Сочинение на тему сокровищница народной мудрости

13 вариантов

  1. Устное народное творчество представляет собой огромную культурно-литературную сокровищницу украинского языка. На мой взгляд, это ценное достояние, без которого был бы невозможным полноценное развитие и становление современной литературы. Если бы кто-то усомнился в самобытности украинской культуры (а такие люди есть), то лучшим аргументом была бы украинское народное творчество. Наши предки, создавая поговорки и пословицы, имели цель – описать все явления, которые с ними происходили и передать приобретенный опыт своим потомкам. Они жили в гармонии с природой. Провожая зиму и встречая весну, пели веснушки, устраивали праздник. Девушки собирались на выгоне за селом и танцами, пением привлекали внимание весны. Для маленьких деток матери пекли «жаворонков». Это было вроде бы олицетворением весеннего настроения. В древности люди были более верующими. В создании фольклора приняли участие и церковные мотивы. Например, важным праздником стало Рождество. Колядки, которые, ходя по домам, пела молодежь, упрочненной стали традицией. По селам еще и до сих пор считается правилом ежегодно на Рождество поздравлять друг друга колядками
    В те времена люди были менее образованными, потому что они не могли позволить себе покупать книги, ходить в театры – у них просто не было такой возможности. Устное народное творчество свидетельствует о потребности людей к самообразованию, к развитию духовности и культурного уровня. С целью интеллектуального развития были созданы загадки. Очень много в украинской народной творчества лирических песен. Наш народ можно назвать певучим по праву. К каждому празднику была своя песня. Песни были на разные темы: и о любви, и о работе, и казачьи песни, и песни обрядовые (на рождение ребенка, на погребение, на свадьбу). Без песен невозможно себе представить украинский фольклор
    Фольклор – это начальный этап становления украинской литературы, неотъемлемая ее часть. Когда я была маленькая, бабушка любила рассказывать мне народные сказки, которые ей когда-то рассказывала ее бабушка. Это так прекрасно, что между людьми существует связь, на которую не может влиять время! Конечно, что-то забывается, очень много уже потеряно. Но я считаю, что еще не поздно сделать попытку сохранить то, что осталось в народной памяти. Люди, которые собирают и записывают устное народное творчество, вносят огромный вклад в историю и литературу. В фольклоре отражено много исторических событий, их народное видение и отношение к ним. Если мы потеряем и забудем прошлое, то мы не будем иметь будущего
    Народный опыт, который накапливался столетиями, может помочь нам избежать некоторых проблем в будущем. Неужели наши предки из поколения в поколение зря передавали нам свой опыт? Неужели мы не сможем сохранить память до тех, кто в течение многих веков заботился о наше будущее и надеялся, что мы продолжим их традиции. Я считаю очень полезным существование современных кружков для детей и молодежи, где знакомят с народными традициями и учат их уважать. Если бы мы больше интересовались фольклором, расширяя наше мировоззрение, наша духовность была бы на более высоком уровне. Мне очень нравится украинская народная творчество. Я очень люблю вместе со своей бабушкой петь народные песни, слушать ее рассказы о былых временах. Мне кажется это очень интересным
    А вышитая рубашка и заплетенная коса, на мой взгляд, любую девушку делают красавицей. Заинтересованность людей устным народным творчеством, его мудростью и красотой способствует росту уровня национального самосознания, который, сейчас нам, к сожалению, очень не хватает
    Сохрани – » Фольклор – сокровищница народной мудрости . Появился готов произведение.

  2. Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
    Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…
    Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
    Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.
    Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: “Наступил на землю русскую, да оступился”, “С родной земли – умри, не сходи”, “За правое дело стой смело”.
    Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): “Белые ручки чужие труды любят”, “Не сметя силы, не поднимай на вилы”, “На чужой спине беремя легко”, “На чужую работу глядя, сыт не будешь”, “Часом опоздано, годом не поверстаешь”, “Слово не стрела, а разит”.
    Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия – все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: “Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил”, “Густо кадишь, святых зачадишь”, “Молебен пет, а пользы нет”, “Хвали рожь в стогу, а барина в гробу”.
    И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.
    Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
    Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.
    1957

  3. Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод, несущий пользу. Так же и с поговорками. В одной небольшой фразе содержится немалый смысл и поучение. Если задуматься над ними, и почаще думать о их смысле, они способны дать ростки мудрости в человеке.
    История поговорок и пословиц исчисляется веками. Многие из известных нам возникли довольно давно. Народом подмечалось и верно выражалось в них то, к чему могут привести, к примеру, те, или иные действия, или же как лучше всего поступить. Сколько мудрости звучит в фразе «утро вечера мудрее». И, насколько верно подмечены в них результаты неверных и необдуманных действий.
    Пословицы и поговорки складывались на основе жизненного опыта многих людей и на протяжении большого периода времени. Все результаты находили свое отражение в этих лаконичных и мудрых фразах. А раз это опыт многих, и он проверен временем – то ему, несомненно, стоит доверять!
    В пословицах и поговорках отражено и отношение людей и к труду, и ко многому другому. Некоторые из них оглашают жизненные правила, которым лучше всего следовать. Так, например, поговорка о том, что лучше несколько раз измерить, а уже только потом отрезать, предостерегает от множества ошибок.
    Да, хоть и кажется, что здесь говорится о каком-то определенном деле, применить ее можно к очень многим сферам жизни человека. Ведь любые действия нелишним будет хорошенько обдумать, а потом уже совершать их. Это же можно сказать и о других выражениях.
    Поговорки образны и коротки по своему содержанию, но мудрость в себе они содержат великую, способную помочь в жизненных ситуациях, избежать ошибок. Они всегда поучительны и полезны. Они всегда точно выражают мысль.
    Слышим мы их с самого раннего детства. Потом, вырастая, мы все больше начинаем понимать их, и ценить их значимость. И, нередко тогда, когда не знаешь, что делать, или делаешь что-то неправильно, невольно всплывает в памяти определенная народная мудрость.

  4. Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.
    Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.
    Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.
    Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.
    Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.
    Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать.
    Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора (сказках, былинах)

  5. Татьяна Красницкая
    Сокровищница народной мудрости (методические рекомендации)
    “Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён не знает” (К. Д Ушинский)
    Устное народное творчество-история народа, его духовное богатство. Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях создания. Один из пластов этого создания-мудрость воспитания. Народ-величайший педагог-мыслитель, педагог практик.
    “Воспитание существует в русском народе столько же веков сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю” (К. Д. Ушинский)
    Дошкольный возраст является очень важным периодом в становлении нравственно-патриотического облика ребенка. А при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Богатейший материал для воспитания нравственно-патриотических качевств у дошкольников содержит в себе устное народное творчество. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ устного народного творчества для дошколят пословицы и поговорки занимают особое место. Пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение,деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие, одобрить дружелюбие и трудолюбие. В пословицах и поговорках отразились счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы в семье была “полно горница детей”. Счастье родителей и счастье детей-нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так и подмечает: “Добрые дети-делу венец, а плохие дети- дому конец”, “Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не успеешь”, “Дитятко это тесто: как замесишь, так и выросло”. Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. “Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил”.
    Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выражений в пословицах и поговорках: от трудолюбия до любви и дружбу, от культуры поведения до любви к Родине: “Любовь к Родине сильнее смерти”, “Человек без Родины-соловей без песни”
    Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Не даром в создании народном прочно закрепилась истина о том, что “Материнская ласка-конца не знает”.
    Пример родителей-лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина. “Родители трудолюбивы- и дети не ленивы”, “Какова матка, таковы и детки”. Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которого накопил народ за его многовековую историю.
    Пословицы и поговорки переходили из века в век и несомненно еще пригодятся-ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Порой она даже возросла в следствии расширения предметно-речевой сферы их применения. Прямой смысл многих пословиц и поговорок стал архаикой, а переносный живет. Такими пословицы и поговорки пришли в речь наших современников и такими от нас перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословиц и поговорок продолжается.
    “Воспитание существует в русском народе столько же веков,сколько существует сам народ,-с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю” (К. Д Ушинский)

  6. Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
    Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
    Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.
    Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.
    В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII—XIX веках, можно составить представление о былинах XI—XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500—600 лет назад.
    Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

  7. Я бы назвала пословицы квинтэссенцией мудрости и опыта, накопленного столетиями, если не тысячелетиями. Наши предки имели такие короткие высказывания, мне кажется, абсолютно для всех случаев жизни. Ведь какую пословицу ни возьми – она сразу углубляется в суть проблемы и выдает готовое решение, и это всего в нескольких словах. Рассуждать о каждой из них можно часами. Моя бабушка очень любила пословицы и поговорки и не уставала их повторять при каждом удобном случае, ведь лучшую иллюстрацию для поступка или события найти трудно.
    Ее любимой поговоркой была “Век живи – век учись”, правда слова “и все равно дураком помрешь” ей не нравились, она считала их неинтеллигентными и переделала окончание поговорки. Из ее уст она звучала так “Век живи, век учись и все равно печальный конец”. А ведь эта поговорка доносит до человека мысль, что сколько ни учись, а все равно не сможешь вобрать всех знаний, однако учиться стоит, а то дураком не только помрешь, а и жизнь проживешь.
    Еще мне нравится пословицы “готовь сани летом, а телегу зимой”. Ведь и правда, если для важного дела подготовку не провести, то все дело пойдет насмарку.
    Рассуждать о пословицах можно вечно. Считаю замечательным, что в нашей культуре они есть.

  8. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из \” обер-офицерских детей\”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто менял место жительства. Когда родился будущий баснописец, отец жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со всем семейством отправили в Оренбург.
    Родители Крылова были не очень образованными, но простыми и честными людьми: семья Мироновых из «Капитанской дочки» Пушкина чем-то напоминает их.
    По окончании военных действий против мятежников капитан Крылов перешел на гражданскую службу в чине коллежского асессора и занял в Твери место председателя губернского магистрата. Но в 1778 году он умер, оставив вдову с двумя детьми без средств к существованию. От отца Крылов получил в наследство лишь солдатский сундучок с книгами, им собранными. При всей бедности это был человек замечательный. Вероятно, и грамоте Крылов научился у отца, и любовь к чтению от него унаследовал.
    Но подучить систематическое образование Крылову не удалось: отроком он вынужден был определиться на службу подканцеляристом-переписчиком казенных бумаг. Служба дала многое баснописцу, она познакомила его с чиновничьими плутнями, с судейским мздоимством.
    По просьбе матери, \”из милости\”, тверской помещик Львов пустил Крылова в свой дом учиться с его детьми. Этот дом в Твери был «литературным»: хозяева любили поэзию, ставили любительские спектакли. Здесь, по-видимому, Крылов обрел первую страсть к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком он написал комическую оперу в стихах и прозе \” Кофейница\”, получившую одобрение и вселившую первые надежды на успех в литературе. В 1792 году он начинает издавать журнал «Зритель», где публикует «Похвальную речь в память моему дедушке» – злую сатиру на крепостников. Этот дедушка, \”разумнейший помещик\”, с «неустрашимостью гоняясь за зайцем, свернулся в ров и разделил смертельную чашу с гнедою своей лошадью прямо по-братски».
    В этот период пробуждения русского национального самосознания и достигает расцвета реалистический талант Крылова. Но получает он наиболее полнокровное и живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и емкой поэтической миниатюре, название которой -«басня Крылова». В 1809 году выходит первый сборник его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляется еще восемь книг, объединивших сто девяносто семь лучших басен писателя.
    К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков. Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Безбожники» и других.
    В басне «Сочинитель и Разбойник» мы видим, как Сочинитель, который «тонкий разливал в своих твореньях яд», вселяя разврат и безверье в сердца людей, попадает вместе с Разбойником в ад. Виновных сажают в два чугунных котла и разводят под ними огонь. Проходят века. Костер под котлом Разбойника затухает, а под Сочинителем все сильнее и сильнее разгорается. В ответ на ропот Сочинителя является богиня мщения Мегера:
    Несчастный! – говорит она, –
    Ты ль Провидению пеняешь?
    И ты ль с Разбойником себя равняешь?
    Перед твоей ничто его вина.
    По лютости своей и злости
    Он вреден был,
    Пока лишь жил;
    А ты… уже твои давно истлели кости,
    А солнце разу не взойдет,
    Чтоб новых от тебя не осветило бед.
    В басне этой провозглашается ответственное отношение писателя к художественному слову – тема, проходящая через всю классическую литературу. Но, кроме общего, в басне Крылова есть еще и конкретно-исторический смысл. Современники баснописца без труда угадывали за образом Сочинителя реальный исторический прототип.
    В басне «Крестьянин и Лошадь» Крестьянин засевал овес, а Лошадь молодая удивлялась его глупости: «Зачем он рассорил овес свой по-пустому?… стравил бы он его мне иль гнедому». И как обобщение звучат слова:
    Читатель! Верно, нет сомненья,
    Что не одобришь ты конева рассужденья;
    Но с самой древности, в наш даже век,
    Не так ли дерзко человек
    О воле судит Провиденья,
    Не ведая его ни целей, ни путей?
    Если разочарование в претензиях человеческого разума обратило сентименталистов и романтиков к глубинам человеческого сердца, то Крылова это же самое разочарование привело к признанию «художественной мудрости» и одаренности своего родного народа, здравый смысл которого он стал ценить выше мнений и суждений всех «разумников» европейского Просвещения.
    Поэтому и важнее для писателя не обличать, а понять и показать эту слабость, это человеческое несовершенство. Иногда после басенной инсценировки вместо поучающего итога то же самое явление Крылов показывает уже в подлинном виде, в жанровой сценке. В басне «Лисица и Сурок» сначала рассказывается история Лисицы, будто бы невинно пострадавшей за взятки, но метко выведенной на чистую воду заключением Сурка: «Нет, кумушка, я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху». А далее Крылов развертывает вместо нравоучения следующую картину:
    Иной при месте так вздыхает,
    Как будто рубль последний доживает…
    А смотришь, помаленьку
    То домик выстроит, то купит деревеньку,
    Теперь как у него приход с расходом свесть?
    Хоть по суду и не докажешь,
    Но как не согрешишь, не скажешь,
    Что у него пушок на рыльце есть.
    А вот бытовая зарисовка вынужденной остановки в дороге дворянской семьи в басне \”Муха и Дорожные\”:
    Гутаря слуги вздор, плетутся вслед шажком;
    Учитель с барыней шушукает тишком;
    Сам барин, позабыв, как он к порядку нужен,
    Ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин…
    С тонким знанием психологии крестьян изображаются мужики-политики в «Трех Мужиках»:
    Тут двое принялись судить и рассуждать
    (Они же грамоте, к несчастью, знали: Газеты и подчас реляции читали),
    Как быть войне, кому повелевать.
    Пустилися мои ребята в разговоры,
    Пошли догадки, толки, споры…
    Здесь Крылов предвосхищает типы некрасовских мужиков-правдоискателей в поэмах \”Коробейники\” и «Кому на Руси жить хорошо». Определяя историческое значение творчества Крылова в русской литературе, Белинский сказал: «Он вполне исчерпал… и вполне выразил целую сторону русского национального духа. В его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-сатирическою насмешливостью; с его природной верностью взгляда на предметы и способностью кратко, ясно и образно выражаться. В них вся житейская мудрость, практический опыт, и свой собственный, и завещанный отцами из рода в род». Басни И.А. Крылова – сокровищница народной мудрости.

  9. Кто может научить нас уму, передать опыт и народную мудрость? Американские фильмы? Совсем нет. Родные? Так, уже ближе, но их также кто-то этому научил. Найти источник родительского интеллекта – вот важнейшая задача для меня. Что это может быть: книжки или театр? Я считаю, что нет, так как читать человек учится намного позднее, чем начинает в чем-то разбираться. Первые уроки ума мы получаем от общения с родителями, братьями и сестрами, друзьями, наконец. Каждый человек в разговоре использует пословицы и поговорки. Это, как я прочитал в учебнике, короткие точные выражения, которые являются обобщенными выводами из жизненного опыта. Пословица и поговорки накопили в себе мудрость многих поколений. Они имеют поучительный характер. Не знать ни одной пословицы невозможно, так как все хотя бы раз слышали: «Без труда нет плода», «Кто рано посеет, рано и пожнет» или «Хорошо в гостях, а дома лучше». В поговорках все лишнее откидывается, и остаются только правдивые, проверенные, мудрые слова.Пословицами и поговорками охвачена вся жизнь человека. Можно услышать выражения о природе, науке, уме, работе, знании, друзьях, морали, характере и т.п.. Мудрые, зарифмованные слова дают нам много информации, развивают внимательность («Век живи – век учись»). Их легко запомнить. Пословицы учат нас, как правильно вести себя. Они помогают достойно и остроумно отвечать на упреки моих одноклассников («Не бойся умного врага, а бойся глупого приятеля»). Мне хотелось бы знать все пословицы и поговорки (что, наверное, невозможно), так как это помогло бы поставить авторитет, ум и знания наших предков себе на службу.

  10. Сказка – источник мудрости!
    Что же такое мудрость? Я считаю, что мудрость – это народный опыт, собранный многими поколениями. Еще в древности, когда не было письма, появились сказки. И мы до сей поры говорим, что в сказках заключена народная мудрость: представления о добре и зле, о чести и бесчестии, о жадности и простоте – то есть представления о тех человеческих качествах, которые есть в каждом из нас. Неслучайно каждая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
    Кому из нас в детстве родители не читали сказки?! Чита сказки, они учили нас уму-разуму, то есть передавали свой жизненный опыт, свою мудрость. И я, слушая эти сказки, поняла, каким должен быть человек, как надо вести себя с друзьями, что такое ложь и правда, доброта души, всепрощение, отвага. На образах героинь Василисы Премудрой и Василисы Прекрасной я училась быть женственной, простой и честной, доброй, училась любить людей. Я считаю, что эти героини являются прообразом русских женщин. Тихие, скромные, спокойные, они всегда были для нас идеалом, сохраняли верность своим любимым, своей родине. Вспомним сказки «Аленький цветочек», «Финист –  Ясный Сокол», «Царевна-Лягушка». Несмотря на то, что это волшебные сказки и в них много вымысла, я считаю, что всё, что сейчас происходит в реальной жизни, очень часто похоже на сказку.
    Есть и другие сказки – сказки о животных. Они учат нас тому, как вести себя среди людей. Человек не должен быть жадным, хитрым, злым, трусливым и жестоким. Вот почему каждое животное в этих сказках наделяется своим характером. Заяц – вечный трусишка, лиса – хитрая и наглая, Волк – жестокий и коварный, а медведь – сильный и грубый. И даже в этих сказках всегда побеждает добро, дружба и взаимопомощь. Вспомним сказки «Теремок», «Золотой Петушок». Что помогло выжить этим героям? Любовь друг к другу и взаимовыручка. В сказках всегда прославляют добро и мудрость, поэтому сказки воспитывают, делают людей лучше.
    Я хотела бы ещё рассказать о бытовых сказках. Мне нравится сказка «Мудрая Дева». Вспомните, как девушка вышла из всех затруднительных положений и как с достоинством выполнила она все задания. Царь говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится – ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». Девочка-семилетка была находчива.  Она сбросила с себя всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Эта сказка учит тому, что прежде чем что-то предпринять, надо хорошо всё обдумать.
    Нашим поэтам и писателям так нравились народные сказки, что они даже стали их первыми учителями. «Что за прелесть эти сказки – каждая есть поэма!» – восклицал А.С. Пушкин. Он не только вырос на русских народных сказках, рассказанных Ариной Родионовной,  но и сам писал великолепные
    сказки. Разве не несут в себе мудрость «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом Петушке» и др..
    Сказки также писали М.Ю. Лермонтов, Ю.К. Олеша, К.Г. Паустовский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак. Мне нравится «Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца. Вот уж действительно сказка не только для детей, но для взрослых.   Как много времени мы тратим напрасно! Это время бежит молниеносно, а мы растрачиваем себя на всякую ерунду, забывая о главном. А что же главное? Главное – это уметь делать добрые дела. Именно это вовремя поняла девочка Женя из сказки «Цветик-Семицветик» В.П. Катаева. Свой последний лепесток она потратила на то, чтобы спасти больного мальчика. Она хотела, чтобы он бегал, играл и радовался жизни, как она сама.
    Воспитание человека начинается с первых дней жизни. К сожалению, маленьким детям не дано понимать взрослых книг, поэтому всю мудрость черпают они из сказок, из добрых русских сказок!

  11. 339

    СОКРОВИЩНИЦА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

    Величайшее богатство народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
    Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…
    Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.
    Обращаясь к пословицам русского народа, советский человек возьмет лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира.
    Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц: «Наступил
    340
    на землю русскую, да оступился», «С родной земли — умри, не сходи», «За правое дело стой смело».
    Вслед за народом-мудрецом и советский человек скажет (пословица к слову молвится!): «Белые ручки чужие труды любят», «Не сметя силы, не поднимай на вилы», «На чужой спине беремя легко», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Часом опоздано, годом не поверстаешь», «Слово не стрела, а разит».
    Однако нашему современнику чуждо все, что несет на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, угнетения женщины, религиозного суеверия — все то, что не выражало истинной мудрости народа, над которым тяготел классовый, сословный и церковный гнет. Свой протест против него народ прекрасно выразил во множестве метких, лукавых и разящих своей насмешкой, а подчас и горьких пословиц: «Ел бы богач деньги, кабы убогий его хлебом не кормил», «Густо кадишь, святых зачадишь», «Молебен пет, а пользы нет», «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу».
    И немало ложной мудрости, уродливых представлений прививали народу века социальной несправедливости, преклонения перед силой, ханжеством и лицемерием. Немало сохранилось в пословицах такого, что способно сейчас оскорбить здоровое чувство. Все это вытесняется идущей вперед жизнью, на смену приходит наш новый, социалистический опыт, который рождает и новую, благородную житейскую мудрость.
    Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений.
    Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной культуры, великого и могучего языка нашего.
    1957

  12. Прочитайте и своими словами напишите. можете привести также свои примеры.
    Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Народные песни, сказки, загадки знают все. В глубокой древности не было письменности, и каждый человек рассказывал сказку или былину свою.
    Таким образом творцом всех песен, и былин становился народ. Вся мудрость народа передавалась в песнях, сказках. Люди заметили что с песней веселее работалось. И песни изменялись в них появилась ритмичность. С песней легче было возделывать землю, валить лес.
    Первобытные люди верили в различных духов и богов в силы природы. Они слагали песни прославляющих их. В сказках люди рассказывали о своем труде, о каких-то исторических событиях. Сказки учат детей быть честными, и трудолюбивыми, мужественными. В сказках дается ответ на простой вопрос: «Что такое добро и зло? »
    Загадки — составленные народом отличаются оригинальностью и поэтичностью. Помогают детям развивать фантазию.
    В пословицах и поговорках отражается жизненный опыт людей . В Русских пословицах можно понять как и чем живет человек на пример: «Кудри завивай да про дела не забывай» «Лицом и туда и сюда, а делами не годится никуда».
    Труд в жизни наших предков занимал огромное место. Да и в нашем времени эти пословицы очень актуальны. Ведь они несут большой воспитательный заряд в себе. Вот пословицы о Родине :
    «С родной земли-умри, не сходи».
    «Один в поле не воин».
    «Смелость города берет».
    Народная мудрость в произведениях устного народного творчества (к таковым традиционно относятся былины, сказки, поговорки, загадки, пословицы, песни) составляют сокровищницу народной художественной культуры, тем самым представляют интересный источник познания родного языка, и народного быта.
    http://ulybajsya.ru/raznoe/narodnaya-mudrost-v-proizvedeniyax-ustnogo-narodnogo-tvorchestva.html

  13. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве и происходил из ” обер-офицерских детей”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер, по обязанностям службы часто менял место жительства. Когда родился будущий баснописец, отец жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со всем семейством отправили в Оренбург.
    Родители Крылова были не очень образованными, но простыми и честными людьми: семья Мироновых из «Капитанской дочки» Пушкина чем-то напоминает их.
    По окончании военных действий против мятежников капитан Крылов перешел на гражданскую службу в чине коллежского асессора и занял в Твери место председателя губернского магистрата. Но в 1778 году он умер, оставив вдову с двумя детьми без средств к существованию. От отца Крылов получил в наследство лишь солдатский сундучок с книгами, им собранными. При всей бедности это был человек замечательный. Вероятно, и грамоте Крылов научился у отца, и любовь к чтению от него унаследовал.
    Но подучить систематическое образование Крылову не удалось: отроком он вынужден был определиться на службу подканцеляристом-переписчиком казенных бумаг. Служба дала многое баснописцу, она познакомила его с чиновничьими плутнями, с судейским мздоимством.
    По просьбе матери, “из милости”, тверской помещик Львов пустил Крылова в свой дом учиться с его детьми. Этот дом в Твери был «литературным»: хозяева любили поэзию, ставили любительские спектакли. Здесь, по-видимому, Крылов обрел первую страсть к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком он написал комическую оперу в стихах и прозе ” Кофейница”, получившую одобрение и вселившую первые надежды на успех в литературе. В 1792 году он начинает издавать журнал «Зритель», где публикует «Похвальную речь в память моему дедушке» – злую сатиру на крепостников. Этот дедушка, “разумнейший помещик”, с «неустрашимостью гоняясь за зайцем, свернулся в ров и разделил смертельную чашу с гнедою своей лошадью прямо по-братски».
    В этот период пробуждения русского национального самосознания и достигает расцвета реалистический талант Крылова. Но получает он наиболее полнокровное и живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и емкой поэтической миниатюре, название которой -«басня Крылова». В 1809 году выходит первый сборник его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляется еще восемь книг, объединивших сто девяносто семь лучших басен писателя.
    К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков. Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Безбожники» и других.
    В басне «Сочинитель и Разбойник» мы видим, как Сочинитель, который «тонкий разливал в своих твореньях яд», вселяя разврат и безверье в сердца людей, попадает вместе с Разбойником в ад. Виновных сажают в два чугунных котла и разводят под ними огонь. Проходят века. Костер под котлом Разбойника затухает, а под Сочинителем все сильнее и сильнее разгорается. В ответ на ропот Сочинителя является богиня мщения Мегера:
    Несчастный! – говорит она, –
    Ты ль Провидению пеняешь?
    И ты ль с Разбойником себя равняешь?
    Перед твоей ничто его вина.
    По лютости своей и злости
    Он вреден был,
    Пока лишь жил;
    А ты… уже твои давно истлели кости,
    А солнце разу не взойдет,
    Чтоб новых от тебя не осветило бед.
    В басне этой провозглашается ответственное отношение писателя к художественному слову – тема, проходящая через всю классическую литературу. Но, кроме общего, в басне Крылова есть еще и конкретно-исторический смысл. Современники баснописца без труда угадывали за образом Сочинителя реальный исторический прототип.
    В басне «Крестьянин и Лошадь» Крестьянин засевал овес, а Лошадь молодая удивлялась его глупости: «Зачем он рассорил овес свой по-пустому?… стравил бы он его мне иль гнедому». И как обобщение звучат слова:
    Читатель! Верно, нет сомненья,
    Что не одобришь ты конева рассужденья;
    Но с самой древности, в наш даже век,
    Не так ли дерзко человек
    О воле судит Провиденья,
    В безумной слепоте своей
    Не ведая его ни целей, ни путей?
    Если разочарование в претензиях человеческого разума обратило сентименталистов и романтиков к глубинам человеческого сердца, то Крылова это же самое разочарование привело к признанию «художественной мудрости» и одаренности своего родного народа, здравый смысл которого он стал ценить выше мнений и суждений всех «разумников» европейского Просвещения.
    Поэтому и важнее для писателя не обличать, а понять и показать эту слабость, это человеческое несовершенство. Иногда после басенной инсценировки вместо поучающего итога то же самое явление Крылов показывает уже в подлинном виде, в жанровой сценке. В басне «Лисица и Сурок» сначала рассказывается история Лисицы, будто бы невинно пострадавшей за взятки, но метко выведенной на чистую воду заключением Сурка: «Нет, кумушка, я видывал частенько, Что рыльце у тебя в пуху». А далее Крылов развертывает вместо нравоучения следующую картину:
    Иной при месте так вздыхает,
    Как будто рубль последний доживает…
    А смотришь, помаленьку
    То домик выстроит, то купит деревеньку,
    Теперь как у него приход с расходом свесть?
    Хоть по суду и не докажешь,
    Но как не согрешишь, не скажешь,
    Что у него пушок на рыльце есть.
    А вот бытовая зарисовка вынужденной остановки в дороге дворянской семьи в басне “Муха и Дорожные”:
    Гутаря слуги вздор, плетутся вслед шажком;
    Учитель с барыней шушукает тишком;
    Сам барин, позабыв, как он к порядку нужен,
    Ушел с служанкой в бор искать грибов на ужин…
    С тонким знанием психологии крестьян изображаются мужики-политики в «Трех Мужиках»:
    Тут двое принялись судить и рассуждать
    (Они же грамоте, к несчастью, знали: Газеты и подчас реляции читали),
    Как быть войне, кому повелевать.
    Пустилися мои ребята в разговоры,
    Пошли догадки, толки, споры…
    Здесь Крылов предвосхищает типы некрасовских мужиков-правдоискателей в поэмах “Коробейники” и «Кому на Руси жить хорошо». Определяя историческое значение творчества Крылова в русской литературе, Белинский сказал: «Он вполне исчерпал… и вполне выразил целую сторону русского национального духа. В его баснях, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум, с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются; с его сметливостью, остротою и добродушно-сатирическою насмешливостью; с его природной верностью взгляда на предметы и способностью кратко, ясно и образно выражаться. В них вся житейская мудрость, практический опыт, и свой собственный, и завещанный отцами из рода в род». Басни И.А. Крылова – сокровищница народной мудрости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *