Сочинение на тему смерть катерины победа или поражение

10 вариантов

  1. По мнению Н.А. Добролюбова, «Гроза» – «самое решительное произведение Островского». В этой пьесе автор изображает трагедию свободолюбивой, непокорной души в атмосфере безгласия и самодурства. Тем самым драматург выражает свое решительное несогласие с бездушной системой «темного царства».
    Драматически оканчивается жизнь главной героини пьесы, Катерины Кабановой. Она доведена до крайности и вынуждена покончить жизнь самоубийством. Как расценить этот поступок? Был он проявлением силы или слабости?
    Жизнь Катерины нельзя назвать борьбой в полном смысле этого слова, а, следовательно, трудно говорить о поражении или о победе. Между Катериной и «темным царством» не было прямых столкновений. Самоубийство героини можно назвать скорее нравственной победой, победой в стремлении обрести свободу. Ее добровольный уход из жизни – протест против полутюремных порядков в провинциальном городке и бездушия в семье Катерины.
    В пьесе описан купеческий быт с его патриархальным укладом, с собственными устоявшимися понятиями о нравственности, во многом косвенными и лицемерными. Люди, живущие в этом замкнутом мирке, либо полностью поддерживают его порядок (Дикой и Кабаниха), либо вынуждены смириться с ним внешне (Варвара, Тихон). Но Катерина, оказавшись в этих условиях, не способна смириться со своим положением.
    Катерина разительно отличается от окружающих ее людей. Любовь к свободе и восприимчивость к красоте присущи ей с детства. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», – вспоминает героиня. Катерина находит красоту в природе, в песнях богомолок, в церковной службе.
    Для нее Бог – нравственный закон, который невозможно преступить. Религиозность Катерина светла и поэтична. Островский изображает сильную и цельную натуру, не способную на обман или притворство. Живя в доме Кабанихи, Катерина не унижается, притворяясь послушной. Она всегда остается верна себе: «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».
    Жизнь с нелюбимым мужем под надзором деспотичной свекрови представляется героине адом. Катерина «завяла совсем» в этом неприветливом доме – миниатюрной копии «темного царства». Однако ее сердце не успокоилось в неволе. Героиня полюбила человека, который выделялся из купеческой среды. Для Катерины он олицетворяет иной – более светлый, свободный, добрый – мир.
    Ради своей любви Катерина готова на измену мужу и поставлена перед выбором: или долг, или обман. Героиня решается на измену, считая ее тягчайшим грехом и мучаясь от этого. Еще ничего не совершив, она уже заранее испытывает ужас нравственного падения: «Точно стою я над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Однако этот отчаянный шаг является для Катерины шансом вырваться на свободу.
    Изменив мужу, Катерина мучается от осознания своей вины, хочет искупить свой грех. Следуя христианской морали, она искренне убеждена, что раскаяние частично искупает вину. Тем более, что жить обманом героиня не может, поскольку это претит ее открытой бесхитростной натуре. В этом ее существенное отличие от позиции Варвары.
    Таким образом, Катерина признается во всем мужу, тем самым отрезая себе путь к спасению. Теперь жизнь в доме Кабанихи начинает вдвойне тяготить Катерину. Жизнь в духовном вакууме теряет для нее всякий смысл: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо…», – решает героиня. Она не видит иного способа вырваться на свободу, кроме как лишить себя жизни.
    Уйти из дому Катерина не может, ведь женщина в XIX веке была почти бесправна, принадлежала мужу душой и телом, не могла самостоятельно распоряжаться собой. Уехать с Борисом Катерина тоже не могла, поскольку тот оказался совершенно ничтожным, слабым, бесхарактерным человеком, не способным на решительные действия.
    Можно сказать, что, лишая себя жизни, Катерина шла против Бога, становилась великой грешницей, за которую нельзя было даже молиться. Однако героиня уверена: «Кто любит, тот будет молиться…». Смерть не страшит ее. Даже в смерти Катерина видит красоту: ей рисуется картина спокойствия и умиротворения.
    Итак, самоубийство Катерины, по моему мнению, является в определенной мере оправданным действием, которое героиня видела для себя единственно возможным в данных условиях. Смерть Катерины – своеобразная нравственная победа, проявление не слабости, а силы духа. Гибель Катерины – еще один шаг к уже начавшемуся разрушению «темного царства» самодуров.

  2. А. Н. Островский — драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания.
    Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве. Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Об этом — пьеса Островского «Гроза», которая по праву считается одним из шедевров русской реалистической драматургии и которую сам автор оценивал как большую творческую удачу.
    В «Грозе» изображены не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение в пьесе естественно слилось с утверждением растущих в жизни новых сил — положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в пьесе в решительном протесте Катерины Кабановой. Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Противоборство обостряется и усугубляется в душе Катерины: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть.
    В образе Катерины Островский нарисовал новый тип русской женщины — самобытной, самоотверженной, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства». Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины — открытый характер, сильный и свободолюбивый. Ей присущи смелость и прямота: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь.
    По своему душевному настрою Катерина — «вольная птица». «…Отчего люди не летают? — обращается она к Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства». Катерина отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и ничего не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь…» Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами «темного царства» и погибает.
    Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины — ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к такому финалу. Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского — один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой — ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон. «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? »
    Если не умом, то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту иных законов — свободы, любви, человечности. Эти законы жестоко нарушены, не героиней, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь, ее вынуждают жить в неволе. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь. Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая ей открылась: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна».
    Если Катерина не боится, значит, ее грехи искуплены. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней. В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы…» —восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал. Он впервые решается на протест против удушающих устоев своей семьи:
    * «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»
    Таким образом, гроза, приближение которой чувствовалось на протяжении всей пьесы, разразилась в финале. И гроза эта — не просто явление природы, это — потрясение всех существующих устоев, символ свободы. Это дало критику Добролюбову повод назвать Катерину «русским, сильным характером», национальным «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в героине непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что образ Катерины представляет «художественное соединение народных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи ». По его мнению, Катерина отразила в своих чувствах и поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных, сковывающих условий темного царства.
    Цельность, решительность характера Катерины, ее «русской живой натуры» выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам дома Кабанихи с его «насильственными, мертвящими началами» и предпочла смерть жизни в неволе. Она, по словам Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу…». И это решение Катерины было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости.

  3. Главная героиня произведения «Гроза» в итоге умирает. Такая развязка наделена смысловой нагрузкой. Сцена, в которой Катерина совершает акт самоубийства, стала поводом для множественного числа разных трактовок подобного сюжетного поворота, и породила огромное количество вопросов. Какова же причина совершения девушкой такого столь отчаянного шага?
    Изначально перед взором читателя появляется Катя, как немой свидетель ссоры между Кабанихой и Тихоном.
    В этом эпизоде показана нездоровая обстановка угнетения и отсутствия свободы, в которой Катерина просто пытается выживать. Властвует в доме, несмотря на господство патриархального уклада жизни, лицемерная Марфа Игнатьевна. Со стороны супруга Кати, Тихона, отсутствует поддержка, так как он не обладает способностью к защите жены ото лжи и приступов истерики. Он безвольно подчиняется матери, что является лишним доказательством для героини отсутствия всякой возможности исправить ситуацию в этом доме.
    С детства Катерина была научена любить жизнь, и «дышала полной грудью». Она ощущала себя всегда в безопасности. Героиня была научена уважать правила Домостроя: прислушиваться к слову старших, слушать мужа и дарить ему любовь. Но Катерина выходит замуж, и сталкивается с обстановкой, радикально противоположенной. По степени самодурства Кабаниха не знает себе равных. Сын её часто выпивает. Только жалость – вот какое чувство вызывает супруг у Кати. По признанию девушки, она не в силах его полюбить.
    Появление Бориса для девушки становится шансом на спасение. Так как, во-первых, у него отсутствуют похожие черты с остальными жителями Калинова. К тому же, он, как и Катя, увлекается законами тёмного царства. И, во-вторых, Катя начала задумываться над тем, чтобы развестись, и честно жить с Борисом, чтобы её не осуждали общество или церковь. В итоге, оказалось, что Борису не нужна огласка, ему легче отказаться от Катерины, нежели стать объектом для интриг и скандалов.
    Гибель Катерины стала неизбежностью, так как в своих мечтах она свободно парила над всем низменным, что её окружало. Она стремилась к свободе и честности перед самой собой. Но, к сожалению, получила всё это ценой собственной жизни.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Cмерть Екатерины. Победа или поражение? по пьесе Гроза (Островский А. Н.)
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
    Спасибо за внимание.
    Смерть Катерины была её победой или поражением? На этой мысли лежит основа произведения Островского «Гроза», которое закончилось самоубийством главной героини. В основе лежит конфликт мира самодуров с миром, в котором была воспитана Екатерина. В наши дни данная тема очень злободневна из-за того, что некоторые люди, попадая в другое общество, не могут наладить с ним отношения и вечно конфликтуют в силу сложившегося мировоззрения. Разберемся с понятием победы и поражения.
    Победа – это успех в какой-то сфере деятельности человека, окончившийся поражением для противника.
    Поражение – это неудача в каком – либо занятии, деле или деятельности.
    По-моему мнению Екатериной была одержана нравственная победа над миром, в котором она жила. Но трактовка этой «победы» заключается в том, что её самовнушение и набожность перевесили тот порядок, существовавший в городе. Этот конфликт не даёт ей покоя, и она теряет свою принадлежность к этому миру.
    Добролюбов в произведении «Луч света в тёмном царстве» не раз говорил об этом. Катерина была отвергнута миром и загнана в угол, из которого в силу своего характера и воспитания не могла выбраться. Именно это и заставило её пойти на такой ужасный поступок: совершить самоубийство, зная, что идёт против Бога и всех нравственных ценностей. Но она осталась тем «лучом света», который освещал этот тёмный мир.
    А со стороны Екатерины можно заметить, что она полностью соглашалась со своим смертным грехом и относилась к нему с полной ответственностью. Другого выхода она не видела, а если и видела, то он был опущен выбором уйти из жизни, утопившись в Волге. Причин было много: муж был слаб духом, свекровь издевалась над ней, любимый человек не оправдал её надежд.
    Екатерина, как и другие женщины 19 века, была практически бесправна и сильно зависела от мужа и принадлежала ему душой и телом. Она хотела вырваться из этих рамок и стать свободной, словно птица. Эта свобода была достигнута, но ценой собственной жизни.
    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  4. Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины — героини пьесы «Гроза»?
    Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона.
    Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.
    С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.
    Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга.
    Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.
    Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.
    Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.
    Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.
    Катя мечтала стать птицей, улететь навсегда из тёмного мира самодурства и ханжества, вырваться на волю, лететь, быть свободной. Гибель Катерины была неизбежна.
    Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной — вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины — это поражение или победа над «тёмным царством»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.
    Смерть Катерины в «Грозе» — поражение или победа над «тёмным царством» сочинение по теме | источник

  5. А. Н. Островский — драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания. Быт, нравы, характеры мещан, дворян, чиновников, купцов — от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных — с удивительной широтой отражены в его творчестве.
    Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые — над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Об этом — пьеса Островского «Гроза», которая по праву считается одним из шедевров русской реалистической драматургии и которую сам автор оценивал как большую творческую удачу. В «Грозе» изображены не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение в пьесе естественно слилось с утверждением растущих в жизни новых сил — положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в пьесе в решительном протесте Катерины Кабановой.
    Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Противоборство обостряется и усугубляется в душе Катерины: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть. В образе Катерины Островский нарисовал новый тип русской женщины — самобытной, самоотверженной, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства». Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь?
    Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой.
    В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!
    » У Катерины — открытый характер, сильный и свободолюбивый. Ей присущи смелость и прямота: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь. По своему душевному настрою Катерина — «вольная птица».
    «…Отчего люди не летают? — обращается она к Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства».
    Катерина отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и ничего не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь… » Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами «темного царства» и погибает. Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины — ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к такому финалу.
    Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского — один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой — ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон.

  6. А. Н. Островский
    — драматург, с именем которого связано
    появление подлинно русского национального
    театра, автор многочисленных, разнообразных
    в жанровом отношении пьес. В художественно
    1 правдивых образах его комедий,
    драм, сцен из жизни, исторических хроник
    перед нами проходят представители самых
    разных сословий, люди различных профессий,
    происхождения, воспитания.
    Быт, нравы,
    характеры мещан, дворян, чиновников,
    купцов — от «очень важных
    господ», богатых бар и дельцов
    до самых незначительных и
    бедных — с удивительной широтой
    отражены в его творчестве. Пьесы написаны
    не равнодушным бытописателем, а гневным
    обличителем мира «темного царства», где
    ради наживы человек способен на все, где
    старшие властвуют над младшими, богатые
    — над бедными, где государственная власть,
    церковь и общество всячески поддерживают
    веками сложившиеся жестокие нравы. Об
    этом — пьеса Островского «Гроза», которая
    по праву считается одним из шедевров
    русской реалистической драматургии и
    которую сам автор оценивал как большую
    творческую удачу.
    В «Грозе»
    изображены не только мертвящие
    условия темного царства, но
    и проявления глубокой ненависти
    к ним. Сатирическое обличение
    в пьесе естественно слилось
    с утверждением растущих в
    жизни новых сил — положительных,
    светлых, поднимающихся на борьбу
    за свои человеческие права. Чувства недовольства
    и стихийного возмущения выразились в
    пьесе в решительном протесте Катерины
    Кабановой. Светлое человеческое начало
    в Катерине естественно, как дыхание. Это
    ее натура, которая выражается не столько
    в рассуждениях, сколько в душевной тонкости,
    силе переживаний, в отношении к людям,
    во всем ее поведении. Противоборство
    обостряется и усугубляется в душе Катерины:
    мучительно сталкиваются темный предрассудок
    и поэтическое озарение, самоотверженная
    отвага и отчаяние, безоглядная любовь
    и неуступчивая совесть.
    В образе
    Катерины Островский нарисовал
    новый тип русской женщины
    — самобытной, самоотверженной,
    решительностью своего протеста
    предвещавшей наступление конца
    «темного царства». Катерина олицетворяет
    нравственную чистоту, душевную красоту
    русской женщины, ее стремление к свободе,
    ее способность не только терпеть, но и
    отстаивать свои права, свое человеческое
    достоинство. Цельная, сильная натура,
    Катерина терпит лишь до поры до времени.
    На слова Варвары: «Куда ты уйдешь? Ты мужняя
    жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не
    знаешь ты моего характеру! Конечно, не
    дай бог этому случиться! А уж коли очень
    мне здесь опостынет, так не удержат меня
    никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу
    кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану,
    хоть ты меня режь!» У Катерины — открытый
    характер, сильный и свободолюбивый. Ей
    присущи смелость и прямота: «Обманывать-то
    я не умею; скрыть-то ничего не могу», —
    отвечает она Варваре, которая говорит,
    что без обмана в их доме не проживешь.
    По своему
    душевному настрою Катерина — «вольная
    птица». «…Отчего люди не летают? — обращается
    она к Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется,
    что я птица». Потому и проснувшееся чувство
    для Катерины сливается с, тоской по воле,
    с мечтой о настоящей, человеческой жизни.
    Она любит не так, как робкие жертвы «темного
    царства». Катерина отдается любви до
    конца, ничего не требуя взамен и ничего
    не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто
    и не узнает про нашу любовь…» Катерина
    отвечает: «Пусть все знают, пусть все
    видят, что я делаю!» И во имя этой свободной,
    не знающей границ любви она вступает
    в неравный бой с силами «темного царства»
    и погибает.
    Кто же
    виноват в ее смерти? Чем является
    самоубийство Катерины — ее
    нравственной победой над «темным
    царством», где властвуют грубость,
    насилие, невежество и безразличие к окружающим,
    или трагическим поражением? На этот вопрос
    трудно дать однозначный ответ. Слишком
    много причин привело к такому финалу.
    Драматург видит трагизм положения Катерины
    в том, что она вступает в конфликт не только
    с калиновскими семейными нравами, но
    и с самой собой. Прямодушие героини Островского
    — один из истоков ее трагедии. Катерина
    чиста душой — ложь и разврат ей чужды
    и отвратительны. Она понимает, что, полюбив
    Бориса, нарушила нравственный закон.
    «Ах, Варя, — жалуется она, — грех у меня
    на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего
    уж я над собой ни делала! Не уйти мне от
    этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо,
    ведь это страшный грех, Варенька, что
    я другого люблю? »
    Если не умом,
    то сердцем ощутила Катерина неотвратимую
    правоту иных законов — свободы, любви,
    человечности. Эти законы жестоко нарушены,
    не героиней, а по отношению к ней: ее отдали
    замуж за нелюбимого, ее предает муж ради
    пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь,
    ее вынуждают жить в неволе. Через всю
    пьесу проходит мучительная борьба в сознании
    Катерины между пониманием своей неправоты,
    своей греховности и смутным, но все более
    властным ощущением своего права на человеческую
    жизнь. Но пьеса завершается нравственной
    победой Катерины над темными силами,
    мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно,
    а от неволи и унижения уходит единственным
    путем, который ей открылся. Кончая жизнь
    самоубийством, совершая, с точки зрения
    церкви, страшный грех, Катерина думает
    не о спасении своей души, а о любви, которая
    ей открылась: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
    Ее решение умереть, только бы не остаться
    рабой, выражает, по словам Добролюбова,
    «потребность возникшего движения русской
    жизни». И это решение приходит к Катерине
    вместе с внутренним самооправданием.
    В ее сердце исчезает страх, она чувствует
    себя готовой предстать перед нравственным
    судом. Ведь в народе говорят: «Смерть
    по грехам страшна».
    Если Катерина
    не боится, значит, ее грехи искуплены.
    Она умирает потому, что считает
    смерть единственным достойным исходом,
    единственной возможностью сохранить
    то высшее, что жило в ней. В мысли, что
    смерть Катерины на самом деле является
    нравственной победой, торжеством настоящей
    русской души над силами «темного царства»
    Диких и Кабановых, укрепляет также реакция
    на ее смерть других героев пьесы. Например,
    Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил
    свое собственное мнение, вступив (пусть
    всего на миг) в борьбу с «темным царством».
    «Вы ее погубили, вы, вы…» —восклицает
    он, обращаясь к матушке, перед которой
    всю жизнь дрожал. Он впервые решается
    на протест против удушающих устоев своей
    семьи: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем
    остался жить на свете да мучиться!»
    Таким образом,
    гроза, приближение которой чувствовалось
    на протяжении всей пьесы, разразилась
    в финале. И гроза эта — не просто явление
    природы, это — потрясение всех существующих
    устоев, символ свободы. Это дало критику
    Добролюбову повод назвать Катерину «русским,
    сильным характером», национальным «светлым
    лучом в темном царстве», имея в виду действенное
    выражение в героине непосредственного
    протеста, освободительных стремлений
    народных масс. Указывая на глубокую типичность
    этого образа, на его общенародное значение,
    критик писал, что образ Катерины представляет
    «художественное соединение народных
    черт, проявляющихся в разных положениях
    русской жизни, но служащих выражением
    одной идеи ». По его мнению, Катерина отразила
    в своих чувствах и поступках стихийный
    протест широких народных масс против
    ненавистных, сковывающих условий темного
    царства.
    Цельность,
    решительность характера Катерины,
    ее «русской живой натуры»
    выразилась в том, что она
    отказалась подчиняться распорядкам
    дома Кабанихи с его «насильственными,
    мертвящими началами» и предпочла
    смерть жизни в неволе. Она,
    по словам Добролюбова, «не хочет мириться,
    не хочет пользоваться жалким прозябанием,
    которое ей дают в обмен за ее живую душу…».
    И это решение Катерины было проявлением
    не слабости, а духовной силы и смелости.

  7. 7
    Текст добавил: Милый и красивый

    Что означает самоубийство Катерины — ее победу или поражение. Добролюбов говорил о драме А. Н. Островского «Гроза»: «В «Грозе» есть что-то даже освежающее и ободряющее. Это что-то и есть фон пьесы… обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели». Это кажущееся противоречие «трагическая гибель — начало новой жизни» и определяет смерть Катерины как победу, а не как поражение.
    Гроза ощущается уже в самом начале пьесы. И это не удивительно, потому что в сухом воздухе лживого, порочного, лицемерного и зашивающего города давно уже не хватает живительной влаги. Властители города настолько погрязли во властолюбии и страсти к наживе, что, сами того не замечая, медленно, но неотвратимо тонут в трясине собственных пороков. Катерина с самого первого дня своей жизни в этом городе почувствовала, что вянет («Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…»), ей представляется, что ее похоронили здесь заживо, и она стремится освободиться, вырваться на волю из этой темной клетки сонного города («Здесь что замуж вышла, что схоронили — все равно»).
    Сначала она противится, не хочет признаваться, что не любит Тихона («Нет, как не любить! Мне жалко его очень»), а затем, после долгих противоречивых раздумий, соглашается принять ключ от калитки, через которую можно будет ходить на свидания к Борису («Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь…»). Она влюбляется в Бориса безумно и самоотверженно. Но ощущение, что ее любовь — тяжкий грех, требующий искупления, перетягивает чашу весов. Признанием в неверности мужу Катерина сотворила грозу в этом умирающем городке. Она не побоялась быть осуждаемой и запятнанной, она волновалась больше не о себе, а о возлюбленном: «За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему — вечный позор!»Любовь не смогла спасти ее, но нашелся другой выход — смерть. Смерть Катерины — ее победа, результатом которой стало появление «луча» в этом «темном царстве». А значит, старая, заплесневелая стена дала трещину, и через нее пробиваются побеги молодой зеленой травы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *