Сочинение на тему слово о полку игореве герои произведения
9 вариантов
ке Игоре» – удивительная памятка древней литературы, которая поражает нас своим художественным совершенством. Автор рассказывает нам об исторических событиях, мы воображаем их себе так ярко благодаря богатому языку произведения и эмоциональности ту, которую так искренне привнес в свою поэму неизвестный нам художник. Современного читателя захватывают образы «Слова…»: мужественный Игорь, отданная любящая Ярославна, храбрые войны, величественная Русь. Я уверен, что «Слово в полке Игоре» не оставит равнодушным ни одного как в наше время, так и через много лет или веков, все настоящие произведения, написанные не пером, а сердцем, не подвластные влиянию времени. В глубину веков уходит история могущественного славянского государства, воспетая в летописных легендах и древнерусских былинах, описанная отечественными и зарубежными историками.
«Слово в полке Игоре» – это высокохудожественное произведение, в котором рассказывается о неудачном походе 1185 года новгород-северского князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода, князя Трубчевського, против половцев, которые своими набегами наносили донимающие удары Русской земля. Ярославна ждет в Путивл-Граде своего любимого, она понимает важность похода, в котором принимает участие князь Игорь. В этом оказывается патриотизм мужественной и красивой женщины. Образ Ярославны использовали писатели разных времен, наверное, известнейшим является настоящий шедевр Большого Кобзарь» «Плач Ярославны».
Но центральным образом «Слова в полке Игоре» есть не Игорь и не Ярославна. Центральным образом исторической поэмы есть Русская земля. Для каждого это историческая радость, о которых рассказывается в «Слове..,». Киевская Русь, родная Мать, она является не просто главным образом поэмы, а главным смыслом их жизни, ведь ни один из их не сознает личного счастья без благосостояния и свободы Родителей. Любовь к родной земля сопровождает все действия персонажей произведения, их мысли и поступки. Автор поэмы также мастерски описал природу родного края. Читая «Слово…», ощущаем увлечение автора красотой пейзажей, задумчивостью озер, гневом гроз и грома. Склонность к персонификации природы, к предоставлению ей человеческих черт только помогает автору подчеркнуть красоту окружающего мира и его личное отношение к увиденным пейзажам.
Кто же выступает главным героем «Слова…»? Князь Игорь? О нем в произведении говорится больше, чем о других князьях. Игорево войско? Но оно испытало поражения и открыло путь Степи на Русь. Ярославна? Она прекрасная, отданная, любящая, персонаж лучшего, но единого раздела произведения. Святослав Киевский? Но в поэме он только высказывает соображения по поводу событий и является другим поэтическим «я». Недаром же его слова переходят в авторское обращение к князьям.
Настоящий герой поэмы – это Русская земля. Ей певец отдает весь жар своего сердца, большую любовь, сыновою верность. Храбрые воины княжьей жены для автора – «русские сыны», «русские полки», «русичи», которых ждут «жен русских». Патриотичный пафос автора поэмы – это личные представления хорошего для родной земли. Он высказал то, что зрело в уме лучших людей той эпохи: надо жить совета Родины и, если выпадет – умереть в бою за Русскую землю. В «Слове…» перед глазами автора, будто впервые возникает Русь. Он по-новому показывает родные и давно обжитые места:
* По берегам Дуная и Днепра славяне,
* Которые начали свой исторический путь между Вислой и Карпатами,
* Одрой и Балтийским морем,
* Селились из античных «возрастов Трояновых».
Вопросы и ответы теме «Устное народное творчество». Назовите тематику древнейших дум. В древнейших думах обрисовано страдания народа в неволе; показанная борьба за освобождение; увеличено предводители национально-освободительной борьбы.
Чем народные думы близкие к историческим песням? Народные думы и исторические песни имеют подобную тематику, связанную с героической борьбой народа против врагов.
Как выполнялись думы? Думы выполнялись в сопровождении кобзы, бандуры или лиры речитативом. Творцами дум были люди хорошо осведомленные с жизнью и бытом народа, участники событий, бывшие невольники, которые испытали мучений в плену. Когда возникли баллады? Баллады возникли в средние века как песни к танцу. Постепенно текст вместе с мелодией отделились от танца, и баллада с начала XIX ст. становится одним из видов народных песен и распространяется на Руси. Чем баллады отличаются от исторических песен? В исторических песнях на первом месте – правдивое отображение конкретного события или героя, а в балладе основным есть высказывания глубоких переживаний, вызванных этими событиями.
Похожие сочинения
Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве»
После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
Одновременно в поэме живет и образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спеленуты, под шлемами взрощены, с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели, которые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храбро умирают за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наиболее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Игоря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолюбие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве. Образ Святослава — Мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного
соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
Природу в поэме также можно рассматривать как образ деятельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обожествлена язычески. Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; затмение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремится предупредить его об опасности. Таким образом, можно сказать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы возможного.
Автору удается подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру. [/sms]
Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал “Слово”. Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века. Многие известные историки начали изучать этот литературный памятник. Сам оригинал рукописи сгорел в московском пожаре 1812 г.
Произведение “Слово о полку Игореве” относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.
Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике – вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором “Слова о полку Игореве”.
Анализ произведения
Основная идея «Слова»
Это призыв к русским князьям объединяться. Феодально раздробленная Русь страдала от междоусобиц князей и от постоянных нападений внешних врагов. Основныыми противоборствующими силами являлись потомки Маномаха и князя Олега, потомком коего и является Игорь. Автор мечтает об объединении русских земель под властью Киева. Современные исследования практически доказывают, что автор «Слова» принадлежал к «Олегову гнезду».
У него была довольно сложная задача, ведь он должен был, с одной стороны, возвеличивать своего князя. С другой осудить за необдуманный шаг. Поэтому образ князя так неоднозначен. Но, подлинным мерилом всех ценностей является Русская земля. Именно она и является главным героем произведения и его идейно-композиционным центром. История Русской земли является составной часть образа. Автор постоянно сравнивает прошлое и настоящее, делает выводы устами Святослава о необходимости единения русских князей перед лицом врага.
Все страницы проникнуты патриотизмом, который выражает основную идею автора. «Слово» это пламенная речь патриота. Иногда гневная и скорбная, взволнованная и лирическая, но, всегда полная веры в Русь и её светлое будущее. Основная тема «Слова» скорбь о постигшей родину беде, поиск выхода из ситуации. Анализируя политическую ситуацию, автор приходит к выводу, что поражение Игоря, следствие разобщённости между князьями.
Герои произведения
Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Стиль произведения символичен. Каждый герой являет собой образ-символ, который выражает какое-то одно качество.
Князь Святослав
Например, образ киевского князя Святослава несколько идеализирован. Он показан во главе всех Русских княжеств в традиционном представлении идеального правителя. Старый князь грозен, мудр и опытен. Автор отзывается о нём, как о соколе «в мытех». Именно в «золотом слове» Святослава автор раскрывает свои мечты о единении Руси. Он призывает князей забыть распри и обиды, встать на защиту родной земли от грозного врага, «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Старый князь порицает мужественных, но безрассудных князей, которые в одиночку выступили против сильного врага.
Подробнее: Князь Святослав: характеристика и образ героя
Олег Гориславич
Следующий герой, Олег Гориславич, представляет образ князя-крамольника, провоцирующего на Руси раздоры среди князей.
Подробнее: Олег Гориславич: характеристика и образ героя
Князь Всеслав Полоцкий
Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
Представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове. Автор часто упоминает его, как известного певца того времени, воспевающего великих князей, их славные подвиги, битвы, походы.
В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем.
Вариант 2
“Слово о полку Игореве” — это одно из немногих величайших произведений в отечественной литературе. Это произведение было найдено в библиотеке, и многие истории считают, что это творение написал старый, но образованный монах в 10 веке, который знал достоверные события и как проходили этот поход. Это произведение одно в нашей истории, которое описывает события далекого прошлого, русский народный и его быт. “Слово о полку Игореве” потрясающие изыскание, о геройстве и самоотверженности русских князей и войска, которые готовы для счастья собственного народа, пойти на все:
Главные герои
Князь Игорь
Главным героем творения «Слово о полку Игоре» является сам князь Игорь. Государство уважает и любит своего самодержца и надеяться, что именно он принесет в их страну просветление и радость. Однажды он отправился в поход против половцев. Князь Игорь был бесстрашным и крепким, его с детства учили побеждать врагов, поэтому правителя всегда тянуло к приключениям, и он, никогда не мог усидеть на месте. Именно поэтому князь не обратил внимание на знаки судьбы и пошел в бой. Именно из за собственной решимости, Князь Игорь проиграл и угодил в полон половцев. После Игорю повезло сбежать и вернуться к жене домой.
Князь Всеволод
Всеволод – является, братом князя Игоря. Князь прославился своим богатырским нравом и силой. Всеволод благодаря силе и мужеству заработал прозвище Буй-Тур. Однажды князь отправился со своим братом в поход против половцев, воевать за свою землю. Всеволод любит и уважает свой край, поэтому готов за него умереть. Всеволод позабыл во время похода и о жене, о детях, о родителях, все его мысли только о смерти врага. В конце концов, ярость князя приводит в рабство к половцам.
Князь Святослав Всеволодович Киевский
Святослав является, двоюродным братом Игоря и Всеволода, но они его называют «отцом». Все этот зависит не от родственных уз, а от иерархии среди русских князей. Он любит Русь, заботиться о ней, хочет земле просветления и лучшего будущего, но не через войну, а миром. Святослав понимал, что постоянные войны только разрушат их землю, а не сплотят. Он добрый и любящий правитель, который хочет для своей родины только лучшего.
Княгиня Ярославна
Ярославна является женой Игоря. Княгиня любящая и верующая женщина. Княгиня всем сердцем любит своего мужа и ждет его из поля битвы живым и здоровым. Сам образ Ярославны передает состояние всех женщин на Руси, которую ждут своих мужей и сыновей с войны. Это и старенькие матери, которые плачут по сыновьям, их жены скучающие по теплу мужей, а также маленькие дети. Ее вид передает всю надежду самого народа, веру в будущее, а главное в своих правителей, который и приведут страну к просветлению. Она готова всегда прийти на помощь своему народу и мужу. Сам эпизод из произведения «Плачь Ярославны» является, одним из самых лирических и знаменитых из произведения.
Боян
Боян – это древнерусский писатель и поэт. Он воспевает славу и подвиги, великих русских князей. Он описывает их подвиги на войне и великие правительские решения. Многие считают, что Боян обладает даром предвидения и может описать будущее и все что произойдет. Он не является главным героем, но упоминается там очень часто. Боян является полной противоположностью автора. Он восхваляет подвиги Князей, их великие битвы, как они смогли победить всех врагов и сделать страну процветающей. А автор описывает лишь действительно происходящие события
Автор «Слова о полку Игореве»
Автор – является неизвестной личностью, которую до сих пор никто не знает. Он был талантливым и начитанным человеком, так как смог всеми красками передать смысл и великолепие битвы с половцами. Автор является настоящим патриотом, но который не бессмысленно восхваляет родину, а на самом деле описывает все ее плюсы. Благодаря Автору мир увидел это произведение, которое можно назвать чуть ли не лучшим того времени. С помощью его таланта описания, мы можем узнать силу и мужество русского войска.
«Слово о полку Игореве» – одно из самых загадочных произведений русской литературы – насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему происхождению, национальности, полу, возрасту, моральным и нравственным характеристикам. Но всех этих героев объединяет одно: они помогают автору выразить идею произведения – идею любви к родине, необходимости ее защиты и всеобщего объединения.
Большую группу героев «Слова» составляют древнерусские князья. В первую очередь, это князь Игорь Святославич Новгород-Северский, который осуществил «провальный» поход на половцев и в итоге попал в плен.
Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
Вспала князю на ум охота,
А знаменье заступило ему желание
Отведать Дона великого.
Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…»
В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской – природы, людей, высших сил – Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли.
Автор показывает, как вся Русь ликует от этого события. Но мне кажется, что сам автор не столь однозначно относится к этому герою. И я разделяю его мнение. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен.
Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря – Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата:
«Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь!
Оба Святославичи!
Седлай же, брат, борзых коней своих,
А мои тебе готовы…»
Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение.
Но более всего из князей, представленных в «Слове», мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями.
В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Кроме того, в «Слове» мне очень симпатичен образ жены Игоря – княгини Ярославны. Эпизод под названием «Плач Ярославны» является, на мой взгляд, одним из самых лиричных и пронзительных во всем произведении.
Жена Игоря – глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…»
Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев.
Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора.
Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов.
Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно.
Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, князь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак).
Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.
“Слово о походе Игореве”-одно из древнейших памятников литературы Киевской Руси. В основе сюжета лежит история о неудачном походе русских князей на половцев. “Слово…”пронизано элементами языческой мифологии и образами-символами,а персонажи произведения изображены в довольно интересный способ,так как кроме им действий и слов,о характере героев произведения говорят природные явления.
Центральный персонаж произведения,это русский князь Игорь-смелый человек безгранично людить свой отчий край и готов отдать за него душу. Чувство собственного достоинства и гордость за свой народ-характерные черты Игоря.
«Лучше же потятим быть,чем плененным…»
И славолюбство князя погубило его. Его поспешные необдуманные действия подвергают Игоря и братьев опасности. Князья были вынуждены пересесть «из седла золотого да в седло невольниче».
Святослав и Всеволод называли Игоря “смелым соколом”,однако были мужественными и отважными тоже. Это два храбрых воины,которые готовы на все,ради родного края и его свободы.
Всеволод и Игорь бесчинствуют и только Святослав призывает братьев к борьбе за отчие земли. Именно он объединяет князей,чтобы укрепить свое государство. «за землю Русскую, за раны Игоря, смелого Святославича»
Достаточно важным является и использование женского образа. Ярославна– верная и преданная жена,которая оплакивает раны и боль своего возлюбленного,призывая силы природы помочь своему мужу.
Ярославна -княгиня,имя которой всегда будет ассоциироваться с защитницей и заступницей русских князей.
Итак,”Слово о полку Игореве”является одним из лучших произведений раннего средневекового эпоса, поскольку изображение образов является чрезвычайно ярким и багаторанним.
Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.
Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
«Слово о полку Игореве» – одно из самых загадочных произведений русской литературы – насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему происхождению, национальности, полу, возрасту, моральным и нравственным характеристикам. Но всех этих героев объединяет одно: они помогают автору выразить идею произведения – идею любви к родине, необходимости ее защиты и всеобщего объединения.
Большую группу героев «Слова» составляют древнерусские князья. В первую очередь, это князь Игорь Святославич Новгород-Северский, который осуществил «провальный» поход на половцев и в итоге попал в плен.
Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
Вспала князю на ум охота,
А знаменье заступило ему желание
Отведать Дона великого.
Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…»
В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской – природы, людей, высших сил – Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли.
Автор показывает, как вся Русь ликует от этого события. Но мне кажется, что сам автор не столь однозначно относится к этому герою. И я разделяю его мнение. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен.
Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря – Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата:
«Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь!
Оба Святославичи!
Седлай же, брат, борзых коней своих,
А мои тебе готовы…»
Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение.
Но более всего из князей, представленных в «Слове», мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями.
В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Кроме того, в «Слове» мне очень симпатичен образ жены Игоря – княгини Ярославны. Эпизод под названием «Плач Ярославны» является, на мой взгляд, одним из самых лиричных и пронзительных во всем произведении.
Жена Игоря – глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…»
Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев.
Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора.
Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов.
Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно.
Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, князь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак).
Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.
ке Игоре» – удивительная памятка древней литературы, которая поражает нас своим художественным совершенством. Автор рассказывает нам об исторических событиях, мы воображаем их себе так ярко благодаря богатому языку произведения и эмоциональности ту, которую так искренне привнес в свою поэму неизвестный нам художник. Современного читателя захватывают образы «Слова…»: мужественный Игорь, отданная любящая Ярославна, храбрые войны, величественная Русь. Я уверен, что «Слово в полке Игоре» не оставит равнодушным ни одного как в наше время, так и через много лет или веков, все настоящие произведения, написанные не пером, а сердцем, не подвластные влиянию времени. В глубину веков уходит история могущественного славянского государства, воспетая в летописных легендах и древнерусских былинах, описанная отечественными и зарубежными историками.
«Слово в полке Игоре» – это высокохудожественное произведение, в котором рассказывается о неудачном походе 1185 года новгород-северского князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода, князя Трубчевського, против половцев, которые своими набегами наносили донимающие удары Русской земля. Ярославна ждет в Путивл-Граде своего любимого, она понимает важность похода, в котором принимает участие князь Игорь. В этом оказывается патриотизм мужественной и красивой женщины. Образ Ярославны использовали писатели разных времен, наверное, известнейшим является настоящий шедевр Большого Кобзарь» «Плач Ярославны».
Но центральным образом «Слова в полке Игоре» есть не Игорь и не Ярославна. Центральным образом исторической поэмы есть Русская земля. Для каждого это историческая радость, о которых рассказывается в «Слове..,». Киевская Русь, родная Мать, она является не просто главным образом поэмы, а главным смыслом их жизни, ведь ни один из их не сознает личного счастья без благосостояния и свободы Родителей. Любовь к родной земля сопровождает все действия персонажей произведения, их мысли и поступки. Автор поэмы также мастерски описал природу родного края. Читая «Слово…», ощущаем увлечение автора красотой пейзажей, задумчивостью озер, гневом гроз и грома. Склонность к персонификации природы, к предоставлению ей человеческих черт только помогает автору подчеркнуть красоту окружающего мира и его личное отношение к увиденным пейзажам.
Кто же выступает главным героем «Слова…»? Князь Игорь? О нем в произведении говорится больше, чем о других князьях. Игорево войско? Но оно испытало поражения и открыло путь Степи на Русь. Ярославна? Она прекрасная, отданная, любящая, персонаж лучшего, но единого раздела произведения. Святослав Киевский? Но в поэме он только высказывает соображения по поводу событий и является другим поэтическим «я». Недаром же его слова переходят в авторское обращение к князьям.
Настоящий герой поэмы – это Русская земля. Ей певец отдает весь жар своего сердца, большую любовь, сыновою верность. Храбрые воины княжьей жены для автора – «русские сыны», «русские полки», «русичи», которых ждут «жен русских». Патриотичный пафос автора поэмы – это личные представления хорошего для родной земли. Он высказал то, что зрело в уме лучших людей той эпохи: надо жить совета Родины и, если выпадет – умереть в бою за Русскую землю. В «Слове…» перед глазами автора, будто впервые возникает Русь. Он по-новому показывает родные и давно обжитые места:
* По берегам Дуная и Днепра славяне,
* Которые начали свой исторический путь между Вислой и Карпатами,
* Одрой и Балтийским морем,
* Селились из античных «возрастов Трояновых».
Вопросы и ответы теме «Устное народное творчество». Назовите тематику древнейших дум. В древнейших думах обрисовано страдания народа в неволе; показанная борьба за освобождение; увеличено предводители национально-освободительной борьбы.
Чем народные думы близкие к историческим песням? Народные думы и исторические песни имеют подобную тематику, связанную с героической борьбой народа против врагов.
Как выполнялись думы? Думы выполнялись в сопровождении кобзы, бандуры или лиры речитативом. Творцами дум были люди хорошо осведомленные с жизнью и бытом народа, участники событий, бывшие невольники, которые испытали мучений в плену. Когда возникли баллады? Баллады возникли в средние века как песни к танцу. Постепенно текст вместе с мелодией отделились от танца, и баллада с начала XIX ст. становится одним из видов народных песен и распространяется на Руси. Чем баллады отличаются от исторических песен? В исторических песнях на первом месте – правдивое отображение конкретного события или героя, а в балладе основным есть высказывания глубоких переживаний, вызванных этими событиями.
Похожие сочинения
Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве»
После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тоской изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разлилась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз заклинает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
Одновременно в поэме живет и образ русского народа: народа-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спеленуты, под шлемами взрощены, с кончика копья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели, которые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храбро умирают за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наиболее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Игоря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолюбие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
Автор отступает от исторической правды, идеализируя и героизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматривает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве. Образ Святослава — Мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного
соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оплакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплощением верности и вечности жизни, ожидания, освященного любовью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
Природу в поэме также можно рассматривать как образ деятельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обожествлена язычески. Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; затмение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремится предупредить его об опасности. Таким образом, можно сказать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы возможного.
Автору удается подняться выше эгоистичных интересов князей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру. [/sms]
Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал “Слово”. Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века. Многие известные историки начали изучать этот литературный памятник. Сам оригинал рукописи сгорел в московском пожаре 1812 г.
Произведение “Слово о полку Игореве” относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.
Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике – вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором “Слова о полку Игореве”.
Анализ произведения
Основная идея «Слова»
Это призыв к русским князьям объединяться. Феодально раздробленная Русь страдала от междоусобиц князей и от постоянных нападений внешних врагов. Основныыми противоборствующими силами являлись потомки Маномаха и князя Олега, потомком коего и является Игорь. Автор мечтает об объединении русских земель под властью Киева. Современные исследования практически доказывают, что автор «Слова» принадлежал к «Олегову гнезду».
У него была довольно сложная задача, ведь он должен был, с одной стороны, возвеличивать своего князя. С другой осудить за необдуманный шаг. Поэтому образ князя так неоднозначен. Но, подлинным мерилом всех ценностей является Русская земля. Именно она и является главным героем произведения и его идейно-композиционным центром. История Русской земли является составной часть образа. Автор постоянно сравнивает прошлое и настоящее, делает выводы устами Святослава о необходимости единения русских князей перед лицом врага.
Все страницы проникнуты патриотизмом, который выражает основную идею автора. «Слово» это пламенная речь патриота. Иногда гневная и скорбная, взволнованная и лирическая, но, всегда полная веры в Русь и её светлое будущее. Основная тема «Слова» скорбь о постигшей родину беде, поиск выхода из ситуации. Анализируя политическую ситуацию, автор приходит к выводу, что поражение Игоря, следствие разобщённости между князьями.
Герои произведения
Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Стиль произведения символичен. Каждый герой являет собой образ-символ, который выражает какое-то одно качество.
Князь Святослав
Например, образ киевского князя Святослава несколько идеализирован. Он показан во главе всех Русских княжеств в традиционном представлении идеального правителя. Старый князь грозен, мудр и опытен. Автор отзывается о нём, как о соколе «в мытех». Именно в «золотом слове» Святослава автор раскрывает свои мечты о единении Руси. Он призывает князей забыть распри и обиды, встать на защиту родной земли от грозного врага, «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Старый князь порицает мужественных, но безрассудных князей, которые в одиночку выступили против сильного врага.
Подробнее: Князь Святослав: характеристика и образ героя
Олег Гориславич
Следующий герой, Олег Гориславич, представляет образ князя-крамольника, провоцирующего на Руси раздоры среди князей.
Подробнее: Олег Гориславич: характеристика и образ героя
Князь Всеслав Полоцкий
Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.
Представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове. Автор часто упоминает его, как известного певца того времени, воспевающего великих князей, их славные подвиги, битвы, походы.
В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем.
Вариант 2
“Слово о полку Игореве” — это одно из немногих величайших произведений в отечественной литературе. Это произведение было найдено в библиотеке, и многие истории считают, что это творение написал старый, но образованный монах в 10 веке, который знал достоверные события и как проходили этот поход. Это произведение одно в нашей истории, которое описывает события далекого прошлого, русский народный и его быт. “Слово о полку Игореве” потрясающие изыскание, о геройстве и самоотверженности русских князей и войска, которые готовы для счастья собственного народа, пойти на все:
Главные герои
Князь Игорь
Главным героем творения «Слово о полку Игоре» является сам князь Игорь. Государство уважает и любит своего самодержца и надеяться, что именно он принесет в их страну просветление и радость. Однажды он отправился в поход против половцев. Князь Игорь был бесстрашным и крепким, его с детства учили побеждать врагов, поэтому правителя всегда тянуло к приключениям, и он, никогда не мог усидеть на месте. Именно поэтому князь не обратил внимание на знаки судьбы и пошел в бой. Именно из за собственной решимости, Князь Игорь проиграл и угодил в полон половцев. После Игорю повезло сбежать и вернуться к жене домой.
Князь Всеволод
Всеволод – является, братом князя Игоря. Князь прославился своим богатырским нравом и силой. Всеволод благодаря силе и мужеству заработал прозвище Буй-Тур. Однажды князь отправился со своим братом в поход против половцев, воевать за свою землю. Всеволод любит и уважает свой край, поэтому готов за него умереть. Всеволод позабыл во время похода и о жене, о детях, о родителях, все его мысли только о смерти врага. В конце концов, ярость князя приводит в рабство к половцам.
Князь Святослав Всеволодович Киевский
Святослав является, двоюродным братом Игоря и Всеволода, но они его называют «отцом». Все этот зависит не от родственных уз, а от иерархии среди русских князей. Он любит Русь, заботиться о ней, хочет земле просветления и лучшего будущего, но не через войну, а миром. Святослав понимал, что постоянные войны только разрушат их землю, а не сплотят. Он добрый и любящий правитель, который хочет для своей родины только лучшего.
Княгиня Ярославна
Ярославна является женой Игоря. Княгиня любящая и верующая женщина. Княгиня всем сердцем любит своего мужа и ждет его из поля битвы живым и здоровым. Сам образ Ярославны передает состояние всех женщин на Руси, которую ждут своих мужей и сыновей с войны. Это и старенькие матери, которые плачут по сыновьям, их жены скучающие по теплу мужей, а также маленькие дети. Ее вид передает всю надежду самого народа, веру в будущее, а главное в своих правителей, который и приведут страну к просветлению. Она готова всегда прийти на помощь своему народу и мужу. Сам эпизод из произведения «Плачь Ярославны» является, одним из самых лирических и знаменитых из произведения.
Боян
Боян – это древнерусский писатель и поэт. Он воспевает славу и подвиги, великих русских князей. Он описывает их подвиги на войне и великие правительские решения. Многие считают, что Боян обладает даром предвидения и может описать будущее и все что произойдет. Он не является главным героем, но упоминается там очень часто. Боян является полной противоположностью автора. Он восхваляет подвиги Князей, их великие битвы, как они смогли победить всех врагов и сделать страну процветающей. А автор описывает лишь действительно происходящие события
Автор «Слова о полку Игореве»
Автор – является неизвестной личностью, которую до сих пор никто не знает. Он был талантливым и начитанным человеком, так как смог всеми красками передать смысл и великолепие битвы с половцами. Автор является настоящим патриотом, но который не бессмысленно восхваляет родину, а на самом деле описывает все ее плюсы. Благодаря Автору мир увидел это произведение, которое можно назвать чуть ли не лучшим того времени. С помощью его таланта описания, мы можем узнать силу и мужество русского войска.
«Слово о полку Игореве» – одно из самых загадочных произведений русской литературы – насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему происхождению, национальности, полу, возрасту, моральным и нравственным характеристикам. Но всех этих героев объединяет одно: они помогают автору выразить идею произведения – идею любви к родине, необходимости ее защиты и всеобщего объединения.
Большую группу героев «Слова» составляют древнерусские князья. В первую очередь, это князь Игорь Святославич Новгород-Северский, который осуществил «провальный» поход на половцев и в итоге попал в плен.
Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
Вспала князю на ум охота,
А знаменье заступило ему желание
Отведать Дона великого.
Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…»
В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской – природы, людей, высших сил – Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли.
Автор показывает, как вся Русь ликует от этого события. Но мне кажется, что сам автор не столь однозначно относится к этому герою. И я разделяю его мнение. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен.
Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря – Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата:
«Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь!
Оба Святославичи!
Седлай же, брат, борзых коней своих,
А мои тебе готовы…»
Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение.
Но более всего из князей, представленных в «Слове», мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями.
В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Кроме того, в «Слове» мне очень симпатичен образ жены Игоря – княгини Ярославны. Эпизод под названием «Плач Ярославны» является, на мой взгляд, одним из самых лиричных и пронзительных во всем произведении.
Жена Игоря – глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…»
Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев.
Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора.
Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов.
Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно.
Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, князь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак).
Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.
“Слово о походе Игореве”-одно из древнейших памятников литературы Киевской Руси. В основе сюжета лежит история о неудачном походе русских князей на половцев. “Слово…”пронизано элементами языческой мифологии и образами-символами,а персонажи произведения изображены в довольно интересный способ,так как кроме им действий и слов,о характере героев произведения говорят природные явления.
Центральный персонаж произведения,это русский князь Игорь-смелый человек безгранично людить свой отчий край и готов отдать за него душу. Чувство собственного достоинства и гордость за свой народ-характерные черты Игоря.
«Лучше же потятим быть,чем плененным…»
И славолюбство князя погубило его. Его поспешные необдуманные действия подвергают Игоря и братьев опасности. Князья были вынуждены пересесть «из седла золотого да в седло невольниче».
Святослав и Всеволод называли Игоря “смелым соколом”,однако были мужественными и отважными тоже. Это два храбрых воины,которые готовы на все,ради родного края и его свободы.
Всеволод и Игорь бесчинствуют и только Святослав призывает братьев к борьбе за отчие земли. Именно он объединяет князей,чтобы укрепить свое государство. «за землю Русскую, за раны Игоря, смелого Святославича»
Достаточно важным является и использование женского образа. Ярославна– верная и преданная жена,которая оплакивает раны и боль своего возлюбленного,призывая силы природы помочь своему мужу.
Ярославна -княгиня,имя которой всегда будет ассоциироваться с защитницей и заступницей русских князей.
Итак,”Слово о полку Игореве”является одним из лучших произведений раннего средневекового эпоса, поскольку изображение образов является чрезвычайно ярким и багаторанним.
Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.
Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве
Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.
«Слово о полку Игореве» – одно из самых загадочных произведений русской литературы – насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему происхождению, национальности, полу, возрасту, моральным и нравственным характеристикам. Но всех этих героев объединяет одно: они помогают автору выразить идею произведения – идею любви к родине, необходимости ее защиты и всеобщего объединения.
Большую группу героев «Слова» составляют древнерусские князья. В первую очередь, это князь Игорь Святославич Новгород-Северский, который осуществил «провальный» поход на половцев и в итоге попал в плен.
Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
Вспала князю на ум охота,
А знаменье заступило ему желание
Отведать Дона великого.
Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…»
В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской – природы, людей, высших сил – Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли.
Автор показывает, как вся Русь ликует от этого события. Но мне кажется, что сам автор не столь однозначно относится к этому герою. И я разделяю его мнение. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен.
Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря – Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата:
«Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь!
Оба Святославичи!
Седлай же, брат, борзых коней своих,
А мои тебе готовы…»
Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение.
Но более всего из князей, представленных в «Слове», мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями.
В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Кроме того, в «Слове» мне очень симпатичен образ жены Игоря – княгини Ярославны. Эпизод под названием «Плач Ярославны» является, на мой взгляд, одним из самых лиричных и пронзительных во всем произведении.
Жена Игоря – глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…»
Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев.
Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора.
Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов.
Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно.
Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, князь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак).
Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.