Сочинение на тему сочинение повествование с элементами описания

6 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Просто хорошый человек

    Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
    Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
    Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
    Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
    Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…
    Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
    План сочинения-повествования
    1. Вступление (место время действия).
    2. Начало действия, его развитие – завязка.
    3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
    4. Развязка.
    5. Заключение.
    Как работать над рассказом
    1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
    2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
    3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
    4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
    5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
    Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
    «Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.
    Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.
    — Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
    Питер дал понять, что ему хочется.
    — Смотри не ошибись… пожалеешь…
    Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
    — Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.
    Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  2. Сочинение – повествование с элементами описания. «Зимний гость» 3 класс
    Тема урока: Сочинение-повествование с элементами описания. Зимний гость.
    Цели:
    Развитие умения правильно, последовательно излагать свои мысли, включая элементы описания, уметь при этом оформлять их письменно, развитие способности точного употребления слов в устной и письменной речи.
    Формирование умения применять правила проверки безударных гласных в корне, правильно употреблять в речи имя существительное в разных падежных формах и соответственно писать нужное окончание.
    Побуждать интерес к написанию текста. Воспитывать творческую активность, доброе и бережное отношение ко всему живому
    Оборудование: Проектор, компьютер, карточки со словами.
    Ход урока:
    1. Орг. момент.
    Настроить детей.
    – Сегодня у нас творческая работа, будем учиться писать сочинение повествовательного характера с элементами описания.
    2.Определение темы урока:
    А тему сочинения сможете определить, отгадав загадку.
    Пусть я птичка-невеличка.
    У меня друзья; привычка.
    Как начнутся холода.
    Прямо с севера сюда.
    – О ком идет речь?
    Записываем тему “Зимний гость”.
    3.
    Беседа
    Как вы думаете почему так называется сочинение?
    Какое время года наступило?
    Кто скажет по-другому?
    Как еще можно сказать о зиме?
    (Пришла, наступила, явилась, на пороге зима, красавица, волшебница, матушка, зимушка…)
    Как выглядит земля с приходом зимы?
    (Покрыта белоснежным одеялом, укутана снежным покрывалом)
    Как изменились деревья, с наступлением зимы?
    (Одеты в белые платья, меховые шубы, шапки).
    Какие еще изменения происходят в это время года?
    (Крепчает мороз, прилетает перелетные птицы)
    Вспомните отрывок из стихотворения А.С.Пушкина:
    И вот сама
    Идет волшебница зима.
    Пришла, рассыпалась; клоками
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов.
    Брега с недвижною рекою.
    Сровняла пухлой пеленою,
    Блеснул мороз. И рады мы
    Проказам матушки зимы.
    Все, о чем мы сейчас сказали, будет 1 частью сочинения.
    Как можно озаглавить эту часть?
    Iч. На пороге зима.
    А кто кроме людей не очень рад проказам матушки зимы? (Птицы).
    В какое время года прилетают Снегири?
    (В холодное, суровое)
    Откуда они прилетают?
    (Их родина – север).
    Где вы встречались с этими вестниками зимы?
    (В парке, на деревьях, около дома, на тропинке, в снегу и т.д.)
    Как выглядят снегири? (Просмотр фотоальбома).
    Что можно сказать о головке?
    (Чёрная)
    О крыльях и хвосте?
    (Темные)
    О спинке?
    (Голубовато-серая)
    Каков клюв у снегиря?
    (Короткий, толстый, черного цвета)
    Что бросается в глаза у этих перелетных гостей?
    (Грудка? брюшко)
    Как оно выглядит?
    Подберите синонимы.
    (Красного цвета, алая как заря; ярко-красная)
    С чем можно сравнить? перепутать снегиря?
    (Розовые яблочки, комочки, гроздья рябины)
    Чем питается Снегирь?
    (Почками, семенами деревьев, кустарников, рябиной).
    Отличаются ли самцы от самочек? (Да)
    Чем?
    (Окраской, у самочки бледная окраска).
    Что еще знаете о снегирях?
    Что мы забыли упомянуть?
    Что можно сказать в общем о данной птице? Какова она?
    (Красавица, красногрудые красавцы, хороша птица).
    Синонимы к слову снегирь?
    (Вестник зимы, перелетный гость, красногрудый красавец, северная птица)
    Тихо, тихо сидят на снегу снегири.
    На головках бобровые шапочки.
    У самца на груди – отраженье зари.
    Светло-серые перья на самочке.
    Все, что мы сказали про снегирей, это и будет основная часть сочинения.
    Как озаглавим?
    II ч. Красногрудый красавец.
    Обрадовала ли вас встреча со снегирем? Чем?
    (Редко встречаются).
    Хотели бы вы еще встретиться с ним? Зачем?
    (Понаблюдать).
    0 чём мы должны помнить в зимнее время по отношению к птицам?
    (Защитить, вскормить; не обижать; помнить всегда. Птицы – это красота; радость людям навсегда.)
    Покормите птиц зимой,
    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Не богаты их корма
    Горсть одна и не страшна
    Будет им зима.
    Сколько гибнет их – не счесть,
    Видеть тяжело,
    А ведь в нашем сердце есть
    И для птиц тепло.
    Разве можно забывать:
    Улететь могли,
    А остались зимовать
    Заодно с людьми
    Приучите птиц в мороз
    К своему окну
    Чтоб без песен не пришлось
    Вам встречать весну.
    – Как озаглавим III часть?
    Помните, о птицах всегда!
    4. Орфографическая подготовка.
    Ну а чтобы в вашем сочинении было как можно меньше ошибок вспомните:
    Как проверить безударную гласную в корне?
    Эти слова помогут нам, когда начнете писать сочинение (выделение орфограмм)
    5. Физкультурная пауза.
    Снегири
    Прилетели снегири! Как их много:
    Раз, два, три…..
    На дерево сели, в окно посмотрели.
    Выходи Андрюша, посмотри, послушай,
    Посчитай нас скорей: сколько у тебя гостей.
    Пригласи нас в дом, угости зерном. (З. Орлова)
    6. Самостоятельная работа.
    Написание сочинений.
    7. Чтение выборочных сочинений.
    Читают сами дети.
    8. Итог урока.
    – Чему учились на уроке?
    9.Домашнее задание: понаблюдать за другими перелётными птицами.
    Сочинения детей:
    Зимний гость.
    Наступила долгожданная зима. Белый снег покрыл грязную землю. Деревья оделись в пушистые белые платья. Перелётные птицы улетели на юг, а к нам прилетели зимующие.
    Однажды ранним утром на рябине я увидел красногрудого снегиря. Наш гость в чёрной шапочке и ярко- голубой жилетке лакомился сладкой рябиной. К нему подлетели его перелётные друзья. Их красные и жёлтые рубашки сливались на рябине. Позавтракав ягодой, они запели свою зимнюю песню.
    Я долго любовался снегирями. С хорошим настроением я пошёл в школу. Давайте будем беречь птиц! Они приносят нам радость!
    Снегири!
    Прошла осень и наступила холодная зима. В этом году выпало много снега. Рябина в саду стояла вся белая, и только красные ягодки выглядывали из под снега.
    Однажды утром я заметил на дереве красивых птиц. Грудки у них были ярко- красные, а спинки голубовато-серые. На головках у птиц были, как будь-то, одеты чёрные шапочки. Я узнал этих птиц – это к нам прилетели снегири. Они весело скакали с ветки на ветку и клевали красные ягоды рябины.
    Мне сразу стало, будь-то чуточку теплее в этот зимний день.

  3. Сочинение-повествование с элементами описания.
    «О чем рассказал снеговик?».
    ЦЕЛИ:
    – формировать умение строить речь в определенной композиционной форме, отбирать и использовать изобразительные средства языка (эпитеты,сравнение, олицетворение) и умение выражать свои чувства и мысли в письменной форме, систематизировать собранный к высказыванию материал, продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, расширять знания о сочинении-повествовании (описании) в художественном стиле речи; закреплять умения и навыки в работе со справочной  литературой;
    – развивать интеллектуальные способности детей и их речь, умение классифицировать, сравнивать,
    развивать устойчивое внимание, воображение и память,
    расширять словарный запас уч-ся, продолжать формирование навыка
    аккуратного письма;
    – воспитывать любовь к русскому языку, умение слушать, принимать цели и задачи урока,
    воспитывать самостоятельность, активность, увлеченность, творческую активность, чувства прекрасного, любовь к природе.
    Оборудование:
    1. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
    2. Таблички-этапы урока.
    З.Видеозапись пейзажей, ноутбук, аудиозапись музыки
    4.План сочинения (напечатан для каждого уч-ся).
    5.Рабочие тетради по литературе с собранным материалом для сочинения, (основная часть собранных слов и словосочетаний напечатана на отдельном листе для каждого ученика).
    6. Конверты с  двумя  вариантами сочинения (разные уровни), карточки-помощники для каждого варианта.
    7.Памятки к написанию и проверке сочинения (изложения) на каждого ученика.
    8.Орфографические словари.
    9.Листочки, украшенные символикоей на тему зимы, для  текстов сочинений.
    10..Текст Г.-Х. Андерсена. «Снеговик».
    ХОД   УРОКА.
    1. – Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте поприветствуем их.
    – Сегодня мы с вами будем писать сочинение. Что же это такое?
    Толковый словарь объясняет это так: «Сочинение – это вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему».- читает один из уч-ся.
    -Для чего учимся писать сочинения?
    Д.-Чтобы развивать нашу речь и обогащать наш словарный запас.
    (открывается соответствующая табличка на доске).
    – О чем же будет наше сочинение? Отгадайте загадку.
    «Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки.
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила».
    Д.- Это зима.
    – Да, сегодня мы, наконец, будем писать сочинение о зиме, к которому мы долго готовились, собирали материалы.
    II. – Трудно найти человека, который бы не восхищался видом природы, где хозяйкой выступает красавица зима!
    Она творит настоящие чудеса. А помогают ей в этом ее верные помощники: мороз, метель и вьюга.
    Огромное множество произведений о зиме существует в литературе и живописи.
    Давайте, ребята, вспомним строки из изученных нами стихотворений , написанных  русскими поэтами.
    (Дети читают наизусть отрывки из стихотворений Пушкина, Тютчева, Есенина, Фета).
    -Красиво! Волшебно…Настоящая зимняя сказка.  А герой нашей сказки….
    ( На экране – кадр с изображением снеговика среди елочек)  – СНЕГОВИК.
    -Родился он в это чудесное время года на полянке на опушке леса. Многое увидел
    наш снежный человечек, проснувшись однажды утром. Он просто ахнул от такой красоты вокруг…
    (Включается видеозапись зимних пейзажей. Синхронно звучит музыка Вивальди «Зима. Январь».)
    – Необыкновенная красота !
    Сейчас мы с вами, ребята, попробуем описать в своем сочинении все то, о чем бы мог рассказать наш снеговик.
    -Как же мы назовем свое сочинение?
    (Варианты называются разные. Останавливаемся на таком: «О чем рассказал снеговик?».)
    – Наши сочинения мы поместим в эту книгу.
    (Показывается обложка  будущей книги. Она украшена иллюстрацией с изображением снеговика  на фоне елочки).
    2. -Итак, мы пишем сочинение. Какие виды сочинения мы знаем?
    Д. – Рассуждение.Повествование.Описание. (Дети объясняют разницу между видами текстов).
    – Если мы сегодня будем писать о красоте зимы, о том , что происходит в природе в это время года,  каким будет наше сочинение?
    Д. – Повествование с элементами описания.
    3. – Любое сочинение, чтобы оно было последовательным и понятным нашим читателям, пишется по плану.
    ( План на доске:
    1. Вступительная часть.
    II. Основная часть.
    III. Заключение.)
    – У вас такой же план на партах. Вы уже знаете, что план должен состоять из трех частей: вступительной части, основной, заключительной.
    4. – Чтобы сочинение было красивым и интересным, мы с вами собирали нашу КОПИЛОЧКУ с самыми чудесными словами и словосочетаниями, которые могут нам пригодиться.
    Нам придут на помощь известные нам литературные приемы: эпитеты, сравнения, олицетворение.
    (Дети приводят примеры этих приемов).
    – Времени у нас не так много, и ,чтобы его сэкономить, я приготовила вам сюрприз. На листочках, которые вы видите сейчас у себя на партах, я напечатала ОСНОВНУЮ часть собранного вами же материала.
    -Итак. I.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
    Она обычно небольшая, состоит из 2-3 предложений.
    – Как мы можем начать сочинение?
    Как обычно начинается сказка?
    ( Дети отвечают, учитель открывает запись на доске: 1. Жил – был…….
    Он родился……
    Однажды он …..)
    – II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (самая объемная). -Очем мы будем писать в этой части?
    – Почему так светло и празднично вокруг?
    – Как можно описать снег? Снежинки?
    – Какое небо?
    – Что мы скажем о воздухе?
    – А о солнечных лучах?
    – Почему нас завораживает вид деревьев?
    – Что можно написать о реке ( или озере)?
    – Мы даже можем немного написать о зимующих птицах и зверях .
    – О чем же эта часть?
    (Дети отвечают, учитель открывает запись на доске: II. Зимняя фантазия.)
    – III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    – В ней мы должны написать о чувствах нашего героя. об его отношении к происходящему.  Например……
    (Открывается запись:
    III. Настроение, вызванное красотой зимы.)
    5. Орфографическая подготовка.
    – Мы должны написать сочинение не только красиво и интересно, Но и грамотно.
    – Давайте поработаем над некоторыми сложными словами из нашей КОПИЛОЧКИ, вспомним правила проверки орфограмм.
    (Дети работают с карандашом в руках, вставляют пропущенные буквы, объясняют написание).
    – Помогут нам сегодня наши старые знакомые ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ.
    6. – Мы с вами сегодня писатели. И я бы хотела. Чтобы вы послушали, как описывал зиму великий писатель-сказочник Г.-X.Андерсен.
    (Зачитывается отрывок из сказки «Снеговик»).
    -Красиво! Да.
    -И чтобы наша книга была интересна для всех , и сочинения ваши получились разными, я предлагаю вам воспользоваться карточками из конверта. В 1-ой карточке предлагается начало сочинения + карточка-помощник. Если же вы хотите, чтобы рассказ снеговичка получился  более подробным и обстоятельным (а это еще интереснее), воспользуйтесь
    2-ой карточкой.
    III. Написание сочинения.
    – Выберите тот вариант, который вам больше понравился. Я уверена, что у вас сегодня получатся замечательные рассказы о зиме, Главное, чтобы слова ваши шли из вашей души!
    (Дети пишут сочинение, затем проверяют и редактируют его).
    – Кто из вас, ребята, хотел бы сейчас прочитать свой рассказ классу?
    ( Дети читают свои сочинения ).
    IV. Итог урока.
    – Понравился ли вам сегодняшний урок?
    – Какие моменты урока вам были особенно интересны? Почему?
    – Я очень рада, что вы прекрасно справились с заданием и вам понравилось. На будущих уроках мы будем совершенствовать свои умения.

  4. День был замечательный — яркий и солнечный. Я даже не успел понять, откуда появился резкий порывистый ве­тер, заставивший вздрогнуть разомлевшие от жары непо­движные деревья. Ветер тащил за собой огромную, иссиня-черную тучу, напугавшую прохожих далекими раскатис­тыми звуками грома.
    Дальше все было, как в кино, когда пленку прокручива­ют в два раза быстрее. Деревья гнулись под порывами ветра, их верхушки метались из стороны в сторону, будто хотели сбросить все листья. Люди из медлительных, утом­ленных зноем прохожих, превратились в суетливых мура­вьев. Они убыстряли шаг, кто-то побежал в надежде быст­рее добраться до укрытия.
    Дождь полил внезапно и сильно, будто кто-то сверху перевернул огромное корыто с водой. На дороге сразу об­разовались лужи, по которым со страшной силой бараба­нили тяжелые капли. Земля не успевала впитывать воду, и грязные потоки бежали по дорогам, снося веточки, клоч­ки бумаги и другой мелкий мусор. Стало темно, будто на­ступил вечер. Гром и молнии разрывали разъярившееся небо на лоскуты. Зонтики не защищали людей от дождя, а служили лишь парусом для разгулявшегося ветра — их хозяев уносило куда-то вдоль улицы. Грохот стоял такой, что казалось, наступил конец света.
    Дождь закончился так же внезапно, как и начался. Стих ветер, будто его и не было. Из-за туч показалось солнце и удивленно посмотрело вниз. Умытый взбод­рившийся мир сверкал яркими красками. Деревья до­вольно шелестели блестящей зеленой листвой, откуда-то выбирались промокшие встрепанные воробьи и гром­ко делились друг с другом впечатлениями. Не только я, но и многие прохожие были мокрыми до нитки, но веселыми и счастливыми. Все улыбались, дышалось легко и свободно.
    Летний дождь — это здорово!

  5. 7
    -Почему 2 текст относится к рассуждению, докажите? -Сколько снимков нам потребуется сделать? -Что является главной частью текста рассуждения? -Определите тип связи: цепная или параллельная? – Наступает праздник мам. Давайте подарим нашим мамам сочинение о них.
    8
    Раз подняться, потянуться, Два нагнуться, разогнуться, Три в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять руками помахать, Шесть на место тихо сесть.
    9
    Выберем наиболее удачный заголовок, который поможет полнее раскрыть тему нашего сочинения. « За что я люблю свою маму» « Мамин портрет». « Любимая мамочка». ( Больше всего подходит заголовок «Любимая мамочка»).
    10
    Вступление. Основная часть. Заключение.
    11
    – Как озаглавим 1 часть? (Знакомство с мамой). – Как озаглавим 2 часть? ( Описание мамы). -Тогда давайте вместе озаглавим и 3 часть. ( Моя мама – самая лучшая!).
    12
    13
    Устное составление рассказа о своей маме, используя опорные слова и словосочетания. На доске: Красавица, светится любовью, добрая улыбка, предпочитает, самый родной и близкий человек, подарила жизнь, лучезарный взгляд.
    14
    Запишите своё сочинение. Используйте орфографический словарик. Проверьте по памятке, всё ли вы учли при написании сочинения. ПАМЯТКА: Ясно ли передал мысль? Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи? Все ли слова употреблены удачно? Орфография. Пунктуация.
    15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *