Сочинение на тему социальные статусы

11 вариантов

  1. Убери что-то
    Социальный статус человека есть место его в обществе, та ниша, которую он занимает. Статус определяет возможности человека в обществе, его перспективы. Ниша социального статуса определяется совокупностью факторов: уровнем жизни человека, уровнем его образования, профессией, занимаемой должностью либо ее отсутствием, иногда происхождением.
    Социологи выделяют такие понятия, как низкий социальный статус и высокий социальный статус. В нашей стране о высоком социальном статусе чаще говорят, если человек имеет право гражданства, имущество, высшее образование и должность с высоким уровнем дохода, определенными правами власти и связями с влиятельными людьми. Низкий социальный статус обычно подразумевает отсутствие жилья, низкий уровень образования и доходов, возможно, проблемы с зависимостью (наркотической, алкогольной и так далее)
    В некоторых странах Африки, например, большую роль при определении социального статуса человека может играть его национальность. Принадлежность к титульному племени в стране гарантирует человеку, например, хоть какую-то должность в правительственных структурах. Рожденный же в другом племени в структуры власти не попадает в принципе, возможно, он будет довольствоваться низкооплачиваемыми работами. Здесь сильна клановость, где в систему не принято пропускать “чужого”.
    Статус делится на прирожденный и приобретенный: второй приобретается человеком с течением жизни (например, связи, уровень доходов, образование, должность) .
    В кастовой системе индуистов, например, социальный статус до сих пор сильно зависит от происхождения: рожденный в касте “неприкасаемых”, например, ранее не мог рассчитывать на работу престижнее дворника, уборщика или грузчика. Здесь было крайне сложно изменить врожденный статус на приобретенный. Сегодня Индия максимально пытается поддержать пособиями и льготами “низшие” касты, социальные гарантии государства даже приводят к тому, что люди начали стремиться в непрестижные касты за “социалкой”.
    Я, как и большинство жителей нашей страны, социальный свой статус измеряю соответственно своей профессиональной деятельности. Впрочем, статусность – понятие относительное, по уровню образования человек может иметь низкий статус, а по доходам – высокий, и наоборот. Поэтому беседовать о статусах можно еще долго, это интересный и познавательный разговор.

  2. Содержание:
    Введение
    1. Социальные статусы

    1.1 Значение термина «статус»

    1.2 Виды статусов

    2. Социальные роли и их структура
    2.1 Понятие социальной роли
    2.2 Структура социальной роли
    3. Социальный контроль. Социальные нормы
    3.1 Понятие социального контроля
    3.2 Элементы социального контроля
    3.2.1 Понятие социальной санкции
    3.2.2 Понятие социальной нормы
    3.2.3 Виды социальных норм
    3.3 Типы и формы социального контроля
    Заключение
    Список используемой литературы
    Введение
    Слово «социология»
    буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука,
    знание).
    Георг Зиммель считал, что
    вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология
    представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.
    Социология изучает людей,
    социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными
    явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.
    Давно известно, что
    психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за
    пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек
    просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или
    утрачивает такую способность.
    В каком отношении
    предписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? На
    этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социального статуса и
    социальной роли.
    1. Социальные статусы.
    1.1 Значение термина
    «статус»
    Социальный статус – то место в общественной системе,
    которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден
    выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.
    Существует два основных
    значения термина «статус»:
    1.
    Социальный статус
    может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой
    социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью
    статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое
    понимание статуса было предложено Р. Линтоном.
    2.
    Понятие «статуса»
    может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом
    случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри
    общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия
    было предложено М. Вебером.
    Обычно у человека
    несколько статусов, однако существует только один, который действительно
    определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека,
    а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир,
    курьер). Такой статус называется интегральным.
    1.2 Виды статусов
    Один человек
    обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец,
    муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член
    редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два
    противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он
    отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним
    человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский
    социолог Роберт Мертон).
    В статусном
    наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее
    характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют
    (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для
    мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы
    (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства
    (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус
    относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным
    всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг
    знакомых, манеру поведения.
    Различают
    также социальный и личный статусы. Социальный статус — положение человека в
    обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы
    (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом
    называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его
    оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с
    его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или
    знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе)
    межличностных отношений (но не социальных).
    Разновидностями
    социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.
    Приписываемым называется статус, в котором человек
    рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым
    обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр —
    прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним
    физиологические особенности организма невозможно.
    Однако негр в
    США, ЮАР и на Кубе — разные социальные статусы. На Кубе негр — представитель
    коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с
    другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения,
    но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.
    В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный
    исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.
    Таким
    образом, негр — не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый
    статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: “член
    королевской семьи”, “потомок дворянского рода” и т.д. Они
    прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок
    наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация
    монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об
    относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить
    подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только
    тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.
    Поясняющий
    пример
    Приписываемый
    статус у шамана. Им не становятся, а рождаются. Надо обладать особой
    предрасположенностью к заклинанию болезней и злых духов.
    Раньше
    некоторые должности могли занимать только мужчины, например, полицейский,
    солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили
    служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский — только
    мужская должность.
    Система
    родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь,
    сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают
    кровные родственники. Некровные родственники называются
    родственниками-в-законе. Теща — это мать-в-законе, тесть — отец-в-законе. Это
    приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку.
    Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.
    В строгом
    смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над
    которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус
    приобретается и результате свободного выбора, личных усилий и находится под
    контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора,
    православного, члена консервативной партии.
    Статусы мужа,
    жены, крестного отца и матери — достигаемые, поскольку их получают по
    собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях
    говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого.
    Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате
    массового сокращения производства, экономического кризиса.
    Итак, обобщим
    сказанное: статус —
    позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные
    статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый
    (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному
    выбору) и смешанный.
    2. Социальные роли и их
    структура
    2.1 Понятие социальной
    роли
    Социальная роль – это способ поведения, который
    соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях
    окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в
    соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях.
    Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые
    выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную
    позицию.
    Роль не может
    существовать вне социального института (так как социальный институт – это и
    есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с
    другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её
    отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным
    образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к
    ребёнку).
    Социальные роли
    усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала
    наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так,
    как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере
    взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.
    Статус детей обычно
    подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к
    последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с
    риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.
    Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного
    поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и
    окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными
    статусами. В этом смысле статус и роль – это две стороны одного феномена: если
    статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль –
    действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль
    состоит:
    • из ролевого ожидания (экспектации)
    и
    • исполнения этой роли (игры).
    Социальные роли могут
    быть:
    • Институционализированные:
    институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
    • Конвенциональные:
    принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)
    Нормы культуры
    усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий
    роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам,
    характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми
    членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной
    личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для
    другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам
    и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения
    ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью
    общества.
    2.2 Структура социальной
    роли
    Основные характеристики социальной
    роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил
    следующие четыре характеристики любой роли.
    1.
    По масштабу.
    Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая – размыта.
    2.
    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют
    достигаемыми).
    3.
    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных
    рамках, так и произвольно.
    4.
    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное
    благо и т. д.
    Масштаб
    роли
    зависит от
    диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.
    Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку
    между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной
    стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и
    эмоций; с другой – отношения регулируются нормативными актами и в определенном
    смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются
    самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не
    ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными
    ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может
    осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае – покупки). Здесь
    масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является
    небольшим.
    Способ
    получения роли

    зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так,
    роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются
    возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.
    Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже
    существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в
    процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий.
    Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это
    практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
    Формализация как описательная характеристика
    социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной
    роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между
    людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, – только
    неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные
    отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил
    дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между
    близкими людьми – чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются
    неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая
    и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит,
    когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно
    устойчивыми.
    Мотивация зависит от потребностей и мотивов
    человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о
    благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы;
    руководитель трудится во имя дела и т. д.
    3. Социальный контроль. Социальные
    нормы
    3.1 Понятие социального
    контроля
    Социализация касается
    прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под
    бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но
    и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль
    осуществляется отдельным человеком , то он носит индивидуальный характер, а
    если целым коллективом -семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом,
    то приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
    Основная задача
    социального контроля – создание условий для устойчивости той или иной
    социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для
    позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности
    распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные ,
    приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует
    поощрять.
    Социальный прогресс в
    развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового,
    однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть
    сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом – нравственные законы,
    нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без
    которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества.
    Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники
    материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

  3. 3
    Текст добавил: CIIATb_HUKOGDA_HE_PO3HO

    СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС (лат. status – положение) – соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы. С.С. как элементы социальной организации общества сложно скоординированы и ранжированы относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении. Престиж С.С. зависит от социальных определений реальности в целом и сам является социально определенным, осознается личностью в качестве объекта ориентации социального действия. Каждый С.С. – прежде всего оценка, добиваясь которой субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль (Р. Линтон).
    Различают прирожденный, или наследуемый, С.С. и достигнутый, связанный с активностью субъекта по его обретению; а также личный, определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) в зависимости от признания его личностных качеств. Т.к. каждый участник социальных взаимодействий вписан в систему многообразных связей и деятельностей по поводу обеспечения социальных функций, то субъект одновременно занимает несколько статусных позиций. Возможное расхождение требует предпочтения одного С.С. другому или приводит к конфликту как между ними, так и между субъективно определенными С.С. и объективно (интерсубъективно) предзаданными (Парсонс).
    СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Понятие “роль” было введено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж.Г. Мидом в 30-х 20 в. Впоследствии оно получило дальнейшую разработку как в западных, так и марксистских социологических и психологических теориях. Общество или социальную группу можно представить как некий набор определенных социальных позиций, т.е. “мест” в социальном пространстве (инженер, ученый, муж, школьник, солдат и т.д.), действуя в рамках которых человек должен выполнять как бы особый “социальный заказ”, т.е. реализовать предписываемую функцию. Следуя этим “правилам игры”, конкретный человек исполняет один из нескольких вариантов СР. Вот почему, в сходных обстоятельствах, например, занимая одинаковые должности, совершенно разные люди ведут себя аналогичным образом. В роли отражаются социально-типические аспекты поведения. В то же время каждый человек вносит в ролевое поведение индивидуальные черты через своеобразное восприятие роли применительно к личностному образу. “Личностная окраска”, проявляющаяся в индивидуальном исполнении человеком СР., зависит прежде всего от его знания и умения находиться в данной СР., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям  окружающих.

  4. Хорошее сочинение-рассуждение на тему “какие социальные роли свойственны человеку?”.
    Во все времена в обществе каждый человек занимает определённую, социальную роль. Социальная роль – это ожидаемое поведение человека в социуме при определённом статусе. Эти роли индивид может занимать совершенно разные, их может быть две, три и даже больше. Если же человек играет только одну социальную роль, значит, он сильно изолирован от общества, например, такой человек как одиночно заключённый в камере в тюрьме или психически больной, такой, который опасен для общества, который может навредить. Остальные люди имеют большое количество ролей, например, он может занимать одну из них в семье, в профессии, да чём угодно. Чтобы быть конкретнее, приведу пример.
    Например, молодой человек лет 25 по имени Андрей, он работает начинающим адвокатом, помимо этого у него есть кровная семья, да и ко всему этому жена и две дочери. Так вот, у Андрея достаточное количество социальных ролей. Он в первую очередь сын своей матери и отца, муж своей жены, отец своих детей – это всё семейно-бытовые роли Андрея. Также он адвокат, значит он защитник обвиняемых людей в суде – это профессиональная роль. кроме этого эти роли могут заканчиваться, например, до своего 25-летия Андрей учился в школе, там он был учеником; учился в институте, он был студентом; искал работу, был временно безработным; да даже буквально он ходит каждый день в магазин за продуктами для своей семьи, в магазине он является покупателем – это всё и есть роли. Порой мы их даже не замечаем, но они есть.
    Таким образом, абсолютно каждый из нас имеет социальные роли и не важно, кто вы в жизни и чем вы занимаетесь, они у вас есть. Врач должен лечить и спасать людей от ужасных болезней и он с этим справляется на высшем уровне, но в то же время он может быть ужасным семьянином, и всё равно он не пустое место, у него есть роль, роль в жизни.
    Немного уйдя в сторону, хочу сказать немного актуальную тему для современной молодёжи и в частности для меня. Многие дети, подростки, да и порой взрослые люди зачастую думают, что они никто в жизни, они ничего не значат. Стало модно быть грустным и депрессивным, а что ужасно, мы сами заставляем себя в это верить. Самое главное, чтобы не загонять себя в тупик – это в первую очередь понять, что вы не никто, вы человек, который играет важную роль в жизни, хотя бы ту, что вы человек и если ты уже существуешь, значит ты не просто так был рождён на этот свет. Ты уже состоишь в социуме, хочешь ты этого или нет и неважно, что это общество говорит про тебя, ты должен быть сильным несмотря ни на что.
    Я говорю, это потому что это важно, в современной жизни мы порой забываем самое главное и это ужасно. Ведь даже тот самый обычный поход в магазин в роли покупателя, или визит к врачу в роли пострадавшего или заболевшего (что не очень хорошо, но всё же) показывает нам, что мы занимаем определённое место в обществе, а значит мы в этом обществе не одни. Да, я ушла немного в сторону, но я хочу сказать , что социальные роли, о которых мы иногда даже не задумываемся, очень важны для каждого человека.
    Шаблон для правильно написания сочинения-рассуждение по обществознанию можно посмотреть на этой странице.
    Другие материалы по данному предмету мы постоянно выкладываем в раздел ЕГЭ по обществознанию.

  5. Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.
    Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).
    Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

    Ролевые ожидания

    Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент – хорошо учиться, рабочий – соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.
    Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.
    Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.
    Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

    Ролевой конфликт

    Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.
    Разрешение ролевых конфликтов – дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.
    Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

    Социализация

    С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).
    Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.
    От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.
    Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации – наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).
    Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.
    Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.

  6. Социальный статус личности, социальные роли личности.
    В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
    В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
    а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
    б) системы ценностей, характерной для данного общества.
    Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.
    Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.
    Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
    Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.
    Социальный статус
    Взаимоотношения и связи людей в социальной структуре описываются при помощи понятий «роль» и «статус». Социальная роль и социальный статус являются очень близкими понятиями. Но если термин «роль» применяется к тому, как себя ведет человек, т. е. к его поведению, то термин «статус» соотносится с социальной системой и тем положением, которое занимает в ней человек.
    Статус — определенное положение человека в обществе. Обычно у человека несколько статусов, которые характеризуют его с разных сторон. Главным статусом, определяющим положение человека в обществе, является его профессия, точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор).
    Различают следующие виды статусов:
    1. Предписанный (прирожденный) статус — пол, национальность, раса, место рождения, социальное происхождение (из служащих, из рабочих и т. д.). Этот статус, полученный не по своей воле.
    2. Достигаемый статус (приобретенный) — это статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям. Это статусы президента, студента, супруга и т. д. [3, с. 52].
    3. Формальный статус — официально, документально оформленный и закрепленный (директор, пенсионер, студент и т. д.).
    4. Неформальный статус — не требующий формального закрепления (друг, лидер группы) [4, с.40].
    5. Генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них — это статус человека, его права и обязанности, другой статус — член общества, государства (статус гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности [5, с. 64-65].
    Все статусы человека находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Чаще всего особое значение имеет статус, связанный с профессией и работой. Иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации общества. Ранжирование статусов связано с социальным престижем функций, закрепленных за тем или иным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре и общественном мнении. Социальный престиж статуса притягивает людей активных, амбициозных, от которых общество ожидает осуществления типичного набора действий, типичного набора качеств для исполнения определенных функций. Ожидаемое поведение, норма поведения личности определенного статуса представляет собой социальную роль
    Решение ролев. конфликтов.
    При разрешение различных типов ролевых конфликтов, в первую очередь, очень полезным может оказаться внедрение ряд управленческих решений.
    Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение ролевого конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение ролевого конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; психологические меры по выстраивание отношений по типу пристройки, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров с общение. Это ведет к взаимному принятию ролей другого человека, то есть принятию человека таким, каким он есть. Последнее условие в особенности важно, так как непринятия человека и его ролей — это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить используя психодраматическую технику «обмена ролями». Партнеры в общении поочередно играют роль себя и своего партнера, имея возможность «посмотреть» на себя со стороны и побыть в образе другого человека.

  7. Статус (от лат. – положение, состояние) Э. Гидденс: “Статус (status) . Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни – способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными”Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму. Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию. Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства. Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т. д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей. Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали) : каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.

  8. Каждый из нас играет много ролей, даже если никогда не был в театре и не занимался в драматическом кружке. Социальная роль – это совокупность действий, которые человек выполняет в обществе, которые ожидаются от него при определенном его жизненном статусе.
    И каждый из нас играет таких ролей тысячу и ежедневно, так что говорим мы обычно только об основных социальных ролях человека. Роль накладывает определенные обязательства – от врача «Скорой» ожидается, например, что он поможет больному. Но сплошь и рядом люди выходят за рамки своих социальных ролей, иногда с риском наказания для себя. Так чиновник берет взятку, несмотря на угрозу увольнения, а миллионер ходит в рваных джинсах и не покупает своим детям лимузинов, хотя те ожидают от него обратного поведения.
    Сегодня я сыграла с утра уже с десяток социальных ролей. Я общалась в роли дочери, затем близкой подруги, затем стала покупателем в магазине, говорила со своим научным руководителем в университете – в роли его студентки. Если бы я нагрубила своему руководителю и не сдала ему реферат, то, наверное, вышла бы из роли студентки – ведь она предполагает уважение к педагогу и сдержанность, «академичность» поведения. После мне написал бывший одноклассник: он хотел узнать, как я пережила сильный снегопад, что несколько дней тому назад случился у нас в городе. И я играла роль бывшей одноклассницы.
    Социальные роли условны, они сильно зависят от мнения большинства. Ребенок, например, как я считаю, видится в обществе чаще беспомощным и наивным, даже глупеньким объектом. Но часто родители видят своих маленьких детей отдельными и в чем-то уже зрелыми людьми, помощниками для себя. Тех же восьми- и десятилетних они представляют личностями. Ведь в них уже проявляются черты характера и стремления, которые останутся на всю жизнь…
    Не стоит позволять навязывать себе ту социальную роль, что вам не характерна. Например, до сих пор у людей непросвещенных бытует расистское мнение, что с темной кожей девушка в будущем может работать только официанткой, а хирургом стать неспособна, например. Якобы у темнокожих людей умственные способности ниже, чем у белых. Стоит ли соответствовать всем подряд ожиданиям окружающих или сначала важно разобраться в себе, в своем месте в социуме?

    Похожие материалы

    Эссе «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество»
    Эссе на тему «Экологические проблемы современности»
    Эссе на тему «Роль науки в современном обществе»
    Эссе на тему «Качество жизни – основные показатели»
    Пример эссе «Россия в эпоху глобализации»
    Эссе по обществознанию на тему «Глобализация – за и против»
    Эссе на тему «Демократия»
    Эссе на тему “Прогресс”
    Эссе на тему «Восток и Запад – противостояние или диалог культур»
    Эссе на тему «Идеальная семья 21 ст. в моем понимании»
    Эссе «Проблемы современной семьи» с планом

  9. Содержание
    Введение
    1. Понятие и определение социального статуса
    2. Понятие и определение социальной роли
    Заключение
    Список литературы
    Введение
    Тема «Понятие социального статуса и социальной роли» в данной работе рассматривалась на основе учебного пособия под общей редакцией профессора А.Г. Эфендиева «Общая социология», которое предоставляет возможность доступного (понятного) изложения фундаментального анализа базовой отрасли обществознания – современной социологической науки. Ежедневно мы общаемся и взаимодействуем с различными людьми и социальными группами (семья, трудовой коллектив и др.). Трудно себе представить одинаковое взаимодействие в разных социальных группах и с разными людьми, конечно, мы ведем себя по-разному, так как при разных взаимодействиях наше положение зависит от взаимоотношений с другими, мы отбираем варианты поведения, овладевая в той или иной мере требуемыми качествами.Мир состоит из множества позиций, находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. И входя в этот мир каждый человек стремится утвердить себя в определенной социальной позиции. Рассмотрим, как и насколько влияет на поведение человека система социальных взаимодействий.Каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: педагог – преподавать, студент – учиться, предприниматель – организовывать производство и управлять им и т.д.Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями. Человек, выполняя ту или иную функцию, в рамках системы взаимодействий занимает (или претендует на) определенную социальную позицию – эта позиция называется социальным статусом.
    1. Понятие и определение социального статуса
    Статус (от лат. – положение, состояние) Э. Гидденс: «Статус(status). Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни — способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными»Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привелегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.Еще одной характеристикой статуса является статусно-ролевая теория личности. Это соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности. Она разработана американскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одной медали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль — это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
    Статус, как статичная характеристика в то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному в «системе координат»). В зависимости от положения социального статуса в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей.Таким образом, человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.Мир статусов разнообразен, рассмотрим лишь типологию. Статусы могут быть формализованными или неформализованными. Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора фабрики, губернатора города и д.р.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей, неформального лидера коллектива и д.р.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Отсюда стремление людей «защитится» формализованными статусами – так ученый стремиться подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, чтобы обрести законные права и привилегии. Но кроме них существует множество, так сказать, неосновных, эпизодических, статусов, временно приобретаемых человеком для реализации определенных действий. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, участника демонстрации, забастовки, толпы, и т.д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких социальных статусов часто никак не регистрируются. Они, вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть. Хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения и мышления. Так статус доктора наук определяет очень многое в жизни данного человека, а его временный статус прохожего – нет. Таким образом, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы.Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми (приобретённые) статусы. Предписанный (аскриптивный) социальный статус определён обществом, независимо от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй и т. д. Например, человек, рождённый с черным цветом кожи, приобретает статус негра. Дети, выросшие в очень состоятельных (богатых) семьях приобретает статус «золотой молодёжи». То есть предписанный социальный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения – национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы – инвалид. Очевидно, что предписанный социальный статус может в значительной мере влиять на личность человека.Достигнутый, приобретённый социальный статус определяется усилиями самого человека, его действиями (писатель, директор, академик, супруг, офицер, эмигрант), т.е. статус для достижения которого необходимо приложить специальные усилия.Пример эмигранта очень наглядно показывает принцип достигнутого статуса. Человек эмигрировавший (т.е. приложивший определенные усилия и выполнивший определенные действия) жить в другую страну приобретает достигнутый статус эмигранта. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы. Например, получение степени доктора математических наук является достижением. Но однажды полученный новый статус остаётся навсегда, определяя все намерения и цели человека, как предписанный статус.В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют аскриптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер.В подобных обществах аскриптивность, как исходный мотивационный принцип, признается всеми слоями общества как главное основание для социально-статусных притязаний. И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обос
    нованным и готовят своих детей к тому, чтобы те заняли их место.Спектр и свобода разных статусов являются важной характеристикой каждого из статусов. Всякое индивидуальное решение относительно собственной судьбы заключается в постоянном выборе способов преодоления конкретного социального неравенства и в желании иметь соответствующие условия, обеспечивающие его конкурентоспособность в жизни.Социальный статус, как обеспечивая определенные права и привилегии, так и накладывает значительное количество обязательств. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми.Неравенство статусов подвержено изменению, так в 90х годах в нашем обществе происходило изменение значимости – одних социальных статусов, таких как, квалификация, образованность, мастерство, творческий потенциал, и увеличение значимости других, таких как, богатство, финансовые ресурсы, возможность «жить красиво».В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни – это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.Вместе с тем человек иногда добивается достигаемого статуса с помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличию связей. Традиционалистски-аскриптивная культура сопротивляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в результате чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в овладении ими играют аскриптивные мотивации.Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один предопределяет его положение в обществе – главный статус, что отражается, как во внешнем поведении и облике человека, так и во внутренней позиции. Трудной задачей является определения главного статуса человека, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).В большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако перечисленные выше признаки в неформальной компании друзей могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом, как главный для данного человека, совпадает со статусом, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Например, предприниматель, пребывая в уверенности, что главное в его социальной характеристике – имущественное, материальное положение, наталкивается на непринятие его высшими кругами, куда он стремится попасть, по иным составляющим, таким как, его «родовитость», уровень образования, культуры.Можно рассмотреть место в иерархии статусов, называемое рангом. Это место в незримой иерархии социальных отношений, характеризующееся общественным мнением, в котором в течение времени вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Ранг бывает высоким, средним или низким.
    Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем такого же высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.
    Кроме главного статуса, прежде всего связанного с профессией, работой (точнее, её престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д. Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию.Можно рассматривать естественный и профессионально-должностной социальные статусы.Естественный социальный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (например, женщина, мужчина, ребёнок, юноша, старик и т.д.)Профессионально-должностной социальный статус – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой приобретённого статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и организационно-производственное положение (банкир, политик, преподаватель, технический директор). С профессионально-должностным социальным статусом связано восприятие принятых управленческих решений. Одинаковые по форме и содержанию решения могут по-разному восприниматься подчинёнными (исполнителями) в зависимости от авторитета и социального статуса субъекта решения. Чем выше социальный статус и авторитет лица (или органа управления, коллеги), принимающего решение, тем ответственнее отношение исполнителя к его предписаниям. Люди обладают множеством социальных статусов, но понятие «социальный статус» применяется, также по отношению к профессии. В этом случае понятие «социального статуса» выступает, как обобщенный показатель сравнительного положения данной профессии среди других профессий.
    Социальный статус профессии характеризует официальное и (или) неофициальное признание ее необходимости и популярности. Отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную.
    Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит, прежде всего, от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении).
    Престижная составляющая социального статуса профессии (престижный статус, престиж профессии) определяется содержательностью (долей творческих функций, творческим характером) данного вида труда, степенью популярности профессии, возможностью самореализации личности (успеха, карьеры). В социально-психологическом плане определенное значение (иногда значительное) в утверждении престижности профессии играет мода на «новые профессии».
    Статусы, вступая в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Украинец скорее проявит солидарность с украинцем, чем с китайцем или татарином, и наоборот.
    2. Понятие и определение социальной роли
    Роль (франц. role) – образ воплощенный актёромРолью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит по: Мертон,1957).Социальная роль – это ожидание (экспектация), предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ей желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Другими словами: социальна роль – это ожидаемая модель поведения соответствующая определенному социальному статусу и не зависящая от личности.Для каждой социальной роли поведенческие особенности различны. Пределы ограничены, но само исполнение роли любого статуса есть процесс творческий. Статус детей обычно подчинен взрослым, которые от детей ожидают роли подчиненных. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения.Каждый социальный статус обычно включает ряд социальных ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором (Р.Мертон, 1957). Так преподаватель один статус, а роли по отношению к заведующему кафедрой, студенту различны, т. е. с одним статусом можно обладать множеством ролей. Талкот Парсонс ввел понятие ролевого плюрализма. Это совокупность важных долгосрочных ролей и временных, ситуативных ролей.Не менее важной проблемой является обучение ролям. Освоение ролей происходит в процессе социализации, и их число постоянно увеличивается.
    Социализация – достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения.
    В раннем детстве человек выполняет одну роль – ребенка, которому прививают определенные правила игры. Затем к нему добавляется роль воспитанника детского сада и члена первичной социальной группы по совместной игре, времяпрепровождению, отдыху и т.д. В дальнейшем ребенок выполняет роль учащегося, члена молодежной группы, участника общественных действий, члена различных групп по интересам.
    Вернувшись к тому, что каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.
    Социальная роль состоит из:
    — ролевого ожидания и
    — ролевого исполнения (игры).
    Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям, интересам и индивидуальным качествам личности.
    Ролевые ожидания бывают формальные и неформальные. Наиболее ярким примером формальных ролевых ожиданий являются законы. Например, закон об уголовной ответственности за действия причиняющие ущерб другим людям. Иные ожидания менее формальные – например, умение вести себя за столом, стиль одежды и правила вежливости, — являются неформальными, но тоже оказывают большое внимание на наше поведение.
    Наши роли определяются тем, что ожидают от нас другие. В нашем обществе (и большинстве других) ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если происходит невыполнение роли в соответствии с нашими ожиданиями, возникает ролевой конфликт. Несоответствие ролевого ожидания и исполнения ролей, противоречие ролевых ожиданий нескольких ролей (хотя бы двух) вызывает появление ролевого конфликта. Например, родители и сверстники ожидают различного поведения от подростка, а он, выполняя роли сына и приятеля, не может одновременно соответствовать их ожиданиям. Еще чаще этот конфликт — несовпадение ролей — сопровождает жизнь взрослого человека.
    Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные вознаграждения (деньги, уважение), несоответствие ролевым ожиданиям влечет за собой наказания (лишение материальных благ, свободы, общественного внимания и др.). Вместе взятые поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации (Гуд, 1960).
    Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными. Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)
    Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
    Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности.
    То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
    Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
    Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
    Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
    В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
    Характеристика ролей
    Попытка систематизации социальных ролей была сделана Талкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
    1. Эмоциональность.
    2. Способ получения.
    3. Масштаб.
    4. Формализация.
    5. Мотивация
    1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
    2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
    3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
    4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
    5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
    Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Например, роль проститутки. Обычно эти дамы не проявляют никаких чувств к своим клиентам. Данная роль скорее достигнутая, а не предписанная, так как она усваивается на основе определенной деятельности. Она строго ограничена рамками секса, предлагаемого за деньги. Обычно проститутки обслуживают своих клиентов в соответствии с принятыми правилами — за определенный вид услуг установленная плата. Проститутки работают для собственной выгоды — сексуальные услуги ради личного обогащения.
    Выполняя роли, человек, как правило, испытывает эмоциональные и нравственные переживания, может войти в конфликт с другими людьми, испытывать моральный кризис, раздвоенность. Это порождает дискомфорт, неуверенность, психологическое расстройство, являющееся признаками ролевого напряжения.
    Основными причинами ролевых напряжений являются прежде всего ролевые конфликты.
    Как многообразны формы, причины, ситуации, порождающие ролевые напряжения, так и многообразны пути их преодоления. Мы не ведем речь о преодолении первооснов, первопричин психологического напряжения в ходе ролевого поведения — речь идет лишь о путях преодоления напряжений, возможной депрессии.
    Одним из таких путей является метод рационализации ролевых ожиданий, создающий иллюзорные, но кажущиеся рациональными оправдания неудач.
    Рационализация ролевых ожиданий может снижать притязания, переносить притязания с одного престижного статуса на другой, но в другой области, сфере (к примеру, с производства на семью, и наоборот).
    Суть принципа разделения ролей, как пути преодоления ролевых напряжений, — осознанная дифференциация правил, приемов, норм, присущих выполнению одной роли, от норм, образцов поведения, присущих другой роли.
    Принцип иерархизации ролей также может сыграть огромную роль в преодолении серьезных психологических переживаний, порожденных столкновением ролевых предуказаний. «Что для меня важнее – дети, семья, или наука?». Столкнувшись с такой дилеммой, человек оказывается в тупике, выход из которого – выбор самой личностью одной из этих ролей в качестве приоритетной. И в конфликтных ситуациях следует выполнять предуказания роли, которой отдано предпочтение.
    Регулирование ролей – это сознательные, целенаправленные действия общества, нации, коллектива, семьи, цель которых – преодоление психологического напряжения личности, вызванного ролевым конфликтом.
    Одна из форм регулирования ролей, связанная с утверждением (пропагандой) властными органами, средствами массовой информации новых стандартов ролевого поведения (могла бы сыграть немалую роль в утверждении в нашем обществе образца предпринимателя, фермера и т.д., повышении их престижа).
    Заключение Огромное значение имеют функции, статусы и социальные роли определенным образом образуя взаимодействие и своеобразную стыковку, благодаря которой предсказуемость, надежность поведения человека, делает его носителем культуры.Рассмотренные понятия социального статуса и социальной роли, как средства описывающие взаимосвязи личности и общества дают механизмы включения личности в сложные социальные образования. В этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.Исходя из вышесказанного, понимается важность и необходимость социологической статусно-ролевой теории, которая даёт определение и понятие социального статуса и социальной роли.
    Список литературы 1. Общая социология: Учебн. пособие/Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. — 654 с. — (Высшее образование). 2. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.3. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты.-М., 1996.

  10. Статус – это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.
    Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.
    Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.
    Таким образом, статус — позиция индивида в социальной структуре общества, которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.
    Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.
    Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.
    Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.
    Достигаемый статус – социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.
    Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.
    Статусный образ, или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.
    Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).
    В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.
    Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных социальных групп, он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.

  11. Соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерной для данной системы
    Каждый социальный статус – это оценка, добиваясь которой, субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль
    Общество считается тем демократичнее и цивилизованнее, чем более в них распространены достигаемые статусы и чем большую роль они играют в общественной жизни
    Социальный и личный статус могут не совпадать
    Главный статусНаиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие
    Социальный статусПоложение человек, которое он автоматически занимает, как представитель большой соц. группы
    Личный статусПоложение, которое человек занимает в малой группе или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по индивидуальному признаку
    Статусный наборСовокупность всех статусов данного индивида
    Достигаемый статусСтатус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, собственному выбору, либо благодаря удаче и везению
    Приписываемый статусСтатус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *