис, яхта, бокс, рекорд.
    Чемпион, тайм – аут, спорт.
    И явился, например,
    К нам от немцев офицер.
    С офицером в свой черед
    К нам приехал бутерброд.
    На конях неодиноко
    Прикатил ямщик с Востока,
    Был он в красном кушаке
    И сидел на облучке.
    Он привез с собой башмак,
    Он привез с собой армяк
    И чулки, и шаровары,
    И словечко «тары – бары».
    Издалека завезенных
    Через горы и моря
    Много слов иноплеменных,
    С давних лет усыновленных,
    Есть под властью словаря.
    4. Сообщение четвертой творческой группы.
    В этих словарях помещены слова – друзья и слова – враги, это «Школьный
    словарь антонимов русского языка» И.Р. Львова, где помещаются свыше 500 пар
    антонимов, и «Краткий словарь синонимов русского языка» В.Н. Клюевой, содержащий
    около 3000 слов, которые помещены в синонимические гнезда.
    В словаре антонимов слова располагаются парами, а в словаре синонимов –
    синонимическими рядами.
    Заполним таблицу и выполним задание.
    Задание: найдите в стихотворении синонимы и в загадках – антонимы.
    Как много с ним канители,
    «Бураны, вьюги и метели –
    Как много шуму, толкотни,
    Как надоели мне они!» –
    Так проворчал Мороз угрюмый
    И речку льдом сковал без шума,
    Деревья скрыла седина,
    И наступила …
    Я – антоним слова «лето»
    В шубу снежную одета,
    Хоть люблю мороз сама,
    Потому что я …
    Я – антоним к слову «смех»,
    Не от радости, утех,-
    Я бываю поневоле
    От несчастья и от боли,
    От обиды, неудач,
    Догадались? Это …
    Я – антоним шума, стука,
    Без меня вам ночью мука,
    Я для отдыха, для сна
    Называюсь …
    5. Сообщение пятой творческой группы.
    Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые
    сочетания слов, которые имеют переносный смысл.
    Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются
    сборники С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые
    слова»,
    «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.
    «Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом
    Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют
    значение и нормы произношения.
    Заполните таблицу и выполните задание.
    Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.
    Яблоку негде упасть (тесно);
    Хоть глаз выколи (темно);
    Хоть пруд пруди (много);
    Кот наплакал (мало);
    Не успел оглянуться (быстро);
    Черепашьим шагом (медленно);
    Ни свет, ни заря (рано);
    Рукой подать (близко);
    Из рук вон (плохо).
    6. Сообщение шестой творческой группы.
    Этимологическими называются словари, в которых объяснены родственные связи
    слов, их происхождение, исконное значение. Первым этимологическим словарем был
    «Корнеслов русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими
    наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» Ф.С. Шимкевича (1842).
    А если вам захочется узнать историю слов, загляните в книгу Льва Успенского
    «Почему не иначе?» и «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.
    Шанского, В.В.Иванова, Т.В. Шанской. Из этих словарей мы можем узнать
    происхождение слов, нормы их произношения, а также их морфемный состав.
    Заполните таблицу и выполните задание.
    Задание: пользуясь этимологическим словарем, ответьте на вопрос: каково
    происхождение известных вам слов: «каникулы», «тетрадь», «дневник»?
    III. Заключительное слово учителя и подведение итогов.
    Сегодня мы узнали много нового о словарях, их особенностях, учились ими
    пользоваться.
    Это наши верные друзья и помощники.
    Очень хорошо сказал об этом поэт Я. Козловский в стихотворении «Русской речи
    государь по прозванию Словарь».
    Есть волшебная страна,
    Что распахнута пред вами,
    Та, которая словами,
    Как людьми населена.
    Правит ими государь
    По прозванию Словарь.
    И относится он к ним,
    Словно к подданным своим.
    Утверждать ему не ново,
    Как писать какое слово,
    Как писать и как читать,
    Как с другими сочетать.
    … Уважаем государь
    По прозванию Словарь,
    Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,
    Не однажды за советом
    Обращался к словарю.
    Он связует новь и старь.
    И тебе всегда, как другу,
    Оказать готов услугу
    Русской речи государь
    По прозванию Словарь!
    А у нас получилась следующая таблица:

  3. Беседа для 5 класса
    «Словари – наши добрые помощники»
    Учитель:
    Только  люди обладают  даром речи. С помощью слова люди  общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.
    Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».
    Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко».
    А.Т.Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова:
    Да, есть слова, что жгут, как пламя,
    Что светят в даль и глубь  – до дна.
    Но их подмена словесами
    Измене может быть равна.
    Поэт мечтает о таком времени,
    Чтоб ограничить трату слов,
    Чтоб сердце кровью их питало;
    Чтоб разум их живой смыкал;
    Чтоб не транжирить как попало…
    А великий Л.Н.Толстой когда-то писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно разъединить, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
    Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.
    Сообщения учащихся.
    1.В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57тысяч слов.
    2. В четырёхтомном  словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более 85тысяч слов. Вплоть до середины 20 века он оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.
    3.На смену этому словарю пришли два новых академических словаря:17-томный (более120 тысяч слов) и четырёхтомный.
    Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.
    4.Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке…Все эти собранные слова –дело плоти, крови и души родины и человечества».
    5.Попытку собрать все слова предпринял  Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» 200тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет! Он был и хирургом, и писателем, и составителем словаря!
    Вопросы:
    -Какие ещё есть словари? Посмотрите на словари, которые лежат перед вами. Кто их авторы, о чём можно узнать с помощью этих словарей?
    -Как вы понимаете фразеологические обороты: голова идёт кругом, хлопать глазами, одна нога здесь, другая там, зубы заговаривать.
    -Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю?
    -Пользуясь «Школьным словообразовательным словарём, объясните, как образовались данные слова: пчела, игрушка, жалеть.
    -Что означают слова: авеню, аршин, ротационный.
    Итог:
    Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно! Они вам всегда окажут помощь, а школьная дружба со словарями сохранится на всю жизнь.

  4. Словари русского языка
    Словарь –
    это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!
    Анатоль Франс
    Лексикограф
    (греч.) – это ученый, который занимается составлением словарей .
    Знаменитые лексикографы
    Владимир Иванович Даль
    Дмитрий Николаевич Ушаков
    Сергей Иванович Ожегов
    Толковый словарь
    Орфографический словарь
    Словообразовательный словарь
    Словарь антонимов
    Словарь синонимов
    Орфоэпический словарь
    Фразеологический словарь
    Этимологический словарь
    Словарь иноязычных слов
    Толковый словарь
    Объясняет значения слов какого-либо языка, содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи .
    Орфографический словарь
    Указывает норму написания слов какого-либо языка в соответствии с системой правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
    Словообразовательный словарь
    Помогает находить части слова и точно определять границы между ними.
    Словарь антонимов
    Помогает подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них.
    Орфоэпический словарь
    Указывает нормативное литературное произношение слов какого-либо языка.
    Словарь синонимов
    Помогает подобрать синонимы, дает толкование слов-синонимов, отмечает их стилистические особенности.
    Фразеологический словарь
    Объясняет значения фразеологизмов, рассказывает об их происхождении, приводит фразеологические синонимы и антонимы.
    Этимологический словарь
    Рассказывает о происхождении слов.
    Словарь иноязычных слов
    Дает объяснение иноязычных слов; указывает, из какого языка заимствовано слово.
    «Шутка» Громов В.
    А в это время у прилавка
    И шум, и очередь, и давка,
    Но дядя дольше всех стоит
    И сам с собою говорит:
    «Н-да.. Я к произношенью строг,
    Не допускаю оговорок…
    Но как же всё-таки – творог,
    А может правильнее – творог?
    Задачу эту смог решить
    Мой дядя, лишь дойдя до кассы –
    Сказав: «Прошу вас получить
    За полкило творожной массы».
    Кассирша мало разбиралась
    В местоименьях, падеже
    И так сказала: «Не осталось,
    Она распродата уже!»
    Мой дядя выяснял лет 40
    И всё же выяснить не мог-
    Как говорить вернее- творог?!
    А может, правильней – творог!?!
    И как-то он в молочной лавке
    Его увидел на прилавке-
    Лицо, как роза, расцвело
    Решил купить он полкило.
    Но тотчас, на прилавок глядя,
    Опять задумался мой дядя:
    «Ведь, вероятно он не дорог,
    Пойдёт в ватрушку и в пирог.
    А как спросить: «Почём творог?
    А может правильнее- творог?
    Поставьте правильно ударения
    Шофер –
    шоф е р
    Звонит –
    звон и т
    Свекла –
    св ё кла
    догов о р
    Договор –
    Танцовщица –
    танц о вщица
    Квартал –
    кварт а л
    Упростить –
    упрост и ть
    Кулинария –
    кулин а р и я
    Найди антонимы к словам
    Кверху –
    книзу
    Мудрость –
    глупость
    Свобода –
    угнетение
    Мужество –
    трусость
    Оборона –
    нападение
    Найди синонимы к словам
    Закричать –
    поднять крик, заорать
    Лежак –
    топчан
    Лекарство –
    снадобье
    Невольник –
    раб
    Печально –
    невесело
    Петушиться –
    задираться
    Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова.
    Найдите значение крылатых выражений:
    свинью подложил
    мамаево побоище
    плясать под чужую дудку
    Разгадай шифровку
    НА – ПО – И – ДРУ – СЛО – ШИ – МОЩ- ЗЬЯ- ВА –НИ –РИ –КИ
    НАШИ ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ – СЛОВАРИ
    Спасибо за работу!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *