Сочинение на тему слово о полку игореве главные герои

7 вариантов

  1. Представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове. Автор часто упоминает его, как известного певца того времени, воспевающего великих князей, их славные подвиги, битвы, походы.
    В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем.

    Вариант 2

    “Слово о полку Игореве” — это одно из немногих величайших произведений в отечественной литературе. Это произведение было найдено в библиотеке, и многие истории считают, что это творение написал старый, но образованный монах в 10 веке, который знал достоверные события и как проходили этот поход. Это произведение одно в нашей истории, которое описывает события далекого прошлого, русский народный и его быт. “Слово о полку Игореве” потрясающие изыскание, о геройстве и самоотверженности русских князей и войска, которые готовы для счастья собственного народа, пойти на все:

    Главные герои

    Князь Игорь

    Главным героем творения «Слово о полку Игоре» является сам князь Игорь. Государство уважает и любит своего самодержца и надеяться, что именно он принесет в их страну просветление и радость. Однажды он отправился в поход против половцев. Князь Игорь был бесстрашным и крепким, его с детства учили побеждать врагов, поэтому правителя всегда тянуло к приключениям, и он, никогда не мог усидеть на месте. Именно поэтому князь не обратил внимание на знаки судьбы и пошел в бой. Именно из за собственной решимости, Князь Игорь проиграл и угодил в полон половцев. После Игорю повезло сбежать и вернуться к жене домой.

    Князь Всеволод

    Всеволод – является, братом князя Игоря. Князь прославился своим богатырским нравом и силой. Всеволод благодаря силе и мужеству заработал прозвище Буй-Тур. Однажды князь отправился со своим братом в поход против половцев, воевать за свою землю. Всеволод любит и уважает свой край, поэтому готов за него умереть.  Всеволод позабыл во время похода и о жене, о детях, о родителях, все его мысли только о смерти врага. В конце концов, ярость князя приводит в рабство к половцам.

    Князь Святослав Всеволодович Киевский

    Святослав является, двоюродным братом Игоря и Всеволода, но они его называют «отцом». Все этот зависит не от родственных уз, а от иерархии среди русских князей. Он любит Русь, заботиться о ней, хочет земле просветления и лучшего будущего, но не через войну, а миром. Святослав понимал, что постоянные войны только разрушат их землю, а не сплотят. Он добрый и любящий правитель, который хочет для своей родины только лучшего.

    Княгиня Ярославна

    Ярославна является женой Игоря. Княгиня любящая и верующая женщина. Княгиня всем сердцем любит своего мужа и ждет его из поля битвы живым и здоровым. Сам образ Ярославны передает состояние всех женщин на Руси, которую ждут своих мужей и сыновей с войны. Это и старенькие матери, которые плачут по сыновьям, их жены скучающие по теплу мужей, а также маленькие дети. Ее вид передает всю надежду самого народа, веру в будущее, а главное в своих правителей, который и приведут страну к просветлению. Она готова всегда прийти на помощь своему народу и мужу. Сам эпизод из произведения «Плачь Ярославны» является, одним из самых лирических и знаменитых из произведения.

    Боян

    Боян – это древнерусский писатель и поэт. Он воспевает славу и подвиги, великих русских князей. Он описывает их подвиги на войне и великие правительские решения. Многие считают, что Боян обладает даром предвидения и может описать будущее и все что произойдет. Он не является главным героем, но упоминается там очень часто. Боян является полной противоположностью автора. Он восхваляет подвиги Князей, их великие битвы, как они смогли победить всех врагов и сделать страну процветающей. А автор описывает лишь действительно происходящие события

    Автор «Слова о полку Игореве»

    Автор – является неизвестной личностью, которую до сих пор никто не знает. Он был талантливым и начитанным человеком, так как смог всеми красками передать смысл и великолепие битвы с половцами. Автор является настоящим патриотом, но который не бессмысленно восхваляет родину, а на самом деле описывает все ее плюсы. Благодаря Автору мир увидел это произведение, которое можно назвать чуть ли не лучшим того времени. С помощью его таланта описания, мы можем узнать силу и мужество русского войска.

  2. После трагической битвы на реке Каяле «черная земля под копытами была костьми усеяна, а кровью полита: тос­кой изошлася вся Русская земля!», а храбрые русичи «полегли за землю Русскую». После этого, по словам автора, «тоска разли­лась по Русской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Узнав о поражении, киевский князь Святослав в своем «золотом слове», смешаном со слезами, несколько раз закли­нает соотечественников постоять «за землю Русскую, за раны Игоря».
    Одновременно в поэме живет и образ русского народа: наро­да-ратая, народа-воина, народа-защитника родной земли. Князь Всеволод о своих дружинниках с гордостью говорит, что они под трубами были спеленуты, под шлемами взрощены, с кончика ко­пья вскормлены. Они выходят в поход не как завоеватели, кото­рые ищут себе славы. Для них половецкое богатство ничего не стоит, к трофеям они относятся пренебрежительно. Воины храб­ро умирают за Русскую землю. Автор с печалью говорит об этом, сетуя на княжеские раздоры, которые влекут за собой смерть и разорение.
    В «Слове» воссозданы образы древнерусских князей. Наибо­лее ярко выписаны образы мужественных воинов — братьев Иго­ря и Всеволода. Про них автор говорит с симпатией, восторгается их храбростью, одновременно упрекая их за своеволие и славолю­бие, за несогласованность их действий с политикой других князей и киевского князя.
    Автор отступает от исторической правды, идеализируя и ге­роизируя образ великого киевского князя Святослава, но делает это с определенной политической целью, поскольку рассматри­вает верховную власть Киева как центр объединения русских княжеств в едином феодальном государстве. Образ Святослава — Мудрого, уравновешенного правителя и полководца и грозного
    соперника половцев, опечаленного «отца» разбитых русичей — раскрывается в его символическом «темном» сне и «золотом» слове, «со слезами смешанном», который является центральной частью поэмы. Этот традиционный художественный прием дает автору возможность оценить деятельность русских князей XI— XII веков.
    Яркими являются и женские образы поэмы — Ярославна, оп­лакивающая на валу в Путивле поражение и пленение своего мужа, нежная Глебовна, жена Всеволода, — которые являются воплоще­нием верности и вечности жизни, ожидания, освященного любо­вью, и непреложности добра на залитой кровью земле.
    Природу в поэме также можно рассматривать как образ дея­тельный и влиятельный. Природа в «Слове» символична и обо­жествлена язычески. Так, Ярославна обращается за помощью к ветру, солнцу, Днепру, воспринимая их как живые существа; зат­мение солнца вещует Игорю поражение, а все живое стремит­ся предупредить его об опасности. Таким образом, можно ска­зать, что из реальности действие поэмы словно переносится в пласт символическо-мифологический, расширяя границы воз­можного.
    Автору удается подняться выше эгоистичных интересов кня­зей, их корыстолюбивой и честолюбивой политики и выразить интересы всего русского народа, его стремление к единству и миру, желание сохранить свою целостность и культуру. [/sms]

  3. Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
    Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

    Образ 3

    «Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
    Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
    Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
    В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
    Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
    Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
    Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
    9 класс. Сочинение по литературе.

  4. «Слово о полку Игореве» – одно из самых загадочных произведений русской литературы – насыщено разнообразными героями. Они различаются по своему происхождению, национальности, полу, возрасту, моральным и нравственным характеристикам. Но всех этих героев объединяет одно: они помогают автору выразить идею произведения – идею любви к родине, необходимости ее защиты и всеобщего объединения.
    Большую группу героев «Слова» составляют древнерусские князья. В первую очередь, это князь Игорь Святославич Новгород-Северский, который осуществил «провальный» поход на половцев и в итоге попал в плен.
    Игорь честолюбив и очень упрям. Мне кажется, пойти «посмотреть синего Дона» его заставило не столько патриотическое чувство, сколько желание испытать свои силы, одержать победу, прославиться. Именно поэтому, я думаю, автор несколько иронично и неодобрительно говорит про него:
    Вспала князю на ум охота,
    А знаменье заступило ему желание
    Отведать Дона великого.
    Игорь Святославич еще очень молод, горяч, самоуверен. Он считает, что все подвластно ему. Именно поэтому он не хочет видеть тех тревожных знаков, что подает ему родная природа, русская земля: «Солнце дорогу ему тьмой заступило; Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…»
    В результате войска князя проиграли битву и сам князь Игорь попал в плен. Лишь при помощи всей земли Русской – природы, людей, высших сил – Игорю Святославичу удается вырваться из половецкого плена и вернуться в родные земли.
    Автор показывает, как вся Русь ликует от этого события. Но мне кажется, что сам автор не столь однозначно относится к этому герою. И я разделяю его мнение. Князь Игорь эгоистичен и чересчур самоуверен. Он, в первую очередь, думает о своих интересах, а не об интересах своей родины. Поэтому этот герой мне, можно сказать, несимпатичен.
    Значительно больше мне нравится двоюродный брат Игоря – Всеволод, который стал для князя «правой рукой», помощью и поддержкой в походе. Он сразу же откликнулся на призыв брата:
    «Один мне брат, один свет светлый ты, Игорь!
    Оба Святославичи!
    Седлай же, брат, борзых коней своих,
    А мои тебе готовы…»
    Всеволод до конца был с Игорем, являясь ему опорой и поддержкой до самой последней минуты. Такая преданность, большая значимость семьи для этого героя, его мужество и отвага вызывают у меня уважение.
    Но более всего из князей, представленных в «Слове», мне симпатичен образ великого князя Киевского Святослава. Он показан как мудрый правитель, моральный наставник всех русских князей. Именно этот человек искренне, всей душой переживает за свое отечество и всех князей, считая их своими духовными сыновьями.
    В своем «золотом слове» Святослав предстает не только как истинный правитель, но и как человек большой внутренней культуры, знаток истории своей родины, ее нравственных корней. Этот князь ратует за объединение всех русских земель, прекращение междоусобиц, примирение князей:
    О, стонать тебе, земля Русская,
    Вспоминая времена первые и первых князей!
    Кроме того, в «Слове» мне очень симпатичен образ жены Игоря – княгини Ярославны. Эпизод под названием «Плач Ярославны» является, на мой взгляд, одним из самых лиричных и пронзительных во всем произведении.
    Жена Игоря – глубоко русская натура. Это подтверждается и тем, что она обращается за помощью к силам природы, и тем, что ее страдания переданы именно в жанре плача (фольклорный жанр): «Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей…»
    Ярославна очень любит своего мужа, предана ему, ждет «свою ладу» и готова ради него на все. Она обращается ко всем стихиям, в высшей силе, чтобы те помогли ее любимому вернуться домой из плена. Я думаю, что во многом именно любовь этой героини помогли князю Игорю бежать от половцев.
    Образы половецких ханов представлены в «Слове» в мрачных и хищных тонах. Это враги, поэтому они обрисованы сугубо негативно. Мое отношение к ним совпадает с соотношением неизвестного автора.
    Кроме перечисленных героев, в произведении есть еще один немаловажный образ. Это образ самого автора. Он предстает перед нами как глубоко образованный и культурный человек, знакомый со многими князьями, о которых он пишет, с «вещим Баяном». Мне очень симпатичен этот образ, поскольку автор выступает как истинный патриот, всей душой болеющий за свое отечество, призывающий к объединению и защите родной страны от внешних врагов.
    Кроме того, автор «Слова» предстает и как талантливый писатель, новатор, отошедший от традиций воспевания подвигов князей и рассказавший «печальную повесть о битвах Игоря» «по былинам сего времени», то есть достоверно.
    Таким образом, ни один из основных героев «Слова» не оставил меня равнодушным. К кому-то я испытываю искренне уважение и симпатию (князь Святослав, князь Всеволод, Ярославна, автор). К кому-то из героев питаю противоречивые чувства (князь Игорь), к кому-то лишь негатив (половецкие князья Гзак и Кончак).
    Я считаю, в том, что герои «Слова» вызывают в читателе живые эмоции, в том, что мы переживаем за них, негодуем и радуемся вместе с ними, есть большая заслуга неизвестного автора этого произведения. Он призывает и своих современников, и нас, их далеких потомков, любить свою страну и работать ради ее процветания. Ведь от состояния нашей родины зависит и состояние ее народа. И в этом я с автором «Слова о полку Игореве» полностью согласен.

  5. Слово о полку Игореве — произведение, которое было написано много веков назад. Более восьмисот лет назад неизвестный автор, имя которого до сих пор не установили историки, написал это произведение, которое сегодня словно памятник литературы древнего времени. Но, несмотря на древность произведения, оно актуально и по сей день, поэтому и нынешние школьники изучают это произведение. Вот и сегодня нужно написать сочинение на тему Отношение автора к главному герою в Слове о полку Игореве. Тему же отношения автора в слове о полку Игореве я начну раскрывать, описав созданный образ Игоря.

    Слово о полку Игореве образ Игоря

    Само произведение повествует о реальных событиях, о времени, когда Игорь был князем новгород-северским и решил пойти на половцев, не дождавшись объединения всех князей, просто вдвоем с братом.
    Если говорить об образе и характеристике Игоря, то его можно представить, читая произведение, ведь автор подробно описывает князя. Так мы видим, что это молодой князь, как пишет автор: молодых настало время. Автор изображает Игоря мужественным: Игорь… Мужество избрал. Также автор представляет Игоря отважным храбрецом. К тому же Игорь — удалой сын Святославича. Князя автор изобразил стойким, ведь и раненым он продолжал битву и пытался «беглецов вернуть к бою».

  6. Автор “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь по прежнему носил звание “великого князя”. Но страна разделялась на мелкие княжества. Это сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80 х гг. XII в. князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 г. князь Игорь Новгород Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю. Этому и посвящено “Слово о полку Игореве”, являющееся одним из самых значительных произведений своего времени.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород Северского в поход против половцев. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование и все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей решении.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй Тур Всеволод. С объединенными силами своего войска и Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают там новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящими их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку: “Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра. Туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра”.
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описаны печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом (отцом Игоря и Всеволода) они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по Русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”.
    В “Слове” автор показывает князя Игоря как славного и храброго воина, которым, безусловно, двигали самые благие цели: он хотел освободить Русскую землю от половецких захватчиков. Но вместе с тем автор отмечает безрассудство Игоря, который идет в поход, несмотря на то что тот с самого начала обречен на провал. Единственной движущей силой является при этом стремление к личной славе. Желание личной славы “заступает ему затмение”. Ничто не останавливает Игоря на его роковом пути. За это безрассудство и осуждает автор князя.
    На примере похода Игоря, его неудач и последствий этого похода автор показывает, к чему может привести отсутствие единения на Руси. Ведь Игорь действовал, как действовали в то время многие князья, заботясь больше о личной славе, чем о судьбе Русской земли. Но Игорь также изображен как смелый и храбрый князь, который является истинным сыном своей земли.

  7. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале ХIХ века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента открытия «Слова…» А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в ХХI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, действительно понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к своей родине, а центральный образ Русской земли предстает во всей своей полноте и масштабности.
    Но все же герой, чье имя стоит в названии произведения, занимает в нем особое место, среди других героев «Слова…» его образ особенно ярок и выразителен. Мне кажется, что именно князь Игорь, личность сложная и противоречивая, наиболее близок современному человеку, а потому вызывает искренний интерес, хотя он отделен от нас огромной временной дистанцией.
    Отношение автора «Слова…» к русским князьям, изображенным в нем двойственная, что сказалось и в образе князя Игоря. С одной стороны, автор видит в князьях представителей Руси, он им сочувствует, гордится их успехами и переживает за неудачи. С другой стороны, он осуждает их эгоизм, раздоры и местническую политику, их нежелание отстаивать общерусские интересы… На примере похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича автор показывает, к чему приводит отсутствие единения, а потому для выражения главной идеи «Слова…» образ князя Игоря имеет очень большое значение.
    Игорь действует по формуле: «мы собе, а ты собе». Он идет в поход на половцев один, а потому и терпит поражение. Святослав Киевский, с которым солидарен автор, говорит Игорю, что он самостоятельно отправляется в поход потому, что ищет себе славу, которую не желает ни с кем делить, кроме нескольких верных ему князей:
    Русичи великие поля червлеными щитами перегородили,
    Ища себе чести, а князю – славы.
    Храбрый, но недальновидный Игорь идет в поход, несмотря на то, что с самого начала его предупреждают о поражении многочисленные «знамения»:
    Солнце ему тьмою путь заступало;
    Ночь стонами грозы птиц пробудила;
    Свист звериный встал,
    Взбился див –
    Кличет на вершине дерева,
    Велит прислушаться…
    Но Игорь не желает ничего и никого слушать, он верит в свою звезду и с небольшим отрядом соратников идет в поход. Он, безусловно, любит родину, но желание личной славы «заступает ему знамение». Перед походом он обращается к своей дружине:
    Лучше ведь убитым быть,
    Чем плененным быть;
    Сядем же, братья,
    На борзых коней
    Да посмотрим хоть
    На синий Дон.
    Автор «Слова…» так комментирует речь князя:
    Ум князя уступил
    Желанию
    И охота отведать Дон великий
    Заслонила ему предзнаменование.
    Но все же создается впечатление, что автор симпатизирует князю. Недаром читатель так живо переживает все, что происходит с героем «Слова…», сочувствует ему. Ведь князь действительно отважен и храбр, он настоящий воин и готов сложить свою голову в борьбе с врагом «за землю Русскую». Метафорические определения подчеркивают эти качества князя, который
    Скрепил ум силою своею
    И поострил сердце свое мужеством;
    Исполнившись ратного духа,
    Навел свои храбрые полки
    На землю Половецкую
    За землю Русскую.
    Но князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорь, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.
    Недаром рядом с образом князя Игоря появляется образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет «Гориславичем». Конечно, речь идет не о личном горе этого князя, а о народном горе, вызванном его усобицами. Автор, вспоминая о нем, говорит, что Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, стоит даже в заглавии произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Ольгова». Так от отца к сыну, от деда к внуку передается дух «крамолы», которая ведет к гибели людей и поруганию земли русской.
    Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать «себе славы», принес только горе русской земле: его дружина и дружины союзных ему князей разгромлены, на кровавом «пиру» полегли «храбрые русичи», а князья оказались в плену или тоже были убиты. Но страшнее всего то, что затем последовало опустошительное нашествие половцев на Русскую землю.
    И все же финал повествования дает несколько иной поворот в трактовке образа князя Игоря. Переломным моментом служит центральный эпизод третьей части – плач Ярославны, юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Она оплакивает не только пленение мужа, но скорбит о всех павших русских воинах. В народно-песенных традициях она призывает на помощь силы природы: «ветер, ветрило», Днепр Словутич, «светлое и трисветлое солнце». Ее плач – это удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Русской о погибших и плененных своих защитниках.
    Но плач Ярославны имеет и еще одну очень важную функцию: он призван освятить бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны.
    Как верно заметил Д.С. Лихачев, в финале не только рассказывается о возвращении Игоря и о посещении им Киева, но и – главное – показывается, что в душе героя происходит переворот. Теперь он осознает гибельность подобных необдуманных походов, он сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев, а значит, эгоистические устремления Игоря оказывается побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.
    Так и князь Игорь неожиданно оказывается сопричастен основной идее «Слова…». Именно потому возвратившегося князя так радостно приветствует народ: «Страны рады, грады веселы». И завершается все повествование радостным приветствием не только ему, но и всем князьям и дружинам, сражающимся за Русскую землю:
    Здравы будьте, князья и дружина,
    борясь за христиан
    Против нашествий поганых!
    Князьям слава и дружине!
    Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *