Сочинение на тему социология социальная психология

8 вариантов

  1. Татьяна Хомягина
    Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании»
    Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной психологии, ведь психолог работает с личностью? Для ответа на этот вопрос, я проанализировала категориальный аппарат социальной психологии и сопоставила с собственным опытом в работе – в сфере дошкольного образования.
    Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь с помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.
    Именно этот факт указывает на особенность и необходимость изучения социальной психологии будущим психологам.
    Сегодня практикующий психолог все больше получает запросов из области образовательного процесса, различных сфер воспитания, системы массовой информации, различных факторов воздействия социума на личность.
    Социальная психология занимается изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
    Очевидно, что во всех процессах деятельности психолога в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Социальная психология – это наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.
    Исходя из личного опыта, я могу отметить, что психолог в образовании строит свою деятельность в контингенте людей, группе, той же самой общности. Вся деятельность сосредоточена на воспитании личности, здорового общества. Руководствуясь полученными знаниями в процессе изучения социальной психологии, он сможет реализовать свой профессиональный потенциал, самовыразиться и эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.
    Для чего же психологу нужна социальная психология и какова ее роль в профессиональном становлении и личностном развитии? Именно сейчас я хочу попытаться объяснить необходимость социальной психологии и определить для себя ее значимую роль.
    Известно, что в последние годы повсеместно на смену эйфории, связанной с радужными надеждами на научно-технический прогресс и господствовавший в мире многие десятилетия, пришло реалистическое видение тех воздействий, которые научно-технический прогресс оказывает на жизнь человека и всего общества.
    Социальная психология получила широкое развитие в обществе, в таких отраслях общественной жизни, как промышленное производство (с попытками создания здесь социально- психологической службы, деятельность СМИ, школа (с утверждением должности «школьного психолога», выполняющего преимущественно социально- психологическую работу). Судьба этой области социальной психологии в дальнейшем значительно изменяется, отчасти в связи с дальнейшей специализацией и отпочкованием, так называемой практической социальной психологии (экспертиза, консультирование, тренинг).
    Психолог, работающий в образовании должен знать специфику и особенность группы, детского коллектива, лишь учитывая происходящие межличностные конфликты, внутригрупповые отношения сможет правильно построить программу для активной деятельности. Знания получение при изучении социальной психологии будут способствовать формированию положительных и активных качеств, для психолога.
    Не случайно в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба. Как и во многих других странах, основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Однако среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально- психологических проблем.
    В области психологического просвещения учителей и родителей психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие.
    Изучение основ социальной психологии поможет психологу продуктивно построить свою деятельность. Зная особенности коллектива и учитывая многоконфликтность в кадровом составе современного образования, психологу не трудно будет избежать конфликтных ситуаций.
    Социальная психология, как наука учит способам коммуникации в социуме, для профессионального становления психолога, общение – один из факторов, от которого зависит степень профессионализма и личностного роста.
    Несомненно, самые ярко – выраженные индивидуальности, попадая в педагогический коллектив, несколько изменяют свое поведение и психологию. Все слышали выражение: стадное чувство. Чаще всего, оно применяется в негативном ключе. Но, как ни прискорбно, ему подвержены практически все. Кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Противостоять толпе или коллективу, кому как больше нравится, сложно, а в большинстве случаев – невозможно.
    Применение знаний, полученных при изучении социальной психологии необходимо психологу для составления коррекционных и реабилитационных программ. Я считаю, что основная задача психолога – помочь потенциальному клиенту, в нашем случае участнику образовательного процесса вникнуть в социальную жизнь и реализовать свои возможности, а также потребности.
    Психолог в образовании работает не только с детьми, но и со всеми субъектами педагогического процесса. Основная деятельность работы психолога с педагогическим коллективом заключается в формировании положительной атмосферы, гармоничных взаимоотношений. Ведь от климата в коллективе зависит продуктивность воспитательного и образовательного процесса. Зная особенности и способы работы в коллективе, психолог сможет применить полученные знания для плодотворной работы.
    Каждый психолог должен заниматься самообразованием, если посмотреть на изучение социальной психологии в этой рамке, то мне кажется, успешность в профессиональной жизни психологу гарантирована. Не останавливаясь на полученных уже знаниях, психолог занимаясь самообразованием сможет активно вникать в социальную жизнь, что поможет ему в личностном и профессиональном росте.
    Хорошая работа психолога может, как помочь продвижению новых идей, так и на корню их загубить. Другое дело, пойдет ли это на пользу обществу или приведет его к полному краху. Тот, кто сможет управлять общностями людей, тот и будет владеть миром. Но это глобальные проблемы. А в обычной жизни, знание психологии коллектива и определение понятия социальная психология групп – прекрасное подспорье для руководителя любого ранга. Ведь для того, чтобы коллектив хорошо функционировал, поощрения и наказания играют большую роль, но не единственную. Человека можно мотивировать многими способами. Причем, они сильно различаются, когда речь идет об индивидуумах и группах.
    Круг обязанностей психолога в образовании — консультирование, оказание помощи группам и их лидерам, участие в помощи нуждающимся. Для полноценного профессионального становления необходимо проводить мероприятия, работать с группами, общностями. Необходимо убрать личные барьеры, научится активной коммуникации.
    Спустя несколько лет активной деятельности, у психолога сформируются такие навыки, которые будут способствовать только личностному развитию. Социальная психология учит будущего профессионала, что, если столкнуться с какой – нибудь профессиональной или личностной проблемой, то необходимо начинать с себя, нужно начать с того, чтобы вести себя по-другому.
    Таким образом, российское современное общество проходит полосу глубоких перемен. Страна переживает переходный период, образование с каждым днем приобретает новый вид, происходят глобальные изменение и реформы. А для переходных состояний характерно наличие элементов старого (прежних учреждений, законов, традиций, привычек и т. д.) и элементов нового (зарождающихся новых организаций, правовых норм, отношений и т. д.). Меняется современное общество, меняется и человек. Поэтому психолог должен выступать в роли наставника, советчика, дабы не дать человеку, маленькой личности потерять себя среди толпы. Социальная психология исследует личность в группе, где она занимает роли лидера или аутсайдера, где проявляются типичные для данной группы ценности, формы поведения, соответствующие или не соответствующие социальным нормам в жизни современного общества. Психологу для профессионального становления и личностного развития необходимо владеть знаниями в области социальной психологии. Во – первых, зная происходящие механизмы в коллективе психолог сможет предотвратить негативные ситуации. Во – вторых, основная цель психолога в образовании – развитие всесторонне – развитой личности. То есть психолог должен научить ребенка взаимодействовать с социумом, снять внутри – личностные зажимы.
    Поэтому роль социальной психологии уже на первом этапе изучения рассчитана на то, чтобы дать систематическое изложение социальной психологии, показать значение социальной психологии для понимания и решения конкретных проблем развития общества, обогатить молодого специалиста знанием основных закономерностей личностного самовоспитания.
    Подводя итог работы хочу отметить, что каждый профессиональный педагог должен заниматься самообразованием и расширять кругозор. Изучение социальной психологии – необходимое условие для психолога, работающего в коллективе и с коллективом. Психолог должен владеть основным понятийным аппаратом социальной психологии для успешной и продуктивной деятельности. Эти знания должны быть базой для становления психолога как профессионала.

  2. «Создает человека природа, но
    развивает и образует его общество».
    (В.Г. Белинский)

    Каждый человек в широком смысле это «дитя природы». Согласно биологическим,
    закономерностям, человек обособился и развился из животного мира. Поэтому
    животные инстинкты вполне объяснимы в человеческой сущности, они имеют
    естественное происхождение. Однако человек ничем бы не отличался от животного,
    если бы эти инстинкты, дарованные природой, составляли бы его глубинную
    первооснову и определяли все его существование.
    Определяющее воздействие на складывание человека оказывает общество. Под
    обществом в данном случае мы понимаем обособившуюся от природы (совокупности
    естественных условий существования человека) часть мира. Утвердившиеся
    моральные нормы и правила поведения, культурные достижения, политико-правовые
    особенности, социально-экономические отношения – всё это разнообразные
    составляющие общества в целом.
    Только в обществе человек приобретает личностные характеристики (то есть такие
    социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или
    иного общества). Таким образом, на мой взгляд, В.Г. Белинский глубоко был прав,
    отмечая, что биологически человека создаёт природа; но сущностные
    характеристики человеческая личность приобретает и развивает в обществе, во
    взаимодействии с другими личностями, вступая с ними в разнообразные отношения.
    С другой стороны, представляется, что в данном высказывании В.Г. Белинского два
    этих понятия – «общество» и «природа» – выступают как диаметральные
    противоположности. Мне не представляется это правильным. Человек, общество и
    природа очень тесно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Известно, что, с одной
    стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают
    значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя его
    темп и, в конечном счете определяют ментальность народа (как совокупность
    общественных ценностей, установок, готовности действовать или мыслить
    определенным образом). С другой стороны, и общество влияет на естественную
    среду обитания человека. В последнее время чаще всего отмечают негативное
    воздействие человеческого общества на экологическую обстановку.
    Таким образом, завершая наш небольшой анализ, отметим, что
    природа и общество являются двумя основными составляющими, тесно
    взаимосвязанными, взаимодействующими, которые определяют
    особенности складывания и формирования человека как личности. Причем
    второй компонент (общество) в настоящее время оказывает непосредственное
    и наиболее сильное влияние; а воздействие природы в современном мире
    во многом опосредовано.
    «Вам не удастся никогда создать
    мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)

    Я
    думаю, что автор хотел указать значение игровой деятельности в жизни человека,
    отметить, что игра в жизни человека занимает важное место. В процессе игровой
    деятельности человек может овладеть новыми знаниями. И я с этим совершенно
    согласна.
    Мудрецами не рождаются, мудрецами становятся в ходе активной деятельности.
    Известно, что деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия
    с окружающим миром. Любой из нас – и мудрец, и шалун — в процессе деятельности
    познает мир, создает необходимые для собственного существования условия,
    духовные продукты, а также формирует самого себя (свою волю, характер,
    способности). Таким образом, шалун через характерную для него активную
    деятельность познает мир и делает соответствующие выводы для себя. Шалит,
    значит, играет.
    Мне понравились слова немецкого поэта и философа Ф. Шиллера: «Человек играет
    только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне
    человеком лишь тогда, когда играет». Действительно, игры сопровождают человека,
    на протяжении всей истории развития человеческого общества. Играя, маленький
    мальчик разбил стекло, теперь он знает, что стекло хрупкое. В ходе игровой
    деятельности ребенок не только познает мир, но и учится трудовым навыкам. Так
    моя сестренка очень любит плескаться в тазике и стирать белье вместе с мамой и
    позже ей это поможет в жизни. В ходе игры человек учится общаться. Так, играя в
    «дочки – матери», дети усваивают социальные роли матери и ребенка. И главное —
    в игре всегда присутствует творчество как создание чего-то нового (ведь скучно
    повторять дважды одну игру), а творческая деятельность есть высшее проявление
    человеческой сущности.
    Таким образом, я считаю, нельзя наказывать за игры ребенка, а надо поддерживать
    детей, трудиться вместе с ними, играть вместе, познавать окружающее и тогда они
    станут мудрецами.

  3. К философскому разделу также относятся темы, затрагивающие взаимосвязь человека и общества с природой, проблемы экологического кризиса, кризиса потребительского отношения человека к окружающей среде. Примером этой темы является высказывание Ф. М. Достоевского: «…Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры». Экологическая проблематика максимально актуальна для современного человека и его миропонимания. Раскрывая эту тему, можно выходить на понятие «коэволюции» общества и природы, сформулированное известным российским учёным Н. Моисеевым.
    Актуальным представляется включение в содержательный контент тем афоризмов, высказываний, обращённых к специфике современного общества, его инновационной сущности, динамизму. В качестве примера приведём высказывание Стива Джобса, основателя и руководителя компании Apple: «Инновация сегодня рождает лидера».
    Философский раздел включает в себя тематику философской антропологии, философского осмысления сущности и предназначения человека, соотношения человека и мира, в котором он живёт, понимания смысла человеческого бытия. В качестве примера приведём афоризм русского религиозного философа П. Флоренского: «Человек в мире, но человек так же сложен, как мир. Мир – в человеке, но и мир так же сложен, как и человек». Тема представляется чрезвычайно сложной для написания, так как потребует от выпускника сложных и абстрактных философских размышлений о природе человека, об отражении в человеке мироздания, о соотношении мира – космоса с микрокосмосом, человеком. Думается, что выбор подобной темы можно рекомендовать только хорошо подготовленным по философской проблематике выпускникам, умеющим и любящим рассуждать.
    Важной проблемой философской антропологии является вопрос о взаимосвязи человека с обществом, другими людьми. Приведём в качестве примера высказывание немецкого философа XIX века И. Фихте: «Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живёт изолированно». Раскрывая тему, вводим понятие личности как совокупности социально акцентированных качеств человека, доказываем органичность связи человека с обществом, его развитии в контактах и в общении с людьми. В сочинении можно применить логический приём «от противного», то есть смоделировать ситуацию развития человека вне контактов с людьми, изолированно, например, показать на примере семьи Лыковых, отшельников, обнаруженных в алтайской тайге. Помимо этого, можно приводить примеры о том, что у многих народов в качестве самого тяжкого наказания предусматривалось изгнание человека из родного города, села, семьи, лишение его привычного круга взаимодействия и общения.
    Также к проблематике философской антропологии можно отнести высказывание австрийского врача и мыслителя З. Фрейда: «Работа как ничто другое в жизни связывает индивида с реальностью. В своей работе он по меньшей мере надёжно привязан к части реальности, к человеческому обществу». Важно раскрыть при выборе этой темы роль труда в формировании человеческой личности, показать взаимосвязь и взаимозависимость, взаимообусловленность человека и общества.
    Максимально сложны для раскрытия на экзамене темы сочинений, затрагивающие гносеологические проблемы, проблемы истины, познаваемости мира, постижения человеком самого себя. Проиллюстрируем данную категорию тем следующими примерами: «Трудно понять, каким другим путём можно прийти к истине и овладеть ею, если не копать и не разыскивать её, как золото и скрытый клад» (Д. Локк); «Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины» (Л. Н. Толстой); «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок» (Т. Гексли); «Лишь в людях себя познать способен человек» (И. Гёте). Выбор подобной проблематики потребует от выпускника раскрытия понятия «познание», специфики процесса познания, сложности путей познавательной деятельности, понятия «истина», её свойств и критериев. Последняя из приведённых тем предполагает выход на проблему самопознания, особенностей познания человеком самого себя через призму отношений к нему и понимания его другими людьми.
    Кроме того, в философский блок тем включены также вопросы, связанные с философией культуры. Этот диапазон тем достаточно широк. Темы, связанные с феноменом духовности, места и роли духовной культуры в жизни общества и человека. Включаются темы, связанные с осмыслением роли культуры в социализации человека, с формированием творческой, креативной сущности духовной личности. Раскрытие места и роли каждой из форм духовной культуры – науки, искусства, религии, морали, образования – в развитии общества – весьма вероятная тематика для сочинения. Приведём в качестве примеров ряд тем.
    Так, регулярно присутствуют в содержательном контенте тем высказывания, связанные с образованием, школой. Высказывание английского предпринимателя и мецената Дж. Пибоди – «Образование – это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему» – затрагивает проблему места и роли образования в обеспечении преемственности развития общества. Раскрывая тему, необходимо сформулировать понятие «образование», раскрыть его функции как с точки зрения личности, так и с точки зрения общества. Предлагаем в этой теме обратить внимание на специфику современного образования, когда представители старшего поколения, учителя уже не могут в чистом и готовом виде предлагать ученикам, младшему поколению завершённые знания. Мультиинформационная среда, генерирование и быстрое устаревание информации предполагают акцент на освоении не столько багажа знаний, сколько познавательных и практических умений, способов деятельности, определённых ценностных ориентиров, компетентностей.
    Поскольку современная цивилизация немыслима без научных прорывов, фундаментальных открытий, восприятия человеком мира в парадигме научных знаний, регулярно встречаются темы, посвящённые специфике и значению науки в развитии общества. В качестве примеров приведём высказывание известного учёного, одного из основателей позитивизма в философии, Г. Спенсера: «Наука – это организованное знание». Или высказывание учёного-физика А. Эйнштейна, основателя теории относительности: «Наука – это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствие с некоторой единой системой мышления». При раскрытии темы обращаем внимание на систематизацию, логическую стройность, последовательность научных выводов и концепций, формирование научных знаний в целостные школы, направления. Помимо раскрытия понятий «наука», «научное познание», обстоятельно расписываем признаки научного знания, отличие научных знаний от иных, ненаучных знаний (обыденных, эстетических, религиозных). Полагаем необходимым проиллюстрировать тему примерами из истории науки, развития научного знания, вклада учёных в формирование целостной картины мира. Допустим, привести информацию о создании учёными теории света (волновая – корпускулярная – квантовая).
    Заслуживают нашего внимания темы, связанные с искусством, художественной культурой. Они позволяют выйти на межпредметные связи, аналогии, привлечь материал, приобретённый на уроках литературы, мировой художественной культуры, посещения музеев, выставок, экспозиций. В качестве примера приведём высказывание немецкого философа Г. Гегеля: «Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде». При раскрытии темы делаем акцент на связи произведений искусства с жизнью, историческими событиями, социальными явлениями, нашедшими в них своё образное отражение. В теоретическом разделе сочинения раскрываем понятие «искусство», формулируем его основные признаки. В качестве примеров можно привести творчество художников эпохи Возрождения, органично отразивших гуманистическую идеологию раннего Нового времени в Европе, а также творческую деятельность художников-передвижников, композиторов, объединённых в «Могучую кучку». Весьма интересным было бы приведение произведений, отражающих эстетику постмодернизма и созвучных ритму, сложности, динамике современной цивилизации.
    Приведём в качестве примера ещё одно высказывание Г. Гегеля: «Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам». В этой теме, напротив, делаем акцент на универсальном, общечеловеческом содержании великих творений искусства, отражении в художественном творчестве сущностных, вечных для человека нравственных идеалов, поисков, проблем. Интересным представляется раскрытие в этой теме фундаментального понятия «гуманизм», «гуманистические ценности», следует подчеркнуть извечную актуальность поисков гармонии человека с природой, с окружающими его людьми. В качестве примеров следует обратиться к произведениям античной культуры, культуры эпохи Возрождения, русскому духовному Ренессансу, представленному творчеством Феофана Грека, Андрея Рублёва, мастера Дионисия.
    Проблема гуманизма, нравственных ценностей является ключевой при раскрытии тем, посвящённых роли и значению морали как феномена духовной культуры общества. Эта проблема, в частности, отражена в высказывании учёного и гуманиста XX века А. Швейцера: «Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизни растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются». При написании сочинения по данной теме приводим широкое толкование понятия нравственности и гуманизма, подчёркиваем специфику швейцеровского «благоговения перед жизнью», обращаем внимание на неразрывность гуманистического нравственного отношения к человеку, людям и экологического мировоззрения, бережного отношения к природе, признания гармоничного развития человека в единстве с природной средой. Приводя конкретные примеры к этой теме, можно рассказать о деятельности гуманитарных и экологических волонтёрских организаций и фондов, помощи животным, оказавшимся на грани уничтожения, помощи животным, оказавшимся на улице, без заботы хозяев и т. д. Важно при этом подчеркнуть деятельную, позитивную сущность моральных принципов, моральной жизни и активности.
    Завершают философский раздел темы, затрагивающие специфику и особенность религии как формы духовной культуры и способа познания человеком окружающего мира и самого себя. Проблематика, связанная с осмыслением места и роли религии, религиозной веры в человеческой жизни представляется максимально сложной, требующей от выпускника высокого уровня обществоведческой подготовки. Приведём несколько тем, в которых отражается религиозная тематика. Во-первых, высказывание немецкого поэта и драматурга Ф. Шиллера: «В лице своих богов человек рисует свой собственный портрет». В контексте представленной темы необходимо раскрыть сущность религии как особой, специфической формы общественного сознания, сформулировать причины возникновения религиозных верований, показать связь религиозных догматов и обрядов с уровнем, условиями социального бытия народов, созданных ими культур и цивилизаций. Также можно остановиться на существенных функциях религии в жизни человека, отражении его внутреннего духовного мира, нравственных поисков. В качестве примера, в частности, можно привести историческую обусловленность религиозных реформаций, рассказать о духовных исканиях современного человека, рождении новых религий. Аналогично раскрывается тема, заданная высказыванием французского писателя Анатоля Франса: «Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет почвы, на которой они живут». Контекст данной темы немыслим без приведения примеров из истории, рассказывающих о возникновении различных религий. К примеру, можно охарактеризовать специфику и особенности язычества древних славян, затронуть проблему двоеверия Руси, сочетания в её духовной традиции языческих и христианских основ.
    Более сложный контекст – религиозно-философский, он представлен высказыванием русского философа Павла Флоренского, богослова и историка религий: «Религия есть – или, по крайней мере, притязает быть – художницей спасения, и дело её – спасать. От чего же спасает нас религия? Она спасает нас от нас, – спасает наш внутренний мир от таящегося в нём хаоса». При раскрытии темы обращаем внимание на мировоззренческие, познавательные, аксиологические, компенсаторные аспекты религии. Показываем, как целостная религиозно-философская картина мира, порождённая человеческим сознанием, определяет его жизненный путь, нравственные ориентиры.
    Иной контекст затронут высказыванием американского мыслителя и политического деятеля Б. Франклина: «Без благословения небес может быть разрушено всё, что создано человеком, хотя бы в основе его благополучия лежали трудолюбие, бережливость, предусмотрительность и благоразумие». Франклин акцентирует наше внимание на том, что каждому человеку необходимо духовное, нравственное основание собственного бытия, деятельности, труда. Необходимо соизмерять содеянное с ценностями, идеалами, воплощёнными в идее Бога.
    Темы философского блока обладают как выраженными достоинствами, так и очевидными трудностями при выборе. Достоинство – в их безусловной широте, возможности раскрытия на предельно широком спектре понятий, теоретических положений. В этом же, по сути, и заложены трудности, поскольку философские темы сложнее раскрывать на конкретных примерах, положениях, ситуациях. Сложен и понятийный ряд философских тем. Большинство понятий, встречающихся в них, неоднозначны, имеют различные трактовки и интерпретации.
    Блок «Экономика»
    Второй блок тем охватывает проблемы экономического раздела курса «Обществознание». Их базовое отличие – конкретика, операционально-прикладной характер, оперирование с набором явлений, процессов, которые повседневно волнуют каждого человека, связаны с материальными аспектами его бытия.
    Начнём обзор ключевых тем по экономическому разделу с высказывания Л. Питера: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Проблематика темы лежит в поле наиболее общих, базовых вопросов экономической теории, понимания сущности экономики как сферы, области жизни общества, понимания ограниченности имеющихся в распоряжении людей экономических благ. Раскрывая тему, вводим понятие «экономический выбор» или «альтернативная стоимость», перечисляем основные факторы, определяющие выбор, приводим конкретные примеры ограниченных благ и их использования.
    К ключевым фундаментальным основам экономической деятельности относится разделение труда и хозяйственная специализация. Рассмотрим для примера высказывание классика экономической мысли А. Смита: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда».
    В рамках этой темы в первую очередь вводим само определение понятия «разделение труда». Приводим факторы, на которых основан выбор модели и типа хозяйственной деятельности. Нам необходимо в формате темы коснуться как принципа «абсолютного преимущества», так и «относительного» или «сравнительного преимущества» в качестве основ выбора хозяйственного профиля страны, региона, фирмы.
    К общетеоретическим вопросам также относится тема, выводящая на раскрытие взаимосвязи и взаимозависимости экономики с политикой. В качестве примера приведём высказывание А. Минченкова: « Экономика дружит с политикой лишь на выгодных условиях». Раскрывая тему, подчёркиваем, что экономике свойственен максимальный рационализм и прагматизм, в политике же могут в большей степени присутствовать эмоциональные, конъюнктурные факторы, обусловленные борьбой за власть. И рациональность в политике несколько иная, чем в экономике. В этой связи иногда политические решения могут вызывать кризисные явления и процессы в экономике. И, напротив, гармонизация экономической рациональности и политического интереса всегда даёт положительный прирост.
    К общим экономическим проблемам можно отнести и высказывание известного либерального экономиста Ф. фон Хайека: «Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели». На наш взгляд, в этой теме также необходимо сосредоточиться на проблеме экономического выбора, зависимости принимаемых решений от специфики, целей и задач конкретных обществ, экономических и политических систем.
    Большинство экономических тем связано с пониманием сущности, специфики, отличия рыночной системы хозяйствования, особенностей функционирования рыночного механизма, основанного на балансировании спроса и предложения. Ключевые проблемы при раскрытии специфики рыночной экономики: рынок и экономическая свобода, рынок и конкуренция, ориентация производителя на рынке на потребительские предпочтения, рынок и доминирующая частная форма собственности и частный интерес.
    Приведём несколько типичных тем, затрагивающих эту проблематику:
    «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения» (А. Маршалл).
    «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция» (Л. Эрхард).
    «Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов» (Ф. фон Хайек).
    При написании сочинений по приведённым высказываниям приводим само понятие рыночной экономики, раскрываем её специфику, вводим понятия спроса, предложения, закона спроса и закона предложения, формирования рыночного равновесия.
    При раскрытии тем, затронутых в высказываниях Л. Эрхарда и Ф. фон Хайека, необходимо особо коснуться понятия рыночной конкуренции и её функций.
    Альтернативой рыночной экономике выступает экономическая модель государственного социализма – экономика плановая, командно-административная. Приведём для иллюстрации фразу У. Черчилля: «Если вы разрушаете свободный рынок, вы создаёте чёрный рынок. Там, где существуют десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону». Безусловно, Черчилль является последовательным противником и критиком плановой системы хозяйствования. Характеризуя плановую экономику, на наш взгляд, необходимо затронуть объективные причины возникновения подобной модели хозяйствования, показать причины экономической неэффективности планового огосударствленного хозяйства.
    Значимое место в структуре тем сочинений по экономическому разделу обществознания отводится микроэкономическим проблемам: месту и роли фирмы в рыночной экономике, принципам управления фирмой, в принятии хозяйственных решений. Здесь необходимо обратиться к характеристике основных моделей и принципов маркетинга и менеджмента, обратить внимание на специфику эффективного управления персоналом в современной компании. К примеру, при составлении сочинения по высказыванию известных специалистов по теории управления фирмой Т. Питерса и Р. Уотермена «Пока вы не поняли потребителя, вы не сможете понять существа деятельности вашего предприятия», обращаем внимание на ведущую роль потребителя в принятии хозяйственных решений. Фирме для её успешного функционирования необходимо изучать не только текущее состояние рынка, текущие тенденции развития потребительского спроса, но и перспективы его изменения. Только максимально точное понимание потребностей позволит выстроить эффективную стратегию бизнеса, позволит фирме правильно позиционировать себя на рынке.
    К приведённой теме примыкают и следующие высказывания:
    «Меняются рынки, меняются вкусы. Поэтому и компании и предприниматели в рыночной конкуренции должны меняться тоже» (Э. Вэнг).
    «Не работодатель выдаёт зарплату, работодатель только распределяет деньги. Зарплату выдаёт клиент» (Г. Форд).
    «Маркетинг состоит в том, чтобы рассказать людям (или распространить среди людей) историю о ваших преимуществах, причём так, чтобы эти люди могли оценить такие преимущества» (С. Годин).
    «Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее» (С. Батлер).
    «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворить потребности тех, кого они вовсе не знают» (Ф. фон Хайек).
    Теоретические аргументы, понятийный ряд, проблемные положения связаны с ориентацией фирмы на спрос. Можно учесть лишь некоторые специфические акценты. Например, в сочинении по высказыванию Э. Вэнга обратить внимание на динамичность ситуации на рынке, на различные факторы, влияющие на её изменение. Выбрав высказывание Г. Форда, основателя крупнейшей автомобильной фирмы США, в примерах следует обратиться к опыту конкретных фирм, развития конкретных бизнесов, как успешных, так и не слишком. Причины неудач компаний или даже банкротств некоторых из них обусловлены в первую очередь просчётами в анализе состояния рынка, выявлении клиентских предпочтений.
    Среди тем, часто встречающихся в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию, регулярно встречаются высказывания о месте, роли и значении банковской системы, кредитных отношений в экономической жизни. Приведём в качестве примера высказывание Г. Форда: «Удачливый банкир в среднем менее умён и дальнозорок, чем удачливый предприниматель, и всё-таки банкир практически господствует в обществе над предпринимателем посредством господства над кредитом».
    Раскрывая тему, нам необходимо привести понятие банка как особого института финансовой системы, раскрыть его основные функции. Прежде всего, останавливаемся на функции кредитования, предоставления свободных средств предприятиям в качестве основного источника финансирования бизнеса. В этой связи необходимо затронуть механизм установления учётной ставки банковского процента – основного инструмента, влияющего на стоимость заёмных денег для развития бизнеса.
    Особо выделим высказывание К. Гепперта и К. Пата: «Центральный банк – это банк, при помощи которого государство вмешивается в дела частных банков и который, в отличие от них, может сам печатать нужные ему деньги». Раскрытие этой темы потребует от нас хорошего знания положения центрального банка в финансовой системе страны. Нам необходимо раскрыть особенности ЦБ, показать многообразие его функций как «банка банков», ключевого, координирующего элемента банковской системы, партнёра и оператора экономической деятельности правительства, как эмиссионного центра, центра формирования финансовой политики, антиинфляционной деятельности.
    Некоторые темы затрагивают проблемы значения, роли государства в современной рыночной экономической системе. В частности, приведём высказывание одного из крупнейших либеральных экономистов М. Фридмана: «Роль правительства в свободном обществе – делать то, что рынок не может делать для себя сам, а именно определять, устанавливать и поддерживать правила игры».
    Базовым понятием в этой теме для нас станет понятие «несовершенства рынка», то есть тех ситуаций, случаев, в которых рыночные механизмы уже не в состоянии отрегулировать в полном объёме экономическую деятельность, обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости, целостности и стабильности общества. Также приводим основные направления участия государства в экономической жизни современного общества, воздействия государства на макроэкономическую стабильность, борьбу с инфляцией, поддержку важнейших предприятий в условиях экономического кризиса, экономического спада. Важно участие государства в выстраивании системы социального партнёрства бизнеса с профсоюзами, выражающими интересы работников по найму, в регулировании обстановки на рынке труда, борьбе с безработицей и т. д.
    Фокусной темой является тема, касающаяся проблемы разработки и принятия государственного бюджета как основного финансового плана государства, включающего роспись его доходов и расходов. Примером может служить высказывание М. Станса «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». Раскрывая тему, необходимо коснуться принципов формирования бюджета, связи бюджета с ключевыми направлениями государственной политики, выстраивания в расходной части бюджета приоритетов государства.
    Следует расписать основные статьи доходов, формирующих бюджет, выделить и описать основные расходные статьи, пояснить такие понятия, как «дефицит бюджета», «профицит бюджета», «сбалансированный бюджет». В качестве примеров приводим конкретные примеры балансирования бюджета в современной России, других государствах мира.
    Реже встречаются в экзаменационных материалах темы, посвящённые проблемам торговли, обмена, принципам и логике их развития.
    Обратимся также к темам, которые связаны с особенностями управления современными компаниями, современными моделями менеджмента.
    Предложим несколько тем, затрагивающих данную проблему:
    «Каждый вечер 95 % всех активов моей компании разъезжаются на машинах по домам. Моя задача – создать такие условия труда, чтобы на следующее утро у всех этих людей возникло желание вернуться обратно. Креативность, которую они приносят в компанию, создаёт конкурентное преимущество» (Д. Гуднайт).
    «Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания» (М. Вебер).
    Выбирая данные темы, мы высказываемся об особенностях современных инновационных компаний, основанных на творческом потенциале, высоких профессиональных компетентностях работников, приоритетной роли и значении человеческого капитала. Прежде всего, современная экономика – это экономика знаний, информации, технологий, интеллекта. Современного работника в принципе невозможно ограничить функцией точного исполнительства приказов, инструкций и указаний начальника, руководителя. Вертикальные директивные модели управления сменяются системами горизонтальных связей, коопераций, взаимодействий. Широкое развитие в современном мире получило фрилансерство. Именно об этом и следует писать в контексте приведённых тем.
    Коснёмся ещё нескольких тем, проблем, встречающихся в разделе «Экономика». Так, вполне нам могут попасться темы, связанные с ролью, сущностью, функциями денег в экономической жизни общества. Темы, в которых необходимо сформулировать понятие денег, раскрыть и пояснить функции денег в экономике. Приведём в качестве примера высказывание К. Маркса: «Богатство деньгами есть не что иное, как богатство продуктами, превращёнными в деньги».
    Важной и актуальной темой является проблема инфляции, инфляционных процессов и ожиданий в современной экономике. Инфляционные процессы характерны и для российской экономики, и каждый из нас ежедневно сталкивается с её проявлениями и последствиями: ростом цен, снижением реальных доходов и заработных плат граждан и т. д.
    Приведём типичную тему по проблеме инфляции – высказывание М. Фридмана: «Инфляция – единственная форма наказания без законного основания». Тема достаточно ясная и прозрачная с точки зрения её раскрытия. Вводим само понятие «инфляции», раскрываем основные причины и факторы её возникновения, опасности, которые инфляция несёт экономическим субъектам, участникам экономических отношений и деятельности. Важно в контексте данных тем предложить и пояснить набор конкретных мер, которые может предпринять правительство в целях борьбы с инфляцией.
    Завершая обзор тем, представленных в экономическом разделе, приведём темы, характеризующие специфику, роль и значение бизнеса, предпринимательской деятельности в хозяйственной жизни общества. Подобные темы весьма характерны для экзаменационных материалов. Их выбор можно вполне поддержать актуальностью, связью с конкретной экономической реальностью, с которой соприкасается каждый из нас, так как каждый из нас является потребителем благ, произведённых теми или иными предприятиями, бизнесами.
    Приведём темы, посвящённые предпринимательству, функциям и значениям предпринимательской деятельности, ответственности бизнеса перед обществом:
    «Если бизнес идёт хорошо, акции в конце концов последуют этому примеру» (У. Баффетт).
    «Бизнес без прибыли – такой же бизнес, как солёный огурец – конфета» (Ч. Ф. Аббот).
    «Бизнес – увлекательнейшая игра, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил» (Б. Гейтс).
    В данном случае начинаем теоретический раздел сочинения с определения предпринимательства, расписываем функции и основные принципы предпринимательской деятельности, пишем о социальной ответственности современного бизнеса перед обществом.
    В качестве примеров к темам, связанным с предпринимательством, развитием конкурентного бизнеса, можно привести пример из истории, где будет уместно рассказать о таких предпринимателях, как Генри Форд, основатель американского автомобильного производства в Детройте Ford Motor Company, Джон Рокфеллер, основатель одной из крупнейших нефтяных компаний Standard Oil. Иллюстрацией из современности вполне можно рассказать о деятельности самого Билла Гейтса, основателя компании Microsoft, Стива Джобса, основателя компании Apple и т. д.
    Блок «Социальная психология» и «Социология»
    Третий блок тем охватывает две области обществоведческого знания: «Социальная психология»и «Социология» . Надо отметить, что именно высказывания из этого блока наиболее часто выбираются выпускниками на едином государственном экзамене. И это не случайно, поскольку тематика наиболее близка и понятна старшеклассникам, связана с их личным социальным опытом, социальной практикой.
    Ключевой проблемой социальной психологии является формирование личности, обретение индивидом социально акцентированных качеств и свойств.
    Приведём ряд высказываний, в которых в качестве базового понятия фигурирует понятие «социализация»:
    «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский).
    «Личностью не родятся, личностью становятся» (А. Н. Леонтьев).
    «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. А. Гельвеций).

  4. 4
    Текст добавил: свободный ангел

    К-1: вы вы непра­виль­но рас­кры­ли смысл вы­ска­зы­ва­ния. Речь идёт о со­ци­аль­ной ро­ли, а вы ушли в во­про­сы са­мо­опре­де­ле­ния лич­но­сти, судь­бы че­ло­ве­ка. Я не об­ну­ли­ла Вам эс­се толь­ко по­то­му, что ис­хо­дя из при­ме­ров ста­но­вит­ся по­нят­но, что вы в це­лом по­ни­ма­е­те про­бле­му, но не смог­ли ее вы­ра­зить.
    К-2: ар­гу­мен­тов, со­от­вет­ству­ю­щих те­ме эс­се нет, вы при­ве­ли два опре­де­ле­ния (об­ще­ство, со­ци­аль­ная роль), но они ни­как не рас­кры­ва­ют­ся. Вам на­до бы­ло рас­суж­дать о при­чи­нах со­ци­аль­ных ро­лей, о ви­дах, за­ви­си­мо­сти ро­ли от со­ци­аль­но­го ста­ту­са и т.д.
    К-3: пер­вый при­мер сви­де­тель­ству­ет о несо­от­вет­ствии по­ве­де­ния Пет­ра II его со­ци­аль­но­му ста­ту­су и по­след­стви­ях это­го. Вто­рое рас­суж­де­ние о свя­щен­но­слу­жи­те­ле вер­ное, но это не при­мер. В при­ме­ре долж­на быть кон­кре­ти­ка: кон­крет­ный субъ­ект, дей­ствия, ре­зуль­тат, ло­ка­ли­за­ция во вре­ме­ни, про­стран­стве и т.д.
    В це­лом будь­те вни­ма­тель­нее к рас­кры­тию смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния. В дан­ной ци­та­те он на по­верх­но­сти, уди­ви­тель­но, что вы ушли в сто­ро­ну в сво­их рас­суж­де­ни­ях.

  5. Макро социологические теории сосредоточены на изучении структурных преобразований, на непрерывном процессе развития общества, используя при этом исторические данные. К рассмотрению общественных трансформаций в историческом контексте социологи обращались неоднократно. Первая попытка совместить социальную психологию и социологию принадлежит классикам социологии – К.Марксу, М.Веберу, Ф.Тьоннису и др . Как отмечает Ч.Тилли:
    “социология XIX века состояла из исторического и психологичного критицизма – попыток найти лучшее решение дилемм времени и общего направления развития человечества путем постановки настоящего в рамки длительных масштабных социальных процессов”.
    Подавляющее большинство социологов исследовали проблемы социального развития именно на макрообьективному уровне. Например, Маркс изучал цивилизацию как исторический синтез многих веков, который начался еще в первобытности, а закончится тогда, когда человечество достигнет коммунизма.
    Но не все ученые сосредоточены на исследовании только макро объектов. Были и такие, которые пытались исправить моноспрямованисть социологии в изучении социальной реальности. Сначала это был деятельностный подход в понимающей социологии Вебера, который ввел в социологию действующего индивида и довел его важность и необходимость для социологии. В своих теоретических взглядах, он объяснял действия людей с учетом их мотивы, смыслы и ориентацию на другого индивида. Впоследствии на пересечении микро- макроподходы в социологии появились синтетические теории. Наиболее ярким представителем такого синтетического подхода в исторической социологии является Н.Елиас.

    Теоретическая деятельность и методология в работах известных психологов и социологов

    В своей теоретической деятельности Элиас выделил две основные линии исследования – психогенезис и социогенезис. В первом случае речь идет об изменениях в структуре личности, во втором – об изменениях в социальных структурах. Для ученого развитие психогенетического и социогенетичного (развитие индивида и социальных структур) является взаимообусловленными вещами. На примере поведения ребенка Элиас доказывает, что ему дается цивилизационные навыки в сокращенной временной форме, тогда как человечество производило их в течение веков. Сначала она их усваивает под руководством взрослых людей, а потом без контроля со стороны других; она выполняет большинство правил уже автоматически.
    “Социальный стандарт, к которому индивид приспосабливается сначала извне, под внешним принуждением, наконец восстанавливается в нем более или менее беспрепятственно благодаря внутреннему принуждению, который срабатывает до определенного момента даже тогда, когда индивид сознательно этого и не желает.”
    Внимание немецкого исследователя привлекли не ситуативные изменения в психике индивиды, а те изменения, которые имеют долгосрочный характер, то есть формируются и передаются на протяжении поколений. На формирование такой точки зрения, влияние друг Элиаса – К.Мангейм. Последний писал:
    “Даже постепенные видоизменения в способах мышление не осознаются членами группы, которые находятся в стабильной ситуации, до тех пор, пока процесс адаптации мышления к новым проблемам происходит настолько медленно, что растягивается на несколько поколений. В таких случаях представители одного поколения в течение своей жизни почти не замечают перемен “.
    В психогенезе Элиаса изучаются аффективные состояния, которые присущи “оно”. В исследованиях Элиаса доказывается, что чем более цивилизованный человек, тем более подвластны ей эмоциональные состояния, тем сильнее она контролирует состояния аффекта. Под “цивилизованной” понимается тот индивид, который усваивает существующие социальные стандарты и нормы, существующие и поддерживаются социальной структурой и, частью которой он становится от рождения. Процесс передачи знаний, социализация индивида, “навязывание” ему социальной ответственности – это социогенезис. В этой области исследования описывается психологическая инстанция “Сверх-Я”.
    Социологические и социально психологические идеи Элиаса заключаются в изучении ним долгосрочного развития общества и изменения индивидов в нем, без ограничений короткими промежутками настоящего. Социология и общество, в понимании Элиаса, является непрерывным, бесконечным, пока ею занимаются объекты и субъекты, между которыми существуют социальные взаимосвязи и взаимозависимость. Такие взаимодействия создают все новые и новые связи, сеть взаимозависимостей. Социальная психология не всегда “идет вперед”, развитие не означает, что в истории не может быть возвратов в прошлое (яркий пример тому – мода). Элиас отмечает, что “особенность истории в ее возвратности и цикличности”. Для него общество является целостным, длительным процессом.
    Норберт Элиас, в отличие от другихпсихологов и социологов, рассматривал индивида и общество как равноправных по важности, для этого он использовал понятие “фигурация”. Элиас пишет:
    “То, что обозначается двумя разными понятиями” индивид “и” общество “- как это представлено в современном использовании, – есть не двумя порознь существующими объектами, а отличными, но нераздельны уровнями человеческого универсума”.

  6. 6
    Текст добавил: Анастасия Бесселовская

    15.09.09
    г.
    Церковникова
    Наталья Геннадьевна
    Социальная
    психология УМК Е.2009
    Внеаудиторная
    К/Р, темы на стр. 14, за 2 недели до окончания
    курса эссе 4-6 стр. темы:
    Современная
    социальная психология: сильные и слабые
    стороны.
    Пример как прием
    психологического воздействия.
    Групповые феномены,
    их роль в жизни личности.
    Психологические
    особенности толпы.
    Личность в
    социальном мире.
    Этическая сторона
    проблемы убеждения в социальной
    психологии.
    Суггестивное
    воздействие социальной среды.
    Восприятие и
    понимание лица противоположного пола.
    Специфика социального восприятия.
    Структура социальной
    установки.
    Коммуникативные
    барьеры.
    Основные феномены
    процесса межгруппового восприятия.
    Манипуляция
    личности.
    Вступление,
    краткий план, основная часть и заключение,
    литература (3-4 источника).
    Литература.
    Андреева Г.М.
    «Социальная психология».
    Кричевский Р.Л. и
    Дубовская Е.М. «Социальная психология
    малой группы» м.-2001г.
    Майерс Д. «Социальная
    психология» С.-П. 2002г.
    Шибутани «Социальная
    психология» Р.-Д. 1998г.
    Тема
    1: Предмет и методы социальной психологии.
    Социальная
    психология
    – это наука, изучающая
    закономерности поведения, деятельности
    и общения людей, обусловленные фактором
    их включения в социальные группы. А
    также психологические характеристики
    этих групп.
    Социальная
    психология на стыке м/у общей психологией
    и общей социологией. Начала развиваться
    в 50-60 гг. 20 века. Фундамент социальной
    психологии – философия. Существует
    интрадисциплинарный подход, согласно
    которому социальная психология существует
    на границе м/у социологией и психологией.
    Интердисциплинарный подход – социальная
    психология – это часть психологии. Это
    часть социологии.
    Функции:
    1) теоретико-познавательная– изучение общественно-психологических
    закономерностей и механизмов, их
    детерминант, раскрытие сущности
    общественно-психологических явлений
    и процессов, а также определение методов
    управления ими;
    2)
    мировоззренческая–способствует
    выработке определенного видения
    социально-психологической картины
    мира;
    3) регулятивная– способствует изучению воздействия
    общественно-психологических явлений
    на функционирование других феноменов;
    4) прогностическая– способствует раскрытию динамики
    соотношения и взаимосвязи м/у идеологией
    и общественной психологией в перспективе;
    5) аксиологическая – способствует
    определению реальных и мнимых
    социально-психологических ценностей.
    Отрасли
    социальной психологии:

    1) этнопсихология
    – психология национальных групп;
    2) психология
    религии;
    3) семейная
    психология;
    4) психология
    общения;
    5) психология
    социального взаимодействия;
    6) политическая
    психология;
    7) психология
    управления;
    8) конфликтология;
    9) психология
    криминальной субкультуры.
    Предмет– это психологические особенности
    людей, связанные с включенностью в
    определенные социальные группы, а также
    характеристики таких групп.
    Принципы:
    1) детерминизма
    опосредование или обуславливание
    к-либо явлений.
    2) принцип развития.
    3) принцип
    системности.

    Методы:

    1) количественные
    – соцопрос масс людей;
    2) качественный –
    глубинной интервью.
    3) наблюдение –
    дает возможность представить реальное
    поведение индивидов: открытое и скрытое.
    4) опрос: заочные
    опросы (письменное анкетирование) и
    очные (непосредственно идет работа).
    Вопросы д.б. корректно сформулированы,
    однозначно, д.б. отсутствовать отрицательная
    форма, мотивация участника опроса, д.б.
    вводная часть опроса, интрига развития
    проблемы и заключительная часть.
    5) эксперимент:
    лабораторные – подробное описание
    феномена, проводятся в специально
    определенном месте, естественный
    эксперимент – констатация, фиксация
    наличной ситуации.
    6) анализ документов
    – реконструкция особенности человека
    по продуктам его деятельности (дневник,
    его работы).
    Социальная группа и
    классификация социальных групп.

    Социальная группа
    – это общность людей, объединенных
    едиными целями, потребностями, совместной
    деятельностью и составляющая элемент
    социальной структуры общества.
    Классифицируются
    по размеру:
    1) большая группа
    – это крупное социальное объединение
    (социальные слои, нации, этнические
    группы и т.д.). Структурная сложность
    группы, несколько лидеров, управление
    группой носит пространственный характер,
    члены группы м. не знать друг друга,
    посредником установления контакта
    служат СМИ, существуют специфические
    регуляторы поведения членов – нравы,
    обычаи, религия, свой язык, жаргон.
    2) средняя социальная
    группа – коллектив Академии, коллектив
    курса. Территориальное единство членов
    группы, однородность членов, возможность
    непосредственного общения большинства
    членов группы, управляющий центр м.
    находиться как внутри группы, так и за
    её пределами.
    3) Малая группа –
    совокупность людей, совместно выполняющих
    определенную целенаправленную
    деятельность и имеющих непосредственные
    контакты в соответствии с характером
    решаемых задач. Наличие плотных
    межличностных связей м/учленами, наличие
    устойчивого лидера, основой формирования
    группы явл-ся межличностные отношения.
    30-40 человек – верхняя граница.
    Основные
    направления в современной социальной
    психологии.
    Взгляды на социализацию
    в психологии.

    Ученые
    Сущность социализации
    Стадии социализации
    Факторы
    Институты соц-ции
    Эрик Эриксон
    Социальное
    развитие, соц-я адаптация, расширение
    осознаваемого соц-го кругозора и
    радиуса соц-го взаимодействия
    1)От
    рождения до 1г.

    – базовое доверие или базовое недоверие.
    Сильная сторона личности – надежда.
    2)1-3года
    – автономия или стыд и сомнение.
    Сильная сторона – сила воли.
    3)3-6
    лет

    инициативность или вина. Сильная
    сторона – целеустремленность.
    4)6-12
    лет

    трудолюбие или неполноценность.Сильная
    сторона – компетентность.
    5)12-19
    лет

    эго-идентичность или ролевое смешение.
    Сильная сторона – верность.
    6)20-25
    лет

    интимность или изоляция. Сильная
    сторона – любовь.
    7)26-64
    лет

    продуктивность или инертность или
    застой. Сильная сторона – забота.
    8)65-до
    смерти

    – эго-интеграция или отчаяние. Сильная
    сторона – мудрость.
    *Исторические;
    *культурные; *социальные (кризисы,
    конфликты)
    Семья
    Ближайшее
    окружение
    Неформальное
    объединение.
    Зигмунд Фрейд
    Приспособление
    биологической сущности человека к
    соц-ым условиям.
    1)Оральнаяот
    рождения до 18 мес.

    – орально-оптимистичная личность или
    орально-агрессивная, орально-садистическая.
    2)Анальная
    1,5-3года.
    3)Фаллическая
    3-6
    лет
    –эдипов
    комплекс-любовь мальчика к матери,
    электро комплекс – любовь девочки к
    папе.
    4)Латентная-
    6-12 лет

    – учебные дела.
    5)Генитальная
    12-16 лет
    – интерес к противоположному полу.
    *Переживания
    раннего детства, а также влияние
    взрослых и либидо
    Семья.
    Жан Пиаже
    В
    формировании интеллекта, усвоение
    системы знаков.
    1)Сенсомоторная-
    до 2х лет

    – познание с помощью органов чувств.
    2)Предоперациональная
    2-6 лет
    3)Стадия
    конкретных операций

    6-11 лет

    конкретные познания.
    4)Стадия
    формальных операций

    11-13 лет
    – абстрактные понятия.
    *Ближайшее
    окружение
    *Социальные
    факторы
    *Культурные
    Семья
    Дошкольные
    учреждения
    Школа.
    Выученная
    беспомощность.

    Теория развития личности
    в группе.

    А.В.Петровский
    – автор данной теории.
    Стадии:
    Стадия адаптации– наблюдает за нормами и правилами,
    которые формируются в новой группе,
    адаптируется к условиям.
    Стадия
    индивидуализации
    – проявление самого
    себя.
    Стадия интеграции
    личности в группе
    – группа личность
    принимает, способствует его развитию,
    он считается полноправным членом
    группы.
    Эксперименты Филиппа
    Зимбардо.

    Заключенные
    и надзиратели. Поместили в камеру.
    Тюремный эксперимент – человек
    соответствует своей роли.
    29.09.09г.
    Социальная
    психология личности.
    Социализация
    личности
    – это двусторонний процесс,
    включающий в себя с одной стороны
    усвоение индивидом социального опыта,
    путем вхождения в социальную среду,
    систему социальных связей и с другой
    стороны, это процесс активного
    воспроизводства социальных связей
    индивида за счет его активной деятельности,
    активного включения в социальную среду.
    Факторы
    социализации:
    Макрофакторы– планета, мир, страна, общество, гос-во.
    Мезофакторы– этнокультурные условия, региональные
    условия, тип поселения, СМИ, политика,
    идеология, культура, наука.
    Микрофакторы– религиозные организации, семья,
    трудовой коллектив, группы сверстников,
    субкультура, институты воспитания.
    Институты
    социализации
    – это те конкретные
    группы, в которых личность приобщается
    к системам норм и которые выступают
    своеобразными трансляторами социального
    опыта. 1) Семья; 2) Дошкольное учреждение;
    3) Школа; 4) Институт; 5) Трудовые и учебные
    коллективы.
    Источники
    социализации: первый опыт раннего
    детства, при котором происходит
    формирование психических функций и
    элементарных форм общественного
    поведения, социальные институты.
    Типы проектов
    социализации в семье:
    Устойчивое
    наследование прародительской модели
    Усеченное
    воспроизводство прародительской модели
    Антимодель –
    отрицание прародительского проекта
    Современная
    социальная модель – ценности и социальные
    преставления поколения родителей
    Механизмы
    социализации:

    1)идентификация– отождествление индивида с некоторыми
    людьми или группами, позволяющими
    усваивать разнообразные нормы, отношения
    и формы поведения, которые свойственны
    окружающим.
    2)подражание –
    сознательное или бессознательное
    воспроизведение индивида модели
    поведения или опыта др. людей.
    3) внушение –
    процесс неосознанного воспроизведения
    индивидом внутреннего опыта, мыслей,
    чувств и психических состояний тех
    людей, с которыми он общается.
    4) фасилитация –
    это стимулирующая влияние поведения
    одних людей на деят-ть др., в результате
    которого их деят-ть протекает свободнее
    и интенсивнее.
    5) конформность –
    это внешнее согласие индивида с группой,
    подчинение любым её влияниям при
    внутреннем несогласии, социальное
    приспособленчество. Отрицательная
    связь комфорности–интеллект, способность
    б. лидером, социальная активность,
    ответственность. С. Аш. Комформизм
    базируется на следующих потребностях:
    1) потребность одобрения, когда групп
    одобряет тех, кто подчиняется, 2)
    потребность в безопасности – позволяет
    человеку соглашаться с мнением др.
    людей: а) сознательное свободное принятие
    групповых норм и ценностей, б) вынужденное
    принятие норм и ценностей под угрозой
    санкции, в) демонстрация антагонизмов
    по отношению к группе, г) свободная,
    осознанное отвержение группы, её
    ценностей с учетом последствий, вплоть
    до ухода из группы.
    Деструктивные
    варианты социализации: 1) ретардация –
    отставание в социализации – несвоевременное,
    с опозданием усвоение личностью тех
    позитивных норм, образцов поведения,
    которые предписываются обществом. 2)
    десоциализация – это процесс, когда на
    определенной стадии нормальной
    социализации происходит её некоторая
    деформация и в результате десоциализации
    происходит разрушение позитивных норм
    и ценностей в замен которых усваиваются
    новые антиобщественные нормы и ценности
    и образцы поведения. 3) ассоциализация
    – это антиобщественный хар-ер соединения
    с обществом. 4) ресоциализация – это
    процесс социального восстановления
    личности, усвоение ею повторно или
    впервые позитивных общественных норм
    и ценностей образцов поведения. 5)
    виктимизация – это процесс превращения
    человека в жертву социализации под
    воздействием её неблагоприятных
    обстоятельств. Два условия: социальное
    – внешнее воздействие, климатические
    изменения, загрязнения окружающей
    среды, знасительные стрессы и напряжения,
    катастрофы, низкий уровень жизни,
    безработица, слабая социальная поддержка
    со стороны гос-ва. Феноменологические
    условия – внутренние изменения в
    человеке, формируется определенные
    личные качества (агрессивность, упрямство,
    жестокость, инфантилизм, хамство,
    наглость, жестокость в поведении).
    06.10.09г.
    Социально-психологические
    закономерности общения.
    Понятие общения.
    Стороны общения.
    Невербальное общение.
    Деструктивные варианты
    общения.

    Общение
    – это сложный и многоплановый
    процесс установления и развития контактов
    м/улюдьми, порождаемый потребностями
    в совместной деятельности и включающий
    в себя обмен информацией, выработку
    единой системы взаимодействия, а также
    восприятие и понимание др. человека.
    Функции общения:
    Формирующая –
    формирует личность.
    Подтверждения –
    в ходе общения мы познаем, понимаем и
    утверждаем себя в собственных глазах.
    Организация и
    поддержание межличностных отношений.
    Внутри личностная.
    Типы общения:
    Императивный(авторитарный,
    директивный) – партнеры по общению не
    выступают равными.
    Манипулятивное
    общение – скрытое воздействие на др.
    человека.
    Диалогическое
    общение
    Стороны
    общения:

    Коммуникативная
    – обмен информацией и её понимание.
    Средства коммуникации – невербальное
    средство общения (мимика, жесты,
    пантомимика), паралингвистические
    средства (качество голоса, его тональность,
    диапазон, особенности произнесения
    речи и неречевых звуком), простраственно
    – временные средства общения (время
    взаимодействия и дистанция между
    партнерами общения).
    Интерактивная –
    взаимодействие партнеров, в котором
    различают такие его формы, как
    сотрудничество, противоборство,
    уклонение от взаимодействия.
    Перцептивная –
    восприятие одним партнерам по общению
    другого.
    Невербальное
    общение
    – это общение посредство
    неречевых знаковых систем (визуальная
    система, акустическая система, тактильная,
    ольфакторная).
    Психологические
    сигналы при вступлении в контакт:

    Проксемика –
    наука, изучающая расположение людей в
    пространстве.
    преподаватель
    нет
    Выгодная
    позиция
    Угол наклона тела
    д.б. острым, голова чуть подана вперед.
    Дистанция: публичная – 3.6 метра, социальная
    – 3,6 – 1,2 метров, личная – 1,2 метра – 45
    см, интимная – меньше 45 см.
    Позы в психологии
    – открытая, закрытая, симметричные и
    ассиметричные (лучше).
    Мимика – улыбка,
    живое выражение лица, естественно
    изменяющееся.
    Взгляд – 3-5 секунд.
    Частота контакта – смотреть на партнера
    1 раз в минуту. Частота моргания – 1раз
    в 3-5 секунд.
    Такестика –
    движение людей в пространстве,
    прикосновения в процессе общения. Не
    допускается – ритмические движения
    (щелканье ручкой), движения большой
    амплитуды, резкие движения, не
    ритуализированные прикосновения.
    Язык жестов
    Деструктивные
    варианты общения.

    Трудности
    в общении
    – это разнообразные и
    устойчивые нарушения общения,
    сопровождающиеся сложными переживаниями
    и чувством психологического дискомфорта.
    Трудности делятся на нарушение общения
    – двустороннее осложнение общения,
    обусловленное эгоизмом, подозрительностью,
    авторитарностью, неискренностью, и
    коммуникативные барьеры. Первичные
    трудности, которые зависят от природных
    свойств человека(агрессивность,
    повышенный уровень тревожности,
    ригидность). Вторичные трудности,
    психогенные причины, психологические
    травмы, социогенные причины, как следствие
    барьеров в общении (коммуникативные,
    смысловые барьеры – одно и то же слово
    имеет разный смысл для разных людей).
    Дефицитное общение
    – дефицит доверительных, близких
    отношений, приводящие к тяжелому чувству
    потери связи с людьми. Виды:
    одиночество– эпизодические, острые ощущения
    беспокойства и напряжения, связанные
    с устремлением иметь дружеские и интимные
    отношения;
    аутистичность– свойство личности, чрезмерный уход
    собственный мир, отказ от общения;
    отчужденность – охлаждение и разрыв с
    ближайшим окружением, выпадение из
    социальных связей, проявляется как
    бессилие перед повседневными проблемами,
    апатия;
    аномия
    состояние дезорганизации личности,
    возникающая в результате дезориентации,
    например, конфликта.
    Дефекты общения
    – это некие помехи, создаваемые человеком,
    обладающим определенными личностными
    свойствами, выражающееся в свернутости
    контактов и содержательной стороны
    общения, преднамеренном искажении
    истинных мотивов собеседника, а также
    снижение успешности общения и
    удовлетворенностью им. Акцентуации
    характер
    – выраженность сразу
    нескольких черт характера в
    человеке.Тревожность. Ригидность.Деструкции
    в общении м.б. осложнены ложью, обманом,
    агрессивным поведением, хамство,
    лицемерие, хитрость, мстительность,
    цинизм.

  7. 7
    Текст добавил: НаЦЕпила_КорОнУ_И_нЕ_ЕпёТ

    ?Учреждение образования
    «Белорусский государственный
    педагогический университет имени
    Максима Танка»
    Факультет психологии
    заочное отделение, 23 группа
    ИВАНОВА Елена ВладимировнаТема: «Социальная психология в моей жизни и работе»
    Эссе
    по курсу «Социальная психология»
    Минск 2012
    Эссе
    «Социальная психология в моей жизни и работе»
    Когда я поступилаучиться в наш ВУЗ, мне казалось, что все просто, что я смогу научиться каким-то единым принципам, по которым строится работа психолога в детском саду. Однако на деле все оказалось гораздо сложнее. У такойнауки, как психология, нет единой точки зрения, нет единого (основного) направления развития. По каждому вопросу существует множество точек зрения, начиная с таких основополагающих вещей, как, например: «Чтоявляется предметом психологии?». Поэтому возникла необходимость научиться относиться к полученной информации не как к истине в последней инстанции. Необходимо было учиться не только запоминать, но иразмышлять (чему, на мой взгляд, практически не учат в большинстве наших школ); воспитывать в себе критическое, анализирующее отношение ко всей поступающей информации: учиться выделять плюсы и минусы различныхподходов в психологии, учиться разделять главное и второстепенное.
    Было очень трудно адаптироваться к подобным требованиям, но думаю, что в большей или меньшей мере я с этим справилась.Практическая деятельность (в детском саду на первом и втором курсах) оказалась для меня очень полезной, сильно продвинула меня в плане моей будущей специальности, придала уверенности в своих силах. Особое влияние оказала наменя практика в ГУО Ясли-сад № 11 г.Минска, где моя деятельность не ограничивалась рамками проведения наблюдения за детьми, формальной работы с ними. Конечно, не обходилось и без каких-то недочетов,ошибок, неточностей с моей стороны. И одной из важных мыслей, которые зародились в этот период, стала следующая: «Ошибаться не страшно. Ты, как и всякий другой…

  8. ЭССЕ на тему
    Перспективы социальной психологии образования
    Студентка Гудалина Т.А.
    группа ППом – 1204
    На первый взгляд, перспективы развития социальной психологии образования определены изменениями в самой системе общего и профессионального образования и связаны с актуальностью субъектно-личностного подхода в образовании. Однако нельзя упускать из виду и такие направления как: профессиональное самоопределение молодежи на ступени начального, среднего, высшего профессионального образования; профессиональная социализация и развитие учителя как ресурс образовательного процесса; социальная психология молодежных групп; психологическая безопасность участников образовательного процесса и другие.
    Несмотря на то, что социальную психологию традиционно считают «психологией малых групп», не менее интересными являются проблемы личности в социальной психологии. Личность – единица (если можно так сказать) малой группы, вступающая в общение, в деятельность, взаимодействие с другой личностью.
    Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке. Это становится очевидным, если обратиться к одному из определений межличностного общения: это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
    Общение начинается с восприятия человека человеком. Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как неотъемлемая составляющая общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения. Понятие «социальная перцепция» включает в себя собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения; интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий; эмоциональную оценку; построение стратегии собственного поведения. субъектный личностный профессиональный педагог
    Взаимодействуя, человек демонстрирует свои характеристики и свойства, выступая и в роли объекта и в роли субъекта. Так дети, учащиеся и воспитанники, как субъекты межличностного восприятия и понимания легко оценивают учителя по его физическому и социальному облику, антропологическим, психофизическим особенностям; формируют собственное представление и модель поведения. Как в прочем и педагог, в свою очередь, выступая в роли субъекта, детерминирует процесс познания в силу своих личностных, психофизиологических, социальных, профессиональных особенностей. Это наглядно иллюстрирует, тот факт, что в основе взаимодействия – общения и деятельности, в том числе образовательной – лежат субъект-субъектные отношения, само межличностное познание и общение основано на личностно-ориентированном подходе.
    Логично предположить, что эффективность взаимодействия, в том числе в условиях педагогических систем, кроется в успешном овладении механизмами межличностного познания, влияющими на адекватность формирования представления о воспринимаемом человеке, механизмами обратной связи от объекта, и организации условий восприятия.
    Особо следует отметить, что характеристики человека как индивида, личности и индивидуальности ложатся в основу оценивания. Традиционная система обучения и воспитания построена на оценивании. Профессиональные навыки современного педагога должны позволять не только правильно интерпретировать поведение учащихся, их мотивы и стратегии, но и делать процесс педагогически управляемым.
    Таким образом, одной из перспективных проблем развития социальной психологии образования является исследование психологических особенностей субъекта, влияющих на глубину и объективность познания других людей (как некой особой профессиональной компетенции педагога).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *