Сочинение на тему смерть

9 вариантов

  1. Мне никогда не приходило в голову, что можно умереть ещё где-то, кроме как попав под какой-нибудь безумный дребезжащий грузовик с пьяным за рулем.
    Давайте представим смерть. Какая она. Попробуйте её. Вам вкусно?
    Или, может быть, она противная? Склизкая и засохшая. Понюхайте смерть. Чем от неё пахнет? Закисшей кутьёй и перегаром третьего дня? А может быть землёй и свежими гвоздиками?
    Потрогайте её. Жёсткая, мягкая? Как вы можете определить эту субстанцию?
    А какая она в целом? Её можно увидеть? Завернуться в неё, укрыться ею. А можно ли отвернуться от неё.
    Представьте похороны. Что вы видите? Маленькое кладбище, где хоронили одноклассницу? Ограда, ворота, за воротами двор. В нём дети качаются на качелях и кидают друг другу маленький чуть сдутый мячик. Рядом пятиэтажки.
    Или Покровское кладбище, где лежит вся семья. Вечно сырое и грязное, будто над ним круглый год идёт дождь. И небольшая могилка, в которую каждые 30 лет хоронят друг за другом каждого члена семьи.
    Представьте крест, искусственные лилии. Жёлтые тюльпаны, куски ёлок, пасхальные яйца с прошлого года.
    А может быть, Новодевичье? Эдакая смерть для блатных. Если ты лежишь там, значит ты смог кем-то стать. Хотя какая разница. Тебя забыли ровно в тот момент, когда чёрт знает кто разбудил своим звонком твоих друзей, сообщив им новость. Сначала горе, слёзы. И местячковый ресторан, где через два дня вместе пьют малознакомые люди, которые к вечеру уже не очень помнят, зачем пришли, и перемещаются в клуб в центре города, чтобы продолжить пить.
    Дорогое бухло, разноцветные коктейли. Женщины в коротких блестящих платьях и твои друзья со скрытым стояком. Женщины в платьях есть. А тебя – нету.
    Где хоронят людей?
    Что делают с их телами?
    Закапывают в землю. Сжигают в печке и раскидывают пепел с холма. Как романтично.
    А как ещё?
    А ещё их не находят.
    Может, вы поедете кататься, а вас сожрёт крокодил или дикие звери, и черепушка с неидеальными зубами будет столетиями лежать где-нибудь в дебрях танзаний. Может быть какой-нибудь смуглый селянин найдёт её и сделает подсвечник, и будет призывать духов в свой дом, чтобы жена наконец-то родила мальчика.

  2. Мысли сегодня пришли сами, точнее: мысли то мои, но пришедшие во сне; будто бы еще в школе, и сдавал экзамен по литературе…
    Начну с того, что не начну проповедь о какой-нибудь религии, об их разных понятиях жизни и смерти. Начну со своего мировоззрения…
    Мы часто спрашиваем себя: «Для чего мы живем, растем, взрослеем, болеем, мучаемся и умираем?»
    Приведу примеры из школьной биологии, в отношении мира насекомых.
    Пример первый: бабочка…
    Перед тем, как стать полноценной душою живою, ей надо пройти четыре метаморфозы, к стати довольно болезненные: яйцо, личинка, куколка, и, потом дойти до совершенства.
    Так же, и мы переживаем второй этап жизни — этап личинки. Потом, мы должны через старость и боль пройти этап куколки — этап смерти, чтобы, через испытания; страдания и боль, пришли к освобождению совершенной души, то есть жизни!
    Почему же так долго приходится терпеть эти испытания?
    Привожу второй пример: жук Майский (Июньский)…
    Не буду повторяться про личинки и взрослые души…
    Сколько по времени живет в недрах почвы личинка Майского жука? — три года! А, сколько живет во взрослом теле? — месяц, для продолжения рода! О чем это говорит?..
    А, если это сравнить в соотношении с временной шкалой жизни человека… Естественно, вывод приходит сам…
    Так не будем роптать на кого-либо за свою несовершенную жизнь с болью и утратами, будь то Бог, природа, или другие люди, приходящие к власти… — это закономерно: мы же только на второй стадии развития души к совершенству. И, как мы проживем стадию личинки, зависит только от нас, лично… — легко ли мы сможем перенести стадию куколки…
    Это, всего лишь, одно из предположений…
    И, никого не буду уверять, что — это правда! Этого никто точно не знает: ведь личинка пока не может знать, что ей придется жить в совершенно другом теле; ее задача — путь к выживанию!
    Этой темы будут касаться вечно, на протяжении всего человечества. Будут продолжаться дискуссии и споры, и, как писали Ильф и Петров: «Заседание продолжается, господа присяжные и заседатели!»
    Хочу закончить на одном: природа сама подсказывает ответы от Создателя, их стоит лишь внимательнее наблюдать! Так, что не будьте слепыми, и, не теряйте бдительности в рассуждениях о смысле жизни!
    21 февраля 2018 года.

  3. В 20 лет мое 30-летие казалось мне таким далеким, а вот и его уже
    проскочила. Где там мои 40, 50? Смертная жизнь имеет свои этапы:
    детство, юность, молодость, зрелость, старость. В каком этапе мы
    себя ощущаем вне зависимости от возраста? И как относимся к
    прожитому?
    Почему в 20 лет таким далеким и нереальным кажется собственное
    30-летие, разница в какие-то 10 лет? Не от того ли, что относимся
    мы к своей жизни, как к бесконечному процессу? Что все еще
    впереди, куча времени. Можно не ценить, то что есть, с
    беспечностью упускать одну отличную возможность, другую (о чем
    потом будем сожалеть) из-за лени или под влиянием страхов и
    тревог, обедняя тем самым свой жизненный, внутренний опыт,
    который и наполняет нашу жизнь, который учит, заставляет мыслить,
    чувствовать, осознавать.
    Действительно, страхи, сожаления, тревоги, способны ли они
    приблизить нас к более аутентичному существованию, к ощущению
    высокой ценности жизни? Вряд ли, скорее, отдаляют. Они отнимают
    много сил, управляют нашей жизнью и порою доводят до отчаяния. И
    потом, судя по собственному опыту, бывает очень сложно себе
    простить, что сами позволили им управлять своей жизнью…
    В своих размышлениях о бессмертии я не поддержала тех
    экзистенциалистов, которые считают, что жизнь бессмертного лишена
    смысла. Я думаю, конечность жизни – это такое же бремя, требующее
    определенной ответственности, как и бесконечность. Нельзя
    примерять экзистенциальные проблемы смертного человека к
    бессмертному существу. При отсутствии ограниченности самого
    существования во времени его смысл жизни, бытие, философия будут
    носить совсем другой характер, неведомый нам, смертным.
    Представьте, бессмертный уже так устал жить свою очень длинную и
    бесконечную жизнь, что хочет умереть. Это все равно, что
    обреченному на смерть очень хочется жить. Но даже в этих тяжелых
    обстоятельствах и тот, и другой может возвыситься над своими
    страданиями, принять их и сделать их осмысленными.
    Я представила, что мне подарили бессмертие. В этой непростой
    фантазии (где моя жизнь была еще менее осмысленной, чем смертная)
    я почувствовала, что отпустили некоторые страхи и тревоги,
    связанные с безвозвратно потерянным временем и возможностями, и с
    теми возможностями, которые у меня еще будут. А в том, что
    касается времени,…пришлось признать, что в реальном мире я живу
    так, как будто собираюсь жить вечно. Все откладываю проживание,
    подлинное переживание своей настоящей жизни до какой-то точки в
    будущем, где я якобы буду лучше готова к этому, и иду за этой
    точкой, которая не стоит на месте, как ослик за морковкой… Я знаю
    о том, что когда-то перестану существовать, но вряд ли осознаю
    это.
    Что может дать нам знание, что мы «когда-то все там будем» или
    состаримся? Вероятно, это не повод выращивать в себе страхи или
    отрицать эти факты. Это сильный стимул переосмыслить нашу жизнь и
    спросить себя «как я сейчас
    живу?».
    Смерть только тогда наполняет мою жизнь смыслом, когда я ее
    осознаю, когда понимаю, что она постоянно идет рука об руку с
    жизнью и в любой момент готова взять флаг… мм… косу в руки.
    Смерть такой же естественный процесс, как и жизнь. Почему это
    осознание происходит обычно при непосредственном столкновении со
    смертью (если вообще приходит)? Не могу ничего сказать из своего
    опыта. Но неужели так необходим такой опыт, чтобы что-то сильно
    сдвинуть внутри себя? Нужно умереть, чтобы жить?
    Что же происходит с человеком, когда он сталкивается лицом к лицу
    со смертью? Что заставляет его кардинально изменить свое
    отношение к жизни? Вероятно, перед лицом смерти, теряет какую
    либо ценность многое из того, чему раньше придавалось весомое
    значение. Смерть отрывает человека от них. С ним остаются только
    его чувства, эмоции, опыт, дух, душа, тело…
    Полагаю, что и всякие, живущие в нем доселе страхи (принять
    решение, сделать ошибку, быть отвергнутым, выглядеть глупым,
    проявлять эмоции и т.д.), в этот момент становятся
    бессмысленными. Можно переложить ответственность за свой выбор на
    другого, но вот свою смерть… Никто не возьмет на себя мою смерть,
    также как, никто не проживет мою жизнь. Так почему же перед лицом
    собственной жизни мы не отказываемся
    нести весь этот набор страхов и тревог, который страшно обедняет
    и обесценивает собственную единственную и неповторимую жизнь? Не
    потому ли, что мы придаем им слишком большое значение, от чего-то
    прикрываемся ими?.. Обычно мы стараемся их прятать от других,
    порой даже от самих себя, оправдывать ими свои неудачи, чем-то
    компенсируем. Если мы их обнаруживаем, то вместо того, чтобы
    принять и позволить им быть, пытаемся с ними безуспешно бороться,
    по крайней мере, делаем вид. Все-таки они выполняют важную
    функцию – довольно надежно защищают нас от ответственности за
    свою жизнь. Так неужели эта ответственность пугает еще больше?!
    Возможно… По крайней мере, она не так привычна.
    Ну вот, начала со страха смерти, а заканчиваю другими страхами.
    Это я так обхитрила саму себя, чтобы не соприкасаться с этим
    экзистенциальным страхом или такой плавный переход? Конечно,
    страх смерти и мне не чужд. Я переживаю за своих близких, которые
    останутся здесь в случае моей смерти. Кажется странным, что мир
    будет существовать без меня. А еще меня ужасает мысль умереть,
    так и не познав полноценной прочувствованной осознаваемой жизни,
    ее насыщенного вкуса, подлинного переживания своего настоящего и
    не ощутив себя собой. Так что, есть весомый повод соприкоснуться.
    Каждый миг необратим. Течение нашей жизни однонаправлено. Мы не
    можем перенестись на … лет вперед и посмотреть, что с нами будет.
    Но мы можем хотя бы позволить себе представить, ощутить, увидеть
    себя там, где-то в будущем, на смертном одре. Что бы мы себе
    оттуда сказали очень важного?

    Страхова Е.В.,

  4. Я, пошла её проведать, и увидела, что она, не дышит.
    Я конечно в шоке, звоню в скорую, и говорю: «Мама не дышит». На , что мне отвечают : «Мы, трупами не занимаемся, звоните 02» Естественно , в отчаянии, я звоню 02, там принимают мой звонок и говорят, что высылают участкового. Немного успокоившись, я пытаюсь набрать смс брату , набираю « мама умерла», но вместо слова «умерла» набрался набор букв «рмдриа». И в мою душу закралось сомнение, может, она ещё жива? Я подхожу к ней и начинаю лихорадочно соображать, как это проверить. Первым делом пытаюсь нащупать пульс – пульса нет. Но обнаруживаю, что она вся теплая – даже горячая. Я опять бросаюсь к телефону звоню в скорую, приезжайте, может быть она ещё жива, потому, что теплая, а мне говорят : «Возьмите маленькое зеркальце, и приставьте ко рту, если зеркальце запотело, значит, она жива, звоните, тогда и мы приедем»! Я лихорадочно начинаю искать маленькое зеркальце. Маленького не нашла, хватаю большое, пристраиваю ко рту и не дыша жду, когда же запотеет. Нет, зеркальце, не запотело. Я опять в шоке. Приоткрываю веко, зрачок диаметром 4-5мм, бросаюсь искать фонарик, нашла, и свечу в глаз, зрачок не реагирует на свет, я опять в шоке. Прошёл час, я трогаю маму, а она теплая. Села, сижу соображаю, что делать, полезла в интернет, искать что то, что подскажет, как поступить, В поисках прошёл ещё час. Подхожу, трогаю маму, а она теплая, и тут, мне показалось, что живот слегка опадает, я опять хватаю зеркало – нет, не запотело. Я пытаюсь стетоскопом от тонометра, прослушать биение сердца, но услышала только очень сильный и равномерный шум. Я в отчаянии. Пришёл папа. Посидели. Прошло ещё 2 часа. Папа говорит: «Мне кажется, она дышит!» Я опять, хватаю зеркало, подношу ко рту – не запотело. Трогаю её, а она теплая!!! В 9 20 приезжает ритуальная контора за трупом, что бы отвезти в морг. Они её поднимают, а она не закоченела! Я в истерике. Собираюсь еду за ними в морг. В 10 40 в морге, спрашиваю у санитара, вы проверяли труп Женщины, которую вам привезли, а он мне отвечает : «А чего его проверять труп он и есть труп. Я ему говорю, но она умерла в 4 утра, а до сих пор теплая! Он говорит: «Хотите пройти в холодильник потрогать? Но там полно трупов!» Я об этом не думала…. Мне надо убедиться, что мама не жива. Он меня запускает в морг, открывает холодильник. Я её трогаю, а она теплая, и не застыла! Я в истерике, бегу на скорую помощь, и заявляю, что мама жива, но лежит в морге! Что врачи не констатировали смерть, и живого человека, отвезли в морг, что бы, он, там, доходил до кондиции. Врач мне говорит: «Но ведь вы проверяли – дыхания нет.» То есть, я сама, констатировала смерть, и они приняли это на веру. В морге тоже не проверили. Я была в диком ужасе. Я потребовала , что бы врач, пошёл со мной в морг, и убедил меня, что женщина мертва. В 11-20 приходим в морг, с врачом, -ноги и руки у мамы холодные и бледные, а живот, подмышки спина и затылок теплые!!! Руки легко сгибаются, кисти и пальцы подвижные. Я говорю врачу; «Прошло семь часов, из них, три часа в холодильнике морга – по вашему это нормально?» На что доктор, мне отвечает: «Так бывает» Смотрит зрачки и говорит: «Зрачки расширены. Женщина мертва», и выходит из морга на улицу, я иду за ней со словами : «Вы, в этом уверены? На все сто процентов? Может быть, она просто в коме?» Врач спрашивает у санитара: «У тебя есть зеркальце?» Он отвечает: «Нет. Да и зеркальце в холодильнике морга, не покажет вам результата, так как запотеет от холода.» Тогда врач мне говорит: «Женщина, ваша мама мертва. В коме реакция зрачков другая. Идите и готовьтесь к похоронам. Я вас понимаю, вы долго ухаживали за мамой, а теперь не хотите её отпускать. Она умерла, и не вы, не мы, не можем её уже вернуть».  Но, почему, у меня было такое чувство, что она все же сомневается.
    Диагностирование смерти является чрезвычайно важным и ответственным делом. как же такое возможно, что на скорой отказались принять вызов и бригада медиков не приехала к предположительно умершему человеку, и тщательнейшим образом не провела диагностирование.
    После этого жуткого случая, я потеряла покой и сон.  Мысль о том, что возможно мама была в коме или еще того хуже в летаргическом сне, сводит меня с ума. Вдруг она была жива, а медики не удосужились даже это проверить.  Спустя время, пережив тяжёлую  утрату, и не много прийдя в себя, я понимаю, что многое надо было делать по другому. Виню себя в том, что плохо соображала, не могла анализировать и трезво размышлять. Сейчас я считаю, что у меня начинается паранойя,  что я похоронила мать живьём. Незнаю, как мне жить с этим грузом на душе дальше?

  5. Некоторые тезисы из работы по теме Смерть и бессмертие
    К сожалению, или к счастью, все в этом мире имеет свое начало и свой конец. Не является исключением и человеческая жизнь. Конечность жизни, неизбежная смерть определяют трагичность земного существования человека. Поэтому человечество ищет пути и средства продлить жизнь. К этому направлению относятся и разработки ученых – медикаменты, и проповеди теологов о жизни после смерти, и рассуждения философов о сущности бессмертия.
    Для рассмотрения вопроса о смерти и бессмертии необходимо дать определение жизни – своеобразного источника смерти. Под понятием «жизнь» подразумевается определенный способ существования живых организмов, который состоит во взаимообмене энергией в окружающем пространстве.
    Необходимо отметить, что жизнь имеет различное значение для человека и животных. Вообще следует разграничить понятие жизни для различных существ. Так, для растений жизнь ограничивается такими процессами, как питание, выделение, рост, размножение. Жизнь животных характеризуется следующими процессами: собирание, защита, охота. У человека проявляются такие процессы, как управление, ремесло, изобретение, познание и др. следует отметить, что человеческое существование включает в себя все представленные образы жизни, благодаря чему его жизнь столь многогранна и ярка.
    Человек как социальное существо придает жизни осмысленное движение. Ему не достаточно просто существовать в этом мире, удовлетворяя свои биологические потребности и наблюдая за происходящими вокруг изменениями. Человек впервые из всех живых существ стремится понять смысл своего существования. Именно из этой проблемы произрастает проблема смерти и бессмертия. Как только человек задумывается о смысле жизни, он начинает ее ценить, следовательно, он уже боится смерти и стремится к бессмертию.
    На основе сказанного можно дать такое определение: жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре.
    Проблемы смерти, бессмертия и жизни волнуют человека практически с момента зарождения жизни. Философы обсуждали его со времен Платона, а теологи еще раньше. Способность человека к рассуждениям и логическим умозаключениям приводит к тому, что человек стремится извлечь максимум из своего существования и продлить свое пребывание на земле. Жизнь и смерть всегда воспринимались человеком как антонимы. При этом, если с жизнью ассоциировались положительные моменты, тот со смертью отрицательные. Стоит вспомнить слова древнего философа, который говорил: «Нет смысла бояться смерти. Ведь когда ко мне придет смерть – меня уже не будет». Иначе обстоит дело с категорией бессмертия. О бессмертии люди также задумываются с давних времен, при этом до сих пор ключ к постижению данного явления не найден.

  6. ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ — ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО

    (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)

    Жизнь и смерть — начало и конец человеческого суще­ствования. Со временем седой древности народы мира со­храняют представления о том, что смерть — это мета­морфоза. Паши далекие предки не верили в естественную неизбежность смерти. Они уподобляли смерть жизни. Вер­нее, смерть представлялась им своеобразной границей, за которой начиналась новая жизнь в ином мире. А раз после смерти жизнь обязательно будет иметь продолжение, то человек не боялся смерти.
    Земная жизнь представлялась нашим предкам одним из многих звеньев в длинной цепи всех умерших предков. Они поддерживали постоянную связь с ними на протяжении своей жизни, а потому земная жизнь их самих имела для них иную ценность и иной смысл. Она представлялась как бы переходным периодом от рождения до смерти. Наверное, именно поэтому наши предки серьезно верили в неотвра­тимость своего возвращения или, как говорят сейчас, пе­ревоплощения в новом облике.
    По поводу жизни и смерти в русской литературе Д. Мережковский однажды заметил: «Русская литература, которая в действительности вытекает из Пушкина и сознательно считает его своим родоначальником, измени­ла главному его завету: “Да здравствует солнце, да скро­ется тьма!”… Шестидесяти лет не прошло со дня кончины Пушкина — и все изменилось. Безнадежный мистицизм Лермонтова и Гоголя; самоуглубление Достоевского, похо­жее на бездонный, черный колодец; бегство Тургенева от ужаса смерти в красоту, бегство Льва Толстого от ужаса смерти в жалость — только ряд ступеней, по которым мы сходили все ниже и ниже, в “страну тени смертной”».
    Трудно не согласиться с Д. Мережковским в том, что А. Пушкин действительно самый светлый, жизнерадост­ный и оптимистичный русский писатель.
    Простым, веселым и менее всего походившим на суро­вого философа описывает поэта русская мемуаристка и хозяйка литературного салона А. Смирнова. Она говорит, что А. Пушкин — «маленький, подвижный, с безукоризнен­ным изяществом манер и сдержанностью светского, чело­века, с негритянским профилем, с голубыми глазами, кото­рые сразу меняли цвет, становились темными и глубокими в минуты вдохновенья». Он любил обрывать смехом, шут­кой или эпиграммой тихие скучные беседы. Он умел зара­жать своим смехом всех.
    Этим жизненным задором и веселостью проникнуты и сказки, и стихи, и эпиграммы, и письма к друзьям, и «Евгений Онегин».
    Но истинная цена человеческой мудрости проверяется отношением к смерти. А о ней А. Пушкин говорит всегда спокойно — как обычно говорят люди, близкие к приро­де, живущие в согласии с природой:
    День каждый, каждую годину Привык я думой провожать,

  7. Мое мнение такое: в жизни с человеком может случиться все, что угодно. любое горе, любое счастье и смерть. в смерти нет ни чего такого. мы рождаемся живем и умираем. бояться смерти не стоит. но что бы ее не бояться – нужно в соответствии прожить свою жизнь. прожить так, что бы ни тебе ни не дай Бог за тебя ни кому не было стыдно. что бы можно было потомкам оставить после себя достойный след. который украсит и облегчит жизнь другим. но что бы так сделать, эту самою жизнь нужно прожить от начала и до конца. приняв все. и плохое и хорошее. сделав из этого всего соответствующий вывод.
    те люди которые кончают жизнь самоубийством- люди эгоисты. я имею в виду не оправданную кончину с собой. я не знаю что было во время войн. и почему люди убивали себя. но я уверенна, что большинство из них это сделали ради кого то. самое худшее, это если человек убивает себя ради себя. или по глупости ради каково то глупого человека, который и волоса его не стоит.
    что бы прожить жизнь достойно -нужна сила и мужество. я не говорю уже о достоинстве. ведь каждый человек- это звено одной цепи. есвли одно звено развалилось, то может пропасть целая куча. которой придется долго востанавливаться и идти к остальным. а если не найдут дорогу?? ? то что? это же сколько людей с пути собьются. если ты сдался – значит ты эгоист и тебе плевать на цепь. на свою семью, друзей, животных в конце концов.. .
    где то слышала выражение “не зря в слове я одна буква, а в слове мы – две”.
    это очень хорошее выражение. я считаю, что каждому его нужно иметь при себе. и прежде чем, что то сделать – тщательно подумать. мы люди- одна семья. но если звено цепи сгнило, не надо брать с него пример. надо брать пример с блестящих звеньев. целых. я не говорю про денежное благосостояние. я говорю про душу а потом уже про деньги. деньги ни что. все что от тебя останется- это память. воспитание. дети. и смысл в том что бы дать этому всему правильное направление. не надо ровняться на сбившихся. слепой не приведет тебя к свету. а с безногим ты дальше не двинешься. я не говорю об инвалидах. это образное выражение. надо всегда оставаться человеком. а быть им огромная работа над собой!

  8. 8
    Текст добавил: КеТрИн Не ВажНо

    ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ — ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО
    (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)
    Жизнь и смерть — начало и конец человеческого суще­ствования. Со временем седой древности народы мира со­храняют представления о том, что смерть — это мета­морфоза. Паши далекие предки не верили в естественную неизбежность смерти. Они уподобляли смерть жизни. Вер­нее, смерть представлялась им своеобразной границей, за которой начиналась новая жизнь в ином мире. А раз после смерти жизнь обязательно будет иметь продолжение, то человек не боялся смерти.
    Земная жизнь представлялась нашим предкам одним из многих звеньев в длинной цепи всех умерших предков. Они поддерживали постоянную связь с ними на протяжении своей жизни, а потому земная жизнь их самих имела для них иную ценность и иной смысл. Она представлялась как бы переходным периодом от рождения до смерти. Наверное, именно поэтому наши предки серьезно верили в неотвра­тимость своего возвращения или, как говорят сейчас, пе­ревоплощения в новом облике.
    По поводу жизни и смерти в русской литературе Д. Мережковский однажды заметил: «Русская литература, которая в действительности вытекает из Пушкина и сознательно считает его своим родоначальником, измени­ла главному его завету: “Да здравствует солнце, да скро­ется тьма!”… Шестидесяти лет не прошло со дня кончины Пушкина — и все изменилось. Безнадежный мистицизм Лермонтова и Гоголя; самоуглубление Достоевского, похо­жее на бездонный, черный колодец; бегство Тургенева от ужаса смерти в красоту, бегство Льва Толстого от ужаса смерти в жалость — только ряд ступеней, по которым мы сходили все ниже и ниже, в “страну тени смертной”».
    Трудно не согласиться с Д. Мережковским в том, что А. Пушкин действительно самый светлый, жизнерадост­ный и оптимистичный русский писатель.
    Простым, веселым и менее всего походившим на суро­вого философа описывает поэта русская мемуаристка и хозяйка литературного салона А. Смирнова. Она говорит, что А. Пушкин — «маленький, подвижный, с безукоризнен­ным изяществом манер и сдержанностью светского, чело­века, с негритянским профилем, с голубыми глазами, кото­рые сразу меняли цвет, становились темными и глубокими в минуты вдохновенья». Он любил обрывать смехом, шут­кой или эпиграммой тихие скучные беседы. Он умел зара­жать своим смехом всех.
    Этим жизненным задором и веселостью проникнуты и сказки, и стихи, и эпиграммы, и письма к друзьям, и «Евгений Онегин».
    Но истинная цена человеческой мудрости проверяется отношением к смерти. А о ней А. Пушкин говорит всегда спокойно — как обычно говорят люди, близкие к приро­де, живущие в согласии с природой:
    День каждый, каждую годину Привык я думой провожать,
    Грядущей смерти годовщину Меж них стараясь угадать.
    Однако каждодневные мысли о смерти не вызывают в душе поэта горечи и печальной тоски, не нарушают душев­ной ясности.
    Истинный патриот России, А. Пушкин и после смерти хотел бы остаться им, и почивать он хотел бы «ближе к милому пределу».
    При всем своем оптимизме и жизнерадостности поэт все же не склонен отрицать неизбежное. Он принимает смерть — но с непременным благоговением перед жизнью:
    И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть,
    И равнодушная природа Красою вечною сиять.

  9. Тема смерти неотступно сопровождает поэзию Державина с его первых нам известных одических творений.
    В старости, на покое, живописуя званские красоты и натюрморты, увенчанные голубым щучьим пером, поэт словно бы опять видит: “Где стол был яств, там гроб стоит” – и горько пророчествует: “Разрушится сей дом, засохнет бор и сад…”
    В самые разные годы, в самых разных стихотворениях у поэта, умеющего так ярко воспевать радость жизни, то почти резонерски, то лирически страстно прорывается извечное “помни о смерти”.
    “На свете жить нам время срочно…” – замечает он “первому соседу”.
    Радуясь выздоровлению мецената И. И. Шувалова, рисует Харона:
    На брег из лодки вылезает
    Старик угрюмый и седой.
    И, озираясь, подпирает
    Себя ужасною косой.
    Вздыхает над гробом графини Румянцевой:
    С убогим грузом иль богатым,
    Всяк должен к вечности пристать.
    Рядом с алмазной горой водопада Кивач поэт вновь возвращается к мучающей мысли:
    Не зрим ли всякой день гробов,
    Седин дряхлеющей вселенной?
    Не слышим ли в бою часов
    Глас смерти, двери скрыт подземной.
    Так один из самых жизнелюбивых и бодрых русских поэтов оказывается и одним из самых завороженных видением смерти.
    Державин был отважным человеком. Перед пугачевской разбойной вольницей, перед бушующим, захлестывающим утлую лодку Белым морем, перед вельможным и царевым гневом он не робел, не падал духом.
    А каково не теряться перед начальством? Известно, что в коридорах власти подобострастно сгибались даже те, кто не кланялся и пулям на поле боя.
    Волевая державинская отвага в стихах, в которых поэт вдохновено переживал собственную жизнь (в каких бы формах это ни проявлялось), присутствовала и в неутомимом напоминании о дежурстве смерти рядом с живущим. Умение полнокровно, распахнуто жить и чувствовать, страстно переживать эту единственную жизнь в слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти.
    Но рядом с бренной жизнью у Державина всегда бессмертие, в ней и над нею – Бог.
    В своей удивительной оде он говорит о своем философско-религиозном понимании и жизни, и смерти, и бессмертия, обращаясь к Создателю:
    Твоей то правде нужно было,
    Чтоб смертну бездну преходило
    Мое бессмертно бытие:
    Чтоб дух мой в смертность облачился
    И чтоб чрез смерть я возвратился,
    Отец! – в бессмертие Твое.
    В “Объяснениях” на собственные сочинения Державин в связи с одой “Бог” привел о себе (говоря о себе в третьем лице, как бы продолжая цезаревскую традицию, блестяще подхваченную у нас Денисом Давыдовым) следующий “анекдот”: “Родился он в 1743 году 3 июля, а в 1744 году, в зимних месяцах, когда явилась комета… то он, быв около двух годов, увидев оную и показав пальцем, быв у няньки на руках, первое слово сказал: “Бог”.
    Рассказывая о своем младенчестве, о том, как его, хилого новорожденного, запекали, по обычаю, в хлеб, и о хвостатой комете, поэт делает в своих “Записках” примечание, где разъясняет, что два этих события, может быть, были Провидением, они предсказали поэту трудный жизненный путь и создание им поэмы “Бог”, “которая от всех похваляется”.
    Из мыслей поэта о жизни и смерти ясно, что он все же дошел в своих исканиях до гармоничного постижения этих вселенских крайностей, дошел через веру в Спасителя. Созрев духом, Державин уже не только самому себе, но и другим людям сумел сказать слова утешения и надежды:
    Почто ж терзаться и скорбеть,
    Что смертный друг твой жил не вечно?
    Жизнь есть небес мгновенный дар;
    Устрой ее себе к покою
    И чистою твоей душою
    Благословляй судеб удар.
    Итак, только в гармонии со всем сущим, включая рождение, жизнь и смерть, по Державину, утверждается связь дольнего мира с Богом, достигается победа над злом и смертью, отнюдь не являющейся преградой на пути к вечной жизни души человеческой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *