Сочинение на тему слово о полку игореве за 9 класс по плану образ ярославны

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Заманчивые строки

    Русские литературные произведения наполнены самыми разными женскими образами. Но один из них выделяется особо – это образ Ярославны, дочери князя Владимира Галицкого (Осмомысла) и супруги князя Игоря Новгород-Северского, героини «Слова о полку Игореве». В этой идее автор воплотил всех русских женщин – княгинь и крестьянок, бедных и богатых. Хранить очаг, быть верной спутницей и подругой мужчине – вот обязанность женщины. И раньше на Руси она свято чтилась.
    Что мы знаем о Ярославне? В «Слове…» не называется ее имя, и оно неизвестно до сих пор. Судя по тексту (автор называет ее молодой) Ярославна – действительно молодая княжна. Несмотря на высокое положение, она переживает чувства, знакомые все женщинам того времени. Как верная и любящая жена, она ждет мужа с войны. Она тоскует по любимому, и в тоске своей призывает природные силы помочь князю и сохранить его войско. И хотя Русь уже крещена, княжна обращается к солнцу, к ветру, к Днепру со своей мольбой: «…Солнце трижды светлое! Что ж ты войско князя удалое жаркими лучами обожгло?..». Женщины раньше были очень близки с природой, потому Ярославна и призывает эти силы помочь ей. Особенно трогательным моментом «Слова…» является плач Ярославны. Автор сравнивает ее с кукушкой, которая «кличет на юру…».
    Душа молодой женщины болеет за мужа. Ее плач – не просто действие, которое следует выполнять. Ее плач – это искренняя скорбь о смерти мужа. Она готова сделать все, пожертвовать собой, чтобы спасти любимого мужчину. Это женщина с огромным сердцем и пламенной любовью к Игорю, способная заботиться о нем, но при этом очень скромная. Это образ истинной женщины, истинной жены, готовой во всем следовать за мужем, готовой ему одному верность хранить. В Ярославне сочетаются хрупкость, терпение, огромная внутренняя сила, нежность и жертвенность. Эти прекрасные качества свойственны многим русским женщинам.
    Образ Ярославны вдохновил многих поэтов и художников на создание своих произведений. Ярославна воплотилась в других сильных женских образах русской литературы. И даже сейчас он заставляет нас задуматься о силе и красоте души русской женщины.

  2. Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
    Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн.
    Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто “Слово” спел,
    Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
    Или русских женщин лики все в тебе слиты?
    Ты — Наташа, ты — и Лиза: и Татьяна — ты!
    В.Брюсов
    В истории нашей литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Каждый человек со школьной скамьи, думаю, помнит Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Толстого, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» А.Пушкина, Сонечку Мармеладову из «Преступления и наказания» Ф.Достоевского и других  и может о них рассказать. А вот о Ярославне из «Слова о полку Игореве» лично мне  помнится только плач, да и то в общих чертах. С таким не очень приятным для себя открытием я столкнулась, прочтя предложенные темы сочинений для Каяльских чтений 2014 года. Решив восполнить пробелы в своих знаниях, я прочла массу литературы, и предо мной предстал образ Ярославны.
    Ярославна — реальное историческое лицо, жена русского Новгород-Северского  князя Игоря Святославовича. Её родителями были галицкий князь Ярослав Осмомысл и княгиня Ольга Юрьевна. Они дали своей дочери прекрасное, на мой взгляд, имя –  Ефросиния, что означает «радость». На Руси было принято замужнюю женщину называть не по имени, а по отчеству или по имени мужа. Так и стала она Ярославной, хотя на момент описываемых  в «Слове о полку Игореве» событий ей всего 16 лет.
    Разорённая Русь, терзаемая княжескими междоусобицами, была лёгкой добычей воинственных кочевников. «Слово» рассказывает о походе на половцев князя Игоря, который пошёл со своей дружиной на врагов ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игорево войско, а его самого  взяли в плен.
    С Ярославной мы знакомимся, когда она плачет на воротах в Путивле-Граде, мысленно стремясь к месту битвы Игоря с половцами, где, по её представлениям, лежит раненый князь, желая омыть и заживить его раны:
    Обернусь я, бедная, кукушкой,
    По Дунаю-речке полечу
    И рукав с бобровою опушкой,
    Наклонясь, в Каяле омочу.
    Почему в Путивле, где правил сын князя Игоря Владимир, а не в Новгород-Северском?  Может потому, что он был гораздо южнее Новгород-Северского, а именно с юга должно было возвращаться войско Игоря? А может, проводила Ярославна мужа до этого города и осталась там ждать его?
    Легко представляю себе картину: вот стоит Ярославна на стенах древнего путивльского кремля, взгляд её устремлён в бесконечную даль; горестно сжав руки, взывает она к силам природы за помощью. Тяжело приходится этой  юной ещё, но уже так несчастной женщине, которая не знает, жив ли её муж. И льются слёзы боли, отчаяния. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает своё горе в плаче. Но плач её – не горестное причитание об умершем, не слова скорби и воспоминаний о совместно прожитых годах, а моление, заклинание к силам природы помочь князю и его воинам.  Она напрямую обращается к богам: «О ветре, ветрило…» – это обращение к Стрибогу, «О светло – пресветлое солнце…» – обращение к Хорсу. Другими словами, она начинает волховать. Именно поэтому идёт она на путивльский заборол (на самую высокую точку местности) рано утром, чтобы остаться «незнаемой», то есть, тайно.
    С выразительными заклинаниями княгиня обращается к трём силам природы: к солнцу, ветру и далёкому от Каялы Днепру.  И в каждом её обращении – прямой упрек. «Ветру Ветрилу» Ярославна ставит в укор то, что во время битвы он веял со стороны половцев:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь,
    Мечешь их на русские полки?
    В обращении к Днепру-Славутичу она просит «прилелеять» к ней её милого ладу:
    Возлелей же князя, господине,
    Сохрани на дальней стороне,
    Чтоб забыла слезы я отныне,
    Чтобы жив вернулся он ко мне!
    Ярославна обращается к Днепру потому, что он силён и могуч и был верным союзником другим князьям в походах против половцев:
    Днепр мой славный! Каменные горы
    В землях половецких ты пробил,
    Святослава в дальние просторы
    До полков Кобяковых носил.
    Звучат из уст княгини слова упрёка и в адрес «трижды светлого солнца» за то, что его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска, что мучило жаждой воинов во время битвы в безводной степи:
    Солнце трижды светлое! С тобою
    Каждому приветно и тепло.
    Что ж ты войско князя удалое
    Жаркими лучами обожгло?
    В обращении к ветру и солнцу, как видим, никакие просьбы не высказываются, а лишь подразумеваются: Ярославна мысленно просит  природные стихийные силы сменить гнев на милость и не мешать спасению Игоря, его возвращению на родину.  Но обращается к силам природы она  как к живым и всесильным божествам, и слова звучат, как заговор или молитва.  И уже по-другому представляешь себе Ярославну: она устремлена в небо, чтобы загородить собой солнце, которое « жаждою стянуло лук походный», и остановить ветер, который  «стрелы половецкие вздымает,
    мечет  их на русские полки». Ещё мгновение, и Ярославна оборотится кукушкою и взлетит над Дунаем, а дорогу ей «кажуть» лебеди, устремляющиеся в землю «незнаемую».
    Но почему кукушкою?  Знаток славянской народной поэзии Ф.И.Буслаев писал, что кукушка – славянский символ тоскующей женщины: и несчастной в браке, и одинокой солдатки, и женщины, оплакивающей смерть мужа, сына или брата. Но Ярославна – кукушка  летит к любимому не для того, чтобы оплакать его на поле битвы, а чтобы вернуть его к жизни! В древнерусском тексте это звучит так: «зегзицею незнаема рано кычеть». Мне очень понравилась  прочитанная мысль о том, что слово «зигзица», образованное по правилам русского языка  из слова «зигзаг», означает «двойная молния». В. Даль в своем словаре упоминает очень похожее слово – згица, то есть искра. Следовательно, выражение может иметь смысл: мечет молнии,  призывает молнии свыше – обращается к богу-громовержцу Перуну, покровителю  князей  и дружин.
    Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И героиня «Слова о полку Игореве» в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Чувства Ярославны не могут оставить равнодушными  людей, испытавших в жизни любовь и привязанность к другому человеку. Кем предстаёт князь Игорь перед нами?  Первым князем, попавшим в плен? Князем, для которого поход кончается бесславным поражением? Князем, неудача которого ободрила половцев, позволила им поверить в свои силы, что привело к новому их нашествию на Русь? Да, именно так. Но только не для Ярославны, плач которой по утерянному мужу пропитан нежностью, теплотой, горячим сочувствием. В её плаче Игорь – «сокол», «солнце красное».  И сила её любви помогает Игорю бежать из плена и вернуться домой.
    Таким предстал передо мной образ Ярославны – первой женщины –героини  в русской литературе: образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. И закончить разговор о ней мне хочется словами  Н.Рыленкова:
    Путивльский шлях. Полынная тоска,
    Твой ждущий взгляд сквозь слёзы – синий-синий.
    Вошла ты Ярославною в века,
    А в терему осталась Ефросиньей…
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Апаринская средняя общеобразовательная школа
    ученицы 11 класса
    Садовниковой Анны Ивановны
    Учитель – Болгова И.Ф.

  3. Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» детально описывается в произведении: она преданная и самоотверженная. Ее плач звучит очень драматично. Она не просто занимается выполнением положенного ритуала, но и испытывает искреннюю скорбь о гибели Игоря. Ярославна сожалеет о том, что не может, подобно птице, «прилететь к нему на крыльях». В образе Ярославны в «Слове о полку Игореве» уже заложен тот прототип самоотверженной женщины, готовой пожертвовать собой ради любимого. Этот типаж не раз будет встречаться на страницах многих произведений русской литературы. Русская женщина описывается уже в этих древних памятниках как верная подруга, которая всегда разделит интересы мужа, будет безгранично верить в правильность его дела.

    Почему девушка была равна своему супругу

    Образ Ярославны в «Слове о полку Игоревом» равноценен другим действующим лицам произведения. В этом произведении можно проследить противоречивость характера русской женщины. С одной стороны, она сильна и могущественна, и поэтому ее роль важна не меньше остальных. Она своей мудростью и стойкостью может преодолеть любые трудности. И вместе с этим Ярославна – это кроткая и нежная жена, которая слушается своего влиятельного мужа. Благодаря своей мудрости она осознает его первенство и является послушной по своей воле, а не из-за принуждения. Именно благодаря этим характеристикам она и получает возможность быть равной Игорю, получать от него любовь и уважение.

  4. “Слово о полку Игореве” – гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному автору удалось не только рассказать нам о событиях, оказавших значительное влияние на объединение русский князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дружин, жен русских воинов.
    Образ Ярославны в “Слове” трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии – с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, горя, задушевного отчаяния! В тяжелую Для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: “Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле”.[sms]Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днепру и солнцу слышится надежда на справедливость и доверие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? “Воз-лелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море”, – просит она у Днепра Славутича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: “Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?” – спрашивает Ярославна у ветра. “Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло”, – обращается Ярославна к солнцу.
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” целен и самодостаточен. В ее плаче слышна “печаль обильная” и тоска, которая “разлилась по Русской земле” после поражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.
    Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писателей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Толстого и многих других мастеров слова. Жуковский и Заболоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны в современный им русский язык. Но непередаваемо ощущение от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия прекрасного.

  5. «Слово о полку Игореве» – яркое произведение – свидетельство средневековья. Чтобы его понять, надо проникнуться сознанием, или как сейчас говорят, менталитетом человека этой жестокой, суровой эпохи. Средневековый рыцарь–богатырь был рождён для битвы, для войны. Смерть в сражении есть честь и достоинство, победа – вершина жизни. А сама по себе жизнь ничего не значила. Женщина средневековья – только дама сердца – продолжение воина, хранительница его славы, чести. Сама по себе женщина мало что значила.
    Именно в этом качестве предстаёт перед нами Ярославна – жена князя Игоря. Она символизирует объединённый образ всех русских женщин конца двенадцатого – начала тринадцатого веков. Их удел – страдание, оплакивание своих мужей, сыновей, отцов и братьев, погибших на поле боя или попавших во вражеский плен. Поэтому княгиня возникает в поэме, как женщина, оплакивающая своего мужа. Своей любовью она пытается помочь князю спастись из плена. Её плач выражает её готовность пожертвовать всем, ради спасения дорогого человека. Она привлекает силы природы (что характерно для славянской веры), обращается к Солнцу, ветру, Днепру с мольбой о помощи. И автор приветствует её устремление, он сравнивает Ярославну с птицей, летящей вдоль реки, спасительницей своего мужа.
    Ярославна оплакивает не только своего мужа, князя Игоря, но и всех погибших русских воинов. Печаль, неизбывное горе нашли отражение в её монологе. Но она не одна – сотни русских женщин Древней Руси оплакивали своих родных, и в их плаче – любовь, нежность, сострадание. Но мы слышим голос Ярославны. В её душе мечты о мире и домашнем очаге, хранительницей которого является женщина. Она – воплощение созидательного, нравственного, народного начала.
    Плач княгини символизирует печаль Русской земли. Светлый и поэтический образ княгини Ярославны является одним из популярнейших образов русской женщины в искусстве и литературе. К её образу обращаются многие творцы современности. Мы можем увидеть её портреты, созданные художниками, сценическое воплощение, музыкальные варианты. Княгиня часто выступает героиней множества литературных, художественных и музыкальных произведений, а её монолог стал постоянным источником для реминисценций разного плана.
    Особенно ценным представляется следствие плача Ярославны. Кажется, что именно она спасает своего мужа, ведь все силы природы объединяются, чтобы спасти князя: помогает шумом ветер, прячет в своих волнах Днепр. Возвращается князь, словно солнце освещает Русскую землю. Ярославна символизирует Русскую землю, скорбящую по своим защитникам, а её плач не только поэтическое творение, но и настоящий заговор на жизнь и здоровье, любовь и удачу. Хочется верить, что ещё много лет княгиня Ярославна будет образцом любви и верности для грядущих поколений.

  6. слово стоит фонетический разбор
    час замерзання годминеральна вода
    Выполните морфологической набор слов: создавая, сверкающий, ледяные.
    Помогите да 10 балл 67 задача
    звуко-буквенный анализ слов Дзинь,бджоллы,дощ,ромашкы
    СРОЧНО!!!
    В некие времена в деревушке, нахохлившейся над ручейком, жил паренек Захарка. (4) Неизвестно, откуда появилась у него страсть к живописию. (5) Достал он
    красчонки в виде пуговиц, налепленных на картонку, и целыми днями пропадал в лесу да на речке. (6) Были там у него заветные красивые места. (7) Их Захарка и пытался переносить на бумагу, и очень ему полюбилось это занятие. (8) В той же деревеньке доживал свой век старый учитель. (9) Вот малюет однажды Захарка свой ярко-малиновый закат и вдруг слышит над ухом: (10) — Ну как, нравится? (11) Обернулся. (12) Стоит сзади учитель. (13) — Нравится,— ответил Захарка. (14) — Как будто похоже. (15) — Давай разберем, что у тебя похоже. (16) Сучок, вон тот, какого цвета? (17) — Зеленый, какому же ему быть, если он ольховый. (18) — Нет, ты забудь, какой он на самом деле, а какой сейчас видится, скажи. (19) — Черный, кажется, нерешительно ответил Захарка, вглядываясь. (20) — Правильно, черный, потому что свет на него сзади падает. — (21) Ты же его зеленым изобразил. (22) Значит, не похоже? (23) Тропинка у тебя желтая. (24) Думаешь, песок обязательно желтый бывает, а ведь он сейчас серый весь, как зола. (25) Глаз, что ли, у тебя нет? (26) Заходи ко мне вечером, я тебе новые глаза вставлю. (27) С тех пор Захарка повадился ходить к учителю. (28) Что рассказывал мальцу старик — неизвестно. (29) Только, правда, открылись у парня глаза. (30) Научился он красоту видеть. (32) Радостно стало Захарке. (33) Решил Захарка посмотреть на свои драгоценные места новыми глазами. (34) Выскочил он из калитки, да тут и замер. (35) Осинка перед домом стояла, на которую он постоянно смотрел и не замечал. (36) Небо было серое, как свинец, а осинка стоит и теплится на фоне свинца тихим, розовым теплом, потому что другой-то край неба, за Захаркиной спиной, и в самом деле розовый был. (37) Вот он и освещал осинку. (38) Так никуда Захарка в этот раз дальше осинки и не ушел. (39) Стоит и любуется зачарованно. (40) И дух захватило от осинкиной красоты, от той красоты, мимо которой тысячи раз бегал и не только красоты ее не видел, но и вообще осинки не замечал. (41) Вот какую поучительную историю рассказал мне однажды добрый и умный друг.
    Какие признаки, характерны для языка художественной литературы, есть в тексте? Расскажите о них по плану, приводя примеры:
    • лексика (какие пласты лексики использованы);
    • изобразительно-выразительные средства;
    • словообразование;
    • синтаксис (предложения простые, сложные, по цели высказывания, по эмоциональной окраске)
    Запиши выражение и найди их значения Сумма чисел 40 и 20 разделить на 3
    Срочно!!!!!! Решите Уравнение -2(3,1a-1)+5,4=-6,6a+8,6
    переведите целые числа из десятичной системы в двоичную б) 600
    Срочно рушите очень нужно
    1 ) Две окружностис центрами O O1 радиусами 61 см и 44 см касаютса в точке A Найдите растояние OO1

  7. «Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древ­нерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, су­ровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привле­кали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох. Неизвестному ав­тору удалось не только рассказать нам о событиях, ока­завших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дру­жин, жен русских воинов.
    Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, горя, задушевного отчаяния! В тяже­лую для мужа минуту она всем сердцем стремится ока­заться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».
    Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярослав­на обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Свя­тославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днеп­ру и солнцу слышится надежда на справедливость и дове­рие. Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я споза­ранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славутича. Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — спрашивает Ярославна у ветра. «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Поче­му же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, го­рем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу.
    Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен. В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после по­ражения славных воинов в походе против половцев. С помощью этого образа автор хочет показать скорбь и горе всей Русской земли и самоотверженность русских женщин, готовых в любую минуту спешить на помощь своему мужу и защитнику и безгранично верящих в правоту его дела.
    Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писате­лей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Тол­стого и многих других мастеров слова. Жуковский и Забо­лоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощуще­ние от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия пре­красного.

  8. Над широким берегом Дуная,
    Над великой Галицкой землей
    Плачет, из Путиеля долетая.
    Голос Ярославны молодой…
    Н. Заболоцкий
    “Слово о полку Игореве” — замечательный памятник древнерусской культуры. Он донес до нас не только описание событий своего времени, образное мышление и мировоззрение наших предков, в поэтической форме создал образы князей, простых ратников и русских женщин. Наряду с изображением отважных и своевольных князей, автор “Слова” не обходит вниманием и жен русских воинов, подробно останавливаясь на образе Ярославны, жены Игоря, одном из лучших в произведении.
    Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает свое горе в традиционном плаче. Но так задушевно и драматично он звучит! Ярославна не просто выполняет положенный ритуал. Она искренне скорбит о гибели дружины мужа, о ранах Игоря, жалея о том, что нет ее рядом, что не может она помочь, хотя душа ее готова лететь птицей, облегчить любимому страдания.
    Полечу,— говорит кукушкою по Дунаю,
    Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.
    Русь уже крещена, христианство официально признано. А в плаче Ярославны отчетливо слышны верования и традиции язычества. Она, как к живым и всесильным божествам, обращается к солнцу и ветру, могучему Днепру — Словутичу, прося защиты для Игоря и его воинов.
    О ветер, ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльицах на воинов моего милого?..
    О Днепр Словутич!
    Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую…
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
    Чтобы не слала я к нему слез на море рано.
    Уже в этом древнем памятнике заложены те традиции, которые потом разовьются в нашей классической литературе: необыкновенная самоотверженность русской женщины, ее полное подчинение интересам мужа — воина, защитника родины, и безграничная вера в правоту его дела.
    Светлое и трижды светлое солнце!
    Всем ты тепло и прекрасно:
    Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?
    В поле безводном жаждою луки скрутило, горем им колчаны заткнуло?
    Ярославна — равноценный образ наряду с другими героями “Слова о полку Игореве”. Это много позже появится “Домострой”, который очертит круг женщины семейными проблемами, сделает ее в средневековье бессловесной “рабыней мужа”. И заново придется “завоевывать” женщинам то особое положение подруги, хранительницы очага, которое она по праву занимала в древности.
    Образ Ярославны проявится и дополнится чертами и достоинствами, обретет новую жизнь в героинях Пушкина и Некрасова, Тургенева и Толстого, но начало было положено в “Слове”, и это очень важно и ценно.
    Далеко в Путивле, на забрале
    Лишь заря займется поутру,
    Ярославна, полная печали,
    Как кукушка, кличет на юру…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *