Немало сильных характеров создано мастерами русской литературы, немало горячих сердец воспето. Но всегда или почти всегда судьбы таких героев более чем печальны — они по-настоящему трагичны! Трагедия твердости духа, веры в мечту, приверженности своим идеалам и стремлениям, трагедия добра и красоты. Одной из таких трагедий стала судьба Катерины — героини драмы А. Н. Островского “Гроза”.
В устах Кулигина, местного механика-самоучки, звучит песня “Среди долины ровныя”, которая стала поэтическим зерном всего произведения: чем богаче духовно, чем выше нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. “Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?” — отчаянно спрашивает героиня. “Куда мне бедной деться? За кого мне ухватиться?”
Известный критик Н. А. Добролюбов писал, что в “Грозе” “выражен русский сильный характер”, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. “Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантским расчетом является он перед нами… нет, он сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны”.
Катерина Островского живет в ту эпоху, когда все нравственные ценности и устои постепенно отмирают, когда невозможна гармония между стремлениями отдельного человека и правилами окружающей его среды, когда все отношения держатся лишь на угнетении, насилии и жестокости.
Чуткой душе героини чужд и противен этот мир. И что самое ужасное, почти все, кто принадлежит к этому миру по рождению и воспитанию, не видят этих перемен. “Да ведь и у нас то же самое”, — восклицает Варвара, выслушав рассказ Катерины о жизни до замужества. Но для самой героини эта разница очевидна: в доме свекрови для нее все “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе.
В родительском доме Катерина жила, “точно птичка на воле”: день ее начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее юность овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, златоглавые храмы, райские сады. И это лучшее свидетельство незаурядности ее натуры.
В семье Кабановых героиня не только вынуждена жить в чуждой ей среде, но и сама она начинает меняться под влиянием правил этого мира. Нет, в моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается. Только она отчетливо начинает понимать, что никому в окружающем ее мире нет дела до подливной сути этих ценностей.
Девушка входит в чужую семью с желанием любить, почитать свекровь и мужа. Но и от мужа она ожидает такой же любви и поддержки. Только Тихон не оправдал ее ожиданий. Он совершенно не отвечает нравственному идеалу героини, ее представлениям о том, каким должен быть муж.
В своих поступках, поведении Катерина привыкла исходить не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств — искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.
Попав в неволю, столкнувшись с миром самодурства, ханжества, отсутствия любви и взаимного уважения, она испытывает возросшую потребность жить свободно. А возможность удовлетворить такую потребность видит в любви. Постепенно Катерина приходит к тому, что начинает сама нарушать те неписаные законы, которые годами формировались и укреплялись в ее душе. В этом и заключается основная трагедия героини.
Когда “падение” свершилось, Катерина словно поднимается над самой собой, она ощущает в себе невиданные силы, она чувствует волю, и это придает ей необыкновенную смелость: “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” — говорит она Борису. Печально, что возлюбленный Катерины оказался человеком безвольным, находящимся в зависимости от своего дяди, сознательно терпящим его самодурство.
Любовь дала Катерине ощущение свободы, которой ей так не хватало. Но именно с этого ощущения, с этого прилива смелости и сил начинается главная трагедия Катерины. Сознание совершенного греха охватывает ее целиком и становится совсем нестерпимым, когда короткое счастье на воле заканчивается. И сознание это тем более мучительно, что сама героиня исключает для себя прощение и милосердие — это исключает ее вера, ее глубокая религиозность. Она не видит другого выхода, кроме смерти. Гибель Катерины неизбежна, и ее уже ничто не может остановить и предотвратить. Хотя бы потому, что ни самосознание самой героини, ни общественный уклад, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней чувству воплотиться в бытовой жизни.
Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: “Смерть по грехам страшна”. Так что если Катерина не боится, значит, грехи ее искуплены. Она умирает в тот момент, когда смерть для нее становится единственным достойным исходом, единственным спасением того высшего, что сохранилось в ней. Эта гибель напоминает нам молитву юной героини в храме, возвращая нас к началу трагедии. И это особенно укрепляет нас в мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами “темного царства” Диких и Кабановых.
Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “…душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.
Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “…душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Ни обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.
Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе — ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Для других ты честный человек, адля меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал- «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.
Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь^ говорит она, — я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».
Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырываюгто, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», — отмечал в своей статье Добролюбов.
Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.
Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно», — говорит Катерина в своем последнем монологе.’И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — восклицает она.
Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа освобождения, кроме освобождения смертью.[/sms]
Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “…душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.
Немало сильных характеров создано мастерами русской литературы, немало горячих сердец воспето. Но всегда или почти всегда судьбы таких героев более чем печальны — они по-настоящему трагичны! Трагедия твердости духа, веры в мечту, приверженности своим идеалам и стремлениям, трагедия добра и красоты. Одной из таких трагедий стала судьба Катерины — героини драмы А. Н. Островского “Гроза”.
В устах Кулигина, местного механика-самоучки, звучит песня “Среди долины ровныя”, которая стала поэтическим зерном всего произведения: чем богаче духовно, чем выше нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. “Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?” — отчаянно спрашивает героиня. “Куда мне бедной деться? За кого мне ухватиться?”
Известный критик Н. А. Добролюбов писал, что в “Грозе” “выражен русский сильный характер”, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. “Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантским расчетом является он перед нами… нет, он сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны”.
Катерина Островского живет в ту эпоху, когда все нравственные ценности и устои постепенно отмирают, когда невозможна гармония между стремлениями отдельного человека и правилами окружающей его среды, когда все отношения держатся лишь на угнетении, насилии и жестокости.
Чуткой душе героини чужд и противен этот мир. И что самое ужасное, почти все, кто принадлежит к этому миру по рождению и воспитанию, не видят этих перемен. “Да ведь и у нас то же самое”, — восклицает Варвара, выслушав рассказ Катерины о жизни до замужества. Но для самой героини эта разница очевидна: в доме свекрови для нее все “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе.
В родительском доме Катерина жила, “точно птичка на воле”: день ее начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее юность овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, златоглавые храмы, райские сады. И это лучшее свидетельство незаурядности ее натуры.
В семье Кабановых героиня не только вынуждена жить в чуждой ей среде, но и сама она начинает меняться под влиянием правил этого мира. Нет, в моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается. Только она отчетливо начинает понимать, что никому в окружающем ее мире нет дела до подливной сути этих ценностей.
Девушка входит в чужую семью с желанием любить, почитать свекровь и мужа. Но и от мужа она ожидает такой же любви и поддержки. Только Тихон не оправдал ее ожиданий. Он совершенно не отвечает нравственному идеалу героини, ее представлениям о том, каким должен быть муж.
В своих поступках, поведении Катерина привыкла исходить не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств — искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.
Попав в неволю, столкнувшись с миром самодурства, ханжества, отсутствия любви и взаимного уважения, она испытывает возросшую потребность жить свободно. А возможность удовлетворить такую потребность видит в любви. Постепенно Катерина приходит к тому, что начинает сама нарушать те неписаные законы, которые годами формировались и укреплялись в ее душе. В этом и заключается основная трагедия героини.
Когда “падение” свершилось, Катерина словно поднимается над самой собой, она ощущает в себе невиданные силы, она чувствует волю, и это придает ей необыкновенную смелость: “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” — говорит она Борису. Печально, что возлюбленный Катерины оказался человеком безвольным, находящимся в зависимости от своего дяди, сознательно терпящим его самодурство.
Любовь дала Катерине ощущение свободы, которой ей так не хватало. Но именно с этого ощущения, с этого прилива смелости и сил начинается главная трагедия Катерины. Сознание совершенного греха охватывает ее целиком и становится совсем нестерпимым, когда короткое счастье на воле заканчивается. И сознание это тем более мучительно, что сама героиня исключает для себя прощение и милосердие — это исключает ее вера, ее глубокая религиозность. Она не видит другого выхода, кроме смерти. Гибель Катерины неизбежна, и ее уже ничто не может остановить и предотвратить. Хотя бы потому, что ни самосознание самой героини, ни общественный уклад, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней чувству воплотиться в бытовой жизни.
Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: “Смерть по грехам страшна”. Так что если Катерина не боится, значит, грехи ее искуплены. Она умирает в тот момент, когда смерть для нее становится единственным достойным исходом, единственным спасением того высшего, что сохранилось в ней. Эта гибель напоминает нам молитву юной героини в храме, возвращая нас к началу трагедии. И это особенно укрепляет нас в мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами “темного царства” Диких и Кабановых.
Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “…душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.
Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “…душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Ни обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.
Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных… А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе — ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать… Для других ты честный человек, адля меня разбойник, вот и все… Так и знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал- «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.
Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с детства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испытав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько безотрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признается в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь^ говорит она, — я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».
Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырываюгто, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», — отмечал в своей статье Добролюбов.
Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Сибирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получает отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, который вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.
Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно», — говорит Катерина в своем последнем монологе.’И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее слово обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» — восклицает она.
Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа освобождения, кроме освобождения смертью.[/sms]
Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В “Грозе” этим новым, отличным от других героем, “лучом света” становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в “царстве деспотов и самодуров” человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять “царству самодуров и деспотов”.
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: “Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны”. Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: “…душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас”. Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, “что мне захочется, так и сделаю”, “я уйду, да и была такова”. С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом “темном царстве” все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: “Мне жалко его очень”. Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга (“как бы я тебя любила”), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: “Не разберу я тебя, Катя!” Да уж куда ему “разобрать” ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: “Я не понимаю, что ты говоришь”.
В “темном царстве” нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”, — ведь при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу “лишь бы все было шито да крыто”, не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что “только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!” Одна из проблем Катерины в том, что “обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может”. Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает “всегда чистая”, и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.