Сочинение на тему собирательный образ помещиков в поэме мертвые души

11 вариантов

  1. У первого помещика нет имени, только фамилия – Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

    Коробочка

    Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

    Ноздрев

    Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

    Собакевич

    Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь – барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

  2. Первым герой встречает помещика Манилова. Это заботливый, хороший человек с широкой душой, честный и правильный. Но это впечатление обманчиво: на самом же деле Манилова абсолютно не заботит судьба его близких и тем более крепостных. Его доброта и учтивость оказываются лишь средством для того, чтобы получше устроиться в этом мире.
    Коллежская секретарша Коробочка другая, можно сказать, она противоположность Манилова. Героиня с головой погрязла в хозяйственных заботах, ей не свойственна маниловская расточительность. Коробочка – трудолюбивая и добрая женщина, но ее интересы очень уж ограничены. Кроме того, она жадничает даже при продаже мертвых душ: «…я лучше маненько повременю….».
    Среди самых неприятных личностей, которых встречает наш герой: Собакевич и Ноздрев. Первый – не доверяет абсолютно никому, а его жестокость и мелочность переходят всякие границы. Он напоминает Чичикову «средней величины медведя». Второй – просаживает все свое состояние на развлечения в сомнительной компании картежников, пьяниц и всякого сброда.
    Думаю, самым интересным образом помещика в «Мертвых душах» является Плюшкин. Странного вида человек, похожий то ли на женщину, то ли на мужчину. Его окружает грязь и пыль, весь дом помещика прогнил. Он избегает общения с родными детьми, собирая вместо этого все, что попадется на глаза.
    Всю абсурдность происходящего в России того времени Гоголь представил в своей галерее образов. С помощью изображения людских пороков он попытался донести современникам простые истины.

  3. Почти половина первого тома поэмы «Мертвые души» (пять глав из одиннадцати) посвящена характеристике различных типов русских помещиков. Н.В. Гоголь создал пять разных характеров, пять портретов, не похожих друг на друга. Но в то же время в каждом их них выступают типичные черты русского помещика, и все помещики изображены сатирически. Вот она — эта портретная галерея.
    По первому впечатлению о Манилове можно было сказать: «Какой приятный и добрый человек!» Он чрезвычайно любезен с друзьями, нежен с женой, добр к своим крепостным. Но в эту приятность «чересчур было передано сахару»; Манилов был человек «ни то ни се»; рядом с ним вскоре чувствовалась «скука смертельная». Он любил поразмышлять и помечтать, но под его прекраснодушием и мечтательностью скрывалась внутренняя пустота. Гоголь с иронией замечает, что в кабинете Манилова лежала книга, открытая на четырнадцатой странице, которую он читал вот уже два года.
    Хозяйством помещик не занимался, во всем доверяя приказчику, и даже не знал, сколько у него умерло крепостных. Его бесхозяйственность подчеркивало то, что его дом стоял на неудобном месте, открытом всем ветрам, а дорогая мебель в комнате соседствовала со старой. Герой Гоголя олицетворяет собой целое явление — маниловщину, и его имя стало нарицательным.
    Помещицу Коробочку Гоголь относит к числу «тех небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов: меда, муки, крупы и др. «Дубинноголовая» Коробочка готова продавать все, что выращивается в ее поместье; соглашается (правда, после долгих уговоров) «уступить» даже такой «товар», как мертвые души, хотя вначале он показался ей слишком уж необычным и она боялась на первых порах продешевить.
    Ноздрев представляет собой совершенно иной тип людей. Гоголь иронично называет его «историческим человеком», потому что с ним постоянно случались какие-нибудь «истории». Его любимым занятием была игра в карты; причем играл он не вполне честно, за что бывал бит своими же товарищами. Его недюжинная энергия проявлялась в том, что он был готов ехать куда угодно, с кем угодно и за чем угодно. Хозяйством своим Ноздрев не занимался; оно шло как-то само по себе; единственным приличным местом была псарня, и среди собак Ноздрев чувствовал себя, как отец среди детей. Ноздрев постоянно хвастает, выдумывает, врет; причем его ложь откровенна и не приносит ему никакой выгоды; но он уже не может не обманывать, не жульничать: он умудряется схитрить даже при игре с Чичиковым в шашки. Ноздрев изображен Гоголем не только с иронией, как Манилов или Коробочка, но уже ярко сатирически.
    Собакевич чем-то похож на Коробочку. Это, по точному определению Гоголя, «кулак», накопитель. Для него практичность и выгода гораздо дороже дружбы, красоты и пр. Всех чиновников в городе он называет «мошенниками», а при продаже мертвых душ сначала назначил невиданно высокую цену, а потом долго торговался с Чичиковым и при этом ухитрился обмануть его. Внешне он показался Чичикову похожим «на средней величины медведя». И все вещи в доме (даже дрозд в клетке) чем- то напоминали своего хозяина: все выглядело прочным, но неуклюжим, некрасивым.
    Собакевич любил и умел хорошо поесть, но предпочитал не изысканные блюда, а простую пищу, зато в больших количествах. Он мог съесть один огромного осетра или целого барана. Образ Собакевича нарисован Гоголем саркастически.
    Имя Плюшкина стало таким же нарицательным, как и имена Манилова или Коробочки. Знакомство читателя с этим героем Гоголь, как обычно, начинает с описания деревни и усадьбы, принадлежащих помещику. Он рисует страшную картину полного разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной этого разорения стала болезненная скупость, в которую постепенно превратилась разумная бережливость хозяина. Гоголь показывает постепенное развитие этой болезни, приведшей к омертвлению и хозяйства, и души его владельца. Хозяйство Плюшкина пришло в полный упадок; крестьяне голодают и бегут от помещика, а сам он давно потерял всякое представление о реальной стороне жизни: в его амбарах портится мука, гниет сукно, а он ходит по деревне и подбирает сломанные подковы, рваные подметки и прочие ненужные вещи и складывает их у себя в комнате в особую кучу. Он с подозрением относится ко всем, считая, что его все обворовывают; он носит на поясе ключи от всех амбаров и сундуков, из-за чего (а также из-за странной одежды) Чичиков сначала принимает его за ключницу. Гоголь с презрением пишет о Плюшкине и называет его «прорехой на человечестве».
    Таким образом, писатель выводит в поэме не просто пять образов помещиков — он показывает пять ступеней деградации и омертвления человеческой души. «Мертвыми душами» в поэме следует считать не купленных Чичиковым умерших крестьян, а самих помещиков — владельцев крепостных. От Манилова до Плюшкина перед читателем раскрывается пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке. Таков принцип композиционной последовательности образов помещиков в поэме «Мертвые души».

  4. Екатерина Денисова
    комментирует…
    Отличный сайт,очень помогает!Спасибо)
    28 февраля 2016 г., 05:32
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо
    11 апреля 2016 г., 09:37
    Unknown
    комментирует…
    Супер сайт, не раз спасал в школе, Спасибо!
    9 декабря 2016 г., 21:58
    Pharaoh
    комментирует…
    Солидарен с тобой
    19 января 2017 г., 00:23
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо большое.
    19 января 2017 г., 06:26
    Анонимный
    комментирует…
    Сайт ужасно плохой, мне он мне не помог, и в школе мне поставили “два”. Спасибо вам!
    26 января 2017 г., 04:08
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо,вам за такой полезный сайт.Много полезного и достоверного материала,который очень помогает в работах.
    21 марта 2017 г., 13:11
    Анонимный
    комментирует…
    Отличный сайт! Спасибо!
    23 марта 2017 г., 16:08
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо большое! Очень хороший сайт.
    3 августа 2017 г., 09:37
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо Вам за Ваш сайт!
    Очень полезный, да и оценки в школе нормальные!
    27 декабря 2017 г., 06:22
    Анонимный
    комментирует…
    Сайт плохой, каждый анонимный комментарий подстроен.
    14 января 2018 г., 02:20
    Админ
    комментирует…
    Уважаемый читатель, как видите, ваш анонимный комментарий мы публикуем. Он ведь не подстроенный, не так ли? Все комментарии на нашем сайте настоящие. Если же сайт вам не понравился, это бывает.
    14 января 2018 г., 02:31
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо все коротко и ясно
    11 февраля 2018 г., 04:34
    Анонимный
    комментирует…
    Не просто списывать нужно, чтобы 2 не получать)
    12 февраля 2018 г., 14:32
    Анонимный
    комментирует…
    ������
    15 февраля 2018 г., 10:15
    Анонимный
    комментирует…
    Инсаф Галеев списывал здесь!!!!!!!!!
    20 февраля 2018 г., 09:47
    Анонимный
    комментирует…
    Респект вашему сайту и уважуха
    22 февраля 2018 г., 09:59
    Анонимный
    комментирует…
    Нормальный сайт, не знаю почему многие критикуют:с
    27 февраля 2018 г., 10:53
    Анонимный
    комментирует…
    Незачто, обращайся
    28 февраля 2018 г., 08:39
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо ,большое!)))Гуд сайт,������������������������������������������
    18 марта 2018 г., 04:10
    Unknown
    комментирует…
    Отличный сайт спасибо за ответы
    19 марта 2018 г., 04:11
    Unknown
    комментирует…
    Отличный сайт спасибо за ответы
    19 марта 2018 г., 04:11
    Анонимный
    комментирует…
    Где поставить 5 баллов?), все четко и понятно:)
    18 апреля 2018 г., 20:44
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо огромное этому сайту , очень помог. Есть полное описание всех помещиков))
    6 мая 2018 г., 04:05
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо сайт
    Админ тебе тоже
    8 октября 2018 г., 19:45
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо большое ??
    11 ноября 2018 г., 06:02
    Анонимный
    комментирует…
    Спасибо, сразу вспомнила всех помещиков)
    11 ноября 2018 г., 09:55
    Unknown
    комментирует…
    Сайт очень хорош.Все коротко и понятно))))
    6 декабря 2018 г., 05:42
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо
    15 января 2019 г., 05:58
    Анонимный
    комментирует…
    Очень хороший сайт. Я доволен результатом. Всем советую.:)
    15 января 2019 г., 10:20
    Анонимный
    комментирует…
    Спс сайт норм
    23 января 2019 г., 01:46
    Unknown
    комментирует…
    Отлично!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    13 февраля 2019 г., 02:56
    Unknown
    комментирует…
    Норм СПС за его создание.
    20 февраля 2019 г., 12:17
    Unknown
    комментирует…
    Чичикова забыли
    24 февраля 2019 г., 21:20
    Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, статья посвящёна помещикам, которых Чичиков посещает. У самого Чичикова тоже есть два крепостных крестьянина. Но обычно, говоря о “Мертвых душах”, Чичикова ставят отдельно от помещиков, с которыми он знакомится. Иначе смысл поэмы несколько размывается, если Чичикова добавить в эту таблицу. О нем есть отдельные статьи.
    25 февраля 2019 г., 02:28
    Unknown
    комментирует…
    Спасибо, очень помогли!!!!!
    6 марта 2019 г., 12:54
    Максь❤️
    комментирует…
    Ну, будет отлично, если поставят положительную оценку за предоставленную таблицу, спасибо)
    8 марта 2019 г., 23:54
    Unknown
    комментирует…
    конечно, спасибо большое за 4 по литературе но где фразы из текста их здесь так не хватает, или вам просто лень выписать их. А так я поставил бы 4 из 5. точно такая же отметка как и у меня в тетради
    11 марта 2019 г., 18:58
    Админ
    комментирует…
    Дорогой друг, ваш комментарий про нашу “лень” – это пока что самый удивительный комментарий на нашем сайте. Забавно слышать обвинения в лени. =)
    В таблице в ячейке про каждого персонажа есть ссылка “Читать ещё”. По этой ссылке можно найти много других статей с множеством цитат. Также слова “усадьба”, “крестьяне” и т.д. выделены как гиперссылки на другие статьи с цитатами. Нужно просто нажать.
    Другими словами, все нужные цитаты можно найти, мы их опубликовали. Но в таблице они не представлены, так как она выглядела бы гигантской.
    Спасибо в целом за идею. Мы подумаем, как добавить немного цитат в таблицу, не перегружая её.
    11 марта 2019 г., 20:22
    Unknown
    комментирует…
    Отличный сайт
    17 марта 2019 г., 12:01
    Unknown
    комментирует…
    А как насчет второго тома: Тинтетьников, Петух, Самосвистов, Муразов, Вертихвостов и т.д.?
    20 апреля 2019 г., 00:36
    Unknown
    комментирует…
    Если ты такой тупой, то это не значит что сайт такой же
    23 апреля 2019 г., 05:33
    Unknown
    комментирует…
    Очень большое спасибо за такой труд спасибо люблю вас???
    2 мая 2019 г., 06:27
    Unknown
    комментирует…
    Хороший сайт,помогли 5 получить по литре.
    10 мая 2019 г., 20:06
    Анонимный
    комментирует…
    Круто.Все удобно и лаконично.Спасибо)
    16 мая 2019 г., 07:32
    Анонимный
    комментирует…
    Очень помог сдать хвосты. Спасибо и удачи
    27 мая 2019 г., 12:10

  5. Гоголевский делец после Ноздрева направился к Собакевичу. Последнего можно сравнить с медведем, он такой же большой и неуклюжий. Его дом имел несуразный вид, однако Собакевича считали хорошим хозяйственником. Избы, дома он сделал из хорошей древесины. Он был сообразительным в плане торговли и знал всех своих крестьян. Он сразу понял, с какой целью приехал Чичиков. Между ними была совершена сделка в пользу Собакевича. Но если посмотреть на помещика в качестве крепостника, то он жестокий, неотесанный, грубый. Он не умеет выражать душевные переживания.

    Прибедняющийся Плюшкин

    Но наиболее странным является Плюшкин. Он похож был на старую ключницу, которая все время ворчит. Но Плюшкин был очень богат, в его хозяйстве насчитывалось около тысячи крестьян. Раньше дом процветал, но позже запустел. Это случилось после смерти его жены. Это бережливый помещик ранее, но сейчас он становится скрягой. Он собирал хлам, в его питании были одни сухари, а среди одежды только обноски. Чичиков со своим предложением обрадовал его. Плюшкин нашел в этом возможность подзаработать.
    Гоголь описал разные образы помещиков, показывая, как черствеет душа и происходит деградация человека. Все начиналось Маниловым и закончилось Плюшкиным. Читатель четко видит картину, как угасает все человеческое в людях.

  6. Современник Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, кото­рые сложились в России после неудачи революци­онного выступления декабристов в 1825 году. Но­вая общественно-политическая обстановка поста­вила перед деятелями русской общественной мысли и литературы новые задачи. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего времени, Гоголь стал одним из величайших пред­ставителей критического реализма в русской ли­тературе. Как отмечает Белинский, «Гоголь пер­вый взглянул смело и прямо на русскую действи­тельность».
    Центральное место в поэме «Мертвые души» за­нимает проблема русского помещичьего класса, русского дворянства как господствующего сосло­вия, его судьба и роль в общественной жизни. Ха­рактерно, что основным способом изображения по­мещиков у Гоголя является сатира. В образах поме­щиков отражается процесс постепенной деградации этого класса, выявляются все его пороки и недостат­ки. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония помогла писателю гово­рить о том, о чем говорить в условиях цензуры было невозможно. Ирония — характерный элемент гого­левской сатиры. Она присутствует не только в автор­ской речи, но и в речи персонажей.
    Поэма построена как история похождений Чичико­ва, чиновника, скупающего «мертвые души». Компо­зиция произведения позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них присутствуют типич­ные черты русского помещика.
    Наше знакомство начинается с Манилова и закан­чивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому уг­лубляется процесс оскудения человеческой личнос­ти, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.
    Открывает портретную галерею помещиков Ма­нилов. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, устроенный с претензией на «аглицкий сад с заросшим прудом», жиденьки­ми кустиками и с бледной надписью «Храм уеди­ненного размышления». Говоря о Манилове, автор замечает: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это «слишком» и потому при­нимает уродливые формы. Манилов прекрасноду­шен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллически­ми и праздничными. Манилов совершенно не зна­ет жизни, а реальность ему заменяет пустая фан­тазия. Он любит поразмышлять и помечтать. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает.
    Манилов мнит себя носителем духовной культу­ры. Когда-то в армии он считался образованней­шим человеком. С иронией автор высказывается об обстановке дома Манилова, в котором «вечно чего-нибудь недоставало», о его слащавых отно­шениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область. Сравнение Мани­лова с министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а «маниловщи­на» — типичное явление этого пошлого мира.
    Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». Эти деньжонки получаются от продажи самых разнооб­разных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный то вар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. «Дубинноголовая • помещица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь прогадать. Интересы помещицы не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.
    Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрев. i (IV глава). Это человек «на все руки», для него характерна своеобразная «широта натуры». Как иронично отмечает автор: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек». Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же сам «просаживает» все деньги. Ноздрев — мастер «лить пули», он бесшабашный хвастун и несусвет­ный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку «нагадить ближнему». В образе Ноздрева Гоголь создал но­вый в русской литературе социально-психологи­ческий тип.
    В образе Собакевича сатира автора приобретает более острый характер (V глава). Он мало похож на предыдущих помещиков, — это «помещик-ку­лак», хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым уда лось бы его обмануть. Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружающих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похожим «на средней величины медведя». Собакевич — циник, не стыдящийся морального уродства ни в се­бе, ни в других. Это человек, далекий от просвеще­ния, твердолобый крепостник, заботящийся о кре­стьянах только как о рабочей силе. Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущнос­ти «негодяя» Чичикова, а он прекрасно понял суть предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует из­влечь выгоду.
    VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя кото­рого стало нарицательным для обозначения скупо­сти и моральной деградации. Этот образ становит­ся последней ступенью в вырождении помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика: на всех строениях была за­метна «какая-то особенная ветхость». Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной это­го является не мотовство и не безделье Плюшки­на, а его болезненная скупость. Это злая сатира на помещика, ставшего «прорехой на человечестве». Сам хозяин — бесполое существо, напомина­ющее ключницу. Этот герой даже не смешон — он страшен.
    Итак, пять характеров, созданных Гоголем в «Мертвых душах», разносторонне рисуют состоя­ние целого класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин — все это различные формы одного явления — экономического, соци­ального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.

  7. Мёртвые души образы помещиков сочинение по плану
    План
    1.Введение
    2.Манилов
    3.Коробочка
    4.Ноздрев
    5.Собакевич
    6.Плюшкин
    7.Заключение
    Публикация поэмы “Мертвые души” стало огромным событием не только в литературной, но и в общественной жизни Российской империи. Образованная часть общества разделилась на два лагеря. Одни называли произведение гениальным, другие – злой насмешкой и карикатурой на Россию. Писатель изобразил в поэме несколько собирательных образов русских помещиков, которые обладают самыми отрицательными чертами своего сословия. К. С. Аксаков писал Гоголю: “Многие помещики… считают вас своим смертельным, личным врагом”. По-видимому, писатель был недалек от истины: раскрытая в поэме правда многим колола глаза.
    Первый визит Чичиков нанес помещику Манилову. Последний своими любезными речами словно бы “заманил” покупателя мертвых душ к себе. Манилов обладает приятной внешностью и любезным обращением. Однако через некоторое время собеседнику становится не по себе от этой приторной любезности. Кроме нее у Манилова нет ничего: ни характера, ни какой-нибудь значимой отличительной черты. Манилов проводит все свое время в бесполезных мечтах. Его хозяйство постепенно приходит в упадок. Дворовые люди делают все, что хотят. Праздная жизнь превратила Манилова в абсолютно никчемного человека. Такой тип помещиков – свидетельство вырождения дворянства, которое ускорится после отмены крепостного права.
    Сбившись с пути, Чичиков случайно попадает к помещице Настасье Петровне Коробочке. Сама фамилия барыни указывает на замкнутость и ограниченность ее мира. Коробочка уже давно живет затворницей в своем имении. Она не интересуется ничем, кроме продажи своих товаров. Для Настасьи Петровны важна каждая копейка. При этом деньги лежат “мертвым грузом”. Новые вещи помещица покупает только тогда, когда они приходят в полную негодность. Предложение Чичикова не на шутку пугает Коробочку. Она видит несомненную выгоду, но подозревает какой-то обман. Только обещание Чичикова купить муку, сало и т. д. заставляет старуху пойти на сделку. Коробочка, как и Манилов, принадлежит к вырождающемуся типу помещиков.
    Больше всего разочарования доставило Чичикову посещение Ноздрева. Этот пышущий здоровьем помещик, несмотря на солидный возраст, до сих пор остается в душе мальчишкой-хулиганом. Ноздрев совершенно не думает о завтрашнем дне. Всю свою бешеную энергию он тратит на карточную игру и пьянство. Ноздрев в любую секунду готов побиться с любым человеком об заклад. Причем его даже не интересует выгода. Для Ноздрева важен азарт, он никогда не жалеет о пущенных на ветер деньгах. Ноздрев – невероятный плут и обманщик. Его часто ловят на нечестной игре, после чего поколачивают. Ноздрева это нисколько не смущает. Через непродолжительное время он вновь дружески общается со своими обидчиками. Сделка с Чичиковым не состоялась, потому что Ноздреву была неинтересна простая продажа мертвых душ. В такой операции не было ничего захватывающего. Буйный помещик хотел даже избить незадачливого покупателя, но “потеха” была прервана появлением капитана-исправника.
    Михаил Семенович Собакевич – помещик-кулак, внешне напоминающий огромного медведя. Его главное требование к окружающим предметам – прочность и долговечность. Собакевич уверенно ведет свое хозяйство. За внешней неуклюжестью и простотой скрывается изворотливый ум. Собакевич всех без исключения считает мошенниками. Он никому не позволит себя обмануть. Михаила Семеновича нисколько не интересует культурная жизнь. По уровню духовных запросов он также напоминает медведя. Собакевич все больше дичает в своем крепко сколоченном доме.
    Плюшкин – самый ничтожный и жалкий помещик, постепенно сходящий с ума. Когда-то он жил нормальной семейной жизнью. Со смертью жены началось его падение. Семья распадалась, а Плюшкин становился все более подозрительным и скупым. Постепенно его скупость достигла небывалых размеров. Плюшкин имеет около 1000 крестьян, что приносит ему огромный доход. Но все деньги он прячет, не тратя ни копейки. Вся сельскохозяйственная продукция гниет в сараях и амбарах. Сам помещик ходит в рванье, питается, чем придется. Чичикова поражает убогое существование Плюшкина. Тем не менее именно у него он приобретает самое большое количество мертвых душ.
    Помещики в поэме “Мертвые души” не являются исключениями из правил. В большей или меньшей степени их образы списаны Гоголем с натуры. О достоверности изображенной писателем картины можно судить по высказыванию Пушкина после прослушивания начальных глав: “Боже, как грустна наша Россия!”.

  8. ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

    В июне 1836 года Гоголь, глубоко огорченный враж­дебными толками, вызванными премьерой «Ревизора», уезжает за границу. Там он приступает к работе над поэмой «Мертвые души», сюжет которой был подска­зан ему А. С. Пушкиным. В письме В. А. Жуковскому Николай Васильевич отмечал: «Мне даже смешно, как подумаю, что я пишу «Мертвые души» в Париже. Мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наше, наши помещики, наши чиновники, на­ши мужики…»
    Я думаю, что творческие силы и энергию писателя во время работы над поэмой питали любовь к России и тревога за ее настоящее и будущее. В своем дневни­ке Гоголь записал: «Бывает время, когда нельзя устре­мить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».
    Давайте, следуя за мыслью писателя, посмотрим на российских помещиков. Гоголь располагает их в опре­деленной последовательности — от лучшего к худше­му, вернее, от плохого к худшему.
    На первой ступеньке лестницы стоит Манилов — человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, черты его лица «не лишены прият­ности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Излишняя слащавость и приторное довольство сквозит и в манерах помещика — с его ли­ца не сходит умильная улыбочка, а речь полна преуве­личений. Всех без исключения он находит достойными людьми: губернатор — «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор — «милый человек», жена полицеймейстера — «прелюбезная». Но за этой слаща­вой сентиментальностью и внешней обходительностью скрывается спящая душа. «У всякого есть свой за­дор, — пишет Гоголь, — у одного задор обратился на борзых собак, другому кажется, что он сильный люби­тель музыки», кто-то мечтает «сыграть роль хоть од­ним вершком повыше той, которая ему назначена», а кто-то «мастер лихо пообедать». У Манилова же нет ничего. «От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова». А там, где нет жизни, — одна мертвечина. На мой взгляд, писатель подводит нас именно к этой мысли. Я считаю, что и сама фами­лия помещика выбрана Гоголем не случайно. Она гово­рит читателю о чем-то манящем, что влечет к себе, но в итоге оборачивается обманом, ловушкой. Так, лю­бой собеседник Манилова в первую минуту думает: «Какой приятный и добрый человек!», а в следующую: «Черт знает что такое!»
    Настоящей заботы о благосостоянии семьи и благо­получии крестьян Манилов не проявляет. Все управ­ление он передоверил плуту приказчику. И в доме, и в деревне царит беспорядок, в то время как хозяин мечтает выстроить через пруд каменный мост или провести от дома подземный ход. Пустые, никчемные мечты человека с мертвой душой.
    Следом за Маниловым Гоголь предлагает нам по­знакомиться с Коробочкой, одной из «тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрорядевые ме­шочки, размещенные по ящикам комодов». В отличие от Манилова она рачительная хозяйка. Крестьянские избы в деревне помещицы «показывают довольство обитателей». Сама хозяйка денно и нощно печется о том, чтобы ее имение не несло убытков. Но этим, по­жалуй, круг интересов Коробочки и ограничивается — ко всему остальному она проявляет полное равноду­шие. Разволновать ее способны лишь цены на пеньку и мед да страх продешевить. «Право, мое такое нео­пытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», — от­вечает она Чичикову на его предложение купить у нее мертвые души. Коробочка долгое время не понимает абсурдности своего заявления. Все доводы потерявше­го терпение Чичикова разбиваются о ее жадность и «дубинноголовость». О чем хотел сказать Гоголь, на­деляя свою героиню фамилией Коробочка? У помещи­цы повсюду коробочки: и дом, как коробочка, и двор, как коробочка, наполненная всякой живностью, и ко­мод — коробочка с мешочками, набитыми пятаками, рублями, двугривенными, да и сама голова барыни — деревянный короб.
    Следующим за Коробочкой Гоголь представляет нам Ноздрева. Это человек «в некотором отношении исторический». Так писатель иронически оценивает «талант» Ноздрева раздувать разные, преимуществен­но скандальные, истории, распространять небылицы, расстраивать свадьбы или торговые сделки. Вся жизнь этого развязного, чрезмерно активного лжеца и аван­тюриста состоит из буйных кутежей и карточных афер, бессмысленной траты денег и пьяных ссор. Лю­битель лошадей и собак, Ноздрев в своем кабинете держит лишь сабли и ружья, а книг и бумаги эти сте­ны, скорее всего, никогда и не Видели. Впрочем, как и сам хозяин. О неподдельной подлости Ноздрева сви­детельствует его готовность учинить над своим гостем физическую расправу. И не один на один, а призвав себе в помощники двух «дюжих крепостных».

  9. Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, “собраны черты тех, которые считают себя лучше других”. Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет “храм уединенного размышления”, а детям дает имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова -совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: “Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы”. Таким образом автор дает понять, что образ Манилова типичен для своего времени. Именно из сочетания подобных качеств и происходит понятие “маниловщина”.
    Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки. Если Манилов — это помещик-расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это ее страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: “вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?”, И снова автор подчеркивает типичность этого образа: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Оказывается, тупость Коробочки, ее “дубинноголовость” не ‘такое уж редкое явление.
    В каждом из помещиков автор подмечает нравственное уродство. Манилов в своей праздности и лени доходит до крайности. В результате скупости Коробочка становится дубинноголовой.
    Следующий в галерее помещиков — Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист — вот краткая характеристика Ноздрева. Это человек, как пишет автор, который имел страсть “нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины”. Гоголь утверждает, что Ноздревы типичны для русского общества: “Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами…” Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, но хозяина все это мало волнует. Он показывает гостям конюшню, в которой две кобылы, жеребец и козел. Потом хвалится волчонком, которого неизвестно зачем держит дома. Обед у Ноздрева приготовлен плохо, но зато спиртного в избытке. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Вместе с мертвыми душами Ноздрев хочет продать ему жеребца или шарманку, а потом предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян. Когда Чичиков возмущается нечестной игрой, Ноздрев зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.
    Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. “Кулак! Да еще и бестия в придачу” — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медве дя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его “совсем не было души”. В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: “И я тоже Собакевич”. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: “нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь”. Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет”.
    Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин. Гоголь отводит ему это место, поскольку’Плюшкин являет собой результат праздной жизни человека, живущего за счет чужого труда. “У этого помещика тысяча с лишком душ”, а выглядит он как последний нищий. Он стал пародией на человека, и Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед ним — “мужик или баба”. А ведь были времена, когда Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином. Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству приводит его к полному краху: он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно, но бережет кусок черствого кулича, который давным-давно привезла дочь. На примере Плюшкина автор показывает нам распад человеческой личности. Куча хлама посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина. Вот чем он стал, вот что значит духовная смерть человека.
    Крестьян Плюшкин считает ворами и мошенниками, морит их голодом. Ведь разум давно уж не руководит его действиями. Даже к единственному близкому человеку, к дочери, у Плюшкина нет отцовской привязанности.
    Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. “Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”. Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков. Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой. В этих образах отразшшсь признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

  10. В поэме «Мертвые души» представлена целая галерея помещиков – людей, «которые считают себя лучше других».

    Манилов

    Открывается галерея образом помещика Манилова. Имение Манилова производит впечатление упадка. Помещик совершенно не занимается хозяйством, возможно, он попросту не умеет этого. Дом его расположен на весьма невыгодном месте – со всех сторон его обдувают ветра. Беседка, которую помещик называет храмом размышлений, давно покосилась. Крестьяне его ходят в отрепьях, а детям он дает имена мифических греческих героев.
    Смыслом жизни для Манилова становится праздное времяпрепровождение. Он никогда никого не осуждает, отзывается обо всех добродетельно, но вовсе не от любви к человечеству. Он просто не любит лишних проблем. Крестьяне его нищенствуют, хозяйство разваливается, в доме полнейший хаос, а он лежит на диване и мечтает о каменном мостике через пруд и подземном ходе от дома. Его образ напрямую связан с понятием «маниловщина» – таким образом автор утверждает типичность этого образа для российского социума.

    Коробочка

    Следующий образ – помещица Коробочка. Если Манилов – расточитель, то Коробочка – накопительница. Все в ее доме устроено на старый лад – деньги она аккуратно раскладывает по маленьким мешочкам и прячет в шкаф, в хозяйстве порядок, все имеет свое место и свою цену. Она старается извлечь пользу изо всего – продает соль, сало, хлеб, крепостных. В какой-то момент разговора с Чичиковым она произносит: «А что, если мертвые души мне и самой в хозяйстве пригодятся?». Чичиков в разговоре с ней меняется – становится более развязным и дерзким, его немного раздражает ее «дубиноголовость». По мнению автора, образ тоже типичный для его времени.

    Ноздрев

    Ноздрев – помещик, прожигающий на выпивке и карточных играх свое имение. Смыслом своей жизни считает нагадить кому-нибудь из-за пустяка. Автор говорит о типичности образа фразой: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами». Дом помещика под стать хозяину – хаос, безвкусица, отсутствие логики как в интерьере дома, так и хозяйстве. В доме Ноздрева Чичикова чуть не избили по приказу хозяина.

    Собакевич

    Помещик Собакевич, как и Коробочка, — накопитель. Его имение хорошо развито, имеет строгую организацию. Постройки хоть и невзрачны на вид, но обладают невероятной прочностью и долговечностью. Сам он похож на медведя, средней величины. И все в его доме словно скопировано под него – стулья, столы, даже дрозды в клетке – все словно кричали: «Я тоже Собакевич». При совершении сделки с Чичиковым Собакевич запрашивает самую высокую цену из всех помещиков, к тому же рекламирует свой товар, как лучший. Н.В. Гоголь предостерегает читателя сообщением о том, что если Собакевичи окажутся у еще большей власти, то не миновать беды.

    Плюшкин

    Последний в галерее помещиков – Плюшкин. Он – тоже накопитель, но доведший свою страсть к накопительству до крайности. Страсть эта привела его к утрате человеческого облика и разрушению хозяйства. Он экономит на всем – в доме его склад заплесневелых круп и муки, гниет сукно, валяются куски зачерствевшего хлеба. Он утратил разум от своего самодурства, и хлам посередине комнаты является ничем иным как символом его жизни.

    Заключение

    Так последовательно Гоголь показывает распад поместного дворянства, гибель всего человеческого в людях из-за крепостного права. Глядя на образы помещиков, приходит мысль – может быть, в названии «Мертвые души» имеются в виду мертвые духовно помещики, а не умершие крепостные? Невольно хочется согласиться с этим утверждением.
    Сочинения по поэме Гоголя «Мертвые души»

  11. Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, “собраны черты тех, которые считают себя лучше других”. Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет “храм уединенного размышления”, а детям дает имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова -совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: “Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы”. Таким образом автор дает понять, что образ Манилова типичен для своего времени. Именно из сочетания подобных качеств и происходит понятие “маниловщина”.
    Следующий образ в галерее помещиков — это образ Коробочки. Если Манилов — это помещик-расточитель, бездеятельность которого ведет к полному разорению, то Коробочку можно назвать накопительницей, так как накопительство — это ее страсть. Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: “вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?”, И снова автор подчеркивает типичность этого образа: ” Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”. Оказывается, тупость Коробочки, ее “дубинноголовость” не такое уж редкое явление.
    В каждом из помещиков автор подмечает нравственное уродство. Манилов в своей праздности и лени доходит до крайности. В результате скупости Коробочка становится дубинноголовой.
    Следующий в галерее помещиков — Ноздрев. Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист — вот краткая характеристика Ноздрева. Это человек, как пишет автор, который имел страсть “нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины”. Гоголь утверждает, что Ноздревы типичны для русского общества: “Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами…” Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, но хозяина все это мало волнует. Он показывает гостям конюшню, в которой две кобылы, жеребец и козел. Потом хвалится волчонком, которого неизвестно зачем держит дома. Обед у Ноздрева приготовлен плохо, но зато спиртного в избытке. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Вместе с мертвыми душами Ноздрев хочет продать ему жеребца или шарманку, а потом предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян. Когда Чичиков возмущается нечестной игрой, Ноздрев зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.
    Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. “Кулак! Да еще и бестия в придачу” — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его “совсем не было души”. В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: “И я тоже Собакевич”. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: “нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь”. Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет”.
    Последним в галерее помещиков стоит Плюшкин. Гоголь отводит ему это место, поскольку Плюшкин являет собой результат праздной жизни человека, живущего за счет чужого труда. “У этого помещика тысяча с лишком душ”, а выглядит он как последний нищий. Он стал пародией на человека, и Чичиков даже не сразу понимает, кто стоит перед ним — “мужик или баба”. А ведь были времена, когда Плюшкин был бережливым, состоятельным хозяином. Но ненасытная страсть к наживе, к приобретательству приводит его к полному краху: он утратил реальное представление о предметах, перестал отличать нужное от ненужного. Он губит зерно, муку, сукно, но бережет кусок черствого кулича, который давным-давно привезла дочь. На примере Плюшкина автор показывает нам распад человеческой личности. Куча хлама посреди комнаты символизирует жизнь Плюшкина. Вот чем он стал, вот что значит духовная смерть человека.
    Крестьян Плюшкин считает ворами и мошенниками, морит их голодом. Ведь разум давно уж не руководит его действиями. Даже к единственному близкому человеку, к дочери, у Плюшкина нет отцовской привязанности.
    Так последовательно, от героя к герою, Гоголь раскрывает одну из самых трагических сторон российской действительности. Он показывает, как под влиянием крепостного права гибнет в человеке человеческое. “Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”. Именно поэтому справедливо считать, что, давая название своей поэме, автор имел в виду не души умерших крестьян, а мертвые души помещиков. Ведь в каждом образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Каждый из образов не является исключением, так как их нравственное уродство сформировано общественным строем, социальной средой. В этих образах отразшшсь признаки духовного вырождения поместного дворянства и общечеловеческие пороки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *