Сочинение на тему солнце земли русской 8 класс александр невский

14 вариантов

  1. Давайте напишем краткое сочинение об Александре Невском, и расскажем о жизни и бытии князя Александра, о его подвигах на ратном поле, и почему Александр Невский остался в народной памяти, как великий и справедливый князь.

    Кратко об Александре Невском

    Если говорить кратко о Александре Невском, то это был сын Ярослава и Феодосии. Наше краткое содержание повести Александр Невский мы начнем о том, как знатный человек Андреяш, что специально пришел посмотреть на Александра, сказал, что не видел таких царей среди всех царей и таких князей среди князей.
    Александр был высоким, голос, что труба голосит, к тому же очень красивый, храбрый и мужественный. Почему Александр Невский имеет такое прозвище? Ответ опять же найдем, когда познакомимся с князем Александром Невским в повести о нем. Из жизни Александра мы узнаем, что он посвятил всего себя борьбе с врагами, которые пытались завоевать нашу землю. Вот как раз в битве со шведами, что произошла на реке Неве, он и получил свое прозвище Невский.
    Великий князь Александр Невский постоянно становился на защиту своего края, а о его могуществе распространилась молва на всю округу, даже на пределах родной страны. Врагам Александр не давал покоя, и стоит ему узнать о предстоящем нападении с их стороны, как тут же Александр отправлялся на битву. Во всех битвах Александр Невский к себе на помощь призывал высшие силы. Он всегда обращался к Богу, просил у него помощи, и бог ему помогал. Ведь множество битв было выиграно, а об Александре Невском и его подвигах мы до сих пор знаем и слышим.

  2. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение. Александр Невский. Краткое сочинение сын земли русской об Александре Невском

    Образ Александра Невского стоит в одном ряду с такими русскими богатырями, как Илья Муромец, Добрыня Никитич. Но это не выдуманный персонаж. Александр Невский был князем Великого Новгорода, Киева и древнего Владимира.
    Александр был сыном русского князя Ярослава. Еще до наступления совершеннолетия, в детском возрасте, отец оставлял его вместо себя управлять Великим Новгородом. Замещая Ярослава, Александр успешно справлялся со своими обязанностями. Позже он стал полноправным князем Новгорода.
    Прозвище Невский князь получил после Невской битвы, когда русские войско победило шведов в устье реки Невы в 1240 году. Через 2 года Александр одержал победу над тевтонскими рыцарями, разбив агрессоров на Чудском озере. Эта битва получила название Ледового побоища. В итоге Россия надолго получила мир на своих западных границах.
    Александр Невский был не только храбрым полководцем, но и искусным дипломатом. В то время Русь находилась под татаро-монгольским игом, русских князей назначал хан Золотой Орды. Ярлык на княжение в Киеве выдал Александру хан Батый. Князю приходилось проявлять чудеса изворотливости и хитрости, чтобы заслужить доверие татаро-монгол. Не имея возможности освободить Русь военным путем, Александр Невский стремился укрепить военную мощь страны, разбитую в то время на множество княжеств.
    В то время Русь была православной. Римский Папа предложил Александру свою помощь в борьбе с татарами, в обмен требуя принятия католической веры. Однако, князь отказался от такого предложения. После смерти Александра его имя было причислено церковью к лику святых.
    Александр Невский скончался во Владимире, там же и был похоронен. Позже, в 16 веке в Санкт-Петербурге в честь Александра Невского был основан монастырь (Александро-Невская Лавра), куда по приказу Петра Первого были перенесены его останки.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение. Александр Невский. Краткое сочинение сын земли русской об Александре Невском» / Январь 2016
    источник

  3. Нашей стране доводилось знать трудные времена. Но всегда находились люди, настолько умные, храбрые и решительные, что им удавалось переломить ход истории.
    Таким человеком был князь Александр, прозванный Невским. Он жил в веке, когда Русь переживала тяжкие испытания. Хан Батый и его монголо-татары разорили множество русских княжеств. А не севере Новгороду и Пскову угрожали шведы и немецкие крестоносцы.
    Новгород и Псков были республиками. Князя здесь выбирали, и он был не правителем, а командующим войском. Конечно, новгородцы могли пригласить княжить опытного, известного воина. Но они позвали Александра Ярославича, хотя ему было всего двадцать лет. И не ошиблись в выборе.
    В июле 1240 года князь разгромил у берегов Невы шведское войско. Планы шведов по завоеванию Новгорода провалились. Так у Александра появилось прозвище.
    Прошло два года, и на Русь надвинулись войска рыцарей из Ливонского ордена. Это были немецкие крестоносцы. У них была большое, хорошо обученное войско. В бою рыцари строились клином, который проламывал оборону противника. Этот строй называли еще «свиньей». Он действовал очень эффективно. Крестоносцам удалось захватить Псков.
    Но князь Александр не допустил, чтобы ему «подложили свинью». Он принял бой ранней весной на Чудском озере, прямо на льду. Князь сумел так расположить свои войска, что «свинья» не смогла прорвать оборону. Новгородцы окружили и разгромили врага. Многие рыцари в своих тяжелых латах провалились сквозь подтаявший лед и утонули. Битву прозвали Ледовым побоищем.
    Князь Александр прожил недолгую жизнь, но сумел защитить родную землю от серьезной опасности. После понесенных поражений захватчики стали куда осторожнее вести себя на севере Руси. Имя Александра навеки осталось в памяти потомков. Ведь не так уж важно, много ли тебе лет. Важнее то, что ты можешь и хочешь сделать для других.
    ?Мини-сочинение на тему “Александр Невский” (вариант 2)???

  4. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»
    Районная краеведческая конференция
    «Помни имя своё»
    (Святые земли Волоколамской)
    Исследовательская работа
    «Солнце Земли Русской. Святой князь Александр Невский»
    Автор: учащаяся 4 класса
    Дыленок Ксения Леонидовна
    Научный руководитель:
    учитель высшей категории
    Фирюлина Татьяна Викторовна
    с. Осташёво
    Волоколамского района
    Московской области
    2012 год
    Содержание
    Введение
    Глава 1.
    1. Детство и юность Александра Невского
    2. Александр полководец
    3. Александр – мудрый правитель
    4. Святой князь Александр Невский
    Глава 2.
    1.История сельского храма.
    Заключение
    Литература
    Введение.
    «Люблю тебя, приют уединённый!
    Старинный дом над тихою рекой
    И бело – розовый, в ней отражённый,
    Напротив сельский храм над крутизной!»
    К.К.Романов
    Моей малой родиной является село Осташёво, что раскинулось в живописной местности Волоколамского района на полуострове, омываемом тремя реками Волошней, Рузой и Щетинкой. Здесь проходит моё счастливое детство, за которое я должна  быть благодарна своим предкам. А как жили они – люди прошлых веков? Этот вопрос заинтересовал  меня.
    Я поставила  перед собой цель: изучить историю своего села, узнать его прошлое и настоящее. Эта тема особенно актуальна.
    Исследуя тему «История моего села», я беседовала со старожилами и людьми, знавшими его историю, брала  материалы из сельского музея и краеведческого музея нашей школы, которым руководит замечательный педагог Тишакова Нина Александровна, много исторического материала я нашла вместе со своим классным руководителем Фирюлиной Татьяной Викторовной в книгах, газетах.
    Вольно раскинулось вдоль рек моё замечательное село Осташёво…
    Актуальность темы исследования. История – это прошлое человечества. Не только человечества в широком смысле этого слова, но и каждого человека в отдельности. Будущее невозможно без прошлого и настоящего, у человека должны быть корни. Он не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Чтобы нас не называли Иванами, родства не помнящими, нам необходимо знать, чем гордиться, что передать в наследство своим потомкам. А для этого следует знать  не только историю своей страны, но и историю своей семьи, своего села,  какой след оставили предки в истории России и малой Родины.
    Каждый год в нашем селе отмечается  «Праздник села» 12 сентября – день Святого Благоверного князя Александра Невского. Почему, именно выбран этот день? Как  связано имя Александра Невского с нашим селом? Я решила чуть больше узнать об этом.
    Целями моей исследовательской работы были:
    –  изучить биографию Александра Невского;
    -узнать, за что он был причислен к лику святых;
    -как связано имя Александра Невского с историей нашего села.
    Гипотеза исследования:
    «Дерево мудрости, дерево жизни,
    Мы его ветви, мы его мысли.
    Мы – молодые на ветках листочки,
    В летопись впишем новые строчки»
    Задачи:
    раскрыть смысл заповедей Божиих о христианском смирении как проявлении глубокой веры в Бога на примере жизни святого князя Александра Невского
    –  собрать материалы о биографии Александра Невского;
    – узнать из источников об Александровской (Спасской) церкви;
    –  собрать фотодокументы;
    Методы я использовала разнообразные: беседы с родителями, с работниками музея, работа с музейными архивами, документами и фотографиями. Источниками для написания работы в основном были музейные записи, вырезки из газет, фотографии, бесценные документы, передаваемые из поколения в поколения, грамоты, фотографии собранные и бережливо хранимые директором Осташёвского музея Кожевниковой Н.Ф., моей мамой Дыленок Л.В., учительницей начальных классов Фирюлиной Т.В.
    Глава 1.
    Русская земля всегда богата была героями и своими святыми. Они как звезды загорались на небосводе нашего Отечества, освещая своим светом весь дальнейший путь русского народа, показывая примеры беззаветного служения своему Отечеству и высоту духовной жизни.
    По красоте он был подобен  ветхозаветному Иосифу, который был поставлен фараоном начальником над всею Египетскою страною.
    По силе –  ветхозаветному Самсону.
    По уму –  царю Соломону.
    По мужеству и военной доблести –  древнему римскому императору Веспасиону.
    Он выиграл две знаменательные битвы и получил прозвание Невский в честь одной из них.
    Какие были у него добрые качества души, которые дали ему всенародную любовь во время его жизни и на все времена?
    1. Детство и юность Александра Невского
    Родился святой князь Александр Невский в 1220 году в семье новгородского князя.
    «Его власы до стройных плеч,
    Как прядь златая упадали,
    Уста любовию дышали
    И мудростью звучала речь.
    Высокой доблестью украшен
    И сердцем истинный герой –
    Врагам средь битв был грозно страшен,
    Вне битв – отрадой был святой.
    Всегда в сознанье долга строгом,
    Он правду всей душою чтил –
    И чувства сердца разделил
    Между Отчизною и Богом…»
    (А.Н. Майков)
    Большую часть детства провел в Переяславле . Подолгу жил в Новгороде у отца князя Ярослава Всеволодовича. Уже с трех лет его оторвали от матери – княгини Феодосии – и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос и превратился в ловкого, сильного отрока, который всем сердцем любил слово Божие.
    Уже с 1228 года юный князь начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Феодором, а с шестнадцати лет самостоятельно. Новгородцы восхищались своим князем – красивым, высоким, сильным, уже с юных лет проявлявшим государственную мудрость.
    2. Александр полководец
    «Шведский лагерь был уж близко –
    У Ижоры и Невы.
    Он раскинул величаво
    Свои яркие шатры»
    (К.Симонов)
    В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил зять шведского короля – Биргер. Он написал князю послание с такими словами: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою». Александр с войском, помолившись в Софийском соборе выступил навстречу врагу со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде…Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!»
    Рано утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю и внезапно напало на врага.
    «Полки Александра с криком
    Устремились на шведский стан.
    Вспорхнули первые стрелы,
    Враг битвы не ожидал.
    Шведы искали оружие,
    Рыцари без доспехов…
    И русская конница смело
    Достигла первых успехов».
    (К.Симонов)
    С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени прозвание – Невский.
    Ледовое побоище
    Прошло время и в 1242 году на наши земли снова двинулись враги с запада – немецкие рыцари крестоносцы.
    Знаменитое Ледовое побоище произошло 5 апреля на льду Чудского озера. Немцы наступали клином – свиньей. Русские воины ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его. Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться лед.
    «Уже смешались люди, кони,
    Мечи, секиры, топоры,
    А князь по-прежнему спокойно,
    Следил за битвою с горы.
    И только выждав, чтоб ливонцы,
    Смешав ряды, втянулись в бой,
    Он, полыхнув мечом на солнце,
    Повел дружину за собой.
    Подняв мечи из русской стали,
    Нагнув копейные древки,
    Из леса с криком вылетали
    Новогородские полки.
    По льду летели с лязгом, с громом,
    К мохнатым гривам наклонясь;
    И первым на коне огромном
    В немецкий строй врубился князь.
    И, отступая перед князем,
    Бросая копья и щиты,
    С коней валились немцы наземь,
    Воздев железные персты».
    (К.Симонов)
    Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича как великого полководца Руси.
    3. Александр – мудрый правитель
    Но был еще один враг – коварный и сильный, с которым воевать у Руси не было сил.
    «Дымит кострами в чистом поле
    И требует десятой доли
    Всего от каждого двора –
    Мехов, казны и серебра…
    В морозной снежной мгле кострами                        Чадит Батыева орда…»
    (К.Симонов)
    Татары совершали постоянные набеги на русские земли, опустошали наши поля, сжигали дома, проливали кровь русских людей, а живых угоняли в плен и превращали в рабов. Стон и плач разносились по всей Руси. Но князь Александр понимал, что татар не одолеть, и придерживался такой политики, что с татарами лучше иметь худой мир, чем добрую ссору. Не все понимали этого тогда и упрекали Александра в бездействии.
    Не раз приходилось ему, победителю немцев и шведов, идти на поклон татарам. Но ради спасения русской земли, ради своего народа князь был готов принести любую жертву, кроме одной – предательства своей веры. Не раз папа римский предлагал ему свою помощь против татар, требуя взамен сменить нашу веру православную на католическую, но, глубоко верующий князь Александр,  всегда с гневом отвергал ее.
    После восстания русских людей против татарского ига, пришлось князю ехать в Орду на поклон  хану, чтобы предотвратить новую войну. Он понимал, что весь гнев хана ему придется взять на себя, и что живым оттуда он может не вернуться. Но любовь к своему народу, глубокая вера в Бога и смирение перед Его волей дали ему силы на этот подвиг. И там, в Орде, князь совершил еще один подвиг веры.
    Благодаря мудрому правлению великого князя Александра, Русь сохраняла себя, свою веру, свои традиции.
    4. Святой князь Александр Невский
    Из Орды князь возвращался на Русь совсем больным, во что бы то ни стало стремясь вернуться домой. Но доехал только до города Городца. Там он окончательно слег и почувствовал приближение смерти.
    «Тихо лампада пред образом Спаса горит;
    Тихо игумен пред ним на молитве стоит;
    Тихо бояре стоят по углам;
    Тих и недвижен, лежит, головой к образам
    Князь Александр, черной схимой покрыт…                                                                      Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!
    Слышится в келье порой лишь болящего бред.
    Тихо лампада пред образом Спаса горит…
    Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит…
    Словно как свет над его просиял головой-
    Чудной лицо озарилось красой,
    Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
    Сердце ощупал его и чело-
    И, зарыдав, возгласил: “Наше Солнце зашло!”»
    (А.Н. Майков)
    Прошло много лет. И вот в 1724 году из Владимира в Санкт- Петербург были торжественно перенесены мощи святого князя Александра Невского и положены в монастыре (Александро-Невской Лавры)
    «О чем можно просить в молитве святого князя?» и «Для чего мы это просим?» (Мужества, ясного разума, крепости, сил и – смирения, чтобы и мы смогли сохранить и благоукрасить Россию.)
    Каким изображен на иконе святой князь Александр Невский?  (мужественным воином, великим полководцем, защитником Отечества)
    Почему он держит в руках крест и меч? (крест – святость, меч – воин)
    Александр Невский спасал Русское государство и православную веру, за что и был причислен церковью к лику святых.
    Мерная икона св.блг.князя Александра Невского, написанная в мастерской Данилова монастыря
    Глава 2.
    Герб сельского поселения Осташевское отражает его историю и природные особенности: фигуры из гербов владельцев усадьбы « Осташево» заимствованы для герба поселения (шестиконечные звезды — элементы герба князя Урусова, орел в гербе сельского поселения – из герба дворян Муравьевых; возвышающаяся над орлом голова льва  –  элемент герба рода Романовых; лазурный крест символизирует  Александровскую церковь, построенную и освященную А.В. Урусовым в 1777 г во имя благоверного князя Александра Невского. Усадьба и церковь были объединены под общим названием Александровской слободы, позднее – Александровское  –  Осташево. С этого времени престольный праздник для Осташевских селян 12 сентября –  день  Святого Благоверного князя Александра Невского — главный праздник на селе.
    1.История сельского храма.
    Интересными находками порадовал краеведов  2007 год. На улице Пионерской  села Осташёво при строительстве частного дома были обнаружены фрагменты различных частей здания Александровской (Спасской) церкви. Историческую ценность представляли: фрагмент напольной плитки; карниз церкви; основание колонны; фрагмент бетонной заливки под напольную плитку с отпечатками клейма производителя плитки.
    Об Александровской (Спасской) церкви, как выглядел храм, можно судить только по фотографиям в Осташёвском краеведческом музее.
    Немного истории. Как я понимаю её!!!
    С 1773года  владельцем села Осташёво ( раньше оно называлось Долгие Ляды-Успенское) становится А.В.Салтыков. Он решил построить в имении каменную Успенскую церковь с приделом святителя Алексия, митрополита Московского на правом берегу реки Рузы, напротив усадьбы. Одноглавая церковь в стиле барокко. Отделка ещё не была закончена, когда Салтыков продал имение графу А.В.Урусову (1729-1813) Новый хозяин достроил церковь и освятил её во имя князя Александра Невского. В 1781 году была освящена трапезная Александровской церкви. Полностью храм освятили только в 1786 году.
    Александровская церковь в первоначальном виде простояла 80 лет. Очередной владелец имения Н.П.Шипов с обеих сторон трапезной пристроил два придела. Престол Успения Божией Матери был перенесён в южный придел, а в северном- устроен престол во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. При Шипове Н.П. в храме заново выполнили главный  четырехъярусный иконостас. Обновили ризницу. Купол церкви шатёр колокольни покрыли белой жестью, трапезную – железом. Четырёхгранный ярус звона стал восьмигранным, и на него подняли колокол в 105 пудов. Церковь и колокольню оштукатурили с добавлением толчёного кирпича. Старожилы говорили, что «церковь была розовая» В 1861 году Н.П.Шипов Александровскую церковь пожелал переосвятить в Спасскую. Но прихожане этого не признали. До настоящего времени осташёвцы 12 сентября празднуют престольный праздник, в день святого благоверного князя Александра Невского.
    Последний владелец усадьбы К.К.Романов любил отдыхать вместе с семьёй в селе Осташёво. Сын К.К.Романова  Олег, герой Первой мировой войны, был захоронен в 1920 году в ограде Александровской церкви.
    В конце 30-х годов 20 века церковь была разрушена. Из её кирпича была построена одноэтажная школа начальных классов. А на месте Александровской церкви  была яма, откуда местные жители брали кирпич для своих построек. Теперь на этом месте частные дома.
    Как жаль, что мы, потомки, не могли сохранить белорозовое чудо – Александровскую церковь (церковь святого благоверного князя Александра Невского)
    Заключение
    Этот благоверный князь, как и все люди, не был идеальным. Были у него свои достоинства и недостатки. Но в веках остались сведения о нем, как о мудром правителе, доблестном военачальнике, милосердном и добродетельном человеке.
    Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Может, это и обеспечило ему народное почитание и славу в веках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.
    Я думаю, что самым главным является вера в Бога, которая помогает нам во всём. Недаром, этот мудрейший князь был причислен к лику святых. Как жаль, что в нашем селе до сих пор не нашлось возможности восстановить Александровскую церковь благоверного князя Александра Невского.
    Литература
    1. «Волоколамский край» № 34, 24 АВГУСТА 2007 ГОДА
    2. Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов. Протоирей Олег ПЭНЭЖКО. 2003 ГОД
    3.Духовное краеведение Подмосковья. Москва 2007
    4. Интернет. Сайты:
    http://www.piplz.ru/page.php?id=260
    http://ru.wikipedia.org/wiki/
    http://www.peoples.ru/state/statesmen/aleksandr_nevsky/
    5. Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. Москва 2003 год.
    6. Скоробогатько Н.Русские святые. Москва, 2004 год.
    7. Федотов Г. Святые Древней Руси. Москва, 1990 год.

  5. Несколько лет назад ТК “Россия” проводил среди телезрителей опрос, пытаясь выяснить, кого из деятелей российской истории, прошлой и нынешней, можно считать самым великим. Лидировал в этом опросе Александр Невский. Что не удивительно.
    Князь Александр Невский всю свою жизнь посвятил делу служения родине. Он укреплял ее границы, заботился о ее процветании и о благосостоянии населения, укреплял православную веру и издавал законы.
    В 20 лет он одержал свою первую важнейшую победу, после которой за ним навечно закрепилось его гордое прозвище – Невский. Ему не только удалось выгнать шведов с российской территории, но и отбиться от тевтонских рыцарей, представлявших в те годы большую опасность (доп. информацию о полководческом искусстве великого князя можно найти здесь и здесь).
    Все свою жизнь он служил отечеству, делая все от него зависящее для ее процветания и суверенитета.
    Наследники князя, не обладающие такими талантами, не смогли продолжить его дело, и после его смерти Русь распалась на мелкие феодальные княжества.
    **
    В знак почитания заслуг Александра Невского в 1725 был учрежден орден его имени. Эта награда является единственной, которая сохранилась на протяжении уже почти трехсот лет. Им награждали в императорской России, в советской России, награждают этим ордером и сегодня – за выдающиеся заслуги.

  6. Александр
    Великий князь Александр Невский — талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель — все силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. А Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь, оказанную народу во времена тяжелых испытаний и лишений.
    Великому князю Владимирскому Александру Невскому выпала нелегкая судьба: «для спасения Руси он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирения инока» . Слава этого человека была велика уже при жизни. Главные сражения, выигранные князем, — битва на Неве со шведами в 1240 году и Ледовое побоище с немецкими рыцарями (крестоносцами) на Чудском озере в 1242 году.
    Понимая, что монгольское рабство — это унизительное и тяжкое бремя, он, тем не менее, приложил немало усилий к сохранению мира с Ордой, который давал ему возможность все силы бросить на отражение агрессии со стороны католического запада. Окатоличивание для православной Руси означало не только физическое уничтожение, но и духовную смерть.
    В отличие от татар крестоносцы, благословленные римским папой, не только грабили и убивали, но и несли разрушение основ православной духовной культуры русского народа. Почитание князя Александра как святого началось почти сразу же после его кончины.
    6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой в 1941 году, а в 1942 году день Ледового побоища, 5 апреля, совпал с Пасхой. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского.
    И по сей день в народе живет вера в то, что Александр Невский охраняет северные и восточные границы Российского государства.

  7. Сочинение на тему “Сын земли Русской” (Про Александра невского.)

    Ответы:

    Князь Александр был сыном Ярослава, внуком Всеволода. Получил прозвище «Невский» за битву со шведами. Он был очень красив, силен и отличался большим умом. Атександр Невский посвятил свою жизнь борьбе с захватчиками, сам же верил искренне в бога и не отличался агрессивностью. Слух о его могуществе распространился за пределами Руси. Когда князь Александр узнал о том, что шведы готовятся к нападению, он «разгорелся сердцем» и встал на защиту Роди­ны. Автор говорит, что Бог помогает Александру, так он утвер­ждает торжество христианства. Александр победил короля, а в скором времени сражался с немцами. Тоже одержал победу. Александр Невский всегда имел верных соратников, которые отличались мужеством, силой, искренне служили общему делу. Всегда на стороне князя были высшие силы, Бог. Особенным был его последний подвиг. Он защищал Русь от нападок хана Батыя, ему удалось «отмолить людей от беды той», то есть от попыток Батыя заставить россиян «воевать вместе с ним». Основное его воинское правило: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он всегда старался быть справедливым, искренне заботил­ся о благополучии людей. После его кончины люди скорбели, считали, что потеряли «солнце земли Суздальской». «И были вопль, и кричание, и тоска, так никогда не бывало. И земля сотрясалась». Такова была любовь людей к этому князю, который в пос­ледствии был причислен к лику святых.

  8. Сегодня исполняется 750 лет со дня праведной кончины святого благоверного великого князя Александра Невского. Он скончался 24 ноября (6 декабря по н.ст.) 1263 года, в Городце, возвращаясь из Орды, куда отправился в 1262 году, чтобы отмолить Русь от татарского нашествия за всенародное восстание против нетерпимого ордынского ига. Это ему удалось, но, к сожалению, это было последнее его деяние. На пути из Орды святой князь Александр Невский заболел и умер.
    Существует мнение, что он был отравлен в Орде, потому что новый хан Берке, во-первых, не желал усиления Руси и опасался святого князя Александра, видя его собирательным центром русских сил; во-вторых, ненавидел всё, что было связано с его предшественником – ханом Батыем. А святой князь Александр ценой многих трудов и унижений смог установить с Батыем хорошие отношения, послужившие спасению Руси. За это ему и мог отомстить коварный Берке. К тому же, в отличие от терпимого язычника Батыя, Берке был мусульманином и стремился насадить ислам в России, что было сорвано восстанием 1262 года. Если эта версия верна, то святой благоверный князь Александр украсился и венцом мученичества как за русский народ, так и за Православную Церковь.
    Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий
    Перед кончиной он принял монашеский постриг с именем Алексий, присоединясь к тем самым ангельским силам, которые даровали ему победу в Невской битве и на Чудском озере. Само по себе это имя символично. Во-первых, оно означает «защитник» и сродно имени Александр – «защитник мужей». И святой князь Александр своим мечом защитил Русь и мужей русских от порабощения с Запада, а своим смирением – от конечной погибели с Востока. Во-вторых, оно связано с преподобным Алексием, человеком Божиим, некогда знатным юношей, который ради Христа обнищал и странствовал по миру, а потом неузнанным вернулся в свой дом. Нечуткость и глухота окружающих причинили праведнику много страданий в родном доме, прежде чем Господь украсил его славою по кончине его. Во многом судьба святого князя Александра Невского сходна с судьбой Алексия, человека Божия. Вся его жизнь – войны, труды и скорби. К нему полностью приложимы слова, сказанные о Данииле Галицком: «Почнем же повесть о бесчисленных ратех, крамолех и мятежах». Ради Бога и народа Божия он не знал покоя, прошел Евразию от знойных песков Каракорума, где принужден был кланяться великому хану Гуюку, до ледяных скал северной Финляндии, где сражался со шведами в 1256 году. То он в бою со шведами, немцами и литовцами, то на пути в Орду – утолять дарами татарскую жадность и злобу. Он, не оставляя высоты княжества своего, духовно обнищал ради Христа и ежедневно готов был умереть за Православную Церковь и русский народ. И при этом – глухое непонимание со стороны своих же соотечественников и единоверцев, облагодетельствованных им.
    Во всей глубине святой князь Александр познал людскую неблагодарность, когда гордые и кичливые новгородцы после Невской победы указали ему путь из Новгорода. Он смиренно ушел, а Новгород претерпел наказание за свою неблагодарность: немцы взяли вначале Изборск, а затем Псков предательским пособничеством немецкой партии. И лишь великие беды заставили этих жестоковыйных свободолюбцев поклониться святому князю, добывшему для них победу. И когда святой князь Александр побуждал новгородцев платить дань татарам, чтобы облегчить участь Русской земли, те ответили ему мятежом, и даже его сын Василий предал своего отца и присоединился к ним.
    Далеко не все современники понимали князя. И это непонимание, глухая вражда к его святому имени продолжается до сего дня. Чрезвычайно показательна позиция одного из героев романа А.И. Солженицына «В круге первом»:
    «– Александр Невский для меня – совсем не герой. И не святой. Так что это – не похвала.
    Рубин стих и недоумело переглянулся с Нержиным.
    – Чем же это тебе не угодил Александр Невский? – спросил Глеб.
    – Тем, что он не допустил рыцарей в Азию, католичество – в Россию! Тем, что он был против Европы! – еще тяжело дышал, еще бушевал Сологдин».
    Но прежде чем судить и бушевать, вдумаемся, а почему святой князь Александр был против Европы? Да потому, что он понимал одну простую вещь: Русская цивилизация и западная были несовместимы по своей сути. Если верховным правителем и символическим сувереном западных народов считался император Священной Римской империи, то русские люди молились за «греческого царя» – византийского императора. Если западные народы обязывались подданству «викарию Христа» и «святому Петру», то русские хранили послушание Константинопольскому патриарху – Вселенскому, сообразно его титулу, и, по словам Эпанагоги, «имеющему попечение о всей Вселенской Церкви»[1].
    Он понимал одну простую вещь: Русская цивилизация и западная были несовместимы по своей сути
    Два вселенских параллельных «проекта» были несовместимы, поскольку, с одной стороны, внешне слишком близки, с другой – кардинально отличны друг от друга. Для православных в монашестве главное – молитва и созерцание, для католиков – внешняя мирская деятельность, в том числе и война. Для духовной элиты Запада – обращение прежде всего к интеллекту, а для духовных вождей Востока – преимущественное внимание к сердцу. Для католиков было характерно агрессивное, насильственное миссионерство, для православных – по преимуществу спокойная, мирная, ненасильственная проповедь. Другая отличительная черта западного мира – агрессивность и «восходящее властвование». Если и русский, и византийский мир жил истиной: «война стоит до мира», то западный жил в категориях перманентной, постоянной войны. Характерно, что сама идея борьбы за гроб Господень – не византийская, а чисто западная, к тому же возникшая после 1054 года.
    Отличительная черта западного мира – агрессивность и «восходящее властвование»
    Отличались Запад и Русь и по своим социальным характеристикам: русскому миру не было присуще то жесткое и устойчивое сословное, почти кастовое деление, которое характеризовало западный мир. Согласно исследованиям И.Я. Фроянова и других ученых, Киевская и монгольская Русь не знали феодализма в западном смысле этого слова[2]. Если среди православных народов права крестьянства были хоть как-то защищены, то этого нельзя сказать о Западной Европе: виллан был беззащитен перед феодалом, который искренне считал его недочеловеком, полуживотным или чудовищем. Ни для Руси, ни для Византии не были возможны такие строки, как, скажем, «сирвента» Бертрана де Борна:
    Любо видеть мне народ
    Голодающим, раздетым,
    Страждущим, необогретым.
    Чтоб крестьяне не жирели,
    Чтоб лишения терпели,
    Надобно из года в год
    Век держать их в черном теле.
    Феодал-разбойник – типичная фигура для Запада. Но рано или поздно его вожделения встречали ограничения и отпор – либо со стороны других феодалов, либо верховной власти, либо городских коммун, либо Католической церкви. Западное общество жило в обстановке непрекращающейся войны всех против всех, и рано или поздно эта война преодолевала границы Западного мира и переносилась in partes infidelium – в страны неверных, в том числе на Русь.
    И святой князь Александр промыслительно разглядел антихристианскую сущность католического Запада, его свирепый и неуемный натиск на Восток («Drang nach Osten»), его желание ассимилировать и покорить народы, и не только языческие, но и православные.
    И, напротив, он ясно осознал ту истину, что татарам нужна дань и покорность, но русскую душу они не тронут, поскольку они веротерпимы и безразличны к духовной жизни покоренных народов. Им нужна материя, а Западу – душа русского человека, которую Запад пытался и пытается пересоздать по своему образу и подобию.

  9. 9
    Текст добавил: Талантливые Нюшата

    Раненая Русь истекала кровью, и мука ее отзывалась болью в сердце Александра. И, словно защищая попранную честь России, юный Александр Невский стал одерживать одну победу за другой, которые современникам казались просто неимоверными. Александру Невскому минул 21 год, когда он одержал победу над шведскими войсками на берегу реки Невы. Утром перед битвой на берегу залива в устье Невы показалась большая ладья, двигавшаяся быстро под взмахом весел неутомимых гребцов. А на ладье в червленых ризах стояли два русских витязя. Многие воины слышали, как один из них сказал: «Брат Глеб, вели грести скорей, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу…» Шведы были разбиты, Александр сам «возложил печать» на лицо их предводителя, зятя шведского короля, Биргера. Впоследствии новгородцы утверждали, что в рядах русских воинов сражались ангелы Божии, что силы небесные помогли победить шведов. Много побед одержал князь и его войско. Но не в победах Александра над шведами, немцами и литовцами заключается настоящий подвиг этого великого человека. Став князем, Александр принес в жертву свою рыцарскую честь и достоинство непобедимого полководца. Один Бог знает, каких душевных мук ему это стоило. Для блага России Александру приходилось не раз ездить в Орду и утолять ханский гнев просьбами и смирением перед ханом. И в этом страдании вольнолюбивой рыцарской души, в этом медленном питье капля за каплей чаши унижения и горя разрывалось благородное сердце великого князя. Умер Александр, возвращаясь в очеред- ной раз на родину из Орды. Остановилось, переполнившись страданиями, сердце великого князя… И когда митрополит во Владимире за обедней вышел к народу и воскликнул: «Чада, солнце Земли Русской закатилось! Нынче благоверный князь Александр умер», — народ в один голос воскликнул: «Погибаем!» Сбылась детская мечта Александра — служить России, вкладывая в служение всю душу, а если потребуется, то и жизнь… Солнце Земли Русской, святой благоверный великий князь Александр Невский, князь с золотым сердцем и чистой душой отдал свою жизнь за Россию, которую хотел видеть счастливой и свободной… «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Петра 4:19).

  10. “Герой нашего времени” – главные герои

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать…

    “Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки…

    “Маленький человек” в повести Гоголя “Шинель”

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из…

    “Маленький человек” в произведениях Гоголя

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы…

    “Судьба человека” главные герои

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много…

    1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

    Сочинение “Война и мир” Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и…

    Silentium Тютчев анализ стихотворения

    Данное стихотворение великого поэта полностью посвящено главной проблеме любой творческой личности — одиночеству. Это философское, лирическое стихотворение наполнено сокровенными мыслями самого поэта. Тютчев затрагивает проблему взаимоотношения людей и пытается найти ответы на извечные вопросы.В первой строке стихотворения явственно чувствуются опасения и страх самого поэта быть непонятым. И…

    «БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ…» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», вариант 2)

    «Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не…

    «БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ» В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

    Сочинение по литературе.Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого — природа, любовь и песня.Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес — обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда…

    «ВЕЛИКАЯ ЗЕМНАЯ ЛЮБОВЬ» В ЛИРИКЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

    Сочинение по литературе.Лирика Ахматовой первых ее книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — это лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось в «романности» ее любовной лирики — каждая книга стихов представляет собой как бы лирический роман, состоящий из многих историй любви. Это и рассказ о сероглазой девочке и убитом короле, и рассказ о прощании у ворот (стихотворение «Сжала руки под темной…

  11. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Это как бы звезды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа. Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, предстателями за него пред Богом, к ним в тяжелые годины обращается народ с молитвою о помощи, их небесной защите приписывает счастливые события и случаи избавления от разных бедствий.
    Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,— одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из чих не вспоминают потомки с таким теплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой — вклад его в строительство Российского государства бесценен.
    Как полководец он по праву может почитаться великим, ибо за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой. Но есть нечто, что делает ему особую честь: в ту мрачную эпоху беспрестанных междоусобных войн меч его ни разу не обагрился русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной усобице. Может быть, именно это, подсознательно запечатлевшись в народной памяти, и создало ему такую добрую славу.
    Как государственный муж он велик не менее, ибо сумел правильно ориентироваться в чрезвычайно трудной и сложной обста-новке, созданной татарским нашествием, и первым стать на тот единственно верный путь, идя по которому его преемники и потомки — князья московские пришли к единодержавию и к победе над Ордой. А для того чтобы пойти против течения и сознательно избрать именно этот путь,— тогда казавшийся таким неблагодарным,— нужно было обладать исключительными каче-ствами ума и духа.
    Четыре с небольшим десятка лет жизни Александра Невского — это сгусток исключительных по важности для Руси событий, в которых многое определилось его талантом полководца, администратора и дипломата. Сложность трудов тяжких, выпавших на долю этого человека, переплеталась с драмами личной жизни. Его отца, великого князя владимирского, слуги привезут мертвым из Каракорума. Туда отец был вызван для утверждения на княжение, там ханша Туракина, мать монгольского хана Гуюка, в знак высочайшей милости покор¬мила князя из своей руки, а в еде была отрава. Внезапно умрет в день свадьбы старший брат Федор. Рано князь потеряет свою умную советчицу мать Феодосию Игоревну. Это она отсоветовала ехать в Каракорум, где Александру обещали ярлык великого князя Руси,— материнское сердце чувствовало, что постигнет сына отцовская участь…
    Были, конечно, и радости. Может быть, в тревожной и трудной жизни, как это ни покажется странным, их больше, чем в жизни ровной и вялой,— солнышко заметнее рядом с грозовой тучей.  Девятнадцати лет — не но расчету, а по любви — Александр женился на Александре, дочери полоцкого князя Брячислава. На Полоцко-Минское княжество, не разграбленное монголо-татарами, зарились рыцари-крестоносцы и особенно литовские князья. Так что Александр получил в приданое за невестой обязанность защищать от врагов и земли новой родни.    Недолги были свадебные торжества. Александр занялся устройством укрепле¬ний по реке Шелони, на пути, ведущем в Новгород с запада. Подновили прежние городки, поставили новую крепость Городец, окружили ее рвом, валом и бревенчатой оградой. В том же году, 1239-м, Александр выставил охрану у впадения реки Невы в Финский залив. В тех болотистых краях жило языческое племя ижорян, его старейшина Пелгусий был назначен на-чальником стражи.
    Была середина 1240 года. Северо-восточная Русь исстреляна стрелами, иссечена саблями. Теперь монголо-татары жгут и убивают в южной части Руси. Взяты и разграблены Чернигов, Переяславль… Скоро заскрипят повозки, заревут верблюды у Киева, многотысячные отряды всадников окружат его, день и ночь будут бить в стены осадные машины, полетят в город бочки и горшки с горючей жидкостью. Продержавшись десять недель, Киев надет под напором огромного войска Батыя.   А в северо-западном краю Русской земли своя беда. Шведы задумали завладеть финскими и соседними новгородскими землями, чтобы, по желаю папы, распространить здесь римско-католическую веру. Зять короля, Биргер, сам принял начальство над шведским ополчением и послал Александру надменный вызов: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю землю твою». В 1240 году шведские корабли с большим войском под начальством Биргера вошли в устье Невы и стали на якорь при впадении в нее речки Ижоры. Шведы, видно, рассчитывали  подняться по Неве, плыть через озеро и врасплох напасть на Ладогу затем по Волхову идти на Новгород. Но Александр тоже не медлил. Помолился он у Св. Софии, получил благословение от владыки, наскоро собрал сколько мог рати. Невелика была она, но он бодро пошел с нею к устью Волхова. «Не в силе Бог, а в правде!» — говорил он.
    Шведы, утомившись морским переходом, устроили себе отдых. Простые воины отдыхали на судах. Начальникам и рыцарям слуги поставили шатры на берегу. У леса выгуливались сведенные с судов рыцарские кони. Биргер был уверен, что новгородцы не смогут собрать такую силу, как у него. Знал он, что Александру не поможет и родное Владимирское княжество, оно само в бедственном состоянии. Ведь и трех лет не прошло после разорения княжества монголо-татарами.
    Новгород до приезда шведских послов был уже на ногах. Боярский совет одобрил решение князя — немедля идти к Неве и, пока враги пребывают в самоуверенной беспечности, ударить на них. Александр располагал только своей небольшой дружиной и отрядом воинов-новгородцев. Heдостаток сил нужно было возместить внезапным нападением на шведский лагерь.
    Спешно шли русские войска вдоль Волхова к Ладоге. Пополнились отрядом ладожан. Затем при¬соединились воины-ижоряне. И успели как раз. Надменные рыцари даже не выста¬вили постов на подходах к лагерю.
    Итак, внезапность достигнута. Биргер, пируя в шатре, шитом золотыми нитями, не догадывается, что противник скрыт лесом всего лишь на расстоянии полета стрелы. Но это только часть того, что готовит шведам гибель. Недаром Александр читал о походах другого Александра – Македонского, еще мальчиком участвовал в походах отцовской дружины, слушал рассуждения воевод перед боем. Таясь, он осмотрел место скорой теперь битвы и, что свойственно выдающимся полководцам, сразу увидел слабость шведской позиции. Слабость состояла в том, что часть войска была на берегу, а часть на судах: суда же соединялись с крутым берегом сходнями. Если в начальный момент боя сбить сходни, то враг потеряет свое преимущество в численности.
    Новгородцы приготовились к атаке. Было утро 15 июля 1240 года. Протрубил рог. Конный отряд Гаврилы Олексича выскочил из леса и ринулся вдоль реки, сбивая сходни. Шведы, находившиеся на кораблях. не могли прийти на помощь тем, кто был  на берегу. Неприятель оказался разъединенным на две части. Дружина во главе с самим Александром нанесла но шведам главный удар. Навязался жестокий бой.
    Александр находился в самой гуще сражавшихся. Он распоряжался как полководец и бился как воин. Летописец сообщает, что князь самому Биргеру «возложи печать на лице острым своим копнем». Отважно сражались и другие. Гаврило Олексич действовал у самой во¬ды, не пуская неприятеля с берега на суда и с судов на берег. Когда он увидел, что шведы уводят на судно королевича, то на коне ринулся за ним. Шведы столкнули храбреца вместе с конем в воду. Дружинник выбрался на берег и оказался поблизости от шведского военачальника, сразился с ним, убил его, затем рубился с епископом и тоже убил.
    Пеший отряд новгородцев разрушал суда. Командовал им Миша (кроме имени, летописец ничего не сообщает об этом че-ловеке). Рубили топорами борта ниже ватерлинии и потопили три судна.
    Дружинник Сава на коне пробился через ряды слуг и оруженосцев к шатру Биргера. Топором срубил шатерный столб, дорогое полотнище упало на землю, как выбитое из рук врага знамя.
    Вечером сражение окончилось. Шведы, бежавшие на суда, подняли паруса. Неприятельский флот пошел в сторону Финского залива. А те, кто остался на берегу, были мертвы. Ими нагрузили два захваченных судна, пустили с поднятыми парусами вдогонку за живыми. Не всем хватило места на скорбных судах. Новгородцы «исконаше яму, вметаша их в ню бещисла». В войске Александра потери были удивительно малы: погибло около двадцати воинов.
    Обычно к имени князя прибавляли название города, в котором он княжил. К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. Александр Невский — так и мы зовем знаменитого полководца.
    Новгородцы любили Александра, но все-таки он не смог долго ужиться с ними: он хотел большей власти и не выносил вечевых беспорядков. Вскоре после невской победы он выехал из Новгорода. А между тем Новгороду очень нужен был в это время такой именно князь, как Александр. Большая опасность грозила Новгородской области со стороны немцев.
    Немцы завладели  несколькими русскими городами, настроили новых на месте русских поселений. Первым они взяли пограничный городок Изборск. От него до Пскова всего 30 километров. Псковичи спешно собрали пятитысячное ополчение, вооружились тем, что было, и пошли выручать соседа. Потеряв в кровопролитной сече  больше полутысячи ратников, не освободив Изборска, ополчение едва пробилось назад к Пскову. Рыцари намеревались ворваться в город вслед за отступавшими. Но стража вовремя затворила ворота. После недельного стояния у города рыцари принялись грабить и жечь окрестности. Одновременно действовали послы ордена. Среди предателей ордена нашлись предатели. Они уговорили горожан примириться с немцами и впустить их в город. Так невзятый город оказался в руках врага.  Неприятельские отряды доходили уже до окрестностей Новгорода, стояли в тридцати верстах от него, пе-рехватывали купеческие обозы и наносили большой ущерб новгородской торговле. Тогда новгородцы стали просить Александра выручить их из беды; сам владыка новгородский отправился просить об этом Александра. Дело ка¬салось не одного Новгорода, а всей Русской земли. Александр согласился и прибыл в Новгород.
    Немедленно принялся он очищать Новгородскую область от врагов, разо¬гнал их отряды, взял Копорье, где было утвердились немцы. С пленными обходился он очень милостиво, но изменников беспощадно вешал. Затем он дошел до Пскова, освободил его от немцев, двух немецких наместников Пскова отправил в оковах в Новгород. После этого Александр вошел в чудскую землю, во владения ордена.
    От Пскова на север лежит Псковское озеро, еще севернее — озеро Чудское. Они соединяются широкой протокой. Крестоносцы находятся на западе от озер.  Александр решил отойти назад и по-строить свои полки у восточного берега протоки, между озерами. В те времена не сражались на пересеченной местности, сходились на месте ровном и открытом. Здесь, на заснеженном льду, крестоносцы должны принять вызов Александра. Боевое построение немецких рыцарей называется «кабанья голова». Все войско строит¬ся в виде клина: его острие — одетые в латы рыцари, их кони тоже покрыты железом и по бокам клина рыцари, а внутри этой подвижной брони — пехота. Неудер¬жимо и грозно движется клин — «кабанья голова» — на противника, рассекает его строй, проходит сквозь шеренги, дробит затем на части и уничтожает сопротивляю¬щихся и бегущих. Много побед одержали таким образом рыцари над пешими войсками разных стран. У Александра войско в основном пешее. Крестоносцы, имея под собой ровную местность, а противником — пехоту, несомненно, начнут сражение в излюбленной, проверенной манере.
    Александру и его воеводам прийти к такому выводу было нетрудно, они хорошо знали тактику крестоносцев. А вот что противопоставить такой тактике? Одной храбростью победы не добьешься.
    В традиционном боевом построении русских самым сильным был срединный полк. Полк левой руки и полк правой руки, что по обе стороны от срединного, слабее. Это известно военачальникам крестоносцев. И Александр решил: срединный полк будет состоять из ополченцев — горожан и селян, вооруженных копьями, топорами, засапожными ножами; опытныины, закаленные, хорошо вооруженные, встанут на флангах, там же разместятся конные дружины.
    Что же произойдет благодаря такому нововведению? «Кабанья голова» легко прошибет срединный полк. Рыцари посчитают, что главное дело уже сделано, но в это время с флангов навалятся на них
    могучие бойцы. Придется рыцарям вести бой в непривычных условиях.
    Что придумать, чтобы острие застряло позади пробитого им срединного полка? Позади срединного полка Александр рас-порядился поставить сани, на которых везли оружие, доспехи и продовольствие. За санями, за этой искусственной преградой, начинался берег, усеянный большими валунами — преграда естественная. Между саней, между камней не очень-то поскачешь на лошади, отягощенной железом. Зато ополченец, одетый в легкий доспех, будет действовать среди преград ловко, он сразу получит преимущество перед медлительным рыцарем.
    Так, Александр Невский готовил победу своему войску.
    Перед срединным полком стояли стрелки-лучники. Они первыми вступили в сражение.
    Войско крестоносцев-рыцарей в шлемах с рогами, когтистыми лапами и иными устрашениями, в белых с черными крестами плащах, с длинными копьями, прижатыми к бедру, прикрывшись щитами, двигалось как таран. Железные намордни-ки, надетые на лошадей, превратили привычных животных в чудовищ. В середине клина, стараясь не отставать от всадников, бежали с секирами и короткими мечами рыцарские слуги и пехота.
    Подпустив «кабанью голову» на несколько сот метров, русские лучники начали осыпать ее стрелами. Шесть прицельных стрел в минуту может выпустить хороший стрелок. Под свистящим градом стрел немецкий клин несколько сузился, на какую-то долю потерял свою разруши¬тельную силу. Но все равно его удар по срединному полку был неудержимо мощ¬ным. Полк распался на две половины — как березовый чурак под ударом колуна… Русские называли рыцарский строй менее
    почтительно, чем сами германцы, – не «кабаньей головой», а «свиньей». Лето¬писец писал: «Наехаша на полк немци и чудь и нрошибошася свиньею сквозь полк…»
    Теперь, по опыту прежних сражений, рыцарям надлежало дробить боевой по¬рядок русских на части, сечь бегущих мечами. Но картина оказалась иной. Опол¬ченцы откатились за обозные сани и не побежали дальше. Рыцари, выскочив на
    берег со льда, медленно кружили среди камней и саней, получая со всех сторон удары.
    Александр не искал встречи с предво¬дителем крестоносцев, как было принято в те времена и как поступил сам на Неве, а следил за развитием обстановки. Сейчас действовали друг против друга большие человеческие массы. В этом сражении по¬лезнее, чем личный пример, был своевременный приказ полководца. Александр дал знак вступить в сражение полкам правой и левой руки. Новгородцы, ладожане, ижоряне, карелы с одной стороны, суздальцы – с другой навалились на рыцарскую «свинью»…
    «…Труск от копий ломления и звук от сечения мечного…» — так скажет лето¬писец о том моменте сражения.
    Конные дружинники напали на противника с тыла. «Свинья» была окружена. Сбившихся в кучу рыцарей, перемешав¬шихся со своими кнехтами-пехотинцами, русские воины стаскивали с коней крюками, пропарывали животы лошадей ножами. Спешенный рыцарь был уже не такой грозный, как сидевший на коне. Весенний лед ломался под тяжестью борющихся, рыцари тонули в полыньях и проломах. «Немци ту падоша, а чудь даша плеща». Подневольные пешие воины-эсты «дата плеща» – показали плечи, искали спасение в бегстве. Вскоре и рыцари, нарушив обет быть до конца стойкими, начали прорываться из кольца. Части крестоносцев удалось это. Александр приказал преследовать беглецов. До противоположного бе¬рега протоки — на многие версты – лед был усеян телами врагов.
    Так закончилось сражение. Было 5 апреля 1242 года.
    Много русских воинов в тот великий день «кровь свою прольяша». Но враг по¬нес потери еще большие. Только рыцарей было убито полтысячи. Полсотни рыцарей попало в плен.
    Полки Александра под звуки труб и бубнов подходили к Пскову. Ликующие люди высыпали из города встречать победите-лей. Смотрели, как ведут крестоносцев подле их коней; рыцарь, идущий около коня с непокрытой головой, терял, но правилам ордена, рыцарское достоинство.
    Потрясающий урок получили германцы. Летом в Новгород приехали послы из ордена и просили у Александра вечного мира. Мир был заключен. Говорят, что то¬гда-то Александр произнес слова, став¬шие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
    Несколько веков германцы вытесняли с исконных земель славян и прибалтов. Мало — вытесняли. Истребляли под ко¬рень. И вот впервые захватчики получили сокрушительный удар. Эта победа па многие-многие годы — на полтора века — оста¬новила германцев у западных границ Руси.
    Эхом взятия Копорья было восстание эстов на острове Сарема, Эхом Ледового побоища стало восстание против кресто-носцев племени куршей на Налтийском побережье; к ним на помощь с многоты¬сячным войском пришел литовский вели¬кий князь Миндовг. Восстали пруссы — тоже поморское племя; им помог войском польский князь Святополк. Рыцари — на этот раз Тевтонский орден   были раз¬громлены у Рейзенского озера.
    Князь Александр Ярославич отчетливо понимал, что сохранить в неприкосновен¬ности северо-западные границы Руси, а также держать открытым выход в Балтийское море можно лишь при условии мирных отношений с Золотой Ордой, воевать против двух могучих врагов у Руси тогда не было сил. Вторая половина жиз-ни знаменитого полководца будет славна не военными победами, а дипломатическими, не менее нужными, чем военные.
    Между тем многим соотечественникам Александра его политика мира с Ордой казалась ошибкой. Даже самые близкие люди –  брат Андрей и сын Василий   перейдут в ряды сторонников неотложной войны против монголо-татар.
    Александр всеми средствами старался ублажить хана и его сановников чтобы избавить Русскую землю от новых бед.  Только в 1252 году хан признал Александра великим князем и дал ему Владимир. С этого времени пришлось ему взять на себя тяжелое дело. Нелегко было ему раньше отбиваться от западных врагов, но зато блестящие победы, воинская слава, чувства народной радости и благодарности были тогда наградою ему за тяжелые воинские труды. Теперь ему приходилось унижаться перед ханом, заискивать расположения сановников его, одаривать их, чтобы спасти родную землю от новых бед; приходилось уговаривать свой народ не противиться татарам, уплатить требуемую дань. Даже иной раз приходилось ему самому, в случае сопротивления, силою заставлять свой народ исполнять требования татар. Конечно, болезненно сжималось сердце
    Александра, когда ему приходилось наказывать своих людей за непослушание татарам. Многие в то время думали, что Александр не жалел своего народа, действовал сообща с татарами, и злобились на него. Немногие понимали тогда, что тяжелая необходимость заставляла Александра так действовать, что, поступи он иначе, новый страшный погром татарский обрушился бы на несчастную Русскую землю.
    В 1256 году новый хан (Берке) приказал сделать вторую перепись на Руси. (первая перепись была сделана при Ярославе Всеволодовиче.) В земли рязанскую, муромскую и суздальскую явились татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников; всех жителей, исключая духовных лиц, переписывали, чтобы обложить поголовною данью. Новый хан пожелал, чтобы перепись была сделана и в Новгороде. Когда весть об этом дошла до Новгорода, поднялся здесь мятеж. Новгород не был, подобно другим русским городам, покорен татарским оружием, и новгородцы не думали, чтобы им пришлось добровольно платить постыдную дань. Чувствовал Александр, что быть беде, но не мог ничего сделать в пользу Новгорода. Прибыл он сюда с татарскими послами, которые требовали десятины. Новгородцы наотрез отказались уплатить дань; однако ханских послов не только не обидели, но даже одарили и с честью отпустили домой. Народ волновался. Многие злобились на Александра за то, что он держал сторону татар. Новгородский князь Василий, сын Александра, был на стороне недовольных новгородцев. Тяжело было его положение; не понимал и он, как большинство новгородцев, какая беда может постигнуть ослушников хана: стать на сторону отца, по мнению князя Василия, значило — изменить Новгороду, а противиться отцу было ему тяжело. Кончил он тем, что бежал во Псков. Александр на этот раз сильно озлобился, выгнал сына своего из Пскова, а некоторых новгородских бояр, главных зачинщиков мятежа, жестоко казнил.
    Сильно волновались новгородцы. Напрасно более благоразумные уговари¬вали народ покориться тяжкой необходимости.
    — Умрем честно за Св. Софию и дома ангельские,— кричал народ,— сложим головы наши у Св. Софии!
    Однако страшная весть о том, что ханские полки идут на Новгород, и увещания некоторых благоразумных бояр наконец подействовали. Волнение улеглось. Татарские численники ездили по новгородским улицам, переписали дворы и удалились. Хотя после этого татарские чиновники не приезжали в Новгород собирать дань, но новгородцы должны были участвовать в платеже дани татарам — отдавать свою долю дани великим князьям. Только что успокоился Новгород, в других городах поднялась смута. Татарские сборщики собирали дань самым бесчеловечным способом. Брали дань с лихвою, забирали пожитки в случае недоимок, а из бедных семей уводили людей в неволю. Притом они грубо обращались с народом. Невмоготу стало терпеть. В Суздале, Ростове, Ярославле, Владимире и в других городах заволновался народ, и сборщики дани были перебиты.
    В сильную ярость пришел хан. В Орде собирались уже полчища: готовились татары страшно наказать мятежников. Александр поспешил в Орду.
    Видно, нелегко ему было ублажить хана и его приближенных, зиму и лето пришлось ему прожить в Орде. Зато ему удалось спасти родную страну не только от нового погрома, но и выпросить для нее важную льготу: по просьбе Александра хан освободил русских от обязанности поставлять татарам  вспомогательное войско. Тяжело было бы русским биться за татар, проливать свою кровь за злейших врагов своих!..
    Из Орды Александр возвращался больным. Крепкое его здоровье было надорвано постоянными тревогами и трудами. С трудом, еле перемогаясь, продолжал он свой путь. Доехал он до Городца. Здесь окончательно слег. Когда почувствовал он приближение смерти, принял схиму. Ночью 14 ноября 1263 г. его не стало.
    Скоро дошла до города Владимира скорбная весть о кончине Александра. Митрополит Кирилл, служивший в это время обедню, обратился к народу со слезами на глазах и сказал:                             — Дети мои милые, закатилось солнце земли Русской! Народ долго оплакивал своего князя. Тело усопшего князя перевезли во Владимир. Несмотря на зимнюю стужу, митрополит Кирилл с духовенством встретил тело у Боголюбова, и от сюда со свечами и кадилами все духовенство провожало его до Владимира. Огромная толпа теснилась около гроба: каждому хотелось приложиться Многие громко плакали. 23 ноября тело Александра Невского погребли во владимирском монастыре Рождества Богородицы.
    Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим «ангелом-хранителем». Русская церковь причислила его к лику святых.

    Список использованной литературы

    1.    Синовский В. Д.           «Родная старина»        Москва, 1992.
    2.    Великий князь Александр Невский                  Москва,  1992.
    3.    Хрестоматия по русской военной истории      Москва, 1947.
    4.    Очерки истории СССР  (IX-XV в.в.)                Москва, 1953.
    5.    Митяев А.    «Ветры Куликова поля»                Москва, 1984.
    < Предыдущая Следующая >

  12. Сочинение на тему Александр Невский сын земли русской

    Ответы:

    Великий князь Александр Невский — талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель — все силы положил на защиту Русской Земли от иноземных захватчиков. А Православная Церковь прославила князя за кроткое служение ближним и милостивую помощь, оказанную народу во времена тяжелых испытаний и лишений.
    Великому князю Владимирскому Александру Невскому выпала нелегкая судьба: «для спасения Руси он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирения инока» . Слава этого человека была велика уже при жизни. Главные сражения, выигранные князем, — битва на Неве со шведами в 1240 году и Ледовое побоище с немецкими рыцарями (крестоносцами) на Чудском озере в 1242 году.
    Понимая, что монгольское рабство — это унизительное и тяжкое бремя, он, тем не менее, приложил немало усилий к сохранению мира с Ордой, который давал ему возможность все силы бросить на отражение агрессии со стороны католического запада. Окатоличивание для православной Руси означало не только физическое уничтожение, но и духовную смерть.
    В отличие от татар крестоносцы, благословленные римским папой, не только грабили и убивали, но и несли разрушение основ православной духовной культуры русского народа. Почитание князя Александра как святого началось почти сразу же после его кончины.
    6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой в 1941 году, а в 1942 году день Ледового побоища, 5 апреля, совпал с Пасхой. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского.
    И по сей день в народе живет вера в то, что Александр Невский охраняет северные и восточные границы Российского государства.

  13. Александр Невский – знаменитый русский полководец. Сын великого князя Ярослава и Феодосии.
    Глубоко верующий, благочестивый,суровый и замкнутый, с порывами гнева и милосердия – таким встаёт перед нами образ Александра Невского. Автор этого жития хотел показать, как поданные любили и уважали князя. В начале он принижал себя, чтобы Невский на его фоне стал величавым: “Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра…” Глубоко верующий Александр показывается, когда над его родиной нависла опасность: “Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами…”, но это не показывает, что он слабый, Невский боится за свой народ, родину, поэтому просит у Бога помощи.
    Смерть Александра Невского была неожиданной. По одной из версий его отравили в Золотой Орде,когда ездил вымаливать своих людей. Кончина князя стала ужасной вестью для его поданных. Автор повести писал о его смерти: “О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.”
    К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. Александр Невский – так и мы зовём великого полководца. Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчётливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим “ангелом-хранителем”. Русская церковь причислила его к лику святых.
    Добавил: Arsen2005
    Беру!

  14. Князь Александр был сыном Ярослава, внуком Всеволода. Получил прозвище «Невский» за битву со шведами. Он был очень красив, силен и отличался большим умом. Атександр Невский посвятил свою жизнь борьбе с захватчиками, сам же верил искренне в бога и не отличался агрессивностью. Слух о его могуществе распространился за пределами Руси.
    Когда князь Александр узнал о том, что шведы готовятся к нападению, он «разгорелся сердцем» и встал на защиту Роди­ны. Автор говорит, что Бог помогает Александру, так он утвер­ждает торжество христианства.
    Александр победил короля, а в скором времени сражался с немцами. Тоже одержал победу. Александр Невский всегда имел верных соратников, которые отличались мужеством, силой, искренне служили общему делу. Всегда на стороне князя были высшие силы, Бог.
    Особенным был его последний подвиг. Он защищал Русь от нападок хана Батыя, ему удалось «отмолить людей от беды той», то есть от попыток Батыя заставить россиян «воевать вместе с ним».
    Основное его воинское правило: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он всегда старался быть справедливым, искренне заботил­ся о благополучии людей. После его кончины люди скорбели, считали, что потеряли «солнце земли Суздальской».
    «И были вопль, и кричание, и тоска, так никогда не бывало. И земля сотрясалась».
    Такова была любовь людей к этому князю, который впос­ледствии был причислен к лику святых.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *