Сочинение на тему слово о полку игореве о чем произведение

13 вариантов

  1. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  2. “Слово о полку Игореве” – замечательный памятник литературы Древней Руси XII века. Интерес к этому удивительному произвединею не исчезает и в наши дни. Оно известно не только в России. “Слово о полку Игореве” переведено на многие языки мира, причем по несколько раз. Россиянам же оно дорого прежде всего потому, что пронизано глубокой любовью к русской земле. Интересен памятник еще и потому, что в нем отражена богатая и высоко духовная культура Древней Руси. Несмотря на то, что поэма посвящена историческому событию 1185 года ( походу князя Игоря Святославича на половцев), она полна разнообразных и ярких чувств автора. Повествование о начале похода он называет тревожным, предвещая печальное окончание этого события. С первых строк автор пытается довести до читателя патриотическую идею летописи, которая заключается в единении князей в борьбе за Русь. Горестно ему, что невелики силы Игоря Святославича Новгород-Северского, что не сговорился он с киевским князем Святославом и ” навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую “. Но  отчетливо чувствуется и гордость за то, что князь Игорь ” …построил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа”, чтобы дойти до берега Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива.  Не пожалел князь и своих сыновей ради спасения родины. Они тоже участвовали в далеком походе. Не остановила Игоря и грозная предзнаменование, которое тьмую покрыло всех его воинов. Он сам понимал и дружине своей объяснил, что больше чести быть зарубленным в битве, чем бесславно дожидаться половецкого похода у себя дома. Не хотел князь Игорь прятаться за чужие спины, а жаждил сам вступить в бой и с сынами русскими или голову сложить, или на Дону половцев победить.
    В наши дни этот поход воспринимается как легенда или как исторический факт, что в XII веке князь Игорь Святославич Новгород-Северский совершил неудачный поход на половцев и был пленен ими. Но, задумавшись над этим фактом, понимаешь, что половцы были хорошо обученными воинами. Совершать набеги и грабить было их профессией, которая кормила и обогащала. Русские же жили мирной жизнью, но, если приходила беда, вставали на защиту своей земли, бились не на жизнь, а на смерть. Вот и тогда поднялись все, хотя и не хотелось, вероятно, но долг перед родиной все перевешивал.
    Невольно вспоминаются стихт Александра Блока из цикла “На поле Куликовом”:
    Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
    Не вернуться, не взглянуть назад.
    За Непрядвой лебеди кричали,
    И опять, опять они кричат…
    На пути – горючий белый камень.
    За рекой – поганая орда.
    Светлый стяг над нашими полками
    Не взыграет больше никогда.
    Та же тревога, что и в “Слове…”. Белый камень – символ выбора пути: прямо пойдешь – убитому быть. Ясно, какой выбор сделан, ясно, что выбрана смерть, а не бесславный плен.
    Так и в “Слове…” трубы еще только трубили, созывая войско в Новгороде, а в пути уже стяги развевались над построенными войсками.
    Одобрял поход Игоря его брат, буйный тур Всеволод. Он тоже был готов в битве с врагом за русскую землю и заранее оседлал коней у Курска. Его опытные воины не раз бывали в бою и прекрасно знают, что можно погибнуть, но готовы биться, “ища себе чести, а князю – славы”.
    Автор “Слова…” передает тревожное настроение воинов перед предстоящей битвой, которая усиливается по мере удаления от родных границ. Птицы ждут добычи, орлы клекотом зовут зверей на кости, но русские сыны собой заслонили свои поля, не желая уронить честь свою, а князю найти славу. Автор “Слова…” не упускает возможности подчеркнуть, что Игорю важно было защитить землю русскую, а не присвоить богатую добычу после битвы.
    Золото, ткани, всякие драгоценности достались войску Игореву, ему же – боевые знаки врагов.
    Ощущение радости победы проходит уже ранним утром следующего дня : зори – кровавые, тучи – черные, в которых сверкают синие молнии. Все предрекает беду, а четыре солнца (Игоря, Всеволода, Олега и Святослава) могут прикрыть эти тучи, полные смертельных стрел. Ждать помощи неоткуда: ” Русская земля! Уже ты за холмом”.
    В эом сетовании автора сожаление о том, что не обратился Игорь-князь князю Киевскому.
    Но как отважно сражаются князья. Ярый тур Всеволод на переднем краю битвы, не помня о своих княжеских обязоннастей, о любви к жене, бьется вместе со своей дружиной, срубая поганые половецкие головы. Он не чувствует даже ран своих в пылу битвы. Такой ожесточенной рати не помнила Русская земля. С раннего утра до вечера билось войско Игорево. От коленых стрел, от копий булатных среди поля половецкого черная земля была зесяна костями павших, кровью полита, а взошли горем эти кости на Русской земле.
    Автор горюет от поражения Игорева, о его и Всеволода пленении. Плачет природа, “никнет трава от жалости, дерево с тоской к земле приклонилось”.
    Виною проигранной битвы автор считает корысть русских князей. “Это мое, и то тоже мое”. Поганые враги в это время не упускали момента и приходили с победой на землю Русскую. Горе пришла страшное:князья русские “сами на себя крамолу ковали”, а половцы поганые брали дань с каждого двора. Вот так ” ударило насилие половецкое на свободу русских”, и наступило время зависимости от врагов. И все это произошло потому, что Игорь и Всеволод не захотели сражаться вместе с другими князьями против поганых иноземцев.
    Осудил их за то великий Святослав, заявив, что без чести для себя они кровь поганую пролили. Обвиняет храбрых, мужественных воинов за то, что будущую славу победы хотели поделить только между собой, забыв о главной цели: любыми силами защитить свою землю.
    Для автора “Слова…” понятно и близко “золотое слово” Святослава. Он слышит призыв его к князьм на защиту Руси, просит выступить в поход за обиду этого времени, отомстить за землю Русскую, за раны Игоревы. Веские доводы приводит автор, призывая к объединению. Не один князь погиб, защищая свои границы от врагов Руси, действуя в одиночестве. Именно из-за междоусобиц пришло насилие от земли Половецкой.
    Заканчивает автор повествование радостными  словами: ” Солнце светиться на небе, а Игорь – князь в Русской земле”. Рады города и села возвращению Игоря, и это дает надежду, что горькие уроки не пройдут даром.
    “Слово о полку Игореве” не забывается уже столько лет. Ведь то, что происходило тогда, неразрывно связано с тем, что происходит в наше время. И сейчас, и тогда люди не хотели умирать, они дорожили своей жизнью. Эта связь показывает, насколько важна и ценна жизнь в любое время. Никто не хотел идти на верную смерть, но русские люди всегда способны забыть о себе, борясь за свободу своей Родины.

  3. Сочинение по произведению: Слово о полку Игореве — призыв к единению Русской земли.
    В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит драматическая история неудачного похода на половцев в 1184 году князя Новгород-Северского Игоря Святославича. В сражениях также приняли участие брат Игоря Всеволод, князья Курбский и Трубчевский, его сын и племянник, но основные силы русского воинства не были привлечены к походу Поражение, русских было сокрушительным: все князья оказались в плену, а простые воины перебиты — из всего войска спаслось только пятнадцать человек. Поражение Игоря имело неблагоприятные последствия для русских земель: Кончак взял город Римов, Гзак сжег путивльские села и внешнюю ограду города.
    В чем отличие «Слова» от летописных повестей? В то время как в летописях подробно, но беспристрастно излагаются все обстоятельства похода на половцев, автор «Слова», сообщая об этих обстоятельствах лишь в самых общих чертах, отводит главную роль осмыслению произошедшего, публицистическому и лирическому отклику на событие из недавнего прошлого Руси. Цель летописцев — фиксация событий, цель «Слова» — воздействие на современников. Эмоционально-смысловой доминантой «Слова» становится призыв к единению русских земель.
    Автор показывает: политическая разобщенность русских князей привела к тому, что князь Игорь единолично принял поспешное решение о походе, приведшее к гибели людей. В «Слове» звучит и хвала князьям, защищающим свою землю от внешних врагов, и плач по гибнущей в раздорах Русской земле.
    Своей главной задаче — убедить читателя в необходимости единения — автор подчиняет и композицию текста. В начале «Слова» звучит рассказ о походе Игоря, после чего речь идет о победоносных походах на половцев киевского князя Святослава в пору когда Киевская Русь была еще единой. В центральной части «Слова» описывается сон Святослава, звучит его «зла-то слово», в котором великий князь предстает как единомышленник автора, патриот и «государственник», скорбящий о Руси, страдающей от княжеских раздоров. Наконец, в заключительной части рассказывается о возвращении князя Игоря на родину (плач Ярославны, бегство Игоря из плена, погоня Гзака и Кончака, приезд Игоря в Киев), высказывается надежда на возрождение русского единства. Повествуя о походе Игоря, автор сообщает о солнечном затмении, других грозных предзнаменованиях природы, предрекающих беду. Рассказчик горячо сочувствует князьям, говоря об их воинской доблести (описание храбро сражающегося с половцами буй-тура Всеволода) или описывая картину страшной битвы, закончившейся поражением русских. В то же время в лирических отступлениях звучат горькие слова о междоусобных распрях, приведших к распаду Киевской Руси, и порицается Олег Гориславич, который «мечом крамолу ковал» и некогда положил начало междоусобной розне. Автор создает выразительный образ Девы-Обиды, вступившей на Русскую землю и ставшей причиной многих бед (персонификация междоусобной вражды). Важную смысловую нагрузку несут в «Слове» лирические отступления. В них автор снова и снова внушает читателю одну и ту же мысль: причина трагического исхода военной кампании Игоря — в духовной и политической разобщенности русских князей, забывших, что все они братья друг другу.
    В то же время авторские отступления готовят читателя к восприятию центрального по значимости эпизода – «злата слова» Святослава. Узнав о поражении русских князей, Святослав произносит слова сожаления, упрека, сочувствия. Безусловно, автор солидарен с великим князем и в оценке Игоря и его соратников, и в оценке внутриполитической ситуации на Руси в целом. Именно в «злате слове» пафос призыва князей к объединению в борьбе против внешних врагов выражен с максимальной силой.
    Заключительная часть повествования начинается плачем Ярославны, которая просит природные силы (солнце, ветер, реку) вернуть ей любимого мужа. Вмешательство героини в код событий придает повествованию особый лиризм, эмоциональную глубину и подчеркивает сочувственное отношение автора к Игорю. В плаче Ярославны выражена тоска всей Русской земли по плененному богатырю. Кроме того, бегство Игоря из плена (поступок, считавшийся недостойным князя) получает своеобразное оправдание: бегство совершается как бы по воле природных сил, откликнувшихся на языческую молитву княгини. Повествование о возвращении Игоря на родину и о посещении им Киева указывает, по мнению Д. С. Лихачева, на произошедший в душе Игоря переворот, на осознание им гибельности разобщения и на готовность участвовать в совместных походах русских князей против половцев. Завершается «Слово» славой-здравицей всем князьям и дружинам, сражающимся за христиан против «поганых».
    Публицистическая задача, которую ставил перед собой создатель «Слова»- призыв к единению — решена автором с исключительным художественным мастерством. В этом причина того, что «Слово о полку Игореве» относится к числу тех произведений искусства, которые, по выражению Д. С. Лихачева, «всегда современные.

  4. Сочинения по этому произведению пишут каждый год и несмотря, что “Слово о полку Игореве” проходят в младших классах, сочинение по нему писать сложно. Без плана не обойтись, в нем должны быть начальная мысль , основа и итог сочинения. Пишем по произведению, поэтому план строим по произведению.
    В начале пишем о том. какое место занимает поэма в мировой и русской литературе, считается ли это произведение памятником литературы и почему. Указываем автора и когда поэма стала известной.
    Далее приступаем к основе, разбирая по частям поэму.
    1 Много витязей прекрасных знавала русская земля, но особые невзгоды выпали на долю князя Игоря. В неспокойные времена, когда набеги половцев угрожали ежедневно мирному течению жизни, князь Игорь невзирая на грозное предзнаменование решает выступить первым против врага. Недаром в самом начале рассказчик славит Игоря, упоминая его славные удалые деяния. Князь решает постоять за свою Отчизну, не боясь сложить голову в бою. Очень красочные образы представлены в первой части поэмы, описание курян, дружины Игоря и Всеволода , заставляет восхититься силой и мужеством русских витязей, наших предков. Отвага Игоря и его брата Всеволода подстегнула броситься им на помощь Святослава, другого русского князя. Взаимовыручка, бесстрашие русских воинов служит примером как надо защищать свою Родину. Автор поэмы рассказывает о той битве с гордостью за своих современников, он также поражен их смелостью. Но печальные нотки все-таки проскальзывают в повествовании, автор не может оставить без внимания факт некоторой необдуманности поступков князя Игоря. И здесь видна мудрость автора, который вынес на всеобщий суд свое суждение, ставшее последствие народной мудростью, без единства сильный очень уязвим, без единства победы не добиться.
    Игорь бросился в бой в одиночку, не посоветовавшись с другими воинами, пренебрегая грозным знамением и потерпел поражение. Гордость за смелость духа Игоря и горечь от поражения в битве – основной леймотив произведения. Главная мысль поэмы заключается в воззвании автора ко всем русским племенам и княжествам, к объединению, чтобы не было напрасных жертв, чтобы русское государство было сильным, надо иметь скоординированные решения и только тогда Русь будет непобедимой.
    “Слово о полку Игореве” носит не только назидательный характер, это прежде всего художественное повествование, но написанное очень ярким и живым языком. Автор находит слова, бьющие по самому сердцу, здесь и описание воинских дел князя, и описание грозных половцев и плач Ярославны. Жена Игоря настолько живая в своем проявлении чувств, автору настолько точно удалось воссоздать ее образ, что невольно проникаешься огромным сочувствием к нелегкой женской доле, быть женой воина.
    Вот таким образом немного дописать о “Плаче Ярославны”, подвести итого всему произведению в целом и все.

  5. Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
    «Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
    На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.

  6. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Великая и могучая Русская земля. Благород­ный, гордый и отважный народ. Трудно предста­вить, что мы, поколения, живущие через не­сколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех со­бытиях. Или же до нас дошли лишь сухие фак­ты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были пре­красные мастера русского слова, поэты, летопис­цы, которые во всех деталях смогли передать по­томкам живую память об истории родной стра­ны. Наиболее выдающимся и оригинальным па­мятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
    Через столетия долетел до нас голос неизвест­ного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое сви­детельство событий великой древности. Со вре­мен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущен­ный жестокой несправедливостью, князь Свято­слав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой на­долго отбросил половцев в глубь причерномор­ских степей. Но спустя некоторое время двоюрод­ный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на по­ловецкие племена. Этот поход оказался неудач­ным: силы были неравными, действия необду­манными и дружина была полностью разбита.
    Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фак­тов, а стремление через литературные образы пе­редать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожале­ет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заклю­чалась именно в разрозненности действий рус­ских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храб­рыми и стойкими бойцами, верными защитника­ми своей родины.
    Князья Игорь и Всеволод, благородные, силь­ные, смелые русские богатыри, сражаются вмес­те с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в сво­ем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
    Неизвестный древнерусский поэт создал пре­красное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской ли­тературы. Оно поражает и удивляет читателя сво­ей глубиной и эмоциональностью, масштабнос­тью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, явля­ется ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочислен­ных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талант­ливостью автора, либо тем, что до нашего време­ни не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
    «Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились пе­редать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной по­этичностью. Это не столько рассказ о походе Иго­ря, сколько сожаление автора о неудаче русско­го войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмще­нию за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действитель­ные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от дру­гих исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликает­ся с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, ав­торские отступления, народно-поэтическая сим­волика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
    Автор широко вводит в свое произведение на­родные плачи и прославления, прибегает к поня­тиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступ­ным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц из­бивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поми­ная прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощу­щается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Сло­во…» начинается с упоминания о «славах», кото­рые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всево­лоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочислен­ных лирических отступлениях:

  7. НИжние ответы я тисныл из поисковика.
    А от себя. Я Онегина пересчитал в 27 лет. И ревел как девченка.
    Спросил у всех родных и знакомых – все прочитали Онегина в взрослам возрасте и реакция примерно такая же.
    Произведение НИКОГО не оставило равнодушным.
    В чем соль. Каждый находит в нем что то для себя. ТО есть автор в произведении затрагиает проблемы БЛИЗКИЕ КАЖДОМУ, ЛЮБОМУ читателю. (это гениальность произведения)
    Вас в школе пичкают только гениальными – и от них голово пухнет.
    А вот ты вырастеш и поймеш что в реальной жизни НЕТ рядом с тобой ни Гоголя, ни Пушкина, а только реально ПОШЛОСТЬ. Все то что продается с ларьках и магазилах – пустота. Полная.
    И тебя опять потянет не к великому – а к обычному и приятному, и это окужутся классики.
    И вот слово оно через тыщу лет все еще поднимает ТВОИ личные проблемы, щиплет за душу, дергает, тревожит.
    Другие произведения только и не стали популярными, только и не прошли это время, что НЕИНТЕРЕСНЫ – МНЕ И ТЕБЫ И КАЖДОМУ.
    А вот почему они популярны, что автор нашел и в твоей душе – это загадка гения.
    я НЕ ЗНАЮ ПОЧЕМУ ОДНО ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЕНЯ ЗАЦЕПЛЯЕТ, А ДРУГОЕ НЕТ.
    Проблематика слова- когда мы едины мы не победимы, это и сейчас актуально
    В нём сосредоточен горячий призыв к единению перед лицом внешней опасности!!! !
    Не зная времени прошлого нельзя жить во времени настоящем, а о переходе в будущее речь даже не ведется. Так уж повелось, что история хранит в себе множество неповторимых по своей значимости моментов, которые почему-то даже сейчас вживляют в сердце почти каждого человека какую-то искорку правды и счастья, надежды и силы, может быть, даже неизреченной гордости за свою державу. И, немного изменив известное выражение, за державу перестает быть обидно, потому что, окунаясь внутрь древнерусской литературы, в её спокойный океан слов, ты по крупинкам рассматриваешь узор того времени, запечатленный в литературных памятниках. Это произведение о вечных, непреходящих ценностях, главная из них – любовь к Родине, которая пронизывает всё произведение: она находит своё выражение в стремлении Игоря освободить Русскую землю от “поганых” половцев, она – в сцене прощания дружинников с родной землёй. Вторая идея – единение людей, что особенно актуально в наши дни. Разве не могут жить в дружбе и мире люди разных национальностей, почему гибнут люди из-за национальной ненависти? Может быть, нам, живущим в XXI веке, надо внимательней прислушаться к этому голосу из глубины веков? Люди должны жить в едином мире, тогда они сильны, тогда они смогут защитить свою землю. Сила – в единении. Третья идея – посмотрите, какие прекрасные чувства воспевает автор: милость сердца, верность, истинную любовь, надежду. Наверное, поэтому плач Ярославны – верной, любящей жены Игоря никого не оставляет равнодушным Четвёртая идея: любовь к родной земле: картины природы, нарисованные автором: тёплые туманы, уронившая свет заря, соловьиный щекот – образны и проникнуты любовью к русской земле. Мы разучились присматриваться и прислушиваться, мы забыли, что мы дети природы. А “Слово… ” нам напоминает об этом. Таким образом, русская земля, любовь к ней, забота об её будущем связала автора и нас, современных читателей.

  8. Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
    «Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
    На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.
    По форме и содержанию повествования «Слово о полку Игореве» очень близко к такому фольклорному жанру, как плач и слава. Поэт очень эмоционален и патриотичен – он воспевает отвагу русских воинов, проклинает половцев.
    «Слово о полку Игореве» — это уникальное произведение, причём не только литературное, но и историческое.

  9. 9
    Текст добавил: О_о я-переживу-2012 о_О

    ПЛАН
    В чем заключается непреходящее зна­чение памятника?
    Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»?
    Почему не прекращается поток переводов «Слова…»?
    «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В. Г. Белинский).
    Гениальнейшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — было написано в XII веке и, пройдя труднейшее испы­тание временем, оно до сих пор бессмертно. «Слово о полку Игореве» близко и понятно каждому русскому человеку, по-настоящему любящему свою Родину. Оно написано с большой нежностью и любовью к русской земле и ее людям, живущим и работающим на этой земле.
    «Слово о полку Игореве» представляет для нас величайшую ценность. Оно живое свидетельство великого развития культуры в Древней Руси.
    В «Слове…» хранится мудрость наших предков, которые завещали ее нам, чтобы мы учились на ошибках других поколений и не повторяли их.
    Идея «Слова о полку Игореве » — единство Руси, очень важна для нас в это время, время распада великой державы.
    До этого существовали лишь летописи, в которых кратко указывались только главные, важные для истории события и факты. Несомненно, поход Игоря Святославовича описан в летописях, но автор «Слова» делает это в совершенно новом для произведений древнерусской литературы стиле. Здесь появляется ряд особенностей, характерных и отличающих это произ­ведение от других произведений Древней Руси. Впервые в нем было исполь­зовано сопоставление природы и событий. Например, описание рассвета перед вторым сражением предвещает несчастье:
    На другой день спозаранок
    Кровавые зори свет возвещают
    Черные тучи с моря идут
    Хотят прикрыть четыре солнца,
    А в них трепещут синие молнии.
    В «Слове о полку Игореве» русская природа словно живая: она радуется победе русских, печалится и страдает при их поражении, скорбит над погибшими в сражении.
    Повествование ведется от третьего лица или от лица вымышленного героя. Рассказчик находился и на поле боя, и в Киеве при князе Святославе, и в плену вместе с Игорем. Ритмичность в «Слове» зависит от происходя­щих событий, смысла, и это придает какую-то музыкальность произве­дению.
    Есть множество различных переводов, и их поток не прекращается. Интерес к этому удивительному произведению с момента обнаружения в XVIII веке так и не иссяк. Переводчики разных эпох находят в «Слове о полку Игореве» что-то новое. Оно поражает яркостью слов, красочностью и полнотой описаний, энергией стиля. Это одно из старейших произведе­ний, в котором выражен взгляд на жизнь простого народа, патриотический пафос древнерусской литературы, и он дорог русскому народу и любим им.

  10. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, стало дробиться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли. В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах XII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь попал в плен. После этого события половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь, сам того не желая, открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” — исторический памятник древнерусской литературы. Это величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве” была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет смелость, доблесть и трудолюбие простых русских людей стремлению князей к обособлению. Дружинники, куряне, им описаны как “опытные воины”, а воины-богатыри черниговцы “без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в продедовскую славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны также страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения выступить против половцев.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку Игореве” он описывается как великий воин: “Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и войска Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, захватив в качестве добычи много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой на их месте отступил бы, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.
    Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:
    Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.
    Столкнулись две огромные силы в битве, подобной которой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражалось русское войско. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Иго-ревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрил половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: “…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали собирать дань с городов “по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Автор описывает его как умного, рассудительного правителя и полководца. Он не одобряет необдуманных поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что безрассудность сыновей может привести к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава, отправившись на половцев, с небольшим войском потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли, что половцев можно победить только общимисилами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Остромыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев. И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: “О Донец! Немало тебе величья…”. Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. “Слово…” заканчивается ликованием по случаю возвращения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
    ?

  11. Древнерусская поэма «Слово о полку Игореве». созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина – Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор «Слова…» смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oiBcry и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    И копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    Своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    Буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна. прославлявшего воинские подвиг» русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель «Слова…» вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить «не по замышлению Бояна». а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет – Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация «Слова…».
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать». По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже «кричат под саблями половецкими» ни в чем не повинные русские люди.
    К «золотому слову» Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить «за раны Игоря, храброго Святославича». Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь – пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция «Слова…» строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее— идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано «Слово…», поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: «О. далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!». «О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!»
    Автор «Слова…» одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор «Слова…» удаление войска и дважды восклицает: «О Русская земля уже ты за холмом!» Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор «Слова…» понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав «поганые» полки половецкие, «помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты».
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве «изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье».
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный пейчаж «Слова…»: перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи своп на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно -поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего «Слово…» к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий «Слово о полку Игореве», по выражению академика А. С. Орлова, «не затерялось,— на границе дикого поля». Во все эпохи «Слово…» было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего «Слово о полку Игореве». затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.

  12. «Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием…
    монгольских полчищ».
    Карл Маркс.
    Известнейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написано на рубеже XII-XIII веков. Поводом для его написания послужило нашествие татаро-монгольских орд. В это время Русь была ослаблена княжескими противостояниями, и автор с горестью пишет:
    Сказал брат брату: «Это мое, и то мое же».
    И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать.
    Пока точно неизвестно, кто был автором поэмы, однако существует множество гипотез относительно этого.
    В поэме описывается неудачный поход князя Игоря на половцев. В экспозиции дается краткое описание Игоря и причин похода на половцев, завязка – выступление русских войск, кульминация – поражение князя Игоря, а развязка – побег Игоря из половецкого плена. Композиция «Слова…» полностью соответствует основной авторской идее – призыву к объединению Руси. Главными действующими лицами являются князь Игорь, его брат Всеволод, князь Святослав и жена Игоря Ярославна.
    Игорь – храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением к своей дружин, Игорь говорит:
    «Братья и дружина!
    Лучше быть убиту от мечей,
    Чем от рук поганых полонёну!
    Сядем, братья, на лихих коней,
    Да посмотрим синего мы Дону!»
    Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора «Слова…». Однако автор характеризует Игоря как позитивно, так и негативно. Это связано с тем, что после трагического поражения Игоря военное положение Руси значительно ухудшилось, армия ослабла, а половцы проникли дальше в глубь Руси.
    Близок к Игорю по многим чертам и его брат Всеволод: отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличает Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. В связи с этим автор называет Всеволода «Буй Тур». «Буй» – значит отважный, сильный, храбрый, гордый, а «Тур» – символ мужества и силы. Все эти черты в полной мере характерны Всеволоду.
    Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав – умудренный государственным и жизненным опытом исторический деятель. Его «золотое слово» занимает центральное место в произведении.
    Светлый образ русской женщины дан в «Слове…» в лице Ярославны, жены князя Ярослава. Ее плач имеет немаловажное значение для всей поэмы.
    Огромную роль в поэме играет природа. Она вместе с Игорем радуется при победе, тужится и печалится при поражении. Например, она предвещает поражение перед второй битвой с половцами:
    В час ранний
    кровавые зори свет возвещают;
    черные тучи с моря идут.
    Мне кажется, что «Слово о полку Игореве» – одно из гениальнейших произведений русской литература, которое служит достоянием русского народа!
    ?

  13. “Слово о полку Игореве” — удивительнейший памятник древнерусской литературы. Более восьми веков назад неизвестный автор написал эти немудреные строки, а сколько научных статей и художественных произведений последовало за ними. Ученые стремились и стремятся сейчас объяснить феномен “Слова”, точнее и полнее донести до нас его смысл. Художники и музыканты всех времен вдохновлялись поэтическими образами древнего и неувядающего памятника нашей истории, словесности, культуры.
    “Слово” не могло появиться на пустом месте. Культура Древней Руси была чрезвычайно богата и разнообразна, о чем говорят многочисленные памятники архитектуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Культура и в религиозных формах несла в себе яркое проявление чувств и мыслей наших предков.
    “Слово” вдохновлено реальными событиями русской истории. Оно рассказывает о походе на половцев храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича в 1185 году. С небольшими силами Игорь, “не сдержав молодости”, как о нем говорит летопись, отправился в тяжелый и опасный поход на половцев, мечтая дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси когда-то принадлежащие ей Земли. Кроме Игоря в походе участвовали его сыновья, князь Рыльский и брат Всеволод буй тур. Захватить половцев врасплох, на что рассчитывал Игорь, не удалось.
    Первое сраженье со “степью” оказалось удачным, а потом половцы одержали полную победу, ранили и пленили Игоря. Поражение князя имело несчастные последствия для всей Руси… Позже князю удалось бежать из плена и вернуться на родину.
    Чтение “Слова” не простое занятие. Автор не придерживается в повествовании строгой последовательности событий, не подводит читателей к ним постепенно. Мы как бы сталкиваемся с ними, попадая сразу в самую гущу событий!
    “Игорь ждет мила брата Всеволода. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в самом бою…” Автор писал “Слово” для своих современников, хорошо знавших обстоятельства похода Игоря, это позволило построить произведение фрагментарно, оттеняя главные эпизоды. Яркое, необычное начало повествования — описание затмения настраивает читателя на тревожный лад:
    Солнце тьмою путь заступало, ночь,
    стонущи ему грозою, птиц пробудила…
    Поэтичны и красивы эпитеты “Слова”. Князья сравниваются с “четырьмя солнцами”, в бою “трепещут синие молнии” сабель, грозит “дождь стрелами”. Опираясь, вероятно, на фольклор, автор дает свое видение мира, рождая небывалый, своеобразный художественный стиль повествования.
    Автор “Слова”, показав разгром войска Игоря, приводит читателей к мысли о необходимости объединения всех русских земель. В своеобразных лирических отступлениях автор осуждает недальновидность и алчность отдельных князей, сеющих смуту и раздор, ослабляющих Русь.
    Почему же Игорь, виновник бедствия, прощен автором? Исходным желанием князя, побудившим его к походу, была защита и усиление Руси. Он мужественно сражается, не бросает на поле брани пеших воинов, брата, попавшего в беду. В плену Игорь томится, “не спит, Игорь бдит, мыслью поля мерит от великого Дона до Малого Донца…”. Все это позволяет автору славить князя. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр, прощая временные заблуждения Игоря.
    В “золотом слове” Святослава, обращенном ко всем русским князьям, живет надежда на объединение русских земель во имя великой родины, сумеющей отстоять свою свободу и независимость.
    Поэтичность “Слову” придает образ Ярославны. Во время традиционного плача Ярославна обращается к силам природы за помощью, как было принято в язычестве. Слова Ярославны не только традиционный плач, но и заклинание, она верит в справедливость природы, надеется на возвращение любимого, его соратников. Нежная, любящая, Ярославна послужила прообразом многих героинь русской литературы.
    Оптимистический конец “Слова” — это не только вера в победу, храбрость и силу русского воинства, но и вера в справедливость и добро как основы мира. Именно поэтому “Слово” привлекает к себе внимание художников на всем протяжении своей истории, являясь чудесным неисчерпаемым кладезем, из которого каждая эпоха берет сокровища, созвучные своему времени.
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *