Сочинение на тему смысл названия пьесы бесприданница

8 вариантов

  1. История создания

    Замысел драмы «Бесприданница» был задуман А. Н. Островским в 1874 г. Первоначальный сюжет был совершенно другим (старуха с тремя дочерьми, двое влюбленных). По некоторым сведениям, оригинальный вариант сложился у писателя под впечатлением от кинешемского дела об убийстве мужем своей жены из ревности. Большую роль в скандальной истории сыграл «миллионщик» И. А. Коновалов (возможный прототип Кнурова).
    Пьеса была закончена в конце 1878 г. Через несколько дней состоялась ее премьера в московском Малом театре.

    Смысл названия

    Название «Бесприданница» указывает на главную героиню и на ее жизненную трагедию. Лариса не имеет хорошего приданого, что в эпоху Островского было серьезным препятствием для брака.

    Основная тема произведения

    Основная тема произведения — трагическая судьба бесприданницы.
    Лариса — очень красивая, образованная, обладающая музыкальным вкусом девушка. Эти несомненные достоинства привлекают к ней поклонников. Но как только почитатели талантов Ларисы узнают, что она бедна, ухаживания прекращаются. Никому не нужна бедная жена, которую придется содержать.
    Харита Игнатьевна продолжает возлагать на Ларису большие надежды. Она специально привлекает в дом молодых людей, заставляя дочь развлекать их. Старшая Огудалова признается, что в Ларисе совершенно нет женской хитрости. Если бы Лариса захотела, то уже давно бы «окрутила» богатого человека. Девушка ненавидит ложь и притворство. Она мечтает о чистой большой любви.
    Мечта Лариса начала осуществляться при знакомстве с Паратовым. Девушка впервые увидела настоящего мужчину, который оценил ее личные достоинства, а не материальное положение. Однако Сергей Сергеич внезапно исчез; жизнь бесприданницы вошла в обычную, надоевшую до слез колею.
    Решение выйти замуж за ничтожного Карандашева Лариса принимает от отчаяния перед крушением мечты. Брак с Юлием Капитонычем не доставит ей счастья, но по крайне мере позволит занять определенное положение в обществе и вырвет из того «балагана», в который превратился ее дом, наполненный стараниями матери женихами.
    Неожиданное возвращение Паратова становится причиной разыгравшейся трагедии. В душе Ларисы вновь оживают умершие надежды. Она, не задумываясь, бросает жениха и отправляется за любимым человеком. Отдавшись Паратову, Лариса уверена, что это автоматически делает их мужем и женой. Грубый обман Сергея Сергеевича наносит последний удар по мечтательной девушке. Она уже ничего не ждет от опостылевшей жизни.
    Лариса остается благодарной Карандышеву за его смертельный выстрел. Только таким страшным способом ей удается вырваться на свободу и перестать чувствовать на себе клеймо бесприданницы.

    Проблематика

    Главная проблема Ларисы заключается в том, что из-за отсутствия приданого никто из окружающих не видит в ней живого человека со своими чувствами и желаниями.
    Мать мечтает поскорее сбыть дочь с рук и надеется с помощью ее выгодного брака поправиться свое материальное положение. Для Кнурова и Вожеватова Лариса — игрушка, «дорогой бриллиант», требующий «дорогой оправы» и «хорошего ювелира». Оба дельца с откровенным цинизмом разыгрывают в финале девушку в «орлянку».
    Илья Капитоныч вроде бы действительно любит Ларису, но после получения согласия девушки на брак его отношение меняется. Тихий и скромный чиновник преображается. Лариса становится для него всего лишь удачным средством удовлетворить наконец-то свое самолюбие. Не случайно бесприданница говорит именно своему жениху: » …я для вас кукла, поиграете со мной, изломаете и бросите».
    Возможность «поиграть» с Ларисой предоставляется «идеальному мужчине». Для Сергея Сергеевича воспользоваться «дорогой игрушкой» не представляет большого труда, ведь бесприданница поверила ему и жестоко обманулась.
    Падение Ларисы также никого, кроме нее самой, особенно не взволновало. Паратов говорит о «мгновенном увлечении». Кнуров даже доволен этим, так как «дорогой бриллиант» становится намного доступнее. Жалкий Карандышев надеется вновь завладеть теперь уже падшей женщиной.
    Еще одна проблема, затронутая в драме — появление в России в конце XIX века нового типа людей. «Дельцы-миллионщики» типа Кнурова, нажив в короткий срок сказочные состояния, чувствовали себя полными хозяевами жизни. Лариса и Карандышев представляются для них настолько мелкими людишками, что их чувства и желания не имеют никакого значения.

    Композиция

    Драма состоит из четырех действий с четко выделенной экспозицией (разговор Кнурова  и Вожеватова), завязкой (приезд Паратова), кульминацией (торжественный обед и бегство невесты) и развязкой (убийство Ларисы).

    Чему учит автор

    На примере Ларисы Огудаловой Островский показывает, к чему может привести бездушное отношение к живому человеку. Судьба умной и красивой девушки оказалась беспощадно изломанной только из того, что у нее не было денег.

  2. По особой затаенности и сложности душевных переживаний — поэзии недосказанного — «Бесприданница» как бы предвосхищает поэтику чеховской драмы.
    Драматург обычно неторопливо развертывал фабулу пьес, узел действия завязывался у нас на глазах. В «Бесприданнице» зритель встречает героиню в критический момент судьбы, в эпилоге ее жизненной драмы. Напряжение не поднимается постепенно художественным реостатом, а, как в чеховских пьесах, заранее взято с высокой точки накала. Пережитое прошлое тайно присутствует в каждой минуте нынешней жизни.
    «Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно?— говорит Лариса при первом же появлении на сцене.— Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна».
    Предыстория, оставленная автором за занавесом, создает это напряжение: здесь уже пылали страсти, созидались и рушились миры, надежда сменялась разочарованием — и обуглена у Ларисы душа. «Здесь человек сгорел»,— сказал бы Блок.
    Хоронимое в душе несчастье рождает мир предчувствий, тайную символику: мгновенный испуг Ларисы, когда выстрелом пушки возвещает о своем прибытии Паратов,— будто знак судьбы; и предчувствие смерти, когда она долго, до головокружения смотрит вниз с обрыва…
    Но такая болезненная чуткость — на краю доступных ощущений: израненная душа ищет себе защиты в апатическом бесчувствии. «Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада»,— говорит Лариса. Появление Паратова ненадолго возвращает ее к жизни, как последнее больщение обманного счастья.
    Есть тип сознания и натуры, который зовут художественным. Для этого не обязательно играть на сцене, петь или писать романы. Что бы ни стал делать такой человек, все одухотворено у него талантом, все не пошло, не буднично, с удивительными прорывами в «вечность». Такова Лариса. Свободный артистизм, изящество видны даже в ее походке. Она поражает своей неординарностью.
    Но у Островского она еще и поет, и поет божественно — с упоением, страстью, забвением себя, увлекаясь и увлекая других до головокружения. Мы знаем об этом по реакции ее слушателей.
    Паратов: «Мне кажется, я с ума сойду». Вожеватов: «Послушать, да и умереть — вот оно что!» Романс «Не искушай…», который поет Лариса, вершина ее самопроявления, высший миг. И дело не только в том, что словами Баратынского она рассказывает о себе, пророчит, объясняет и оплакивает свою судьбу. Здесь обнажается поэтическое дно ее души.
    И не зря Лариса водится с цыганами: она прямая сестра толстовскому Феде Протасову. Огонь и хватающая за душу искренность цыганского пения — от всего строя жизни, не похожего на прозаическую обыденность, от вольницы, от верности сердцу, от разорванности с оседлым бытом, от ветра степей и дыма костров. И все это Лариса принимает, как свое, и соединяет с тонкой, пленительной, артистической женственностью.
    Власть таланта велика над людьми. Даже омертвевшие, скучные души тянутся к нему, пресытившись прозаизмом жизни. Но главное в таланте не средства его выявления, а сами свойства души, ее «химический состав» — способность чутко и болезненно воспринимать невзгоды мира, ведать его гармонию и страдать уклонениями от нее, остро чувствовать красоту. Талант и в смелости сердца — позволить себе, что никто не позволит.
    Лариса разрешает себе посмеяться над тщеславным женихом, она едет за Волгу с Паратовым. Но тем стремительнее потом падение в пропасть самого черного отчаяния.
    Островский — реалист, а реализм — не сентиментальное дело. Поэзия, которой овеяна героиня, не ведет к размытости красок. В Ларисе вся определенность современного характера, лишенного плоской идеализации. Не только «вечно женская» душа, как потом гениально трактовала ее В. Ф. Комиссаржевская, и не только «жертва социальных обстоятельств». Это женщина во плоти — поэтический, мучительный, привлекательный, не благостный характер. Женской кротости в ней ни на грош; нет и простой цельности женщин с «горячим сердцем» — самолюбива, горда, и при том, что безоглядно отдается своим порывам, есть в ней порой внутренний холодок, горькая услада одиночества.
    Островский писал актрисе М. Г. Савиной, что все лучшие его пьесы «писаны для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта…» (ПСС, XV, 168). «Грозу» он посвятил когда-то Косицкой, актрисе безоглядной искренности, обладавшей даром нести в зал переживания цельной, открытой души,— и в Катерине запечатлены отчасти эти ее черты.
    Лариса предназначалась им для молодой Савиной — актрисы умной, высокоталантливой, славившейся не столько обаянием открытости, сколько современным «нервом», обольстительными переходами от душевного холода к жаркой страсти. «Савина, при ее средствах, должна свести с ума публику»,— рассчитывал автор (ПСС, XV, 126).
    Гордость, самолюбие, болезненная ранимость удесятеряют страдания Ларисы. Она стыдится бедности, мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Для нее все это прежде всего серо, буднично, некрасиво… В эстетизме, утонченном артистизме души Ларисы, поднимающем ее над средой, есть и тонкая тень ущербности, будто отброшенная на нее анемичностью, опустошенностью новейшего времени.
    Для Островского красота и изящество, при всей их увлекательности, не синонимы добра. Где-то далеко они, возможно, и сходятся в стремлении к человеческому идеалу и одинаково служат «дарами небес». Но перевес эстетического чувства над нравственным, поклонение одной красоте без сокровенного регулятора справедливости и добра поощряют некий аристократизм сознания, привилегии тонко чувствующей натуры, и за известной чертой — это тоже ущерб человеческому.
    В Ларисе нет простой цельности Катерины, нет и отчаянной решимости героини «Горячего сердца» Параши. Ей приходит мысль о самоубийстве, но что-то вопреки ее отчаянию не пускает, держа ее в жизни. «Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная…» — говорит Лариса, стоя над обрывом у решетки. И когда мерзкое слово «вещь» произнесено вслух, Ларисой овладевают душевная вялость, равнодушие к себе и людям. С циническим вызовом, с внутренней гримасой отчаяния она говорит, что пойдет на содержание к Кнурову, так как каждая вещь должна иметь хозяина. «Я не нашла любви, так буду искать золота»,— говорит она.
    Карандышев — второе психологическое открытие в пьесе. Казалось бы, все должно настраивать зрителя против этого героя: его мелочность, ничтожество, темная ревность, наконец, его роковой выстрел в Ларису. Но Островский хочет не просто осудить его, а объяснить и понять.

  3. Бесприданница – бедная девушка которая не получила приданного от своих родителей. Так как в те времена женщины не работали и ее должен был обеспечивать муж, бесприданнице очень сложно было найти жениха. Внимание мужчин она могла привлечь только красотой или богатым внутренним миром. И для этого девушкам приходилось приложить немало усилий.
    В своей пьесе Островский описывает эмоции и состояние самой обычной бесприданницы, которая не оставляет попытки встретить настоящую любовь. Но, увы, не находит ее. Ведь никого не интересует ее душа. Девушке не остается ничего, кроме как стать игрушкой для состоятельного мужчины. Конечно, можно еще выйти замуж за мелочного эгоиста Карандышева, который возьмет в жены Ларису только чтобы самоутвердиться. Но такой вариант ее не устраивает. Суть произведения заключается в том, чтобы показать как легко и подло человек способен поменять искреннюю любовь и дружеские отношения на выгодную для себя сделку.
    Главная идея «Бесприданницы» – осуждение чрезмерной значимости денег и материальных благ в обществе. На примере главной героини можно видеть насколько она от этого страдает. Ведь она не совершала никаких преступлений перед обществом, у нее великолепная чистая душа.  Но из-за того что у Ларисы нет состояния, ее окружает только грубость и насмешки. И даже если бы она не была убита Карандышевым, то все равно утопилась бы в Волге, став жертвой травли и непонимания со стороны окружающих. Островский показывает, как страдает сердце девушки. Бедные люди становятся марионетками в руках у богачей. К ним относятся как к вещам, предметам интерьера. Совершенно не замечая их внутреннее наполнение и чувства.
    Так же в пьесе широко раскрывается тема душевных страданий в безнравственном обществе. Лариса Огудалова вынуждена страдать лишь потому что не получила приданного от своей матери. Для женихов она становится или предметом для поднятия самооценки или бездушной игрушкой и вещью. Мужчины не воспринимаю ее всерьез. Все идеалы и мечты девушки рушатся, а весь ее мир превращается в хаос. Но она не хочет предавать свои убеждения и опускаться до брака по расчету. Лариса ставит миру свои условия, любо ее мечты сбываются любо она уходит из жизни. Этот бунт вселяет в читателя мужество бороться за свои идеалы до конца.
    Красной нитью через произведение автор проводит тему разочарования в мире. Главная героиня верит в доброту, дружбу, любовь, лучшую жизнь. Но весь окружающий мир доказывает ей что ничего этого просто нет. Тут все продается и покупается, и даже любовь можно приобрести за деньги. Как результат, девушку ожидает только полное разочарование, вселенская пустота и смерть.
    В своем произведении Александр Николаевич не теряет надежды, что хоть кто-то одумается и перестанет создавать и поддерживать такие несправедливые условия в обществе. Он акцентирует внимание на настоящих ценностях и искренних чувствах. Вселяет в читателя веру в победу романтических мечтаний над суровой реальностью.

    Вариант 2

    Пьеса Островского «Бесприданница» была впервые напечатана в 1879 году, но даже сегодня некоторые проблемы из этой пьесы остаются актуальными, а смысл пьесы трогает многие сердца. Если говорить в общем и немного поверхностно, то можно с уверенностью сказать, что эта пьеса призвана исполнять роль антиутопии для нашего будущего, ведь те каноны и нравственные правила жизни, которые описаны в пьесе, уже почти изжили себя, но наша задача, которую на нас возложил Островский, — не допустить повторения такого общества, которое описано в пьесе.
    Для начала стоит сказать, что название пьесы означает девушку, у которой нет приданного. Во времена Островского женщина не должна была работать, но при замужестве её родители давали жениху приданное, деньги, которые как бы и покрывали ущерб в том, что девушка не зарабатывает денег. Однако не все родители могли себе позволить оставить своей дочери приданное.
    Главная же героиня пьесы, Лариса Огудалова, является как раз такой девушкой без приданного, а потом и зовётся бесприданницей. Девушки без приданного в том обществе, о котором идёт речь в пьесе, добиваются мужчин своей красотой или родословной. Но главным критерием выбора в то время служили как раз деньги, приданное, поэтому и отношение к бесприданницам было чуть ли не презрительное со стороны мужчин. Саму Ларису, например, воспринимают, скорее, как атрибут для хвастовства, ведь она была красива собой, умела танцевать и была музыкально одарена.
    На протяжении всей пьесы девушка страдает, ведь она живёт в мире, где правят деньги, которых у неё нет. Она тайно любит богатого дворянина, но из-за своего статуса она понимает, что вряд ли сможет его заинтересовать.
    Основная идея пьесы — это борьба. Борьба молодой, красивой, но очень бедной девушки за то, чтобы быть признанной в том обществе, в котором она живёт. Читатель страдает вместе с ней, ведь пьеса действительно наполнена трагизмом.
    Борьба девушки — это борьба романтизма и реализма, тема, которая поднималась и у Пушкина, и у других русских писателей. Островский же превозносит над всем миром ту силу воли и желание той жизни, которая была давно в мечтах у Ларисы, чтобы показать, что за своё счастье нужно бороться. Девушка готова умереть за свою победу, в её ультиматуме к матери и достигается момент наивысшего сопереживания читателя к героине.
    Ещё одним важным аспектом стоит отметить то, что у человека, к которому почти никто не проявляет искренний интерес, а Лариса была именно таким человеком, начинает падает самооценка. И вот уже даже внимание самого жалкого, алчного и самовлюблённого мужчины становится для отчаянной девушки чем-то вроде спасательного круга. Но Лариса справляется с этим отчаянием, она чётко понимает, что лучше быть одной, чем с условным Карандышевым — это вызывает ещё больше уважения к этой девушки, которая виновата лишь в том, что её родители не позаботились о её будущем.

    Суть, смысл, тема и идея произведения Бесприданница

    А.Н. Островский написал чудесную пьесу «Бесприданница». В ней идет речь о девушке из бедной семьи, ей родители не дали приданого. Этой девушке приходится сложно  в обществе. Она не может выйти замуж, потому что у нее нет приданного.
    Автор описал эмоции бедной девушки. Она мечтает выйти замуж. Она верит, что встретит своего любимого  человека. Но, к сожалению, у нее ничего не получается. Мужчин не интересует ее внутренний мир. На фоне этого девушка соглашается общаться с богатым мужчиной и становится его игрушкой. У Ларисы есть еще один воздыхатель это эгоист Карандышев. От него девушка не чувствует искренности поэтому отказывает ему.
    Суть пьесы состоит в том, что бы показать то, что люди с легкостью меняют хорошее к себе отношение и дружбу на свою выгоду или деньги.
    Автор в  своем произведении осуждает огромного значения денег среди людей. Это и есть идея пьесы. Образ героини нам доказывает то, что девушка сильно страдает от этого. Она никогда не делала вреда для общества, но мужчины не видят в ней будущую невесту. У девушки чистые помыслы. У Ларисы нет денег и хорошего приданного, поэтому над ней смеются и издеваются. Окружающие люди ее не понимали и насмехались над ней. Все это привело к тому, что Лариса стала задумываться о суициде. Но, сделать это она не успела, так как ее убил Карандышев. Читая пьесу можно проследить, как девушка страдает и мучается. Люди, у которых нет денег, становятся марионетками у богатых. Их душу не замечают.
    Помимо этого в произведении поднимается тема безнравственности общества. Лариса сильно страдает, потому что мать не дала ей приданое. Из-за этого женихи к ней относятся как к вещи или хотят самоутвердиться на фоне ее. Мужчины не воспринимают ее серьезно. Девушка разочаровывается в людях. Но, она не предает свою мечту выйти замуж по любви, она борется и идет до конца. Лариса не собирается выходить замуж по расчету.
    Бесприданница искренне верит в любовь, дружбу и добро. Но, люди, которые ее окружают, делают все для того, что бы ее вера в лучшее угасла. У нее чистая душа. Ей приходится жить в обществе, где все решают деньги. Лариса ощущает пустоту, поэтому смерть ее не пугает, а только радует.

    Анализ пьесы Бесприданница

  4. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах.
    Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница», сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами. Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило « торжество буржуазии », где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота». Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне. На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти. Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».
    В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?» Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью.
    Она устала от «цыганского табора» в доме. И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения. Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы. Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.
    Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей. Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности.
    Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл. Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами. И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира.
    Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу. Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.
    В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть. Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в « безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы. Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н. Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.
    Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несет в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

  5. Человек сам располагает своей судьбой.
    А. Н. Островский
    Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма “Бесприданница”. Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие актеры столичных театров — М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская взялись за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же так пленила их эта героиня?
    Героиня Островского отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из “Грозы”. По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне “хитрости нет”. С героиней “Грозы” сближает ее и высокая поэтичность. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее простором. Кнуров замечает, что в Ларисе “земного, этого житейского нет”. И в самом деле, она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Да и сама она похожа на птицу. Не случайно зовут ее Лариса, что в переводе с греческого означает “чайка”.
    Меня привлекает в героине Островского ее музыкальность. Она играет на фортепьяно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей. Ей близки цыгане, в которых она ценит жажду воли и склонность к волнующей песне. Островский так изобразил в своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом:
    Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей! Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней!
    Лариса, правда, еще далеко не разочарована (это придет к ней позже), но “обольщений”, “искушений” у нее множество. Она, по ее словам, “стоит на распутье”, находится перед “выбором”.
    Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный “цыганский табор”, чтобы создать видимость красоты и блеска жизни. И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется. И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее “базара”, где немало “всякого сброду”, чтобы увез подальше, за Волгу.
    Однако Лариса — бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не хочет видеть и — довольно долго — не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери, она существует среди пошлых поклонников.
    Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но “любезничать надо было: маменька приказывает”. Потом “набегал” разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный Ларисе не до него, но в доме и его принимают: “положение ее незавидное. Затем “появился” некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.
    Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: “В лета войдет — такой же идол будет” На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзоном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. А пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису, ссылаясь на своё гнусное купеческое слово. Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у которого вдобавок и любви-то к ней совсем не замечается.
    А вот перед ней Кнуров. Этот намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное — он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он. Ну о чем она говорить с ним будет, что будет петь, когда он всяких сантиментов начисто лишен? Не зря называют его “”идолом”. А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: “Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит”. Она еще не знает, что он только что выиграл ее в орлянку. И еще не ведает, что это он, Кнуров, давно ведет игру и весь спектакль, рассматривая ее как “дорогой бриллиант”, который оправы требует, ювелира и покупателя. Не зная всего, Лариса все же отказывается от этого выбора. В своем монологе у решетки она отвергает “роскошь, блеск” и “разврат”, трижды повторяя слово “нет”.
    Лариса всем существом своим тянется к идеалу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Но отвечает ли он ее представлениям об идеале?
    Паратов — богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и “волюшку”, щедр и дерзок. Цыгане в нем души не чают. Любит его и Лариса. Она наглядеться на него не может, на его мужскую красоту и удаль Вожеватов восклицает: “А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила”. Вот на нем было и остановила свой выбор Лариса.
    Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Всех ее женихов отбил, “да и след его простыл”. А потом вернулся, снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные. За ними — развратный и циничный кутила, который не забывает в своем мотовстве о выгодных продажах судов и богатой невесте с золотыми приисками. И когда в очередной раз Лариса оказывается обманутой, она делает свой отчаянный выбор. Она принимает предложение Карандышева, который давно вертелся у нее в доме. Лариса идет за него замуж, страдая, мучаясь, не любя и презирая этого случайного жениха.
    Кто же такой Карандышев? Это мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезненно самолюбивым человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность. И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одержать “победу” над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Его и жалко, как унижаемого бедняка, но он и презрение вызывает, как мелкий завистник, жалкий мститель и надутый “пузырь”. Возможно, он и любит Ларису, но оценить ее по достоинству он не может. Для этого нет у него ни таланта, ни души, ни вкуса. Нет у него человечности и поэтичности, о которых мечтает героиня. Что же делать? Приходится ей довольствоваться этим заурядным избранником. Может быть, он все-таки создаст ей тихую жизнь? Но все больше ее отвращают его мелочность, злобность и шутовство Сама любовь его стала какой-то дикой и нелепой, превратившись в самодурство. Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: “Лжете. Я любви искала и не нашла…” Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.
    Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу.
    Что же делать? Может быть, согласиться с предложением Кнурова? Она посылает за ним. Сам он ей, конечно, не нужен. Но, может, предпочесть золото? “Каждой вещи своя цена есть, — горько иронизирует она — Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты”. Раз она не нашла любви, она будет искать золота. Ведь мог же Паратов найти золотые прииски. Иного выбора уже не существует. Но нет, и от этого исхода Лариса отказывается. Пьеса завершается вовсе не дорогой оправой для бриллианта.
    Уход из этого мира — вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена. Она подготовлена всей пьесой В начале ее раздается выстрел с пристани (его пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о “равнодушном выстреле” Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама она думает о том, что здесь на каждом сучке удавиться можно”, а в Волге “везде утопиться легко”. Робинзон говорит о возможном убийстве. Наконец, Лариса мечтает: “Кабы теперь меня убил кто-нибудь?”
    Гибель героини становится неизбежной. И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.
    Комедийное шутовство актера Робинзона и цыганский хор в конце пьесы словно бы оттеняют трагизм происшедшего, вводя одновременно народное мнение о случившейся катастрофе. Грозя кулаком, заезжий автор произносит: “О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!”
    Эту необыкновенную пьесу попытался перенести на экран Э. Рязанов. В своей книге “Неподведенные итоги” он пишет о работе над фильмом “Жестокий романс”, говорит о “трагизме ситуации” пьесы, о введение в картину тумана, который усугубил “трагизм происходившего”, о “безжалостной истории” в драме. Но поставил свой фильм режиссер как мелодраму и этим, мне кажется, исказил смысл пьесы. Просчет, на мой взгляд, таится уже в намерении придать сценарию “романную форму”. Уже это обрекло картину на исчезновение из нее трагизма. А тут еще явный перебор с романсами. К тому же мелодраматически одноцветны персонажи: чрезмерно обольстителен “белоснежный” Паратов и слишком омерзителен “серый” Карандышев.
    Непонятно, чем могла очаровать всех героев такая бесцветная, непоэтичная Лариса? И зачем несколько песен поет сам Паратов? Хотелось бы спросить, почему героиня фильма отправляется за кнуровским золотом и отчего Карандышев стреляет ей в спину? Ведь этим снимается тема благодеяния и отказ Ларисы от выбора в духе Кнурова. И последнее — зачем так весело и лихо отплясывают цыгане в момент, когда погибает героиня? Это уже не хор, не народное мнение, а дикое кощунство в угоду внешней красивости. Отказ от трагедии, раскрытой в пьесе, на мой взгляд, не оправдан.
    “Бесприданница” великого русского драматурга А. Н. Островского — это драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем.

  6. В пьесе раскрыты противоречия времени и человеческих характеров. Интересен в этом отношении образ Робинзона. Этот человек все время паясничает, он спился и опустился до роли шута. Но есть своя серьезность и в этом комическом персонаже. Робинзон нужен в пьесе не только как комический персонаж. В его образе главная тема обретает важный и художественно необходимый смысл: с Робинзоном уже случилось то, что хотят сделать с Ларисой. Он уже превратился в вещь, переходящую из рук в руки: молодой купец передал его Паратову, тот — Вожеватову. Не только для потехи, но и для самоутверждения нужен им Робинзон. Беспредельно униженный, он тоже иногда пытается, подобно Карандышеву, « петушиться» и даже «топорщить­ся», пытается дерзить сильным мира сего. Жалкие попытки Робинзона хоть в чем- то отстоять свое достоинство только смешат Паратова и Вожеватова. Робинзона не надо ни «обуздывать», ни «укрощать», ни выводить из себя, как Карандышева. Он уже укрощен жизнью. И все-таки не до конца. Вспомним одну из самых циничных по своему смыслу сцен пьесы. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию: Сергей Сергеич Паратов, хотя и человек смелый, «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Теперь наступает их черед, и они бросают жребий, кому достанется оставленная Паратовым Лариса. Мнение самой Ларисы никого из них не интересует. «О, варвары, о, разбойники! Ну, попал я в компанию!» — восклицает Робинзон. Как это часто бывает в драматургическом произведении, устами шута здесь глаголет истина.
    После слов Паратова: «Она поедет» — мы уже ничего хорошего от Сергея Сергеича не ждем. А Лариса еще ждет и надеется. Хотя слова: «Или ищи меня в Волге» — были ею сказаны.
    Все надежды Ларисы рухнули. И дело не в том, что Паратов, как оказалось, обручен, что, поманив Ларису за Волгу, он обманул ее. Дело в том, что Лариса обманывала себя, тщетно надеясь найти и обрести тот «идеал мужчины», которого в жизни, наверное, уже и не найти вовсе. Ларисе приходится взглянуть правде в глаза: в ее избраннике нет ни благородства, ни смелости, ни широты души, все это она придумала в нем.
    Лариса — жертва не только циничных замыслов Кнурова и Вожеватова или само­любивых притязаний Паратова и Карандышева, но и собственных заблуждений, иллюзий, ошибок, за которые надо расплачиваться. Лариса начинала с того, что, совершая внутренне противоречивые поступки, еще не отдавала себе в этом отчета. Потом противоречивость своих действий стала осознавать, о чем свидетельствует ее прощальная речь, обращенная к матери. Теперь, совершая поступки еще более про­тиворечивые, она обретает способность анализировать их с растущей требовательно­стью к себе. Материал с сайта //iEssay.ru

  7. Главный конфликт пьесы «Беспридан ница» определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег.
    Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает Островский имущественному и общественному положению героев. Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов последнего времени… с громадным состоянием», Вожеватов — «один из представителей богатой торговой фирмы», Карандышев — «небогатый чиновник», Паратов — «блестящий барин, из судохозяев». Об имущественном положении Ларисы говорит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение героев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу. Но объяснить драматизм пьесы только социальным злом — значит принизить ее значение.
    Ни Катерина в «Грозе», ни Лариса в «Бесприданнице» не являются всего лишь жертвами обстоятельств. Многое в жизни зависит и от самих людей, от склада их характера. Герои «Бесприданницы» обладают сложными и подчас противоречивыми характерами. Каждому из них, за исключением, пожалуй, только Кнурова, Вожеватова и Огудаловой, трудно поладить не только с другими, но и с самим собой. Паратов, Лариса, Карандышев хоть и зависят от обстоятельств, но поступки совершают, по собственной воле. Драматический герой, подобно витязю из сказки, часто оказывается на распутье. Какой путь выбрать? Лариса решила идти на риск, потому что не хотела отказаться от забрезживших надежд, в которые ей так хотелось верить. Правильно ли она поступает? Ведь она вовсе не уверена в Паратове, ибо помнит о его словах: «Я завтра уезжаю». Тут нельзя говорить о правильном или неправильном выборе. Этот выбор является результатом сложных побуждений и ведет к драматическим последствиям.
    В пьесе раскрыты противоречия времени и человеческих характеров. Интересен в этом отношении образ Робинзона. Этот человек все время паясничает, он спился и опустился до роли шута. Робинзон нужен в пьесе не только как комический персонаж. В его образе главная тема обретает важный смысл: с Робинзоном уже случилось то, что хотят сделать с Ларисой. Он уже превратился в вещь, переходящую из рук в руки: молодой купец передал его Паратову, тот — Вожеватову. Жалкие попытки Робинзона хоть в чем-то отстоять свое достоинство только смешат Паратова и Вожеватова. И все-таки Робинзон не до конца укрощен жизнью. Вспомним одну из самых циничных по своему смыслу сцен пьесы. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию: Сергей Сергеич Паратов, хотя и человек смелый, «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Теперь наступает их черед, и они бросают жребий, кому достанется оставленная Паратовым Лариса. «О, варвары, о, разбойники! Ну, попал я в компанию!» — восклицает Робинзон.
    Все надежды Ларисы рухнули. И дело не в том, что Паратов, как оказалось, обручен, что, поманив Ларису за Волгу, он обманул ее. Дело в том, что Лариса обманывала себя, тщетно надеясь найти и обрести тот «идеал мужчины», которого в жизни, наверное, уже и не найти вовсе.
    Лариса — жертва не только циничных замыслов Кнурова и Вожеватова или самолюбивых притязаний Паратова и Карандышева, но и собственных заблуждений, иллюзий, ошибок, за которые надо расплачиваться.
    Древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что цель трагедии — очищение души («катарсис»). Потрясенный неожиданным ходом событий, герой постигал истинный их смысл, ему открывалось нечто существенное в себе самом. Именно это переживает и Лариса и доходит до беспощадности к себе. Перед ней выбор: либо соблазниться кнуровской роскошью, либо хоть как-нибудь, да существовать. Есть еще третий, самый желанный выход: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь…» В таком состоянии и застает ее Карандышев. Он продолжает настаивать на своих правах. Но в ответ на его «должна» следует ее «никогда». И тогда Карандышев стреляет. «Милый мой, какое благодеяние Вы для меня сделали!» — говорит ему Лариса.
    «Бесприданница» Островского — пьеса с катарсисом. Очищение тут переживает самый благородный, самый прекрасный, самый глубокий человек — Лариса. «Никто не виноват… Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю», — твердит умирающая Лариса, и слова эти очищают не только ее душу, но и нашу.

    по теме:

    Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница»
    Был ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Островского «Гроза»)
    Отзыв о спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
    категория: сочинения по русской литературе / сочинения по творчеству Островского А. / Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница»

  8. Я вещь, а не человек!
    А. Н. Островский
    Главный конфликт пьесы «Бесприданница» определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег.
    Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исклю­чительное значение придает Островский имущественному и общественному поло­жению героев. Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов послед­него времени… с громадным состоянием», Вожеватов — «один из представителей богатой торговой фирмы», Карандышев — «небогатый чиновник», Паратов — «блестящий барин, из судохозяев». Об имущественном положении Ларисы гово­рит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение геро­ев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу. Но объяснить драматизм пьесы только социальным злом — значит принизить ее значение. «Бесприданница» стала одним из шедевров мировой драматургии бла­годаря глубокому психологизму действующих лиц. Тургенев справедливо заме­тил: «Истинно драматические положения… возникают тогда, когда страдания неизбежно вытекают из характеров людей и их страстей».
    Ни Катерина в «Грозе», ни Лариса в «Бесприданнице» не являются всего лишь жертвами обстоятельств. Многое в жизни зависит и от самих людей, от склада их характера. Герои «Бесприданницы» обладают сложными и подчас противоречивы­ми характерами. Каждому из них, за исключением, пожалуй, только Кнурова, Вожеватова и Огудаловой, трудно поладить не только с другими, но и с самим со­бой. Паратов, Лариса, Карандышев хоть и зависят от обстоятельств, но поступки совершают по собственной воле. Драматический герой, подобно витязю из сказки, часто оказывается на распутье. Какой путь выбрать? Лариса решила идти на риск, Потому что не хотела отказаться от забрезживших надежд, в которые ей так хоте­лось верить. Правильно ли она поступает? Ведь она вовсе не уверена в Паратове, ибо помнит о его словах: «Я завтра уезжаю». Покидая дом Карандышева и проща­ясь с матерью, Лариса произносит многозначительную фразу: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Тут нельзя говорить о правильном или неправильном выборе. Этот выбор драматичен, он является результатом сложных побуждений и ведет к драматическим последствиям.
    В пьесе раскрыты противоречия времени и человеческих характеров. Интересен в этом отношении образ Робинзона. Этот человек все время паясничает, он спился и опустился до роли шута. Но есть своя серьезность и в этом комическом персонаже. Робинзон нужен в пьесе не только как комический персонаж. В его образе главная тема обретает важный и художественно необходимый смысл: с Робинзоном уже слу­жилось то, что хотят сделать с Ларисой. Он уже превратился в вещь, переходящую из рук в руки: молодой купец передал его Паратову, тот — Вожеватову. Не только для потехи, но и для самоутверждения нужен им Робинзон. Беспредельно униженный, он тоже иногда пытается, подобно Карандышеву, « петушиться» и даже «топорщить­ся», пытается дерзить сильным мира сего. Жалкие попытки Робинзона хоть в чем- то отстоять свое достоинство только смешат Паратова и Вожеватова. Робинзона не надо ни «обуздывать», ни «укрощать», ни выводить из себя, как Карандышева. Он уже укрощен жизнью. И все-таки не до конца. Вспомним одну из самых циничных по своему смыслу сцен пьесы. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию: Сергей Сергеич Паратов, хотя и человек смелый, «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Теперь наступает их черед, и они бросают жребий, кому достанется оставленная Паратовым Лариса. Мнение самой Ларисы никого из них не интересует. «О, варвары, о, разбойники! Ну, попал я в компанию!» — восклицает Робинзон. Как это часто бывает в драматургическом произведении, устами шута здесь глаголет истина.
    После слов Паратова: «Она поедет» — мы уже ничего хорошего от Сергея Сергеича не ждем. А Лариса еще ждет и надеется. Хотя слова: «Или ищи меня в Волге» — были ею сказаны.
    Все надежды Ларисы рухнули. И дело не в том, что Паратов, как оказалось, обручен, что, поманив Ларису за Волгу, он обманул ее. Дело в том, что Лариса обманывала себя, тщетно надеясь найти и обрести тот «идеал мужчины», которого в жизни, наверное, уже и не найти вовсе. Ларисе приходится взглянуть правде в глаза: в ее избраннике нет ни благородства, ни смелости, ни широты души, все это она придумала в нем.
    Лариса — жертва не только циничных замыслов Кнурова и Вожеватова или само­любивых притязаний Паратова и Карандышева, но и собственных заблуждений, иллюзий, ошибок, за которые надо расплачиваться. Лариса начинала с того, что, совершая внутренне противоречивые поступки, еще не отдавала себе в этом отчета. Потом противоречивость своих действий стала осознавать, о чем свидетельствует ее прощальная речь, обращенная к матери. Теперь, совершая поступки еще более про­тиворечивые, она обретает способность анализировать их с растущей требовательно­стью к себе.
    Древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что цель трагедии — очищение души («катарсис»). Потрясенный неожиданным ходом событий, герой постигал истинный их смысл, ему открывалось нечто существенное в себе самом. Именно это переживает и Лариса и доходит до беспощадности к себе. Перед ней выбор: либо соблазниться кнуровской роскошью, либо хоть как-нибудь, да суще­ствовать. Есть еще третий, самый желанный выход: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь…» В таком состоянии и застает ее Карандышев. Он продолжает настаивать на своих правах. Но в ответ на его «должна» следует ее «никогда». И тогда Каран­дышев стреляет. «Милый мой, какое благодеяние Вы для меня сделали!» — гово­рит ему Лариса.
    «Бесприданница» Островского — пьеса с катарсисом. Очищение тут переживает самый благородный, самый прекрасный, самый глубокий человек — Лариса. «Никто не виноват… Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижа­юсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю», — твердит умирающая Лариса, и слова эти очищают не только ее душу, но и нашу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *