В произведении затронута тема «любовного треугольника». В нем перемешан холодный расчет Молчалина, безответная любовь Чацкого, безумные действия и эмоции Софьи, а так же аналитический подход и осторожность Лизы. Возможно, к этой группе «влюбленных» нужно добавить еще и Павла Фамусова. Он как нельзя лучше добавляет своим участием картину, внося в нее нотки комедийности и некого абсурда.
Грибоедов не делает счастливым ни одного из этих персонажей. Каждый несчастен по-своему из-за неразделенной любви. В итоге все поделятся на две категории – самих предателей, и тех которых предали. Лизу так же ждет расправа. Девушка, пострадает от Фамусова больше из-за того, что до конца оставалась ему «непокорной».
Павлу Фамусову очень выгодна подобная ситуация. Он сможет добиться желаемого от «изворотливой» прислуги, отправить дочь, подальше от Молчалина, навсегда избавиться от слишком «правдивого» Чацкого, который мог испортить его отношения с обществом. Старик выиграл и проиграл одновременно, так как уже воспитал поколение неприспособленное к правде, открытости и искренним чувствам.
Автор показывает то, что новая Россия, должна выбрать совершенно другой путь к достижению своих целей, навсегда отказавшись от фамусовских «предрассудков». Однако сразу это сделать будет сложно, так как начинать должен каждый с себя. Споры и разногласия будут продолжаться до тех пор, пока каждый не научится прислушиваться к желаниям другого. А пока этого не произошло, в стране еще многие испытают горе от своего ума, и безумия окружающих.
Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критики по разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий – это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Что же такое ум в комедии “Горе от ума” и кто является в ней умным человеком?
Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” – комедия, перешагнувшая классицизм.
Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.
В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. “Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы” (И. А. Гончаров).
Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”. Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?” Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. “Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: “Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме”. (И. А. Гончаров)
Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав “умным” Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий “благоразумия”, которые в “Горе от ума” связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.
Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества.
Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится
И в чтеньи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ. Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами. Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен. Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей. Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто?”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов. Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание. Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А.С. Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А.С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию. Мне кажется, что автор представлял в роли Чацкого себя и свое окружение.
Комедия названа “Горе от ума” потому, что Чацкий пострадал из-за своего желания как-то изменить людей, показать им, что можно делать добро бескорыстно, “служить делу, а не лицам” и не зависеть от высших чинов. Чацкий — борец за правду, честность, верность и дружбу, образование.
Первоначальный вариант названия этой пьесы – «Горе уму», в таком варианте содержался намек на упадок в современном А.С. Грибоедову обществе. Автор, вероятно, пытался предостеречь окружающих о возможных событиях. «Горе уму» звучит почти как лозунг, как своеобразное предостережение.
Если торжествует не ум, значит, вокруг царит глупость. В дальнейшем драматург заменил название, указав на причину несчастий, выпавших на долю главного героя. В самом наименовании пьесы автор намекает на его дальнейшую судьбу.
Почему ум приносит горе?
Чацкий – яркий образчик ума, вызывающего горе. Ум сам по себе, будучи просто идеей, не приносит бед, но, найдя свое воплощение в фигуре центрального персонажа, становится виновником всех несчастий.
У героя в заданных обстоятельствах практически нет другого варианта судьбы – только страдания и одиночество. Это рок, преследующий всех людей с прогрессивными взглядами. Неслучайно появилась народная мудрость, что в своем отечестве нет пророков.
Соотношение ума Чацкого и житейской мудрости
Александр Сергеевич Грибоедов описывает почти прописную истину: ничего хорошего не выйдет, если слишком много умничать. Чтобы добиться успеха нужно проявлять гибкость. В результате бесконечные споры Чацкого с окружающими, попытки изменить их жизненную философию, не приносят желаемого эффекта. Такой вариант не срабатывал никогда. Как известно, в спорах истина не рождается, несмотря на популярную поговорку.
Обычные люди живут в обычном мире, им нет дела до высоких материй. Комфорт намного важнее, эту идею в наиболее яркой форме воплощает в себе Фамусов. Главный «антигерой» считает высшей ценностью социальное положение и богатство. Большинство людей стремится именно к достижению этих целей, так как деньги и власть дают самое ощутимое преимущество.
Вне всяких сомнений, идеалы Чацкого более важны. Что может быть более ценным, чем реализация и раскрытие личности, развитие культуры. Именно эти ценности воплощают в себе идею ума, но в такой форме ум не очень практичен, он не приносит явных выгод. Весомую пользу в житейском смысле приносят именно взгляды, господствующие в фамусовском обществе.
Как в пьесе раскрывается ее название?
Анализ текста пьесы позволяет прийти к выводу, что именно споры умного Чацкого с глупым окружением стало причиной такого названия. Под горем драматург понимает судьбу героя. Его образ мыслей, хорошее образование, та страстность и пылкость, с которой он отстаивает свои убеждения, приводят лишь к потерям и изгнанию из родного города.
Даже его любовные отношения терпят крах. Ум, при этом, Александр Грибоедов понимает как честность и мужество центрального персонажа.
Пьеса приобрела статус шедевра русской литературы уже после смерти автора, потому что многие детали были запрещены цензурой.
«Горе от ума» — первая реалистическая комедия з русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.
Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу.
У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.
Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал «муж-мальчик», «муж слуга».
У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них
разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным. Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.
Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А. С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества. Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки.
Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится И в чтеньи прок-от не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ.
Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами. Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен.
Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей. Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто?”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов.
Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание. Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А. С. Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А. С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию.
Именно ум Чацкого — первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала «чудаком», «странным человеком», а потом безумцем. Главный герой понимает «предназначенье века» и, будучи гражданином, патриотом, не может «в постыдной праздности влачить свой век младой». Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы. Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:
Что нового покажет мне Москва?Вчера был бал, а завтра будет два.
Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет «веком покорности и страха». В монологе «А судьи кто?..» он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее «умному и доброму» народу.
Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство «веком минувшим», он чужой, мало того — «карбонарий». Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Каждый из них по-своему умен.
Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах «ума». Чацкий — носитель настоящего ума — светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев — житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний». Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают «ум», как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».
У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.
Фамусов:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,Что по отцу и сыну честь;Будь плохонький, да если наберетсяДуш тысячки две родовых, — Тот и жених.
Молчалин:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь…Ведь надобно ж зависеть от других.
Репетилов убежден: «умный человек не может быть не плутом». Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. «Зачем ума искать и ездить так далеко?» — спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов. Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.
Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против «века минувшего» с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого — это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, «житья прошедшего подлейшие черты» которого ненавистны тем, кто воплощает «век нынешний». Именно потому, что Чацкий живет «с веком наравне», у него нет, и не может быть ничего общего с Фамусовыми, молчалиными, скалозубами; его конфликт с ними и такими, как они (а у Грибоедова все герои — «знакомые незнакомцы»), неизбежен.
В комедии Чацкий одинок, но «за сценой» присутствуют его единомышленники, такие же «умники», которых не только опасаются, но и боятся Фамусов и его гости. Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся «каких-то новых правил», несмотря на то, что «чин следовал ему», «он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже «чинов не хочет знать», и профессора Педагогического института: они упражняются «в расколах и безверье». От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. Поэтому «мы» в его монологе не случайно: «теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…»
Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению — характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: «Зачем ума искать и ездить так далеко?»), и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. «Мы были дети 1812 года», — сказал декабрист М. И. Муравьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников.
Итак, в комедии показано неминуемое столкновение «умного» представителя «века нынешнего», выступающего от имени таких же «умников», и общество «старух зловещих, стариков» (понятно, что дело тут не в возрасте, а во взглядах, убеждениях, о чем красноречиво говорит эпитет «зловещих»). Материал с сайта //iEssay.ru
А. С. Грибоедов знаменит как автор одного произведения. Комедия “Горе от ума”, созданная в период организации тайных обществ, вызвала большой общественный интерес, множество различных откликов. Особенно много вопросов вызвало название комедии.
Автор неоднократно подчеркивает, что герой его, Чацкий, необыкновенно умен. Для современников ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а “вольнодумцем”, принадлежавшим к передовому кругу. “Высокие думы”, волновавшие его и всю передовую молодежь того времени, означали любовь к Родине, вольнолюбивые стремления, возвышенные цели жизни.
Вольнолюбие Чацкого формировалось в условиях, типичных для дворянской молодежи. Детство его прошло в доме Фамусова. Дух “века минувшего”, низкопоклонство, пустота Жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусова. Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, вернувшаяся с победой из заграничного похода. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили Чацкого. Все это решило его судьбу:
Вот о себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него.
“Охота странствовать” должна была обогатить его разум современными передовыми идеями, сведениями, необходимыми для деятельности патриота и гражданина. Предчувствуя сердечную утрату, Чацкий все же покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Никогда не поступился бы Чацкий ради любви принципами морали и долга.
Герой попадает в Петербург, когда там зарождались свободолюбивые идеи. В этой обстановке сложились взгляды, стремления и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.
После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Здесь он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. По-видимому, Чацкий гуманно относился к крестьянам, как-то облегчил крепостную неволю.
Затем Чацкий отправился за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.
В комедии мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фа-мусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй, издевательство над личностью крестьянина. Чацкий говорит о бодром, умном русском народе. Резкий протест вызывает дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.
Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни.
Пылкость Чацкого соединяется в нем с волей. Он умеет владеть своими чувствами, подчинять их разуму. Ум с сердцем у него всегда в ладу.
Но романтическое вольнолюбие Чацкого, его вера в людей, в силу разума сталкиваются с реальной крепостнической действительностью. С горячим сочувствием раскрывает автор и личную, и общественную драму героя. В чужих краях он истосковался по родине. Встреча с Софьей оживляет его. Но вскоре у него появляется сомнение в ее любви к нему, появляется нервозность. В соответствии с личной драмой растет и общественная драма. Он слишком любил Софью, и здесь начинается горе Чацкого – горе от высокого понимания им человеческого достоинства. Он может любить только человека, соответствующего его высоким моральным идеалам. Чацкий был потрясен не только тем, что Софья разлюбила его, но и тем, что доверие к ней, возвышенное о ней представление было растоптано Софьей, осмеяно, уничтожено.
А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
В этих словах звучит не уязвленное самолюбие, а оскорбленная гордость личности, человека высокой морали.
Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, лучших стремлений. Заветные мысли Чацкого вызывают непонимание и насмешку. Он чувствует себя одиноким. Чацкий обращается к Софье, надеясь, что она поймет его. Но все смотрят на него, как на безумного. Одинокий, отвергнутый, объявленный сумасшедшим, Чацкий видит, как равнодушные к его горю пары кружатся в вальсе.
Драма Чацкого типична для русской жизни 20-х годов. Это драма крушения ума человека в России, ненужности ума в России. Разве Пушкин не восклицал: “Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!”. Однако финал комедии оптимистичен. Не только горе от ума испытывает Чацкий. Чацкие наносит страшный удар своими обличениями Фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Борьба против него не завершилась. Она в русской жизни только начиналась.
Смысл
названия комедии
А. С. Грибоедова
«Горе от ума»
Название любого
произведения
– ключ к его
пониманию,
поскольку оно
почти всегда
содержит указание
– прямое или
косвенное –
на основную
мысль, положенную
в основу творения,
на ряд проблем,
осмысливаемых
автором. Название
комедии А. С.
Грибоедова
«Горе от ума»
вносит в конфликт
пьесы необычайно
важную категорию,
а именно категорию
ума. Источник
подобного
заглавия, такого
непривычного
названия, к
тому же первоначально
звучавшего
как «Горе уму»,
восходит к
русской пословице,
в которой
противостояние
между умным
и глупым заканчивалось
победой дурака.
Конфликт между
умником и глупцом
вообще всегда
был очень важен
и актуален для
комедиографов,
принадлежащих
к школе классицизма.
Критики по-разному
поняли смысл
конфликта в
комедии. Например,
мнения Гончарова
и Пушкина о
Чацком и о том,
кто же, по замыслу
Грибоедова,
является носителем
ума в комедии,
расходятся.
Гончаров в
статье «Мильон
терзаний»
писал: «Сам
Грибоедов
приписал горе
Чацкого его
уму, а Пушкин
отказал ему
вовсе в уме…
Но Чацкий не
только умнее
всех прочих
лиц, но и положительно
умен». Пушкин
же считал, что
в комедии только
один умный
человек – это
сам Грибоедов,
а Чацкий – это
только «пылкий,
благородный
и добрый малый,
проведший
несколько
времени с очень
умным человеком
(с Грибоедовым)
и напитавшийся
его мыслями,
остротами и
сатирическими
замечаниями».
Что же такое
ум в комедии
«Горе от ума»
и кто является
в ней умным
человеком?
Ум является
теоретической
добродетелью.
Для предшественников
Грибоедова
умом считалось
только соблюдение
меры. Таким
умом в комедии
обладает Молчалин,
а не Чацкий. Ум
Молчалина
служит его
хозяину, помогает
ему, Чацкому
же его ум только
вредит, он сродни
безумию для
окружающих,
именно он приносит
ему «мильон
терзаний».
Удобный ум
Молчалина
противопоставляется
странному и
возвышенному
уму Чацкого,
но это уже не
борьба ума и
глупости. В
комедии Грибоедова
нет глупцов,
ее конфликт
строится на
противостоянии
разных типов
ума. «Горе от
ума» – комедия,
перешагнувшая
классицизм.
Категория ума
имеет отношение
к философскому
строю пьесы,
невозможному
в комедии
классицизма,
который был
ориентирован
на уже заданные
абсолютные
истины.
В произведении
Грибоедова
задается вопрос:
что же есть ум.
Почти у каждого
героя есть свой
ответ, почти
каждый говорит
об уме. У каждого
героя есть свое
представление
об уме. Эталона
ума нет в пьесе
Грибоедова,
поэтому в ней
нет и победителя.
«Комедия дает
Чацкому только
“мильон терзаний”
и оставляет,
по-видимому,
в том же положении
Фамусова и его
братию, в каком
они были, не
говоря ничего
о последствиях
борьбы» (И. А.
Гончаров).
Чацкий отличается
от окружающих
не тем, что он
человечнее,
чувствительнее.
Для Чацкого
существуют
две несовпадающие
категории: ум
и чувство. Он
говорит Софье,
что у него «ум
с сердцем не
в ладу». Описывая
Молчалина,
Чацкий снова
разграничивает
эти понятия:
«Пускай в Молчалине
ум бойкий, гений
смелый, но есть
ли в нем та страсть?
то чувство?
пылкость та?»
Чувство оказывается
выше ума светского:
в конце комедии
Чацкий убегает
не для того,
чтобы защитить
свой одинокий
ум, а чтобы забыть
об оскорблениях,
нанесенных
его чувству.
«Горе от ума
Чацкого состоит
в том, что его
ум резко отличается
от ума светского,
а чувством он
привязан к
свету. Кроме
того, его ум
сыграл не последнюю
роль в его любовной
драме: „Личное
его горе произошло
не от одного
ума, а более от
других причин,
где ум его играл
страдательную
роль, это подало
Пушкину повод
отказать ему
в уме“. (И. А. Гончаров)
Название пьесы
содержит в себе
необычайно
важный вопрос:
что такое ум
для Грибоедова.
Ответа на этот
вопрос писатель
не дает. Назвав
«умным» Чацкого,
Грибоедов
перевернул
понятие ума
осмеял старое
его понимание.
Грибоедов
показал человека,
полного просветительского
пафоса, но
наталкивающегося
на нежелание
понимать его,
проистекающее
именно из
традиционных
понятий «благоразумия»,
которые в «Горе
от ума» связываются
с определенной
социальной
и политической
программой.
Комедия Грибоедова,
начиная с названия,
обращена не
к Фамусовым,
а к Чацким –
смешным и одиноким
(один умный
человек на 25
глупцов), стремящимся
изменить неизменяемый
мир.
Грибоедов
создал нетрадиционную
для своего
времени комедию.
Он обогатил
и психологически
переосмыслил
характеры
героев и традиционные
для комедии
классицизма
проблемы, его
метод близок
к реалистическому,
но все же не
достигает
реализма во
всей его полноте.
Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества.
Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится
И в чтеньи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ. Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами. Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен. Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей. Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто?”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов. Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание. Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А.С. Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А.С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию. Мне кажется, что автор представлял в роли Чацкого себя и свое окружение.
Комедия названа “Горе от ума” потому, что Чацкий пострадал из-за своего желания как-то изменить людей, показать им, что можно делать добро бескорыстно, “служить делу, а не лицам” и не зависеть от высших чинов. Чацкий — борец за правду, честность, верность и дружбу, образование.
?
В произведении затронута тема «любовного треугольника». В нем перемешан холодный расчет Молчалина, безответная любовь Чацкого, безумные действия и эмоции Софьи, а так же аналитический подход и осторожность Лизы. Возможно, к этой группе «влюбленных» нужно добавить еще и Павла Фамусова. Он как нельзя лучше добавляет своим участием картину, внося в нее нотки комедийности и некого абсурда.
Грибоедов не делает счастливым ни одного из этих персонажей. Каждый несчастен по-своему из-за неразделенной любви. В итоге все поделятся на две категории – самих предателей, и тех которых предали. Лизу так же ждет расправа. Девушка, пострадает от Фамусова больше из-за того, что до конца оставалась ему «непокорной».
Павлу Фамусову очень выгодна подобная ситуация. Он сможет добиться желаемого от «изворотливой» прислуги, отправить дочь, подальше от Молчалина, навсегда избавиться от слишком «правдивого» Чацкого, который мог испортить его отношения с обществом. Старик выиграл и проиграл одновременно, так как уже воспитал поколение неприспособленное к правде, открытости и искренним чувствам.
Автор показывает то, что новая Россия, должна выбрать совершенно другой путь к достижению своих целей, навсегда отказавшись от фамусовских «предрассудков». Однако сразу это сделать будет сложно, так как начинать должен каждый с себя. Споры и разногласия будут продолжаться до тех пор, пока каждый не научится прислушиваться к желаниям другого. А пока этого не произошло, в стране еще многие испытают горе от своего ума, и безумия окружающих.
Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как “Горе уму”, восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критики по разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен”. Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий – это только “пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями”. Что же такое ум в комедии “Горе от ума” и кто является в ней умным человеком?
Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему “мильон терзаний”. Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. “Горе от ума” – комедия, перешагнувшая классицизм.
Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.
В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя. “Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы” (И. А. Гончаров).
Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него “ум с сердцем не в ладу”. Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: “Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?” Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. “Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: “Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме”. (И. А. Гончаров)
Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав “умным” Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий “благоразумия”, которые в “Горе от ума” связываются с определенной социальной и политической программой. Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.
Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.
Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества.
Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится
И в чтеньи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ. Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами. Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен. Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей. Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто?”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов. Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание. Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А.С. Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А.С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию. Мне кажется, что автор представлял в роли Чацкого себя и свое окружение.
Комедия названа “Горе от ума” потому, что Чацкий пострадал из-за своего желания как-то изменить людей, показать им, что можно делать добро бескорыстно, “служить делу, а не лицам” и не зависеть от высших чинов. Чацкий — борец за правду, честность, верность и дружбу, образование.
Первоначальный вариант названия этой пьесы – «Горе уму», в таком варианте содержался намек на упадок в современном А.С. Грибоедову обществе. Автор, вероятно, пытался предостеречь окружающих о возможных событиях. «Горе уму» звучит почти как лозунг, как своеобразное предостережение.
Если торжествует не ум, значит, вокруг царит глупость. В дальнейшем драматург заменил название, указав на причину несчастий, выпавших на долю главного героя. В самом наименовании пьесы автор намекает на его дальнейшую судьбу.
Почему ум приносит горе?
Чацкий – яркий образчик ума, вызывающего горе. Ум сам по себе, будучи просто идеей, не приносит бед, но, найдя свое воплощение в фигуре центрального персонажа, становится виновником всех несчастий.
У героя в заданных обстоятельствах практически нет другого варианта судьбы – только страдания и одиночество. Это рок, преследующий всех людей с прогрессивными взглядами. Неслучайно появилась народная мудрость, что в своем отечестве нет пророков.
Соотношение ума Чацкого и житейской мудрости
Александр Сергеевич Грибоедов описывает почти прописную истину: ничего хорошего не выйдет, если слишком много умничать. Чтобы добиться успеха нужно проявлять гибкость. В результате бесконечные споры Чацкого с окружающими, попытки изменить их жизненную философию, не приносят желаемого эффекта. Такой вариант не срабатывал никогда. Как известно, в спорах истина не рождается, несмотря на популярную поговорку.
Обычные люди живут в обычном мире, им нет дела до высоких материй. Комфорт намного важнее, эту идею в наиболее яркой форме воплощает в себе Фамусов. Главный «антигерой» считает высшей ценностью социальное положение и богатство. Большинство людей стремится именно к достижению этих целей, так как деньги и власть дают самое ощутимое преимущество.
Вне всяких сомнений, идеалы Чацкого более важны. Что может быть более ценным, чем реализация и раскрытие личности, развитие культуры. Именно эти ценности воплощают в себе идею ума, но в такой форме ум не очень практичен, он не приносит явных выгод. Весомую пользу в житейском смысле приносят именно взгляды, господствующие в фамусовском обществе.
Как в пьесе раскрывается ее название?
Анализ текста пьесы позволяет прийти к выводу, что именно споры умного Чацкого с глупым окружением стало причиной такого названия. Под горем драматург понимает судьбу героя. Его образ мыслей, хорошее образование, та страстность и пылкость, с которой он отстаивает свои убеждения, приводят лишь к потерям и изгнанию из родного города.
Даже его любовные отношения терпят крах. Ум, при этом, Александр Грибоедов понимает как честность и мужество центрального персонажа.
Пьеса приобрела статус шедевра русской литературы уже после смерти автора, потому что многие детали были запрещены цензурой.
«Горе от ума» — первая реалистическая комедия з русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).
Название первой редакции комедии было другое — «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.
Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.
Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу.
У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.
Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал «муж-мальчик», «муж слуга».
У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них
разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным. Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.
Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.
Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А. С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества. Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки.
Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится И в чтеньи прок-от не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ.
Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами. Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен.
Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей. Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто?”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов.
Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание. Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А. С. Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А. С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию.
Именно ум Чацкого — первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала «чудаком», «странным человеком», а потом безумцем. Главный герой понимает «предназначенье века» и, будучи гражданином, патриотом, не может «в постыдной праздности влачить свой век младой». Он борется с обществом обличающим словом. Чацкий бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы. Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:
Что нового покажет мне Москва?Вчера был бал, а завтра будет два.
Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет «веком покорности и страха». В монологе «А судьи кто?..» он обрушивается на тех «негодяев знатных», которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке». Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее «умному и доброму» народу.
Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство «веком минувшим», он чужой, мало того — «карбонарий». Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Каждый из них по-своему умен.
Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах «ума». Чацкий — носитель настоящего ума — светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев — житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познаний». Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают «ум», как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».
У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.
Фамусов:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,Что по отцу и сыну честь;Будь плохонький, да если наберетсяДуш тысячки две родовых, — Тот и жених.
Молчалин:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь…Ведь надобно ж зависеть от других.
Репетилов убежден: «умный человек не может быть не плутом». Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. «Зачем ума искать и ездить так далеко?» — спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов. Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.
Грибоедов в своей комедии поднял голос в защиту разума, просвещения, культуры, национальной и социальной независимости: против «века минувшего» с его отжившими взглядами и рабской психологией. Ум Чацкого — это передовые убеждения человека, враждебного косному и отсталому фамусовскому обществу, «житья прошедшего подлейшие черты» которого ненавистны тем, кто воплощает «век нынешний». Именно потому, что Чацкий живет «с веком наравне», у него нет, и не может быть ничего общего с Фамусовыми, молчалиными, скалозубами; его конфликт с ними и такими, как они (а у Грибоедова все герои — «знакомые незнакомцы»), неизбежен.
В комедии Чацкий одинок, но «за сценой» присутствуют его единомышленники, такие же «умники», которых не только опасаются, но и боятся Фамусов и его гости. Это и двоюродный брат Скалозуба, набравшийся «каких-то новых правил», несмотря на то, что «чин следовал ему», «он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Это и ученый племянник княгини Тугоуховской, который тоже «чинов не хочет знать», и профессора Педагогического института: они упражняются «в расколах и безверье». От имени этих молодых людей, детей 1812 года, и выступает Чацкий. Поэтому «мы» в его монологе не случайно: «теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется враг исканий…»
Ум Чацкого следует понимать и буквально, ведь стремление к просвещению — характерная черта передовой молодежи (вспомним, как Софья упрекает его: «Зачем ума искать и ездить так далеко?»), и как враждебные дворянской Москве передовые взгляды. «Мы были дети 1812 года», — сказал декабрист М. И. Муравьев-Апостол. И мы, читатели, за одинокой в комедии фигурой Чацкого угадываем всю молодую Россию грибоедовского времени, Россию будущих декабристов и их единомышленников.
Итак, в комедии показано неминуемое столкновение «умного» представителя «века нынешнего», выступающего от имени таких же «умников», и общество «старух зловещих, стариков» (понятно, что дело тут не в возрасте, а во взглядах, убеждениях, о чем красноречиво говорит эпитет «зловещих»). Материал с сайта //iEssay.ru
А. С. Грибоедов знаменит как автор одного произведения. Комедия “Горе от ума”, созданная в период организации тайных обществ, вызвала большой общественный интерес, множество различных откликов. Особенно много вопросов вызвало название комедии.
Автор неоднократно подчеркивает, что герой его, Чацкий, необыкновенно умен. Для современников ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а “вольнодумцем”, принадлежавшим к передовому кругу. “Высокие думы”, волновавшие его и всю передовую молодежь того времени, означали любовь к Родине, вольнолюбивые стремления, возвышенные цели жизни.
Вольнолюбие Чацкого формировалось в условиях, типичных для дворянской молодежи. Детство его прошло в доме Фамусова. Дух “века минувшего”, низкопоклонство, пустота Жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусова. Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, вернувшаяся с победой из заграничного похода. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили Чацкого. Все это решило его судьбу:
Вот о себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него.
“Охота странствовать” должна была обогатить его разум современными передовыми идеями, сведениями, необходимыми для деятельности патриота и гражданина. Предчувствуя сердечную утрату, Чацкий все же покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Никогда не поступился бы Чацкий ради любви принципами морали и долга.
Герой попадает в Петербург, когда там зарождались свободолюбивые идеи. В этой обстановке сложились взгляды, стремления и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.
После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Здесь он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. По-видимому, Чацкий гуманно относился к крестьянам, как-то облегчил крепостную неволю.
Затем Чацкий отправился за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.
В комедии мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фа-мусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй, издевательство над личностью крестьянина. Чацкий говорит о бодром, умном русском народе. Резкий протест вызывает дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.
Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни.
Пылкость Чацкого соединяется в нем с волей. Он умеет владеть своими чувствами, подчинять их разуму. Ум с сердцем у него всегда в ладу.
Но романтическое вольнолюбие Чацкого, его вера в людей, в силу разума сталкиваются с реальной крепостнической действительностью. С горячим сочувствием раскрывает автор и личную, и общественную драму героя. В чужих краях он истосковался по родине. Встреча с Софьей оживляет его. Но вскоре у него появляется сомнение в ее любви к нему, появляется нервозность. В соответствии с личной драмой растет и общественная драма. Он слишком любил Софью, и здесь начинается горе Чацкого – горе от высокого понимания им человеческого достоинства. Он может любить только человека, соответствующего его высоким моральным идеалам. Чацкий был потрясен не только тем, что Софья разлюбила его, но и тем, что доверие к ней, возвышенное о ней представление было растоптано Софьей, осмеяно, уничтожено.
А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
В этих словах звучит не уязвленное самолюбие, а оскорбленная гордость личности, человека высокой морали.
Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, лучших стремлений. Заветные мысли Чацкого вызывают непонимание и насмешку. Он чувствует себя одиноким. Чацкий обращается к Софье, надеясь, что она поймет его. Но все смотрят на него, как на безумного. Одинокий, отвергнутый, объявленный сумасшедшим, Чацкий видит, как равнодушные к его горю пары кружатся в вальсе.
Драма Чацкого типична для русской жизни 20-х годов. Это драма крушения ума человека в России, ненужности ума в России. Разве Пушкин не восклицал: “Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!”. Однако финал комедии оптимистичен. Не только горе от ума испытывает Чацкий. Чацкие наносит страшный удар своими обличениями Фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Борьба против него не завершилась. Она в русской жизни только начиналась.
Смысл
названия комедии
А. С. Грибоедова
«Горе от ума»
Название любого
произведения
– ключ к его
пониманию,
поскольку оно
почти всегда
содержит указание
– прямое или
косвенное –
на основную
мысль, положенную
в основу творения,
на ряд проблем,
осмысливаемых
автором. Название
комедии А. С.
Грибоедова
«Горе от ума»
вносит в конфликт
пьесы необычайно
важную категорию,
а именно категорию
ума. Источник
подобного
заглавия, такого
непривычного
названия, к
тому же первоначально
звучавшего
как «Горе уму»,
восходит к
русской пословице,
в которой
противостояние
между умным
и глупым заканчивалось
победой дурака.
Конфликт между
умником и глупцом
вообще всегда
был очень важен
и актуален для
комедиографов,
принадлежащих
к школе классицизма.
Критики по-разному
поняли смысл
конфликта в
комедии. Например,
мнения Гончарова
и Пушкина о
Чацком и о том,
кто же, по замыслу
Грибоедова,
является носителем
ума в комедии,
расходятся.
Гончаров в
статье «Мильон
терзаний»
писал: «Сам
Грибоедов
приписал горе
Чацкого его
уму, а Пушкин
отказал ему
вовсе в уме…
Но Чацкий не
только умнее
всех прочих
лиц, но и положительно
умен». Пушкин
же считал, что
в комедии только
один умный
человек – это
сам Грибоедов,
а Чацкий – это
только «пылкий,
благородный
и добрый малый,
проведший
несколько
времени с очень
умным человеком
(с Грибоедовым)
и напитавшийся
его мыслями,
остротами и
сатирическими
замечаниями».
Что же такое
ум в комедии
«Горе от ума»
и кто является
в ней умным
человеком?
Ум является
теоретической
добродетелью.
Для предшественников
Грибоедова
умом считалось
только соблюдение
меры. Таким
умом в комедии
обладает Молчалин,
а не Чацкий. Ум
Молчалина
служит его
хозяину, помогает
ему, Чацкому
же его ум только
вредит, он сродни
безумию для
окружающих,
именно он приносит
ему «мильон
терзаний».
Удобный ум
Молчалина
противопоставляется
странному и
возвышенному
уму Чацкого,
но это уже не
борьба ума и
глупости. В
комедии Грибоедова
нет глупцов,
ее конфликт
строится на
противостоянии
разных типов
ума. «Горе от
ума» – комедия,
перешагнувшая
классицизм.
Категория ума
имеет отношение
к философскому
строю пьесы,
невозможному
в комедии
классицизма,
который был
ориентирован
на уже заданные
абсолютные
истины.
В произведении
Грибоедова
задается вопрос:
что же есть ум.
Почти у каждого
героя есть свой
ответ, почти
каждый говорит
об уме. У каждого
героя есть свое
представление
об уме. Эталона
ума нет в пьесе
Грибоедова,
поэтому в ней
нет и победителя.
«Комедия дает
Чацкому только
“мильон терзаний”
и оставляет,
по-видимому,
в том же положении
Фамусова и его
братию, в каком
они были, не
говоря ничего
о последствиях
борьбы» (И. А.
Гончаров).
Чацкий отличается
от окружающих
не тем, что он
человечнее,
чувствительнее.
Для Чацкого
существуют
две несовпадающие
категории: ум
и чувство. Он
говорит Софье,
что у него «ум
с сердцем не
в ладу». Описывая
Молчалина,
Чацкий снова
разграничивает
эти понятия:
«Пускай в Молчалине
ум бойкий, гений
смелый, но есть
ли в нем та страсть?
то чувство?
пылкость та?»
Чувство оказывается
выше ума светского:
в конце комедии
Чацкий убегает
не для того,
чтобы защитить
свой одинокий
ум, а чтобы забыть
об оскорблениях,
нанесенных
его чувству.
«Горе от ума
Чацкого состоит
в том, что его
ум резко отличается
от ума светского,
а чувством он
привязан к
свету. Кроме
того, его ум
сыграл не последнюю
роль в его любовной
драме: „Личное
его горе произошло
не от одного
ума, а более от
других причин,
где ум его играл
страдательную
роль, это подало
Пушкину повод
отказать ему
в уме“. (И. А. Гончаров)
Название пьесы
содержит в себе
необычайно
важный вопрос:
что такое ум
для Грибоедова.
Ответа на этот
вопрос писатель
не дает. Назвав
«умным» Чацкого,
Грибоедов
перевернул
понятие ума
осмеял старое
его понимание.
Грибоедов
показал человека,
полного просветительского
пафоса, но
наталкивающегося
на нежелание
понимать его,
проистекающее
именно из
традиционных
понятий «благоразумия»,
которые в «Горе
от ума» связываются
с определенной
социальной
и политической
программой.
Комедия Грибоедова,
начиная с названия,
обращена не
к Фамусовым,
а к Чацким –
смешным и одиноким
(один умный
человек на 25
глупцов), стремящимся
изменить неизменяемый
мир.
Грибоедов
создал нетрадиционную
для своего
времени комедию.
Он обогатил
и психологически
переосмыслил
характеры
героев и традиционные
для комедии
классицизма
проблемы, его
метод близок
к реалистическому,
но все же не
достигает
реализма во
всей его полноте.
Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества.
Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится
И в чтеньи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ. Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами. Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен. Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей. Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто?”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов. Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание. Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А.С. Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А.С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию. Мне кажется, что автор представлял в роли Чацкого себя и свое окружение.
Комедия названа “Горе от ума” потому, что Чацкий пострадал из-за своего желания как-то изменить людей, показать им, что можно делать добро бескорыстно, “служить делу, а не лицам” и не зависеть от высших чинов. Чацкий — борец за правду, честность, верность и дружбу, образование.
?