Сочинение на тему собор василия блаженного памятник русской старины
7 вариантов
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Покровркий собор, «что на рву», или храм Василия Блаженного, — это выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в середине XVI века гениальными русскими зодчими Бармой и Постником по царскому указу Ивана Грозного, который решил воздвигнуть этот собор в память взятия Казани и Астрахани. В ярких красках храма и его величественной архитектуре отразилась идея победного торжества в знак объединения земель великого русского государства.
Интересна архитектура собора: в центре его — главная столпообразная церковь, завершенная шатром с маленькой главкой; ее окружают правильным восьмиугольником церкви, различные по величине и форме, с характерными для русской архитектуры куполами в виде луковиц. Эти церкви объединены общим основанием и обходной галереей.
Первоначально храм называли собором Покрова «на рву» по названию центральной церкви. В конце XVI века на территории храма был похоронен Василий Блаженный, известный в Москве «Божий человек». Над местом его погребения к собору был пристроен придел Василия Блаженного, а за собором с тех пор закрепилось его второе название — храм Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного – под этим названием нам представляется величайшее сооружение необычайной красоты, которое расположено на Красной площади в городе Москве. Полное название храма – собор Покрова Божией Матери на Рву, который построен был в 1555-1561 годах.
В 19 веке на том самом месте, где сейчас расположен данный храм, стояла каменная Троицкая церковь. В 1552 году при этой церкви был погребен Василий блаженный, который был наделен даром ясновидения и предсказавший беду, сильный пожар Москвы в 1547 году. Сам царь Иван Грозный чтил юродивого и даже немного его побаивался. Вскоре приступили к строительству нового собора, куда позднее и были перенесены мощи блаженного Василия. Со строительством храма связанна длинная и интересная история. Его строительство проходило в годы большого Казанского похода, которому придавали очень большое значение. В 1552 году лично Иван Грозный, возглавивший войско, дал обещание, что если поход закончится победой, он возведет на главной площади Москвы величайший храм. И вот после знаменательного события новый храм был построен. Он вызывал восторг не только у горожан, но и у иностранцев: “И все купцы и послы которые смотрели на этот храм, говорили, что не видели мы ни в коих царствах, ни в чужих, ни в своих, такой красоты, и славы и силы великой”.
По праву этот храм стал считаться не только великим символом столицы городов русских, но и во всей России. И дело не только в том, что он был возведен в Центре Москвы в честь знаменательного события, но и в том, что Храм Василия Блаженного сам по себе велик и очень хорош.
На первый взгляд архитектура собора кажется очень сложной. Необычна и сама композиция храма. Собор состоит из целых девяти церквей, возведенных на одном фундаменте. Центральная башня шатровая, с великолепным “огненным” декором. Она является осью всей композиции. Восемь других сооружений расположены по сторонам света. Они выполнены в форме башен и коронованы куполами, похожими на луковицы.
Все купала разные и не один из куполов не похож на другой. Рисунок каждого купола различается. Но главное, что отличает храм, это отсутствие выраженного фасада. Форма ярусной башни-столпа является доминирующей в архитектуре собора. Она как бы сообщает ему устремленность ввысь.
Между столпами выдвинуты приделы, украшенные трем ярусам кокошников, которые как бы поднимают “главу”. Большое внимание уделено наружному убранству храма. Декор оплетает его сверху и до самого низу. Как памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного стал вершиной развития московского зодчества 19 века.
На Красной Площади стоишь ты до сих пор,
Вещая миру о могучей нашей силе,
В честь военных побед, возведённый собор,
Красивейший из храмов России!
12 июля 2016 года исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы — собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного и который сегодня считается одним из символов России и является памятником мирового значения, входя в число объектов, охраняемых ЮНЕСКО.
Нет сомнений в том, что собор Василия Блаженного является символом Москвы. Мы часто видим его по телевизору и в кино, в туристических журналах и декоративных сувенирах, привезенных из российской столицы. Кроме того, собор Василия Блаженного — это одно из самых красивых мест России! А многолетняя история московской святыни связанная с интересными фактами и легендами, ежегодно привлекает в красивейший храм России 500000 туристов.
Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.
Официально собор носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.
На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей. Из истории возведения храма Василия Блаженного:
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, ? как звучит его каноническое полное название, ? был построен на Красной площади в 1555-1561 годах.
Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить один большой храм, каменный? на векa и назвать его Покровским, так как в праздник Покрова Святой Богородицы была одержана окончательная победа в долгой войне. Так в 1555 году по приказу царя Ивана IV Грозного, у стен Московского Кремля был заложен каменный Собор – Храм Покрова Божьей Матери.
Откуда же взялось название «храм Василия Блаженного»?
Несмотря на то, что собор был построен в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Еще во время строительства храм стали называть именем почитаемого москвичами юродивого Василия Блаженного, похороненного у стен старой церкви. Его мощи, дарующие исцеление от многих болезней, были перенесены в Покровский собор по окончании его строительства. Еще одно название Храма – Иерусалимский, оно было дано в честь одного из приделов Покровской церкви. Покровский собор был построен по меркам XIV века быстро – всего за пять лет.
Строительство было доверено плотникам Барме и Постнику, хотя многие исследователи склоняются к версии, что вероятнее всего «Постник» — это прозвище плотника Ивана Бармы.
В документах XVI века ясно говорится о том, что этот мастер после работы над собором в Москве, участвовал в возведении Казанского кремля.
Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
За время своего существования храм претерпел множество изменений: были достроены приделы, изменены главки, большую галерею перекрыли сводом и расписали орнаментом, над лестницами устроили крыльца, а фасады обновили изразцами.
Купола тоже заменили: изначально они были шлемовидными, вытянутыми вверх, но в конце XVI века их заменили луковичными главками с уникальной отделкой. Цвет главок был установлен только в XIX веке, до этого их, как и стены, наружные и внутренние, перекрашивали часто, меняя рисунок. Несколько раз храм Василия Блаженного реставрировался.
Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали.
В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.
Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.
Восстановление и обновление здания было необходимо после страшного московского пожара 1737 года, взятия столицы французскими войсками и разграбления ими храма, тогда же собор был заминирован и едва не погиб, а в начале XX века он требовал хорошего ремонта и укрепления.
В 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.
На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:
План храма Василия Блаженного:
*Центральный – Покровский
*Восточный ? Троицкий
*Юго-восточный ? Александра Свирского
*Южный ? Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
*Юго-западный ? Варлаама Хутынского
*Западный ? Входоиерусалимский
*Северо-западный ? Св. Григория Армянского
*Северный – Св. Адриана и Наталии
*Северо-восточный ? Иоанна Милостивого
*Над могилой Иоанна Блаженного ? придел Рождества Богородицы (1672г.),
* Примыкающий к приделу Василия Блаженного.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного ? 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
В 1918 году Собор официально стал памятником истории, хотя это не спасло его от бедственного, заброшенного положения и изъятия ценностей новым правительством. + Несмотря на то, что храм был филиалом Государственного Исторического Музея, а богослужения теперь запрещались, были попытки снести здание, но в жизнь они, по счастливой случайности, не воплотились.
В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди.
В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора ? безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте.
Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда. +Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери, потому что именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.
По итогам исследования доказано, что в этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество — деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна.
Какие еще легенды и тайны сегодня хранит этот храм, который мы называем собор Василия Блаженного? Мифы и правда о Соборе Василия Блаженного:
1) Иван Грозный выколол глаза строителям храма Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ над строительством храма Василия Блаженного принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.
2) Собор изначально задумывался таким пестрым Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.
3)Наполеон хотел перевезти храм в Париж Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.
4) Сталин спас Cобор от разрушения Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.
5)Собор служит сейчас только музеем? Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. 25 интересных фактов о Соборе Василия Блаженного:
1.Считается, что храм Василия Блаженного находиться под особым попечительством Пресвятой Богородицы. Об особом Божьем Промысле свидетельствует тот факт, что собор уцелел до нашего времени, несмотря на все катаклизмы – пожары, войны, желание правителей взорвать святыню и т.п.
2.Изначально храм венчали 25 золоченых куполов, которые символизировали Господа и старцев у его трона. В наши дни осталось 10 куполов, каждый из которых уникален своей отделкой и расцветкой.
3.Вехой в истории собора стал 1990 год, именно в этот год святыня была внесена в Список всемирного наследия Юнеско.
4.Собор, которому недавно исполнилось 455 лет, должен
был исчезнуть не один раз. Он пережил пожары, наполеоновские войска, которые использовали его как сарай, и даже план сноса со стороны сотрудников Сталина, которые считали, что Святой Василий занимал много места, необходимого для парадов.
5. Собор был освящен 12 июля 1561 года.
6.В старинных летописях упоминается тот факт, что Наполеон во время взятия Москвы в 1812 г. изъявил желание перенести русскую святыню в Париж. Поскольку желания императора на тот момент было не осуществимо ввиду отсутствия технологий, Наполеон принял решение взорвать собор. Москвичи молились о спасении святыни, пошел дождь и потушил фитиль.
7.В 30 годы XX века при проведении реставрационных работ был обнаружен потайной ход. В древности подклет (основание) собора не был общедоступным, внешние лестницы приводили людей сразу в верхние храмы, многие даже не догадывались, о существовании потайной лестницы, ведущей в недра сооружения. Тайники, размещенные в нишах нижнего этажа, использовались богатыми горожанами в качестве хранилищ для богатств, до конца XVI века здесь сберегалась царская казна.
8.Этот храм нам ещё может напоминать нам игру Тетрис, которая была создана в 1984 году российским компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, и всегда запускалась с изображения символов СССР, в том числе Собор Василия Блаженного.
9.В наши дни Собор находится в одновременном пользовании Русской православной церкви и Государственного исторического музея.
10.Собор Василия Блаженного символизирует победу русского войска над Казанским ханством.
11. Собор – неточная копия мечети Кул-Шарифа. По преданию Грозный во время штурма города был взбешен сопротивлением оказанным жителями, после взятия населенного пункта он приказал снести мечеть.
12.Старорусские летописи гласят, что авторство собора принадлежит зодчим Постнику и Барме.
13.Часть современных историков авторство храма приписывают одному архитектору — Барма Ивану Яковлевичу, которого за строгое соблюдение церковного поста в народе прозвали Постником.
14.Собор представляет не только архитектурную ценность, сокровища святыни включают 400 икон XVI-XIX вв., живопись XIX в, уникальную церковную утварь. В храме размещено 9 иконостасов, стены собора украшены фресками XVII.
15. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что церкви, которые расположены по периметру вокруг центральной, образуют четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.
16.Под защиту государства московская святыня была взята еще в 1918 году.
17.В 1923 году Собор открыл свои двери в качестве музея.
18.Существует одна любопытная история: говорят, что ответственный за генеральный план реконструкции Москвы, Лазарь Каганович, пошел к Сталину с моделью Красной площади в руке, и предложил снести собор. Ответ Сталина был простым: «Лазарь, поставь на место!».
19.Покровский собор – победитель конкурса «7 чудес России». В 2007 году храм стал номинантом Всероссийского конкурса. Конкурс проходил в три этапа, при объявлении результатов 12.07.2008г. среди победителей был объявлен и Собор Василия Блаженного.
20.Ансамбль Собора включает восемь церквей и главный девятый храм с шатром, возвышающийся над ними, символизирует Покров.
21.Богослужения в храме Василия Блаженного проводят с 1991 года. Патриаршие и владычные службы проводятся в храме в дни Покровы и святого Василия Блаженного.
22.При строительстве святыни архитекторами использовались специальные приемы для создания уникального акустического звучания внутри сооружения. В стены закладывали глиняные горшки, горловины которых были направлены в направлении внутреннего пространства строений.
23.Рака с мощами Василия Блаженного сберегается в храме. Известен не один случай чудесного исцеления прихожан, после преклонения к святым мощам Василия.
24.Существует мнение, что Василий Блаженный был единственным человеком, которого Иван Грозный боялся, и, следовательно, царь похоронил его в церкви Святой Троицы.
25. Собор состоит из девяти отдельных часовен, каждая из которых посвящена одному из святых, в чьи праздники Иван Грозный выигрывал битву. Стихи о Храме Василия Блаженного:
*С моста над Москвою-рекою
Нам виден Васильевский спуск.
Там храм, возвышаясь горою,
Стоит, не стряхнув снежный груз…
Тот груз пусть совсем символичен —
Украсил зимой купола.
Ведь храм красотою отличен,
Зря снег мать зима намела…
Вам скажет любой очевидец,
Что время не властно над ним.
Василий Блаженный — провидец,
Хранит его светом своим…(Миловидова Светлана)
*Дворец великолепный и надменный,
Творенье рукокрылых мастеров,
Стоял собор, безмолвный и блаженный,
Набросив златотканый свой покров…
Стоял он величаво, гордо, пышно;
Неодолимо в сказку он манил —
И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…
Как колокольчик в сердце зазвонил.
В который раз звонит он лет уж триста?
Не сосчитать бесчисленных звонков!
Казалась роспись чудом кисти,
Автографом, дошедшим из веков.
И красоты нездешней отраженью
Я подивился, трепет не тая,
И я не знаю, кто же был блаженней
В тот миг связующий — собор иль я?..
И, заглядевшись на чуднЫе фрески,
Я забывал, поверив в чудеса,
Что гениальным мастерам в отместку
Царь, по преданью, выколол глаза…
Стоял собор, безмолвный и блаженный,
И захотелось, глядя в небеса,
Построить храм в душе своей нетленный,
Покуда смерть не выклюет глаза… (Карпенко Александр)
*Красотой людей пленяя,
Верность Богу сохраняя,
Святой Дух обряд творит, Чудо-Храм в Москве стоит.
Буйство зелени, цветов,
Солнца блеск его крестов.
Жизнь долга и на века,
Крепко строила рука…
Речь держал сам Грозный царь,
Всей Руси наш государь:
«Будет храм стоять в столице,
Должен быть как чудо-птица.
Чуть вспугнёшь и он взлетит,
В чистом небе полетит.
Есть ли здесь мастеровые,
Кто построит чудо-храм,
Иль остались здесь в России,
Рвань да голь, да всякий срам»?
Вот с толпы выходят двое,
И на зов царя идут
В поясах согнулись вдвое,
И царю поклоны бьют.
Постник Яковлев, Барма,
Высока о них молва.
И по жизни не хитры,
И в строительстве мудры.
Двое псковских мастеров,
Каждый к подвигу готов.
Не прогневайся, Властитель,
Мастера в России есть.
Мы построим храм Властитель,
Окажи нам эту честь.
Головой кивнул им царь,
Земли русской государь.
И пошла в Москве работа,
Сколько люда, сколько пота.
Стали храм тот возводить,
Видно так тому и быть.
Вблизи Спасских там ворот,
На глазах наш храм растёт!
Много времени иль мало,
Убежало с той поры,
Но вот чудо засияло,
Понесли к нему дары.
Иноземцам в удивление,
Завершил народ строение.
Храм стоял подобно птице,
И сверкали купола.
Тишина плыла в столице,
Как волшебных два крыла.
Вдруг в народе зашумели:
С колоколен грянул звон.
«Аллилуйя» все запели
Храм стоял, светился он.
Устремился ввысь крестами,
Был красив под куполами.
Стены словно облака,
Простоит в Москве века.
Что творилось с мастерами!
Сдержать радость нет уж сил,
Гордость сердце разрывала,
Трепет чувства захватил.
В горле всё перетянуло,
Затуманились глаза.
Душа разом содрогнулась,
Покатилась вниз слеза.
Ох, нелёгкая победа,
Отдано немало сил,
Мастерство своё изведав,
Бога всяк язык хвалил.
Солнцем взятый весь в полон,
Храм парил, как дивный сон.
Радость била через край,
Век живи не умирай.
Иван Грозный подошёл,
Храм со свитой обошёл.
В стены жезлом ударял,
Их на прочность проверял.
Подошёл он к мастерам,
И задал вопрос им сам:
Отвечайте мне царю,
Лучше сделать храм велю.
Ну каков от вас ответ, Вы построите, иль нет»?
Постник Яковлев, Барма,
Прорекли в ответ слова:
«Разве нет на нас креста?
Укажи нам царь места.
Мы построим, прикажи,
Краше сделаем, скажи.
Твоя воля государь,
Всей Руси великий царь».
Эх, славяне — простота,
А живёт в вас — красота.
Перед храмом царь стоял,
Хищный блеск в глазах сиял.
Взгляд тяжёл и он молчал,
Думу трудную решал.
«Постник Яковлев, Барма,
Прозвучали к ним слова,
Окажу вам свою честь.
Я доволен тем что есть,
Мне другого и не надо,
Вот для вас моя награда.
Красоты под небесами
Лучше не было и нет,
Вы расстанетесь с глазами,
Чтоб не видеть белый свет.
А душа пусть будет рада,
Жизнь оставлю ей в награду».
Щедра царская рука,
Будь проклята на века.
Мастеров царь наградил
В благодарность ослепил.
Чтобы не было по свету
Храма лучшего, чем этот.
Чудо-храм на Бога зрит —
Пять веков в Москве стоит.(Богатырев Юрий Николаевич)
*На Красной Площади стоишь ты до сих пор,
Вещая миру о могучей нашей силе,
В честь военных побед, возведённый собор,
Красивейший из храмов России!
Припев:
Символ Москвы и душа сокровенного,
Вечный наследник и славы, и бед,
Храм Василия Блаженного —
Памятник русских побед!
От имени Христа на колокольный звон
Благословил тебя митрополит Макарий,
Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,
И царю за шедевр государев! (Марахин Владимир)
фото из интернета
случаю данного события, согласно указу царя, и был возведен собор Святой Троицы, на месте которого позже возвели храм. Он получил свое название в честь Покрова Богородицы. В него, спустя время, перенесены мощи Василия Блаженного, которого Грозный чтил. Говорят, даже царь побаивался этого святого ясновидца. Как раз захоронение юродивого в стенах храма и дало второе название собору, о котором я пишу сочинение. Есть среди люда легенда о том, что сам юродивый собирал деньги на святыню, оставляя их на площади. По легенде, монеты были неприкосновенны, передал же деньги на строительство святыни Блаженный царю перед самой своей смертью.
Что собой представляет храм Блаженного? Если внимательно рассматривать святыню, то вы поймете, что состоит он из восьми отдельных святынь, которые имеют общий фундамент. Церкви украшены куполами и не похожи друг на друга. Купола по своему дизайну напоминают луковицы. Их украшают карнизы, кокошники, а также ниши с окнами. Эти восемь церквей окружают главную центральную церковь, что украшена шатром. Все церкви носят отдельные названия, так, например, церковь по центру названа на честь Покрова Божьей Матери, она и дала общее название всему храму.
В соборе Блаженного расположено 9 иконостасов. Также здесь расположилось большое количество старинных икон, что относятся к 16-19 вв. Все стены украшают фрески, завораживают портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь. На этот храм-праздник приезжают посмотреть туристы разных стран. Этой красотой любуются москвичи и приезжие из других городов страны.
Если говорить о мастерах, что возводили храм, то здесь нет точной информации. По некоторым данным мастеров было двое: Постник и Барма, по другим данным Барма и Постник это одно лицо. По легенде, царь выколол глаза мастерам, чтобы невозможно было больше воссоздать такую, а то и лучше, красоту, хотя, куда еще может быть лучше. Собор Василия Блаженного просто идеален, неотразим и очень сложно подобрать слова, достойные этого величественного храма. Уж лучше просто приехать на Красную площадь и любоваться им в реальной жизни.
На этой странице искали :
Одним из самых ярчайших памятников древнерусской архитектуры является Собор Василия Блаженного. С давних времен он восхищает путешественников, туристов, да и самих москвичей. Он стал своеобразным национальным символом России.
Теперь немного истории… В 50-х годах 16 века по указанию Ивана Грозного и в честь его победы над астраханским и Казанским ханством был заложен храм Святой Троицы. Через несколько лет было решено построить на месте Святой Троицы собор покрова Богородицы. Позже в стенах храма был захоронен юродивый Василий Блаженный, который и дал собору второе название. Предполагается, что авторы собора – русские зодчие Постник и Барма. Есть предание, согласно которому Иван Грозный приказал ослепить двух архитекторов собора, чтобы они больше нигде не смогли построить такой красоты сооружение. Современные же историки склоняются к версии о том, что создателем собора на самом деле один человек Иван Яковлевич Барма, прозвали его Постником, потому что он придерживался строгого поста.
Сам собор – это одна композиция, состоящая из восьми столпообразных церквей, которые окружают последний – самый высокий – храм, завершенный шатром. У каждой церкви есть свое имя: церкви назывались по именам святых, в чей день происходило какое-то значимое на Руси событие. К примеру, церковь в центре носит название Покрова Богоматери – это день взятия Казани.
Купола, возвышающиеся на каждой церкви имеют форму луковицы и в архитектурном плане не походили друг на друга. Каждый из куполов украшают карнизы, кокошники, окна и ниши. А общее впечатление от собора – ощущение праздника.
Вплоть до конца 17 в собор Василия Блаженного был самым высоким зданием во всей Москве (60 м) .
Собор Василия Блаженного вмещает девять иконостасов, и имеет около четырехсот древних икон от 16 до 19 веков, которые являются лучшими образцами новгородской, а также московской иконописных школ. На стенах собора нанесены фрески и масляная живопись 16-19вв. Кроме того, Собор располагает портретной и пейзажной живописью 19 в. и церковной утварью 16-19 вв. Среди исторически ценных экспонатов можно выделить потир 17 века, который принадлежал царю Алексею Михайловичу.
В 1920-х годах собор Василия Блаженного получает статус музея. А уже с 1934 года он считается одним из филиалов Государственного Исторического музея.
Покровркий собор, «что на рву», или храм Василия Блаженного, — это выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в середине XVI века гениальными русскими зодчими Бармой и Постником по царскому указу Ивана Грозного, который решил воздвигнуть этот собор в память взятия Казани и Астрахани. В ярких красках храма и его величественной архитектуре отразилась идея победного торжества в знак объединения земель великого русского государства.
Интересна архитектура собора: в центре его — главная столпообразная церковь, завершенная шатром с маленькой главкой; ее окружают правильным восьмиугольником церкви, различные по величине и форме, с характерными для русской архитектуры куполами в виде луковиц. Эти церкви объединены общим основанием и обходной галереей.
Первоначально храм называли собором Покрова «на рву» по названию центральной церкви. В конце XVI века на территории храма был похоронен Василий Блаженный, известный в Москве «Божий человек». Над местом его погребения к собору был пристроен придел Василия Блаженного, а за собором с тех пор закрепилось его второе название — храм Василия Блаженного.
Храм стоит на овальной каменной террасе, которую окружает железная кованая решетка. По распоряжению В. И. Ленина в 1918 году было решено приступить к реставрации собора, а в 1923 году собор был превращен в архитектурно-художественный музей. Позднее, после Великой Отечественной войны, в соборе были возобновлены реставрационные работы. Теперь храму возвращен его первоначальный вид.
Ныне храм является филиалом Государственного Исторического музея. Это один из популярнейших музеев нашей страны.
Войдем внутрь собора. Прежде всего мы попадаем в самую маленькую церковь, построенную над могилой Василия Блаженного. А по крутой белокаменной лестнице можно подняться в главную церковь Покрова. Ее окружает галерея, которая соединяет все башни-церкви. Здесь очень интересны фрески. Это подлинная роспись XVII века в виде переплетающихся стеблей и не повторяющихся по рисунку и колориту фантастических цветов и растений.
Девять храмов Собора Василия Блаженного основаны на общем подклете (нижнем ярусе), их соединяет общая галерея, украшенная изумительной росписью — растительными орнаментами. Стиль собора — сочетание традиций русского зодчества и итальянского Возрождения. Его высота по наивысшей точке достигает 65 метров.
Особенности храма — множество арочных проёмов и отсутствие подвала. Всё строение держится на прочности и толщине стен подклета, толщина составляет три метра. Все помещения имеют высокие потолки, до 6,5 м. При этом своды не поддерживаются никакими опорами. В стенах устроены узкие «продухи», благодаря которым в церкви поддерживается специфический микроклимат. Долгие годы помещения подклета оставались для прихожан тайной за семью печатями. Глубокие ниши были тайниками-хранилищами за толстыми дверями (на существование дверей теперь указывают лишь петли). Полагают, что в тайниках до 17 века содержалась царская казна.
По периметру храма красуются кокошники, их размеры и расположение различны, но у них одно назначение — сделать переходы из четвериков в восьмерики мягче. Главный принцип построения собора — возрастание высоты. Шатёр центральной церкви вдвое превосходит по высоте большие церкви, которые вдвое выше малых.
Отличает собор от всех других асимметрия в расцветке и размерах приделов. Но асимметрия в устройстве собора Василия Блаженного не противоречит общему впечатлению гармоничности строения.
Весь этот архитектурный ансамбль — символ Небесного Иерусалима. До сих пор остаётся загадкой цветовое решение куполов. Есть предположение, что расцветка куполов могла быть навеяна рассказом блаженного Андрея Константинопольского, который был восхищен до третьего неба, видел Небесный Иерусалим несказанной красоты.
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Покровркий собор, «что на рву», или храм Василия Блаженного, — это выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в середине XVI века гениальными русскими зодчими Бармой и Постником по царскому указу Ивана Грозного, который решил воздвигнуть этот собор в память взятия Казани и Астрахани. В ярких красках храма и его величественной архитектуре отразилась идея победного торжества в знак объединения земель великого русского государства.
Интересна архитектура собора: в центре его — главная столпообразная церковь, завершенная шатром с маленькой главкой; ее окружают правильным восьмиугольником церкви, различные по величине и форме, с характерными для русской архитектуры куполами в виде луковиц. Эти церкви объединены общим основанием и обходной галереей.
Первоначально храм называли собором Покрова «на рву» по названию центральной церкви. В конце XVI века на территории храма был похоронен Василий Блаженный, известный в Москве «Божий человек». Над местом его погребения к собору был пристроен придел Василия Блаженного, а за собором с тех пор закрепилось его второе название — храм Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного – под этим названием нам представляется величайшее сооружение необычайной красоты, которое расположено на Красной площади в городе Москве. Полное название храма – собор Покрова Божией Матери на Рву, который построен был в 1555-1561 годах.
В 19 веке на том самом месте, где сейчас расположен данный храм, стояла каменная Троицкая церковь. В 1552 году при этой церкви был погребен Василий блаженный, который был наделен даром ясновидения и предсказавший беду, сильный пожар Москвы в 1547 году. Сам царь Иван Грозный чтил юродивого и даже немного его побаивался. Вскоре приступили к строительству нового собора, куда позднее и были перенесены мощи блаженного Василия. Со строительством храма связанна длинная и интересная история. Его строительство проходило в годы большого Казанского похода, которому придавали очень большое значение. В 1552 году лично Иван Грозный, возглавивший войско, дал обещание, что если поход закончится победой, он возведет на главной площади Москвы величайший храм. И вот после знаменательного события новый храм был построен. Он вызывал восторг не только у горожан, но и у иностранцев: “И все купцы и послы которые смотрели на этот храм, говорили, что не видели мы ни в коих царствах, ни в чужих, ни в своих, такой красоты, и славы и силы великой”.
По праву этот храм стал считаться не только великим символом столицы городов русских, но и во всей России. И дело не только в том, что он был возведен в Центре Москвы в честь знаменательного события, но и в том, что Храм Василия Блаженного сам по себе велик и очень хорош.
На первый взгляд архитектура собора кажется очень сложной. Необычна и сама композиция храма. Собор состоит из целых девяти церквей, возведенных на одном фундаменте. Центральная башня шатровая, с великолепным “огненным” декором. Она является осью всей композиции. Восемь других сооружений расположены по сторонам света. Они выполнены в форме башен и коронованы куполами, похожими на луковицы.
Все купала разные и не один из куполов не похож на другой. Рисунок каждого купола различается. Но главное, что отличает храм, это отсутствие выраженного фасада. Форма ярусной башни-столпа является доминирующей в архитектуре собора. Она как бы сообщает ему устремленность ввысь.
Между столпами выдвинуты приделы, украшенные трем ярусам кокошников, которые как бы поднимают “главу”. Большое внимание уделено наружному убранству храма. Декор оплетает его сверху и до самого низу. Как памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного стал вершиной развития московского зодчества 19 века.
На Красной Площади стоишь ты до сих пор,
Вещая миру о могучей нашей силе,
В честь военных побед, возведённый собор,
Красивейший из храмов России!
12 июля 2016 года исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы — собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного и который сегодня считается одним из символов России и является памятником мирового значения, входя в число объектов, охраняемых ЮНЕСКО.
Нет сомнений в том, что собор Василия Блаженного является символом Москвы. Мы часто видим его по телевизору и в кино, в туристических журналах и декоративных сувенирах, привезенных из российской столицы. Кроме того, собор Василия Блаженного — это одно из самых красивых мест России! А многолетняя история московской святыни связанная с интересными фактами и легендами, ежегодно привлекает в красивейший храм России 500000 туристов.
Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.
Официально собор носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.
На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.
Из истории возведения храма Василия Блаженного:
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, ? как звучит его каноническое полное название, ? был построен на Красной площади в 1555-1561 годах.
Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить один большой храм, каменный? на векa и назвать его Покровским, так как в праздник Покрова Святой Богородицы была одержана окончательная победа в долгой войне. Так в 1555 году по приказу царя Ивана IV Грозного, у стен Московского Кремля был заложен каменный Собор – Храм Покрова Божьей Матери.
Откуда же взялось название «храм Василия Блаженного»?
Несмотря на то, что собор был построен в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Еще во время строительства храм стали называть именем почитаемого москвичами юродивого Василия Блаженного, похороненного у стен старой церкви. Его мощи, дарующие исцеление от многих болезней, были перенесены в Покровский собор по окончании его строительства. Еще одно название Храма – Иерусалимский, оно было дано в честь одного из приделов Покровской церкви. Покровский собор был построен по меркам XIV века быстро – всего за пять лет.
Строительство было доверено плотникам Барме и Постнику, хотя многие исследователи склоняются к версии, что вероятнее всего «Постник» — это прозвище плотника Ивана Бармы.
В документах XVI века ясно говорится о том, что этот мастер после работы над собором в Москве, участвовал в возведении Казанского кремля.
Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
За время своего существования храм претерпел множество изменений: были достроены приделы, изменены главки, большую галерею перекрыли сводом и расписали орнаментом, над лестницами устроили крыльца, а фасады обновили изразцами.
Купола тоже заменили: изначально они были шлемовидными, вытянутыми вверх, но в конце XVI века их заменили луковичными главками с уникальной отделкой. Цвет главок был установлен только в XIX веке, до этого их, как и стены, наружные и внутренние, перекрашивали часто, меняя рисунок. Несколько раз храм Василия Блаженного реставрировался.
Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали.
В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.
Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.
Восстановление и обновление здания было необходимо после страшного московского пожара 1737 года, взятия столицы французскими войсками и разграбления ими храма, тогда же собор был заминирован и едва не погиб, а в начале XX века он требовал хорошего ремонта и укрепления.
В 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.
На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.
Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:
План храма Василия Блаженного:
*Центральный – Покровский
*Восточный ? Троицкий
*Юго-восточный ? Александра Свирского
*Южный ? Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
*Юго-западный ? Варлаама Хутынского
*Западный ? Входоиерусалимский
*Северо-западный ? Св. Григория Армянского
*Северный – Св. Адриана и Наталии
*Северо-восточный ? Иоанна Милостивого
*Над могилой Иоанна Блаженного ? придел Рождества Богородицы (1672г.),
* Примыкающий к приделу Василия Блаженного.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного ? 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
В 1918 году Собор официально стал памятником истории, хотя это не спасло его от бедственного, заброшенного положения и изъятия ценностей новым правительством. + Несмотря на то, что храм был филиалом Государственного Исторического Музея, а богослужения теперь запрещались, были попытки снести здание, но в жизнь они, по счастливой случайности, не воплотились.
В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди.
В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора ? безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте.
Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда. +Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери, потому что именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.
По итогам исследования доказано, что в этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество — деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна.
Какие еще легенды и тайны сегодня хранит этот храм, который мы называем собор Василия Блаженного?
Мифы и правда о Соборе Василия Блаженного:
1) Иван Грозный выколол глаза строителям храма Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ над строительством храма Василия Блаженного принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.
2) Собор изначально задумывался таким пестрым Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.
3)Наполеон хотел перевезти храм в Париж Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо — начался проливной дождь, который потушил фитиль.
4) Сталин спас Cобор от разрушения Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.
5)Собор служит сейчас только музеем? Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году.
25 интересных фактов о Соборе Василия Блаженного:
1.Считается, что храм Василия Блаженного находиться под особым попечительством Пресвятой Богородицы. Об особом Божьем Промысле свидетельствует тот факт, что собор уцелел до нашего времени, несмотря на все катаклизмы – пожары, войны, желание правителей взорвать святыню и т.п.
2.Изначально храм венчали 25 золоченых куполов, которые символизировали Господа и старцев у его трона. В наши дни осталось 10 куполов, каждый из которых уникален своей отделкой и расцветкой.
3.Вехой в истории собора стал 1990 год, именно в этот год святыня была внесена в Список всемирного наследия Юнеско.
4.Собор, которому недавно исполнилось 455 лет, должен
был исчезнуть не один раз. Он пережил пожары, наполеоновские войска, которые использовали его как сарай, и даже план сноса со стороны сотрудников Сталина, которые считали, что Святой Василий занимал много места, необходимого для парадов.
5. Собор был освящен 12 июля 1561 года.
6.В старинных летописях упоминается тот факт, что Наполеон во время взятия Москвы в 1812 г. изъявил желание перенести русскую святыню в Париж. Поскольку желания императора на тот момент было не осуществимо ввиду отсутствия технологий, Наполеон принял решение взорвать собор. Москвичи молились о спасении святыни, пошел дождь и потушил фитиль.
7.В 30 годы XX века при проведении реставрационных работ был обнаружен потайной ход. В древности подклет (основание) собора не был общедоступным, внешние лестницы приводили людей сразу в верхние храмы, многие даже не догадывались, о существовании потайной лестницы, ведущей в недра сооружения. Тайники, размещенные в нишах нижнего этажа, использовались богатыми горожанами в качестве хранилищ для богатств, до конца XVI века здесь сберегалась царская казна.
8.Этот храм нам ещё может напоминать нам игру Тетрис, которая была создана в 1984 году российским компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, и всегда запускалась с изображения символов СССР, в том числе Собор Василия Блаженного.
9.В наши дни Собор находится в одновременном пользовании Русской православной церкви и Государственного исторического музея.
10.Собор Василия Блаженного символизирует победу русского войска над Казанским ханством.
11. Собор – неточная копия мечети Кул-Шарифа. По преданию Грозный во время штурма города был взбешен сопротивлением оказанным жителями, после взятия населенного пункта он приказал снести мечеть.
12.Старорусские летописи гласят, что авторство собора принадлежит зодчим Постнику и Барме.
13.Часть современных историков авторство храма приписывают одному архитектору — Барма Ивану Яковлевичу, которого за строгое соблюдение церковного поста в народе прозвали Постником.
14.Собор представляет не только архитектурную ценность, сокровища святыни включают 400 икон XVI-XIX вв., живопись XIX в, уникальную церковную утварь. В храме размещено 9 иконостасов, стены собора украшены фресками XVII.
15. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что церкви, которые расположены по периметру вокруг центральной, образуют четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.
16.Под защиту государства московская святыня была взята еще в 1918 году.
17.В 1923 году Собор открыл свои двери в качестве музея.
18.Существует одна любопытная история: говорят, что ответственный за генеральный план реконструкции Москвы, Лазарь Каганович, пошел к Сталину с моделью Красной площади в руке, и предложил снести собор. Ответ Сталина был простым: «Лазарь, поставь на место!».
19.Покровский собор – победитель конкурса «7 чудес России». В 2007 году храм стал номинантом Всероссийского конкурса. Конкурс проходил в три этапа, при объявлении результатов 12.07.2008г. среди победителей был объявлен и Собор Василия Блаженного.
20.Ансамбль Собора включает восемь церквей и главный девятый храм с шатром, возвышающийся над ними, символизирует Покров.
21.Богослужения в храме Василия Блаженного проводят с 1991 года. Патриаршие и владычные службы проводятся в храме в дни Покровы и святого Василия Блаженного.
22.При строительстве святыни архитекторами использовались специальные приемы для создания уникального акустического звучания внутри сооружения. В стены закладывали глиняные горшки, горловины которых были направлены в направлении внутреннего пространства строений.
23.Рака с мощами Василия Блаженного сберегается в храме. Известен не один случай чудесного исцеления прихожан, после преклонения к святым мощам Василия.
24.Существует мнение, что Василий Блаженный был единственным человеком, которого Иван Грозный боялся, и, следовательно, царь похоронил его в церкви Святой Троицы.
25. Собор состоит из девяти отдельных часовен, каждая из которых посвящена одному из святых, в чьи праздники Иван Грозный выигрывал битву.
Стихи о Храме Василия Блаженного:
*С моста над Москвою-рекою
Нам виден Васильевский спуск.
Там храм, возвышаясь горою,
Стоит, не стряхнув снежный груз…
Тот груз пусть совсем символичен —
Украсил зимой купола.
Ведь храм красотою отличен,
Зря снег мать зима намела…
Вам скажет любой очевидец,
Что время не властно над ним.
Василий Блаженный — провидец,
Хранит его светом своим…(Миловидова Светлана)
*Дворец великолепный и надменный,
Творенье рукокрылых мастеров,
Стоял собор, безмолвный и блаженный,
Набросив златотканый свой покров…
Стоял он величаво, гордо, пышно;
Неодолимо в сказку он манил —
И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…
Как колокольчик в сердце зазвонил.
В который раз звонит он лет уж триста?
Не сосчитать бесчисленных звонков!
Казалась роспись чудом кисти,
Автографом, дошедшим из веков.
И красоты нездешней отраженью
Я подивился, трепет не тая,
И я не знаю, кто же был блаженней
В тот миг связующий — собор иль я?..
И, заглядевшись на чуднЫе фрески,
Я забывал, поверив в чудеса,
Что гениальным мастерам в отместку
Царь, по преданью, выколол глаза…
Стоял собор, безмолвный и блаженный,
И захотелось, глядя в небеса,
Построить храм в душе своей нетленный,
Покуда смерть не выклюет глаза… (Карпенко Александр)
*Красотой людей пленяя,
Верность Богу сохраняя,
Святой Дух обряд творит, Чудо-Храм в Москве стоит.
Буйство зелени, цветов,
Солнца блеск его крестов.
Жизнь долга и на века,
Крепко строила рука…
Речь держал сам Грозный царь,
Всей Руси наш государь:
«Будет храм стоять в столице,
Должен быть как чудо-птица.
Чуть вспугнёшь и он взлетит,
В чистом небе полетит.
Есть ли здесь мастеровые,
Кто построит чудо-храм,
Иль остались здесь в России,
Рвань да голь, да всякий срам»?
Вот с толпы выходят двое,
И на зов царя идут
В поясах согнулись вдвое,
И царю поклоны бьют.
Постник Яковлев, Барма,
Высока о них молва.
И по жизни не хитры,
И в строительстве мудры.
Двое псковских мастеров,
Каждый к подвигу готов.
Не прогневайся, Властитель,
Мастера в России есть.
Мы построим храм Властитель,
Окажи нам эту честь.
Головой кивнул им царь,
Земли русской государь.
И пошла в Москве работа,
Сколько люда, сколько пота.
Стали храм тот возводить,
Видно так тому и быть.
Вблизи Спасских там ворот,
На глазах наш храм растёт!
Много времени иль мало,
Убежало с той поры,
Но вот чудо засияло,
Понесли к нему дары.
Иноземцам в удивление,
Завершил народ строение.
Храм стоял подобно птице,
И сверкали купола.
Тишина плыла в столице,
Как волшебных два крыла.
Вдруг в народе зашумели:
С колоколен грянул звон.
«Аллилуйя» все запели
Храм стоял, светился он.
Устремился ввысь крестами,
Был красив под куполами.
Стены словно облака,
Простоит в Москве века.
Что творилось с мастерами!
Сдержать радость нет уж сил,
Гордость сердце разрывала,
Трепет чувства захватил.
В горле всё перетянуло,
Затуманились глаза.
Душа разом содрогнулась,
Покатилась вниз слеза.
Ох, нелёгкая победа,
Отдано немало сил,
Мастерство своё изведав,
Бога всяк язык хвалил.
Солнцем взятый весь в полон,
Храм парил, как дивный сон.
Радость била через край,
Век живи не умирай.
Иван Грозный подошёл,
Храм со свитой обошёл.
В стены жезлом ударял,
Их на прочность проверял.
Подошёл он к мастерам,
И задал вопрос им сам:
Отвечайте мне царю,
Лучше сделать храм велю.
Ну каков от вас ответ, Вы построите, иль нет»?
Постник Яковлев, Барма,
Прорекли в ответ слова:
«Разве нет на нас креста?
Укажи нам царь места.
Мы построим, прикажи,
Краше сделаем, скажи.
Твоя воля государь,
Всей Руси великий царь».
Эх, славяне — простота,
А живёт в вас — красота.
Перед храмом царь стоял,
Хищный блеск в глазах сиял.
Взгляд тяжёл и он молчал,
Думу трудную решал.
«Постник Яковлев, Барма,
Прозвучали к ним слова,
Окажу вам свою честь.
Я доволен тем что есть,
Мне другого и не надо,
Вот для вас моя награда.
Красоты под небесами
Лучше не было и нет,
Вы расстанетесь с глазами,
Чтоб не видеть белый свет.
А душа пусть будет рада,
Жизнь оставлю ей в награду».
Щедра царская рука,
Будь проклята на века.
Мастеров царь наградил
В благодарность ослепил.
Чтобы не было по свету
Храма лучшего, чем этот.
Чудо-храм на Бога зрит —
Пять веков в Москве стоит.(Богатырев Юрий Николаевич)
*На Красной Площади стоишь ты до сих пор,
Вещая миру о могучей нашей силе,
В честь военных побед, возведённый собор,
Красивейший из храмов России!
Припев:
Символ Москвы и душа сокровенного,
Вечный наследник и славы, и бед,
Храм Василия Блаженного —
Памятник русских побед!
От имени Христа на колокольный звон
Благословил тебя митрополит Макарий,
Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,
И царю за шедевр государев! (Марахин Владимир)
фото из интернета
случаю данного события, согласно указу царя, и был возведен собор Святой Троицы, на месте которого позже возвели храм. Он получил свое название в честь Покрова Богородицы. В него, спустя время, перенесены мощи Василия Блаженного, которого Грозный чтил. Говорят, даже царь побаивался этого святого ясновидца. Как раз захоронение юродивого в стенах храма и дало второе название собору, о котором я пишу сочинение. Есть среди люда легенда о том, что сам юродивый собирал деньги на святыню, оставляя их на площади. По легенде, монеты были неприкосновенны, передал же деньги на строительство святыни Блаженный царю перед самой своей смертью.
Что собой представляет храм Блаженного? Если внимательно рассматривать святыню, то вы поймете, что состоит он из восьми отдельных святынь, которые имеют общий фундамент. Церкви украшены куполами и не похожи друг на друга. Купола по своему дизайну напоминают луковицы. Их украшают карнизы, кокошники, а также ниши с окнами. Эти восемь церквей окружают главную центральную церковь, что украшена шатром. Все церкви носят отдельные названия, так, например, церковь по центру названа на честь Покрова Божьей Матери, она и дала общее название всему храму.
В соборе Блаженного расположено 9 иконостасов. Также здесь расположилось большое количество старинных икон, что относятся к 16-19 вв. Все стены украшают фрески, завораживают портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь. На этот храм-праздник приезжают посмотреть туристы разных стран. Этой красотой любуются москвичи и приезжие из других городов страны.
Если говорить о мастерах, что возводили храм, то здесь нет точной информации. По некоторым данным мастеров было двое: Постник и Барма, по другим данным Барма и Постник это одно лицо. По легенде, царь выколол глаза мастерам, чтобы невозможно было больше воссоздать такую, а то и лучше, красоту, хотя, куда еще может быть лучше. Собор Василия Блаженного просто идеален, неотразим и очень сложно подобрать слова, достойные этого величественного храма. Уж лучше просто приехать на Красную площадь и любоваться им в реальной жизни.
На этой странице искали :
Одним из самых ярчайших памятников древнерусской архитектуры является Собор Василия Блаженного. С давних времен он восхищает путешественников, туристов, да и самих москвичей. Он стал своеобразным национальным символом России.
Теперь немного истории… В 50-х годах 16 века по указанию Ивана Грозного и в честь его победы над астраханским и Казанским ханством был заложен храм Святой Троицы. Через несколько лет было решено построить на месте Святой Троицы собор покрова Богородицы. Позже в стенах храма был захоронен юродивый Василий Блаженный, который и дал собору второе название. Предполагается, что авторы собора – русские зодчие Постник и Барма. Есть предание, согласно которому Иван Грозный приказал ослепить двух архитекторов собора, чтобы они больше нигде не смогли построить такой красоты сооружение. Современные же историки склоняются к версии о том, что создателем собора на самом деле один человек Иван Яковлевич Барма, прозвали его Постником, потому что он придерживался строгого поста.
Сам собор – это одна композиция, состоящая из восьми столпообразных церквей, которые окружают последний – самый высокий – храм, завершенный шатром. У каждой церкви есть свое имя: церкви назывались по именам святых, в чей день происходило какое-то значимое на Руси событие. К примеру, церковь в центре носит название Покрова Богоматери – это день взятия Казани.
Купола, возвышающиеся на каждой церкви имеют форму луковицы и в архитектурном плане не походили друг на друга. Каждый из куполов украшают карнизы, кокошники, окна и ниши. А общее впечатление от собора – ощущение праздника.
Вплоть до конца 17 в собор Василия Блаженного был самым высоким зданием во всей Москве (60 м) .
Собор Василия Блаженного вмещает девять иконостасов, и имеет около четырехсот древних икон от 16 до 19 веков, которые являются лучшими образцами новгородской, а также московской иконописных школ. На стенах собора нанесены фрески и масляная живопись 16-19вв. Кроме того, Собор располагает портретной и пейзажной живописью 19 в. и церковной утварью 16-19 вв. Среди исторически ценных экспонатов можно выделить потир 17 века, который принадлежал царю Алексею Михайловичу.
В 1920-х годах собор Василия Блаженного получает статус музея. А уже с 1934 года он считается одним из филиалов Государственного Исторического музея.
Покровркий собор, «что на рву», или храм Василия Блаженного, — это выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в середине XVI века гениальными русскими зодчими Бармой и Постником по царскому указу Ивана Грозного, который решил воздвигнуть этот собор в память взятия Казани и Астрахани. В ярких красках храма и его величественной архитектуре отразилась идея победного торжества в знак объединения земель великого русского государства.
Интересна архитектура собора: в центре его — главная столпообразная церковь, завершенная шатром с маленькой главкой; ее окружают правильным восьмиугольником церкви, различные по величине и форме, с характерными для русской архитектуры куполами в виде луковиц. Эти церкви объединены общим основанием и обходной галереей.
Первоначально храм называли собором Покрова «на рву» по названию центральной церкви. В конце XVI века на территории храма был похоронен Василий Блаженный, известный в Москве «Божий человек». Над местом его погребения к собору был пристроен придел Василия Блаженного, а за собором с тех пор закрепилось его второе название — храм Василия Блаженного.
Храм стоит на овальной каменной террасе, которую окружает железная кованая решетка. По распоряжению В. И. Ленина в 1918 году было решено приступить к реставрации собора, а в 1923 году собор был превращен в архитектурно-художественный музей. Позднее, после Великой Отечественной войны, в соборе были возобновлены реставрационные работы. Теперь храму возвращен его первоначальный вид.
Ныне храм является филиалом Государственного Исторического музея. Это один из популярнейших музеев нашей страны.
Войдем внутрь собора. Прежде всего мы попадаем в самую маленькую церковь, построенную над могилой Василия Блаженного. А по крутой белокаменной лестнице можно подняться в главную церковь Покрова. Ее окружает галерея, которая соединяет все башни-церкви. Здесь очень интересны фрески. Это подлинная роспись XVII века в виде переплетающихся стеблей и не повторяющихся по рисунку и колориту фантастических цветов и растений.
Девять храмов Собора Василия Блаженного основаны на общем подклете (нижнем ярусе), их соединяет общая галерея, украшенная изумительной росписью — растительными орнаментами. Стиль собора — сочетание традиций русского зодчества и итальянского Возрождения. Его высота по наивысшей точке достигает 65 метров.
Особенности храма — множество арочных проёмов и отсутствие подвала. Всё строение держится на прочности и толщине стен подклета, толщина составляет три метра. Все помещения имеют высокие потолки, до 6,5 м. При этом своды не поддерживаются никакими опорами. В стенах устроены узкие «продухи», благодаря которым в церкви поддерживается специфический микроклимат. Долгие годы помещения подклета оставались для прихожан тайной за семью печатями. Глубокие ниши были тайниками-хранилищами за толстыми дверями (на существование дверей теперь указывают лишь петли). Полагают, что в тайниках до 17 века содержалась царская казна.
По периметру храма красуются кокошники, их размеры и расположение различны, но у них одно назначение — сделать переходы из четвериков в восьмерики мягче. Главный принцип построения собора — возрастание высоты. Шатёр центральной церкви вдвое превосходит по высоте большие церкви, которые вдвое выше малых.
Отличает собор от всех других асимметрия в расцветке и размерах приделов. Но асимметрия в устройстве собора Василия Блаженного не противоречит общему впечатлению гармоничности строения.
Весь этот архитектурный ансамбль — символ Небесного Иерусалима. До сих пор остаётся загадкой цветовое решение куполов. Есть предположение, что расцветка куполов могла быть навеяна рассказом блаженного Андрея Константинопольского, который был восхищен до третьего неба, видел Небесный Иерусалим несказанной красоты.