Сочинение на тему слово о полку игореве как героическая воинская поэма

15 вариантов

  1. Древнерусская поэма «Слово о полку Игореве» представляет собой величайшую литературную ценность, так как является одним из ярчайших произведений, написанных во времена Киевской Руси. Из него читатель узнаёт о событиях того времени, о географии русских и близлежащих земель, о жизни простых людей и об отношении автора к этому миру. Поэма переведена с древнерусского на многие языки мира и по праву считается одним из важнейших произведений мировой литературы.
    Основной темой поэмы «Слово о полку Игореве» является описание борьбы русских князей с племенами половцев, совершающих периодические набеги на сопредельные княжества. Особое место в произведении занимает поход князей Игоря и Всеволода во главе объединенного войска северных князей для того, чтобы отбить у врагов низовья Дона, так необходимых для торговли с южными и восточными странами, и обезопасить юго-восточные границы русских княжеств. Автор вспоминает и поход князя Святослава, состоявшийся за год до описываемых событий.
    Главные герои произведения — князья Игорь и Всеволод — показываются смелыми и сильными, не щадившими себя ради общего дела, ради защиты своей земли, даже оставшись в одиночестве. Игорь, доблестно сражавшись на поле боя, все-таки попадает в плен, из которого позже ему удается бежать и вернуться на родину. Князь Всеволод показан очень мужественным, храбрым воином, автор сравнивает его с могучим туром — древнерусским символом силы и мощи. Немало внимания уделил автор и описанию русских воинов-дружинников, которые отличаются стойкостью и преданностью, верностью своему предводителю. В великой сече на чужой земле полегло много русских воинов, до последнего сражались они. Лишь только когда исход битвы стал очевиден, уцелевшие бойцы начали спасаться бегством.
    Автор «Слова о полку Игореве» показывает князя Святослава мудрым и дальновидным правителем, ведь он чувствовал, что поход Игоря и союзников обернется неудачей. Кроме солнечного затмения перед боем, что было плохим знамением, Святослав видел пророческий сон, который предвещал плохие новости. И когда весть о поражении Игоря достигла столицы, он произносит «золотое» слово, в которое автор вкладывает свое отношение к трагическим событиям: и осуждение излишней поспешности и неподготовленности похода, и хвалу мужеству и храбрости воинов, недовольство междоусобными распрями между остальными князьями. Автор, через речи великого князя Святослава призывает и русских правителей, и простых русских людей к объединению перед общим врагом.
    В этом и заключается основная идея древнерусского литературного произведения «Слово о полку Игореве» — это призыв к прекращению ненужных и ничтожных взаимных междоусобных раздоров, к объединению ради общего дела. Это исходит из мыслей и стремлений всего русского народа, что еще раз подчеркивает народность поэмы.

  2. Главная
    Учебники – Литература
    Лекции по литературе, сочинения – часть 5
    поиск по сайту правообладателям
    Слово о полку Игореве как героическая поэма (сочинение)
    Слово о полку Игореве как героическая поэма (сочинение)
    Слово о полку Игореве как героическая поэма
    Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс
    «Слово о полку Игореве» одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно переносит нас в события двенадцатого столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
    «Слово…» является историческим памятником не только русского народа, но и всего мира.
    В истории Руси нет, наверное, такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходила бы огромная беда — война. Так и в «Слове о полку Игореве изображается борьба русского народа против половцев. Вся земля Русская поднимается на эту борьбу за свою свободу и счастье, за мирное небо над всеми. В «Слове…» изображается поход князя Игоря и его брата Всеволода со своими дружинами против половцев. Этот поход не был обдуман князьями (да он и не нужен был никому) и не принес Руси счастья, но в нем русичи показали свою отвагу, мужество, смелость, а главное — любовь и верность родине. В «Слове…» автор широко показывает нам образы Игоря и Всеволода. Два брата, два великих воина для своего времени. Они молоды, красивы, сильны и умны. Они очень хорошо знают военное дело и мужественно сражаются с половцами. Князь Игорь очень уверенный человек, его не останавливает даже солнечное затмение, предвещавшее поражение. Князь Игорь скорее хотел достичь Дона, и сказал он тогда своей дружине: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого, с вами русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». В тяжелом бою мужественно погиб князь Всеволод, который, беспощадно сражался с половцами до последней капли крови. — Яр Тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, прыщещь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами харалужными, …куда …поскачешь… — там лежа головы половецкие. Спасая брата, Игорь попадает в плен, но и это тяжкое испытание не сломило его — он остается преданным своей родине, своему народу и самому себе.
    В поэме ярко выражен образ дружины князей. Она предана, мужественна и сильна. Вот князь Всеволод говорит о своей дружине: «А мои куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены, сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».
    Но не изображение силы и мужества русских воинов и князей — полководцев являлось целью для автора «Слова о полку Игореве». Это произведение было написано совершенно с иным намерением. Неудачный, а главное, неразумный и никому не нужный поход князя Игоря служил не укреплению Руси, не сплочению сил перед великим нашествием. Игорь да и брат его Всеволод «искали себе славы», хотели показать свою удаль молодецкую, храбрость. Но чем это обернулось для них самих и для Руси в целом? Новые беды, порабощение, смерть неповинных.
    Автор «Слова…» был сведущим и умным человеком. Он своим произведением хотел выразить основное и самое важное для жизни русских княжеств XII века. Тревожные раздумья Святослава и раскаяние Игоря — все это изображено с целью убедить русичей в необходимости объединения всех сил. Только сильная и объединенная Русь во главе с мудрым правителем может дать отпор всем внешним вратам.
    — Ярослав и все внуки Всеслава! Уже склоните вы стяги свои, вложите в ножны мечи свои поврежденные, ибо утратили уже дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на жизнь Всеслава. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!
    Кульминационной частью «Слова о полку Игореве» является «Золотое слово» Святослава. Именно в нем цель произведения, главный его смысл, то, ради чего оно вообще было написано. Перед нами киевский князь Святослав. Автор изображает его в монументальном стиле, присущем тому периоду древнерусской литературы, — это великий, грозный человек, человек большого ума и мудрости, который думает не о себе, а с болью в сердце переживает за всех русичей, за их необдуманные шаги и решения.
    — О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать. Святослав созывает князей и призывает их к тому, чтобы во имя Русской земли забыли они все распри и личные обиды, чтобы объединились они для борьбы с внешними врагами, ибо поодиночке никто не сможет победить сильного врага — их участь Игоря и Всеволода.
    «Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. Оно стало актуальным и в тяжелое военное время 1941—1945 годов. «Слово…» звучало на фронтах Великой Отечественной войны призывом к победе. Как справедливо отмечает академик Д. С. Лихачев, «протекшие столетия не приглушили его («Слова…») патриотического звучания и не стерли его ярких красок. Интерес к «Слову о полку Игореве» не только не уменьшился, но и становится все более широким и глубоким».

  3. Слово о полку Игореве как героическая поэма

    Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс
    «Слово о полку Игореве» одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно переносит нас в события двенадцатого столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
    «Слово…» является историческим памятником не только русского народа, но и всего мира.
    В истории Руси нет, наверное, такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходила бы огромная беда — война. Так и в «Слове о полку Игореве изображается борьба русского народа против половцев. Вся земля Русская поднимается на эту борьбу за свою свободу и счастье, за мирное небо над всеми. В «Слове…» изображается поход князя Игоря и его брата Всеволода со своими дружинами против половцев. Этот поход не был обдуман князьями (да он и не нужен был никому) и не принес Руси счастья, но в нем русичи показали свою отвагу, мужество, смелость, а главное — любовь и верность родине. В «Слове…» автор широко показывает нам образы Игоря и Всеволода. Два брата, два великих воина для своего времени. Они молоды, красивы, сильны и умны. Они очень хорошо знают военное дело и мужественно сражаются с половцами. Князь Игорь очень уверенный человек, его не останавливает даже солнечное затмение, предвещавшее поражение. Князь Игорь скорее хотел достичь Дона, и сказал он тогда своей дружине: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого, с вами русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». В тяжелом бою мужественно погиб князь Всеволод, который, беспощадно сражался с половцами до последней капли крови. — Яр Тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, прыщещь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами харалужными, …куда …поскачешь… — там лежа головы половецкие. Спасая брата, Игорь попадает в плен, но и это тяжкое испытание не сломило его — он остается преданным своей родине, своему народу и самому себе.
    В поэме ярко выражен образ дружины князей. Она предана, мужественна и сильна. Вот князь Всеволод говорит о своей дружине: «А мои куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены, сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».
    Но не изображение силы и мужества русских воинов и князей — полководцев являлось целью для автора «Слова о полку Игореве». Это произведение было написано совершенно с иным намерением. Неудачный, а главное, неразумный и никому не нужный поход князя Игоря служил не укреплению Руси, не сплочению сил перед великим нашествием. Игорь да и брат его Всеволод «искали себе славы», хотели показать свою удаль молодецкую, храбрость. Но чем это обернулось для них самих и для Руси в целом? Новые беды, порабощение, смерть неповинных.
    Автор «Слова…» был сведущим и умным человеком. Он своим произведением хотел выразить основное и самое важное для жизни русских княжеств XII века. Тревожные раздумья Святослава и раскаяние Игоря — все это изображено с целью убедить русичей в необходимости объединения всех сил. Только сильная и объединенная Русь во главе с мудрым правителем может дать отпор всем внешним вратам.
    — Ярослав и все внуки Всеслава! Уже склоните вы стяги свои, вложите в ножны мечи свои поврежденные, ибо утратили уже дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на жизнь Всеслава. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!
    Кульминационной частью «Слова о полку Игореве» является «Золотое слово» Святослава. Именно в нем цель произведения, главный его смысл, то, ради чего оно вообще было написано. Перед нами киевский князь Святослав. Автор изображает его в монументальном стиле, присущем тому периоду древнерусской литературы, — это великий, грозный человек, человек большого ума и мудрости, который думает не о себе, а с болью в сердце переживает за всех русичей, за их необдуманные шаги и решения.
    — О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать. Святослав созывает князей и призывает их к тому, чтобы во имя Русской земли забыли они все распри и личные обиды, чтобы объединились они для борьбы с внешними врагами, ибо поодиночке никто не сможет победить сильного врага — их участь Игоря и Всеволода.
    «Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. Оно стало актуальным и в тяжелое военное время 1941—1945 годов. «Слово…» звучало на фронтах Великой Отечественной войны призывом к победе. Как справедливо отмечает академик Д. С. Лихачев, «протекшие столетия не приглушили его («Слова…») патриотического звучания и не стерли его ярких красок. Интерес к «Слову о полку Игореве» не только не уменьшился, но и становится все более широким и глубоким».

  4. «Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно притягивает к себе взоры многих и многих людей. Это произведение волнует загадочной историей открытия и проблемой подлинности, которая не решена и до наших дней.
    «Слово о полку Игореве» является историческим памятником не только древнерусской литературы, но имеет и мировое значение. Содержание поэмы переносит нас в события XII столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
    Сюжет этой бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, как, казалось бы, должно быть, а поражение. Поражение князя Игоря и его брата Всеволода в 1185 году. В истории Руси нет такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходили бы злобные враги. Так и в 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.
    Однако, князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном походе. Ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей и разделить батальную славу союзников. Игорь Новгород-Северский — могущественный, гордый и бесстрашный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный князь, когда дело идет о честолюбивых помыслах его. Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы против врагов своей земли.
    В «Слове о полку Игореве» Игорь с братом Всеволодом показаны автором как отважные и мужественные воины. Они молоды, красивы, сильны и полны решимости «добыть себе славы». Князь Игорь так упорен в этом стремлении, что не может увидеть ненужности своего похода, его не страшат «знамения», случившиеся в пути и предвещавшие поражение. Князь Игорь бесстрашен и неудержим в своем порыве защитить Отечество, он стремится скорее достичь Дона:
    «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого;
    с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».
    Эти слова князя обращены к любимой дружине.
    Братья по-отцовски любят свои дружины и дорожат дружескими узами, связывающими их с воинами. Ничем не выдавая себя, князья наравне с простыми ратниками, несут все походные тяготы. На такую любовь доблестные витязи отвечают князьям преданностью и стойкостью на поле брани. Князь Всеволод — двоюродный брат князя Игоря, так говорит о своей дружине:
    «А мои куряне — опытные воины:
    под трубами пеленаны,
    под шлемами взлеяеянны, с
    конца копья вскормлены,
    дороги им известны, овраги знакомы,
    сабли заострены, сами скачут, словно серые волки в поле,
    ища себе чести, а князю — славы».
    Сердцем чувствуя боевой дух и настрой своего войска, окрыленного победой в первой битве, Игорь говорит:
    «О, дружина моя и братья!
    Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть;
    сядем же, братья, на борзых коней,
    да посмотрим хоть на синий Дон».
    Мужеству и стойкости в битвах дружина учится у своих князей. Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, автор рисует их образы, как сильных и умелых полководцев. Храбро сражаясь с половцами, в тяжелом бою погибает князь Всеволод. Слова автора полны гордости за смелого русича:
    «Яр Тур Всеволод!
    Бьешься ты в первых радах,
    прыщешь на воинов стрелами,
    гремишь по шлемам мечами харалужными,
    … куда, ярый тур поскачешь,
    своим златым шлемом посвечивая,
    там лежат поганые головы половецкие».
    Благороден князь Игорь. Братская дружба и воинская честь зовут его на помощь милому Всеволоду. Но ничто не спасает их от бесславного поражения. Велико несчастье Игоря, но страшнее оно для Земли Русской. Утрачено значение блестящей победы над половцами Святослава Киевского. Вновь «поганые» ринулись разорять землю русскую, некому было защитить ее, потому что князья заняты были распрями своими да междоусобными войнами.
    «Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Hа примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является «золотое слово» Святослава. Именно в нем цель произведения, его главный смысл.
    В образе Святослава Киевского автор видит символ сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей и с помощью которых должно было осуществиться единство русской земли.
    Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства и помыслы автора. Он ощущает родину как единое огромное целое. Читая произведение, мы видим обширные пространства: половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора. С любовью описывая обширные богатства родины, автор противопоставляет ей пустынную половецкую степь — «страну незнаемую», ее холмы, болота, «грязевые места».
    Создавая «Слово», автор сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    «Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. По сути оно явилось «призывом русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ». (Карл Маркс).

  5. «Слово о полку Игореве» — одно из немногих произведений древности, дошедшее до нас (за исключением летописи). Написанное в двенадцатом веке, когда Киевская Русь утратила свою былую мощь, какою обладала при Ярославе Мудром или Владимире Мономахе. Положение русского народа было крайне тяжелым, от постоянных войн погибало «наследие Даждь-божьего внука, сокращалась жизнь человеческая».
    Междоусобные распри вбили клин между князьями, многие из которых были в родстве. Но жажда славы и золота затмили разум избранникам судьбы, и забыли они об ответственности за судьбы народа. Автор бессмертного произведения с горечью констатирует, что голос одного пахаря уже не долетал до другого, а в воздухе слышны были только крики воронов, сзывающих друг друга на богатую добычу. И видя бедственное положение государства, на Русь вторглись половцы, в предвкушении лёгкой добычи.
    Русские князья объединились под знамёнами Киевского князя Святослва и одержали победу, отбросив половцев на большое расстояние. В этом походе не смог участвовать князь Игорь, но слава победителей не давала ему покоя. Год спустя в 1185 году он бросил клич, чтобы повести войско против врага. Но откликнулись на его призыв только четыре северских князя (все они родственники Игоря). Их поход оказался безуспешным. Это событие и послужило поводом для высказывания автором основной идеи — идеи объединения всех сил Руси под предводительством одного великого князя.
    Основная идея «Слова» выражается в центральной части поэмы – «Золотом слове» Святослава, где говорится, что князья рано начали свой завоевательный поход, «без славы пролили они кровь поганых» и кровь русичей. Основная причина поражения, — говорит автор устами Святослава, — в том, что князья говорили: «Это — моё, а то — моё же, и на малое стали это великое молвити».
    Автор в своем произведении, несмотря на неверные действия князей, восхищается их мужеством, силой, храбростью. Особенно впечатляет речь князя Игоря в самом начале похода, когда он видит затмение солнца. Надо понимать сознание средневекового воина, рождённого для битвы. Выйти на войну и вернуться с полпути, побоявшись какого-то предзнаменования, было недопустимо для воинов полка Игоря, легло бы позором на всю жизнь. Слова князя: «Лучше быть убитыми, чем полоненными! Сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим синего Дона», — ярко свидетельствуют о его смелости и решимости.
    Брат Игоря, князь Всеволод, также очень храбр в бою. «Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая златым шлемом, там лежат поганые головы половецкие», — говорит автор. Дружина Всеволода также отличается героизмом. Каждый воин рождён для подвига: «под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути им ведомы, яруги известны, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли наточены. Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы».
    Однако автор создаёт свою поэму не только, чтобы отдать дань памяти погибшим воинам, его цель выше: он призывает к единению. Образ Киевского князя является, по мнению автора, типом идеального правителя той эпохи, способным объединить все силы государства под одной властью. В «Слове» он противопоставлен четырем северским князьям, которые действуют хотя и героически, но достаточно легкомысленно.
    В поэме «Слово о полку Игореве» много лирических отступлений, в которых автор выражает свои мысли, чувства и переживания, касающиеся описываемых событий. Композиция, система образов, лирические отступления, художественные средства — все в поэме служит для того, чтобы читатель яснее почувствовал основную мысль произведения. Автор поэмы — пламенный патриот своей Родины, носитель идей единства в тяжелое для страны время феодальной раздробленности.
    Читая поэму сегодня, наш современник может себе представить образ мысли, стремления и переживания средневекового нашего соотечественника – предка. Благодаря лирическим отступлениям автора, увидеть, как хорошо знали свою историю древние русичи, как в их сердцах уживались две религии: язычество и христианство. А ещё мы видим, что уже тогда, в двенадцатом веке у наших предков существовала прекрасная, великая литература. Несомненно, она была основана на традициях, на народном фольклоре. И литература эта откликалась на важнейшие политические темы той эпохи.
    Конечно, существовали тогда и другие прекрасные произведения. Однако «Слово о полку Игореве» — единственное художественное произведение той эпохи, дошедшее до нас, по которому мы можем судить об особенностях древнерусской литературы.

  6. «Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность. Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним. Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы.
    В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами — соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников. После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов.
    В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение». Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь…. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы. Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть.
    Славная, храбрая русская дружина — сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством.
    А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед решающим боем произошло солнечное затмение — еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.
    Основная идея «Слово о полку Игореве» — единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа — в этом заключается народность произведения.

  7. 7
    Текст добавил: целуй экран пока я online

    Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс
    «Слово о полку Игореве»      одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно переносит нас в события двенадцатого столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
    «Слово…» является историческим памятником не только русского народа, но и всего мира.
    В истории Руси нет, наверное, такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходила бы огромная беда — война. Так и в «Слове о полку Игореве изображается борьба русского народа против половцев. Вся земля Русская поднимается на эту борьбу за свою свободу и счастье, за мирное небо над всеми. В «Слове…» изображается поход князя Игоря и его брата Всеволода со своими дружинами против половцев. Этот поход не был обдуман князьями (да он и не нужен был никому) и не принес Руси счастья, но в нем русичи показали свою отвагу, мужество, смелость, а главное — любовь и верность родине. В «Слове…» автор широко показывает нам образы Игоря и Всеволода. Два брата, два великих воина для своего времени. Они молоды, красивы, сильны и умны. Они очень хорошо знают военное дело и мужественно сражаются с половцами. Князь Игорь очень уверенный человек, его не останавливает даже солнечное затмение, предвещавшее поражение. Князь Игорь скорее хотел достичь Дона, и сказал он тогда своей дружине: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого, с вами русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». В тяжелом бою мужественно погиб князь Всеволод, который, беспощадно сражался с половцами до последней капли крови. — Яр Тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, прыщещь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами харалужными, …куда …поскачешь… — там лежа головы половецкие. Спасая брата, Игорь попадает в плен, но и это тяжкое испытание не сломило его — он остается преданным своей родине, своему народу и самому себе.
    В поэме ярко выражен образ дружины князей. Она предана, мужественна и сильна. Вот князь Всеволод говорит о своей дружине: «А мои куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены, сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».
    Но не изображение силы и мужества русских воинов и князей — полководцев являлось целью для автора «Слова о полку Игореве». Это произведение было написано совершенно с иным намерением. Неудачный, а главное, неразумный и никому не нужный поход князя Игоря служил не укреплению Руси, не сплочению сил перед великим нашествием. Игорь да и брат его Всеволод «искали себе славы», хотели показать свою удаль молодецкую, храбрость. Но чем это обернулось для них самих и для Руси в целом? Новые беды, порабощение, смерть неповинных.
    Автор «Слова…» был сведущим и умным человеком. Он своим произведением хотел выразить основное и самое важное для жизни русских княжеств XII века. Тревожные раздумья Святослава и раскаяние Игоря — все это изображено с целью убедить русичей в необходимости объединения всех сил. Только сильная и объединенная Русь во главе с мудрым правителем может дать отпор всем внешним вратам.
    — Ярослав и все внуки Всеслава! Уже склоните вы стяги свои, вложите в ножны мечи свои поврежденные, ибо утратили уже дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на жизнь Всеслава. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!
    Кульминационной частью «Слова о полку Игореве» является «Золотое слово» Святослава. Именно в нем цель произведения, главный его смысл, то, ради чего оно вообще было написано. Перед нами киевский князь Святослав. Автор изображает его в монументальном стиле, присущем тому периоду древнерусской литературы, — это великий, грозный человек, человек большого ума и мудрости, который думает не о себе, а с болью в сердце переживает за всех русичей, за их необдуманные шаги и решения.
    — О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать. Святослав созывает князей и призывает их к тому, чтобы во имя Русской земли забыли они все распри и личные обиды, чтобы объединились они для борьбы с внешними врагами, ибо поодиночке никто не сможет победить сильного врага — их участь Игоря и Всеволода.
    «Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. Оно стало актуальным и в тяжелое военное время 1941—1945 годов. «Слово…» звучало на фронтах Великой Отечественной войны призывом к победе. Как справедливо отмечает академик Д. С. Лихачев, «протекшие столетия не приглушили его («Слова…») патриотического звучания и не стерли его ярких красок. Интерес к «Слову о полку Игореве» не только не уменьшился, но и становится все более широким и глубоким».

  8. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» . Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс
    «Слово о полку Игорево одно из крупнейших произве дений русской литературы. Оно переносит нас в события две­надцатого столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
    «Слово…» является историческим памятником не только русского народа, но и всего мира.
    В истории Руси нет, наверное, такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходила бы огромная беда — война. Так и в «Слове о полку Игореве» изображается борьба русского народа против половцев. Вся земля Русская поднима­ется на эту борьбу за свою свободу и счастье, за мирное небо над всеми. В «Слове…» изображается поход князя Игоря и его брата Всеволода со своими дружинами против половцев. Этот поход не был обдуман князьями (да он и не нужен был никому) и не принес Руси счастья, но в нем русичи показали свою отва гу, мужество, смелость, а главное — любовь и верность родине.
    В «Слове…» автор широко показывает нам образы Игоря и Всеволода. Два брата, два великих воина для сзоего времени. Они молоды, красивы, сильны и умны. Они очень хорошо зна­ют военное дело и мужественно сражаются с половцами. Князь Игорь очень уверенный человек, его не останавливает даже сол­нечное затмение, предвещавшее поражение. Князь Игорь ско­рее хотел достичь Дона, и сказал он тогда своей дружине: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого, с вами, руси­чи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». В тяжелом бою мужественно погиб князь Всеволод, который, беспощадно сражался с половцами до последней капли крови. Яр Тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, пры – щещь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами хара лужными, …куда …поскачешь… — там лежа головы половец’ кие. Спасая брата, Игорь попадает в плен, но и это тяжкое испытание не сломило его — он остается преданным своей родине, своему народу и самому себе.
    В поэме ярко выражен образ дружины князей. Она преда­на мужественна и сильна. Вот князь Всеволод говорит о сво­ей дружине: «А мои куряне опытные воины: под трубами по­питы, под шлемами взлелеяны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены, сами скачут, как серые волки в иоле, ища себе чести, а князю славы».
    Но не изображение силы и мужества русских воинов и князей — полководцев являлось целью для автора «Слова о полку Игореве» Это произведение было написано совершенно і иным намерением. Неудачный, а главное, неразумный и никому не нужный поход князя Игоря служил не укрепле­нию Руси, не сплочению сил перед великим нашествием. Игорь да и брат его Всеволод «искали себе славь:», хотели показать свою удаль молодецкую, храбрость. Но чем это обернулось для них самих и для Руси в целом? Новые беды, порабоще­ние, смерть неповинных.
    Автор «Слова…» был сведущим и умным человеком. Он своим произведением хотел выразить основное и самое важ­ное для жизни русских княжеств ХП века. Тревожные разду мья Святослава и раскаяние Игоря — все это изображено с целью убедить русичей в необходимости объединения всех сил. Только сильная и объединенная Русь во главе с мудрым правителем может дать отпор всем внешним врагам. Ярослав и все внуки Всеслава! Уже склоните вы стяги свои, вложите в ножны мечи свои поврежденные, ибо утрати­ли уже дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наво­дить поганых на землю Русскую, на жизнь Всеслава. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!
    Кульминационной частью «Слова о полку Игореве» явля­ется «Золотое слово» Святослава. Именно в нем цель произве­дения, главный его смысл, то, ради чего оно вообще было написано. Перед нами киевский князь Святослав. Автор изоб­ражает его в монументальном стиле, присущем тому периоду древнерусской литературы, — это великий, грозный человек, человек большого ума и мудрости, который думает не о себе, а с болью в сердце переживает за всех русичей, за их необду- манные шаги и решения. О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать. Святослав созывает князей и призывает их к тому, чтобы во имя Русской земли забыли они все распри и личные обиды, чтобы объединились они для борьбы с внешними врагами, ибо поодиночке никто не сможет победить сильного врага — их участь Игоря и Всеволода.
    «Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в об­щественно-политической жизни XII века. Оно стало актуаль­ным и в тяжелое военное время 1941—1945 годов, «Слово…» звучало на фронтах Великой Отечественной войны призывом к победе. Как справедливо отмечает академик Д. С. Лихачев  «протекшие столетия не приглушили его («Слова…») патрио­тического звучания и не стерли его ярких красок. Интерес к «Слову о полку Игореве» не только не уменьшился, но и ста новитея все более широким и глубоким» ,

  9. Название: Слово о полку Игореве как героическая поэма
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    Слово о полку Игореве как героическая поэма
    Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс
    «Слово о полку Игореве» одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно переносит нас в события двенадцатого столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
    «Слово…» является историческим памятником не только русского народа, но и всего мира.
    В истории Руси нет, наверное, такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходила бы огромная беда — война. Так и в «Слове о полку Игореве изображается борьба русского народа против половцев. Вся земля Русская поднимается на эту борьбу за свою свободу и счастье, за мирное небо над всеми. В «Слове…» изображается поход князя Игоря и его брата Всеволода со своими дружинами против половцев. Этот поход не был обдуман князьями (да он и не нужен был никому) и не принес Руси счастья, но в нем русичи показали свою отвагу, мужество, смелость, а главное — любовь и верность родине. В «Слове…» автор широко показывает нам образы Игоря и Всеволода. Два брата, два великих воина для своего времени. Они молоды, красивы, сильны и умны. Они очень хорошо знают военное дело и мужественно сражаются с половцами. Князь Игорь очень уверенный человек, его не останавливает даже солнечное затмение, предвещавшее поражение. Князь Игорь скорее хотел достичь Дона, и сказал он тогда своей дружине: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого, с вами русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». В тяжелом бою мужественно погиб князь Всеволод, который, беспощадно сражался с половцами до последней капли крови. — Яр Тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, прыщещь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами харалужными, …куда …поскачешь… — там лежа головы половецкие. Спасая брата, Игорь попадает в плен, но и это тяжкое испытание не сломило его — он остается преданным своей родине, своему народу и самому себе.
    В поэме ярко выражен образ дружины князей. Она предана, мужественна и сильна. Вот князь Всеволод говорит о своей дружине: «А мои куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены, сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».
    Но не изображение силы и мужества русских воинов и князей — полководцев являлось целью для автора «Слова о полку Игореве». Это произведение было написано совершенно с иным намерением. Неудачный, а главное, неразумный и никому не нужный поход князя Игоря служил не укреплению Руси, не сплочению сил перед великим нашествием. Игорь да и брат его Всеволод «искали себе славы», хотели показать свою удаль молодецкую, храбрость. Но чем это обернулось для них самих и для Руси в целом? Новые беды, порабощение, смерть неповинных.
    Автор «Слова…» был сведущим и умным человеком. Он своим произведением хотел выразить основное и самое важное для жизни русских княжеств XII века. Тревожные раздумья Святослава и раскаяние Игоря — все это изображено с целью убедить русичей в необходимости объединения всех сил. Только сильная и объединенная Русь во главе с мудрым правителем может дать отпор всем внешним вратам.
    — Ярослав и все внуки Всеслава! Уже склоните вы стяги свои, вложите в ножны мечи свои поврежденные, ибо утратили уже дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на жизнь Всеслава. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!
    Кульминационной частью «Слова о полку Игореве» является «Золотое слово» Святослава. Именно в нем цель произведения, главный его смысл, то, ради чего оно вообще было написано. Перед нами киевский князь Святослав. Автор изображает его в монументальном стиле, присущем тому периоду древнерусской литературы, — это великий, грозный человек, человек большого ума и мудрости, который думает не о себе, а с болью в сердце переживает за всех русичей, за их необдуманные шаги и решения.
    — О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать. Святослав созывает князей и призывает их к тому, чтобы во имя Русской земли забыли они все распри и личные обиды, чтобы объединились они для борьбы с внешними врагами, ибо поодиночке никто не сможет победить сильного врага — их участь Игоря и Всеволода.
    «Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. Оно стало актуальным и в тяжелое военное время 1941—1945 годов. «Слово…» звучало на фронтах Великой Отечественной войны призывом к победе. Как справедливо отмечает академик Д. С. Лихачев, «протекшие столетия не приглушили его («Слова…») патриотического звучания и не стерли его ярких красок. Интерес к «Слову о полку Игореве» не только не уменьшился, но и становится все более широким и глубоким».
    ?

  10. 11
    Текст добавил: oooМанящий_ароматooo

    Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он «заворачивает» полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он «сокол» , «солнце красное» . Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство из плена, автор полон ликования, ибо, «как тяжко телу, кроме головы» , так тяжко Русской земле «без Игоря» . В знаменитом плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Во всем подобен Игорю и Буй-Тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова» , переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы» . Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, Буй-Тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами «харалужными» , скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. В его изображении автор использует элементы преувеличения (гиперболизации) , следуя художественным принципам фольклора. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю» , Всеволод, где только не появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие».

  11. Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс
    «Слово о полку Игореве» одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно переносит нас в события двенадцатого столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.
    «Слово…» является историческим памятником не только русского народа, но и всего мира.
    В истории Руси нет, наверное, такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходила бы огромная беда — война. Так и в «Слове о полку Игореве изображается борьба русского народа против половцев. Вся земля Русская поднимается на эту борьбу за свою свободу и счастье, за мирное небо над всеми. В «Слове…» изображается поход князя Игоря и его брата Всеволода со своими дружинами против половцев. Этот поход не был обдуман князьями (да он и не нужен был никому) и не принес Руси счастья, но в нем русичи показали свою отвагу, мужество, смелость, а главное — любовь и верность родине. В «Слове…» автор широко показывает нам образы Игоря и Всеволода. Два брата, два великих воина для своего времени. Они молоды, красивы, сильны и умны. Они очень хорошо знают военное дело и мужественно сражаются с половцами. Князь Игорь очень уверенный человек, его не останавливает даже солнечное затмение, предвещавшее поражение. Князь Игорь скорее хотел достичь Дона, и сказал он тогда своей дружине: «Хочу копье переломить на границе поля Половецкого, с вами русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона». В тяжелом бою мужественно погиб князь Всеволод, который, беспощадно сражался с половцами до последней капли крови. — Яр Тур Всеволод! Бьешься ты в первых рядах, прыщещь на воинов стрелами, гремишь по шлемам мечами харалужными, …куда …поскачешь… — там лежа головы половецкие. Спасая брата, Игорь попадает в плен, но и это тяжкое испытание не сломило его — он остается преданным своей родине, своему народу и самому себе.
    В поэме ярко выражен образ дружины князей. Она предана, мужественна и сильна. Вот князь Всеволод говорит о своей дружине: «А мои куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены, сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы».
    Но не изображение силы и мужества русских воинов и князей — полководцев являлось целью для автора «Слова о полку Игореве». Это произведение было написано совершенно с иным намерением. Неудачный, а главное, неразумный и никому не нужный поход князя Игоря служил не укреплению Руси, не сплочению сил перед великим нашествием. Игорь да и брат его Всеволод «искали себе славы», хотели показать свою удаль молодецкую, храбрость. Но чем это обернулось для них самих и для Руси в целом? Новые беды, порабощение, смерть неповинных.
    Автор «Слова…» был сведущим и умным человеком. Он своим произведением хотел выразить основное и самое важное для жизни русских княжеств XII века. Тревожные раздумья Святослава и раскаяние Игоря — все это изображено с целью убедить русичей в необходимости объединения всех сил. Только сильная и объединенная Русь во главе с мудрым правителем может дать отпор всем внешним вратам.
    — Ярослав и все внуки Всеслава! Уже склоните вы стяги свои, вложите в ножны мечи свои поврежденные, ибо утратили уже дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на жизнь Всеслава. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!
    Кульминационной частью «Слова о полку Игореве» является «Золотое слово» Святослава. Именно в нем цель произведения, главный его смысл, то, ради чего оно вообще было написано. Перед нами киевский князь Святослав. Автор изображает его в монументальном стиле, присущем тому периоду древнерусской литературы, — это великий, грозный человек, человек большого ума и мудрости, который думает не о себе, а с болью в сердце переживает за всех русичей, за их необдуманные шаги и решения.
    — О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать. Святослав созывает князей и призывает их к тому, чтобы во имя Русской земли забыли они все распри и личные обиды, чтобы объединились они для борьбы с внешними врагами, ибо поодиночке никто не сможет победить сильного врага — их участь Игоря и Всеволода.
    «Слово о полку Игореве» сыграло значительную роль в общественно-политической жизни XII века. Оно стало актуальным и в тяжелое военное время 1941—1945 годов. «Слово…» звучало на фронтах Великой Отечественной войны призывом к победе. Как справедливо отмечает академик Д. С. Лихачев, «протекшие столетия не приглушили его («Слова…») патриотического звучания и не стерли его ярких красок. Интерес к «Слову о полку Игореве» не только не уменьшился, но и становится все более широким и глубоким».

  12. Восемь веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» —
    гениальное произведение русской литературы, не имеющее себе равных в
    средневековой поэзии Запада. «Слово» очень близко к народной поэзии по
    своей идейной сущности и стилистическому строю; в нем используются образы,
    которые уже существовали в феодальном быту, в военной лексике, в народной
    речи. Но в отличии от народного фальклора, поэма посвящена не одной из побед,
    которых немало знало русское оружие, а неудачному походу на половцев
    северского князя Игоря Святославича. На примере последнего автор показывает
    несчастные последствия отсутствия единения. Князь Игорь действует по
    феодальной формуле: «мы собе, а ты собе». Храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход несмотря на то, что поход
    этот с самого начала обречен на неуспех. Он идёт несмотря на все
    неблагоприятные «знамения». Основным побуждением при этом является
    стремление к личной славе. Желание этой личной славы заступает ему
    «знамение». Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути. Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его
    недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о
    необходимости единения и совместной борьбы. Игорь в походе действовал с
    исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной
    славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с
    половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену. Вслед за победой над Игорем половцы, собрав весь свой народ, ринулись
    разорять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а «поганые» рыскали
    по Русской земле. Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли, что эта неудача
    подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого
    одержанной союзом русских князей во главе со Святославом Киевским. «Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева
    похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению
    перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор
    показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор
    «Слова» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед
    собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных
    набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы
    призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед родиной. И
    делает это устами великого Святослава: Вступита, господина въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игореввы, буего Святославлича! Защищать Русскую землю зовет он их. И поэтому, даже описывая поражение,
    автор делает это без тени уныния. Вся поэма как бы обращена к будущему. Таким образом «Слово о полку Игореве» — это призыв к единению. Каким же
    представлял себе автор «Слова» мыслимое им единство Руси, к которому он
    призывал своих слушателей? Конечно просто убедить князей прекратить усобицы
    было не возможно. Нужна была такая сильная центральная власть, которая
    могла бы скрепить единство Руси, сделать Русь мощным государством. Автор
    «Слова» — сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна
    обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве, а
    киевского князя Святослава он наделяет идеальными свойствми главы русских
    князей: «грозным» и «великим». Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей, как бы
    противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее
    холмам, болотам, «грязевым» местам. Русская земля для автора «Слова» — это, конечно, не только «земля» в
    собственном смысле слова, но в первую очередь — народ её населяющий. Автор
    «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами
    князей; он говорит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших
    в битве за Русь; он говорит о горе всего русского народа после поражения
    Игоря. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замысле
    произведения: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает
    ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту. Поэма равна
    понятна и близка всем людям, подлинно любящим свою родину. Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю.
    Излагая историю неудачного похода князя Игоря на половцев, автор охватывает
    события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование,
    постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена
    с настоящим. Подлинный смысл «Слова о полку Игореве» заключался в том, чтобы
    объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей, настроить
    общественное мнение против поисков князьями личной «славы», личной «чести».
    Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших
    русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.

  13. 14
    Текст добавил: Просто хорошый человек

    Сочинения по этому произведению пишут каждый год и несмотря, что “Слово о полку Игореве” проходят в младших классах, сочинение по нему писать сложно. Без плана не обойтись, в нем должны быть начальная мысль , основа и итог сочинения. Пишем по произведению, поэтому план строим по произведению.
    В начале пишем о том. какое место занимает поэма в мировой и русской литературе, считается ли это произведение памятником литературы и почему. Указываем автора и когда поэма стала известной.
    Далее приступаем к основе, разбирая по частям поэму.
    1 Много витязей прекрасных знавала русская земля, но особые невзгоды выпали на долю князя Игоря. В неспокойные времена, когда набеги половцев угрожали ежедневно мирному течению жизни, князь Игорь невзирая на грозное предзнаменование решает выступить первым против врага. Недаром в самом начале рассказчик славит Игоря, упоминая его славные удалые деяния. Князь решает постоять за свою Отчизну, не боясь сложить голову в бою. Очень красочные образы представлены в первой части поэмы, описание курян, дружины Игоря и Всеволода , заставляет восхититься силой и мужеством русских витязей, наших предков. Отвага Игоря и его брата Всеволода подстегнула броситься им на помощь Святослава, другого русского князя. Взаимовыручка, бесстрашие русских воинов служит примером как надо защищать свою Родину. Автор поэмы рассказывает о той битве с гордостью за своих современников, он также поражен их смелостью. Но печальные нотки все-таки проскальзывают в повествовании, автор не может оставить без внимания факт некоторой необдуманности поступков князя Игоря. И здесь видна мудрость автора, который вынес на всеобщий суд свое суждение, ставшее последствие народной мудростью, без единства сильный очень уязвим, без единства победы не добиться.
    Игорь бросился в бой в одиночку, не посоветовавшись с другими воинами, пренебрегая грозным знамением и потерпел поражение. Гордость за смелость духа Игоря и горечь от поражения в битве – основной леймотив произведения. Главная мысль поэмы заключается в воззвании автора ко всем русским племенам и княжествам, к объединению, чтобы не было напрасных жертв, чтобы русское государство было сильным, надо иметь скоординированные решения и только тогда Русь будет непобедимой.
    “Слово о полку Игореве” носит не только назидательный характер, это прежде всего художественное повествование, но написанное очень ярким и живым языком. Автор находит слова, бьющие по самому сердцу, здесь и описание воинских дел князя, и описание грозных половцев и плач Ярославны. Жена Игоря настолько живая в своем проявлении чувств, автору настолько точно удалось воссоздать ее образ, что невольно проникаешься огромным сочувствием к нелегкой женской доле, быть женой воина.
    Вот таким образом немного дописать о “Плаче Ярославны”, подвести итого всему произведению в целом и все.

  14. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело защитников земли русской. Наш народ всегда считал защиту своей земли великим делом и почитал ее защитников и воинов, о которых шла добрая молва по всей Руси. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Литература Древней Руси оставила потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. По этим произведениям мы  составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания.
    В основу «Слова о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседними племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Большое место в «Слове…» отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все «Ольгово храброе гнездо» пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с «погаными» и защите Родины.
    Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он «заворачивает» полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он «сокол», «солнце красное». Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство  из плена, автор полон ликования, ибо «тяжко Русской земле без Игоря».
    Во всем подобен Игорю и буй-тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова…», переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы». Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, буй-тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами, скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю», Всеволод, где только ни появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие».
    Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.
    Судьба героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что Родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова…» призывает князей к объединению, к защите Руси.
    Летит время. Идут над Россией века, сменяются правители. Но неизменна и незыблема любовь к Отчизне. Незыблемы её честь, красота, нерушимы её границы, закрытые для врага защитниками Отечества. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
    Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение
    Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
    Тема сочинения:
    «Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Автор:Курица Вячеслав Александрович, 9 класс
    Ростовская область, Веселовский район
    Руководитель:Котляренко Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы
    х. Красный Октябрь
    2015 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *