Сочинение на тему слово о полку игореве в наше время
9 вариантов
Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Примерно в конце 80-х – начале 90-х годов XVIII века оно было найдено А.И. Мусиным-Пушкиным. Такая находка не осталась без внимания, для читающей публики это было грандиозное открытие! Стало известно, что в Древней Руси существовала самостоятельная литература с особым публицистическим пафосом, образностью и патриотизмом. До сих пор «Слово» не утратило своей актуальности, его изучают и как исторический памятник, и как полюбившееся многим художественное произведение.
В «Слове о полку Игореве» мы наблюдаем за походом князя Игоря и его битвой с половцами. Выступив без поддержки киевского князя Святослава, он хотел успеть побить врагов и прославиться. Но небольшому войску не суждено было завоевать победу, это подчёркивают и описания мрачных предзнаменований природы. После поражения Игорь оказывается в плену. Святослав в ужасе, ведь враг не повержен, и все усилия в борьбе с половцами оказались тщетны. Но пленнику удалось освободиться, он с покаянием возвратился на Родину.
Автор заложил в «Слово» особую идею, идею единства. Этот период в жизни народа был назван феодальной раздробленностью, когда Русь разделили на множество мелких княжеств. Князья воевали, строили друг другу козни, иногда будто бы забывая о грозных внешних врагах. В XII веке это были половцы. Автор осуждает Игоря за то, что он ради собственной славы пожертвовал целой дружиной.
Я считаю, что именно в идеях состоит актуальность «Слова о полку Игореве». В произведении очень хорошо раскрыта тема призыва к объединению перед общим врагом, что очень важно и в современном мире. Ведь перед человечеством и сейчас нередко встают глобальные проблемы, для решения которых нужно объединиться. Также актуальна и патриотическая идея, вера в будущее страны, несмотря на существующие проблемы.
«Слово о полку Игореве» всегда будет важным и значимым произведением для русской литературы. Таких литературных памятников в России немного, однако в них отражается целая эпоха, они открывают перед современным читателем никогда не теряющие своей актуальности темы и проблемы. Эту книгу должен прочесть каждый!
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
«Слово о полку Игореве» – знаменитый памятник литературы Древней Руси. Большинство учёных считают, что это произведение появилось ещё в конце XII века, однако до сих пор оно не потеряло своей актуальности. О многом может поведать нам это историческое наследие, многому научить нас.
Изучать «Слово» начали очень давно, за все эти столетия было написано около пятнадцати тысяч различных научных трудов. Само же произведение более восьмидесяти раз переводили на иностранные языки. Эту повесть всегда изучали не только в школе, также его проходят во многих российских ВУЗах.
Такой интерес к «Слову» связан не только с его уникальностью жанра, своеобразием художественного исполнения и исторической ценностью. В произведении также затронуты проблемы, которые не перестают по сей день вставать перед правителями любых стран, здесь же раскрывается единственный верный путь их решения.
В произведении говориться о неудачном походе молодого князя Игоря Святославича на половцев, который состоялся ещё в 1185 году. Как считает сам автор, главной причиной поражения стало то, что Игорь и его брат Всеволод необдуманно вступили в бой с половцами.
Святослав считает, что поступок его племянников был слишком дерзким и необдуманным. Из-за самоуверенности молодых князей погибли многие отважные войны из отряда Игоря, а также был ранен и попал в плен сам Игорь.
Не имеет значения то, сколько времени пройдёт с момента похода Игоря Святославича против половцев, этот трагический эпизод останется в истории и памяти наших соотечественников навсегда. Сила страны и любого войска заключается в его единстве, а разобщённость и междоусобицы всегда будут приводить к поражениям и значительным потерям. И совершенно неважно то, в какой исторический период это будет происходить. Проблема, которую мы наблюдаем в произведении «Слово о полку Игореве», будет актуальна всегда!
В «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе русских князей в 1185 году против кочевников половцев. Поход закончился трагически: княжеские дружины были разбиты половцами, а сами князья попали в плен. Казалось бы, зачем же рассказывать о поражении, если в сражениях русские гораздо чаще одерживали блистательные победы? Автор повествует об этом ужасном событии, чтобы объяснить своим соотечественникам причины трагедии. Кроме того, всегда, когда возникала необходимость постоять за родину, русские воины проявляли столько мужества и самопожертвования, что не восхититься и не рассказать об их воинской доблести невозможно. И эти истины находят отклик в наши дни. Неважно победил ты или проиграл сражение, важно, что ты сражался доблестно и самоотверженно, защищая свою родину.
Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением.
Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы. Вернувшись в настоящее, мы понимаем, что это объединение, а вернее войны, как средство, до сих пор продолжаются в России сегодняшней. Может быть, стоит внимательнее вчитаться в строки бессмертного памятника литературы, и тогда мы найдем ответы на мучающие нас сегодня вопросы.
“Слово о полку Игореве” никогда не потеряет своей актуальности. Несмотря на то, что произведение было написано в 12 веке, оно по-прежнему остаётся очень значимым для наших современников. Вкратце основная мысль “Слова” звучит так: “В единстве наша сила”. На протяжении многих веков говорит нам об этом русская литература, но в нашей стране до сих никак не могут до конца понять всей силы смысла этих слов. Мы сильно только тогда, когда едины. А что происходит сегодня? Бывшие советские республики превращаются в “горящие точки”, отдельными странами стали Украина и Белоруссия, славяне воюют друг с другом, братья убивают братьев… Кому от этого лучше? Ведь если бы мы были вместе, мы были бы непобедимы и сильны и никакой Евросоюз, может быть, даже не посмел бы нам угрожать.
Даже если не брать тему единства в государственных масштабах, она всё так же важна. Когда в семье, в классе какждый сам по себе, то всё теряет смысл. Семья перестаёт быть семьёй. Класс превращается просто в собрание чужих людей. Хорошо ли это? Над всем этим задумываешься, всего лишь прочитав легендарное произведение древнерусской литературы неизвестного автора.
Но ведь “Слово о полку Игореве” учит нас не только тому, что наша сила в единстве. Настоящая любовь ведь никогда не может перестать быть актуальной. Вспомним Ярославну. Кто бы из нас не хотел, чтобы его любили именно такой глубокой сильной трепетной любовью?
Нет, для настоящего читателя, умеющего не просто прочитывать буквы слов, но и понимать смысл прочитанного, “Слово о полку Игореве” н своей актуальности не потеряет никогда.
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Но великая историческая ценность произведения заключается не только в отражении событий тех времен, не только в изображении великого русского народа и необъятных просторов Русской земли. «Слово о полку Игореве» — это еще и уникальный памятник художественного слова, свидетельствующий о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Автор выступает здесь не простым летописцем, не только свидетелем исторических битв и большим знатоком Руси, но и талантливейшим литератором, обладающим способностью в живописных деталях, с помощью искусных художественных приемов передать чувства, эмоции, переживания, волнения, тревоги, донести до читателей основную мысль своего произведения. Для достижения этой главной цели он использует приемы и книжной литературы, летописей и исторических документов, и элементы устного народного творчества, и мифологические, языческие мотивы.
При этом все перечисленное складывается в стройную лирическую песнь, понятную и доступную любому человеку. В поэме присутствует обращение к образу полулегендарного древнерусского певца Бояна. Но, относясь с уважением к таланту предшественника, «внука Велеса», который был языческим покровителем поэтов и поэзии, автор «Слова…» создает свое, не похожее ни на одно из существовавших до того времени, произведение.
Он пишет его по «своему замыслу», следуя стилю былин того времени, умело сочетая фольклорные мотивы, ораторские приемы и книжную письменность.
Образы, созданные автором «Слова…», восхищают цельностью, правдивостью, величием души. Мы видим здесь настоящих мужчин, как простых, честных и трудолюбивых пахарей, так и смелых, благородных воинов. Перед нами открывается также глубина и красота женской души, представленная в образе Ярославны — верной и преданной жены князя Игоря. Эти образы стали воплощением горестей и радостей русского народа, его надежд, его стремлений и разочарований. Русские женщины скорбят о поражении войска, они сожалеют о пленении князя, о гибели многих русских воинов.
Но нежность и любовь, красота и гармония, заключенные в их образах, смягчают даже горечь утрат и боль поражения. Их скорбь не безнадежна, их печаль светла и полна веры в счастливое возвращение любимых. И эта вера, эта надежда передаются всем русским женщинам, всему русскому народу.
Персонажи поэмы объединены высоким чувством патриотизма, человечности, любви к Русской земле и русской природе.
В «Слове о полку Игореве» перед нами проходят художественно воссозданные картины жизни нашего народа в далеком прошлом, в одну из самых трудных эпох его развития. Но произведение ценно не только своей исторической значимостью, не только художественным своеобразием и совершенством. Оно заключает в себе идеи, актуальные во все времена. Поэма близка и дорога всем людям идеей мира, защиты созидательного труда от разрушительного влияния войн. Она несет великую мысль о единении народа, о величии духа, о благородстве, мужестве, решительности, о мудрости и красоте души. В «Слове…» чувствуется великий и прекрасный русский дух, высокое сознание автором своей ответственности, писательского призвания, общественного долга.
«Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, который уносит читателя в далёкое прошлое, в эпоху феодальной раздробленности Руси. Произведение было создано в 1185 году и описывает поход Новгород-северского князя Игоря против половцев.
События, описанные в произведении, приходились на тяжелую эпоху междоусобиц на Руси. Неудивительно, что основная идея «Слова» – призыв к объединению русских князей и отказ от войн между братьями.
Центральным героем произведения является князь Игорь. Он всей душой любит своё небольшое княжество и мечтает совершить ради его процветания подвиг, пожертвовать жизнью. Описывая князя и его дружину, автор рисует их храбрыми и отважными воинами, бескорыстно любящими свой край.
Один из важнейших эпизодов произведения – предсказания природы, свирепая гроза, которая кажется автору дурным предзнаменованием, но князь и дружина не обращают на это никакого внимания, что ещё раз подтверждает их храбрость. Тем не менее, в контексте произведения это свидетельствует ещё и о легкомысленности Игоря, которая помешала ему одержать победу над «погаными» половцами.
Показательно и то, что при описании князя и русских воинов автор использует слово «сокол», а половцев презрительно называет «воронами», что свидетельствует о сильном патриотическом настрое самого автора. Несмотря на положительное отношения автора к своему герою, Игорь всё-таки терпит поражение в битве с половцами. Таким образом, осуждается легкомыслие князя, необдуманность его спонтанного похода.
Важнейший, на мой взгляд, эпизод текста – так называемое «золотое слово», с которым глава государства – киевский князь – обращается к остальным князьям. Он просит их объединиться, сплотить силы для борьбы с сильным врагом. Мнение киевского князя – это позиция самого автора, который, очевидно, является противником междоусобных войн между князьями.
Идея автора «Слова о полку Игореве» не умерла со временем и была актуальна ещё много лет, предсказывая во многом дальнейшее развитие исторических событий русской истории.
Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это — наша история, наши корни. Произведение нельзя просто читать, это трудно и невозможно, его надо прочувствовать. Когда начинаешь чтение, внутри начинает звучать тихая мелодия, она, то грустная, то, наполнена гордостью, то — состраданием. Смысл произведения улавливаешь не сразу, в начале, только напевность. Мы живем в огромной стране, но не чувствуем этого, а в произведении такая огромная ширь, читая его, представляешь просторы Руси, поля, луга, реки. Как автору удается передать такие ощущения? Какой необъятный талант позволяет сделать ему это?
Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская, — все в «Слове о полку Игореве». Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы, героизм простых людей, понимание своих ошибок, актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.
Но как бы, ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ выберется, победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.
Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.
Автор «Слова о полку Игореве» неизвестен. Примерно в конце 80-х – начале 90-х годов XVIII века оно было найдено А.И. Мусиным-Пушкиным. Такая находка не осталась без внимания, для читающей публики это было грандиозное открытие! Стало известно, что в Древней Руси существовала самостоятельная литература с особым публицистическим пафосом, образностью и патриотизмом. До сих пор «Слово» не утратило своей актуальности, его изучают и как исторический памятник, и как полюбившееся многим художественное произведение.
В «Слове о полку Игореве» мы наблюдаем за походом князя Игоря и его битвой с половцами. Выступив без поддержки киевского князя Святослава, он хотел успеть побить врагов и прославиться. Но небольшому войску не суждено было завоевать победу, это подчёркивают и описания мрачных предзнаменований природы. После поражения Игорь оказывается в плену. Святослав в ужасе, ведь враг не повержен, и все усилия в борьбе с половцами оказались тщетны. Но пленнику удалось освободиться, он с покаянием возвратился на Родину.
Автор заложил в «Слово» особую идею, идею единства. Этот период в жизни народа был назван феодальной раздробленностью, когда Русь разделили на множество мелких княжеств. Князья воевали, строили друг другу козни, иногда будто бы забывая о грозных внешних врагах. В XII веке это были половцы. Автор осуждает Игоря за то, что он ради собственной славы пожертвовал целой дружиной.
Я считаю, что именно в идеях состоит актуальность «Слова о полку Игореве». В произведении очень хорошо раскрыта тема призыва к объединению перед общим врагом, что очень важно и в современном мире. Ведь перед человечеством и сейчас нередко встают глобальные проблемы, для решения которых нужно объединиться. Также актуальна и патриотическая идея, вера в будущее страны, несмотря на существующие проблемы.
«Слово о полку Игореве» всегда будет важным и значимым произведением для русской литературы. Таких литературных памятников в России немного, однако в них отражается целая эпоха, они открывают перед современным читателем никогда не теряющие своей актуальности темы и проблемы. Эту книгу должен прочесть каждый!
«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
«Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.
АКТУАЛЬНО ЛИ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В НАШЕ ВРЕМЯ
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
«Слово о полку Игореве» – знаменитый памятник литературы Древней Руси. Большинство учёных считают, что это произведение появилось ещё в конце XII века, однако до сих пор оно не потеряло своей актуальности. О многом может поведать нам это историческое наследие, многому научить нас.
Изучать «Слово» начали очень давно, за все эти столетия было написано около пятнадцати тысяч различных научных трудов. Само же произведение более восьмидесяти раз переводили на иностранные языки. Эту повесть всегда изучали не только в школе, также его проходят во многих российских ВУЗах.
Такой интерес к «Слову» связан не только с его уникальностью жанра, своеобразием художественного исполнения и исторической ценностью. В произведении также затронуты проблемы, которые не перестают по сей день вставать перед правителями любых стран, здесь же раскрывается единственный верный путь их решения.
В произведении говориться о неудачном походе молодого князя Игоря Святославича на половцев, который состоялся ещё в 1185 году. Как считает сам автор, главной причиной поражения стало то, что Игорь и его брат Всеволод необдуманно вступили в бой с половцами.
Святослав считает, что поступок его племянников был слишком дерзким и необдуманным. Из-за самоуверенности молодых князей погибли многие отважные войны из отряда Игоря, а также был ранен и попал в плен сам Игорь.
Не имеет значения то, сколько времени пройдёт с момента похода Игоря Святославича против половцев, этот трагический эпизод останется в истории и памяти наших соотечественников навсегда. Сила страны и любого войска заключается в его единстве, а разобщённость и междоусобицы всегда будут приводить к поражениям и значительным потерям. И совершенно неважно то, в какой исторический период это будет происходить. Проблема, которую мы наблюдаем в произведении «Слово о полку Игореве», будет актуальна всегда!
В «Слове о полку Игореве» рассказывается о походе русских князей в 1185 году против кочевников половцев. Поход закончился трагически: княжеские дружины были разбиты половцами, а сами князья попали в плен. Казалось бы, зачем же рассказывать о поражении, если в сражениях русские гораздо чаще одерживали блистательные победы? Автор повествует об этом ужасном событии, чтобы объяснить своим соотечественникам причины трагедии. Кроме того, всегда, когда возникала необходимость постоять за родину, русские воины проявляли столько мужества и самопожертвования, что не восхититься и не рассказать об их воинской доблести невозможно. И эти истины находят отклик в наши дни. Неважно победил ты или проиграл сражение, важно, что ты сражался доблестно и самоотверженно, защищая свою родину.
Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением.
Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху. Единство русских земель – это тот стержень, на котором держится вся истории России. Мы знаем немало кровопролитных войн, целью которых было объединение русских земель, сначала под главенством Киева, а затем и Москвы. Вернувшись в настоящее, мы понимаем, что это объединение, а вернее войны, как средство, до сих пор продолжаются в России сегодняшней. Может быть, стоит внимательнее вчитаться в строки бессмертного памятника литературы, и тогда мы найдем ответы на мучающие нас сегодня вопросы.
“Слово о полку Игореве” никогда не потеряет своей актуальности. Несмотря на то, что произведение было написано в 12 веке, оно по-прежнему остаётся очень значимым для наших современников. Вкратце основная мысль “Слова” звучит так: “В единстве наша сила”. На протяжении многих веков говорит нам об этом русская литература, но в нашей стране до сих никак не могут до конца понять всей силы смысла этих слов. Мы сильно только тогда, когда едины. А что происходит сегодня? Бывшие советские республики превращаются в “горящие точки”, отдельными странами стали Украина и Белоруссия, славяне воюют друг с другом, братья убивают братьев… Кому от этого лучше? Ведь если бы мы были вместе, мы были бы непобедимы и сильны и никакой Евросоюз, может быть, даже не посмел бы нам угрожать.
Даже если не брать тему единства в государственных масштабах, она всё так же важна. Когда в семье, в классе какждый сам по себе, то всё теряет смысл. Семья перестаёт быть семьёй. Класс превращается просто в собрание чужих людей. Хорошо ли это? Над всем этим задумываешься, всего лишь прочитав легендарное произведение древнерусской литературы неизвестного автора.
Но ведь “Слово о полку Игореве” учит нас не только тому, что наша сила в единстве. Настоящая любовь ведь никогда не может перестать быть актуальной. Вспомним Ярославну. Кто бы из нас не хотел, чтобы его любили именно такой глубокой сильной трепетной любовью?
Нет, для настоящего читателя, умеющего не просто прочитывать буквы слов, но и понимать смысл прочитанного, “Слово о полку Игореве” н своей актуальности не потеряет никогда.
Поэма «Слово о полку Игореве» была создана на рубеже XII и XIII веков, во времена, когда Русь страдала от постоянных набегов кочевых племен. В это время особенно актуальным стал вопрос об объединении разрозненных русских княжеств перед лицом грозной опасности — с целью защитить родную землю и отбросить врага в глубь степей. Это произведение неизвестного древнерусского автора с первой до последней строчки пронизано великим духом патриотизма, безграничной любовью к родине, к русскому народу.
Автор «Слова…» обращается и к героическому прошлому страны, описывает великие победы русского войска. Но основная линия поэмы посвящена поражению войска Игоря Святославича, выступившего с немногочисленной дружиной в поход на половцев. Итог этого необдуманного похода оказался трагическим для всей Руси. Впервые в истории Русского государства князь оказался плененным, а его войско почти полностью уничтоженным. «Слово о полку Игореве» открывает нам суровую правду: мы видим Русскую землю, жестоко страдающую от многолетних междоусобных войн князей и опустошительных набегов половцев.
Выступая против степных кочевников с разрозненными, малочисленными силами, правители не только не одерживали значительных побед, но и, как в случае с Игорем, предоставляли неприятелю прекрасную возможность для захвата русских земель.
Автор указывает и еще на один немаловажный фактор, обеспечивавший силу врага: кочевые племена в те времена объединились под властью хана Кончака, их силы были многочисленными, а действия согласованными. Именно этого и не хватало русскому войску для того, чтобы противостоять такому сильному врагу.
В «Слове о полку Игореве» русский народ выступает храбрым, мужественным, решительным, горячо любящим родную землю. Игорь, князь Новгород-Северский, — смелый военачальник, любящий родину и связанный крепкой боевой дружбой со своими дружинниками. В бою воины проявляют выдержку и упорство: они сражались три дня и лишь к концу третьего дня под напором вражеских полчищ сложили свои знамена. Все русские князья, предводители дружин показаны в поэме настоящими богатырями, обладающими недюжинной силой, отвагой, ловкостью, смелостью.
Игорь благороден: воинская честь и чувство крепкой мужской дружбы не позволяют ему бросить в беде своего брата Всеволода. Всеволод сражается, как настоящий русский богатырь: куда он летел, сверкая золотым шлемом, там падали отрубленные половецкие головы. Он проявляет участие и внимание к простым воинам: хвалит их за отвагу, мужество, силу и ловкость. Храбрая русская дружина сражается с ненавистными половцами до последнего вздоха. Она знает, что отстаивает честь своей земли, а это — самая высокая и благородная цель.
Всеми этими качествами русские воины, несомненно, во много раз превосходили половецкую орду, стремящуюся лишь к наживе, кровопролитию и захвату новых земель. И если бы могучая русская сила объединилась в решительном бою против общего врага, никакие кочевники не могли бы устоять против ее мощного натиска.
Показывая мужество и благородство русского войска, готового до последней капли крови защищать родную землю, автор рисует и величественный, прекрасный образ самой Руси. От широкой Половецкой степи до бескрайнего синего моря простираются богатые русские земли, бегут стремительным потоком быстрые реки. Во всех подробностях описывает автор «Слова…» могучую Русь, ее природу, ее трудолюбивый народ, ее города и села.
Здесь перед нами великие русские реки: Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига; прекрасные города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. И все это огромное пространство непосредственно введено в основное действие, оно живет жизнью русских людей, сочувствует потерям, радуется победам, предостерегает от опасности, помогает в битвах и в жизни. Автор также в мельчайших деталях рисует подробности походной жизни, степных переходов, описывает приемы защиты и нападения, детали вооружения русских воинов, так как все это для него — составные части единого понятия родины.
Но великая историческая ценность произведения заключается не только в отражении событий тех времен, не только в изображении великого русского народа и необъятных просторов Русской земли. «Слово о полку Игореве» — это еще и уникальный памятник художественного слова, свидетельствующий о том, что накануне монголо-татарского нашествия древняя русская литература накопила большой творческий опыт. Автор выступает здесь не простым летописцем, не только свидетелем исторических битв и большим знатоком Руси, но и талантливейшим литератором, обладающим способностью в живописных деталях, с помощью искусных художественных приемов передать чувства, эмоции, переживания, волнения, тревоги, донести до читателей основную мысль своего произведения. Для достижения этой главной цели он использует приемы и книжной литературы, летописей и исторических документов, и элементы устного народного творчества, и мифологические, языческие мотивы.
При этом все перечисленное складывается в стройную лирическую песнь, понятную и доступную любому человеку. В поэме присутствует обращение к образу полулегендарного древнерусского певца Бояна. Но, относясь с уважением к таланту предшественника, «внука Велеса», который был языческим покровителем поэтов и поэзии, автор «Слова…» создает свое, не похожее ни на одно из существовавших до того времени, произведение.
Он пишет его по «своему замыслу», следуя стилю былин того времени, умело сочетая фольклорные мотивы, ораторские приемы и книжную письменность.
Образы, созданные автором «Слова…», восхищают цельностью, правдивостью, величием души. Мы видим здесь настоящих мужчин, как простых, честных и трудолюбивых пахарей, так и смелых, благородных воинов. Перед нами открывается также глубина и красота женской души, представленная в образе Ярославны — верной и преданной жены князя Игоря. Эти образы стали воплощением горестей и радостей русского народа, его надежд, его стремлений и разочарований. Русские женщины скорбят о поражении войска, они сожалеют о пленении князя, о гибели многих русских воинов.
Но нежность и любовь, красота и гармония, заключенные в их образах, смягчают даже горечь утрат и боль поражения. Их скорбь не безнадежна, их печаль светла и полна веры в счастливое возвращение любимых. И эта вера, эта надежда передаются всем русским женщинам, всему русскому народу.
Персонажи поэмы объединены высоким чувством патриотизма, человечности, любви к Русской земле и русской природе.
В «Слове о полку Игореве» перед нами проходят художественно воссозданные картины жизни нашего народа в далеком прошлом, в одну из самых трудных эпох его развития. Но произведение ценно не только своей исторической значимостью, не только художественным своеобразием и совершенством. Оно заключает в себе идеи, актуальные во все времена. Поэма близка и дорога всем людям идеей мира, защиты созидательного труда от разрушительного влияния войн. Она несет великую мысль о единении народа, о величии духа, о благородстве, мужестве, решительности, о мудрости и красоте души. В «Слове…» чувствуется великий и прекрасный русский дух, высокое сознание автором своей ответственности, писательского призвания, общественного долга.
«Слово о полку Игореве» – шедевр древнерусской литературы, который уносит читателя в далёкое прошлое, в эпоху феодальной раздробленности Руси. Произведение было создано в 1185 году и описывает поход Новгород-северского князя Игоря против половцев.
События, описанные в произведении, приходились на тяжелую эпоху междоусобиц на Руси. Неудивительно, что основная идея «Слова» – призыв к объединению русских князей и отказ от войн между братьями.
Центральным героем произведения является князь Игорь. Он всей душой любит своё небольшое княжество и мечтает совершить ради его процветания подвиг, пожертвовать жизнью. Описывая князя и его дружину, автор рисует их храбрыми и отважными воинами, бескорыстно любящими свой край.
Один из важнейших эпизодов произведения – предсказания природы, свирепая гроза, которая кажется автору дурным предзнаменованием, но князь и дружина не обращают на это никакого внимания, что ещё раз подтверждает их храбрость. Тем не менее, в контексте произведения это свидетельствует ещё и о легкомысленности Игоря, которая помешала ему одержать победу над «погаными» половцами.
Показательно и то, что при описании князя и русских воинов автор использует слово «сокол», а половцев презрительно называет «воронами», что свидетельствует о сильном патриотическом настрое самого автора. Несмотря на положительное отношения автора к своему герою, Игорь всё-таки терпит поражение в битве с половцами. Таким образом, осуждается легкомыслие князя, необдуманность его спонтанного похода.
Важнейший, на мой взгляд, эпизод текста – так называемое «золотое слово», с которым глава государства – киевский князь – обращается к остальным князьям. Он просит их объединиться, сплотить силы для борьбы с сильным врагом. Мнение киевского князя – это позиция самого автора, который, очевидно, является противником междоусобных войн между князьями.
Идея автора «Слова о полку Игореве» не умерла со временем и была актуальна ещё много лет, предсказывая во многом дальнейшее развитие исторических событий русской истории.
Произведение «Слово о полку Игореве», это не просто рассказ или былина, это — наша история, наши корни. Произведение нельзя просто читать, это трудно и невозможно, его надо прочувствовать. Когда начинаешь чтение, внутри начинает звучать тихая мелодия, она, то грустная, то, наполнена гордостью, то — состраданием. Смысл произведения улавливаешь не сразу, в начале, только напевность. Мы живем в огромной стране, но не чувствуем этого, а в произведении такая огромная ширь, читая его, представляешь просторы Руси, поля, луга, реки. Как автору удается передать такие ощущения? Какой необъятный талант позволяет сделать ему это?
Русь просторная, многострадальная, противоречивая и бунтарская, — все в «Слове о полку Игореве». Молодые князья, необдуманно положившие на поле брани русских воинов. Междоусобицы, героизм простых людей, понимание своих ошибок, актуально для наших дней. Происходят другие события, но ошибки нашего народа прежние.
Но как бы, ни была трудна наша дорога, какие бы препятствия не возникали на пути у нашего народа, все равно русский народ выберется, победит. Этой надеждой дышит «Слово о полку Игореве», с этой надеждой всегда живет Русь. И как показывает история, надежды всегда сбываются.
Очень важно, что до нашего времени дошло произведение «Слово о полку Игореве», даже не с точки зрения освещения происходивших событий, а с точки зрения искусства, поэзии, ведь только в песне, стихах, музыке можно понять и почувствовать душу человеческую. А русская душа, сама как произведение искусства, и нет ее загадочнее и красивее.