Сочинение на тему собор святой софии

14 вариантов

  1. Издревле славится Русская земля великолепием белокаменных и златоглавых храмов. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю.
    Вот, в Новгороде, на левом берегу великого Волхова, над зубчатой стеной кремля, в лучах солнца возвышается Софийский собор. Стоит он под необычайно высоким небом, его купола сверкают, и становится ощущение, будто весь город наполняется светом. Много веков назад Александр Невский, находясь у прочных белых стен собора, обращался к новгородскому вече, от этих стен уходил он во главе ополчения защищать землю Русскую.
    Софийский собор — «Святая София» или «дом святой Софии Премудрости Божией» — самая древняя и заветная святыня новгородцев, душа в сердце Великого Новгорода. Так оценил её значение ещё князь Мстислав Удалой, сказав: «где святая София, тут Новгород». Основан собор в 1045 году князем новгородским Владимиром Ярославичем, внуком св. равноапостольного князя Владимира Святого. Храм лишь на несколько лет моложе собора Софии в Киеве и других древнейших каменных построек Древнерусского государства. Значение новгородской Софии в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Уже в 30-х годах XII века она перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода. «Постоять, умереть за Святую Софию» — на языке древних новгородцев означало постоять и, в случае необходимости, сложить голову за свой родной город, за Новгородскую землю. Здесь всё замечательно, всё дышит столетиями, заставляет смириться, заставляет проникнуться святостью этого места.
    От древней фресковой росписи Софии сохранились лишь незначительные фрагменты. Остаток древнейшей живописи XI века — изображение Константина и Елены на стене южного притвора храма. Остаётся сожалеть, что не сохранилось огромное погрудное изображение «Вседержителя» в центральном куполе Софии, по поводу которого имеется такое летописное сказание: Иконописцы написали этот образ с благословляющей десницею, но на другой день нашли последнюю сжатою. По приказанию епископа Луки до трёх раз исправляли икону; но каждый раз рука Спасителя являлась сжатою. Наконец, на четвёртый день был глас иконописцам: «Писари, писари, о писари! не пишите Мя с благословляющею рукою, напишите Мя со сжатою рукою, Аз бо в сей руце Моей сей великий Новград держу; а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание». В 1941 году центральный купол Софии был пробит немецким снарядом и изображение «Вседержителя» было полностью уничтожено. Также было уничтожено замечательное бронзовое паникадило (хорос) обронной работы XVI века. В главном храме собора почивают святые угодники: Храмоздатель святый благоверный князь Владимир. Он 18 лет правил Новгородом и преставился спустя два года после окончания строительства Софии — 4-го октября 1052 года. Здесь же покоится его мать, святая благоверная княгиня Анна, бывшая шведская принцесса Ингегерда, супруга великого князя Ярослава Мудрого. Перед кончиной княгиня Анна приняла схиму и назвалась Ириной. Святитель Иоанн, архиепископ новгородский особенно почитается за чудесное избавление Новгорода. по его святым молитвам, от нашествия Суздальцев в 1170 году. Князь Фёдор Ярославич — родной брат св. Александра Невского, который скончался внезапно на пятнадцатом году своей жизни, как раз в то самое время, когда было назначено брачное торжество.
    Святыней древнего храма является чудотворная икона «Знамение». Этот образ остановил войска суздальцев, которые уже подошли к стенам города, и готовились к наступлению. Летописец так описывает это чудо: в 1170 году суздальская рать подступила к Новгороду и, обложив его, готовилась к штурму крепостной стены. Новгородцы были в отчаянии и, будучи не подготовлены к отпору, ожидали полного разгрома города. Архиепископом Новгорода в то время был свят. Иоанн, который горячо молился о спасении города, и молитва его была услышана. В одну из ночей, стоя на молитве перед образом Спасителя, он услышал глас, исходящей от иконы: «Иди в церковь, я же есть на Ильине улице и тамо, вземше образ Богородицы, вознеси на стены града противу супостаты и узриши спасение граду». С крестным ходом святитель вознёс икону на городские стены, и новгородцы начали петь перед нею молебны. Суздальцы открыли стрельбу из луков по церковной процессии, и одна из стрел попала в щеку лика Божией Матери. Тогда образ отвернулся от вражеского стана, настала внезапная тьма, и суздальцы, шедшие на приступ, были разбиты на голову, так что прибавляет летописец, «на базаре купяху суздальц по две ногате».
    Как прекрасен храм со стороны, завораживающе светятся нефы, белый цвет храма напоминает то, что Новгород — это чистый и безгрешный город. Новгородская София своими огромными размерами и высотой впечатляет даже современного человека, а для средневекового новгородца, жившего в курной избе, он воистину казался колоссом.
    Есть такая легенда, прямо на вершине собора находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По рассказам, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
    Не менее удивительна и прекрасна культурная суть Софийского собора, его просветительское значение. Новгород Великий был одним из древнейших центров русской письменности, а библиотека Софийского собора — одной из самых крупных книжных сокровищниц на Руси. Здесь хранились редкие рукописи и старопечатные книги. Среди них такие известные, как Остромирово евангелие, созданное в XI веке, списки новгородских летописей, своды законов, переводные книги.
    Если побыть в соборе хотя бы час, то пред тобой пройдет вся русская история. И продолжение ее я видел в юношах и девушках, стариках и старушках, и в совсем маленьких ребятишках, гуляющих по кремлю. У одних, находящихся в храме, на лицах благоговение и восторг, другие были спокойны. Одни приехали на экскурсию, а другие — новгородцы и пришли в кремль просто погулять с детьми. В душе светлое и доброе чувство, как чувство причастности к нашему общему дому, имя которому — Великая Россия!

  2. Византийские летописи повествуют о том, что на месте, где было решено воздвигнуть храм святой Софии, в годы правления императора Константина Великого (306-337 г.) была поначалу построена небольшая церковь-базилика. В 532 году, 5 января базилика была уничтожена во время народного восстания Ника. Император Юстиниан решил создать такой храм во славу Божию, который своими размерами и великолепием затмил бы все, созданное ранее. По преданию, императору Юстиниану во сне явился Ангел и показал ему образ нового храма. Юстиниан поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет – древние греческие города в Малой Азии, процветающие, богатые торговые и культурные центры того времени.
    Строительство было начато сразу же. Уже 23 февраля 532 года приступили к работе. Анфимию понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Самое же строительство продолжалось 5 лет 10 месяцев и 10 дней – сообщают византийские летописи.
    Вообще православные храмы всегда строились удивительным, чудесным образом, и в этом отношении святая София – не исключение: средние сроки строительства практически всех шедевров русского православного зодчества – 5 лет.
    Строительство храма святой Софии описывали многие византийские историки и хронисты.
    Юстиниан повседневно наблюдал за ходом работ. Когда между зодчими и им возник спор о том, сколько окон должно быть в своде над алтарем, вновь явился Ангел Божий и дал совет сделать три окна в честь Троицы. О помощи сил небесных сохранилось еще немало сведений. Специальные богослужения вдохновляли рабочих. На стройке работало 20 000 рабочих.
    2. Архитектурный план и размеры здания
    Определение “Куполообразная базилика”, впервые используется применительно к Айя-София; на “пандантифах” сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов в (14 в.), прославивших его в истории архитектуры. Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле и Турции, но и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира. После землетрясений 553 года, между 558-562 гг., купол сооружения был заново перестроен и увеличен на 6, 5 м. Неполная округлость купола, носит скорее форму эллипса; размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м. Сооружение, величиною 7 570 кв.м, и дл. 100 м, имеет основную часть размером 75 м на 70 м. У самого входа – Нартексы, длиною 60 м., шириною 11 м. Эта часть здания, лишенная каких-либо украшательств и декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу. Мозаичные плиты, украсившие здание были привезены из различных мест. Здесь же имеются рельефные изображения XII столетия. Повышенная степень влажности, оказала отрицательное воздействие на потолок здания, на котором размещены 9 крестообразных арок. Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. Средний, самый большой вход принадлежал императору, а боковые – императорской свите высшего ранга и его окружению. Покрытия из золота императорского, и серебряные покрытия двух других дверей исчезли в период латинского нашествия. Над императорской дверью находится мозаика, датируемая IX столетием, изображающая Иисуса Христа в центре, справа и слева от него – Св. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912); Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: “Я являюсь мировым светом”. Над дверью под мозаичным панно находится металлическая рака, а под нею изображен трон, ожидающий Иисуса.
    Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в полной изоляции от сооружения. В центре купола, окруженного 40 окнами – изображение Иисуса (византийский период). После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. На пандативах трехугольной формы, поддерживающими большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются изображения крылатых херувимов. Лица херувимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене, под окном изображения: патриарха Константинополя (IX столетие), Игнатия; патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и Антиохского (сегодняшняя Антакья) патриарха (II столетие).
    Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары, привезённые сюда в XVI столетии из Пергама. Слева, у боковой анфилады высится “плачущая колонна”, либо “потеющая колонна” – четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует следующее поверье: “Плачущая коллона” имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится. На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры. Колонна, именуемая “Капитель корзины”, сделана вручную. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке. По правую сторону михраба – Аллах, по левую – Мухаммед, по бокам – имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа – имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров.
    Императорский трон размещен в центре большого круга, а императорская свита занимала свои места в малых кругах. Во внутреннюю часть абсциссы, декорированной цветными мраморными плитами в османский период, встроен михраб, направленный в сторону Каабы, и множество плакатов, написанных арабским шрифтом. Несовпадение осевой точки михраба с центральной частью здания церкви явилось следствием религиозного обычая мусульман, совершающих обряд намаза, обращаясь корпусом тела в сторону святой Мекки, т.е., к юго-востоку Стамбула. Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. А напротив мимбара – памятник XVI столетия, махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве. Справа от абциссы, у точки пересечения главной анфилиады с правой, изображение следа руки, посвященное богоматери, украшает стену у колонн из порфирного гранита. Этот кусок гранита, привезённый сюда, ранее украшал памятник византийского периода, который находится в Стамбуле – церковь Теотокос.
    Справа, у правой анфилады, библиотека Айя-София, перевезенная сюда в годы правления султана Махмуда 1, в 18 столетии. Книги, выстроенные в ряд на полках, декорированных изникской керамикой редчайшей работы, сегодня экспонируются в ином музее. Подставки для Коранов, экспонируемые в этой же части здания, весьма своеобразны и вызывают большой интерес у посетителей. Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора Константина макет города, а в руках императора Юстиниана – макет церкви. Оба сооружения посвящены предкам, занявшим место в центре мозаики. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия.
    Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. Дорога, имеющая особый наклон, служила для того, чтобы императрицу могли нести на паланкине, и во избежание излишних сотрясений во время перемещения по галерее, где совершался обряд богослужения. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между аркадами видны крестообразные распятия из дерева. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове. Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства.
    По преданию, на мраморных табличках слева имеется надпись, повествующая о посещении этих мест викингами. Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование “райские ворота”. “Райские ворота” с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Слева от входных ворот хранится одна из самых редчайших по красоте мозаичных плит: Иисус, Св. Мария и Иоанн Креститель. Нижняя четь мозаики, подвергшаяся серьезным разрушениям в период латинского нашествия, всё же не утратила свою художественную ценность, ибо состоит из мелких цветных плит, которые придают ей большую значимость. На этой известнейшей мозаике, датируемой XIV столетием и именуемой “Деесис”, что в переводе означает “мольба”, Мария и Иоанн с печальными, полным грусти лицами, молят Иисуса об отправлении грешных в рай.
    В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Марии и Иисуса. На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос. На левом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий супруг император Константин Мономахос. На этой мозаике, впервые изображена императрица со своим первым мужем Романосом III. Мозаичное изображение (XI столетие) передает все те изменения, которые происходили с императрицей при каждом ее замужестве. В самом конце галереи, если обратить взор на купол абсциссы, можно увидеть мозаичные изображения IX столетия – Богоматерь с младенцем Иисусом с архангелами Михаилом и Гавриилом.
    Следы турецкого владычества в интерьере Софии – это прежде всего четыре огромных круглых щита из верблюжей кожи, подвешенных под куполом. Надписи на них – изречения из Корана, имена первых халифов – как считается, самые крупные образцы арабской каллиграфии. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место. В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша – михраб; имеются и другие милые сердцу мусульманина мелочи вроде огромных пузатых кувшинов для омовений недалеко от входа. Бронзовая сооружение типа клетки в южной галерее – библиотека, устроенная в XVIII веке. Но все эти добавки остались великому храму совершенно чужды – равно как четыре минарета и месяц над куполом.
    . Великолепное убранство храма
    Византийская империя в годы правления Юстиниана достигла наивысшего расцвета. Император поставил своей целью воссоздать Римскую империю в ее былом величии и границах. Храм святой Софии должен был воплотить в себе идею создания новой огромной державы и торжествующего в мире христианства. Храм стал одной из главных святынь христианства.
    На сооружение храма ушли колоссальные средства: все военные трофеи победоносных войн Юстиниана – громадные сокровища; непомерные налоги на население Византии, добровольные пожертвования городов и благочестивых христиан, зарплата громадной армии чиновников за три года, доходы от морской торговли. Стены и своды храма возводились из кирпича. Широко использовались дорогие строительные материалы – гранит, порфир, мрамор, яшма и др. Мрамор был изысканных, редких цветов и рисунков: светло-зеленый, белоснежный, бело-красный, розовый с прожилками… Стены, облицованные мрамором, кажутся увешанными дорогими коврами.
    Главное, что поражало в интерьере храма – это его купол. Диаметр его 32,9 м, высота от пола до центра купола 55,6 м. Форма всего строения подчинена огромному куполу. Дело не только в его величине. До времени создания Анфимием этого здания полусферические купола сооружались только над круглыми в плане строениями, называемыми ротондами, тогда как здесь, в храме святой Софии, впервые в истории строительства купол воздвигнут на строении в форме квадрата. Это было достигнуто вот как: четыре массивные столба, установленные в квадрат, были перекрыты со всех сторон арками. Промежутки между соседними арками были заполнены сводами в форме надутых треугольных парусов.
    Верхние ребра этих парусов создали, соединившись, в плане форму круга, на который и легло основание полусферического купола. Этот прием стал применяться впоследствии во всех православных храмах. Для облегчения собственного веса своды и купол возводились из пористой легкой черепицы, изготовлявшейся на острове Родос.

  3. Византийские летописи повествуют о том, что на месте, где было решено воздвигнуть храм святой Софии, в годы правления императора Константина Великого (306-337 г.) была поначалу построена небольшая церковь-базилика. В 532 году, 5 января базилика была уничтожена во время народного восстания Ника. Император Юстиниан решил создать такой храм во славу Божию, который своими размерами и великолепием затмил бы все, созданное ранее. По преданию, императору Юстиниану во сне явился Ангел и показал ему образ нового храма. Юстиниан поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет – древние греческие города в Малой Азии, процветающие, богатые торговые и культурные центры того времени.Строительство было начато сразу же. Уже 23 февраля 532 года приступили к работе. Анфимию понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Самое же строительство продолжалось 5 лет 10 месяцев и 10 дней – сообщают византийские летописи.Вообще православные храмы всегда строились удивительным, чудесным образом, и в этом отношении святая София – не исключение: средние сроки строительства практически всех шедевров русского православного зодчества – 5 лет.Строительство храма святой Софии описывали многие византийские историки и хронисты.Юстиниан повседневно наблюдал за ходом работ. Когда между зодчими и им возник спор о том, сколько окон должно быть в своде над алтарем, вновь явился Ангел Божий и дал совет сделать три окна в честь Троицы. О помощи сил небесных сохранилось еще немало сведений. Специальные богослужения вдохновляли рабочих. На стройке работало 20 000 рабочих.

  4. Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.
    Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

    Парящий купол

    Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.
    Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

    Внутри храма

    Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.
    Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

    Мозаики собора

    В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.
    Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

    Разрушение храма

    Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.
    Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

    Легенды и интересные факты

  5. Византийские летописи повествуют о том, что на месте, где было решено воздвигнуть храм святой Софии, в годы правления императора Константина Великого (306-337 г.) была поначалу построена небольшая церковь-базилика. В 532 году, 5 января базилика была уничтожена во время народного восстания Ника. Император Юстиниан решил создать такой храм во славу Божию, который своими размерами и великолепием затмил бы все, созданное ранее. По преданию, императору Юстиниану во сне явился Ангел и показал ему образ нового храма. Юстиниан поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет – древние греческие города в Малой Азии, процветающие, богатые торговые и культурные центры того времени.
    Строительство было начато сразу же. Уже 23 февраля 532 года приступили к работе. Анфимию понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Самое же строительство продолжалось 5 лет 10 месяцев и 10 дней – сообщают византийские летописи.
    Вообще православные храмы всегда строились удивительным, чудесным образом, и в этом отношении святая София – не исключение: средние сроки строительства практически всех шедевров русского православного зодчества – 5 лет.
    Строительство храма святой Софии описывали многие византийские историки и хронисты.
    Юстиниан повседневно наблюдал за ходом работ. Когда между зодчими и им возник спор о том, сколько окон должно быть в своде над алтарем, вновь явился Ангел Божий и дал совет сделать три окна в честь Троицы. О помощи сил небесных сохранилось еще немало сведений. Специальные богослужения вдохновляли рабочих. На стройке работало 20 000 рабочих.

  6. Издревле славится Русская земля великолепием белокаменных и златоглавых храмов. Зодчие воплотили в них дух нашего народа и всю его историю.
    Вот, в Новгороде, на левом берегу великого Волхова, над зубчатой стеной кремля, в лучах солнца возвышается Софийский собор. Стоит он под необычайно высоким небом, его купола сверкают, и становится ощущение, будто весь город наполняется светом. Много веков назад Александр Невский, находясь у прочных белых стен собора, обращался к новгородскому вече, от этих стен уходил он во главе ополчения защищать землю Русскую.
    Софийский собор – “Святая София” или “дом святой Софии Премудрости Божией” – самая древняя и заветная святыня новгородцев, душа в сердце Великого Новгорода. Так оценил её значение ещё князь Мстислав Удалой, сказав: “где святая София, тут Новгород”. Основан собор в 1045 году князем новгородским Владимиром Ярославичем, внуком св. равноапостольного князя Владимира Святого. Храм лишь на несколько лет моложе собора Софии в Киеве и других древнейших каменных построек Древнерусского государства. Значение новгородской Софии в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Уже в 30-х годах XII века она перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода. “Постоять, умереть за Святую Софию” – на языке древних новгородцев означало постоять и, в случае необходимости, сложить голову за свой родной город, за Новгородскую землю. Здесь всё замечательно, всё дышит столетиями, заставляет смириться, заставляет проникнуться святостью этого места.
    От древней фресковой росписи Софии сохранились лишь незначительные фрагменты. Остаток древнейшей живописи XI века – изображение Константина и Елены на стене южного притвора храма. Остаётся сожалеть, что не сохранилось огромное погрудное изображение “Вседержителя” в центральном куполе Софии, по поводу которого имеется такое летописное сказание: Иконописцы написали этот образ с благословляющей десницею, но на другой день нашли последнюю сжатою. По приказанию епископа Луки до трёх раз исправляли икону; но каждый раз рука Спасителя являлась сжатою. Наконец, на четвёртый день был глас иконописцам: “Писари, писари, о писари! не пишите Мя с благословляющею рукою, напишите Мя со сжатою рукою, Аз бо в сей руце Моей сей великий Новград держу; а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание”. В 1941 году центральный купол Софии был пробит немецким снарядом и изображение “Вседержителя” было полностью уничтожено. Также было уничтожено замечательное бронзовое паникадило (хорос) обронной работы XVI века. В главном храме собора почивают святые угодники: Храмоздатель святый благоверный князь Владимир. Он 18 лет правил Новгородом и преставился спустя два года после окончания строительства Софии – 4-го октября 1052 года. Здесь же покоится его мать, святая благоверная княгиня Анна, бывшая шведская принцесса Ингегерда, супруга великого князя Ярослава Мудрого. Перед кончиной княгиня Анна приняла схиму и назвалась Ириной. Святитель Иоанн, архиепископ новгородский особенно почитается за чудесное избавление Новгорода. по его святым молитвам, от нашествия Суздальцев в 1170 году. Князь Фёдор Ярославич – родной брат св. Александра Невского, который скончался внезапно на пятнадцатом году своей жизни, как раз в то самое время, когда было назначено брачное торжество.
    Святыней древнего храма является чудотворная икона “Знамение”. Этот образ остановил войска суздальцев, которые уже подошли к стенам города, и готовились к наступлению. Летописец так описывает это чудо: в 1170 году суздальская рать подступила к Новгороду и, обложив его, готовилась к штурму крепостной стены. Новгородцы были в отчаянии и, будучи не подготовлены к отпору, ожидали полного разгрома города. Архиепископом Новгорода в то время был свят. Иоанн, который горячо молился о спасении города, и молитва его была услышана. В одну из ночей, стоя на молитве перед образом Спасителя, он услышал глас, исходящей от иконы: “Иди в церковь, я же есть на Ильине улице и тамо, вземше образ Богородицы, вознеси на стены града противу супостаты и узриши спасение граду”. С крестным ходом святитель вознёс икону на городские стены, и новгородцы начали петь перед нею молебны. Суздальцы открыли стрельбу из луков по церковной процессии, и одна из стрел попала в щеку лика Божией Матери. Тогда образ отвернулся от вражеского стана, настала внезапная тьма, и суздальцы, шедшие на приступ, были разбиты на голову, так что прибавляет летописец, ” на базаре купяху суздальц по две ногате”.
    Как прекрасен храм со стороны, завораживающе светятся нефы, белый цвет храма напоминает то, что Новгород – это чистый и безгрешный город. Новгородская София своими огромными размерами и высотой впечатляет даже современного человека, а для средневекового новгородца, жившего в курной избе, он воистину казался колоссом.
    Есть такая легенда, прямо на вершине собора находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По рассказам, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.
    Не менее удивительна и прекрасна культурная суть Софийского собора, его просветительское значение. Новгород Великий был одним из древнейших центров русской письменности, а библиотека Софийского собора — одной из самых крупных книжных сокровищниц на Руси. Здесь хранились редкие рукописи и старопечатные книги. Среди них такие известные, как Остромирово евангелие, созданное в XI веке, списки новгородских летописей, своды законов, переводные книги.
    «
    1
    2
    »

  7. Ответ оставил Гость
    Величественный Храм Святой Софии это главный храм византийского Константинополя, главный храм Византийской империи, главный храм всего православного мира. Был когда-то …Потом турки сбросили крест и сделали из него мечеть, потом Ататюрк закрыл мечеть, и сделал тут музей, куда валом прут туристы со всего мира. Ибо быть в Стамбуле и не посетить Святую Софию – это невозможно. Пошёл туда и я, причём в самый первый день своего пребывания в Стамбуле. Первое что поражает всякого зашедшего в храм – огромное пространство, потом замечаешь купол, будто бы висящий в воздухе, мраморные колонны. И, к сожалению, строительные леса – тут уже который год идёт реконструкция купола. Когда проходит первый шок, начинаешь обращать внимания на детали и осматривать Святую Софию в соответствии с путеводителем. Начнём сначала …Как вошли обратите внимание на Вестибюль воинов, Внешний и Внутренний нартексы, Царские двери сделанные из остатков Ноева Ковчега, мозаики над Вратами. Поднявшись на верхние галереи-хоры по особому пандусу, можно осмотреть ещё несколько сохранившихся мозаик, надгробную плиту Энрико Дандоло – венецианского дожа, покорителя и погубителя Константинополя, скандинавские руны, нацарапанные викингами-наёмниками на перилах и проч. Внизу интересны алтарная часть с прекрасной мозаикой Богоматери Оранты, некоторые мусульманские доделки-переделки – мраморная кафедра проповедника мимбар, молитвенная ниша михраб в алтарной части, кувшин для омовений. В южной части за золотой решёткой устроена Библиотека султана Махмуда I, облицованная изникскими изразцами. И посмотрите наконец вверх на прекрасный купол, полукупола-паруса, шестикрылых Серафимов с прикрытыми масками лицами и круглые мусульманские щиты из ослиной кожи с именами пророков и первых халифов. Лично мне 5 за него поставили!

  8. Ответ оставил Гость
    Главный собор столицы империи, заменивший первоначальную базилику, возведенную при императоре Константине, строили мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Исидор и Анфимий были не только прекрасными зодчими, но еще и выдающимися учеными своего времени. Исидор собрал сохранившиеся работы Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов. Анфимий написал трактат о зажигательных зеркалах. Основная сложность, которую им пришлось преодолеть при строительстве храма Св. Софии, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором Юстинианом. Возвести сооружение почти стометровой длины да еще перекрыть его тридцатидвухметровым куполом было практически неразрешимой задачей: ибо чем больше тяжелый кирпичный купол, тем больше сила его распора, стремящаяся раздвинуть, развалить несущие купол стены. В отличие от римлян, византийские зодчие не знали бетона, позволявшего возводить монолитные конструкции. Чтобы погасить нежелательный эффект, можно было увеличить толщину стен, однако в слишком толстой стене было бы трудно проделать окна.
    Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола Софии Константинопольской. Она поддерживается пространственным «скелетом» многочисленных хитросплетенных арок и сводов, несущим основную нагрузку. В направлении с запада на восток распор гасится следующим образом: к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, а к ним, в свою очередь, примыкают меньшие полукупола и так далее. Сила распора дробится, растекается до тех пор пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны, завершающие опорный «скелет» постройки. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, зрительно они включены в состав нижней и верхней аркады центрального нефа и выглядят просто мраморными стенками, завершающими ряды колонн. Сорок окон, прорезанных в основании купола, зрительно отрезают его от нижней части храма. В результате создается необычайный зрительный эффект — чаша купола кажется легко парящей над храмом. Писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в., говорил о Софии Константинопольской: «Всякий… сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело».
    Главный собор империи не мог остаться без внутреннего украшения — сверкающих мозаик. Но, очевидно, в основном они имели декоративный характер, а в куполе «парил» гигантский мозаичный крест.
    Соразмеренный с величием византийского государства VI в., храм Св. Софии воплощает в своём архитектурно-художественном образе представления о вечных и непостижимых «сверхчеловеческих» началах.

  9. В год 537 от Рождества Христова в столице Византийской империи, городе Константинополь было завершено строительство самого знаменитого храма всего православного мира – Собора Святой Софии.
    Стоит заметить, что в 537 году собор был построен заново и более основательно. Старый храм, возведенный в 324 году, был сожжен в ходе восстания «Ника» в Константинополе.
    Здание возводилось в течении пяти лет. Оно строилось при басилевсе Юстиниане I в период расцвета Византии и подчеркивало статус юстиниановых завоеваний. При проектировании здания были задействованы сразу два архитектора – Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Кроме того, при строительстве собора ежедневно более 10 тысяч человек.
    Купол поистине восхищал входивших в собор посетителей. При его высоте в 55,6 метра он имел диаметр 31 метр, однако, благодаря воздействию света и небольших колонн создавалось ощущение, будто он парит в воздухе, что придавало некую божественность увиденному.
    Все стены были сплошь покрыты мозаиками, содержащими церковные сюжеты. Это яркий пример византийского монументального искусства. Интересным историческим фактом являются рунические надписи на стенах храма. Вероятно, их сделали воины-скандинавы, находившиеся на службе императора и решившие оставить след на христианской святыне.
    При возведении здания использовались лучшие строительные материалы. Мрамор доставлялся из африки, колонны из Рима. Юстиниан настоял на использовании золота, серебра и слоновой кости – так он намеревался подчеркнуть свое величие в глазах язычников. В конечном итоге, строительство храма обошлось государству в три годовых дохода.
    В 989 году землетрясение разрушило часть храма, обвалив и его купол. Реставрационные работы были вверены архитектору из Армении по имени Трдат. Он смог не только сохранить здание, но и сделать купол даже более возвышенным. Тем не менее, здание потеряло часть прежнего величия, так как его стены пришлось подпереть контрфорсами.

  10. Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого
    Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и
    великолепием отделки внутри. Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал
    построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,
    когда этот государь едва не лишился престола. Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим
    своего времени – Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета. Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и
    потому не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и
    Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков,
    плотников и других работников. По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-
    либо существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро,
    слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки и
    украшения в несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны
    и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то,
    что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и
    в Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные
    силы. Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной
    мудрости – святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место
    святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает
    магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо
    позже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, и
    Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование
    Аркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь отстроил
    собор. Впоследствии он еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил
    новый каменный храм св.Софии в несравненно больших размерах и с большим
    великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен. Чтобы выполнить
    свой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор,
    колонны и скульптурные украшения для нового храма. Последний пожар,
    уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февраля
    того же года был заложен первый камень нового. Новый храм возводился около
    семи лет, и в декабре 538 года праздновалось окончание строительства, но
    семнадцать лет спустя восточная часть главного купола обрушилась от
    землетрясения и пала на драгоценный алтарь и амвон. Это несчастие нисколько
    не уменьшило рвения Юстиниана: он возобновил церковь с большею прочностью и
    великолепием, и 24-го декабря 568 года, перед днем Рождества Христова,
    праздновали ее освящение. Под руководством двух главных архитекторов –
    Анфимия Траллесского и Исидора Милетского – сто других архитекторов
    управляли работами, и каждый из них имел под своим начальством по сто
    каменщиков. Пять тысяч работников трудились на правой стороне храма и
    столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел начертал план этой
    церкви императору во время сна. Император ободрял работников деньгами и
    своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному обычаю отдыхать
    после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке, ходил
    осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия внесли
    денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов – белый, розовый,
    зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные колонны,
    извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых колонн
    нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из храма
    Дианы в Эфесе – украшали его. Замечательно, что материалы, вошедшие в
    состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим
    религиям, так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и
    Луны (в Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского. Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.
    Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный
    четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших
    квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По
    углам среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба
    (пильеры), вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и
    поверх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в
    диаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а
    остальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересечении
    арок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так
    незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры
    этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется
    висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над полом
    церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и
    западной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из них
    по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов,
    возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморными
    плитами, а сами купола – свинцовыми листами. Полукупола и ниши
    поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя
    меньшими, и под каждой нишей – по две порфировые колонны с капителями и
    базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками,
    между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны из
    прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин, которые
    у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х других
    колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи,
    освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнем
    пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажа
    расположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь,
    так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственное
    значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные, превосходно
    полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колонн
    совершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством листьев и
    полосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою. Главный
    купол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля,
    сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью;
    они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что
    вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из
    кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры – из больших
    известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладко
    оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов.

  11. На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Новой чертой становится окружение храма открытой галереей-гульбищем и возведение его на высоком цоколе — подклете. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно отличались соборы Владимира — Успенский и Дмитровский, а также храм Покрова на Нерли — жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы белокаменной резьбы напоминают не только традиционные славянские резные деревянные узоры, но во многом сходны с романской скульптурой Западной Европы. В 13-14 веках, в связи с татаро-монгольским нашествием, зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и Пскова, чтобы в 15 веке пережить новый бурный расцвет, особенно во время правления Ивана III.
    Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии.
    Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. На нем шесть глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху креста средней главы находится металлический голубь, который служит символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися. Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов. По внешнему виду собор представляет собой правильный четырехугольник, возвышающийся без уступов от основания до кровли. С восточной части он выдается тремя полукружиями по числу трех составных частей его: трапезы (престола), жертвенника и диаконника. До реставрации 1900 года входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход — для духовенства.
    Власть в конце XI века редко на долгое время оставалась в руках одного князя. Всего на два-три года появлялся князь в Новгороде, чтобы потом уйти. За этот срок София Новгородская утратила в сознании горожан неразрывную связь с князем и стала своего рода символом Новгородской республики. Рядом с храмом собиралось вече, в нем служили торжественные молебны в честь военных побед, возводили избранных на высшие должности, хранили казну. Поэтому в течение 58 лет собор оставался не расписанным. О первоначальной настенной росписи собора нет точных и определенных сведений. Известно только, что для росписи главного купола специально были вызваны греческие иконописцы. Только в 1108 году по заказу епископа Никиты София Новгородская была изукрашена фресками. И после смерти святителя Никиты роспись собора продолжалась на средства, которые остались после него. Об изображении Христа Пантократора в куполе собора сохранилась древняя легенда, записанная в Новгородской летописи. Предание рассказывает, что мастера, расписавшие фреску, изобразили Спасителя с благословляющей рукой. Однако на другое утро рука оказалась сжатой. Трижды художники переписывали изображение, пока от него не изошел глас: «Писари, писари! О, писари! Не пишите мя благословляющею рукою (напишите мя со сжатою рукою). Аз бо в сей руце моей сей Великий Новеград держу; когда сия (рука) моя распространится, тогда будет граду сему скончание». К сожалению, изображение это в годы Великой Отечественой войны было утрачено. В южной галерее храма сохранилось изображение Константина и Елены, о котором до сих пор ведутся споры исследователей. Образы византийского императора, провозгласившего христианство государственной религией, и его матери, нашедшей в 326 году в Иерусалиме крест, на котором был распят Христос, как нельзя более подходят главному собору Новгорода. Они наглядно демонстрировали торжество христианства и святость благочестивых царей. Необычными же были техника исполнения и стилистические особенности изображения. Ученые установили, что и техника живописи, и подбор красок были нетипичны для русских мастеров. Поэтому исследователи предположили, что изображение это писано западноевропейским или скандинавским мастером в 1144 году (или около этого года). Гипотеза эта имеет основание, ведь Новгород по своему географическому положению тяготел к северным странам Европы. Да и в самом облике Софии Новгородской проявились черты романской архитектуры (в частности, техника кладки стен из огромных, неправильной формы камней). Могучие стены храма, сложенные из диких камней с их неровной шероховатой поверхностью, не были оштукатурены до середины XII века. Зато потом штукатурка придала собору цельность и эпический характер. Из древней фресковой росписи собора осталось очень немногое. Лишь в главном куполе Софии Новгородской во всем своем светозарном величии взирает с небес Пантократор-Вседержитель.
    Киевский Софийский собор имеет несколько названий. Кроме Софийского собора его ещё называют как «Святая София Киевская», «Собор святой Софии», «Национальный заповедник София Киевская» и просто как «Софийский музей».
    Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 13 куполов. Считается, что один главный купол и 12 куполов поменьше, расположенных вокруг главного купола, символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов.
    Софийский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе — имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока, а многие короли Европы почитали за честь породниться с великим князем киевским.
    Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен — войска Батыя «пощадили его дивную красоту».
    Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты, развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, неумевших в общей массе ни читать, ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых.
    София неоднократно горела, перестраивалась, в XIII веке пострадала от нашествия орд хана Батыя, в XV–XVI веках стояла вообще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м? фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году, когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись XI века. Однако расчистка стен велась непрофессионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.
    Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность, что придает мозаикам собора особую выразительность.
    Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола — шедевр искусства. Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери, известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.
    Как стало известно, Новгородский летописный свод и Повесть временных лет (наиболее древние из сохранившихся летописей Руси, однако сохранившиеся только в позднейших редакциях) датируют основание Софийского собора 1017 и 1037 годами и научная дискуссия относительно достоверности этой датировки длится уже около 200 лет.
    Украинские историки пришли к выводу, что собор Святой Софии в Киеве был основан 4 ноября 1011 года — на 26 лет раньше, чем было принято считать. Собор упоминается в письменных источниках ранее 1037 года (в частности, в немецкой «Хронике» Титмара Мерзебургского под 1018 годом).
    Заведующая отделом научно-исторических исследований национального заповедника «София Киевская» Надежда Никитенко заявила на круглом столе, посвященном истории собора, что совместно с коллегами установила точную дату начала строительства, а также освящения собора, на основании многочисленных древних надписей на стенах. Место под строительство было освящено, по версии Никитенко, 4 ноября 1011 года, при св. великом князе Владимире, а его сын Ярослав лишь завершил строительство. Софию Киевскую освятили 11 мая 1018 года. По мнению Никитенко, летописец приписал честь основания собора Ярославу по политическим соображениям: «Повесть временных лет» составлялась именно во времена этого князя.
    Долгое время основание Софии Киевской датировалось именно 1011 годом. В частности, именно эта дата была начертана над входом в собор в XVII веке, во время масштабной реконструкции, начатой по инициативе митрополита Петра Могилы и значительно изменившей облик памятника. Впоследствии Софию «омолодили» на основании летописных свидетельств.
    Наиболее древнее упоминающие собор не летописные письменные источники: «Слово» будущего митрополита Иллариона (1022 год, но по другим данным между 1037 и 1050 годами) и хроника Титмара Мерзебургского (1018 год) свидетельствуют о возникновении Софии еще период правления Владимира (умер в 1015 году). Кроме того, самые древние надписи на стенах собора датированы 1018 годом, что практически гарантированно опровергает датировку основания 1037 годом и ставит под серьезное сомнение 1017 год. Если к 1018 году собор уже расписали, то его полностью построили за 1017-1018 годы, что кажется невероятным с учетом внутриполитической обстановки в Киевской Руси после смерти Владимира.
    В 1018-1020 годах собор был уже окрашен и расписан, а внутриполитическая обстановка в Киевской Руси после смерти Владимира не позволила бы полностью построить собор за 1017-1018 годы.
    Так, когда же все — таки заложили собор? На этот вопрос еще долгие годы мы будем ждать ответа… В данный момент идут реставрационные и исследовательские работы…
    Может, когда-нибудь мы узнаем точную дату создания собора.

  12. Сборная бумажная модель Полоцкий Софийский собор Один из первых православных оборонных храмов — Собор святой Софии в Полоцке претендующий на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот монументальный памятник архитектуры XI—XVIII веков был построен византийскими зодчими за пять строительных сезонов при князе Всеславе Брячиславиче (Чародее) на правом берегу западной Двины. Особенностью Полоцкого Софийского собора являются граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде таких апсид нет. Грандиозный собор служил главным общественным зданием города, где происходил прием послов, объявлялось о войне и мире. Для сборки данной модели Вам потребуются: клей, ножницы, острый нож, зубочистки, шило, линейка, картон. Все сборные модели издательства «Орёл» разрабатываются на основе чертежей и фотографий оригинала. В их оформлении широко используются современные материалы. Прекрасное качество полиграфии!
    Высокая достоверность!
    Сравните фотография модели и прототипа! Софийский собор (белор. Сафійскі сабор) — кафедральный собор города Полоцка, построен между 1030—1060 годами. Строительство связано с переносом центра города со старого городища.
    В основе своего архитектурного решения он повторяет Софийские соборы Новгорода и Киева. Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.
    К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел семь глав. Четыре купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имела свои главы, что создавала свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел три апсиды, а не пять. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на один промежуточный столб. Были вима и дополнительное членение в апсидной части подкупольного пространства, характерные для Византии.
    Храм был расписан только фресками, также как и в Новгороде, а в Киеве в свою очередь был синтез фресковой и мозаичной декоративной отделки храма

  13. Я – из племени франков. Торговыми путями я добрался до великой столицы Византийской империи: Константинополя. Я был поражен величием города, постройками и количеством людей на его улицах. То, что в родной земле франков называется нами городками – это жалкие деревушки по сравнению с Константинополем, жалкие и утонувшие в грязи. Все дороги нынче ведут сюда после падения великого Рима.
    Конечно, я знал, что в городе немало христианских храмов. Я очень хотел, просто жаждал на них посмотреть, ведь я сам христианин. Среди нас, франков, уживаются христиане и язычники. Но если в нашей земле встретишь крохотную церквушку, то это будет невероятным везением. А здесь большие и просторные храмы, богато украшенные, поразили мое воображение.
    И конечно, я увидел главную святыню здешних христиан – собор св. Софии, которому уже четыреста лет! Под его обширным воздушным куполом, наверное, летают невидимые глазу ангелы. А до чего потрясли меня его великолепные базилики, лепные и мраморные украшения! Мраморные и порфировые колонны, богатые украшения из золота и серебра, дорогая кость африканских слонов придают церкви блеск роскоши. Блистают иконы в богато украшенных окладах, сияют драгоценные сосуды… Стены расписаны яркими фресками и мозаиками.
    Такое невероятное величие храму придали по повелению самих византийских императоров. Два десятка певчих пело ангельскими голосами – как раз служили божественную литургию. У меня на глаза навернулись слезы от чувств – ведь я раньше никогда не слышал хора.
    Мне кажется, что я побывал в раю небесном: так красиво в этом храме. Будет что рассказать дома в Паризиуме, когда я вернусь туда. Без малого год занимает дорога домой… Жаль, что наш народ темный да глухой, мне еще и не поверят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *