Сочинение на тему слово тончайшее прикосновение к сердцу

10 вариантов

  1. Василий Сухомлинский
    Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.Слово — самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев.
    Школа — это прежде всего, образно говоря, мир человеческих прикосновений.
    Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок — предательство.
    Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнение и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и зародить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души.
    Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Есть слова хилые и уродливые, как кретины. Есть слова немощные и бескровные, как тень засыхающего стебелька.
    Есть слова яркие и неугасающие, как вечные звёзды, указывающие человеку путь. Стремитесь к тому, чтобы ваши слова были путеводными звёздами. Не будет огонька у вас — вам никогда не зажечь его у других.
    Каждое наше слово должно нести в себе добро, справедливость, красоту.
    Множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, происходит от неумения учителя говорить с учениками.
    В. А. СУХОМЛИНСКИЙ

  2. Твоя жизнь состоит из поступков. В поступках выражается моральная сущность человека. В твоём отношении к другим людям нет ничего случайного. Поступок всегда определяется деятельностью морального сознания.
    Поступки есть только там, где есть люди. Твои поступки выражают уровень твоей нравственной культуры. Бывают люди, которые, уходя из дому, не знают, что они сделают: то ли помогут инвалиду и услышат слова благодарности, то ли нарушат правила уличного движения. Так может быть с людьми, не имеющими нравственной сердцевины – убеждений. От характера поступка зависит твоё духовное состояние, благополучие, счастье, здоровье, самочувствие и настроение людей, с которыми ты общаешься.
    Человеческие поступки выражаются в деятельности и в слове, даже во взгляде. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и раскалённым железом, и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей понять и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему необходимо, чтобы ты молчал. Одно-единственное твоё слово может создать у людей неправильное мнение о тебе.
    Береги и щади впечатлительность, ранимость человека. Не причиняй своими поступками оскорбления, боли, тревоги, беспокойства. Своей бестактностью не сей семена неверия в доброе начало в человеке. Чем больше в жизни плохих поступков, тем больше у морально нестойких и малоопытных людей оснований усомниться в торжестве добра и справедливости.
    Когда люди перестают обращать внимание на плохие поступки, возрастает число проступков. Поэтому надо всегда быть нравственно наступающим, непримиримым и несгибаемым.

    Вернуться:

    Сочинения на тему “Человек – духовность, мораль”

  3. Вариант 10

    Часть 1

    Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
    С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
    Объём изложения — не менее 70 слов.
    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
    Текст для прослушивания
    Родину рыжих кенгуру назвать райским местом никак нельзя. В основном — это внутренние районы континента, те самые, которые справедливо называют «Мёртвым сердцем» Австралии. Воды здесь мало, и на дождь надеяться нечего: в год выпадают осадки, еле смачивающие иссушенную землю. Растительность здесь небогатая: лишь отдельные островки жёсткой травы, ещё реже — заросли австралийского колючего кустарника. Чувствовать себя комфортно в подобных условиях могут лишь очень выносливые существа — рыжие кенгуру — самые крупные из ныне живущих сумчатых животных. «Рыжими» по праву могут именоваться только самцы, мех самок обычно голубовато-серого цвета.
    У рыжих кенгуру короткие передние лапки и длинные мощные задние. Существует легенда, что когда-то все кенгуру ходили на четырёх ногах, но потом передние сильно обгорели во время пожара, и им пришлось научиться передвигаться на двух. Правда, легенда эта к эволюции не имеет никакого отношения, но факт остаётся фактом: с помощью задних ног эти животные передвигаются прыжками со скоростью до 65 километров в час, а за один энергичный прыжок преодолевают более девяти метров. Мускулистые, вооружённые стальными когтями «ноги» животные используют и как оружие обороны. Но к такому способу борьбы они прибегают крайне редко, когда их «прижмут к стенке» и отступать некуда, во всех остальных случаях они предпочитают убегать. А передними лапами в брачный период ловко «боксируют» самцы, нанося друг другу весьма чувствительные удары. Мощный широкий хвост используется в качестве опоры или балансира при беге. Гигантский рыжий кенгуру не умеет двигаться назад, он всегда устремлён только вперёд. Сумчатый абориген и в целом молодец хоть куда: мускулист, непривередлив, вынослив, что позволяет ему отлично приспосабливаться к засушливому климату.
    Рыжие кенгуру — настоящие пустынники. Они не только крайне неприхотливы к еде, но стойко переносят и недостаток воды. (265 слов)
    (По материалам журнала «Вокруг света»)
    – – – Информация о тексте для сжатого изложения – – –
    1 – Родина рыжих кенгуру — это внутренние районы Австралии с тяжёлым климатом и условиями жизни
    2 – Мощные задние лапы и хвост рыжих кенгуру хорошо приспособлены для перемещения в пустыне
    3 – В случае нападения кенгуру используют лапы как оружие
    4 – Рыжие кенгуру неприхотливы к еде и переносят недостаток воды

    Часть 2

    Прочтите текст и выполните задания А1—А7; В1—В9. К каждому заданию А1—А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
    (1) Мамы давно уже нет… (2) А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама». (3) Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (4) Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. (5) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (6) Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (7) Случалось, забывал позвонить в назначенный час, но мама не обижалась: «Я понимаю, ты так занят!»
    (8) Иногда раздражался по пустякам, а она не отвечала тем же: «Я понимаю, как ты устал!» (9) Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (10) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (11) Поздно.
    (12) В истории Второй мировой войны много и таких трагических фактов, которые полузабыты или вовсе поросли сорняками забвения.
    (13) Алюминиевые предприятия до войны были расположены в местах весьма уязвимых, недалеко от западной границы, и все те заводы были уничтожены в первые же месяцы битвы. (14) Страна практически осталась без алюминия, это было событием катастрофическим. (15) И тогда было решено на базе маленького уральского алюминиевого завода в кратчайший срок и, естественно, «не считаясь с потерями» создать гигант алюминиевой промышленности. (16) Самый мощный и опытный в стране строительный коллектив, в котором работала мама, был брошен на выполнение «исторического» задания.
    (17) «Ты будешь нам нужен!» — сказал мне начальник стройки Андрей Никитич Прокофьев, которого любили и называли стариком, хотя теперь я понимаю, что ему было едва за пятьдесят. (18) Он знал меня и потому, что я был сыном своей мамы, и потому, что уже тогда, в мальчишеском возрасте, часто печатался и выступал по радио. (19) Одним словом, мы с мамой отправились вместе.
    (20) Эшелон добирался до места назначения полмесяца, и мама в пути заболела… (21) Помню первое ноября сорок первого года, когда мы выгрузились, покинули эшелон, и перед нами простёрлось неоглядное, промозглое пространство: разбухшая, вся в лужах и ямах земля, бараки, палатки, одинокие, закопчённые дома и цеха. (22) Холодный, унылый дождь, казалось, заладил навечно…
    (23) Ко мне подошёл Яков Белопольский, впоследствии знаменитый архитектор, лауреат всех и всяческих премий.
    (24) — Толя, ты должен быть мужчиной, — сказал он. — (25) Мама, ты знаешь, в дороге тяжело заболела… (26) И помочь ей здесь никто не сумеет. (27) Нужна срочная операция! (28) А до города, сказали, довезти не успеют…
    (29) Помню, я сразу же, по наитию свыше, рухнул коленями на мокрую землю и воздел руки к небу:
    — Господи, спаси мою мамочку!
    (30) Минут через пятнадцать выяснилось, что жена одного из инженеров — искусный хирург, что она привезла с собой инструменты, лекарства. (31) В барачных, воинствующе антисанитарных условиях она сделала сложнейшую операцию, и мама прожила ещё тридцать семь лет, а я с того дня, с первого ноября сорок первого года, стал верить в Бога. (32) Он услышал меня… (33) Могу ли я сомневаться?..
    (По А. Алексину)
    А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «О чём больше всего сожалеет автор?»
    Он недостаточно помогал матери.
    Он не смог упасти её от болезней.
    Он часто приходил домой раздражённый.
    Он недостаточно говорил матери о своей сыновней любви.
    А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «житейских» (предложение 4).
    жизненных
    бытовых
    семейных
    личных
    А3 Укажите вариант, в котором средством выразительности речи является градация.
    Мамы давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама».
    Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы.
    Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын…
    Самый мощный и опытный в стране строительный коллектив, в котором работала мама, был брошен на выполнение «исторического» задания.
    А4 Укажите ошибочное суждение.
    В слове ПРОСЬБЫ (предложение 4) в результате озвончения слышится согласный звук [з’].
    В слове БЛИЗКИМ (предложение 3) слышится звук [з].
    В слове БУДЕШЬ (предложение 17) буква Ь (мягкий знак) не обозначает мягкость согласного.
    В слове ДОЖДЬ (предложение 22) звуков меньше, чем букв.
    А5 Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
    раздражался
    интересов
    расположены
    эшелон
    А6 В каком слове правописание приставки определяется тем, что после неё слышится глухой согласный звук?
    разбухшая
    подступают
    исправить
    воздел
    А7 В каком слове правописание -НН- или -Н- определяется тем, что слово произошло от прилагательного с таким же количеством букв Н?
    мысленно
    назначенный
    закопчённые
    переполнен
    Задания В1—В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1—В9 записывайте словами или цифрами.
    В1 Замените слово ВОЗДЕЛ из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
    В2 Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ (предложение 16), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
    В3 Выпишите грамматическую основу предложения 10.
    В4 Среди предложений 12—16 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.
    В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
    Он знал меня и потому,(1) что я был сыном своей мамы,(2) и потому,(3) что уже тогда,(4) в мальчишеском возрасте,(5) часто печатался и выступал по радио. Одним словом,(6) мы с мамой отправились вместе.
    В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 30.
    В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
    Он знал меня и потому(1), что я был сыном своей мамы,(2) и потому, (3)что уже тогда,(4) в мальчишеском возрасте,(5) часто печатался и выступал по радио.
    В8 Среди предложений 17—23 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
    В9 Среди предложений 1—11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
    – – – Ответы – – –
    А1-4; А2-2; АЗ-3; А4-2; А5-1; А6-3; А7-1.
    Б1-поднял; Б2-коллектив строителей; Б3-можно было бы позвонить, прибежать, высказать; Б4-12; Б5-6; Б6-3; Б7-1,2,3; Б8-17; Б9-3.

    Часть 3

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
    С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Словом можно убить и оживить, рассеять сомнения, повергнуть в уныние, вдохновить и привести в оцепенение силы души».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.А. Сухомлинского.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    – – – Рекомендация для написания сочинения – – –
    Смысл фразы
    Слова играют важную роль в жизни человека. Словом можно обозначить всё то, что мы видим, о чём мы думаем. Слова бывают разными. Следует осторожно подбирать слова, так как словом можно как обрадовать, так и ранить человека.
    Примеры
    Показать, как важно было для автора слово поддержки, сказанное в трудное время.

  4. 7
    Культура речи и профессиональная культура педагога
    8
    Основные требования к речи педагога педагог должен уметь определять содержание и форму выражения своих мыслей в соответствии с уровнем развития мышления, уровнем общей и языковой культуры; педагог обязан следовать законам языка при оформлении любого высказывания; педагог должен учитывать речевые и психологические законы для успешного достижения целей коммуникации.
    9
    Типы речевой культуры Элитарный тип Среднелитературный тип Литературно-разговорный тип
    10
    Профессиональная речь «Профессиональная речь языковая коммуникация, осуществляемая в процессе деятельности в соответствии с определенной жанровой принадлежностью» (Н.К. Грабовский); «Профессиональная речь языковое общение, характеризующееся использованием профессиональной лексики» (В.Н. Головко); «Профессиональная речь социально- коммуникативная система, использующая профессионально маркированные единицы языка» (Л.З. Тумина).
    11
    Компоненты профессиональной речи педагога качество языкового оформления речи; ценностные установки личности учителя и воспитателя; коммуникативная компетентность; чёткий отбор информации для создания высказывания; обязательное соответствие профессиональных высказываний различным стилям и жанрам речи; ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
    12
    Уровни развития языковой личности учителя освоенность структурных элементов русского языка и возможностей их коммуникативного воздействия владение современными меняющимися нормами русского языка владение приёмами организации текста, адекватно отражающего действительность и соответствующего замыслу речи
    13
    Речь учителя служит образцом, который воспроизводит ребенок и по которому он учится строить свою речь. А. Д. Русецкий
    14
    Профессионально-речевая культура учителя совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания и регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач.
    15
    Модель профессионально-речевой культуры учителя профессиональный компонент риторический компонент психологический компонент
    16
    Культура речи владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
    17
    Качества хорошей речи правильность точность логичность чистота выразительность богатство уместность
    18
    Культура речи учителя в решающей степени определяет эффективность умственного труда его учеников. Высокая культура речи важное условие профессионализма учителя. В.А.Сухомлинский
    19
    С наступающим праздником вас, милые дамы!!! Удачи вам, здоровья, улыбчивости, счастья, понимания и вечной молодости!!!!

  5. Твоя жизнь состоит из поступков. В поступках выражается моральная сущность человека. В твоем отношении к другим людям нет ничего случайного. Поступок всегда определяется деятельностью морального сознания. Ты пришел в хлебный магазин, подошла твоя очередь, вдруг ты видишь: где-то в сторонке стоит старая женщина, ты приглашаешь ее стать впереди себя, уступаешь ей свое место, помогаешь сделать покупку — всё это моральное сознание в действии. Мы всегда поступаем (уступаем, иногда переступаем— тогда получается проступок) так, как велит наш внутренний голос совести. И тогда, когда ты ничего не сделал, даже тогда, когда ты спишь, — ты поступаешь, и чаще всего бывает так: когда твой поступок выражается в бездеятельности, он становится проступком, всегда строго осуждается нормами коммунистической морали и во многих случаях нормами права.
    Если бы каждый из нас жил на необитаемом острове, не было бы никаких поступков. Поступки выражают уровень твоей нравственной культуры. Бывает, что человек, уходя из дому, не знает, что он сделает: то ли поможет инвалиду и услышит слова благодарности, то ли будет задержан милицией за хулиганство. Так может быть с людьми, не имеющими нравственной сердцевины, твердых убеждений. От твоего поступка — деятельности или бездеятельности — зависит душевное состояние, мир и покой па душе, благополучие, счастье, здоровье, даже жизнь тех, с кем ты общаешься и соприкасаешься.
    Человеческие поступки в слове, даже во взгляде. Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать н нежным поцелуем, и благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, ушатом холодной воды, и комьями вонючей грязи — все это может вести в себе человеческое слово; ово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание, это самый гнусный поступок — предательство. Бывает и наоборот. Предательством становится слово, которое должно молчать, храня тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное слово приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение, безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Твое злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты соприкасаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал. Одноедииствениое твое слово может создать у людей мнение о тебе как о хаме или невежде, пустопорожнем болтуне или хвастуне.

  6. Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Тысячу лет тому назад наши предки произносили те же слова, что и мы: «есть» и «пить», «я» и «ты», «мать» и «ребенок», «солнце» и «море».«Слова прочнее бронзы и древних пирамид», – говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад. Софист Горгий, живший в Древней Греции, писал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это высказывание актуально и сегодня. Академик РАН П.П. Горяев экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оз-доравливают ее.
    Слово – глубокий колодец-источник. А из него можно зачерпнуть воды чуть-чуть, можно – побольше, целое ведро, можно много ведер воды достать, и все равно не вычерпать. Вот и мне хочется донести до детей понимание всей глубины слова, всех его значений, всех оттенков.
    Гуляя по липовой аллее детского сада, мы описываем деревья, траву, говорим о том, какого они цвета. Учимся различать в этом зеленом цвете сотни оттенков. Разве сравнить весеннюю, майскую нежную зелень с сентябрьской? А разве на одном и том же дереве все листья зелены одинаково: и те, что в тени, и те, что сияют под лучами солнца? Много приходится употреблять разных слов, чтобы назвать все оттенки лишь одного цвета. А сколько их нужно, чтобы описать картину поздней осени, да еще передать при этом все чувства, которые ты испытываешь, любуясь ее красотой?! Трудно? Да, трудно. Но мне есть у кого учиться! У поэтов и писателей – хранителей нетленного русского слова.
    Читая произведения о поздней осени Пушкина, Бунина, Есенина детям, я стараюсь вызвать у них чувство торжественного и величавого, которое кроется в уверенной надежде человека в том, что природа вечно жива, а ее увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.
    Когда я размышляю о великой силе слова, у меня рифмуются строки:
    Оттенков множество в себе тая,
    Звучание не больше, чем одежда.
    У каждого из слов душа своя,
    На душу говорящего похожа.
    Я стремлюсь к тому, чтобы этот животворный источник – богатство родной речи – был открыт для детей с первых шагов их дошкольной жизни. «Путешествуя» к животворному источнику, я добиваюсь того, чтобы ребята чувствовали красоту языка, бережно относились к слову. Ведь речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. Поэтому считаю, что важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его чувств, души, мыслей, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова. Роль этого средства в дошкольном возрасте, где каждая встреча с новым явлением окружающего мира пробуждает в сердцах детей чувство изумления, невозможно переоценить.
    Мы путешествовали по лесу, лугу, саду, и слово становилось в моих руках орудием, с помощью которого я открывала детям глаза на богатство окружающего мира. Чувствуя, переживая красоту увиденного и услышанного, дети воспринимали тончайшие оттенки слова, и через слово красота входила в их душу. «Путешествия» в природу были первым толчком к творчеству. У ребят появилось желание передать свои чувства и переживания, рассказать о красоте. Дети старшего дошкольного возраста в устной форме составляли сочинения-миниатюры о природе: «Ой, как красиво в саду, когда цветут яблони. Белые цветочки раскрыли лепестки перед солнцем. Ветерок колышет цветочки, и они звенят, как колокольчики. Весь сад звенит, улыбается солнцу. А когда ветер утихает, слышно жужжание пчел» (Саша К.). «В августе падают звездочки с неба. Есть в темном лесу большая поляна. Упала звездочка с неба на поляну. Зацвел пурпурный цветочек» (Кристина Л.). «Разбудило солнышко лес. Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой колокольчик. Смотрит на снег и удивляется: «Не рано ли я проснулся?». «Нет, не рано, пора, пора», – запели птички. И наступила весна» (Оля М.).
    Эти и другие сочинения ребят – результат моей работы. Я добиваюсь того, чтобы представления о предмете, явлении окружающего мира вошли не только в их сознание, но и в душу и сердце. Было бы I наивным ожидать, что ре- В бенок под влиянием красо- I ты природы сразу же соста- I вит описательный рассказ. F Творчество не приходит . сразу, творчеству надо L учить. Ребенок лишь тогда I составит сочинение, когда Ъ он услышит описание при- Р роды от воспитателя.
    Первое сочинение, кото- I рое я прочитала детям, I было составлено мною на | берегу пруда в тихий вечерний час. Я стремилась к тому, чтобы ребята поняли и почувствовали, как наглядный образ можно передать словами. Сначала дети повторяли мои собственные сочинения, постепенно они переходили к самостоятельному описанию взволновавших их картин природы: начинался индивидуальный процесс детского творчества.
    Красота слова ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением, дети слышат музыку слова, получая истинное наслаждение и повторяя запавшие в душу слова.
    Я воспитатель, в душе немного поэт, поэтому всякий раз использую любую возможность для того, чтобы пробудить в детских сердцах поэтическое вдохновение, чтобы слово приобрело индивидуальное поэтическое звучание в душе каждого ребенка.
    Тихое зимнее утро. Деревья в белом инее. Покрытые тонкими, как иголочки, льдинками ветви кажутся выкованными из серебра. Мы направляемся к липовой аллее, стараемся не прикасаться к ветвям, чтобы не нарушить обаяние неповторимой красоты. Останавливаемся, я читаю стихи Пушкина, Фета о зиме. Под впечатлением поэзии и красоты дети находят слова, с помощью которых можно нарисовать образ дерева, покрытого инеем, и составляют стихотворение, в котором оживают яркие фантастические образы из сказок, созданных ранее:
    Пришел волшебник-кузнец,
    принес золотой горн,
    Расплавил в нем серебро,
    все липы на аллее облил…
    Дать ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой источник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить писать и читать. У одних детей этот родник бьет сильнее, у других -слабее.
    Поэтическое творчество – высшая ступень речевой культуры, оно возвышает человека. Очень важно, чтобы эта наиболее тонкая сфера творчества была глубоко личным, сердечным делом каждого ребенка. Ничего исключительного в том, что некоторые из моих воспитанников сочиняют свои первые детские стихи, я не вижу; это нормальная игра духовных сил, обычный творческий огонек, без которого нельзя представить полноценного детства. Особенную радость мне доставляет, когда дети читают свои стихи, так как их содержание, окраска слов помогают мне понять душу ребенка.
    Ведь каждый ребенок – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию, свой взгляд на мир слов.
    Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи…
    Словом можно ранить и излечить, посеять смятение и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души.
    Я педагог и, размышляя о силе слова, о его воздействии на ребенка, знаю точно, что слово – это не мыльный пузырь, летящий по ветру. Это орудие моей работы, это непрерывное усилие: оно должно идти от сердца и проникать в душу каждого ребенка, крепнуть и давать всходы.
    Чем ближе я знакомилась с воспитанниками, тем больше убеждалась в том, что одной из важных задач, которые стоят передо мной, является возвращение детства тем, кто в семье лишен его. За семь лет работы в детском саду я убедилась в том, что если маленькому ребенку не удается возвратить веру в добро и справедливость, он никогда не сможет почувствовать человека в самом себе, испытать чувство собственного достоинства. Такой воспитанник становится озлобленным, для него нет в жизни ничего святого и возвышенного, слово воспитателя не доходит до глубины его сердца.
    Выпрямить душу такого ребенка -одна из наиболее трудных задач воспитателя; в этом самом тонком кропотливом труде происходит главное испытание человеколюбия.
    Быть человековедом значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защитить нежное детское сердце.
    Всматриваясь в детские глаза – карие, голубые, зеленые, – я думаю: хватит ли во мне добра и теплоты, чтобы согреть их сердца и защитить от зла?
    Я вспомнила слова Василия Сухо-млинского: «То, что говорит любимый учитель, воспринимается ребенком совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый им, чуждый ему человек». Я воспитываю словом и личным примером, дети читают в моих словах и поступках добро, правду, красоту. За каждым моим словом стоит теплота, сердечность, душевность.
    Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение, способствовать формированию духовной личности, опираясь на творческий потенциал каждого ребенка и развивая его. Достижению этой цели способствует всесторонняя работа над словом как средством для выражения идей, понятий, суждений и чувств.
    И я уверена, что именно этот путь поможет ребенку стать высоконравственным, добрым и честным человеком.
    Идя этим путем, ребенок получит прочную защиту от зла, жестокости, грубости. Но это зависит и от природной одаренности ребенка, и от духовной энергии, вложенной в него семьей, и от той атмосферы в целом, в которой он растет и воспитывается.
    Это процесс длительный и кропотливый, требующий определенной системы, педагогической смекалки и выдумки, практического опыта, и не стоит огорчаться первым трудностям и неудачам, которые, несомненно, возникнут на этом пути.
    Поэтому сегодня направление моей педагогической деятельности – пробудить и сохранить у детей живой интерес к миру слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых, чтобы дети почувствовали, ощутили слово, проникли в его глубинный смысл, обрели способность «жить» в слове.

  7. Слово – могущество, которое дано человеку. Словом можно обидеть, можно излечить и помочь! Не говори ничего лишнего и не говори того, чего не есть на самом деле, ибо это не правильно. Следи за своей речью, не роняй понапрасну лишних слов, поскольку “слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.
    Думай, прежде чем сказать.
    Продляйте добрым словом жизнь людей. Литературная композиция
    Словом можно убить,
    Словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.
    Словом можно продать и предать, и купить,
    Слово можно в разящий свинец перелить.
    (В. Шефнер)
    Продать, предать и купить – это слова, означающие действие, поступки человека.
    Значит «слово – есть поступок», как сказал мудрый писатель, знаток человеческих душ Л.Н. Толстой.
    Люди говорят разные слова – и хорошие, и плохие. Хорошие, добрые, умные слова – это хорошие поступки, а злые, жесткие, обидные слова – это очень плохие поступки, которые наносят удары прямо в сердце.
    Известный хирург профессор Ф.С. Углов говорил: » Мы, врачи, часто встречаемся с заболеваниями, вызванными бестактностью и невниманием других людей. Тем тяжелее видеть, как человек подвергается серьезной опасности, тяжко страдает из-за грубости… Если пуля, выпущенная врагом, может повредить часть тела, то грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал».
    Тогда мне никуда не деться:
    Все пули – в сердце, камни – в сердце…
    (Ю. Друнина)
    «…Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи.
    Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и
    безнадежность, рассеять сомнения и повергнуть в уныние». (В. А. Сухомлинский)
    Вы живете среди людей. И каждый ваш поступок, каждое ваше слово отражается на окружающих людях. Об этом надо помнить. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающим вас, неприятность, боль, обиду.
    Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом.
    Со словом надо обращаться осторожно, и всегда думать, прежде чем говорить. Бывает так, что сгоряча наговоришь человеку разного, а потом сожалеешь, иногда очень сожалеешь. Но, как говориться, слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Это замечательная русская поговорка. Поговорки все очень мудрые. И пословицы тоже. «Пословица – это большое содержание, выраженное в немногих словах». (Т. Фуллер)
    Русские пословицы и поговорки о слове.
    Бритва скребет, а слово режет.
    Бездушное слово сердце заморозит.
    Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
    Добрые слова лучше мягкого пирога.
    Ласковое слово не трудно, да споро.
    Ласковое слово что весенний день.
    Лишнее слово досаду наводит и до стыда доводит.
    Недоброе слово больней огня жжет.
    Не руби сплеча.
    Слово – серебро, а молчание – золото.
    Слово не нож, а до ножа доводит.
    Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
    Язык мой – враг мой: прежде ума говорит.
    «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
    (А.С. Пушкин)
    Доброе слово
    – А вы седой! –
    сказали мне при встрече. –
    А были черный!
    – Был, – ответил я.
    И что-то мне тотчас легло на плечи
    И придавило камнем бытия.
    – А вы – не старый, –
    Как-то мне сказали
    Мои друзья за праздничным столом.
    И мне как будто крылья развязали.
    И туго свистнул воздух под крылом.
    И полетел я в облачные выси,
    И был я очарован красотой.
    Дремавшие во мне до толи мысли
    Заволновались нивою густой.
    Друзья мои!
    Внушайте людям веру!
    И чаще говорите «Добрый день»,
    И следуйте хорошему примеру:
    Продляйте добрым словом
    Жизнь людей!
    (В. Боков)
    Часто люди стесняются говорить друг другу добрые, хорошие слова. Вот злые, вульгарные, слова-паразиты вылетают как-то сами собой. Добро вообще труднее делать, чем зло. Ведь добрые дела делаются для кого-то, значит, человек должен уделить внимание, потратить время и силы.
    Но зато доброе слово, доброе дело подобны бальзаму на душу человека. А добрых слов в русском языке очень много.
    «Русский язык очень богатый, эмоциональный, настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно серьезный, ироничный, где нужно-бойкий и живой язык народа». Одно из главных качеств русского языка – его богатство и разнообразие. Где, в каком языке можно найти такое обилие эпитетов, например, к слову дождь: тяжелый осенний, летний, скорый, мелкий, косой, грозовой, моросящий, частый, грибной, сквозь солнце, освежающий и т.д.? «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия – нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К. Паустовский)
    Средний запас слов взрослого человека 10-12 тысяч слов. Запас слов Пушкина насчитывает 21300 единиц.
    Конечно, имея маленький запас слов, человек не может похвастаться богатой речью, разнообразной, образной, эмоциональной, выразительной. Ведь как человек говорит, так он и думает. Если у него примитивная речь, значит и мысли у него примитивные. А что можно высказать такими словами? Разве что вот такое:
    «Мне, в общем, все до фени…»
    Ходячие слова,
    С усмешкой сытой лени,
    С оттенком хвастовства.
    (Е. Евтушенко)
    «Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки». (Л.Н. Толстой)
    Доброе слово всегда бодрит,
    Словно ты выутюжен и побрит,
    Как сад наш утром –
    Умыт и убран,
    Любая работа в руках горит.
    (Е. Елисеев)
    А часто ли мы говорим добрые слова? Хорошие слова, слова любви и благодарности, слова сочувствия и признательности? Нельзя недооценивать силу слова, нельзя бросаться словами. Для хороших слов всегда найдется повод. Добрый человек для каждого найдет слово привета, слово одобрения, слово восхищения.
    Мне навстречу попалась крестьянка пожилая.
    Вся в платках (даже сзади крест – накрест).
    Пропуская ее на тропинке,
    Я в сторону резко шагнул,
    По колено увязнув в снегу.
    – Здравствуйте! –
    Поклонившись, мы друг другу сказали,
    Хоть и были совсем незнакомы.
    – Здравствуйте! –
    Что особого тем мы друг другу сказали?
    Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
    Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
    Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
    Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
    Здравствуйте!
    Был ведь, был обычай прекрасный у русских
    Поклониться друг другу при встрече
    (Хотя бы совсем незнакомым)
    И «здравствуйте» тихо сказать.
    «Здравствуйте» – то есть будьте
    В хорошем здоровье. Это главное в жизни.
    Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
    Здравствуйте! Я вас встретил впервые,
    Но я – человек и вы – человек,
    Мы люди на этой земле.
    Поклонимся же друг другу при встрече
    И тропинку друг другу уступим.
    (Если даже там снег, если даже там грязь по колено.)
    Здравствуйте,
    Как я рад,
    Что могу вам это сказать!
    (Вл. Солоухин)
    * * *
    Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
    Высокопарных слов не стоит опасаться.
    Давайте говорить друг другу комплименты –
    Ведь это все любви счастливые моменты.
    Давайте горевать и плакать откровенно
    То вместе, то поврозь, а то попеременно.
    Не нужно придавать значения злословью –
    Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
    Давайте понимать друг друга с полуслова,
    Чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.
    Давайте жить, во всем друг другу потакая, –
    Тем более что жизнь короткая такая.
    (Б. Окуджава)

  8. 1. Показать,что функция F(x)=e^2x+x^3-cos x является первообразной для функции f(x)=2e^2x+3x^2+sin x на всей числовой прямой.
    2. Для функции f(x)=3x^2+2x-3 найти первообразную,график которой проходит через точку М(1;-2).
    3. Найти площадь фигуры ограниченной:
    1) параболой y=x^2+x-6 и осью Ох;
    2) графиками функций y=x^2+1 и y=10
    Най­ди­те зна­че­ние вы­ра­же­ния 6(p(5x)-5p(x+3)) если p(x)=x+5
    Невозможно открыть данную программу из-за политики ограничения применения прогр??ммного обеспечения.Что делать? Заранее спасибо
    Определите подчинительную связь в словосочетаниях: подъехать к дому, сдать экзам??н, читать выразительно, ваза из хрусталя! 20 БАЛЛОВ!!!!!!!
    Очень срочноо!! Помогите пожалуйстаа!!! Девушка не может решить!!!!
    Тело массой 20 кг поднимают по наклонной плоскости на высоту 6 м, причем вдоль плоскости оно прошло 10 м. Найдите работу силы трения, если сила тяги параллельна плоскости, а коэффициент трения 0.2. g=10м/с2. В ответе укажите модуль полученной величины.
    Длинную капиллярную трубку радиусом 0,8 мм заполнили водой и перевели в вертикальное положение. Найдите массу жидкости, оставшейся в трубке после того, как часть воды вылилась. Прошу подробное решение. Ответ: 7,5*10(в -5 степени) кг
    Отзовы о симфорническом оркестре
    При синтезе аммиака промышленным способом, азот объёмом 50 л. (н.у.) прореагировал с водородом, взятом в избытке. Выход продукта составил 50%. Рассчитайте объём и массу полученного аммиака.
    В треугольнике авс угол с равен 90° вс равен 35 ас равен 5 корень из 51 найти синус а
    Помогите чет не могу решить
    y=(2x-3)^10 найти вторую производную

  9. Персидский поэт
    и мыслитель XIII в. Саади сказал: Умен ты или глуп, Великты или мал, Не знаем мы, покаТы слово не сказал! Слово, речь —показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Речевая деятельность (общение, коммуникативный акт) имеет социальный характер,
    поскольку она — часть общественной деятельности человека. Любая общественная
    деятельность невозможна без общения. Общение для человека — среда его обитания. Без этого процесса, как без воздуха, человек не
    может существовать. Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и
    комьями грязи. . Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое,
    необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить,
    ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить,
    рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы,
    породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и
    привести в оцепенение силы души» . Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи. Но уметь
    слушать, как и уметь говорить, — тоже искусство, которому надо учиться. Недаром народ говорит: Хорошую речь хорошо и слушать, В чужой беседе всяк ума
    наберется. Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор. Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: Когда
    говоришь — думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня
    на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. И в этих пословицах озабоченность содержательной стороной речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу. Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка Из пустого впорожнее переливать! Пустое дело подобно пустому разговору.
    И от того и от другого никакой пользы. Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано. Как видим,
    пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму,
    ни сердцу. Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего и невозможно сказать,
    когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные
    мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих десятилетий и
    даже веков, они — одно из могучих средств выражения духовной жизни русского
    народа, его дум, чаяний, стремлений. Знакомство е пословицами приобщает
    человека к народному творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык,
    многому научиться.
    http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/sochinenie-rassuzhdenie-po-poslovice

  10. Задание 1. Пользуясь схемой, расскажите, что собой представляет общение.
    Культура речи

    1.2. Значение общения

    Общение для человека – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
    Несколько лет тому назад в одной из молодежных газет появилась статья с заглавием “Поговори со мной”. В этом призыве слышится такое одиночество, такое желание кому-то рассказать о самом сокровенном, наболевшем, встретить сочувствие, услышать совет, получить поддержку. Как мы иногда нуждаемся в понимании, сопереживании, в общении!
    Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал:
    Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить, рассеять сомнения – и повергнуть в уныние, сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека – и заронить недоверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души.

    1.3. Условия, необходимые для общения

    Из всех живых существ, обитающих на Земле, только человек наделен даром речи. Вот что пишет об этом исследователь биоакустики В.П. Морозов:
    Дар речи – одна из самых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настолько привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произносит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная голосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, достигает слуха другого человека и тотчас все эти . мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и значение?! Как же это происходит?
    Вдумаемся в сказанное. О каких условиях, необходимых для общения, идет речь в цитате? Чтобы ответить, вернемся к тексту. “У человека рождается мысль… чтобы передать ее другому…” Значит, разговор состоится, если в нем участвует не менее двух человек. Это – первое условие. У одного из них должна появиться мысль, тема для разговора. Это – второе условие. Третье – необходимо знание языка, на котором общаются. Только тогда мысли и чувства одного говорящего становятся доступными и понятными другому.
    – И это все? – спросите вы. – Нет, не все. Есть и другие не менее важные условия общения. Чтобы определить их, разберем несколько ситуаций, описанных И.С. Тургеневым. Вспомним роман “Отцы и дети”. Евгений Базаров приезжает в родительский дом после трехлетней разлуки с бесконечно любящими его родителями. Перечитаем те места, в которых автор показывает отношение Базарова к желанию отца и матери поговорить, пообщаться с ним.
    Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и, прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра
    – Нет! – говорил он на следующий день Аркадию, – уеду отсюда завтра. Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню; я же там все свои препараты оставил. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец мне твердит: “Мой кабинет к твоим услугам – никто тебе мешать не будет”, а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать тоже. Л слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней – и сказать ей нечего…
    На следующий день Базаров действительно уехал. Во второй приезд ситуация несколько изменяется, но результат тот же.
    – Як тебе на целых шесть недель приехал, старина, – сказал ему Базаров, – я работать хочу, так ты уж, пожалуйста, не мешай мне.
    – Физиономию мою забудешь, вот как я тебе мешать буду! – отвечал Василий Иванович.
    Он сдержал свое обещание, Поместив сына по-прежнему в кабинет, он только что не прятался от него, и жену свою удерживал от всяких лишних изъявлений нежности. “Мы, матушка моя, – говорил он ей, – в первый приезд Енюшки ему надоели маленько: теперь надо быть умней”. Арина Васильевна соглашалась с мужем, но немного от этого выигрывала, потому что видела сына только за столом и окончательно боялась с ним заговаривать, “Енюшенька!” – бывало скажет она, – а тот еще не успеет оглянуться, как уж она перебирает шнурками ридикюля и лепечет: “Ничего, ничего, я так”, – а потом отправится к Василию Ивановичу и говорит ему, подперши щеку: “Как бы, голубчик, узнать: чего Енюша желает сегодня к обеду, щей или борщу?” – “Да что ж ты сама у него не спросила?” – “А надоем!”
    Во всех сценах, как видим, разговор не получается. Отсутствует одно из необходимых условий: обоюдное желание вести диалог. В первый приезд Базаров тяготится разговором с родителями, при втором посещении отец и мать из опасения помешать ему, вызвать неудовольствие сына сами избегают разговора с ним.
    Подобные ситуации встречаются в нашей жизни довольно часто. Они разнообразны” Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается только встать и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, желание сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Не надо навязываться с разговором. Чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, – прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.
    Теперь осмыслим другую ситуацию, описанную И.С. Тургеневым в том же романе.
    Базаров гостит у Одинцовой. Между ними завязывается оживленный разговор. Вдруг Одинцова нарушает одно из условий общения, что могло бы привести к обострению беседы или ее прекращению, но правильный выход найден, разговор продолжается.
    Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресла, и, положив руку на руку, слушала Базарова. Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. Он ожидал, что Базаров заговорит с Одинцовой, как с женщиной умною, о своих убеждениях и воззрениях: она же сама изъявила желание послушать человека, “который имеет смелость ничему не верить”, но вместо того Базаров толковал о медицине, гомеопатии, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла нескольких хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий. Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая.
    Задание 2. Скажите, почему Одинцова, заговорив о музыке, вдруг возвратилась к разговору о ботанике?
    Приведенный отрывок из романа свидетельствует о том, что успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, насколько в ней заинтересованы собеседники.
    Именно так поступал отец Аркадия – Николай Петрович Кирсанов, когда все собирались за обеденным столом.
    Во время обедов и ужинов он старался направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы, даже хозяйственные, не говоря уже о политических, могли повести если не к столкновениям, то к взаимному неудовольствию.
    А вот еще одна ситуация.
    Иногда Базаров отправлялся на деревню и, подтрунивая по обыкновению, вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. “Ну, – говорил он ему, – излагай свои воззрения на жизнь, братец: ведь в вас, говорят, сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории, – вы нам дадите и, язык настоящий и законы”. Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: “А мы могим… Тоже, потому, значит… какой положен у нас, примерно, предел”. – “Ты мне растолкуй, что такое есть ваш мир? – перебивал его Базаров, – и тот ли это самый мир, что на трех рыбах стоит?”
    – Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах, – успокоительно, с патриархально-добродушною певучестью, объяснял мужик. – а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы, А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.
    Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.
    – О чем толковал? – спросил у него другой мужик средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы, присутствовавший при беседе с Базаровым. – О недоимке, что ль?
    – Какое о недоимке, братец ты кой! – отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость, – так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин, разве он что понимает?
    – Где понять! – отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах.
    Задание 3. Скажите, получился ли разговор у Базарова с мужиком? Если нет, то почему?
    Базаров и мужик при общении использовали русский язык, но не понимали друг друга. Это объясняется тем, что национальный русский язык – явление сложное.
    Высшая его форма – литературный язык, которым владеют люди, получившие образование. Затем, как средство общения в среде недостаточно грамотных людей, преимущественно жителей городов, используется просторечие, а в сельской местности, особенно в деревнях, – различные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональные жаргоны, молодежные (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный.
    Речь Базарова строится по нормам литературного языка, в ней встречаются отвлеченные, книжные слова, непонятные собеседнику: воззрение, будущность, излагать, эпоха, история, закон. Базаров употребляет слово мир в значении “земной шар, Земля”, а мужик толкует его по-своему. Ему известно только одно значение – “община, общество крестьян”. Не поняв Базарова, он не знает, что отвечать. Его первая реплика сбивчива, состоит почти из одних вводных слов, местоимений, союзов. Ответ же на второй вопрос более осмыслен, но он строится как бы по пословице: “Я ему про Фому, а он мне про Ерему”.
    Когда же заговорили два мужика, то они сразу нашли общий язык, и не только потому, что объяснялись на знакомом деревенском просторечии или местном диалекте, но и потому, что они одинаково мыслили, их волновали одни и те же вопросы.
    Обратим внимание еще на одно условие. Но прежде процитируем вновь И.С. Тургенева:
    Рудин слушал, покуривая папироску, и молчал, лишь изредка вставлял в речь разболтавшейся барыни небольшие замечания. Он умел и любил говорить; вести разговор было не по нем, но он умел также слушать. Всякий, кого он только не запугивал сначала, доверчиво распускался в его присутствии: так охотно и одобрительно следил он за нитью чужого рассказа.
    Вот что важно: Рудин умел слушать, к тому же слушать “охотно и одобрительно”. Уметь слушать, как и уметь говорить, – тоже искусство, которому надо учиться.
    Задание 4. Перечислите условия, необходимые для эффективного общения.

    1.4. Изречения народной мудрости об общении

    Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?
    Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было “разум, рассудок, ум”. В таком значении оно оставалось известным и в XIX в. Вспомним строчки из “Руслана и Людмилы” А.С. Пушкина: “Руслан томился молчаливо,/И смысл и память потерял”. Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица “Красно поле пшеном, а беседа умом”.
    Содержательные лекции, выступления, диалоги приносят человеку радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: Хорошую речь хорошо и слушать, В чужой беседе всяк ума наберется. Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.
    Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: Когда говоришь – думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
    Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка Из пустого в порожнее переливать! Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. Наговорили, что наварили, а глянь – ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано. Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.
    Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить:
    – какие положения будут развиты;
    – что нового вносится в решение вопроса;
    – что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
    – насколько высказываемые мысли аргументированы;
    – какова авторская позиция.
    Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.
    Каждый по своему опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а другому даже о незначительных событиях из личной жизни поостережешься говорить.
    Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать, т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого-то вопроса в классе. Пословица предупреждает: Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах: Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет. Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре – положительные качества говорящего. А вот всезнайство (у него на всякий спрос есть ответ), неумение и нежелание понять собеседника (говорить на разных языках; их разговор – разговор глухих); упрямство в отстаивании своих суждений (с ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись); отсутствие логики в разговоре (я ему про Фому, а он мне про Ерему); непоследовательность изложения, противоречивость высказывания (начал за здравие, а кончил за упокой); чрезмерная болтливость (ты ему слово, а он тебе десять) – все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.
    Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться, нежели языком. Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить: Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, передраной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова – да на век ссора.
    Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился.
    Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.
    Слово браниться многозначно. Помимо значения “ссориться” оно означает “произносить бранные слова, ругаться”. Отношение к брани у народа двойственное. С одной стороны, пословицы подчеркивают, что брань – обычное дело: Брань не запас, а без нее ни на час. Она особого вреда не приносит: Брань не дым – глаз не выест; Брань очей не выест; Брань на вороту не виснет. Она как бы даже помогает в работе, без нее не обойдешься: Не выругавшись, дела не сделаешь; Не обругавишсъ, и замка в клети не отопрешь.
    С другой стороны, пословицы предостерегают: Спорить спорь, а браниться грех; Не бранись: что исходит из человека, то его и поганит; Брань не смола, а саже сродни: не льнет, так марает; С брани люди сохнут, а с похвалы толстеют; Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь,
    Bee имеет конец. Как ни интересно бывает общение, как ни забываем мы о времени, увлеченные беседой, важно не затянуть разговор, вовремя его прекратить, На это указывают пословицы: Сколько ни толковать, а всего не перетолковать; Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
    Как мудры и поучительны народные изречения! Трудно, а чаще всего к невозможно сказать, когда каждая из них появилась, сколько столетий назад. Ясно одно: созданные мудростью народа, проверенные жизнью и опытом в течение многих десятилетий и даже веков, они – одно из могучих средств выражения духовной жизни русского народа, его дум, чаяний, стремлений. Знакомство е пословицами приобщает человека к народному творчеству, помогает глубже познать сам народ и его язык, многому научиться.
    Общение и общество – родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должна быть общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации, общая тема разговора, но самое главное – общий язык с его системой звуков и знаков, с особым “голосом”, позволяющим передать самые тончайшие оттенки мыслей и чувств человека.
    Задание 5. Расскажите, что вы узнали об общении? Почему общение относится к социальным явлениям?
    Задание 6. Скажите, какие уроки вы извлекли для себя из данной темы?
    Задание 7. Используя пословицы, назовите положительные и отрицательные качества участников разговора. Какие из пословиц вы бы отнесли к себе, к кому-то из своих друзей, товарищей?
    Задание 8. Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Выпишите те из них, которые характеризуют говорящего, разделив их на две группы: положительно оценивающие и отрицательно.
    Выпишите сочетания, в которых слово язык имеет значение “подвижный мышечный орган в полости рта”. Придумайте с ними предложения.
    Боек на язык. Держать язык за зубами/на привязи. Длинный язык. Закусить/прикусить язык. Злой на язык. Вертится на языке. Находить общий язык. Придержать язык. Остер на язык. Проглотить язык. Попадать на язык. Развязать язык. Распускать язык. Сорвалось с языка. Просится на язык. Тянуть/ дергать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный/подвешенный язык. Язык заплетается. Язык без костей. Язык прилип/присох к гортани. Язык не повернется/не поворачивается сказать. Языком трепать/чесать/болтать/молоть. Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь. Язык отнялся. Укоротить язык. Укороти язык! Черт дернул за язык. Бегать высунув/высуня/высунувши язык. Будто/ словно/точно корова языком слизнула. Как языком слизнуло. Показывать/показать язык. Язык на плече. Вертится на языке/на кончике языка. Дать волю языку. Не сходит с языка (у кого). Эзоповский/эзопов язык. Говорить на разных языках.
    Задание 9. Скажите, как вы понимаете выражения: находить общий язык; дать волю языку; говорить на разных языках; эзопов язык.
    Опишите ситуации, которые можно охарактеризовать приведенными выше фразеологизмами,
    Задание 10. Прочитайте пословицы и поговорки со словом язык. Раскройте смысл каждого изречения.
    Выпишите пословицы, в которых говорится о языке как средстве общения.
    Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.
    Задание 11. Прочитайте пословицы и поговорки со словом речь. Объясните их значение. Выпишите те народные изречения, которые характеризуют говорящего.
    Речи слышали, да дела не видим. Речи, что снег, а дела, что сажа. Речи, что мед, а дела, что полынь. Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь. Глупая речь не пословица. Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить. Речист, да на руку нечист. Вы люди речисты, вам все пути чисты; мы люди бессловесны, нам все проходы тесны.
    Задание 12. Напишите сочинение на тему: “Пословицы об общении”.
    Задание 13. Опишите несколько ситуаций вашего общения (с товарищами по школе, с родными или с кем-либо), которые в каком-то отношении интересны, поучительны. Используйте в сочинении пословицы, фразеологизмы.
    СодержаниеДальше

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *