Сочинение на тему смысл названия романа

6 вариантов

  1. Еще одна сюжетная линия, которая раскрывает тему “отцов и детей” – противоречивые и сложные отношения Евгения Базарова со своими родителями. Старики очень любят своего сына, «души в нем не чают», но их сын не разделяет их эмоций, Родители не могут понять сына, а он достаточно холоден с матерью и отцом, относится к ним снисходительно и равнодушно, по крайней мере внешне.
    На мой взгляд, И.С.Тургенев в своем романе помог читателям понять, в чем причина конфликта поколений. Стремительно врывающееся в жизнь новое, постоянные изменения легко подхватываются молодежью, но ценности и традиции, которое пытаются сохранить “отцы”, нужно чтить.
    сочинение рассуждение для 10 класса с цитатами

    Сочинение Смысл заглавия и названия Отцы и дети романа Тургенва

    Роман “Отцы и дети” занимает важное место в творчестве Тургенева. Название этого произведения можно истолковать с разных точек зрения.
    Во-первых, основной конфликт произведения – это столкновение либеральных и демократических взглядов. С первых страниц мы понимаем что “Отцы” Кирсановы и “Дети” (по существу только один Базаров) противопоставлены друг другу. При первой встрече с Николаем Петровичем Кирсановым Базаров не сразу подал ему руку. И герой оказался прав, брат Николая Петровича не подал руку Базарову вообще и даже спрятал её в карман. Так наметился основной конфликт романа. Портрет героев также противопоставляет их: балахон Базарова и опрятный вид Павла Петровича сразу заметны читателю.
    В сорах Павла Петровича и Базарова мы узнаём об их взглядах. Евгений заявляет, что он нигилист, а Аркадий поддерживает своего друга. Но позже мы понимаем, что на самом деле взгляды базарова Аркадий не разделяет. Евгений считает природу мастерской, а Кирсанов воспринимает её как что-то большее, чем просто мастерская. Кирсановы любят поэзию, музыку, а Евгений отрицает это.
    Кульминацией сюжетной линии с Павлом Петровичем и Бзаровым станет дуэль героев. Кирсанов получит ранение и Евгений навсегда покинет дом в Марьино. Таким, образом братья Кирсановы не могут принять взглядов Базарова. Конфликты и непонимания между поколениями неизбежны, молодые несут новые идеи, а старые убеждены в правоте проверенных временем устоев. Ни аристократ Павел Николаевич, ни простой барин Николай Петрович не принимают демократических взглядов Евгения.

  2. Произведение «Герой нашего времени» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1840 году. Спустя год молодой дворянин погибает на дуэли. Было ему 27 лет.
    В самом названии автор уже заложил двойной смысл. Ведь герой может быть и просто человеком, живущим в определённое время. А может быть и действительно выдающейся личностью, способной на героические поступки. Так что же именно хотел сказать Лермонтов этим названием, какой смысл он в него вложил?
    В то время Лермонтов сам был очень молодым человеком, и образ Печорина стал для него собирательным. Отслужив на Кавказе, общаясь с представителями высшего общества, автор решил воплотить в своём герое все черты характера современной молодёжи. Возможно, некоторые из них принадлежали и самому Лермонтову.
    Главный герой романа обладает холодным, рассудительным характером, очень часто его истинные чувства и переживания закрыты маской безразличия. Но если в начале романа Печорин вызывает в основном негативные эмоции, то в главе «Тамань» он уже начинает проявлять свои переживания. Но полностью Печорин раскрывается в «Княжне Мери», там он показывает свою способность любить и сопереживать. Однако судьба всегда воздаёт по заслугам. Печорин, разбивший в своё время не одно сердце, не получает от неё шанса на семейное счастье.
    В Печорине удивительным образом соединились абсолютно противоположные черты характера. От скуки, в угоду собственному эгоизму, он может разрушить чью-то судьбу. И в то же время он способен на мужественные поступки и пытается спасти чужую жизнь. Герой полон противоречий. Он понимает, что несчастен, но в чем именно состоит его счастье, он не знает. Поэтому Печорин и тешит свое самолюбие, пускаясь при этом во всякие сомнительные приключения. Но счастливым от этого он не становится, лишь на время успокаиваясь.
    Проблема современников Лермонтова заключалась в том же. После казни декабристов, молодое поколение разуверилось во всём, желание изменить что-то пропало, появилась отстраненность и разочарование.
    В смысл названия романа, по моему мнению, Лермонтов вложил надежду на то, что его современник окажется настоящим героем, способным на поступки, обретшим надежду и веру в будущее, желание что-то изменить. И название, имеющее два смысла, наконец, объединит их в одно. Герой должен быть настоящим!

  3. «СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
    Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: “Война и мир”, “Преступление и наказание”, “Волки и овцы”. Сюда относятся “Отцы и дети” И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение — значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.
    Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения — его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа “Отцы и дети”.
    Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают “Отцы и дети”. Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. “Война и мир”, “Преступление и наказание” как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. “Отцы и дети” заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с “Волками и овцами” А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым — проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе “Евгения Онегина”:
    Увы! на жизненных браздах
    Мгновенной жатвой поколенья,
    По тайной воле провиденья,
    Восходят, зреют и падут;
    Другие им вослед идут…
    Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются “вечные” темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о “вечном примирении и о жизни бесконечной…”. Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему “отцов и детей” критик пытался решить практически, исследуя, “как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении…”. Для Писарева Тургенев — “один из лучших людей прошлого поколения”. Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его “мнения и суждения”, “выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей”. Писарев увидел “выведенные явления жизни” как очень близкие для себя, такие близкие, “что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа”. Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: “теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум… выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни”. Поэтому критик мог написать такие слова: “Когда умер такой человек, как Базаров… тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?” Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.
    Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию “Отцов и детей”.
    На сюжетном уровне название “Отцы и дети” задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы — разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и “третьим” сословием, активно выступавшим на историческую арену. Главные представители названных общественных сил в романе — Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает “его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал”. А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику”. Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: “Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку”. “Одежонка” Базарова — “длинный балахон с кистями”. Не случайно в то же “мгновение” появляется Павел Петрович, “одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки”. Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его “нигилизм”, а за изысканностью Кирсанова — его “принсипы”. Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие — только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это “заложено” в понятие “отцов и детей”, которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению “отцов” (либеральных дворян) и “детей” (демократов). Политический конфликт — может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется “детская” черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. “Отцы” в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее “детей”, пока последние, в свою очередь, не стали отцами. “Отцы” не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка “отставляет” таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что “песенка наша спета”. Однако “дети”, вытесняя “отцов”, сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: “…и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…” Проблема “отцов и детей” получает в романе Тургенева философское обобщение.
    Что представляет название романа в плане словесном? Выражение “отцы” и “дети” в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы — участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под “отцами” можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые — “дети”. Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: “Старые и новые”. Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!
    Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема “отцов” и “детей” буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, “получившего, как некогда он сам, звание кандидата”, и как сын “боевого генерала 1812 года”. Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что “вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям”. “Вот теперь настала наша очередь…” — продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: “Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я…” Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. “Брат говорит, что мы правы, — думал он, — и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет: не одна только молодость”.
    В романе Тургенева звучит мотив перемен. “Преобразования необходимы…” — думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. “Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты”, — восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и “ферма” уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то “новое” у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.
    Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?
    Как грустно мне твое явленье,
    Весна! Весна!
    Или с природой оживленной
    Сближаем думою смущенной
    Мы увяданье наших лет,
    Которым возрожденья нет?
    Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности — и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.
    Как можно обобщить все вышесказанное? В чем же, наконец, смысл названия романа? “Отцы и дети” — это символ вечно обновляющейся жизни. Роман “Отцы и дети” — о жизни, такой, какая предстала перед Тургеневым, и такой, как он ее понял.

  4. Существует несколько причин, по которым М. Ю. Лермонтов выбрал такое название для романа. Во-первых, центральный персонаж – яркий представитель своего времени, его взгляды – это отображение стремлений и надежд эпохи. Автор раскрывает крайне противоречивую личность, находящуюся в постоянном поиске истины. Но способен ли Григорий Печорин найти ее?

    Почему Печорин как герой своего времени выражает эпоху?

    Главный герой, как и Евгений Онегин, не чувствует себя счастливым, но не внутренняя пустота сделала его эгоистичным человеком, этому виной совсем другие причины. Михаил Лермонтов объясняет личностные особенности представителей своего поколения влиянием внешних обстоятельств и, прежде всего, воздействием всего общественного уклада. Григорий Печорин наделен свободой выбора, но его действия отражают не столько собственные желания, сколько власть над его жизнью внешних сил.
    Главного героя трудно назвать представителем большинства. В России времен Николая I таких было не так уж и много. Но именно в образе Печорина нашли свое отражение типичные черты дворянина 30-х годов.
    Его взгляды на мир далеки от обывательских, почти мещанских взглядов дворянского сословия. У Печорина живой, неординарный ум, который отличает его от большинства. Критический подход к действительности часто аналогичен мнению самого писателя.

    Характеристика времени, описанного М.Ю. Лермонтовым в романе

    В тот период, когда создавался «Герой нашего времени» происходили важные события. В Россию стали проникать работы Гегеля, Фурье, Руссо и других философов европейского Просвещения.
    В то же время в нашей стране начала оживать собственная социально-философская мысль, которая выразилась в формировании идеологии славянофильства. Это время, когда начинали возникать идеи и тенденции, еще не до конца осознанные, но уже громко заявившие о своем существовании. Поэтому и произведение М. Ю. Лермонтова отражает «незавершенность» эпохи.

    Слово «герой» в названии романа и его значение

    Это многозначное слово, поэтому попробуем разобраться в том, какой же смысл оно несет в себе в заглавии. Герой – главное действующее лицо произведения, яркий представитель своего времени, который получил такое звание за особые заслуги. Но действительно ли Печорин заслуживает права именоваться героем, ведь не все его поступки можно назвать героическими. Он, безусловно, выделяется на фоне толпы, и, в результате, события, в которые персонаж вовлечен, отличаются необыкновенностью.
    Печорин – завершенный характер, то и дело попадающий в необычные ситуации. Автор представляет его как личность, чье появление в этой эпохе вполне закономерно. Вероятно, другие герои и не могли возникнуть в это время.
    Да, он отличается от других, но все же именно он типичный представитель своего отрезка истории. Хандра, внутренняя раздвоенность и эгоизм свойственны не только ему, но и всему обществу.
    В итоге оказывается, что при выборе названия Михаил Лермонтов руководствовался стремлением представить Печорина в качестве «визитной карточки» своего времени. Образ главного героя соединяет типичность и уникальность. При этом мы отчетливо понимаем, что в другую эпоху судьба Печорина сложилась бы по-другому.

  5. 5
    Текст добавил: КаЛаБок_ПаВеСиЛсЯ

    «Герой нашего времени» – роман, призванный дать психологическую характеристику целого поколения середины девятнадцатого века. Главный герой, Печорин, выступает зеркалом, в котором видит свое отражение молодежь того времени, не осознавая этого.
    Автор рисует нам героя одновременно и похожим, и непохожим на остальных. В нем словно борются две личности, два начала. Одно полно эгоизма, себялюбия и корысти; другое борется за справедливость, воспринимает реальность без прикрас, такой, какая она есть. Из-за внутренней борьбы этих противоречий Печорин превращается в корыстного и злобного человека, неспособного на честный поступок, доброты в его сердце совсем не остается. Лермонтов писал о своем романе, что «…характер и поступки Печорина – это отражение пороков целого поколения». Такими становятся лучшие люди под давлением окружения и внутренних личностных конфликтов.
    В чем же заключается опасность душевной и духовной борьбы внутри человека? Автор показывает нам не самый благополучный исход, повествуя о судьбе героя. Благородный, умный Печорин не справляется со своим эгоизмом, и приносит горе тем, кто его любит. Мало того, даже любовь внутри него не способна победить эту черствость в сердце.
    Лермонтов противопоставляет романтизму, еще недавно господствовавшему в литературе, реализм, приходящий ему на смену. Прекрасному, возвышенному образу идеального человека приходит конец, так как он – всего лишь слабое существо, не способное одержать верх над своими внутренними недостатками.
    Итак, почему роман назван именно так? Какой смысл вложил в название автор? Ведь для нас герой всегда добр, справедлив, храбр, готов к самопожертвованию. Здесь же совершенно противоположная картина. Именно игрой слов Лермонтов показывает читателю, что в реальности очень мало личностей, достойных такого высокого звания.
    Общество слепило из молодежи того времени поколение, которое вовсе не интересует героизм. Оно безжалостно и скупо. Его волнуют только собственные потребности. Желчь и честолюбие – вот визитные карточки общества девятнадцатого века.
    Однако, как бы ни был эгоистичен главный персонаж, его все же мучает совесть. Он способен размышлять. Возможно, живи он в другую эпоху, он стал бы другим. Именно в этом, на мой взгляд, и проявляется героизм Печорина: он хотел бы быть другим.

  6. Простое название романа раскрывает свой смысл в бо­гатой и сложной проблематике произведения.
    В своем романе Тургенев поднимает проблему столк­новения образа мыслей разных поколений, которое мож­но рассматривать как борьбу двух социально-политичес­ких лагерей, сформировавшихся в России в 60-е годы XIX века. Демократизм и аристократизм, материализм и идеализм, целеустремленность и растерянность, новое и старое, радикализм и либерализм — автор раскрывает разные грани конфликта поколений.
    И. С. Тургенев отражает в романе назревшую в обще­стве жажду перемен, свободолюбивые настроения моло­дежи, но и беспокойство, смятение и неопределенность, всегда сопровождающие переломные моменты истории. Объективная прогрессивность отмены крепостного права не стала общенациональной панацеей, не избавила от всех проблем сразу. Дворянство начинает утрачивать целост­ность и стабильность, понемногу изживает себя, а на смену еще не пришел «новый человек». Общество уже не может жить по-старому, но еще не знает, как жить по-новому.
    Евгений Базаров — представитель революционно на­строенной молодежи, чей новаторский потенциал принял форму отрицания. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы ува­жением ни был окружен этот принцип», — разъясняет Аркадий Кирсанов «отцам» (Кирсановым-старшим) базаровскую точку зрения. Наиболее ярко иллюстрирует конфликт мировоззрений антагонизм Базарова и Павла Петровича. Грубоватая прямолинейность первого против вежливости и деликатности второго, простота и даже фа­мильярность против изысканности и манерности, отрица­ние любых авторитетов против приверженности «принсипам» блестяще описаны Тургеневым в сценах споров.
    Но при всей кажущейся стройности базаровской сис­темы ценностей она не делает молодого нигилиста счаст­ливым. Как он сам выразился, его дело — ломать старое. Но ломать — не строить: агрессия, цинизм, презрение к людям, на мой взгляд, не могут стать фундаментом для гармоничного общества.
    Тургенев затрагивает также проблему эмансипации как зарождающейся альтернативы патриархальности. Но только представительница женщин-эмансипе, Авдо­тья Кукшина, обрисована автором весьма неприглядно, скорее даже отталкивающе, Ее развязность, неряшество и грубость, недалекость суждений, самохвальство, склон­ность к выпивке — как разительно контрастирует все это с привычным нам образом «тургеневской девушки»!
    Без всякой симпатии выводит писатель портрет Кук-шиной, равно как и ее товарища Ситникова. В этих пер­сонажах автор отразил проблему неверного восприятия и истолкования новых идей. В исполнении кукшиных и ситниковых любая, даже самая прогрессивная и бла­гая, идея примет уродливый и гротескный вид, исказит­ся, как отражение в кривом зеркале.
    Обрисовывает Тургенев также и проблему необразован­ности народа. Устами Базарова он сетует на невежество крестьян: дескать, русский мужик, слыша гром, думает, что это по небу едет Илья-пророк. Здесь же Тургенев при­ближается к еще одной глубокой проблеме: враждебности разных сословий. Интеллигент презирает простолюдина, крестьянин боится барина… И все забывают о том, что они, прежде всего, — люди и соотечественники.
    Проблема бездуховности и эгоизма, угрожающих но­вому поколению, отразилась в реплике Базарова: «А я и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Си­дора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо?» С одной стороны, Евгений несет демократические идеи, с другой — оказывается равнодушным себялюбцем.
    Не меньше внимания уделено в романе проблеме другого плана: неизбежному отдалению детей от роди­телей, особенно при несхожести во взглядах на жизнь. «Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — при­летел, захотел — улетел», — говорит Арина Власьевна, любящая мать Базарова. В описании чувств Николая Петровича Кирсанова к сыну Аркадию также сквозит горечь непонимания, ощущение отставания от жизни. Безграничная родительская любовь — не чета ответной любви детей. Дети больше думают о себе, родители боль­ше думают о детях. Это объективная реальность — но и вечная проблема всех отцов и детей.
    Роман Тургенева — кладезь проблем, поставленных автором перед своим поколением на срезе меж двух эпох. Тургенев предлагает своим читателям задуматься над этими вопросами, попытаться их решить. Однако и по сей день нет однозначного ответа ни на один вопрос, за­данный писателем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *