Сочинение на тему смерть базарова в романе отцы и дети
8 вариантов
Евгений уверен в том, что человеку нужно лишь то, что может принести пользу, а лирики и чувств для него не существует. Очевидно, что Базаров неглуп, он обладает внутренним потенциалом. Но убеждения героя не только неправильны, но и вредны, потому как противоречат законам самой жизни и человеческой сущности.
Постепенно молодой человек начинает отклоняться от своих жизненных принципов. Любовь, которую герой неожиданно почувствовал к Анне Одинцовой, стала для него серьезным ударом, ведь Базаров всегда отрицал ее существование. Она заставила героя осознать, что теории, на которых строилась его жизнь, оказались ошибочными.
Евгений решает уехать в родительский дом, чтобы восстановиться. Там с ним происходит роковая случайность. Во время вскрытия тифозного больного герой сам заражается и вскоре понимает, что обречен: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Его поведение перед смертью отражает все богатство и силу натуры Базарова. Молодой человек очень хочет жить, но осознает неумолимость смерти. Он также понимает, что химия, медицина и физика, которые ранее были его «богами», оказались ложными и помочь ему не смогут. Есть силы необъяснимые, которые выше любого человека. И Базаров даже приходит к тому, что задумывается о настоящем Боге. Он просит своего отца помолиться о нем: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
Приближение смерти приносит Базарову озарение, понимание того, что по-настоящему важно в жизни, а что является заблуждением. Смерть этого непростого героя поставила точку в его внутреннем противостоянии. Этот эпизод окончательно убеждает нас, читателей, что теория нигилизма в корне неверна и бесперспективна для людей.
(326 слов) И.С. Тургенев — русский писатель, чье литературное творчество наполнено особым психологизмом и трагизмом. «Тургеневские персонажи» по-настоящему открываются читателям лишь в самом конце истории. Одним из самых ярких примеров такого литературного приема является смерть главного героя романа «Отцы и дети» — Евгения Васильевича Базарова.
Базаров — нигилист, подвергающий отрицанию даже любовь, которую он считает всего лишь «физиологией», но именной ей суждено было направить его на путь признания истинных человеческих ценностей. В начале повествования герой — стойкий, сильный и непроницаемый для влияния молодой человек, чьи взгляды на жизнь в корне не совпадают с давно установившимися социальными нормами. Но, повстречав Анну Сергеевну Одинцову, он уже не в силах сдержать пылкость своих чувств. Он понял, что давно нуждается в пересмотре своей общественной позиции. Поправ свою гордость признанием, он получает отказ. И тут, казалось бы, Евгений приобретает шанс на исцеление от цинизма. Но нет. Он случайно заразил себя тифом и умер. Почему же Тургенев не дал читателям проследить конечный итог его изменений? Базаров – личность специфическая, и для него естественной реакцией на отказ Анны стало бы затворничество, полное погружение в себя. Духовно он уже погиб, лишившись надежды. В этом мы убеждаемся тогда, когда талантливый медик допускает оплошность, заразившись: прежний Евгений такого не допустил бы. То есть автор убил его задолго до финала. А вот смерть физическая доказывает герою, что он — не железный «титан», каким он себя видел, а человек с внутренними слабостями и хрупкой душевной привязанностью. Именно это обстоятельство и пробудило в нем «спящую» доброту, нежность и мягкость в отношении, как к родителям, так и к самому себе. Ему уже нечего терять, нечего и стесняться себя настоящего. Если бы не кончина Базарова, мы бы не увидели прощального монолога, где он признает себя лишним человеком, говоря, что не нужен России.
«Отцы и дети» это роман, который вышел в свет в 1861 году. Это было довольно не легкое время для России. В стране происходили перемены, и народ разделился на две половины. По одну сторону были демократы, а с другой либералы. Но, не зависимо от идеи каждой сторон они понимали, что Россия требует в любом случае перемен.
Данное произведение Тургенева имеет печальное окончание, умирает главный герой. В этой работе автор прочувствовал новые черты в людях, но он не мог понять одного, как эти персонажи будут действовать. Главный герой Базаров встречает смерть еще совсем в молодом возрасте. Базаров человек прямой и всегда умеющий поместить в речь некую долю сарказма. Но, когда герой почувствовал, что умирает, он изменился. Он обрел доброту, стал вежлив, он совершенно стал противоречить своим убеждениям.
Заметно становится то, что Базаров очень симпатизирует автору произведения. Это становится особенно явно, когда Базарову приходит время умирать. Во время смерти героя становится видна его сущность, его истинный характер. Базаров влюблен в Одинцову, но это никак не влияет на него перед смертью. Он все так же смел, самоотвержен, герой не боится смерти. Базаров знает, что скоро уйдет в мир иной и совсем не имеет беспокойства о людях, которые останутся. Он не переживает о незаконченных делах или вопросах. Для чего же автор показывает читателю смерть героя? Главное для Тургенева было показать, что Базаров человек нестандартный.
Основная идея автора в любви и бесстрашия перед моментом смерти. Также не упустил Тургенев и тему уважения сыновей к родителям. Главное то, что Базаров находится на грани слома, но он не побежден. Интересно то, что даже после своей смерти, главной герой не изменен некоторым своим принципам. Он мертв и все равно никак не может воспринимать религию, она ему не приемлема.
Очень четко и на контрасте построен момент прощания Базарова с Одинцовой. Автор подчеркивает, живая женщина и мужчина, который умирает. Тургенев подчеркивает остроту сцены. Анна она молодая, красивая, светлая, а Базаров как червяк полу раздавленный.
Концовка произведения действительно трагическая. Ведь по-другому не назвать, умирает совсем молодой человек, к тому же он влюблен. Печально конечно, что смерть нельзя обмануть или уйти от нее, от самого человека вообще ничего не зависит. Довольно тяжело на душе, когда читаешь финальную сцену произведения Тургенева.
Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс
Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы и настоящий мастер пера. По красоте и живописности описаний с ним может сравниться разве что Набоков и Толстой. Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является отражением нового, только зарождающегося типа людей в Российской Империи. Главный герой романа в конце произведения умирает. Почему? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.
Итак, Базаров – это нигилист (человек, не признающий авторитетов и отрицающий все старое, традиционное). Он учится в университете на естественнонаучном факультете, заниматься исследованием окружающего мира. Базаров отрицает все: искусство, любовь, Бога, аристократизм семьи Кирсановых и устои, сложившиеся в обществе.
Сюжетная линия произведения сталкивает Базарова с Павлом Петровичем Кирсановых – человек истинно либеральных взглядов, это сделано не случайно: так Тургенев показывает политическую борьбу революционной-демократии (в лице Базарова) и либерального лагеря (в лице семьи Кирсановых).
Дальше Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, девушку весьма начитанную и сведущую в вопросах не только моды, но и науки, а также с твердым характером. Это поражает Базарова, он влюбляется. А после того, как она ему отказывается, он уезжает к родителям в имении и умирает там от заражения крови. Казалось бы, обыкновенная история, но это все-таки классическая русская литература, и смерть Базарова вполне объяснима. Базаров, человек, который все отрицал, в том числе и любовь, оказывается в таком положении, что сам любит другого человека: ему мучают противоречия, он начинается видеть действительность такой, какой она является на самом деле.
Именно разрушение главного принципа Базарова – отрицания любви умертвило Базарова. Человек, который буквально дышал нигилизмом не может больше жить в своей иллюзии, встретив столь сильно чувство. Разрушение принципов Базарова и его скоропостижная смерть нужны Тургеневу для того, чтобы показать ненужность Базарова в этом обществе.
В заключении хотелось бы сказать, что разрушение принципов Базарова со стороны Тургенева можно воспринимать двояко: с одной стороны, это отражение действительности как ее видел Тургенев, с другой стороны это политической натуры Тургенева, ведь сам Тургенев был либералом и проведя такую черту, что либерал Аркадий живет счастливо , а революционер-демократ Базаров умер, это говорит о том, что Тургенев путем противопоставления выразил свою политическую позицию, назвав себя правым. С какой целью было умертвлять Базарова, на этот вопрос знает ответ только история…
10 класс
Базаров в произведении – это самолюбивый и противоречивый герой, чья смерть занимает в сюжете особое место. Герой, не лишённых душевных метаний и переживаний пытается вступить в конфликт с обществом, однако, фатальность его судьбы говорит о бессмысленности этих порывов. Не стоит однако полагать, что его смерть – это лишь последствия внутреннего конфликта. Вполне вероятно, что для Базарова смерть – избавление, ведь в жизни он обречён быть идейным отшельником.
Герой умер по причине заражения крови во время своей медицинской работы. Его смерть, казалось бы, случайная, стала концом переосмысления жизни героем. При жизни тот стал наконец замечать, что родители его – хорошие и любящие люди, к которым герой и сам испытывает чувства. Понял он и опрометчивость своего поступка – отвержения Одинцовой, любовь с которой могла бы принести ему счастье. Вероятно даже, что он осознал важность Кирсановых в его жизни. Такие выводы можно сделать и из оставленного Базаровым предсмертного письма, в котором он просил Одинцову попрощаться с ним и присматривать за Базаровыми после смерти их сына.
Занимателен факт, что у Базарова с родителями не было конфликтов. Они всегда признавали превосходство сына и любили его лишь за то, что он есть, не обращая внимания на недомолвки и разные взгляды на жизнь. Для них потерять сына было чудовищным событием. Для других героев смерть Базарова вряд ли имела большое значение.
Автор заметил, что на могилу Базарова в основном приходили только родители.
Подводя итог, стоит сказать, что Евгения Базарова свела в могилу не инфекция, а желание быть против всего людского. От ценностей, годами культивирующихся в культуре и жизни человека. Лишь они позволяют людям жить и справляться с трудностями и невзгодами.
Вариант 2
Тургенев написал прекрасное произведение «Отцы и дети», которое изучается в школе. Одним из главных героев является мужчина по имени Евгений Базаров.
Его отец был доктором и Евгений решил идти этой же дорогой. Кроме этого ему нравилось не только изучать нигилизм, но и продвигать его. И к этому он подключил молодых людей. Больше всего на свете он пытался доказать людям, что они должны изучать только те науки, которые смогут пригодиться им в жизни, а про остальные можно просто забыть и не стараться и не мучатся с их изучением. Кроме этого частенько он пытался доказать, что человек, который изучает математику намного полезнее миру, чем тот человек, который пишет различные произведения. А вот произведениями или стихами занимаются лишь богатые люди, которым больше нечем заняться или развлечь себя.
Когда он занимается работой, то забывает про все остальное и отдает себя полностью. Он старается вылечить или понять диагноз каждого пациента и вылечить его. И от этого он получает большое удовольствие. Все его коллеги стараются побывать у него на приеме для того чтобы поучиться и набраться опыта, который имеется у нашего главного героя. И при любом удобном случае они стараются как можно больше узнать той или иной информации для того чтобы потом применить в будущем. В коллективе его уважают и постоянно советуются, как правильно поступить.
И вот однажды наступает конец всей этой истории, а все потому что неожиданно он умирает. И здесь имеется огромный смысл. Это получилось потому что кровь его стала инфицированной. Частенько бывало и такое, что когда он остается совсем один, то начинает очень сильно переживать за всех своих пациентов, а вдруг он им поставил неправильный диагноз и они совсем скоро умрут. И больше всего он переживал за маленьких детей. Теперь он понимает, что значат родители в жизни каждого ребенка и что они могут сделать для того чтобы помочь своему ребенку не только выжить, но и справиться с болезнью. А ведь родители со временем становятся старыми, и уже теперь им требуется помощь детей, которые должны им помогать и поддерживать в трудной ситуации.
Кроме этого теперь он может прямо и без страха посмотреть в глаза самой смерти, а ведь раньше он этого очень сильно боялся. Теперь ему хочется как можно больше общаться с другими людьми, и эта нехватка общения сильно отражается на нем. Он все чаще задумывается о смерти.
Перед смертью он пересматривает свое отношение к себе, но и ко всему миру. Теперь он жалеет, что не женился в свое время, а ведь у него была такая возможность.
Сочинение на тему Смерть Базарова (по роману Отцы и дети)
Евгений Базаров, достаточно необычная личность, редко можно встретить подобного человека. Это человек – нигилист. Он абсолютно отрицает уже устоявшиеся взгляды большинства общества, мнения, казалось бы, устои, для него это все ничего более чем вымыслы, он считает, что все это в первую очередь взаимосвязано с физиологией самого человека. Однако он даже не подозревает, что вскоре сам начнет сомневаться в своих рассуждениях, своих мыслях, в словах которые произносил, казалось бы совсем недавно.
Стоит также отменить большие труды и заслуга самого автора, Тургенева. Ведь именно благодаря его описанию, можно понять каким на самом деле был молодой человек, что он испытывал, почему он пришел к такому мнению, что случилось в его разуме когда он начать осознавать всю бессмысленность того в чем до недавнего времени он был совершенно уверен. Его убеждения касаемо самого нигилизма, теперь были лишь словами, он понимал, что существует, что-то большее, чем заявленная им физиология, существуют более сильные чувства, которые не каждый способен утаить в своем сердце.
С описания самого автора мы понимаем, что он далеко не глупый молодой человек, он весьма образован, однако не всегда его знания способны ему помочь. Начиная с середины рассказа можно все же понять, что он сам начинает осознавать, как многого он не понимал и не видел, он более не верит в свои рассуждения. Но самым сложный испытанием в его жизни, для него стала любовь. Это то чего ранее он не испытывал, но самое важное было то что его взгляды были полностью разрушены.
Главное место во всем рассказе занимает ничем неутешительная смерть Евгения Базарова. Именно в момент своей кончины читатель может в полной мере увидеть настоящую натуру главного героя, он осознает, что прожитая им жизнь была проведена зря, он осознает её несостоятельность, понимает, что ничего не может исправить, что его жизнь оканчивается, но сделать ничего невозможно. К нему на ум приходят моменты, о которых он сожалеет, например одним из них был момент, когда у Евгения Базарова и Павла Кирсанова состоялась дуэль.
Именно в его последние минуты он понимает, что совершенно ничего не сделал для России, он совсем ничего не значит для нее. Он понимает, что сделал для своей родины гораздо меньше, чем ему хотелось бы, однако он ничего не мог поделать, ведь смерть у него на пороге, а он просто не в состоянии изменить свою судьбу, переписать ее заново.
Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Но главным своим предназначением он считает «нигилизм».
Базаров убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость – это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям – нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И – самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию.
Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Перед ее лицом он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой…начинает задумываться о настоящем Боге, о его помощи (!). Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..» А также – его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»
Он просит Одинцову приехать к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями.
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. А на смену им ничего не пришло. Кажется, и сам герой понимает это. И решает принять свою участь достойно: «Все равно: вилять хвостом не стану».
Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма».
Мы видим, что Евгений Васильевич – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле.
Главный герой необычайно умен и остроумен. Он независим и самостоятелен. Однако, такая жизненная позиция достаточно опасная, ведь она в корень противоречит нормальным законам человеческого существования.
Глубокие изменения происходят в душе героя после того, как он влюбляется в Анну Одинцову. Теперь Евгений понимает, что такое чувства, что такое романтика. И самое главное, появившиеся эмоции абсолютно не подвластны разуму, ними трудно управлять. Все, чем жил Евгений ранее, разрушено. Все жизненные теории нигилистов развеяны. Базаров не знает, как ему жить дальше.
Чтобы навести порядок в мыслях, герой уезжает в родительский дом. И там с ним случается несчастье. При вскрытии тифозно больного, Евгений заражается вирусом. Теперь, он умрет! Но, желание жить в нем разгоралось все сильнее и сильнее. Он понимал, что ни химия, ни медицина не спасут его от смерти. И в такую минуту, Базаров задумывается над существованием настоящего Бога, который мог бы чудом исправить всю ситуацию.
Он просит родителей помолиться за него. Именно теперь, перед самой смертью, Евгений понимает ценность жизни. Он по-другому смотрит на своих родителей, которые безумно любили сына. Он переосмысляет свою любовь к Анне. Он зовет Одинцову к себе, на прощание и женщина выполняет просьбу Евгения. Именно в минуты общения с любимой, Базаров раскрывает истинную сущность своей души. Только вот теперь он понимает, что совершенно бессмысленно прожил свою жизнь, что не оставил после себя ничего.
Тургеневский герой был наделен и умом, и силой, и трудолюбием. Он был хорошим человеком, который попал под влияние нигилизма. И что произошло в конечном итоге? Именно нигилизм убил все человеческие порывы в его душе, разрушил все светлые мечты, к которым может стремиться человек.
Читая роман Тургенева И.С. «Отцы и дети», мы с трепетом наблюдаем за человеком по имени Евгений Васильевич Базаров. Что же в нем особенного? На вид это простой уездный лекарь, который получил профессию, как наследство от отца. Он трудолюбивый, близкий с народом. Но, все таки, есть в нем нечто необычное.
Это его нигилизм. Базаров всегда выделялся из толпы тем, что все отрицал. Такие близкие для многих из нас вещи, как природа, любовь, религия, были чужды для него. Даже в самом себе он постоянно замечал, что чем дальше, тем меньше чувств он испытывал к семье и друзьям.
Но, ни в коем случае, нельзя его критиковать. Еще одной характерной чертой Базарова было упорство. Работая, он получал насаждение. Занимая должность лекаря, он постоянно был связан с людьми, что позволяло ему пользоваться всеобщим уважением. Его любили дети, работники, окружающие. Он казался им простым и понятным.
Так или иначе, роман подводит нас к ключевому моменту – смерти Базарова. По истории мы видим, что Евгений умирает от заражения крови. Но, на самом деле, все, что связано с этой трагедией, несет в себе более глубокий смысл.
Тургенев видит в своем герое обреченного человека. Здесь прослеживаются две главные причины: одиночество Базарова и внутренние переживания.
Особенностью последних дней героя было то, что он понемногу начинал осознавать все те вещи, которым так старательно противился. Он признается в любви возлюбленной, начинает по-новому относится к родителям. Базаров наконец-то понял, насколько важны родители в жизни и что они действительно заслуживают уважения и внимания от сына.
Этот человек имел необычайную силу воли. Он твердо смотрел смерти в глаза и не боялся. Евгений смог в полной мере оценить свою жизнь и сделать все выводы. В итоге, он самый простой человек, у которого своя жизнь и свои страхи.
Наверное, ему было сложно смирится с тем, что наука, в которую он свято верил, стала причиной его неизлечимой болезни. Медицина не смогла спасти его.
Мне нравится то, насколько это был пылкий человек. Его нельзя назвать слабым или ненужным. Он старался изо всех сил быть полезным. Но в конце своей жизни, он задумывается над тем, что так и не смог послужить своей Родине. Он укоряет себя за это. Но мы видим в нем героя, который мужественно, стойко, упорно достигает своей цели.
Базаров – это пример человека, которому не нужны ни поддержка, ни сострадание. Он один способен пройти любые преграды. Ему хорошо одному. Да он одинок, но этого не чувствует.
Когда мы слышим про людей, которые находятся на пороге смерти, то часто замечаем, что они начинаю просить помощи, молить Бога и людей спасти их. Но наш герой не тешил себя глупыми надеждами, а стойко смотрел вперед. В нем нет страха, одно только сожаление. Наверное, так чувствует себя каждый. На протяжении жизни у нас много планов, но в суете мы многое упускаем. И вот, в итоге, мы понимаем, что многое потеряли и не сделали.
Интересными автор показывает те моменты, где герой переживает новые чувства, которые ему раньше были неведомы. Он думает о лесах, о природе, даже о религии. Базаров понимает, как много он потерял и что ничего не вернуть. Здесь есть нечто большее. Как будто все то, что он отрицал, собралось проводить его в другой мир.
Еще один вопрос, который стоит перед нами – почему все-таки Тургенев убил героя. Главная причина, на мой взгляд, это состояние общества того времени. Люди были не готовы принять новые демократические реформы. Так что символ Героя просто не смог бы просуществовать дольше.
Для меня Евгений Васильевич Базаров – это человек, который неустанно придерживался своих принципов, чем заслуживает уважение и память.
Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Но главным своим предназначением он считает «нигилизм».
Базаров убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость – это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям – нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И – самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию.
Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Перед ее лицом он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой…начинает задумываться о настоящем Боге, о его помощи (!). Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..» А также – его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»
Он просит Одинцову приехать к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями.
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. А на смену им ничего не пришло. Кажется, и сам герой понимает это. И решает принять свою участь достойно: «Все равно: вилять хвостом не стану».
Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма».
Мы видим, что Евгений Васильевич – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле.
Евгений уверен в том, что человеку нужно лишь то, что может принести пользу, а лирики и чувств для него не существует. Очевидно, что Базаров неглуп, он обладает внутренним потенциалом. Но убеждения героя не только неправильны, но и вредны, потому как противоречат законам самой жизни и человеческой сущности.
Постепенно молодой человек начинает отклоняться от своих жизненных принципов. Любовь, которую герой неожиданно почувствовал к Анне Одинцовой, стала для него серьезным ударом, ведь Базаров всегда отрицал ее существование. Она заставила героя осознать, что теории, на которых строилась его жизнь, оказались ошибочными.
Евгений решает уехать в родительский дом, чтобы восстановиться. Там с ним происходит роковая случайность. Во время вскрытия тифозного больного герой сам заражается и вскоре понимает, что обречен: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Его поведение перед смертью отражает все богатство и силу натуры Базарова. Молодой человек очень хочет жить, но осознает неумолимость смерти. Он также понимает, что химия, медицина и физика, которые ранее были его «богами», оказались ложными и помочь ему не смогут. Есть силы необъяснимые, которые выше любого человека. И Базаров даже приходит к тому, что задумывается о настоящем Боге. Он просит своего отца помолиться о нем: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
Приближение смерти приносит Базарову озарение, понимание того, что по-настоящему важно в жизни, а что является заблуждением. Смерть этого непростого героя поставила точку в его внутреннем противостоянии. Этот эпизод окончательно убеждает нас, читателей, что теория нигилизма в корне неверна и бесперспективна для людей.
(326 слов) И.С. Тургенев — русский писатель, чье литературное творчество наполнено особым психологизмом и трагизмом. «Тургеневские персонажи» по-настоящему открываются читателям лишь в самом конце истории. Одним из самых ярких примеров такого литературного приема является смерть главного героя романа «Отцы и дети» — Евгения Васильевича Базарова.
Базаров — нигилист, подвергающий отрицанию даже любовь, которую он считает всего лишь «физиологией», но именной ей суждено было направить его на путь признания истинных человеческих ценностей. В начале повествования герой — стойкий, сильный и непроницаемый для влияния молодой человек, чьи взгляды на жизнь в корне не совпадают с давно установившимися социальными нормами. Но, повстречав Анну Сергеевну Одинцову, он уже не в силах сдержать пылкость своих чувств. Он понял, что давно нуждается в пересмотре своей общественной позиции. Поправ свою гордость признанием, он получает отказ. И тут, казалось бы, Евгений приобретает шанс на исцеление от цинизма. Но нет. Он случайно заразил себя тифом и умер. Почему же Тургенев не дал читателям проследить конечный итог его изменений? Базаров – личность специфическая, и для него естественной реакцией на отказ Анны стало бы затворничество, полное погружение в себя. Духовно он уже погиб, лишившись надежды. В этом мы убеждаемся тогда, когда талантливый медик допускает оплошность, заразившись: прежний Евгений такого не допустил бы. То есть автор убил его задолго до финала. А вот смерть физическая доказывает герою, что он — не железный «титан», каким он себя видел, а человек с внутренними слабостями и хрупкой душевной привязанностью. Именно это обстоятельство и пробудило в нем «спящую» доброту, нежность и мягкость в отношении, как к родителям, так и к самому себе. Ему уже нечего терять, нечего и стесняться себя настоящего. Если бы не кончина Базарова, мы бы не увидели прощального монолога, где он признает себя лишним человеком, говоря, что не нужен России.
«Отцы и дети» это роман, который вышел в свет в 1861 году. Это было довольно не легкое время для России. В стране происходили перемены, и народ разделился на две половины. По одну сторону были демократы, а с другой либералы. Но, не зависимо от идеи каждой сторон они понимали, что Россия требует в любом случае перемен.
Данное произведение Тургенева имеет печальное окончание, умирает главный герой. В этой работе автор прочувствовал новые черты в людях, но он не мог понять одного, как эти персонажи будут действовать. Главный герой Базаров встречает смерть еще совсем в молодом возрасте. Базаров человек прямой и всегда умеющий поместить в речь некую долю сарказма. Но, когда герой почувствовал, что умирает, он изменился. Он обрел доброту, стал вежлив, он совершенно стал противоречить своим убеждениям.
Заметно становится то, что Базаров очень симпатизирует автору произведения. Это становится особенно явно, когда Базарову приходит время умирать. Во время смерти героя становится видна его сущность, его истинный характер. Базаров влюблен в Одинцову, но это никак не влияет на него перед смертью. Он все так же смел, самоотвержен, герой не боится смерти. Базаров знает, что скоро уйдет в мир иной и совсем не имеет беспокойства о людях, которые останутся. Он не переживает о незаконченных делах или вопросах. Для чего же автор показывает читателю смерть героя? Главное для Тургенева было показать, что Базаров человек нестандартный.
Основная идея автора в любви и бесстрашия перед моментом смерти. Также не упустил Тургенев и тему уважения сыновей к родителям. Главное то, что Базаров находится на грани слома, но он не побежден. Интересно то, что даже после своей смерти, главной герой не изменен некоторым своим принципам. Он мертв и все равно никак не может воспринимать религию, она ему не приемлема.
Очень четко и на контрасте построен момент прощания Базарова с Одинцовой. Автор подчеркивает, живая женщина и мужчина, который умирает. Тургенев подчеркивает остроту сцены. Анна она молодая, красивая, светлая, а Базаров как червяк полу раздавленный.
Концовка произведения действительно трагическая. Ведь по-другому не назвать, умирает совсем молодой человек, к тому же он влюблен. Печально конечно, что смерть нельзя обмануть или уйти от нее, от самого человека вообще ничего не зависит. Довольно тяжело на душе, когда читаешь финальную сцену произведения Тургенева.
Сочинение Базаров перед лицом смерти 10 класс
Иван Сергеевич Тургенев – классик отечественной литературы и настоящий мастер пера. По красоте и живописности описаний с ним может сравниться разве что Набоков и Толстой. Трудом всей жизни Тургенева является роман «Отцы и дети», главный герой которого Базаров Евгений является отражением нового, только зарождающегося типа людей в Российской Империи. Главный герой романа в конце произведения умирает. Почему? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.
Итак, Базаров – это нигилист (человек, не признающий авторитетов и отрицающий все старое, традиционное). Он учится в университете на естественнонаучном факультете, заниматься исследованием окружающего мира. Базаров отрицает все: искусство, любовь, Бога, аристократизм семьи Кирсановых и устои, сложившиеся в обществе.
Сюжетная линия произведения сталкивает Базарова с Павлом Петровичем Кирсановых – человек истинно либеральных взглядов, это сделано не случайно: так Тургенев показывает политическую борьбу революционной-демократии (в лице Базарова) и либерального лагеря (в лице семьи Кирсановых).
Дальше Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову, девушку весьма начитанную и сведущую в вопросах не только моды, но и науки, а также с твердым характером. Это поражает Базарова, он влюбляется. А после того, как она ему отказывается, он уезжает к родителям в имении и умирает там от заражения крови. Казалось бы, обыкновенная история, но это все-таки классическая русская литература, и смерть Базарова вполне объяснима. Базаров, человек, который все отрицал, в том числе и любовь, оказывается в таком положении, что сам любит другого человека: ему мучают противоречия, он начинается видеть действительность такой, какой она является на самом деле.
Именно разрушение главного принципа Базарова – отрицания любви умертвило Базарова. Человек, который буквально дышал нигилизмом не может больше жить в своей иллюзии, встретив столь сильно чувство. Разрушение принципов Базарова и его скоропостижная смерть нужны Тургеневу для того, чтобы показать ненужность Базарова в этом обществе.
В заключении хотелось бы сказать, что разрушение принципов Базарова со стороны Тургенева можно воспринимать двояко: с одной стороны, это отражение действительности как ее видел Тургенев, с другой стороны это политической натуры Тургенева, ведь сам Тургенев был либералом и проведя такую черту, что либерал Аркадий живет счастливо , а революционер-демократ Базаров умер, это говорит о том, что Тургенев путем противопоставления выразил свою политическую позицию, назвав себя правым. С какой целью было умертвлять Базарова, на этот вопрос знает ответ только история…
10 класс
Базаров в произведении – это самолюбивый и противоречивый герой, чья смерть занимает в сюжете особое место. Герой, не лишённых душевных метаний и переживаний пытается вступить в конфликт с обществом, однако, фатальность его судьбы говорит о бессмысленности этих порывов. Не стоит однако полагать, что его смерть – это лишь последствия внутреннего конфликта. Вполне вероятно, что для Базарова смерть – избавление, ведь в жизни он обречён быть идейным отшельником.
Герой умер по причине заражения крови во время своей медицинской работы. Его смерть, казалось бы, случайная, стала концом переосмысления жизни героем. При жизни тот стал наконец замечать, что родители его – хорошие и любящие люди, к которым герой и сам испытывает чувства. Понял он и опрометчивость своего поступка – отвержения Одинцовой, любовь с которой могла бы принести ему счастье. Вероятно даже, что он осознал важность Кирсановых в его жизни. Такие выводы можно сделать и из оставленного Базаровым предсмертного письма, в котором он просил Одинцову попрощаться с ним и присматривать за Базаровыми после смерти их сына.
Занимателен факт, что у Базарова с родителями не было конфликтов. Они всегда признавали превосходство сына и любили его лишь за то, что он есть, не обращая внимания на недомолвки и разные взгляды на жизнь. Для них потерять сына было чудовищным событием. Для других героев смерть Базарова вряд ли имела большое значение.
Автор заметил, что на могилу Базарова в основном приходили только родители.
Подводя итог, стоит сказать, что Евгения Базарова свела в могилу не инфекция, а желание быть против всего людского. От ценностей, годами культивирующихся в культуре и жизни человека. Лишь они позволяют людям жить и справляться с трудностями и невзгодами.
Вариант 2
Тургенев написал прекрасное произведение «Отцы и дети», которое изучается в школе. Одним из главных героев является мужчина по имени Евгений Базаров.
Его отец был доктором и Евгений решил идти этой же дорогой. Кроме этого ему нравилось не только изучать нигилизм, но и продвигать его. И к этому он подключил молодых людей. Больше всего на свете он пытался доказать людям, что они должны изучать только те науки, которые смогут пригодиться им в жизни, а про остальные можно просто забыть и не стараться и не мучатся с их изучением. Кроме этого частенько он пытался доказать, что человек, который изучает математику намного полезнее миру, чем тот человек, который пишет различные произведения. А вот произведениями или стихами занимаются лишь богатые люди, которым больше нечем заняться или развлечь себя.
Когда он занимается работой, то забывает про все остальное и отдает себя полностью. Он старается вылечить или понять диагноз каждого пациента и вылечить его. И от этого он получает большое удовольствие. Все его коллеги стараются побывать у него на приеме для того чтобы поучиться и набраться опыта, который имеется у нашего главного героя. И при любом удобном случае они стараются как можно больше узнать той или иной информации для того чтобы потом применить в будущем. В коллективе его уважают и постоянно советуются, как правильно поступить.
И вот однажды наступает конец всей этой истории, а все потому что неожиданно он умирает. И здесь имеется огромный смысл. Это получилось потому что кровь его стала инфицированной. Частенько бывало и такое, что когда он остается совсем один, то начинает очень сильно переживать за всех своих пациентов, а вдруг он им поставил неправильный диагноз и они совсем скоро умрут. И больше всего он переживал за маленьких детей. Теперь он понимает, что значат родители в жизни каждого ребенка и что они могут сделать для того чтобы помочь своему ребенку не только выжить, но и справиться с болезнью. А ведь родители со временем становятся старыми, и уже теперь им требуется помощь детей, которые должны им помогать и поддерживать в трудной ситуации.
Кроме этого теперь он может прямо и без страха посмотреть в глаза самой смерти, а ведь раньше он этого очень сильно боялся. Теперь ему хочется как можно больше общаться с другими людьми, и эта нехватка общения сильно отражается на нем. Он все чаще задумывается о смерти.
Перед смертью он пересматривает свое отношение к себе, но и ко всему миру. Теперь он жалеет, что не женился в свое время, а ведь у него была такая возможность.
Сочинение на тему Смерть Базарова (по роману Отцы и дети)
Евгений Базаров, достаточно необычная личность, редко можно встретить подобного человека. Это человек – нигилист. Он абсолютно отрицает уже устоявшиеся взгляды большинства общества, мнения, казалось бы, устои, для него это все ничего более чем вымыслы, он считает, что все это в первую очередь взаимосвязано с физиологией самого человека. Однако он даже не подозревает, что вскоре сам начнет сомневаться в своих рассуждениях, своих мыслях, в словах которые произносил, казалось бы совсем недавно.
Стоит также отменить большие труды и заслуга самого автора, Тургенева. Ведь именно благодаря его описанию, можно понять каким на самом деле был молодой человек, что он испытывал, почему он пришел к такому мнению, что случилось в его разуме когда он начать осознавать всю бессмысленность того в чем до недавнего времени он был совершенно уверен. Его убеждения касаемо самого нигилизма, теперь были лишь словами, он понимал, что существует, что-то большее, чем заявленная им физиология, существуют более сильные чувства, которые не каждый способен утаить в своем сердце.
С описания самого автора мы понимаем, что он далеко не глупый молодой человек, он весьма образован, однако не всегда его знания способны ему помочь. Начиная с середины рассказа можно все же понять, что он сам начинает осознавать, как многого он не понимал и не видел, он более не верит в свои рассуждения. Но самым сложный испытанием в его жизни, для него стала любовь. Это то чего ранее он не испытывал, но самое важное было то что его взгляды были полностью разрушены.
Главное место во всем рассказе занимает ничем неутешительная смерть Евгения Базарова. Именно в момент своей кончины читатель может в полной мере увидеть настоящую натуру главного героя, он осознает, что прожитая им жизнь была проведена зря, он осознает её несостоятельность, понимает, что ничего не может исправить, что его жизнь оканчивается, но сделать ничего невозможно. К нему на ум приходят моменты, о которых он сожалеет, например одним из них был момент, когда у Евгения Базарова и Павла Кирсанова состоялась дуэль.
Именно в его последние минуты он понимает, что совершенно ничего не сделал для России, он совсем ничего не значит для нее. Он понимает, что сделал для своей родины гораздо меньше, чем ему хотелось бы, однако он ничего не мог поделать, ведь смерть у него на пороге, а он просто не в состоянии изменить свою судьбу, переписать ее заново.
Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Но главным своим предназначением он считает «нигилизм».
Базаров убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость – это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям – нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И – самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию.
Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Перед ее лицом он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой…начинает задумываться о настоящем Боге, о его помощи (!). Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..» А также – его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»
Он просит Одинцову приехать к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями.
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. А на смену им ничего не пришло. Кажется, и сам герой понимает это. И решает принять свою участь достойно: «Все равно: вилять хвостом не стану».
Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма».
Мы видим, что Евгений Васильевич – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле.
Главный герой необычайно умен и остроумен. Он независим и самостоятелен. Однако, такая жизненная позиция достаточно опасная, ведь она в корень противоречит нормальным законам человеческого существования.
Глубокие изменения происходят в душе героя после того, как он влюбляется в Анну Одинцову. Теперь Евгений понимает, что такое чувства, что такое романтика. И самое главное, появившиеся эмоции абсолютно не подвластны разуму, ними трудно управлять. Все, чем жил Евгений ранее, разрушено. Все жизненные теории нигилистов развеяны. Базаров не знает, как ему жить дальше.
Чтобы навести порядок в мыслях, герой уезжает в родительский дом. И там с ним случается несчастье. При вскрытии тифозно больного, Евгений заражается вирусом. Теперь, он умрет! Но, желание жить в нем разгоралось все сильнее и сильнее. Он понимал, что ни химия, ни медицина не спасут его от смерти. И в такую минуту, Базаров задумывается над существованием настоящего Бога, который мог бы чудом исправить всю ситуацию.
Он просит родителей помолиться за него. Именно теперь, перед самой смертью, Евгений понимает ценность жизни. Он по-другому смотрит на своих родителей, которые безумно любили сына. Он переосмысляет свою любовь к Анне. Он зовет Одинцову к себе, на прощание и женщина выполняет просьбу Евгения. Именно в минуты общения с любимой, Базаров раскрывает истинную сущность своей души. Только вот теперь он понимает, что совершенно бессмысленно прожил свою жизнь, что не оставил после себя ничего.
Тургеневский герой был наделен и умом, и силой, и трудолюбием. Он был хорошим человеком, который попал под влияние нигилизма. И что произошло в конечном итоге? Именно нигилизм убил все человеческие порывы в его душе, разрушил все светлые мечты, к которым может стремиться человек.
Читая роман Тургенева И.С. «Отцы и дети», мы с трепетом наблюдаем за человеком по имени Евгений Васильевич Базаров. Что же в нем особенного? На вид это простой уездный лекарь, который получил профессию, как наследство от отца. Он трудолюбивый, близкий с народом. Но, все таки, есть в нем нечто необычное.
Это его нигилизм. Базаров всегда выделялся из толпы тем, что все отрицал. Такие близкие для многих из нас вещи, как природа, любовь, религия, были чужды для него. Даже в самом себе он постоянно замечал, что чем дальше, тем меньше чувств он испытывал к семье и друзьям.
Но, ни в коем случае, нельзя его критиковать. Еще одной характерной чертой Базарова было упорство. Работая, он получал насаждение. Занимая должность лекаря, он постоянно был связан с людьми, что позволяло ему пользоваться всеобщим уважением. Его любили дети, работники, окружающие. Он казался им простым и понятным.
Так или иначе, роман подводит нас к ключевому моменту – смерти Базарова. По истории мы видим, что Евгений умирает от заражения крови. Но, на самом деле, все, что связано с этой трагедией, несет в себе более глубокий смысл.
Тургенев видит в своем герое обреченного человека. Здесь прослеживаются две главные причины: одиночество Базарова и внутренние переживания.
Особенностью последних дней героя было то, что он понемногу начинал осознавать все те вещи, которым так старательно противился. Он признается в любви возлюбленной, начинает по-новому относится к родителям. Базаров наконец-то понял, насколько важны родители в жизни и что они действительно заслуживают уважения и внимания от сына.
Этот человек имел необычайную силу воли. Он твердо смотрел смерти в глаза и не боялся. Евгений смог в полной мере оценить свою жизнь и сделать все выводы. В итоге, он самый простой человек, у которого своя жизнь и свои страхи.
Наверное, ему было сложно смирится с тем, что наука, в которую он свято верил, стала причиной его неизлечимой болезни. Медицина не смогла спасти его.
Мне нравится то, насколько это был пылкий человек. Его нельзя назвать слабым или ненужным. Он старался изо всех сил быть полезным. Но в конце своей жизни, он задумывается над тем, что так и не смог послужить своей Родине. Он укоряет себя за это. Но мы видим в нем героя, который мужественно, стойко, упорно достигает своей цели.
Базаров – это пример человека, которому не нужны ни поддержка, ни сострадание. Он один способен пройти любые преграды. Ему хорошо одному. Да он одинок, но этого не чувствует.
Когда мы слышим про людей, которые находятся на пороге смерти, то часто замечаем, что они начинаю просить помощи, молить Бога и людей спасти их. Но наш герой не тешил себя глупыми надеждами, а стойко смотрел вперед. В нем нет страха, одно только сожаление. Наверное, так чувствует себя каждый. На протяжении жизни у нас много планов, но в суете мы многое упускаем. И вот, в итоге, мы понимаем, что многое потеряли и не сделали.
Интересными автор показывает те моменты, где герой переживает новые чувства, которые ему раньше были неведомы. Он думает о лесах, о природе, даже о религии. Базаров понимает, как много он потерял и что ничего не вернуть. Здесь есть нечто большее. Как будто все то, что он отрицал, собралось проводить его в другой мир.
Еще один вопрос, который стоит перед нами – почему все-таки Тургенев убил героя. Главная причина, на мой взгляд, это состояние общества того времени. Люди были не готовы принять новые демократические реформы. Так что символ Героя просто не смог бы просуществовать дольше.
Для меня Евгений Васильевич Базаров – это человек, который неустанно придерживался своих принципов, чем заслуживает уважение и память.
Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.
Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем. Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Но главным своим предназначением он считает «нигилизм».
Базаров убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость – это и руководит поведением людей.
Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле. Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям – нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».
Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.
По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой. Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И – самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию.
Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, – промолвил он, – вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Перед ее лицом он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь. Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой…начинает задумываться о настоящем Боге, о его помощи (!). Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».
Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..» А также – его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»
Он просит Одинцову приехать к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями.
Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».
Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. А на смену им ничего не пришло. Кажется, и сам герой понимает это. И решает принять свою участь достойно: «Все равно: вилять хвостом не стану».
Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма».
Мы видим, что Евгений Васильевич – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле.