Сочинение на тему собор александра невского

9 вариантов

  1. Сочинение-эссе
    «Александр Невский – символ  России»
    Выполнил ученик 10 класса
    МБОУ «Карамышевская
    СОШ» Козловского района
    Чувашской Республики
    Лакеев Алексей Георгиевич.
    15     лет
    Контактный телефон:
    8-903-476-27-46
    2011 год.
    Александр Невский – символ России.
    Кто интересовался древнерусской литературой , тот знает о «Сказании о житии Александра Невского» – одном из выдающихся памятников XIII века, в котором автор ,  митрополит Кирилл, подытоживая всю жизнь Александра Невского, всю его деятельность государственную, военную, дипломатическую на  Западе и Востоке, коротко, но ёмко сказал: «Побеждал, но непобедим был». Таким он и вошёл в историю страны, в историю народа.
    Величайшие военные победы России: Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавский бой, победы А.Суворова, Бородино и т. д. Перечень велик , как и сама страна. Но, обратите внимание, дорогие друзья,  два из них совершены одним человеком —Александром Невским! Столь велика слава  Святого Александра Невского .А кто не помнит знаменитые слова из фильма «Александр Невский»: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»? Нет в России человека, кто бы не знал этого имени. А тем неучам, кто не знает не лишне будет напомнить,хотя ,если ты христианин, исправно посещающий богослужения в храме , ты знаешь , что Александр Невский причислен к лику Святых. Это было сделано церковным собором в1547 году.
    Чтобы понять за какие заслуги он  удостоился столь высокой памяти в сердцах россиян, нужно проследить историю его жизни и на конкретных примерах убедиться , за что  его избрали  Святым, достойным символом России.
    Истоки всего лежат в детстве.
    Князь Александр был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича,внука Юрия Владимировича Долгорукого, правнука Владимира Мономаха. Это была прямая линия от Рюрика. Матерью его была Феодосия Мстиславовна – дочь знаменитого торопецкого князя Мстислава Удалого («Какие гены!»– сказали бы мы сейчас.)  Может быть, от своего деда он слышал, как разрозненно действовали русские князья на Калке, как каждый из них стоял лишь за себя, не помогая другому.
    Ярослав Всеволодович пользовался большим авторитетом в Новгороде Великом. А как мы знаем из истории, Новгородская и Псковская земли единственные оставались самостоятельными и свободными и почти избежавшими набегов Золотой Орды с востока и крестоносцев с запада. Юный Александр видел, как отец с победой возвращался из походов на шведов, немцев, и литовцев. Уезжая из Новгорода, Ярослав Всеволодович нередко оставлял вместо себя княжить Александра. Впервые Александр оказался в Новгороде в 1222 -1223 годах. В то время Ярослав получил приглашение на княжение в Новгород и отправился туда всей семьёй. Через несколько лет новгородцы вновь пригласили к себе на княжение Ярослава. В1228 году он покинул город, оставив там у власти своих малолетних сыновей. Так  в семилетнем возрасте Александр впервые был поставлен на самостоятельное княжение, конечно же, с помощью отцовских советников. В Новгороде началась смута и малолетние правители бежали из города. Вскоре брат Александра умер. В 1234 году в битве за Юрьев участвовал и юный Александр. Сражение с рыцарями произошло зимой. Новгородцы оттеснили тяжеловооружённых немецких воинов к реке , загнали на тонкий лёд, где рыцари стали проваливаться и тонуть. Александр, видимо, хорошо усвоил уроки этой битвы, потому что несколько лет спустя использовал тот же приём в знаменитом Ледовом побоище. В1236 году Ярослав отвоевал киевский престол, наместником в Новгороде стал 16-летний Александр. Обратим внимание на его юность и на трудности княжения в Новгороде, ведь свободолюбивые  и самовластные новгородцы в любой момент могли сказать: « Иди, княже, ты нам не люб!» И такие кульбиты, между прочим, новгородцы проделывали с князьями, отцом Александра Невского и с ним впоследствии много раз (Кому не лень, можете даже подсчитать!)
    Как же Александр Ярославич получил прозвище «Невский», опять же в 20-летнем возрасте?
    Дело обстояло так: после ураганного нашествия орд Батыя на Русь с востока Запад в лице Папы римского решил, что предоставился удобный момент воспользоваться этим. Врагам России казалось, что теперь стоит предпринять лишь небольшое усилие, и можно будет прибрать к своим рукам всё, что осталось за чертой монголо-татарского завоевания и предоставился  случай завоевать её земли и обратить население в католическое вероисповедание. Особенно возросла опасность для русских земель, когда разгромленный литовцами Орден меченосцев объединился в 1237 году с действовавшими в землях литовского племени пруссов Тевтонским орденом. 1238 год стал переломным в судьбе Александра Ярославича — он женился на княжне Прасковье, дочери полоцкого князя Брячислава. Тем самым он приобрёл союзника на западных рубежах Руси. Свадебный обед состоялся дважды – в Торопце и в Новгороде. Александр демонстрировал своё уважение к городу, где он впервые вышел на самостоятельный княжеский путь.
    К 1240 году Новгород был поставлен на грань катастрофы. Литовцы захватили Смоленск и осадили Псков, датчане атаковали земли чуди (эстов) . В начале июля флот шведского короля направился к русским берегам и вскоре бросил якоря в том месте, где река Ижора впадает в Неву. Их шнеки были замечены дозорными. Старейшина дозорных –Пелгусий тут же дал знать в Новгород о появлении противника и позднее сообщил Александру о месте пребывания и количестве шведов.
    Действия Александра были молниеносными: он решил ударить по шведам немедленно, не дожидаясь помощи из Владимира и Переяславля-Залесского. Не было времени собирать и пешее новгородское ополчение. Он повёл на берега Невы лишь конную княжескую дружину. Перед тем князь пришёл в софийский собор, помолился Богу, получил благословение архиепископа Спиридона.  Александр молился о помощи, обращаясь к Святой Троице и к русским святым, а потом обратился к воинам: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовём; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо».
    15 июля 1240 года в девятом часу утра Александр обрушил на шведов удар конной дружины и отрядов ижоры и корелов. В кровавой сече Александр копьём ранил зятя шведского короля Биргера в голову. В пылу сражения один русский воин прямо на коне въехал по сходням на шведский шнек, был сброшен оттуда, выбрался из воды и снова устремился в сечу. Другой подсёк опору королевского шатра, и тот рухнул, вызвав ликование русских. Разгром шведов был полным. Как всегда в таких случаях победители преувеличивают потери врагов, а побежденные преуменьшают, но все-таки несколько кораблей было потоплено, погибло немало воинов. Русское войско, по данным летописи, потеряло 20 человек.
    Александр Ярославич с триумфом возвратился в Новгород. Встречать его вышел весь город. Был отслужен торжественный молебен. Сам князь в честь победы на Неве получил прозвище Невский. Что интересно, считают, что Александру помогало божественное провидение, ведь Пелгусий рассказал о своём видении, в котором святые мученики Борис и Глеб плыли в лодье на помощь «сроднику своему».
    Но недолго длилось благополучие: после размолвки с новгородскими боярами, в который уже раз,  Александр получил переяславский престол и стал княжить там. Немцы воспользовались этим и захватили земли чуди и води. До Новгорода оставалось 30 километров – расстояние одного военного перехода. Вновь новгородцы обратились за помощью  к великому князю владимирскому Ярославу, тот послал младшего брата Александра  – Андрея. Но он не смог остановить немцев. Новгородцы умерили свою гордыню и попросили направить к ним Александра. Он был незлопамятен там, где дело касалось общерусских интересов. Александр действовал в своём стиле – быстро, решительно, расчётливо.
    А что же в это время было на востоке?
    Батый не вмешивался в происходящее на севере. Потерпев к этому времени ряд поражений в Европе  и отказавшись от намеченного продвижения на запад, Батый был не прочь  силами Руси отгородиться от опасных западных соседей. Теперь ордынский властелин был косвенным союзником русских. Этим воспользовался Александр Невский и стал умело лавировать между двумя смертельными врагами Руси.
    Ранней весной 1242 года войско Александра Невского, куда входили его дружина, полки из Новгорода, ополчение корелов и ижорцы, владимирские полки во главе с братом Андреем, взяло Псков, потом двинулся на главные силы ливонцев. Бороться с противником в открытом поле было бессмысленно: у немцев было большое превосходство в силе . Тяжеловооружённые, закованные в латы конные рыцари, поддерживаемые пешими наёмниками, вооружённые копьями, построенные клинообразно, т. е. «свиньёй», наносили стремительный  и мощный удар по вражескому войску. Всё это знал Александр Невский. Вот почему  местом боя он избрал лесистый берег Чудского озера. По его замыслу русская рать должна была отступить к возвышенному лесистому берегу – естественному природному препятствию для тяжеловооружённых рыцарей. Но это ещё не всё. В центре русского войска он расположил пехотинцев-лучников и бойцов, вооружённых топорами, мечами и крючьями. Именно пехотинцы должны были выдержать первый и наиболее страшный удар рыцарей. Новгородскую и владимирскую дружины Александр поставил на флангах .Всё так и произошло, как задумал князь: центр русского войска был прорван, немецкий клин уткнулся в восточный берег озера, движение рыцарей замедлилось, и в это время усиленные фланги русских атаковали оба крыла немецкого войска. Рыцари смешались, чудь побежала, за ней немцы. Русские умело оттеснили их на лёд – лёд треснул и тяжеловооружённые рыцари стали проваливаться в воду Чудского озера. Это было 5 апреля 1242 года. 500 рыцарей пало, 50 именитых крестоносцев были взяты в плен. Резонанс от битвы на льду Чудского озера был огромен. Это было событие европейского масштаба, о нём дошла весть до многих стран, вплоть до Рима.
    Через несколько лет Александр отбил попытки Литвы захватить новгородские города Торжок и Бежецкий Верх и , верный своей активной военной стратегии, сам устремился на литовские территории и нанёс им несколько поражений. Теперь западным и северо-западным границам Руси была обеспечена безопасность.
    Так завершается этап в жизни Александра Невского , который условно можно назвать этапом, в котором  проявился военный гений выдающегося русского полководца. Далее идёт этап  в его жизни, длившийся вплоть до его смерти в 1263 году, где проявился политический  его талант. Это было время, когда ему приходилось отбиваться от западных соседей, улещивать ордынцев, держать в повиновении младших князей, умело лавируя между ними. Четыре раза ездил Александр Невский в Орду. Нужно было мириться, покоряться, а тем временем собирать силы для будущего противоборства. Ведь тот, кто не имеет сил защищаться сам, вынужден платить за защиту от врагов.
    Об этой стороне его деятельности широкому кругу читателей неизвестно, но это не менее интересная часть его жизни. Но об этом в другой раз.
    Умер же Великий князь14 ноября 1263 года ,когда возвращался от ордынского хана, в Городце  на Волге, до этого постригшись в монахи под именем Алексия. Через несколько дней тело его было доставлено во Владимир и захоронено в Рождественском монастыре. Митрополит Кирилл в те дни возгласил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!»
    Что ещё можно добавить к этому? А то, что другой великий государь России Пётр I учредил орден Святого Александра Невского, которым награждали за заслуги как в военной, так и гражданской службе.
    Всё вышесказанное доказывет , что Александр Невский – Символ России.

  2. Собор Александра Невского

    Строительство

    В результате пожара 1810 года были уничтожены значительная часть города и главный в то время храм — церковь Ильи Пророка, встал вопрос о строительстве нового храма. Уже на следующий год заводской архитектор С. Е. Дудин, выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был отвергнут, в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского собора в Кронштадте. Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, например, заменил гранит на заводское литье, а также упростил отдельные архитектурные формы.
    Построен в 1818 — 1823 годах в г. Ижевске по проекту Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А. Д. Захарова при участии местного архитектора С. Е. Дудина.
    Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный предел — в честь святой великомученицы Екатерины (ее день долго отмечался потом как обще ижевский праздник), северный — в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, «пещерный» храм — в честь святых мучеников Власия и Модеста.
    В 1871 году при Соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 года при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода.
    В марте 1922 года комиссия под председательством члена ВЦИК И. А. Наговицына изъяла из Собора более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 года Собор был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов.
    Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр, затем как музей с атеистическими экспонатами. В 1932 году, после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр.
    В 1937 году был снесен купол Собора. Собор был возвращен верующим в 1990 году. После подготовки проекта реставрации (руководитель творческого коллектива С. А. Макаров) в 1992 году начались работы по возрождению этого Собора.
    Настоятелем Собора в 1990-1992 годах был Епископ Ижевский и Удмуртский ПАЛЛАДИЙ (Шиман).
    С 1993 года Настоятелем Собора является архиепископ Ижевский и Удмуртский НИКОЛАЙ (Шкрумко).
    При нем начались регулярные богослужения в южном приделе Собора, для которого был изготовлен небольшой резной иконостас из дерева, а сам придел был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая.
    Активизировались реставрационные работы в Соборе, в результате чего к концу 1993 года в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ.
    Освящение Собора состоялось 2 января 1994 года. Статус Кафедрального Собору придан Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1994 года.
    Фасад
    Собор представляет собой идеальное воплощение русского классицизма — строгого, «державного», по-петербургски холодноватого. Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилонасо срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши.
    Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырех колонн каждая. Перекрытие над главным нефом — коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера холодного храма. Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным утолщением. Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной соответствует пилястра.
    Михайло-Архангельская церковь
    Михайло-Архангельская церковь в пос.Ижевский завод заложена в 1897г. на месте каменной часовни, освященной в 1855г. в честь Св.Архистратига Михаила в память назначения е.и.в. Великого князя Михаила Николаевича генерал-фельдцейхмейстером Ижевских заводов.
    Храм строился с 1897 по 1907гг. на пожертвования мастеровых, рабочих и служащих Ижевских заводов по проекту вятского губернского архитектора И.А.Чарушина.
    Высота храма составляла около 70 м, диаметр в основании – 43 м. Праздничный звон колоколов был слышен за много километров. Самый большой колокол весил 400 пудов.
    Иконостасам и живописи Строительный комитет храма уделял особое внимание. Росписью храма занимались лучшие московские иконописцы. Все образы храма были написаны в мастерской придворного художника — иконописца В.П.Гурьянова.
    Храм имел 3 престола: главный – во имя Св.Архистратига Михаила, южный – в честь Св.Николая Чудотворца и северный – в честь Св.Мученицы Александры. Главный престол был освящен 4 ноября 1907г.
    Храм недолго принадлежал верующим. 19 марта 1929г. Ижевский горсовет рабочих и красноармейских депутатов постановил: «Расторгнуть договоры с религиозными общинами Михайловского, Александро-Невского соборов и Покровской церкви на аренду зданий». Михайловский собор предполагалось приспособить под музей или рабочий университет.
    26 марта 1929г. Президиум Облисполкома ВАО своим постановлением утвердил постановление Ижевского горсовета о закрытии Михайловского собора.
    27 марта 1929г. собор был закрыт и опечатан представителями Ижевской городской милиции.
    Как известно, в середине 30-х годов борьба «с поповщиной» в Советском Союзе достигла невиданных размахов. Подавляющая часть православных храмов была осквернена, церковная утварь разграблена, а внутри помещений разместили либо зернохранилища, либо «пролетарские клубы». Увы, не избежал этой печальной участи и собор Михаила Архангела.
    С точки зрения коммунистического режима храм смотрелся слишком вызывающе.
    В 1936 году из Москвы пришла директива с указанием храм Михаила Архангела разрушить, а полученный строительный материал использовать при возведении новых зданий. В 1937 году Михайловский собор был разрушен. С 1932г. по апрель 1937г. в здании собора располагался Областной музей краеведения ВАО (ныне Национальный музей УР им. К. Герда).
    8 апреля 1937г. СНК УАССР принял решение о сносе здания Михайловского собора «для освобождения площадки под строительство городского театра», а оформлен документ был лишь 14-15 апреля в форме протокола заседания СНК УАССР.
    Вскоре собор был разрушен.Восстановлен и освящен в 2007 году.
    Церковь Успения Пресвятой Богородицы
    К началу XX века в Ижевском заводе уже было шесть храмов, среди них Свято-Троицкая кладбищенская церковь, построенная по проекту С. Е. Дудина еще в 1814 г.
    Церковь эта, перестроенная в 1852-1967 гг., к 1905 г. нуждалась в серьезном ремонте.
    О плачевном состоянии храма в тот период свидетельствуют архивные документы. Благочинный Ижевских церквей, протоиерей Василий Успенский, в рапорте в Вятскую Духовную Консисторию писал, что кладбищенская церковь …по своей тесноте становится решительно непригодной для молящихся, а между тем в ней каждодневно совершается отпевание всех умерших жителей села с 40-тысячным населением.
    Потому количество отпеваемых одновременно достигает 10 и больше, так что половина церкви нередко бывает занята гробами и для живых остается мало места.
    Неудовлетворительные санитарные нормы, тесноту, обусловленную постоянным ростом числа прихожан и вместе с тем устаревшей проектировкой здания, легко себе представить, читая рапорт священника кладбищенской церкви Василия Олюнина:
    …а главное – купола над нею (церковью – И. Т.) нет, в следствие чего духота бывает страшная и сырость в Церкви, особенно в праздники….
    Надо отметить, что сложности возникли и с Троицким кладбищем: по сведениям, приводимым известным исследователем Е. Ф. Шумиловым, оно было своего рода престижным, т. к. при нем был храм и располагалось оно на горе, и уже к 1875 г. здесь было захоронено 55317 человек. Ситуацию необходимо было менять.
    Задумали расширение храма, даже начали сбор средств для этого дела…Но вскоре стало понятным, что целесообразнее построить новый храм на другом кладбище.
    Такой и должна была стать новая Успенская церковь, строительство которой началось по приговору Ижевско-Заречного волостного схода от 27 сентября 1910 г. на Николо-Покровском погосте.
    С 1850 г. здесь была часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, отпевание же совершалось в заречных храмах Св. Николая (1859 г.) и Покровском (1903 г.).Отсюда и название кладбища.
    Строительный комитет, в который вошли как рядовые рабочие, так и чиновники, купцы, фабриканты и священнослужители, возглавил 45-летний токарь оружейного завода Флегонт Власьевич Шишкин.
    По данным Е.Ф. Шумилова, то был человек горячей веры, который, несмотря на свою неграмотность, весьма уважаем и несколько раз избирался церковным старостой. В 1930-е годы Ф. В. Шишкина неоднократно арестовывали и до прашивали органы НКВД, обвиняя его в фанатизме при защите храмов Ижевска от закрытия и уничтожения.
    Постановлением от 10 января 1939 года Ф. В. Шишкина все же освободили, учитывая, что он из рабочих, производственный стаж 59 лет, на пенсии, дряхлый старик (Е. Ф. Шумилов. Неугасимая лампада. Ижевск, 1999).
    Для этих целей производились сборы за места на кладбище, а начальство местного казенного завода позволило, с согласия рабочих, производить отчисления на строительство по 1 копейке с заработанного рубля.
    Автором проекта храма стал губернский архитектор Иван Аполлонович Чарушин (1862-1945), который работал и над созданием грандиозного Михайловского Собора.
    И, наконец, по благословению Преосвященнейшего епископа Сарапульского Мефодия 3 июля 1911 г. была произведена закладка храма во имя Успения Божией Матери.
    Крестовоздвиженская часовня
    В 1774 году к Ижевскому заводскому посёлку приближались орды пугачёвцев. Там, где проходили отряды, пылали монастыри и церкви. Только за этот год от рук головорезов погиб 21 священник на территории нынешней т.н. Удмуртии. Ижевцы, дабы сберечь главную церковную ценность единственной тогда в посёлке деревянной Ильинской церкви, сняли большой «крест напрестольный серебряный златопозлащённый». Он был зарыт в лесу «верстах в двух от завода по направлению к северо-востоку».
    В дальнейшем люди, прятавшие крест, то ли погибли, то ли позабыли место. И крест был чудесно найден по Произволению Божиему лишь спустя сорок с лишним лет, в сентябре 1817. На месте чудесного обретения был поставлен Крест, а в 1879 по проекту ижевского архитектора М.И. Коковихина была воздвигнута часовня.
    Ежегодно на Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня к часовне устраивались многолюдные Крестные ходы.
    При Советах часовня была закрыта. Благодаря какому-то бездарному архитектору хрупкая часовня оказалась буквально «задавлена» громоздким задним фасадом торгового центра «Океан».
    Освящена вновь в 1996 году. Некоторое время здесь проходили службы. Сейчас временно бездействует в виду необходимости ремонта.
    Свято-троицкая церковь
    В конце XVIII века, когда Ижевск был еще крохотным поселком при железоковательной фабрике, на горе, находившейся тогда далеко за его чертой, располагалось кладбище с деревянной часовней.
    В 1783 году часовня была заменена небольшой, тоже деревянной, Троицкой церковью.
    Во время майского пожара 1810 года церковь сгорела и больше на этом месте не возобновлялась. Кладбище было перемещено за восточную черту разросшегося к этому времени заводского селения, в конец нынешней Советской улицы.
    Там и была в 1814 году построена по проекту С. Дудина новая, каменная, Троицкая церковь, дошедшая до нас в сильно измененном виде.
    На месте сгоревшей церкви долгое время стоял столб с иконой, а в 1855 году была построена каменная Михайловская часовня (архитектор И. Т. Коковихин).
    Построена по проекту архитектора С.Е. Дудина в 1812 — 1814 годах на восточном кладбище рабочего поселка Ижевского оружейного завода, на месте прежней деревянной часовни, построенной в 1807 году одновременно с основанием кладбища и оружейного завода.
    Освящена 2 ноября 1814 года протоиереем Захарием Лятушевичем.
    Архитектурные достоинства новосозданной Троицкой церкви были отмечены московским журналом «Вестник Европы» в 1817 году.
    В 1852 — 1857 годах к храму была пристроена низкая колокольня (архитектор И.Т.Коковихин).
    В 1912-1914 годах по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина была выложена трехъярусная колокольня.
    Почти сразу после официального закрытия кладбища в 1928 году закрыли и храм при нем, большой колокол весом 258 пудов сбросили с колокольни и разбили.
    Но единичные отпевания и захоронения все же производились в соответствии с православными традициями.
    В 1938 году был репрессирован последний настоятель храма протоиерей Андрей Викторович Волков.
    В феврале 1939 года стали разбирать купол и алтарь храма, чтобы устроить здесь кинотеатр, который должен был вступить в строй в конце 1941 года. Этого так и не произошло.
    Вскоре храм снова начал служить верующим. В 1985-1991 годах по проекту архитектора С.А.Макарова была выстроена одноярусная колокольня, сделаны двухэтажные пристрои с северной и южной сторон Собора, на территории Собора выстроен кирпичный Крестильный храм, освященный в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
    Собор имел три придела: главный алтарь освящен в честь Святой Троицы, северный придел — в честь святого великомученика Пантелеимона, южный — в честь святой великомученицы Екатерины.
    При Епископе Ижевском и Удмуртском ПАЛЛАДИИ (Шимане), который в 1989-1992 гг. был Настоятелем Собора, на территории Собора было размещено Епархиальное Управление.
    С 1993 года Настоятель Собора — Архиепископ Ижевский и Удмуртский НИКОЛАЙ (Шкрумко).
    При нем перестроен Крестильный храм на территории Собора, полностью обновлена настенная живопись внутри Собора и Крестильного храма, проведена реконструкция главного купола и колокольни Собора, внутри Собора убраны боковые пределы, на территории Собора построен новый Пантелеимоновский храм

  3. Давайте напишем краткое сочинение об Александре Невском, и расскажем о жизни и бытии князя Александра, о его подвигах на ратном поле, и почему Александр Невский остался в народной памяти, как великий и справедливый князь.

    Кратко об Александре Невском

    Если говорить кратко о Александре Невском, то это был сын Ярослава и Феодосии. Наше краткое содержание повести Александр Невский мы начнем о том, как знатный человек Андреяш, что специально пришел посмотреть на Александра, сказал, что не видел таких царей среди всех царей и таких князей среди князей.
    Александр был высоким, голос, что труба голосит, к тому же очень красивый, храбрый и мужественный. Почему Александр Невский имеет такое прозвище? Ответ опять же найдем, когда познакомимся с князем Александром Невским в повести о нем. Из жизни Александра мы узнаем, что он посвятил всего себя борьбе с врагами, которые пытались завоевать нашу землю. Вот как раз в битве со шведами, что произошла на реке Неве, он и получил свое прозвище Невский.
    Великий князь Александр Невский постоянно становился на защиту своего края, а о его могуществе распространилась молва на всю округу, даже на пределах родной страны. Врагам Александр не давал покоя, и стоит ему узнать о предстоящем нападении с их стороны, как тут же Александр отправлялся на битву. Во всех битвах Александр Невский к себе на помощь призывал высшие силы. Он всегда обращался к Богу, просил у него помощи, и бог ему помогал. Ведь множество битв было выиграно, а об Александре Невском и его подвигах мы до сих пор знаем и слышим.

  4. Князь был силен, красив и отличался большим умом. «Невским» его стали называть за битву со шведами. Несмотря на то, что Александр Невский искренне верил в Бога и не отличался агрессивным нравом, он всю свою жизнь посвятил борьбе с захватчиками. О могуществе князя стало известно далеко за пределами тогдашней Руси. Когда он узнал о нападении, которое готовят шведы, то немедленно встал на защиту родной земли.
    Считалось, что Александру помогает Бог, это значительно укрепило позиции христианства. Вскоре после победы над королем Невский разбил немцев на Чудском озере. Это надолго принесло мир на западные границы Руси.
    Примечательно, что князь показал себя не только доблестным полководцем, но и хорошим дипломатом. В те времена Русь была под гнетом татаро-монгольского ига, а князей русских назначал хан Золотой Орды. Александру приходилось проявлять чудеса дипломатии, чтобы заслужить доверие хана Батыя. Он не имел возможности избавить Русь от татаро-монгол военным путем, поэтому старался укрепить военную мощь державы, разбитой на множество княжеств.
    Русь тогда уже была православной и Римский Папа готов был поддержать Александра в борьбе с татарами, требуя за это принять католическую веру. Князь от этого предложения отказался.
    Основным правилом Александра было: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он заботил­ся о благополучии своего народа и старался всегда быть справедливым. После его смерти люди горевали, считая, что потеряли «солнце земли Суздальской». Народная любовь к Александру была настолько сильна, что его имя было причислено к лику святых.

  5. Князь Александр был сыном Ярослава, внуком Всеволода. Получил прозвище «Невский» за битву со шведами. Он был очень красив, силен и отличался большим умом. Атександр Невский посвятил свою жизнь борьбе с захватчиками, сам же верил искренне в бога и не отличался агрессивностью. Слух о его могуществе распространился за пределами Руси.
    Когда князь Александр узнал о том, что шведы готовятся к нападению, он «разгорелся сердцем» и встал на защиту Роди­ны. Автор говорит, что Бог помогает Александру, так он утвер­ждает торжество христианства.
    Александр победил короля, а в скором времени сражался с немцами. Тоже одержал победу. Александр Невский всегда имел верных соратников, которые отличались мужеством, силой, искренне служили общему делу. Всегда на стороне князя были высшие силы, Бог.
    Особенным был его последний подвиг. Он защищал Русь от нападок хана Батыя, ему удалось «отмолить людей от беды той», то есть от попыток Батыя заставить россиян «воевать вместе с ним».
    Основное его воинское правило: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он всегда старался быть справедливым, искренне заботил­ся о благополучии людей. После его кончины люди скорбели, считали, что потеряли «солнце земли Суздальской».
    «И были вопль, и кричание, и тоска, так никогда не бывало. И земля сотрясалась».
    Такова была любовь людей к этому князю, который впос­ледствии был причислен к лику святых.

  6. Организаторам международного
    литературного конкурса «Лицо России»
    Сочинение
    ученицы  9А  класса (15 лет)
    МСОШ№40
    г.Нижневартовска
    ХМАО-Югры
    Неждановой Ольги Николаевны,
    проживающей по адресу:
    Ханты-Мансийский автономный округ-
    Югра,
    г.Нижневартовск,ул.Северная,д.80,кв.39
    д/т 45-03-01
    Сочинение.
    Святой Александр Невский – лицо России.
    История России складывается из ниточек жизни наших миллионов предков, которые возделывали  и   защищали землю, рожали  и растили детей… Русские православные люди ставили высшие, то есть духовные ценности в заглавие своей жизни, имели нравственные ценности и жизненную целеустремленность. Ими  руководили православно-христианские принципы любви, гармонии  и красоты в устроении мира, национальные православные традиции. Это давало русским людям возможность полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Религия была значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия.
    «Святая Русь» светила  «миру великой, бескорыстной и чистой идеей,…не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом…»(Ф.М.Достоевский). Православные  люди Руси мечтали создать «царство праведников», построить наилучшее общество на Земле.
    Святополк, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский – выдающиеся личности прошлого России, лица России,   внесшие наибольший вклад в духовное, культурное, интеллектуальное развитие России, в созидание идеалов добра, любви, мирного сосуществования.
    Святой Александр Невский – сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук Андрея Боголюбского и правнук знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха – отличался разумом, мужеством, крепостью телесных сил, величественной красотой ,правдолюбием, сострадательностью и истинно христианским благочестием.
    За какие заслуги Александр Невский причислен к лику Святых? Почему он является выдающейся личностью, лицом России? Вспомним деяния   Святого Александра.
    От благодатного старца-иерарха Александр получил первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту русской церкви и русской земли. Промысел Божий воздвиг на спасение Русской земли Святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. «Без Божия повеления не было бы княжения его».
    Святой Александр перед боем  всегда молился в храме Святой Софии, вспоминал псалом Давида и говорил, обращаясь к Господу: «Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стани в помощь мне». Затем обращался к дружине со словами, исполненными веры: «Не в силе Бог, а в правде. Иные- с оружием, иные –на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь отправлялся в бой с врагами земли русской…
    Однажды перед сражением Святому Александру рассказали о чудном знамении: будто ладья плывет по морю, а  в ней святые мученики –Борис и Глеб в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Святой Александр, приободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество…» Ангел Божий помогал православному  воинству. За эту победу народ назвал святого Александра Невским…
    Опасным врагом были для Руси немецкие рыцари.  Враги похвалялись “подчинить себе весь славянский народ”. Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, Святой Александр молился: “Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле  Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка”. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед  Святому князю, и шли они посрамленные…
    Прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, “по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима”.
    Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была “кротость голубя и мудрость змеи”…Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси – продолжал крепить Святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ…
    Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его “темным походом”, русское войско шло сквозь полярную ночь, “идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи”. В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими…
    Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году, по его указанию, во многих городах были перебиты татарские сборщики  дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.
    Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.
    Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении Святого князя, сказал в надгробном слове: “Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле”. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом “чудо дивно и памяти достойно”. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. “И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время”. Так прославил Бог своего угодника – Святого воина-князя Александра Невского.
    Да, жизнь и деяния Святого Александра  будут навечно в памяти народной… Мы благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения… Мы живем в большом общежитии, и надо уметь помнить героев прошлого, уметь любить людей, отдавать богатство ума и сердца для блага России,  увеличивать добро в окружающем нас мире…
    В настоящее время  необходимо думать о благости, милосердии, любви, терпении, смирении. Все мы знаем, что на России  особая благодать, мы живем на Святой земле. Католики пытались покорить и  уничтожить дух Православия, однако безуспешно, потому что Святые молились и молятся за Русь. Православные прославляют Святую княгиню Ольгу, Святого благоверного князя Александра Невского, которые своими святыми молитвами и доныне поддерживают и укрепляют русский народ. Мы идем  путем Православия, взирая на жительство Святых…
    Сегодня  мы обращаемся к своим духовным истокам, традициям, обычаям, классическому духовному наследию, вновь осознаем значение православной веры в нашей жизни, для многих  также стало очевидным, что  православная история  содержит богатый опыт духовно – нравственного воспитания. Нравственно – православные принципы, заложенные  в нашей истории, литературе, основанные на любви к  ближнему, на гуманном отношении к человеку,  на послушании родителям и уважении старших, на осознании неповторимого дара жизни обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями…
    «В нынешний суетный век самое главное…для всякого христианина-сохранить твердую, глубокую веру… На стержне веры и духовной жизни укрепляются качества, весьма важные сегодня: любовь и чуткость,…предельная честность, ответственность, сочетание «смиренномудрия с творческим, активным подходом к жизни…(Святейший Патриарх Алексий  II).

  7. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение. Александр Невский. Краткое сочинение сын земли русской об Александре Невском

    Образ Александра Невского стоит в одном ряду с такими русскими богатырями, как Илья Муромец, Добрыня Никитич. Но это не выдуманный персонаж. Александр Невский был князем Великого Новгорода, Киева и древнего Владимира.
    Александр был сыном русского князя Ярослава. Еще до наступления совершеннолетия, в детском возрасте, отец оставлял его вместо себя управлять Великим Новгородом. Замещая Ярослава, Александр успешно справлялся со своими обязанностями. Позже он стал полноправным князем Новгорода.
    Прозвище Невский князь получил после Невской битвы, когда русские войско победило шведов в устье реки Невы в 1240 году. Через 2 года Александр одержал победу над тевтонскими рыцарями, разбив агрессоров на Чудском озере. Эта битва получила название Ледового побоища. В итоге Россия надолго получила мир на своих западных границах.
    Александр Невский был не только храбрым полководцем, но и искусным дипломатом. В то время Русь находилась под татаро-монгольским игом, русских князей назначал хан Золотой Орды. Ярлык на княжение в Киеве выдал Александру хан Батый. Князю приходилось проявлять чудеса изворотливости и хитрости, чтобы заслужить доверие татаро-монгол. Не имея возможности освободить Русь военным путем, Александр Невский стремился укрепить военную мощь страны, разбитую в то время на множество княжеств.
    В то время Русь была православной. Римский Папа предложил Александру свою помощь в борьбе с татарами, в обмен требуя принятия католической веры. Однако, князь отказался от такого предложения. После смерти Александра его имя было причислено церковью к лику святых.
    Александр Невский скончался во Владимире, там же и был похоронен. Позже, в 16 веке в Санкт-Петербурге в честь Александра Невского был основан монастырь (Александро-Невская Лавра), куда по приказу Петра Первого были перенесены его останки.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение. Александр Невский. Краткое сочинение сын земли русской об Александре Невском» / Январь 2016
    источник

  8. Нашей стране доводилось знать трудные времена. Но всегда находились люди, настолько умные, храбрые и решительные, что им удавалось переломить ход истории.
    Таким человеком был князь Александр, прозванный Невским. Он жил в веке, когда Русь переживала тяжкие испытания. Хан Батый и его монголо-татары разорили множество русских княжеств. А не севере Новгороду и Пскову угрожали шведы и немецкие крестоносцы.
    Новгород и Псков были республиками. Князя здесь выбирали, и он был не правителем, а командующим войском. Конечно, новгородцы могли пригласить княжить опытного, известного воина. Но они позвали Александра Ярославича, хотя ему было всего двадцать лет. И не ошиблись в выборе.
    В июле 1240 года князь разгромил у берегов Невы шведское войско. Планы шведов по завоеванию Новгорода провалились. Так у Александра появилось прозвище.
    Прошло два года, и на Русь надвинулись войска рыцарей из Ливонского ордена. Это были немецкие крестоносцы. У них было большое, хорошо обученное войско. В бою рыцари строились клином, который проламывал оборону противника. Этот строй называли еще «свиньей». Он действовал очень эффективно. Крестоносцам удалось захватить Псков.
    Но князь Александр не допустил, чтобы ему «подложили свинью». Он принял бой ранней весной на Чудском озере, прямо на льду. Князь сумел так расположить свои войска, что «свинья» не смогла прорвать оборону. Новгородцы окружили и разгромили врага. Многие рыцари в своих тяжелых латах провалились сквозь подтаявший лед и утонули. Битву прозвали Ледовым побоищем.
    Князь Александр прожил недолгую жизнь, но сумел защитить родную землю от серьезной опасности. После понесенных поражений захватчики стали куда осторожнее вести себя на севере Руси. Имя Александра навеки осталось в памяти потомков. Ведь не так уж важно, много ли тебе лет. Важнее то, что ты можешь и хочешь сделать для других.
    Мини-сочинение на тему “Александр Невский” (вариант 2)

  9. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Льгова
    Сочинение по истории России на тему:
    «Александр Невский – мой герой»
    Выполнила ученица
    9 класса СОШ №4
    Бондаренко Ольга
    Руководитель:
    учитель истории
    Быкова О.В.
    Г. Льгов
    2014 г.
    Александр Невский – мой герой.
    Но в час, когда ушла надежда
    Молитвой тихой в небеса
    Сверкнул, вдруг, Солнцем
    в тьме кромешной
    Князь новгородский Александр…
    Богдан Филатов
    Листая учебник истории, я увидела картину, изображающую одного человека. Он привлёк моё внимание необыкновенной одеждой, суровым взглядом, особой манерой держаться. Кто же он? Читаю ниже: «Александр Невский. Художник П. Корин». Как жил этот человек и почему он изображён таким огромным? Выше войска и города, а рядом с ним лик Иисуса Христа. Тогда всё это озадачило меня.
    Но вот на уроке истории мы стали изучать его жизнь и узнали много необычного и интересного. Он был князем в Великом Новгороде в непростое время для Руси. Новгородцы, занимавшиеся ремеслом и торговлей, издавна соперничали со шведами и датчанами за право продавать свои товары, но когда стал княжить Александр Ярославич, новый противник появился у границ родной страны – немецкие рыцари. Они стремились распространить католичество, что означало потерю Русью независимости.
    А на юге страны – другое горе – нашествие монголо-татар. Далеко от южных границ Руси до Новгорода, но стремительная степная конница всего сто вёрст не дошла до него в 1238 году.
    Горе и страдание на Руси: многие погибли, осиротели дети, разрушены города Рязань, Владимир, Киев и другие. А тем, кто выжил, приходится платить ордынский выход – дань.
    А князю Александру всего 18 лет. Он получил хорошее образование, вместе с отцом Ярославом Всеволодовичем – князем владимирским – занимался управлением княжеством и многому у него научился. Это помогло ему вступить в борьбу с сильным врагом и победить в 1240 году на реке Неве шведских феодалов. Он мог бы обратиться к своему отцу за помощью, но понимал, что только внезапное нападение на врага принесёт удачу. Александр Ярославич получил прозвище Невский в знак уважения людей к его военному успеху, который подтвердил в битве с немецкими рыцарями в 1242 году на льду Чудского озера.
    …Он сокрушил надменных шведов
    На берегу реки Невы!
    С того-то памятного лета
    Князь Невским стал в устах молвы…
    Богдан Филатов
    Враг на южных рубежах был силён! Нападал так внезапно, что русские войска, более малочисленные, не успевали отразить его натиск. Пришлось Александру Ярославичу договариваться с ханом, чтобы избежать столкновения с его войсками, изучить тактику наступления монголо-татар и сохранить жизни русских людей. В этом случае он проявил мудрость. Много раз побывал князь в Золотой Орде: получил ярлык на киевское и владимирское княжение и убедился в том, что монголо-татары хоть и опасны, но не требуют от русских людей отказаться от христианской веры. Она к тому времени уже вошла в души и умы предков наших как единственно правильная. Она стала символом Русского государства. Можно сказать, что Александр Невский был истинным христианином. И умирая, в 1263 году по пути домой из Золотой Орды, принял монашеский постриг.
    Наш светлый князь щитом был, силой!
    Всегда иска бескровный путь,
    А коли драться приходилось,
    В бою нёс первый честь и суть!
    Людмила Лидер
    Вся его жизнь – непрерывная борьба за жизнь свою, людей, которые верили ему, за свою Родину. Он имел непростой характер, но прежде чем совершить поступок, думал, к чему это приведёт. Примером этому может служить его поход на Новгород, когда там началось восстание. Он подошёл к городу и решил вначале вести переговоры. Тогда ему удалось уладить дело миром.
    А вот что о нём пишет его современник, автор «Жития Александра Невского»: «Ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал как труба…, лицом был прекрасен, как Иосиф. Сила Александра была частью силы Самсона. И дал бог князю премудрость Самсонову, а храбрость римского царя Веспасиана. Так князь был непобедим, побеждая сам.
    Александр очень почитал православие. Всякий раз перед сечей молился и получал благословение от архиепископа.
    В приметы и видения не верил.
    Был Александр своеволен, властолюбив, не смог мириться с новгородскими людьми. Но в то же время, он благороден, забыв старые обиды, освободил новгородскую землю от немецких рыцарей.
    Александра Невского любил и славил народ за его победы.
    После смерти его церковь причислила к лику святых».
    Наверное, художник, написавший картину, которая привлекла моё внимание, всё это знал об Александре Невском и очень уважал за те доблестные дела, что были им совершены. Ведь смелый и благородный взгляд бывает у человека, который честно выполняет свой долг. Спокойная и уверенная поза характеризует человека, который умеет принимать правильные решения, подтверждая на практике свою правоту. А лик Иисуса Христа на картине – символ того, что он искренне верит и ничто не может смутить его душу. Недаром до сих пор помнятся в народе слова князя: «…Бог не в силе, а в правде…»
    Оказывается имя Александра Невского, защитника рубежей России и покровителя воинов, известно далеко за пределами нашей страны. Храмы, освящённые в его честь, есть в других странах: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Это говорит о крепкой духовной связи между нашими народами и даёт надежду на единение всех православных христиан под знаменем справедливости, взаимопомощи, согласия.
    За Православие родное
    Из года в год, из века в век,
    Мы станем намертво стеною
    Пока жив Русский человек!
    Богдан Филатов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *