Сочинение на тему словари наши помощники

4 варианта

  1. Оборудование: выставка различных
    типов словарей, энциклопедий, справочной
    литературы, портреты В.И. Даля, С.И. Ожегова.
    Форма проведения: работа творческих
    групп
    Эпиграф (на доске): Словарь – это вся
    вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько
    подумать, словарь – это книга книг. Он включает в
    себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из
    нее… (А. Франс)
    ХОД УРОКА
    I. Слово учителя:
    В наше время, в век научного прогресса, в
    условиях быстрого накопления информации резко
    увеличивается поток публикаций по всем отраслям
    знания. Все это неизмеримо повышает значение
    различных видов справочной литературы,
    предназначенной для скорого и удобного
    получения надежных сведений научного,
    прикладного или познавательного характера. Без
    словарей, без справочников в настоящее время
    обойтись невозможно, так как в них собраны
    огромные человеческие знания, расположенные в
    алфавитном порядке. Язык непрерывно развивается
    и отражает развитие самого общества, поэтому
    даже человеку, постоянно занимающемуся языком,
    невозможно запомнить все необходимые сведения о
    нем и о значении новых слов. Естественно, что
    каждый образованный человек, а также человек,
    работающий над своей языковой культурой,
    вынужден обращаться за справками к различным
    словарям.
    Тема урока: «Словари – наши друзья и
    помощники».
    Цель – расширить познания о словарях,
    об истории возникновения и развития словарного
    дела в России, а также показать практическое
    применение различных видов словарей в жизни. Для
    этого творческие группы учащихся обратились к
    историческим сведениям о развитии словарного
    дела в России (группа «Историки»), изучили
    литературу, посвященную жизни и деятельности
    создателям толковых словарей В.И.Далю и С.И.
    Ожегову (группа «Персоналии»); группой
    «Социологи» проведено анкетирование среди
    учащихся школы №143 с целью изучения потребностей
    в практическом применении словарей и
    справочников различных типов; группа
    «Лингвисты» подготовила материалы об одном
    слове по разным типам словарей.
    Словари доставляют огромную радость тем, кто
    постоянно ими пользуется, читает их. Известный
    французский писатель А. Франс писал: «Словарь –
    это вся вселенная в алфавитном порядке! Если
    хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он
    включает в себя все другие книги, нужно лишь
    извлечь их из нее…» Словари и справочники всегда
    помогали людям расширять свои знания, повышать
    языковую культуру. Однако для того чтобы
    получить помощь от словарей, еще необходимо
    знать о том, какие словари существуют, нужно
    уметь ими правильно пользоваться.
    II. Представление групповой работы
    1. Группа «Историки»
    История словарного дела в России
    Современная лексикография многолика, она
    представляет широкий набор словарей разных
    типов, но основы ее закладывались в далеком
    прошлом, поэтому и мы обратимся сначала к
    истории.
    Само слово словарь (обозначающее сборник
    слов, обычно в алфавитном порядке расположенных,
    с пояснениями, толкованиями или с переводом на
    другой язык) в русском языке появляется в конце
    XVIII в., постепенно вытесняя употреблявшееся
    наименование лексикон (от греческого lexikon
    – словарь). Одним из первых печатных словарей был
    «Лексикон славеноросский и имен толкование»,
    труд известного в XVII в. ученого, видного
    просветителя и «книгопечатного мастера» Памвы
    Берынды. В этом словаре (изданном в Киеве в 1627г.)
    объяснялись непонятные старославянские и
    иностранные слова и имена (всего около 7000 слов).
    Позже, в Петровскую эпоху, словарное дело
    расширяется и совершенствуется. Коренное
    преобразование русской жизни отразилось,
    естественно, и в языке, который пополнился
    множеством новых слов, терминов из разных
    областей науки и общественной жизни. В это время
    начинают активно переводится с разных языков
    (голландского, немецкого, английского,
    французского) научные труды, книги по военному,
    морскому, инженерному делу, искусству и
    просвещению. Возникает насущная необходимость в
    словарях, объясняющих новые слова и помогающих в
    переводах разных иноземных книг.
    Первым русским академиком был, как известно,
    Михаил Васильевич Ломоносов. В его
    многообразной, более чем двадцатилетней
    деятельности в стенах академии нашлось место и
    словарной работе. Он редактировал и рецензировал
    ряд создававшихся в то время лексиконов.
    Ломоносов действительно не успел сам создать
    такой труд, однако влияние его опыта и идей было
    велико и непосредственно сказалось при
    составлении «Словаря Академии Российской»
    (1783-1794).
    Опыт и материалы словарей использовали
    составители всех последующих толковых словарей
    XIX в. Развитие и обогащение языка, а вместе с ними
    и развитие словарного дела самым тесным образом
    связаны с историей культуры, историей России
    того времени.
    Начало XIX в. Только что завершилась
    победой Отечественная война 1812 г., пробудившая,
    всколыхнувшая все слои русского общества. Рост
    национального самосознания проявился и в
    отношении к языку, который воспринимается как
    национальное богатство и общенародное
    достояние. Именно в эти годы создавались те
    первые академические словари. Но только под
    пером А.С. Пушкина русский язык обретает силу и
    красоту, простоту и точность выражения. Гением
    Пушкина русский язык преобразуется, создается
    фактически тот язык, на котором говорим и мы с
    вами.
    В начале XIX в. все более расширяется круг
    словарных работ. Языковеды и лексикографы
    обращаются к изучению разных сторон языка, к
    богатству его словарных запасов. Знаменательным
    событием не только для лексикографии, но и для
    всей русской культуры было издание в 1863-1866 гг.
    четырехтомного «Толкового словаря живого
    великорусского языка» В.И. Даля. Необыкновенная
    ценность этого труда состояла прежде всего в том,
    что в нем нашел наиболее полное отражение
    русский язык середины XIX в.: кроме книжной,
    общелитературной лексики словарь содержит
    огромное количество народных, областных слов, а
    также богатую терминологию разных ремесел и
    профессий.
    Словари XX века
    В 30-е годы XX в. коллектив ученых (в него вошли В.В.
    Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов,
    Б.В. Томашевский, Д.Н. Ушаков) создает Толковый
    словарь русского языка в 4 томах (1934-1941). Его
    основу составляют слова нашей классической
    литературы от Пушкина до Горького и
    общепринятого научного, делового и книжного
    языка, сложившегося в течение XIX века. Но в него
    включены также и новые слова, вошедшие во
    всеобщее употребление… Однако, обладая многими
    достоинствами, словарь Ушакова не был
    компактным, однотомным, массовым. Такой словарь
    остался «на повестке дня». Предвоенные и военные
    годы отодвинули, замедлили осуществление этого
    важного дела. Только в 1949г. вышел первый
    однотомный словарь современного русского языка.
    Он был составлен С.И. Ожеговым (одним из авторов
    «ушаковского» словаря) при участии некоторых
    других членов этого же авторского коллектива. Из
    всего многообразия лексики современного языка
    здесь была предоставлена наиболее существенная
    ее часть, наиболее нужная и употребительная.
    Слова сопровождались грамматическими и
    стилистическими пометами (пояснениями),
    указывалось также правильное ударение, в
    необходимых случаях и произношении. Словарь
    сразу же стал пользоваться заслуженной
    популярностью. С.И. Ожегов продолжал работу по
    его усовершенствованию и переизданию.
    2. Группа «Исследователи»
    Два типа словарей: лингвистические
    и энциклопедические

    Словари бывают разнообразных типов. В первую
    очередь они четко делятся на две группы: энциклопедические
    и лингвистические.
    Особенностью энциклопедий и энциклопедических
    словарей является то, что в них объясняются не
    слова, а реалии (предметы и лица, явления и
    понятия), обозначаемые теми или иными словами.
    Слово энциклопедия родилось у древних
    греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение
    по всему кругу знаний». Поэтому любой читатель
    любого образовательного уровня может найти в ней
    необходимые сведения по интересующему его
    вопросу. Энциклопедия является важным средством
    самообразования. Это определяет структуру
    энциклопедии, содержание и принципы освещения
    материала. Составители БСЭ стремились к тому,
    чтобы статьи сочетали в себе научность,
    актуальность, краткость и доступность.
    В лингвистических словарях объясняются сами слова
    и фразеологизмы, толкуется их лексическое и
    грамматическое значение, употребительность в
    речи и т.п.
    Четкое представление о различии между
    энциклопедическим и лингвистическим словарем
    может дать сопоставление соответствующих по
    заглавному слову двух объяснительных статей.
    Для примера рассмотрим статьи с заглавным
    словом звук. (Раздаточный материал)
    В «Советском энциклопедическом словаре»:
    ЗВУК, упругие волны, распространяющиеся
    в газах, жидкостях и твердых телах и
    воспринимаемые ухом человека и животных. Человек
    слышит Звуки с частотами от 16 Герц до 20 килогерц.
    Звук с частотами до 16 Герц называется
    инфразвуком, а больше 20 килогерц – ультразвуком.
    Наука о Звуках называется акустикой.
    В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова:
    ЗВУК, -а, м. 1. Воспринимаемое слухом
    физическое явление, вызываемое колебательными
    движениями частиц воздуха или другой среды. Скорость
    звука. Звук голоса. Звук выстрела. Музыкальный
    звук (в отличие от шума). Ни звука. (о
    полном молчании). 2. Членораздельный элемент
    человеческой произносимой речи. Звуки
    русского языка. II прил. звуковой, -ая,
    -ое.
    Сопоставление двух словарных статей
    подтверждает вышеотмеченное различие в
    толковании слов данных двух типов словарей.
    К лингвистическим словарям относятся переводные
    (двуязычные)
    словари, изданию которых в
    нашей стране уделяется большое внимание.
    Учитель: На уроке речь идет об
    одноязычных лингвистических
    словарях на
    русском языке и о русском языке, т.е. о тех
    словарях, которые с различных сторон объясняют
    лексику русского языка.
    3. Группа «Персоналии»
    Сообщение о жизни и деятельности В.И. Даля и С.И.
    Ожегова.
    4. Группа «Исследователи 2»
    Рассказывают о современных лингвистических
    словарях.
    5. Группа «Социологи»
    Анализ анкетирования по использованию
    различного вида словарей и справочной
    литературы учащимися 5-11 классов ОУ №143 г.
    Екатеринбурга.
    Для проведения вышеуказанного исследования
    были предложены следующие вопросы:
    Какие словари, справочники, энциклопедии вы
    знаете?
    При подготовке каких уроков (заданий) вы
    пользуетесь справочной литературой и какой?
    Как часто вы обращаетесь к справочной
    литературе?
    Каких авторов (составителей) словарей вы знаете?
    Как построена словарная статья в толковом
    словаре? (что можем из нее узнать?)
    Чем отличаются энциклопедии от лингвистических
    словарей?
    Где, когда и от кого вы узнаете о словарях и
    энциклопедиях?
    В анкетировании приняли участие учащиеся с 5 по
    11 класс.
    Из них:

  2. Словарь на рабочем столе также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тет­радь. Он — друг и помощник. Следует различать словари и спра­вочники. Что такое справочники, знают все. В них содержатся краткие сведения по разным вопросам. Словарь же более объём­ный по содержанию и разнообразней по функциям.
    Словарь — это перечень слов (обычно в алфавитном поряд­ке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка. Существуют разные типы словарей. Име­ются словари для специалистов, для широкого круга читате­лей, для школьников. В одних словарях объясняются предме­ты, явления окружающего мира (это словари энциклопедиче­ские), в других — разъясняются (толкуются) лексические зна­чения слов, указываются нормы их правописания, произноше­ния (это словари лингвистические). В зависимости от задач сло­варя, разным будет состав слов, по-разному они будут рас­полагаться и толковаться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
    Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому сло­варю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдёте сведения об ударении, о правописании, наи­более типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. Например, слово «фа­милия» произошло от латинского «семья». Фамилия возникла как семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Из глубины веков доходит благодаря фамилии про­фессия нашего предка. Например: Рыбаков, Сапожников.
    Но не все фамилии легко объяснимы, иногда бывает трудно докопаться до их смысла. Большинство русских фамилий взя­то в Святцах — от имён в церковном календаре. Бытовали и мирские имена — от прозвищ, которые перешли в фамилии (на­пример, Толстик, Пухлик). «Семинарские» фамилии появля­лись в духовных учебных заведениях. Фамилии несут в себе за­бытые слова, и открыть их снова бывает очень увлекательно и интересно. А поможет вам в этом этимологический словарь, в котором объясняется происхождение слов.
    В толковых словарях значения слов подтверждаются при­мерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Толковый словарь необходим при чтении художественных произведений. Я, например, пользуюсь им. Он на моем письменном столе занимает почетное место. Когда мои друзья спрашивают меня о том, что бы я хотел получить в подарок, я отвечаю: «Словарь».

  3. Содержание
    Введение…………………………………………………………………3
    1.
    Виды словарей……………………………………………….……….4
    2.
    Сколько слов в русском
    языке?………………………………………………….5
    3.
    Роль словарей – разговорников языков различных стран………….8
    Заключение……………………………………………………………..10
    Список
    литературы
    Введение
    Различного рода словари русского языка не только обогащают активный словарь
    каждого человека, но и служат незаменимыми помощниками в овладении нормами
    русского литературного языка.  Богатство мыслей мы можем выразить только с
    помощью богатого языка. В правильной речи проявляется культура человека.
    Без книг и других источников информации современное образование невозможно.
    Значит невозможно оно и без словарей.
    История развития человеческого разума связана с библиотеками. Жизнь заставляет
    человека получать все новую информацию, накапливать ее и двигаться вперед,
    добиваться новых знаний, делать новые открытия. В этом помогает справочная
    литература – словари. Надо только умело всем пользоваться.
    В данной работе подробнее познакомимся с такими источниками информации, как словарь.
    В мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах.
    Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное бюро, были сделаны
    еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: “Эти книги делают человека умным
    и обучают невежду, помогая ему понять все”[1].
    1.
    Виды словарей

    Толковые словари служат для того, чтобы объяснить, истолковать значения
    слов родного языка, а также показать условия их правильного употребления.
    Нормативный характер «Словаря русского языка» С. И. Ожегова выражается, кроме
    отбора лексики, системой стилистических и грамматических помет, показом
    ударения, а иногда указанием на произношение отдельных звуков языка. В словаре
    Ожегова отражены и те изменения, которые произошли в стилистической оценке
    слова, в сфере его употребления, степени распространенности. Задача
    синонимических словарей заключается в том, чтобы показать, что объединяет
    синонимы одного синонимического ряда и что отличает их друг от друга. В
    двухтомном «Словаре синонимов русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой
    слова, образующие синонимические ряды, сопровождаются характеристикой их
    смысловых, стилистических, экспрессивно-эмоциональных и иных особенностей.

    В словарь иностранных слов
    помещается заимствованная лексика с
    сообщением, из какого языка пришло слово в русский язык.

    Во фразеологических словарях
    объясняются
    фразеологические обороты. А сборник «Крылатые слова» Н. С. Ашукина и М. Г.
    Ашукиной разъясняет литературные цитаты, библейские выражения, а также образные
    выражения, возникшие на основе античной мифологии.
    Фиксируя внимание на точном, наиболее оправданном употреблении слова или его
    формы, словари правильности речи способствуют углублению знаний о слове,
    помогают овладеть литературной речью (словарь-справочник «Трудности
    словоупотребления и варианты норм русского литературного языка» под редакцией
    К. С. Горбачевича).
    Слова в орфоэпическом словаре приводятся с указанием ударения и
    правильного произношения отдельных звуков и сочетаний звуков.

    «Словарь сокращений русского языка»
    Д. И. Алексеева
    расшифровывает сокращения, указывает на произношение и грамматический род.
    Словари языка писателей показывает, как и какую лексику использует в своих
    произведениях данный автор, что взято из общенационального фонда, а что создано
    лично. В этимологическом словаре объясняется происхождение слова, а в
    диалектных – собрана лексика и фразеология какого-либо диалекта или всех
    диалектов данного языка. Неоценимую помощь в работе над словом оказывают и
    «Словарь антонимов русского языка» М. С. Львова, и «Словарь омонимов русского
    языка» О. С. Ахмановой, и «Школьный словообразовательный словарь» 3. А. Потихи[2].
    Кроме того, существуют словари, объясняющие термины и дающие необходимые
    сведения из области различных знаний: физической, химической, географической,
    «Словарь лингвистических терминов», «Словарь литературоведческих терминов». Эти
    словари систематизируют знания, наполненные человечеством.
    2.
    Сколько слов в русском языке?

    Богатство языка выражается прежде всего в запасе слов, или, как говорят
    языковеды, в богатстве лексики. Сколько слов в нашем языке? На этот вопрос
    ответить очень трудно. Например, в однотомном «Словаре русского языка» С. И.
    Ожегова, в который включены только самые употребительные слова, 57 тыс. слов.
    В большом семнадцатитомном академическом словаре более 100 тыс. слов. Но это
    далеко не все слова русского языка. Существует масса так называемых диалектных
    слов, которые употребляются только в отдельных районах нашей страны. Они не
    входят в общий литературный язык.
    Но их часто используют писатели для передачи особенностей речи и быта
    жителей того или иного края. И. С. Тургенев, например, употреблял в своих
    произведениях южнорусские (главным образом орловские) слова: Панёва — Юбка,
    Бучило — Глубокая яма с водой, Казюли — Змеи, Лядащий (человек) — негодный для
    работы и др[3]. М. А. Шолохов с большим мастерством использует местные донские
    слова: Баз — Двор, Курень — Дом, Гутарить — Говорить, Завеска — Фартук, Кубыть
    — Может быть и т. п.[4]   Диалектные слова, как правило, в словари
    литературного языка не включают. Но их ввел в свой знаменитый «Толковый словарь
    живого великорусского языка» В. И. Даль.
    Шестое издание. Год издания: 1956, Набрано и напечатано со второго
    издания 1880 – 1882 гг.
    Словарь этот вышел в 60-х годах прошлого века и включает более 200 тыс. слов. В
    общий литературный язык не входят и профессиональные слова, которыми пользуются
    специалисты.
    Их включают в терминологические словари (например, словари по радиотехнике,
    медицинские, морские). Это вызвано необходимостью. Ведь общее количество
    специальных терминов разных наук и ремесел огромно: их несколько миллионов. Ни
    один словарь не в состоянии вместить их все, да это и не нужно. Терминами,
    относящимися к той или иной профессии, может в полной мере владеть только
    специалист. Но четкой, резкой границы между специальными терминами и
    общеупотребительными словами литературного языка нет.
    В наше время научные достижения все шире входят в быт; ученики уже в школе
    знакомятся с основами наук. И у нас нет сегодня, пожалуй, людей, которые
    незнакомы со словами Атом И Молекула. А Ведь это термины физики и химии. Сейчас
    каждый мало-мальски знакомый с техникой человек знает и часто употребляет
    технические термины: Трансформатор, транзистор, реле, фокусировка, траектория,
    аккумулятор И многие другие.
    Поэтому самые употребительные из научно-технических терминов включают в словари
    русского литературного языка. Но и это еще не весь словарный состав языка. Язык
    имеет свои средства, свой строительный материал для производства новых слов.
    Зная приставки, суффиксы и правила их употребления, можно от уже готовых слов
    образовать новые. Писатели охотно пользуются этой возможностью.
    Известно, как много новых слов создал В. В. Маяковский: Огромнить,
    пролетариатоводец, многопудье. Советский паспорт он назвал Молоткастым И
    Серпастым[5]. Поэт не нарушал законов
    русского языка: глагол Огромнить y
    него образован от прилагательного oгромный.
    По тому же принципу, что глаголы золотить, румянить – от прилагательных золотой,
    румяный. Существительное пролетариатоводец создано по образцу слов флотоводец,
    полководец; серпастый — Как Глазастый, головастый и т. д.
    В общее употребление новообразования Маяковского не вошли, в словарях их нет.
    Но они нам вполне понятны, так как созданы по законам русского языка, и их
    нельзя назвать нерусскими. Мы сами придумываем такие слова в случае
    необходимости на каждом шагу. Мы можем, например, сказать о вазе, что она бутылкообразная,
    а студентов университета назвать университетчиками. Хотя этих слов в словаре
    нет и, может быть, до нас их никто не употреблял. Такие слова свидетельствуют о
    богатейших возможностях словообразования, заложенных в языке. Новые слова
    возникают в языке постоянно. Большинство из них употребляется мало и быстро
    исчезает, но некоторые закрепляются и пополняют словарный запас языка.
    Поэтому словарное богатство языка поистине неисчерпаемо, и мы не можем точно
    сказать, сколько слов в нашем языке.
    3. Роль
    словарей – разговорников языков

    различных
    стран

    Оказаться в чужой стране и не знать ее языка — это не только не красиво по
    отношению к обычаям и традициям страны, но и может быть опасно. К сожалению, не
    все из нас наделены уникальной способностью запоминать бессчетное количество
    языков и спокойно на них изъясняться.  Это дано только полиглотам, а их тоже не
    так-то много в мире. Способность к языкам — это такая же уникальная особенность
    организма, точнее человеческого мозга, как данный от природы дар создавать
    художественные, музыкальные, литературные шедевры.
    Сегодня изучению иностранного языка в школе уделяют большое внимание. Его
    начинают преподавать с первого класса и к пятому большинство детей уже могут
    спокойно объяснять элементарные вещи на втором языке. Как правило, в школах
    учат английский, немецкий, французский языки. Несколько реже итальянский и
    испанский языки. И уже совсем редко уделяют внимании азиатским языкам, таким
    как японский, китайский. Не потому что эти языки не востребованы, а потому что
    изучать их не хватает терпения, они относятся к самой сложной группе языков[8].
    Зато переводчики, владеющие этими языками, оцениваются выше всего. Тем не
    менее, у нас встречается очень мало людей, которые в совершенстве владеют хотя
    бы двумя языками. Это в 18 веке образованного человека, не знающего 5-6 языков,
    автоматически исключали из плеяды образованных людей. Дворянин мог окончить
    престижный университет, писать стихи, отличаться живым умом и сообразительностью,
    но если не было свободного перехода в речи на английский, немецкий, французский
    язык, то не нужно было больше беспокоиться о том, чтобы прослыть за
    образованного человека. О знании такого количества языков мы даже не заикнемся.
    Для этого нужно иметь достаточное количество времени, денег и определенные
    способности.
    Но разговаривать свободно можно на языке той или иной страны только в том
    случае, если вы уже прожили там определенное количество времени. Ничто так не
    улучшает уровень владения языком, как пребывание в стране и общение с
    носителями языка. Через некоторое время каждый человек начинает не то, что
    свободно говорить на языке страны, но и думать на нем. А это, по мнению
    лингвистов, высший уровень, предел мастерства, высшая точка овладения языком.
    Но для того, чтобы овладеть языком в такой степени, необходимо вначале
    отправиться за границу и прожить там какое-то время. Многие уезжают именно с
    этой целью, чтобы в совершенстве начать говорить на том или ином языке.
    Однако, это касается не общеразговорных языков, вроде перечисленных
    английского, немецкого, французского, а именно диалектов, наречий и
    экзотических языков. Большинство стран по-прежнему борется с засильем
    американизмов, поэтому максимально сокращает употребление всевозможных слов
    страны демократии в родной стране. Этим легко объясняется то, что вы не везде
    сможете изъясняться на привычном английском языке. Нет, конечно, модные курорты
    всегда встретят вас стандартной фразой welcome, и никаких проблем не возникнет.
    Но если не хочется посещать модные курорты и хочется отдохнуть где-нибудь, где
    не ступала нога человека или ступала, но очень мало, просто будет необходим
    карманный словарь[6].
    Заключение
    Словарь — это незаменимый помощник в поиске любого иноязычного слова, в
    изучении терминологии какой – либо сферы знания. Существует большое
    разнообразие типов словарей. Самая общая классификация делит все словари на
    лингвистические и нелингвистические. Лингвистические словари в свою очередь
    подразделяются на толковые и переводные, последние из которых бывают
    двуязычными и многоязычными.  Нелингвистические словари — это, например,
    известные нам энциклопедии, которые дают необходимую, подробную информацию из
    любой области науки.
    Среди терминологических словарей выделяются глоссарии, которые помимо
    толкования узкоспециализированного термина дают к нему примеры употребления,
    комментарии, перевод на другой язык. В глоссарии можно легко узнать значение разных
    понятий, которые являются узкоспециализированными терминами[11].
    Особый вид словарей представляет тезаурус. Во-первых, вместо привычного
    алфавитного порядка, который мы находим в любом другом словаре, в тезаурусе все
    слова сгруппированы по темам. Словарь данного типа не дает определений словам,
    как, например, толковый, а отражает слова, которыми может быть выражено
    значение искомого слова. Иными словами, если нужно найти какое-то слово, но не
    знаем его точной дефиниции, то можно при помощи тезауруса найти его исходя из
    своих ассоциаций о нем.
    Список
    литературы

    1.
    Самохина А.П. – Культира древнего Египта; изд. Полиздат. 2008г. 241стр.
    2.
    Кортнев Л.Т. – Роль словаря в жизни человека; изд. Наука.
    2005г. 138стр.
    3.
    Хмелин Г. Л. – Творчество И. С. Тургенева: учебное пособие для гуманитарных ВУЗ
    –ов/ изд. Омега. 2007г. 86стр.
    4.
    Лодкина Н. Р. – Диалектный словарь народов России; изд. Принт. 2004г. 537стр.
    5.
    Гилава Х. О. – Наследие В. В. Маяковского; изд. Литератор.
    2005г. 137стр.
    6.
    Журнал – Путешествие и отдых;  # 4 (41) 2012г.
    7. Панина В.Н.
    Русская терминология. -М.: Филологический факультет, 1996г. 125 с.
    8.
    Данилова В.Н. // Лингвистические проблемы терминологии. М., 2007г. 208стр.
    9. Ковальчук Д.С. Вопросы заимствования и упорядочения терминов и
    терминоэлементов. М., 2002г. 149стр.
    10.
    Лосько М.Г. Системность и асистемность в языке. М., 2008г. 82стр
    11.
    Георгиани Л.А. О понятиях “термин” и “терминология” //
    М., 2005г. 62стр.

  4. СЛОВАРЬ НА ВАШЕМ СТОЛЕ

    Словарь на рабочем столе также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тет­радь. Он — друг и помощник. Следует различать словари и спра­вочники. Что такое справочники, знают все. В них содержатся краткие сведения по разным вопросам. Словарь же более объём­ный по содержанию и разнообразней по функциям.
    Словарь — это перечень слов (обычно в алфавитном поряд­ке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка. Существуют разные типы словарей. Име­ются словари для специалистов, для широкого круга читате­лей, для школьников. В одних словарях объясняются предме­ты, явления окружающего мира (это словари энциклопедиче­ские), в других — разъясняются (толкуются) лексические зна­чения слов, указываются нормы их правописания, произноше­ния (это словари лингвистические). В зависимости от задач сло­варя, разным будет состав слов, по-разному они будут рас­полагаться и толковаться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
    Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому сло­варю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдёте сведения об ударении, о правописании, наи­более типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. Например, слово «фа­милия» произошло от латинского «семья». Фамилия возникла как семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Из глубины веков доходит благодаря фамилии про­фессия нашего предка. Например: Рыбаков, Сапожников.
    Но не все фамилии легко объяснимы, иногда бывает трудно докопаться до их смысла. Большинство русских фамилий взя­то в Святцах — от имён в церковном календаре. Бытовали и мирские имена — от прозвищ, которые перешли в фамилии (на­пример, Толстик, Пухлик). «Семинарские» фамилии появля­лись в духовных учебных заведениях. Фамилии несут в себе за­бытые слова, и открыть их снова бывает очень увлекательно и интересно. А поможет вам в этом этимологический словарь, в котором объясняется происхождение слов.
    В толковых словарях значения слов подтверждаются при­мерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Толковый словарь необходим при чтении художественных произведений. Я, например, пользуюсь им. Он на моем письменном столе занимает почетное место. Когда мои друзья спрашивают меня о том, что бы я хотел получить в подарок, я отвечаю: «Словарь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *