Сочинение на тему словари русского языка 6 класс

7 вариантов

  1. Различного рода словари русского языка не только обогащают активный словарь каждого человека, но и служат незаменимыми помощниками в овладении нормами русского литературного языка. Богатство мыслей мы можем выразить только с помощью богатого языка. В правильной речи проявляется культура человека.
    Толковые словари служат для того, чтобы объяснить, истолковать значения слов родного языка, а также показать условия их правильного употребления. Нормативный характер “Словаря русского языка” С. И. Ожегова выражается, кроме отбора лексики, системой стилистических и грамматических помет, показом ударения, а иногда указанием на произношение отдельных звуков языка. В словаре Ожегова отражены и те изменения, которые произошли в стилистической оценке слова, в сфере его употребления, степени распространенности.
    Задача синонимических словарей заключается в том, чтобы показать, что объединяет синонимы одного синонимического ряда и что отличает их друг от друга. В двухтомном “Словаре синонимов русского языка” под редакцией А. П. Евгеньевой слова, образующие синонимические ряды, сопровождаются характеристикой их смысловых, стилистических, экспрессивно-эмоциональных и иных особенностей.
    В словарь иностранных слов помещается заимствованная лексика с сообщением, из какого языка пришло слово в русский язык.
    Во фразеологических словарях объясняются фразеологические обороты. А сборник “Крылатые слова” Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной разъясняет литературные цитаты, библейские выражения, а также образные выражения, возникшие на основе античной мифологии.

  2. Думаю, что сначала необходимо определить значение понятия Толковый словарь (например, “это словарь, в котором толкуются лексические значения слов).
    Неплохо отметить, что термин толковый ввел Владимир Иванович Даль.
    Дальше можно указать, какие бывают толковые словари (а они бывают разные в зависимости от состава). Например, бывают нормативные словари; в них, как правило, определяются значения слов литературного языка. Бывают фразеологические словари, словари иностранных слов.
    Есть даже словари диалектные, словари, в которых толкуются слова, использованные писателем в своем творчестве (например, словарь языка А.С. Пушкина).
    Ранние толковые словари, которые существовали на Руси в XIII-XVII веках, были смешанными: в них объяснялись иностранные слова и исторические.
    Можно упомянуть о толковых словарях русского языка, которые появились до революции.
    Может быть, стоит рассказать о словаре Даля, как он собирал слова. Словарь Даля – это общий толковый словарь, в нем толкуются слова литературного языка, а также говоров.
    Ну и перейти можно к словарям современного русского языка, например, под редакцией Д.И. Ушакова или С.И. Ожегова. При этом хорошо бы сравнить, как разработаны словарные статьи у Ожегова и Ушакова, для чего взять одно и то же слово в этих словарях.

  3. Толковые словари считаются одними из самых важных среди всех других словарей. Наличие толкового словаря на каком-либо языке свидетельствует о степени развитости книжного дела и потому выступает как один из признаков цивилизованности общества. Толковые словари созданы на многих языках.Главное назначение толкового словаря — объяснить значения слов. Дело в том, что слово любого языка обладает большим количеством значений, чем знает и помнит носитель языка.Как вы думаете, почему художественное произведение производит на нас столь сильное впечатление по сравнению с обычной речью?В сборниках по стилистике и анализу художественного текста, которые используются в работе, например, со студентами лингвистических и литературных институтов, приводятся начальные варианты текстов и отрывки из произведений великих писателей с мировым именем. Вчитываясь в эти отрывки из книг Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова и других мастеров художественного слова, замечаешь, различия в смысле между черновым вариантом и окончательным. В произведении имеет место приращение смысла, то есть слова приобретают дополнительный смысл.Словарь всегда поможет полнее реализовать семантические и стилистические возможности слова. Писатель читая словарь, обогащает свою речь и, соответственно, обогащается язык его произведений.В повседневном общении носители языка должны стремиться так употреблять слова, чтобы их значения как можно точнее передавали мысль. Именно поэтому нужно чаще обращаться к толковым словарям.Как словарь толкует значение слова, можно показать на примере кроссвордов. Ответами на задание кроссворда бывают имена собственные и нарицательные, формулировка задания к имени нарицательному и есть толкование значения, правда, в предельно кратком виде. Составители кроссвордов пользуются толковыми словарями. Попробуйте решать кроссворды в обратном порядке, то есть составлять их. Такие упражнения помогут вам выработать полезный навык давать определения значений и выражаемых ими понятий.Некоторые слова или их значения снабжаются в толковом словаре пометами, которые помогают охарактеризовать сферу употребления слов. Если пометы нет, то слово может употребляться в любых речевых условиях. Число помет в разных словарях колеблется от 5-6 до 20 и более. В предисловии к толковому словарю даётся список помет.Определяется также область применения слова: математика, биология, музыка и так далее. Некоторые писатели решительно возражали против помет, так как видели в этом своего рода «запретительство». Лексикографы с такой позицией не согласны и заявляют, что они не запрещают употребление каких бы то ни было единиц, а лишь регистрируют сферу их функционирования. Реально же в художественных произведениях представлен весь словарный состав народного языка: общеупотребительная, диалектная и научная лексика, устаревшие слова и неологизмы. Говорящему, который стремится к правильности речи, пометы в толковых словарях необходимы.

  4. Словарь на рабочем столе также необходим, как и другие школьные принадлежности — учебник, ручка, дневник, тет­радь. Он — друг и помощник. Следует различать словари и спра­вочники. Что такое справочники, знают все. В них содержатся краткие сведения по разным вопросам. Словарь же более объём­ный по содержанию и разнообразней по функциям.
    Словарь — это перечень слов (обычно в алфавитном поряд­ке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка. Существуют разные типы словарей. Име­ются словари для специалистов, для широкого круга читате­лей, для школьников. В одних словарях объясняются предме­ты, явления окружающего мира (это словари энциклопедиче­ские), в других — разъясняются (толкуются) лексические зна­чения слов, указываются нормы их правописания, произноше­ния (это словари лингвистические). В зависимости от задач сло­варя, разным будет состав слов, по-разному они будут рас­полагаться и толковаться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
    Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому сло­варю. В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдёте сведения об ударении, о правописании, наи­более типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. Например, слово «фа­милия» произошло от латинского «семья». Фамилия возникла как семейное наименование, прибавляемое к имени и отчеству человека. Из глубины веков доходит благодаря фамилии про­фессия нашего предка. Например: Рыбаков, Сапожников.
    Но не все фамилии легко объяснимы, иногда бывает трудно докопаться до их смысла. Большинство русских фамилий взя­то в Святцах — от имён в церковном календаре. Бытовали и мирские имена — от прозвищ, которые перешли в фамилии (на­пример, Толстик, Пухлик). «Семинарские» фамилии появля­лись в духовных учебных заведениях. Фамилии несут в себе за­бытые слова, и открыть их снова бывает очень увлекательно и интересно. А поможет вам в этом этимологический словарь, в котором объясняется происхождение слов.
    В толковых словарях значения слов подтверждаются при­мерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Толковый словарь необходим при чтении художественных произведений. Я, например, пользуюсь им. Он на моем письменном столе занимает почетное место. Когда мои друзья спрашивают меня о том, что бы я хотел получить в подарок, я отвечаю: «Словарь».

  5. Цель:
    обучающая: повторить лексику, узнать,
    какие бывают словари, формировать
    ключевые и предметные компетенции,
    умение работать с книгой-словарём
    развивающая: развивать речь учащихся,
    внимание, память, логическое мышление,
    языковое чутьё, орфографическую зоркость
    воспитывающая: воспитывать любовь к
    родному языку, родному слову, интерес к
    урокам русского языка.
    Оборудование:
    Выставка словарей в лингвистическом
    музее (классе)
    Плакаты – рисунки, изображающие
    фразеологизмы
    Высказывания Демокрита, А.Франса, В.Брюсова
    Карточки-задания
    Листы для рефлексии, самооценки
    Медиапроектор
    Литература:
    Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 6
    классе. М., Просв., 2001, стр. 27-29.
    Журнал “Русский язык в школе”, 1992/2, 2001/3,
    2002/2, 2002/1, 2008/4
    Е.П.Преображенская. Кружок русского
    языка в школе. М., Просв., 1966
    А.Хайт, А.Левенбук. Весёлая грамматика “Радионяни”.
    М., 1997
    Интернет-ресурсы
    Н.В. Лядова,Л.А.Меньшикова.
    Физкультминутки для ученика и учителя.
    Пермь, 2004.

    Ход урока.


    1. Оргмомент. Положительный настрой на
    занятие.

    ВЕЛИКОДУШИЕ (притча)
    Высунув голову из гнезда, орленок увидел
    множество птиц, летающих внизу среди скал.
    – Мама, что это за птицы?- спросил он.
    – Наши друзья,- ответила орлица сыну.- Орел
    живет в одиночестве – такова его доля. Но и
    он порою нуждается в окружении. Иначе какой
    же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу,-
    наши верные друзья.
    Удовлетворенный маминым разъяснением
    орленок продолжал с интересом наблюдать за
    полетом птиц, считая их отныне своими
    верными друзьями. Вдруг он закричал:
    – Ай-ай, они украли у нас еду!
    – Успокойся, сынок! Они ничего у нас не
    украли. Я сама их угостила. Запомни раз и
    навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы
    орел ни был голоден, он непременно должен
    поделиться частью своей добычи с птицами,
    живущими по соседству. На такой высоте они
    не в силах найти себе пропитание, и им
    следует помогать.
    Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен
    быть добрым и терпимым, проявляя внимание к
    чужим нуждам. Почет и уважение добываются
    не силой, а великодушием и готовностью
    поделиться с нуждающимся последним куском.
    Поразмышляйте, пожалуйста, как эта
    философская притча связана с нашим уроком?
    Потом поделимся впечатлениями.

    (
    Притча – это небольшой рассказ,
    содержащий поучение в иносказательной,
    аллегорической форме. Притча иллюстрирует
    важную идею, касаясь проблем морали,
    общечеловеческих законов. В притче важны не
    характеры, не развитие действия, а мораль,
    которую должен усвоить читатель).
    – Сегодняшний урок и обычный, и особенный
    одновременно. Обычный, потому что мы будем
    говорить о хорошо знакомых вещах, но и
    особенный, так как речь пойдёт о … (сейчас
    узнаем)
    2. Умственная зарядка
    Лучше умственной зарядки нет для
    взрослых и детей
    Кто играет с нами в прятки, тот становится
    мудрей
    – Подумайте и скажите, какое слово, по
    вашему мнению, пропущено в высказывании
    французского писателя Анатоля Франса
    (1844-1924): “ ———— – это целый мир,
    расположенный в алфавитном порядке” (ответ:
    Словарь)
    3. Это и есть наша тема урока – Словари.
    4. Ребята, а зачем, для чего нам надо
    изучать словари?
    (Учитель принимает все
    ответы учащихся, обобщает, хвалит и
    предлагает отправиться на экскурсию в
    лингвистический музей)
    Действительно, вы правы, ребята, работать
    над обогащением своего словаря, над более
    ярким, точным способом выражения своих
    мыслей, переживаний каждый из нас должен
    всю жизнь. Этому поможет вдумчивое чтение
    художественной литературы и всевозможные
    лингвистические словари и справочники.
    5. – Ребята, хотите побывать в
    лингвистическом музее?!
    (ЛИНГВИСТИКА –
    НАУКА О ЯЗЫКЕ, ЯЗЫКОЗНАНИЕ) с.102 – словарь ин.
    слов
    Тогда по щучьему велению по моему
    хотению быть нам всем в лингвистическом
    музее – в гостях у Словарей!!!
    6.- Добрый день, уважаемые дети, гости и
    сотрудники музея.
    Мы рады видеть вас! Тема
    сегодняшней выставки: “Словари – наши
    верные друзья и помощники”.
    А
    подготовили выставку наши научные
    сотрудники музея – юные филологи, учащиеся
    6 класса. (ФИЛОЛОГИЯ- совокупность наук,
    изучающих язык и литературу) с.180 – словарь
    ин. слов.

    Они не только познакомят вас с различными
    словарями, но и предложат выполнить
    интересные практические задачи.
    7.В музее висит высказывание русского
    поэта В.Брюсова.
    Прочитайте, пожалуйста,
    это высказывание. Как вы его понимаете?

    “Знание состоит не столько в запасе
    сведений, сколько в умении найти нужные
    сведения в книге”.( В.Брюсов)

    “Если хорошенько подумать, то словарь –
    это книга книг. Он включает в себя все
    другие книги, нужно лишь извлечь их из него”
    ( А.Франс)
    8. Действительно, посмотрите, сколько
    словарей.
    Они могут стать нашими друзьями
    и помощниками, надо только с ними
    поближе познакомиться, подружиться, уметь
    ими пользоваться.
    9. Далее следуют выступления учащихся
    от имени словарей, направляемые и координируемые
    учителем.
    10. Прослушав два смешных случая с
    урока и прочитав высказывание Рене Декарта,
    французского философа, математика физика,
    физиолога, догадайтесь, какой словарь будет
    выступать первым: На уроке ребята пытались
    описать, как выглядят некоторые животные.
    Лошадь – это такое травоядное животное,
    которое состоит из следующих частей:
    головы, туловища, четырёх ног, хвоста и
    телеги.
    Корова – это большое животное, у
    которого на голове сбоку растут две
    загогулины, а сзади – специальный хвост с
    метёлочкой для отгоняния мух. Корова даёт
    людям молоко, и за это её все любят. Если
    корова не даёт молока, её за это называют
    быком.
    Барышник – это человек, который
    ухаживает за барышнями

    “Определяйте значения слов – и вы
    избавите мир от половины заблуждений”
    ( Декарт, 1596 – 1650)

    Толковый словарь
    Я – словарь толковый.
    Мы пользуемся толковым словарём, чтобы
    узнать лексическое значение, толкование
    слов. “Определяйте значения слов – и вы
    избавите мир от половины заблуждений”,-
    писал Декарт.
    (Чтобы не получилось, что
    Барышник – это человек, который ухаживает
    за барышнями).
    Впервые определение толковому словарю
    дал Владимир Иванович Даль. Именно Даль
    после 53-х лет (с 1817 по 1872) упорной работы
    составил “ Толковый словарь живого
    великорусского языка”, в котором 200 тыс.
    слов и 30 тыс. пословиц.
    Сейчас самым большим толковым словарём
    является 17- томный “Словарь современного
    русского литературного языка”, в нём более
    120 тысяч слов, составлен коллективом учёных
    Академии наук СССР. “Школьный толковый
    словарь русского языка” М.С.Лапатухина
    включает около семи тысяч слов.
    Для того чтобы понимать друг друга в
    обычном разговоре, достаточно 4 – 5 тысяч
    слов, хотя этого мало для выразительной
    речи. У взрослого образованного человека
    словарный запас составляет примерно 10-12
    тысяч слов, у А.С.Пушкина – 21 тыс.
    Чем больше слов знает человек, тем точнее,
    ярче, образнее выражает он свою мысль, тем
    лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык,
    речь являются показателем ума человека,
    показателем культуры.
    Особенно обогащает речь чтение. Если при
    чтении встретились новые слова, нужно
    выяснить их значение и постараться их
    запомнить.
    Я – толковый словарь – должен стать
    настольной книгой каждого школьника.
    А сейчас, мои юные друзья, предлагаю вам
    проверить ваш лексикон (запас слов и
    выражений), беден он или богат.

    Задание: узнать слово по лексическому
    значению

    Все слова русского языка, или словарный
    состав языка (лексика)
    Словарный запас одного человека (лексикон)
    Раздел науки о языке, изучающий
    происхождение и историю слов (этимология)
    Раздел науки о языке, в котором слово
    изучается как часть речи (морфология)
    Раздел науки о языке, в котором
    изучаются правила написания слов (орфография)
    Описание жизни (биография)
    Устройство для дыхания человека под
    водой (акваланг)
    Свободное от учёбы и занятий время (досуг)
    Учебное заведение, где получают
    начальное, общее, среднее образование (школа)
    Прекращение занятий в учебных
    заведениях на определённое время для
    отдыха учащихся осенью, зимой, весной,
    летом. (каникулы)
    Доп. задание:
    Что такое беллетристика?
    В рамочку впишите слово. Если это слово
    соединять с шестью словами под рамочкой,
    то в каждом случае должно получаться
    новое слово:

  6. 7
    ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ С.И. ОЖЕГОВА Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает В словаре Ожегова широко представлена просторечная лексика, употребляемая и в литературе, и в разговорной речи. Словарная статья включает толкование значения, характеристику строения многозначного слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические и орфоэпические характеристики слова. Словарная статья сопровождается описанием тех фразеологических выражений, которые порождены этим словом либо так или иначе с ним связаны.
    8
    ШКОЛЬНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Объяснить любое слово может нам словарь толковый Толковый словарь – тип словаря, в котором объясняется, растолковывается значение слова. Это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их – одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение слов, которые слышали или встречали в книге, а порой и вообще они могут явиться для вас открытием. Загляни !
    9
    ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ В ерно написать все слова практически поможет словарь орфографический В орфографическом словаре даются правила написания слов. Во 2-м издании словарь увеличен на 20 тыс. единиц, в том числе закрепившихся в употреблении в самое последнее время. Словарь предназначен широкому кругу пользователей, включая преподавателей русского языка, издательских и редакционных работников, а также всех тех, кто изучает русский язык. Загляни !
    10
    СЛОВАРЬ СТРОЕНИЯ СЛОВ Если знаешь части слова, то напишешь их толково Словарь строения слов дает полные сведения об особенностях словоизменения и строения слов разных частей речи русского языка. При этом каждое слово, вошедшее в словарь, сопровождается грамматической характеристикой, помогающей понять, почему так, а не иначе изменяется то или иное слово. Основная цель словаря – стать надежным справочником для каждого.
    11
    СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ Способны антонимы жизнь изменить, если сумеешь ты их применить Словарь антонимов русского языка среди других словарей занимает важное место. Он помогает подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление, «схватить» полярные проявления того или иного свойства, качества. Загляни !
    12
    СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ Найти замену слову, да не одну, а даже три? Словарь синонимов смотри! Словарь синонимов содержит ряды синонимов. Он помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов – синонимов, их толкование и примеры из литературно – художественных произведений. Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее.
    13
    ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Тайну названий географических раскроет словарь топонимический В словарь входят названия самых важных и интересных с географической точки зрения объектов, включенных в школьные учебники географии и географические атласы. А для наиболее любознательных учащихся в нем рассмотрены и некоторые другие названия, имеющие культурно- историческую и религиозную ценность. Словарь адресован всем любителям географии. Загляни !
    14
    ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Секреты и тайны слов исторические содержат в себе словари этимологические Ознакомившись с этимологическим словарем, где в интересной и доступной форме подробно описываются истории возникновения слов в русском языке и излагаются факты из истории их использования, вы раскроете множество тайн, которые заключаются в такой науке, как этимология. Загляни !
    15
    ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Встретил крылатую фразу – смотри словарь фразеологизмов сразу! В отличие от других словарей, здесь описываются не отдельные слова, а устоявшиеся в русском языке словосочетания – фразеологизмы. Основная задача словаря – помочь понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи и узнать их происхождение. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, синонимы и антонимы фразеологизмов, их происхождение. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке Загляни !
    16
    СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ Структуру слова очень внимательно поможет тебе изучить словарь словообразовательный Словообразовательный словарь даёт сведения о том, как образуются слова в русском языке. Слова в языке очень разнообразны по структуре. Слова, кроме корня, могут включать в себя и приставку, и суффикс, и окончание. Словарь показывает структуру слова, элементы, из которых оно состоит. В словарной статье можно найти толкование некоторых непонятных слов, интересные факты, связанные как со словообразованием, так и с историей возникновения и употребления слов в русском языке.
    17
    СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ Иностранных слов словарь каждый в руки брать привык, пожелав узнать откуда слово в наш пришло родной язык В словаре иностранных слов содержится около иностранных слов, вошедших в русский язык из других языков мира. В словарных статьях содержатся краткая справка о происхождении слов, их перевод и толкование. Завершает словарь обширный раздел иностранных выражений – крылатых фраз и знаменитых цитат на языке оригинала с пояснением на русском языке. Загляни !
    18
    СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ Хоть слова и устарели, мы про них бы знать хотели. В этом нам помочь готов устаревших словарь слов В словарь включены историзмы и архаизмы, представлены некоторые устаревшие фразеологические обороты, формы вежливого обращения, названия должностей. В словаре раскрываются значения этих слов, дается их грамматическая и стилистическая характеристика, на примерах-иллюстрациях показано, как они функционировали в речи. Одновременно приведены этимологические и историко-этимологические справки, помогающие осмыслить старые значения помещенных в Словаре. Многие словарные статьи сопровождаются рисунками, дающими возможность реально представить предметы, называемые тем или иным словом.
    19
    КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ 1. Помни, что слова в словаре расположены в алфавитном порядке. 2. Помни, что словарь состоит из предисловия и словарных статей. Поэтому сначала внимательно изучи текст предисловия. Это поможет тебе легко ориентироваться в словаре. 2. Помни, что словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д. Во многих словарных статьях помещаются иллюстрированные цитаты, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова или выражения в языке. Цитаты эти выписываются из художественной, общественно-политической, научной и другой литературы. В качестве цитат используются пословицы, поговорки. 3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.
    20
    ПРОВЕРЬ СЕБЯ! – Какой словарь объясняет значение слов? – Какой словарь показывает, как правильно писать слова? – Какой словарь рассказывает о происхождении слов? – Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний? – Какой словарь объясняет значение заимствованных слов? – Какой словарь содержит слова, близкие по значению к другим словам? – Какой словарь содержит слова, имеющие противоположное значение? – Какой словарь помогает из одного слова образовать другие, используя суффиксы, приставки, окончания? – Какой словарь объясняет происхождение географических названий? – Какой словарь содержит историзмы и архаизмы? – Какой словарь содержит словоизменения и строения слов разных частей речи?
    21
    Определить, из каких словарей даны словарные статьи ЗИПУН м. стар. – русский кафтан без козыря (стоячего ворота). САШЕ ( фр. sachet) – 1)подушечка, наполненная ароматическим веществом, помещаемая среди белья для придания ему приятного запаха; 2)вышитая матерчатая сумка для белья, носовых платков и т.п. ЗАЛИВАТЬСЯ СОЛОВЬЕМ разг. шутл. Увлеченно говорить ЧИПСЫ, -ов, только мн. (сер. ХХ в.) Жареный хрустящий картофель в ломтиках.- Англ. chips – жареный хрустящий картофель, мн. от chip – тонкий кусочек чего-либо (сушеного яблока, поджаренного картофеля). СЛОВАРЬ (2 м), Р. словаря; мн. словари, Р. словарей ГУЛЛИВЕР – ЛИЛИПУТ
    22
    Определите, какой перед вами словарь. Мое назначение толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В моем словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, сведения о его происхождении. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. А я предлагаю эти слова. Сейчас я вам прочитаю что-то очень интересное: Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от неё свою собаку. – С тобой голову потеряешь,– говорит сердитая мать. Отгадали, что я за словарь?

  7. Словари русского языка
    Словарь –
    это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!
    Анатоль Франс
    Лексикограф
    (греч.) – это ученый, который занимается составлением словарей .
    Знаменитые лексикографы
    Владимир Иванович Даль
    Дмитрий Николаевич Ушаков
    Сергей Иванович Ожегов
    Толковый словарь
    Орфографический словарь
    Словообразовательный словарь
    Словарь антонимов
    Словарь синонимов
    Орфоэпический словарь
    Фразеологический словарь
    Этимологический словарь
    Словарь иноязычных слов
    Толковый словарь
    Объясняет значения слов какого-либо языка, содержит их грамматическую и стилистическую характеристику, примеры употребления в речи
    Орфографический словарь
    Указывает норму написания слов какого-либо языка в соответствии с системой правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.
    Словообразовательный словарь
    Помогает находить части слова и точно определять границы между ними.
    Словарь антонимов
    Помогает подобрать антонимы, объясняет значение каждого из них.
    Орфоэпический словарь
    Указывает нормативное литературное произношение слов какого-либо языка.
    Словарь синонимов
    Помогает подобрать синонимы, дает толкование слов-синонимов, отмечает их стилистические особенности.
    Фразеологический словарь
    Объясняет значения фразеологизмов, рассказывает об их происхождении, приводит фразеологические синонимы и антонимы.
    Этимологический словарь
    Рассказывает о происхождении слов.
    Словарь иноязычных слов
    Дает объяснение иноязычных слов; указывает, из какого языка заимствовано слово.
    «Шутка» Громов В.
    А в это время у прилавка
    И шум, и очередь, и давка,
    Но дядя дольше всех стоит
    И сам с собою говорит:
    «Н-да.. Я к произношенью строг,
    Не допускаю оговорок…
    Но как же всё-таки – творог,
    А может правильнее – творог?
    Задачу эту смог решить
    Мой дядя, лишь дойдя до кассы –
    Сказав: «Прошу вас получить
    За полкило творожной массы».
    Кассирша мало разбиралась
    В местоименьях, падеже
    И так сказала: «Не осталось,
    Она распродата уже!»
    Мой дядя выяснял лет 40
    И всё же выяснить не мог-
    Как говорить вернее- творог?!
    А может, правильней – творог!?!
    И как-то он в молочной лавке
    Его увидел на прилавке-
    Лицо, как роза, расцвело
    Решил купить он полкило.
    Но тотчас, на прилавок глядя,
    Опять задумался мой дядя:
    «Ведь, вероятно он не дорог,
    Пойдёт в ватрушку и в пирог.
    А как спросить: «Почём творог?
    А может правильнее- творог?
    Поставьте правильно ударения
    е
    и
    ё
    о
    о
    а
    и
    а и
    Найди антонимы к словам
    Найди синонимы к словам
    Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова.
    Найдите значение крылатых выражений:
    свинью подложил
    мамаево побоище
    плясать под чужую дудку
    Разгадай шифровку
    НА – ПО – И – ДРУ – СЛО – ШИ – МОЩ- ЗЬЯ- ВА –НИ –РИ –КИ
    НАШИ ДРУЗЬЯ И ПОМОЩНИКИ – СЛОВАРИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *