Сочинение на тему сложные предложения в русском языке

4 варианта

  1. В сочинении “Роль сложных предложений” можно сопоставить простые предложения и сложные. Простые предложения, даже распространенные, могут только выразить в одном сообщении констатацию факта, создать вопрос или выразить побуждение, приказ, например:
    Пришла золотая осень. Она украсила все деревья в дорогие наряды. Пойдем в парк и полюбуемся золотой осенью!
    Сложные предложения обладают большими возможностями, чем простые, они могут не только вобозначить констатацию факта, просьбу, пожелание, а и выразить целую гамму чувств и переживаний автора или его героя. Например:
    Пришла золотая осень, которая украсила своими золотыми нарядами все деревья и кустарники. Хочется пойти в парк и насладиться этой красотой осенней природы. Особенно любил осеннюю пору классик русской и мировой литературы А.С. Пушкин. Он специально уезжал осенью в Больдино, чтобы на лоне сельской природы, которая вдохновляла его, создавать свои произведения, которые принесли ему всемирную славу.
    Любой художественный текст, как и научный, немыслим без сложных предложений.
    Сложные предложения позволяют писателю более точно и с передачей многих нюансов выразить свою мысль или размышления главного героя, его переживания и искания.

  2. Сложными предложениями называют предложения, образованные из двух или более простых, объединенных в одно целое содержанием и интонацией, с помощью союзов или без них. Например: Вошел я в лес и услышал, как кукует кукушка.
    Сложные предложения делятся на сложные союзные и сложные бессоюзные зависимости от способа сочетания простых предложений в сложном. В союзных предложениях простые соединяются с помощью интонации и союзов или соединительных слов. Например: У хаты цвели цветы, а за домом росли вишни. Предложения, в которых простые предложения соединяются в сложные только интонационно, — бессоюзные. Например: Садик одцвився, белые лепестки покрыли землю. Сложные союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
    В сложносочиненных простые предложения соединяются союзами (связующими, разделительными или протиставнимы), эти предложения — равноправны. Например: поспела нива колосистая, и зреют яблоки в саду. Простые предложения, входящие в состав сложносочиненного, отделяются запятой, тире или точку с запятой. Запятая не ставится, когда перед союзом есть общий второстепенный член или подрядная часть, касающаяся обоих предложений. Например: Когда он касался смычком к струнам, все на свете исчезало и оставалось только музыка. Скоро вся долина блистала огнями и вместе с дымом поднимался вверх песня. Тире ставится, если части предложения выражают скорую или неожиданную смену событий. Например: Неожиданный рывок — и мы отрываемся от земли. Эти предложения произносятся с особой интонацией. Точка с запятой ставится, если части сложносочиненного предложения очень распространены, имеют свои знаки препинания или далеки по содержанию. Например: Ветерок дохнул; в траве засюрчав конек, а где-то далеко ударил перепел.
    Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, из которых одна часть — основная и независимая, а вторая — ей подчинена и присоединяется подрядным союзом или соединительным словом. Например: Гора была такая, что. из нее спускались целый день.
    Соединительные слова являются знаменательными словами, выступающие членами предложения. Например: что посеешь, то и пожнешь. На письме придаточные предложения отделяются от главного запятой или запятыми. Например: В душе я славлю светлый парус, у меня на сердце грусть. Ночью, как Млечный Путь пыль простеле, выйди на Днепр.
    Подчиненные предложения бывают с определительные, зьясувально или обставиннои подрядными частями.
    Подрядные определительные предложения объясняют член главного предложения и отвечают на вопросы какой! Например: Птички, что летом так пели, на юг уже поодлиталы. Подрядные определительные соединяются с главным при помощи соединительных слов который, который, чей, куда, где и подрядных союзов что, как, чтобы, будто, словно.
    Подрядные изъяснительные отвечают на вопросы непрямых падежей, дополняющие содержание главного предложения. Например: Хорошо жить тому, чья душа и дума научились любить. Подрядные изъяснительные соединяются с главными союзами, чтобы, будто, словно, как и союзными словами кто, который, чей, где, куда, как.
    Подрядные обстоятельственные — это предложения, в которых подрядные части указывают на обстоятельства. Подрядные обстоятельственные предложения бывают степени и способа действия, места, времени, причины, следственные, цели, допустим и условные.
    Придаточные предложения могут иметь одно или несколько подрядных. Если в предложении несколько подрядных, то пидряднисть может быть однородная, параллельная и последовательная.
    Бессоюзные предложения могут быть с однородными или неоднородными простыми предложениями (одно из которых объясняет другое). Например: Она увидела: солнышко засветило тепло-тепло.
    В бессоюзных предложениях могут относиться такие знаки препинания: двоеточие, тире, запятая, точка с запятой и т.д.
    В сложном предложении могут быть несколько простых, объединенных различными видами связи.

  3. Сложными называются предложения, в которых не менее двух грамматических основ, двух простых предложений. В зависимости от способа соединения частей сложные предложения бывают:
    а) сложносочиненные, в которых для соединения частей используются сочинительные союзы: и, ни—ни, тоже, также, да(и), а, но, да(но), зато, однако, или, либо, тпо—тпо, не пго—не гпо;
    б) сложноподчиненные, в которых части соеди-нены подчинительными союзами и союзными сло-вами: что, как, чтобы, ибо, пгак как, когда, кото-ръш, где, если, хотя, так что и др.;
    в) бессоюзные, части которых соединяются только интонацией. Общий принцип постановки знаков препинания в сложном предложений один: части сложного предложения разделявотся знаками. Однако в каж-дом типе сложногс) предложения есть свои частные ; правила.
    Знаки препинания в сложносочиненном предложении
    Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми; Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом (И. Бунин).     Запятая не ставится, если в предложении есть общий член, относящийся к обеим частям: В лесу еще лежит снег и деревья стоят в инее.     Запятая также не ставится, если обе части представляют собой назывные предложения (Мороз и солнце!) или вопросительные (Кто они такие и зачем они сюда пришли?).     Когда второе предложение содержит неожиданное присоединение,   то ставится тире:  Он   знак  подаст — и все хохочут (А. Пушкин).
    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
    Части сложноподчиненного предложения разделяются запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон: Я знаю, что Рагиму известно множество сказок, и прошу его рассказать одну из них (М. Горький).. Запятая не ставится между однородными придаточными, соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: Отец мой говорил, что не видывал таких хлебов и что урожай нынче отличный (С. Аксаков). Не отделяются запятой неполные придаточные, состоящие из одного союза или союзного слова: Я ответил   зачем ;  он  не знал куда. В тех случаях, когда в сложноподчиненном предложении есть сочетание подчинительных союзов, между ними ставится запятая: Мы понимали, что, если погода не улучшится, о поездке за город нечего и думать. Но если для связи предложении используют двойной союз (если—то, если— так), то запятая между союзами не ставится: Мы понимали, что если погода не улучшится, то о поездке за город нечего и думать.
    Составные союзы (после того как, вследствие того что, для того чтобы, в то время как и под.) не разделяются запятой, если они стоят в начале сложного предложения: После того как мы виделись, он сильно изменился; Для того чтобы грамотно писать, надо много читать. Выбор знака препинания в бессоюзном сложном предложении зависит от тех смысловых отношений, которые возникают между его частями. Запятая ставится в тех случаях, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события: Погода утихала, тучи расходились.
    Точка с запятой ставится, если предложения распространены, в них уже есть знаки препинания: На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет (М. Салтыков-Щедрин). Двоеточие ставится:
    а) когда во втором предложении сообщается о причине того, о чем говорится в первом: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький);
    б) когда между частями бессоюзного предложения возникают распространительно – пояснительные отношения (можно поставить а именно): Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра (И. Гончаров);
    в) когда второе предложение дополняет содержание первого, которое без него непонятно по смыслу. В первом предложении в этом случае часто можно вставить глаголы речи,  мысли,  чувства, восприятия (услышал, увидел, почувствовал и подобные):
    Он поднял голову: (и увидел) сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица. Тире ставится: а) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат: Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (А. Грибоедов);
    б) если между частями предложения отношения противопоставления: За мной гнались — я духом не смутился (А. Пушкин);
    в) если в первом предложении содержится указание на условно-временные обстоятельства совершения действия, о котором говорится во втором предложении: Кончил дело — гуляй смело;
    г) если между частями отношения сравнения: Молвит слово — соловей поет; д) если вторая часть выражает результат того, о чем говорится в первой: Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце (К. Паустовский).
    Один из самых сильных поэтических приемов — звукопись, т. е. подбор сочетания звуков, употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховое впечатление от изображаемого явления. Повторение согласных звуков называется аллитерацией, а гласных — ассонансом. Аллитерация: По небу голубому проехал грохот грома (С. Маршак). Звонкий дрожащий [р] в сочетании с [г] создает впечатление раската грома. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. (К. Балъмонт) Скопление [л] и [в] создает образ ветра, ласковое дуновение которого ощущаешь почти физически.
    Оса жужжала,
    Обнажала
    Жало,
    А встретила Шмеля
    И хвост поджала.
    (С. Смирнов) С
    очетание шипящих и свистящих связывается в сознании читателя с образом назойливо жужжаще-го насекомого. Прекрасно владел этим приемом А. С. Пушкин. В романе «Евгений Онегин» он дает описание двух бальных танцев:
    Мазурка раздалась. Бывало,
    Когда гремел мазурки гром,
    В огромной зале все дрожало,
    Паркет трещал под каблуком,
    Тряслися, дребезжали рамы;
    Теперь не то: и мы, как дамы
    Скользим по лаковым доскам.
    Подбор согласных звуков дает читателю отчетливое представление о различии танцев: плавность, медленность второго танца подчеркивается обилием звуков [л] и [м]; напротив, скопление звуков [г], [р], [з], [ж] при описании первого танца вызывает ощущение его стремительности, энергичности. В другом месте романа: И взвившись, занавес шумит (А. С. Пушкин). Сочетание звуков в-з-с создает звуковое впечатление поднимающегося занавеса.
    Скажи потише: шесть мышат,
    И сразу мыши зашуршат.
    Скажи погромче слово « гром»,
    Грохочет слово, словно гром. Ассонанс:
    Быстро лечу я по рельсам чугунным,
    Думаю думу свою.
    (Н. Некрасов)
    Повторяется звук [у], создавая впечатление гудящего мчащегося поезда.
    Тиха украинская ночь.
    Прозрачно небо.
    Звезды блещут.
    Своей дремоты превозмочь
    Не хочет воздух.
    (А. Пушкин)
    Мело, мело по всеи земле
    Во все пределы.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    (Б. Пастернак)

  4. В6.
    Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:
    1)      сложносочиненное предложение;
    2)      сложноподчиненное предложение;
    3)      сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;
    4)      сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;
    5)      сложное бессоюзное предложение;
    6)      сложное предложение с разными видами связи.
    Подсказка от 5-ege.ru.
    Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.
    Также тебе поможет следующая схема:
    Сложноподчиненное предложение.
    Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.
    Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:
    Тип придаточного
    Особенности придаточного
    На какой вопрос отвечает
    Средства связи
    союзы
    союзные слова
    определительное
    содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части)
    какой?
    какой именно?
    чей?
    чтобы, как, словно, как будто
    который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д.
    местоименно-определительное
    относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все) и конкретизирует значение местоимения
    кто именно?
    что именно?
    какой?
    как, словно, как будто, что, чтобы
    кто, что, какой, каков, чей, который и т.д.
    изъяснительное
    придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное)
    вопросы косвенных падежей (что?
    о чем? чего?)
    что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока
    кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему
    образа действия и степени
    1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;
    2) имеют в главной части  указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени…).
    как?
    каким образом?
    в какой мере или степени?
    что, чтобы, как, словно, точно
    места
    1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;
    2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др.
    где?
    куда?
    откуда?
    где, куда, откуда
    времени
    1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;
    2) может распространять главную часть  или уточнять обстоятельство времени в главной части
    когда?
    как долго?
    с каких пор?
    до каких пор?
    когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь
    условия
    1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;
    2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае
    при каком условии?
    если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли
    причины
    содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части
    почему?
    отчего?
    по какой причине?
    потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что,  в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д.
    цели
    содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения
    зачем?
    с какой целью?
    для чего?
    чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы
    уступки
    содержит указание  на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части
    несмотря на что?
    вопреки чему?
    хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что
    сравнительное
    сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном
    как?
    (на что похоже?)
    как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы
    следствия
    указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения
    что из этого следует?
    что стало следствием?
    так что
    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
    Сложное предложение с разными типами связи (примеры)
    (1)    Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.
    (2)    И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.
    (3)    Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
    (4)    Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.
    (5)    Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.
    (6)    Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.
    (7)    И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.
    Алгоритм действия.
    1.                  Выделить основы.
    2.                  Исключить все простые предложения.
    3.                  Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.
    4.                  Определить границы основ.
    5.                  Определить вид связи.
    Разбор задания.
    Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
    https://5-ege.ru/slozhnye-predlozheniya/
    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
    Выделяем основы:
    (1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похожна Ксюшкиного папу!»
    Простым является предложение №3. Исключаем его.
    Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:
    (1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец). (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть], и, (хотя никогда не пил), [нос у него почему-то всегдабыл свекольно-красного цвета, как у клоуна]. (5) [Дети, (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый), говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
    Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).
    Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.
    Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).
    Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).
    Таким образом, правильный ответ – предложение №5.
    Потренируйся.
    1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.
    (1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
    2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.
    (1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть!  (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху.  (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
    3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
    (1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье?  (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
    Ответы: 7, 5, 6.
    Рекомендуем:
    Грамматическая основа предложения с примерами
    Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП
    Запятая перед союзом и
    Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания
    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *