Сочинение на тему слово 10 класс

8 вариантов

  1. Тема урока: Контрольная работа. Культура речи(анализ текста; сочинение -миниатюра) 10класс
    Цель урока: проверить усвоение учащимися материала по теме; учить использовать знания на практике; воспитывать самостоятельность и ответственность в работе по языку.
    Оборудование: тексты с заданиями каждому ученику.
    Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
    ХОД УРОКА
    I.Организационный момент
    II.Опрос по домашнему заданию
    III.Мотивация учебной деятельности
    IV. Постановка цели и задач урока
    V.Выполнение контрольной работы
    ТЕКСТ ДЛЯ АНАЛИЗА
    (1) Твоя жизнь состоит из поступков. (2)В поступках выражается моральная сущность человека. (3) В твоём отношении к другим людям нет ничего случайного. (4) Поступок всегда определяется деятельностью морального сознания.
    (5) Поступки есть только там, где есть люди. (6) Твои поступки выражают уровень твоей нравственной культуры. (7) Бывают люди, которые, уходя из дому, не знают, что они сделают: то ли помогут инвалиду и услышат слова благодарности, то ли нарушат правила уличного движения. (8)Так может быть с людьми, не имеющими нравственной сердцевины- убеждений. (9)От характера поступка зависят твоё духовное состояние, благополучие, счастье, здоровье, самочувствие и настроение людей, с которыми ты общаешься.
    (10)Человеческие поступки выражаются в деятельности и в слове, даже во взгляде. (11) Слово- тончайшее прикосновение к сердцу. (12)Оно может стать и нежным, благоуханным цветком , и раскалённым железом, и комьями грязи. (13) Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. (14) Это самый гнусный поступок- предательство. (15)Бывает наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. (16)Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное  приносит беду. (17) Словом можно убить и  оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. (18)Злое, неудачное, бестактное, глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. (19) Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему необходимо, чтобы ты молчал.
    (20) Береги и щади впечатлительность, ранимость человека. (21)Не причиняй своими поступками оскорбления, боли, тревоги, беспокойства. (22) Своей бестактностью не сей семена неверия в доброе начало в человеке.
    (23)Когда люди перестают обращать внимание на плохие поступки, возрастает число проступков. (24)Поэтому надо   всегда быть нравственно наступающим, непримиримым и несгибаемым.
    (По В.А.Сухомлинскому)
    Задания к тексту
    1 Какое предложение не соответствует содержанию текста?
    1). Предательство- самый гнусный поступок.
    2).Слова- показатель речевой культуры человека.
    3).Словом можно обидеть человека, нанести ему оскорбление.
    4).Человек должен следить за своими поступками.
    2.Какой(-ие) тип (ы) речи представлен(ы) в   предложениях 11-13?
    1). рассуждение,
    2). рассуждение и описание,
    3). описание,
    4).рассуждение и повествование.
    3.Укажите предложение, в котором используются контекстуальные синонимы:
    1). 7                2). 12          3). 19          4).  24
    4.В каком предложении использованы паронимы?
    1)   15             2). 21           3). 23         4). 24
    5. В каком предложении употреблены антонимы?
    1). 14              2). 16             3).17         4). 20
    6.Какая из характеристик языковых особенностей этого текста неправильна?
    1). В тексте использованы слова стилистически нейтральные, общенародные и термины.
    2). В тексте автор использовал много прилагательных
    3). Тексту несвойственна частая повторяемость ключевых слов.
    4)В тексте нет специальной лексики.
    7. Среди предложений 10-12 найдите соединяемое с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
    8. К какому стилю речи относится данный текст?
    9. В каком из предложений текста 1-9 отражена главная мысль текста? Напишите номер этого предложения.
    10. Сколько микротем в данном тексте (1-4)?
    11. Напишите сочинение- миниатюру по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Изложите позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с его точкой зрения.
    VI. Рефлексия.
    Какие задания вызвали затруднение?
    Что было легко выполнить?
    Какое задание вы считаете интересным?

  2. Текст Астафьева В.
    (1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
    (2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
    (3)Инвалид принялся заправлять постели.
    (4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, – привык, видать, заниматься домашними делами.
    (5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
    (6) – Мурочка! (7)Всё в порядке, – известил он даму и присел к столику.
    (8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
    (9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.
    (10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
    (11)- Ну, хорошо, хорошо! – (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
    (13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку – не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
    (15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? – строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
    (17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
    (21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно.
    (По В. Астафьеву)
    Текст Акулинину К.
    (1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.
    (8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.
    (12)«Господи, зачем я здесь!» – думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор. (17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.
    – (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте!
    (20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.
    – (21)Отойдите все от дверей, отойдите! – проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет. (22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:
    – (23)Сейчас вас вызовут!
    (24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие. (25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.
    – (29)Потерпи, маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:
    – (33)Никитин, на приём!
    (34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.
    – (36)Никитин кто? (37)Где он?
    (38)Медсестра недоуменно пожала плечами и сказала:
    – (39)Ну, тогда кто первый по очереди, заходите!
    (40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.
    – (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди…
    Текст Аксёновой Н.
    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
    (6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
    (11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.
    (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
    (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
    (32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (33)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
    (По Н. Аксёновой)

  3. Никто не взялся бы точно определить, когда и где рождается новое слово. Языкознание толкует о процессах изменения языковых форм, марксисты – филологи устанавливают связь этих изменений с законами социальной действительности, но кто поймал теплое, трепещущее, живое слово в ту минуту, когда оно разбивает скорлупу фактов, окружавших его, и выходит в свой мир, в мир языка?Кто заметил, как вплелось в ткань языка слово «отличник»?Ты уже когда – то слышал это слово на армейских состязаниях и успел позабыть его, но вот называют «отличником» твоего товарища, сдавшего технический экзамен на «отлично», и объявление на стене оповещает о конференции «отличников», и сестра, придя с разгоревшимися щеками из цеха, делится радостью: она «отличница»! – и слово врезается в память, становится близким, своим.Будущий историк, зацепившись за такое слово, вытащит целую эпоху. Характерное слово, как родимое пятнышко, поможет распознать лицо второй пятилетки в отличие ее от первой.Если не быть придирчивым лингвистом, а заинтересоваться теми фактами, которые сделали слово «отличник» общеупотребительным в Советском союзе, придется отступить во времени всего лишь на 9 месяцев назад

  4. Никто не взялся бы точно определить, когда и где рождается новое слово. Языкознание толкует о процессах изменения языковых форм, марксисты – филологи устанавливают связь этих изменений с законами социальной действительности, но кто поймал теплое, трепещущее, живое слово в ту минуту, когда оно разбивает скорлупу фактов, окружавших его, и выходит в свой мир, в мир языка? Кто заметил, как вплелось в ткань языка слово “отличник”? Ты уже когда – то слышал это слово на армейских состязаниях и успел позабыть его, но вот называют “отличником” твоего товарища, сдавшего технический экзамен на “отлично”, и объявление на стене оповещает о конференции “отличников”, и сестра, придя с разгоревшимися щеками из цеха, делится радостью: она “отличница”! – и слово врезается в память, становится близким, своим. Будущий историк, зацепившись за такое слово, вытащит целую эпоху. Характерное слово, как родимое пятнышко, поможет распознать лицо второй пятилетки в отличие ее от первой. Если не быть придирчивым лингвистом, а заинтересоваться теми фактами, которые сделали слово “отличник” общеупотребительным в Советском союзе, придется отступить во времени всего лишь на 9 месяцев назад

  5. Итоговое сочинение в 10 классе за 2015-2016 учебный год
    Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт».
    Рекомендуемый объём сочинения – 200-250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной. Максимальное число слов в сочинении не устанавливается.
    Время написания сочинения – 90 минут.
    Ученику  разрешается пользоваться орфографическим словарём, выдаваемым членами комиссии.
    Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
    Темы сочинений будут разрабатываться в рамках следующих направлений:
    1. «Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
    2. «Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далёкое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
    3. «Любовь» – направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
    4. «Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
    Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:
    1. Соответствие теме.
    Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
    Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
    «Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    2. Аргументация и привлечение литературного материала.
    Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.
    Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д.
    Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
    Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
    «Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    3. Композиция и логика рассуждения.
    Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы.
    Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Учащийся аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
    «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    4. Качество письменной речи.
    Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Учащийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
    «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).
    5. Грамотность.
    Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.
    «Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
    Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинение соответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 200 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%.
    Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
    Критерии оценивания
    Баллы
    К1. Соответствие теме
    Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
    2
    Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
    1
    Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
    К2. Привлечение литературного материала
    Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
    2
    Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
    и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
    и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
    1
    Сочинение написано без привлечения литературного материала,
    или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
    и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
    К3. Композиция
    Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
    2
    Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
    и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
    и/или мысль повторяется и не развивается.
    1
    Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
    К4. Качество речи
    Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
    2
    Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
    1
    Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
    К5. Оригинальность сочинения
    Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
    1
    Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
    К6. Речевые нормы
    Допущено не более 2 речевых ошибок.
    2
    Допущены 3-4 речевые ошибки.
    1
    Допущены 5 и более речевых ошибок.
    К7. Орфографические нормы
    Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
    3
    Допущены 2-3 орфографические ошибки.
    2
    Допущены 4-5 орфографических ошибок.
    1
    Допущено более 5 орфографических ошибок.
    К8. Пунктуационные нормы
    Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
    3
    Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
    2
    Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.
    1
    Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
    К9. Грамматические нормы
    Допущено не более 2 грамматических ошибок.
    2
    Допущены 3-4 грамматические ошибки.
    1
    Допущено 5 и более грамматических ошибок.
    К10. Фактическая точность в фоновом материале
    Фактические ошибки отсутствуют.
    1
    Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
    МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
    20
    Отметка по десятибалльной системе
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    Первичный балл
    0-4
    5-6
    7-8
    9-10
    11-12
    13-14
    15-16
    17
    18
    19
    20
    Темы сочинений
    ВРЕМЯ
    1. «Время – ткань, из которой состоит жизнь». (Б. Франклин)
    2. «Время – это простор для развития способностей»
    3. Потерянное время
    4. Влияет ли время на судьбу человека?
    5. Мы все дети своего времени
    6.  История – ключ к пониманию народа
    7.Проблема времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    ДОМ
    8. «Родительский дом – начало всех начал…» (Ю. Антонов)
    9. «Человека человеком делают не деньги, а его семья»
    10. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
    11. «Дом – это место, где тебя всегда ждут»; «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой)
    12. «Дом – основа человеческого бытия»
    13. Какую роль семья играет в становлении личности?
    14. Тема дома и семьи в русской литературе XIX века
    15. Образ родного Дома в творчестве русских классиков
    ЛЮБОВЬ
    16. В семейной жизни самый важный винт – любовь
    17. «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» (М. Горький)
    18. «Любовь – прекрасное чувство»
    19. «Любовь к профессии и к семье – источник счастья человека»
    20. Что важнее: любить или быть любимым?
    21. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит
    22. Любовь, какая она… (по произведениям А. Куприна)
    23. Любовь, о которой мечтает каждый
    24. Любовь в жизни героев Л.Н. Толстого
    25. Рассуждение о любви
    ПУТЬ
    26. «Люди все живут, как щепки по реке плывут»
    27. Легко ли найти свой путь в жизни?
    28. Долгая дорога к себе: духовные искания литературных героев
    29. Дорога без начала и конца
    30. Мотив пути в русской литературе
    31. Образ дороги в русской литературе
    32. «Духовность — это собственное стремление человека к высокому» (С. Соловейчик)
    33. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»
    34. В чём смысл жизни?

  6. Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    “Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг”
    “Любовью дорожить умейте”
    “Любовью и единством спасемся,”
    “Природа и человек”
    “Сколько прекрасного встретишь в человеке…”
    “Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его” – Л. Н. Толстой
    «Величайшее сокровище – хорошая библиотека»
    «Мюзикл Notre Dam de Paris»
    «Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит четче, чем обычные люди» (А. П. Чехов).
    Будущее начинается сегодня
    Будущее страны
    В жизни всегда есть место подвигам
    Вечные мотивы в мировой литературе.
    Волшебная сила искусства
    Волшебная сила искусства.
    Волшебная сила искусства.
    Грех и добродетель людская
    Если бы я был депутатом
    Если бы я стала президентом…
    Есть слова, которым век сиять…
    Живет повсюду красота
    Журналист – моя будущая профессия
    Запорожская сечь
    Зачем нужна перепись населения?
    Здесь Родины моей начало… (сочинение о родном городе Тамбове)
    Искусство классицизма
    Кабалевский
    Как я провожу каникулы
    Какой я вижу Россию в будущем?
    Космос и человек
    Край мой воронежский
    Любовное письмо
    Мини-сочинение на тему «Мое отношение к войне»
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к приметам
    Может ли виртульное общение заменить реальное?
    Мой любимый литературный герой (Капитан Блад из произведения Р.Сабатини)
    Мой родной край – Мордовия моя.
    Мой современник
    Мой современник (по страницам любимых книг)
    Мой учитель
    Моя будущая профессия
    Моя будущая профессия (политолог)
    Моя будущая профессия – журналист и тренер
    Моя будущая семья
    Моя мама
    Моя родная Кабардино- Балкария.
    Моя семья
    Моя семья
    Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
    Моя судьба – в моих руках
    Никто не забыт, ничто не забыто
    Нужна ли нам толерантность?
    О времени и о себе
    О выборе профессии
    Общечеловеческие ценности в образе Прометея
    Объединение Краснояркого края
    Они сражались за Родину! (сочинение-размышление о войне)
    Письмо другу с размышлениями о Родине
    Письмо президенту о проблемах России
    Почему я хочу стать журналистом
    Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»
    Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»
    Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой
    Пример интелегентности (В.В. Путин)
    Природа и нравственность
    Роль искусства в моей жизни
    Роль семьи в нашей жизни
    Романтизм
    Романтизм
    Семья
    Семья
    Сколько прекрасного встретишь в человеке…
    Сочинение про мою классную руководительницу
    Сочинение рассуждение на тему “человек”
    Так что есть красота?..
    Чего не купишь за деньги?
    Честь и совесть
    Что такое поэзия?
    Что такое счастье?
    Что такое счастье?
    Что такое счастье?
    Экология
    Юность в погонах
    Я и мое будущее
    Я и моя родина
    Язык в жизни человека

  7. Русский   язык
    10 класс
    Урок-практикум
    Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.
    Цели:
    1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.
    2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
    3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.
    4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.
    Ход урока.
    I Приветствие. Объявление темы и целей урока.
    – Сегодня на уроке-практикуме мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, стараясь применить полученные на предыдущих уроках теоретические знания.
    II Повторение композиционных частей сочинения и их последовательности.
    -У вас на карточках даны названия композиционных частей в произвольном порядке, укажите их номера в нужной последовательности. (С/Р)

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме
    – Проверим правильность выполненной вами работы (взаимопроверка + контрольный слайд):
    1. Вступление
    2. Формулировка проблемы
    3. Комментарий к проблеме
    4. Формулировка позиции автора по данной проблеме
    5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    7. Заключение (итоговый вывод)
    III Знакомство с текстом.
    -Прочитайте внимательно и вдумчиво текст.
    – Прочитаем текст вслух.
    Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет…Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
    Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали».  Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности.  Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме.  Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
    Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное?  Тем более что вроде бы можно и так и этак. Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной!  Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
    Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом?  Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
    Л. Пирожкова
    – Какого стиля текст? (публицистического)
    IV Информация об авторе текста.
    – На мой взгляд, интересно узнать об авторе текста.
    Пирожкова Людмила Фёдоровна закончила философский факультет МГУ им. Ломоносова (1977 г.). Вся её жизнь связана с прессой и издательской работой. Имеет разнообразные публикации. Занимается переводами разной тематики с английского и французского языков. Много лет работала редактором (литературным, научным – философия), поэтому перевод и литературное редактирование практически совмещает. Издано около двух десятков её книг.
    Училась также в ДВГУ (Дальневосточный университет) на журналистике.
    V Работа над формулировкой проблемы.
    – Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).
    – Попробуйте сформулировать проблему, затронутую автором текста. Используйте в работе известные вам клише.
    – Прочитайте, что у вас получилось?
    Пример: Достаточно ли при общении с другими только того, чтобы тебя понимали? Насколько важно правильно и красиво говорить? Как речь характеризует человека? Над этими вопросами размышляет в своём тексте Л. Пирожкова. Автора  волнует проблема так называемого речевого портрета личности.
    – Ребята, как вы понимаете выражение «речевой портрет»? (Особенности речи человека, одна из важнейших составляющих облика говорящего).
    – Вот некоторые определения этого понятия, сформулированные известными в области языкознания специалистами:
    Речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность.
    С.В. Леорда
    Речевой портрет – совокупность языковых и речевых характеристик коммуникативной личности или определённого социума в отдельно взятый период существования.
    Т.П. Тарасенко
    Речевой портрет – набор речевых предпочтений говорящего в конкретных обстоятельствах для актуализации определенных намерений и стратегий воздействия на слушающего.
    Г.Г. Матвеева
    – Исследователи этого вопроса отмечают, что речевой портрет бывает индивидуальным и коллективным.
    VI  Комментарий к проблеме.
    – Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).
    – Какие два типа комментария выделяют? (Текстуальный и концепционный).
    – Каковы особенности текстуального комментария? (инд. сообщение)
    Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
    как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
    как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)?
    какие поступки совершает герой и как это его характеризует?
    какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?
    какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
    – Что представляет собой концепционный комментарий? (инд. сообщение)
    Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
    как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме;
    к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
    насколько актуальна в наши дни эта проблема?
    почему эта проблема относится к разряду вечных?
    кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
    традиционна ли эта проблема или нова;
    если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу;
    если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы.
    – Каких ошибок следует избегать при написании комментария? (Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Нельзя забывать, что комментируем не проблему вообще, а именно то, как автор понимает и раскрывает эту проблему. Следует помнить, что комментарий не пересказ и не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы).
    – Комментируя проблему, поднятую в данном тексте, необходимо назвать те изъяны, которые, по мнению Людмилы Пирожковой, портят речевой портрет многих наших современников. Найдите их в тексте (стирание границ между разными стилистическими пластами, терпимое отношение к «низкой» лексике, слова-сорняки, примитивизм, речевая небрежность, невыразительность речи, нарушение грамматических норм (пример со словом «кофе»).
    – Какие ещё недостатки могут подпортить наш речевой портрет и поставить под сомнение уровень нашей общей культуры? (нарушение орфоэпических норм).
    – Какие словосочетания употребила Людмила Пирожкова, чтобы подчеркнуть своё отношение к описанной ситуации? («катастрофическая порча языка», «вопиющая безграмотность»).
    – Прокомментируйте проблему, выдвинутую на обсуждение автором. Прочитайте, что у вас получилось.
    Пример: Автор текста с горечью говорит о стремительном обесценивании культуры речи и поражается распространившейся  вопиющей безграмотности.  Наш язык катастрофически портится под влиянием радио, телевидения, Интернета.  Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, будто нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но, по убеждению автора,  каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих. Л. Пирожкова приводит в пример ситуацию, когда после нескольких минут общения с внешне приятными людьми чувствуешь разочарование из-за несоответствия внешнего вида и речевого портрета собеседника.
    VII Формулирование позиции автора.
    – Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).
    – Сформулируйте позицию автора. Прочитайте, что у вас получилось.
    Пример: По мнению Л. Пирожковой, речевой портрет гораздо более выразителен, нежели наша внешность. Она убеждена в том, что одна досадная ошибка может испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону. Автор призывает бережно относиться к собственному речевому портрету, «выращивать его».
    VIII Формулирование собственного мнения.
    – Сформулируйте своё мнение по проблеме, выразив согласие или несогласие с точкой зрения автора, и подробно объясните. В чём оно состоит.
    Пример: Нельзя не согласиться с мнением автора данного текста в том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа. Действительно, речевая культура является важной составляющей общей культуры человека. Не стоит допускать небрежности в речи. Полностью поддерживаю Людмилу Пирожкову в том, что над собственным речевым портретом следует кропотливо работать, чтобы не выглядеть смешно или нелепо в глазах окружающих.
    IX Доказательство собственной точки зрения.
    – Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).
    – Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).
    – Какие типы аргументов можно использовать в работе? (инд. сообщение)
    Слайд:
    Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
    Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
    Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
    Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
    Цитаты из авторитетного источника;
    Выводы науки и статистические данные;
    События из жизни страны;
    Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.
    – Кто из вас читал роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»?
    – Речевой портрет какой героини характеризует её как человека ограниченного, пустого и недалёкого?
    – Каковы особенности речевого портрета Эллочки Щукиной? (Она обходилась тридцатью словами, словарный запас был ограничен до крайности, примитивен. Примитивность её речи выдаёт примитивность мышления).
    – Давайте посмотрим фрагмент фильма, поставленного по этому роману.
    – Прочитаем образец того, как можно привести подобный аргумент в сочинении.
    Пример: Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас Эллочки Щукиной, героини этого романа, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.
    -Ребята, знаете ли вы, кто такой Демосфен? (Это древнегреческий оратор, долгие годы работавший над своим речевым портретом и благодаря этому оставивший яркий след в истории).
    Афины — 322 г. до н. э.
    Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил «р»), – у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.
    – Прочитаем, как можно ввести в текст сочинения аргумент, основанный на примере жизни этого выдающегося человека.
    Пример: Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.
    X Работа над написанием вступления.
    -Задача вступления подвести читателя к проблеме. Здесь можно воспользоваться вашей копилкой афоризмов. Может ли кто-нибудь из вас прочитать уместный афоризм? Я предлагаю вам воспользоваться и теми   афоризмами, которые подобрала я. (Слайд)
    Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
    В. А. Сухомлинский
    Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
    Г. В. Степанов
    По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
    А. П. Чехов
    Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
    Д. С. Лихачёв
    – Зачитайте, пожалуйста, какие вступления у вас получились.
    Пример: Большинству людей не безразлично, какое мнение складывается о них у окружающих. Многим из нас хочется производить приятное впечатление и располагать к себе тех, с кем мы общаемся. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи. Да! Именно речь является той существенной составляющей, которая наиболее полно характеризует нас как личность. Очень интересно выразился по этому поводу Г.В. Степанов: «Наша речь – это наша визитная карточка».
    XI Заключение.
    – О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).
    – Поработайте над заключением и прочитайте, что у вас получилось.
    Пример: Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за одной из важнейших  характеристик личности – речевым портретом.
    XII Итог урока.
    – Сегодня на уроке мы учились писать сочинение по прочитанному тексту, следуя определённому плану, используя речевые клише, помогающие нам строить собственное высказывание. Мы познакомились с текстом Людмилы Пирожковой, в котором она обращает внимание читателей на проблему важной роли речевого портрета личности, и не могли не согласиться с необходимостью постоянной кропотливой работы над совершенствованием собственного речевого портрета.
    Д/З: Завершить работу над сочинением, отредактировать текст.
    (1) Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. (2) Дело в том, что мы живём в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… (3) Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. (4) Происходит стирание границ между разными стилистическими пластами, очевидным стало терпимое отношение к «низкой» лексике.
    (5) Многие считают, что главное — «чтобы тебя понимали». (6) Но действительно ли этого достаточно? (7) Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. (8) Надо признать: наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, нежели наш собственный речевой портрет. (9) И, что важно, его не спрячешь в альбоме. (10) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!
    (11) Не всё ли равно — кофе чёрный или чёрное? (12) Тем более что вроде бы можно и так и этак. (13) Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то можем и не обратить внимания на него. (14) А вот если мы услышим это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речи собеседника. (15) И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее всей речи, может и правильной, и уместной, и выразительной! (16) Слушатели особенно запомнят именно ошибку.
    (17) Так что же делать? (18) Как быть с собственным речевым портретом? (19) Нет другого пути, кроме как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от слов-сорняков, ошибок и речевой небрежности, обогащая собственный арсенал выразительности.
    (По Л. Пирожковой.)
    Типы аргументов
    Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
    Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
    Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
    Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
    Цитаты из авторитетного источника;
    Выводы науки и статистические данные;
    События из жизни страны;
    Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.
    Карточки

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме

    Композиционные части
    Заключение (итоговый вывод)
    Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)
    Формулировка проблемы
    Вступление
    Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)
    Формулировка позиции автора по данной проблеме
    Комментарий к проблеме
    Речевые клише
    Формулировка проблемы:
    В своем тексте публицист (писатель) NN рассматривает (поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?);
    Текст публициста (писателя) NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?);
    Примечание: можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария. Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя следующие фразы: Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)…
    Введение текстуального комментария:
    Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о /повествует о … /приводит факты … / на примере случая из жизни великого писателя NN показывает, что….
    Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о … . Особенно грустно / страшно, по мнению автора, что…
    Введение  концепционного комментария:
    Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный публицист (писатель)  не обошел ее вниманием….
    Действительно, проблема … очень серьезна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что … . Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к … .
    Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано: …
    Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссий уверены в одном:
    Формулировка  позиции автора исходного текста:
    Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «        ». NN убежден: ….
    Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
    Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит…
    Формулировка собственной точки зрения:
    Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …. Действительно, …
    Я согласен с автором данного текста в том, что… В самом деле, …
    Я согласен с автором данного текста и тоже считаю: …
    Я разделяю точку зрения автора и также убеждён в том, что …
    Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет….
    Введение в текст аргументации собственной точки зрения:
    А) первый аргумент
    В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним роман/ рассказ /пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении… / Главную героиню этого произведения отличает …
    Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ/ роман / пьесу NN (указывается автор и дается название произведения). В этом произведении …
    Б) второй аргумент
    Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что …
    Следующий литературный пример, как мне кажется, является еще одним дополнительным аргументом в пользу того, что…
    Приведу еще один литературный пример, который показывает: …
    О том, как важно…, говорит в своем рассказе / романе писатель NN.
    У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного жизненного опыта, которые доказывают необходимость / важность … (далее идут примеры-аргументы).
    Индивидуальное задание:
    Напиши вступление к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задача вступления – подвести к проблеме. Можно включить уместное высказывание из копилки афоризмов или воспользоваться одним из следующих:
    Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
    В. А. Сухомлинский
    Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
    Г. В. Степанов
    По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
    А. П. Чехов
    Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
    Д. С. Лихачёв
    Индивидуальное задание:
    Напиши вступление к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задача вступления – подвести к проблеме. Можно включить уместное высказывание из копилки афоризмов или воспользоваться одним из следующих:
    Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры… Речевая культура выражает самую сущность культуры человеческой…
    В. А. Сухомлинский
    Наша речь — это наша визитная карточка. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают.
    Г. В. Степанов
    По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь читать и писать.
    А. П. Чехов
    Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
    Д. С. Лихачёв
    Индивидуальное задание:
    Напиши заключение к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задачи заключения могут быть следующие:
    суммировать итоги размышлений, дать оценку сказанному, сделать прогноз, высказать предположение или пожелание, выразить призыв к действию, сделать нравственный вывод.
    Речевые клише:
    В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:
    Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:
    Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, затронутой в тексте.
    Можно привести в заключении известный афоризм, или закончить сочинение риторическим восклицанием.
    Индивидуальное задание:
    Напиши заключение к сочинению по тексту Л. Пирожковой о речевом портрете. Помни, что задачи заключения могут быть следующие:
    суммировать итоги размышлений, дать оценку сказанному, сделать прогноз, высказать предположение или пожелание, выразить призыв к действию, сделать нравственный вывод.
    Речевые клише:
    В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:
    Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:
    Хочется верить, что читатели задумаются о проблеме, затронутой в тексте.
    Можно привести в заключении известный афоризм, или закончить сочинение риторическим восклицанием.

  8. Неумение пользоваться словарным запасом зачастую приводит к недопониманию между людьми, которое может закончиться крахом деловых, дружеских и даже романтических отношений. Мудрое сочинение о слове призывает читателя к грамотному составлению фраз и предложений, предназначенных для продуктивного диалога с оппонентом.
    — # —
    Что такое слово? Слово – это составляющая нашей речи. Слова складываются в предложения, в тексты, с помощью которых, в свою очередь, происходит общение и познание мира.
    Словами можно описать события, явления и все, что нас окружает. Это, так называемые, технические характеристики слова. Они помогают оформить связную и понятную разговорную речь.
    Слово в жизни человека играет глобальную роль. Мы формируем фразу из подходящих слов, чтобы донести свою мысль как можно понятнее и глубже. Всегда нужно помнить о силе слова.
    Оно может, как вдохновить человека на великие дела, так и повергнуть в уныние и депрессию. Доброе слово окрылит, грубое – ударит наотмашь. Мудрая пословица гласит: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». То есть хорошенько подумай и все взвесь, прежде чем скажешь что-то важное. Например, дашь невыполнимое обещание или в сердцах нахамишь. Ведь бездумно брошенных слов не вернешь. Это принесет страдания не только оппоненту, но и тебе самому. Угрызения совести и сожаление о сказанном будет терзать душу и постоянно напоминать об обиженном или обманутом тобой человеке.
    Чтобы донести смысл слова до окружающих, не обязательно быть красноречивым оратором. Достаточно иметь открытое сердце, человеческую доброту и желание проникнуться реальными проблемами своего собеседника на тот момент. Мудрым словом можно предотвратить много бед и неправильных, скоропалительных решений.
    Если дорогой для вас человек уловит в словах некое лицемерие или фальшь, то закроет от вас не только уши, но и свое сердце. Только искренность, правдивость, открытость чувств и помыслов дарят людям взаимопонимание и родство душ. Духовно близкие люди понимают друг друга с одного слова, даже полуслова или взгляда. Они настолько взаимосвязаны, что могут мысленно обмениваться самыми важными для них словами.
    Не нужно напрягаться и придумывать высокопарные слова, чтобы выразить свое восхищение и обожание. Только самолюбивые эгоисты «проглотят» такое лицемерие, приняв его за «чистую монету». Человек тонкой души довольствуется простыми словами, идущими от любящего сердца. И сам ответит также просто и искренне.
    Так давайте же силой слова пробуждать лучшие качества человеческой души – милосердие, великодушие, сострадание, умение прощать и любить!
    еще по теме:
    Сочинение на тему “Речь человека”. Сочинение о речи. Значение развитой речи и высокого уровня интеллекта в жизни
    еще по теме:
    Сочинение о слове. Смысл слова – сочинение. В чем заключается смысл слова и как одно слово меняет жизнь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *