Сочинение на тему сосна шишкин

12 вариантов

  1. И.И. Шишкин, автор замечательного пейзажа «Сосны, освещённые солнцем», написанного в 1886 году. Шишкин признан народным мастером пейзажа, он передавал с точностью мелкие детали природной красоты.
    Невероятной свежестью и зеленью наполнен пейзаж картины «Сосны, освещённые солнцем». Его очарование и мощь притягивает взгляд.
    На переднем плане мы видим стройные сосны, ствол которых облепил мох. На них ложится тень от соседних деревьев, как будто пытается скрыть их от лишних глаз. Сухие ветки сосен торчат в разные стороны, как будто указывают путь. Переливы света передают реалистичность пейзажа.
    На заднем плане мы видим остальные деревья, которые едва различимы. Они отличаются лишь оттенками зеленого и являются фоном, чтобы подчеркнуть передний план.
    Затянувшийся зелёный лес создаёт эффект глубины. Хочется увидеть лес в живую, прильнуть к сосновой полянке. Земля нарисована с мелкой выгоревшей травой, кое-где пробиваются зеленые растения, на которые солнце отражает свои ласковые лучи. Мы видим тени на стволах деревьев от веток, от сосен. Тень завораживает и добавляет глубину пейзажу. Хочется всматриваться и находить новые элементы реальности пейзажа. Также, можно отметить, что лес изображен таинственным, с особым шармом. Смотря на картину, кажется, что скоро белочка пробежит по дереву или птица перелетит с ветви на ветвь. Есть ощущение динамики картины.
    Преимущественные краски пейзажа – зеленые. Все оттенки яркие и насыщенные, привлекающие взгляд. Палитра не ограничивается зелёным. В работе также использован желтый, коричневый, чёрный цвет. Хотя размах цветов не многообразен, но их хватило, чтобы передать душевность картины, показать многообразие леса.
    Картина нарисована маслом, что добавляет особой мягкости штрихам, кажется, что мазки перетекают друг в друга, переход минимизирован. Возникает чувство гордости, любви к природе. Хочется стать единым целым, приобщиться к прекрасному.
    Великий русский художник добился такого эффекта, что невозможно отвести взгляд от полотна. Хочется искать новые детали, продумывать свой сюжет.
    Полюбоваться этой картиной можно в Третьяковской галерее.

  2. Шишкин И. И. написал картину в 1890 году. Вдохновение автор черпал из стиха Лермонтова на тему одиночества. Шедевр назван первой строчкой из стихотворения.
    На картине время года – суровая зима России. Изображена величественная сосна. При лунном свете стоит красивое дерево на краю обрыва, окруженное тишиной и белым снегом. Дерево сверкает от лежащего на ветвях снега, оно клонит голову земле от снежной тяжести. Яркий лунный свет придает живости пейзажу.
    Автор передал с помощью красок свои чувства. Картина навевает мысли о бесконечном одиночестве. О том, что в обширных далях неописуемой красоты, можно оставаться одним. Вокруг нет ничего живого. Сильная сосна одна, она безмолвна, но в нас всегда есть желание верить в то, что все будет хорошо. В стихотворении Лермонтова высказано, что сосна предается снам об одиноко стоящей пальме. Так и в картине четко передано чувство веры в лучшее.
    Удивляет то, как в таких условиях выжило дерево? Посмотрев на картину, могут проснуться новые силы, надежда, живущая в каждом. Сила природы безгранична, дерево смогло произрасти на камне, возмужать и гордо продолжать жить. Видно, что сосна здоровая, суровые ветра севера не смогли согнуть ее ствол и прижать к земле. Дерево передано полноценным, создается впечатление, что место под лунным светом может найти каждому.
    Какими мыслями живет дерево, о чем мечтает? Об обществе, о том, чтобы рядом оказалось столь возвышенное, величественное дерево, или о таком же просторном уединении? В картине торжественно подано неясное желание сосны.
    Автор сотворил картину к 50-летию со дня гибели поэта. Это был сборник иллюстраций с другими популярными художниками (Врубель, Серов, Поленов).
    Иван Иванович Шишкин не только пейзажист, живописец, но и гравер. У него немного работ зимней тематики. Истинно прекрасные картины: «Туманное утро», «Перед грозой», «Рожь», «Лес зимой». Его картинами можно наслаждаться вечно. Открытая русская душа излита в творениях. Настроение, получаемое от картин, изменчиво, но впечатление глубинное, природное, остается с нами. Известно, что художник умер неожиданно, в момент создания нового шедевра.
    Искусство вечно. Время ему не подвластно. Великие художники оставили нам картины, вдохновляющие современных талантов. Сейчас направлений много, но передача красоты русской природы остается неповторимой, многогранной, не каждому доступной.
    Сочинение описание картины Шишкина На севере диком для 9 класса

    Сочинение №3

    Перед нами картина одного из известнейших художников России Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Данная картина Шишкина не стала такой же знаменитой, как его известная всем нам с детства картина “Утро в сосновом бору”, но я думаю она не менее прекрасна и гениальна. Очень интересна история её создания. К пятидесятилетию Михаила Юрьевича Лермонтова Петром Петровичем Кончаловским было издано собрание сочинений поэта. Над этим изданием работало несколько человек, в том числе и Иван Иванович Шишкин. Там он увидел перевод Михаила Юрьевича Лермонтова стихотворения великого Генриха Гейне:
    “На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна…”
    Это стихотворение вдохновило автора на написание картины под названием “На севере диком”.
    “Главным героем” картины является сосна, стоящая в самом центре композиции. Её ветви согнулись под огромным слоем снега, они больше не в состоянии выдерживать этот груз на своих тонких спинках. Снег на севере покрывает толстым слоем не только деревья, но и всю землю. И не удивительно ведь север есть бескрайняя череда снежных полей.
    Если разбирать картину с точки зрения колорита, то в картине преобладают, присущие любому снежному пейзажу, сине-белые краски. Несмотря на ночное время суток в картине использованы краски светлых тонов, что даёт нам право предположить: на картине изображено полнолуние. Интересной деталью является одинокая тень, изображённая прозрачно серыми красками поверх белого холста. Так же можно отметить, что на картине нет ярко выраженного горизонта, благодаря игре со светом бескрайние снежные поля и загадочное северное небо сливаются воедино, что придаёт особый шарм картине.
    Мне очень понравилась картина Ивана Ивановича Шишкина “На севере диком”. Я думаю, она очень интересная и, рассматривая эту картину, можно найти много скрытых деталей. Надо только внимательно присмотреться…

  3. Шишкин Иван Иванович один из известных русских художников, живописцев, пейзажистов много работал с этюдами. Так, он пытался решить разнообразные задачи живописи. Многие с его этюдов просто вышли за рамки учебной работы и на сегодняшний день считаются вполне завершенными произведениями. Именно одной из таких картин есть его полотно, где он изобразил сосны в солнечном освещении. Написано оно в 1886 году.
    Пейзаж, изображенный на картине, очень простой и нечем неприметный. Если бы просто его описать, то многие б даже и не подумали, что на самом деле, на полоне творится настоящая сказка. На небольшой лужайке, окутанной солнечным цветом, растут большие вековые сосны. Расстояние между ними большое, поэтому назвать его сосновой рощей будет неправильно. Автор большое внимание предоставил двум соснам на переднем плане. Одна боле древняя, а другая помоложе. По тому, как падают тени, можно увидеть, что эти сосны не первые, но почему-то автору захотелось нарисовать именно их. Вся картина пропитана огромной задушевность и искренность. Автор очень точно передал цвета, формы, оттенки. В наше время такую картину можно принять за фото, настолько реалистично изображены мельчайшие детали. Такое чувство, что Иван Шишкин прорисовал каждую мельчайшую деталь: иголочку на сосне, кору на столбце, травинку на земле. Как он красиво изобразил солнечный свет, тени от деревьев, проблески голубого неба между ветками. Просто невозможно представить, сколько автору понадобилось вложить времени и сил это произведение.
    Произведение “Сосны, освещенные солнцем” Ивана Шишкина называют одной из самых романтичных и поэтичных. На нее смотришь и представляешь себя среди тех сосен, солнце щекочет твое тело, и ты вдыхаешь сладкие запахи хвои. Ты на мгновение засыпаешь и окунаешься в сказочный мир, наполненный теплом, светом и радостью. Это очень позитивное и хорошее произведение.

  4. Сквозь зеленую хвою виднеется бархатное, голубое, безоблачное небо. На переднем плане деревья растут редко. А вот вдали, густой стеной, стоит необычайной красоты сосновый лес. Деревья виднеются разнообразные, просматриваются и совсем молоденькие, тонкие сосны и уже многолетние, могучие деревья.
    Создавая картину, художник использовал различные оттенки зеленого и теплого песочного цвета. Яркая, разнообразная цветовая палитра завораживает и радует глаз.
    Картина получилась очень реалистичной и гармоничной, создается впечатление, что это фотография леса. Возникает непреодолимое желание оказаться среди могучих, зеленых красавиц, вдохнуть свежий, хвойный запах леса и насладиться звонким щебетанием лесных птиц.
    Иван Иванович Шишкин тяготел к природе и любил изображать на своих полотнах великолепие хвойных лесов.
    Известному и талантливому художнику удалось передать волшебное настроение, которое царит в лесу. Когда смотришь на полотно, ощущаешь легкость, умиротворение и свободу. Мягкий солнечный свет, который разливается над лесной поляной, заряжает позитивным настроением и дарит ощущение сказки.

    Сочинение по картине Сосны освещенные солнцем Шишкина

    Шишкин И. И. – имеет статус одного из известнейших русских художников-пейзажистов. Он создал ряд уникальных картин с великолепным изображением лесной чащи, широких полей и лугов. Живописец силен своим умением писать правдиво и реалистично с точностью до мелочей. Глядя на его картину, складывается такое впечатление, что смотришь на фотографию природы, а не на полотно. Наверное, только у него получалось создавать портреты природы с такой точностью.

  5. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в Елабуге в семье небогатого купца Ивана Васильевича Шишкина. Отец будущего художника живо интересовался археологией и краеведением, даже написал историю родного города». Среди родных Ивана Ивановича отец оказался единственным человеком, поддержавшим его стремление сделаться живописцем.
    Несколько лет юноша проучился в Казанской гимназии, но не окончил её, чтобы, как он сам впоследствии писал в автобиографии, «не стать чиновником». Атмосфера формализма, царившая в гимназии, противоречила всем склонностям будущего художника. Шишкин, как и множество собратьев по искусству, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжил образование в Академии художеств в Петербурге. Уже в те годы его наставники отмечали незаурядную одарённость ученика, тогда обнаружилось его стремление к «портретному» сходству в изображении природы.
    И.И. Шишкин по праву считается одним из самых выдающихся русских пейзажистов. Он же, несомненно, является и одним из наиболее известных русских художников — мастеров пейзажа. Он не просто любил русскую природу — он ещё и знал её очень хорошо, не случайно на его картинах чётко выписаны самые мельчайшие детали. За это критики порой упрекали Шишкина, называя его картины раскрашенным рисунком. Но картины Шишкина, при всём внимании художника к деталям, показывают единый, целостный образ.
    Картины Шишкина нередко становились своего рода символами России. Для современников и сам Шишкин являлся отчасти олицетворением древних сил природы: его называли «лесным богатырём-художником», «стариком-лесовиком» и даже «царём леса».
    «Сосны, освещённые солнцем» написаны И. И. Шишкиным в 1886 г. Собственно, говоря, это был один из этюдов художника, но этюд настолько законченный и мастерски исполненный, что его с полным основанием можно называть картиной. Эта работа явилась удачной попыткой передать гармонию цвета и светотени, воспроизвести на полотне общую атмосферу пейзажа. В итоге «Сосны, освещённые солнцем» стали одной из лучших картин Шишкина.
    В центре картины — две больших сосны. Отбрасываемые ими тени, параллельные друг другу, уходят туда, где растут другие сосны. На заднем плане чётко выделяются ещё два толстых ствола. Сквозь зелёную пену хвои то там, то здесь в глубине тоже просматриваются стволы. Верхушки сосен «срезаны» рамой картины. Этот приём Шишкин использовал не раз, таким способом акцентируя внимание на величии и размерах деревьев, которым словно не хватает места на картине.
    Тщательно выписаны мельчайшие детали — кора деревьев, островки зелёной травы вперемешку с золотистой сухой, молоденькие сосенки поодаль. Солнечный свет заливает стволы сосен и землю под деревьями. В лучах света ярко зеленеет хвоя, резко проступают тени, отбрасываемые соснами. Ни одно дерево не похоже на другое, красиво своей собственной, неповторимой красотой. Толстые стволы свидетельствуют о том, что деревьям немало лет, их мощь и размеры впечатляют.
    Художник использовал не так много красок: зелёный, коричневый, светло-жёлтый, серый цвета — но этого оказалось вполне достаточно, чтобы живо и убедительно изобразить кусочек леса, который, кажется, совсем рядом… Стоит сделать шаг — и под ногами зашелести опавшая хвоя, стоит протянуть руку — и коснёшься шершавых стволов, нагретых солнцем…
    Не случайно картину «Сосны, освещённые солнцем» нередко называют одной из самых поэтичных работ И. И. Шишкина. Художник В.В. Верещагин так отозвался об этой картине: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».

  6. Сосновый лес.
    Как красив лес теплым летним днем! Солнце стоит высоко, большие тени деревьев падают на сухую, выжженную солнцем, землю. Могучие сосны уже впитали теплые лучи солнца своей засохшей корой. Раскидистая крона деревьев создает небольшие уголки свежести и прохлады, которые не дают лесу задохнуться от жары. Лес наполнен тишиной и спокойствием.
    Так и хочется оказаться сейчас в этом лесу, вдохнуть свежий запах сосен, услышать легкий хруст высохших сосновых иголок под ногами. Картина Ивана Ивановича Шишкина дает нам такую возможность, но только на несколько минут.
    Глядя на картину, мы видим каждую деталь: каждую веточку, травинку, куст. Кажется, только протяни руку, и ты ощутишь мягкие зеленые иголки, и на твоей руке останется ароматная, липкая смола.
    И. И. Шишкин настоящий художник. Он видит красоту в простых вещах. Вот и сейчас, глядя на эту картину, начинаешь понимать, что вся красота леса, его загадочность, безмолвие и простота воплощены в одной картине. Иван Иванович использовал спокойные, природные тона, которые делают природу живой, тихой, естественной.
    Природа картины «Сосновый лес» передает спокойствие и умиротворенность автора. Смотря на нее, мы можем сказать, что художник находится в спокойном, безмятежном состоянии. На душе у него нет тревоги и беспокойства. Его ничего не тревожит, он никуда не торопится. Он наслаждается одиночеством. Картина «Сосновый лес» передает его состояние.
    Иван Иванович Шишкин патриот своей Родины. Иван Иванович любит русскую природу. Он любит посещать места, которые изображает на своих картинах. «Сосновый лес» – не исключение. Он старается передать через краски всю свою любовь, уважение, гордость к Родине. Все его картины пропитаны невероятной гармонией. Живописец уделяет внимание каждой детали, будь то высушенная кора на деревьях, зеленый, влажный мох или маленькие сосенки, которые стремятся вверх и в будущем будут могучими и вечнозелеными деревьями.
    Мне очень нравится картина И. И. Шишкина «Сосновый лес». Глядя на нее, я вижу, сколько труда и сил художник вложил в эту картину. Для меня она является настоящим произведением искусства, так как глядя на нее я начинаю погружаться в эту лесную жизнь, с ее безмолвием и умиротворенностью. Добиться такого результата под силу не каждому художнику. Ивану Ивановичу это удалось, поэтому его картины популярны и любимы всеми поколениями.

  7. Объем и глубину картине придают тени, лежащие на земле. Каждое дерево красиво по своему и не похоже на остальные, это дополнительно добавляет естественности картине. Стоит также отметить, что для создания ощущения величия этих сосен художник намеренно «срезал» их верхушки, как будто они не поместились на холст.
    В результате получилось произведение, подкупающее своей искренностью и убедительностью, а также необыкновенной, яркой и свежей цветовой палитрой.
    Когда я смотрю на картину, то ощущаю, что сам нахожусь в лесу, слышу пение птиц, чувствую запах лесных трав и сосновой смолы. Кажется, еще чуть-чуть, и я смогу прикоснуться к грубой шершавой коре, нагретой солнцем. Подобные картины дарят ощущение покоя и легкости.
    Больше всего меня поражает, с какой убедительностью и точностью автор написал все детали картины (оттенки цвета хвои, сосновой коры, травы и песка). В его работе отчетливо просматривается огромная любовь к природе. Ведь не зря при упоминании имени Шишкина, перед глазами встает лесная чаща, утренний туман, могучие стволы и разлапистые ветви сосен. За то настроение, которое дарит картина, и полное проникновение в образ, ее по праву считают самой поэтичной работой художника.

  8. Иван Иванович Шишкин — замечательный рус­ский живописец, крупнейший мастер реалистиче­ской пейзажной живописи. Создавая прекрасные об­разы родной природы, Шишкин сыграл важную роль в укреплении народного характера русской культу­ры. Все произведения Ивана Ивановича достойны внимания, поскольку они воспевают красоту родной природы. Одним из таких полотен является проник­новенная картина «На севере диком». Картина была написана Шишкиным в 1891 году и хранится она сейчас в Киевском музее русского искусства.
    Картина «На севере диком» написана по моти­вам стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Сосна» (1841 г.):
    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна.
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утёсе горючем
    Прекрасная пальма растёт.
    Это проникновенное стихотворение было выбрано художником для иллюстрации сборника сочинений поэта. Сборник был посвящён круглой дате — 50- летию со дня трагической гибели Михаила Юрьевича. Заказывал это собрание сочинений петербургский из­датель Пётр Петрович Кончаловский, один из владель­цев книжного издательства И. Н. Кушнерёва. В издан­ном собрании сочинений было множество красочных иллюстраций известных художников: В. А. Серова, М. А. Врубеля, В. Д. Поленова, а также И. И. Шиш­кина.
    Следует отметить, что лирическое творение Миха­ила Юрьевича Лермонтова «Сосна» — это вольный пе­ревод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов буквально в мгновение ока перевёл это стихотворение по просьбе князя Вяземского. Гейне написал своё стихотворение «Сосна» в 1822 году. Это произведение является заключительным в юноше­ском цикле стихотворений «Лирическое интермеццо». Цикл стихотворений входил в состав «Книги песен», которая создавалась Генрихом Гейне в течение два­дцати лет. Ведущим мотивом написанного цикла стихотворений являлась романтическая тема. Когда влюблённый герой томится от любви, кажется, что к его любви причастна даже сама природа. Поэтому в лирическом произведении Гейне неразделённая лю­бовь героя сравнивается с тоской-томлением сосны, мечтающей о прекрасной пальме.
    Отличие стихотворения Лермонтова от произведе­ния Гейне состоит в том, что наша русская «Сосна» более образная и проникновенная. Стихотворение Лермонтова затрагивает не только романтические струны. Михаил Юрьевич сумел показать тему тоск­ливого одиночества, тему бренного существования человека, трагедию непонимания между людьми.
    Иваном Ивановичем было создано два рисунка к стихотворениям Лермонтова — «Сосна» и «Родина». Работая над рисунком «Сосна», Шишкин задумался над тем, чтобы создать зимнюю картину маслом «На севере диком». Для того чтобы реалистично и прав­доподобно передать все особенности и краски зимы, Шишкин стал выезжать в Мери-Хови, на мызу к своей дочери, и наблюдать снег и зимние пейзажи. Именно там Шишкиным были написаны чудесные, треску­че-зимние полотна: «Морозный день», «На севере диком», «К вечеру».
    Картина Шишкина «На севере диком», так же как и стихотворение Лермонтова «Сосна» прямо-та- ки сочится щемящим сердце чувством одиночества и покинутости. На голой скале растёт сосна-одиночка. Она сиротливо склонила свои ветви под тяжестью снега и льда, её окружают беспросветная тьма и рав­нодушный холод. Однако ни трескучий мороз, ни пронизывающий ветер, ни тяжёлый снег, ничто не может сломить могучее дерево. Это дерево-богатырь, которое не прогнётся, не дрогнет.
    В своём стихотворении Лермонтов сравнивает снежное покрывало, укрывшее сосну, с ризой священ­ника. Шишкин реалистично воплощает это сравне­ние на своём полотне. Действительно, сверкающий и переливающийся снег на картине напоминает ткан­ное серебром облачение священнослужителей. Очень скрупулёзно написано на полотне освещение. Луна освещает скалистое ущелье, озаряя своим светом мо­гучую сосну. За счёт такого освещения левая сторона сосны тонет во тьме, зато правая ярко освещена, чётко вырисовывается её контур.
    Не бывает снега чисто белого цвета, и на своём полотне Шишкин с высочайшим мастерством исполь­зует самые разные оттенки белого: мрачно-сероватый, холодно-голубоватый, пронзительно-белый. Любопыт­но отметить, что на макушке сосны снег очень на­поминает сгустки облаков, что плывут по небу. Это создаёт иллюзию разговора между снегом и облаками. Вокруг царит безмолвие, сосна дремлет и ей снится другой светлый, прекрасный мир.
    Стоит отметить, что по стилю своему картина Шишкина напоминает романтичные полотна другого художника-пейзажиста — Архипа Ивановича Куин- джи. Художники отлично ладили и дружили между собой. Цветовая гамма, использованная в картине, весьма контрастна: тяжёлые мрачные оттенки тем- но-синего в пропасти и пронзительно-яркие оттенки голубого снега на свету.
    Когда работа над картиной была завершена, и её увидел белорусский живописец Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, он сказал следующее: «Помните М. Ю. Лермонтова «На севере диком» — лунная ночь, сосна как ризой одета. Я убеждён, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».

  9. Одним из лучших живописцев которые изображали пейзажи является Шишкин Иван Иванович.С неподражаемым искусством он изображал лес, деревья, русскую природу.
    Он изображал сосны, дубы, ели и другие деревья. Все стороны жизни леса предстают перед нами на его полотнах.И бурелом и упавшие деревья и могучие дубы, мачтовые сосны все показывает острая кисть художника. Мощная сосна предстает перед нами на картине “На севере диком”.
    К пятидесятилетию со дня гибели Лермонтова было решено издать сборник его стихотворений. Петербургский издатель П. П. Кончаловский решил издать богато иллюстрированное собрание стихотворений в издательстве известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева. К созданию иллюстраций были привлечены самые известные художники – Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, Шишкин.
    В ярком лунном свете перед нами встает могучая, но очень одинокая сосна, выросшая неизвестно как на голом, диком уступе.
    Сосна стоит на утесе скалы, за которым виднеются не населенные, дикие просторы. Ни одного огонька, ни одного дома не видно на широком просторе. Только сосна и безжизненный, отвесный утес. По небу летят хмурые облака, может быть они завтра принесут с собою новые снега, которые лягут на лапы сосны новой тяжестью.
    Но, даже, если и веет ветер в высоте, ветки сосны стоят неколебимо и мы верим, что нет на свете такой силы, которая согнет это гордое дерево.
    “Жить, начертал на знамени я, жить на свете всё побеждая…” (Шарль де Костер).
    Эта сосна живет по такому же принципу. Ни снег, ни ветер, безлюдье не сломают сосну, она выживет и летом к ней прибегут, ныне спящие белки и клесты, лакомиться вкусными семенами. А где-то внизу, из упавших шишек вырастут новые сосны, и пополнят лес.
    Картина внушает оптимизм, призывает не гнуться перед обстоятельствами и “Жить под Солнцем, все побеждая!”

  10. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в Елабуге в семье небогатого купца Ивана Васи­льевича Шишкина. Отец будущего художника живо интересовался археологией и краеведением, даже на­писал историю родного города». Среди родных Ивана Ивановича отец оказался единственным человеком, поддержавшим его стремление сделаться живописцем.
    Несколько лет юноша проучился в Казанской гим­назии, но не окончил её, чтобы, как он сам впослед­ствии писал в автобиографии, «не стать чиновником». Атмосфера формализма, царившая в гимназии, про­тиворечила всем склонностям будущего художника. Шишкин, как и множество собратьев по искусству, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжил образование в Акаде­мии художеств в Петербурге. Уже в те годы его на­ставники отмечали незаурядную одарённость ученика, тогда обнаружилось его стремление к «портретному» сходству в изображении природы.
    И. И. Шишкин по праву считается одним из самых выдающихся русских пейзажистов. Он же, несомнен­но, является и одним из наиболее известных русских художников — мастеров пейзажа. Он не просто любил русскую природу — он ещё и знал её очень хорошо, не случайно на его картинах чётко выписаны самые мельчайшие детали. За это критики порой упрекали Шишкина, называя его картины раскрашенным ри­сунком. Но картины Шишкина, при всём внимании художника к деталям, показывают единый, целостный образ.
    Картины Шишкина нередко становились своего рода символами России. Для современников и сам Шишкин являлся отчасти олицетворением древних сил природы: его называли «лесным богатырём-художником», «стариком-лесовиком» и даже «царём леса».
    «Сосны, освещённые солнцем» написаны И. И. Шиш­киным в 1886 г. Собственно, говоря, это был один из этюдов художника, но этюд настолько законченный и мастерски исполненный, что его с полным основа­нием можно называть картиной. Эта работа явилась удачной попыткой передать гармонию цвета и све­тотени, воспроизвести на полотне общую атмосферу пейзажа. В итоге «Сосны, освещённые солнцем» стали одной из лучших картин Шишкина.
    В центре картины — две больших сосны. Отбрасы­ваемые ими тени, параллельные друг другу, уходят туда, где растут другие сосны. На заднем плане чётко выделяются ещё два толстых ствола. Сквозь зелёную пену хвои то там, то здесь в глубине тоже просматриваются стволы. Верхушки сосен «срезаны» рамой картины. Этот приём Шишкин использовал не раз, таким способом акцентируя внимание на величии и размерах деревьев, которым словно не хватает места на картине.
    Тщательно выписаны мельчайшие детали — ко­ра деревьев, островки зелёной травы вперемешку с золотистой сухой, молоденькие сосенки поодаль. Солнечный свет заливает стволы сосен и землю под деревьями. В лучах света ярко зеленеет хвоя, резко проступают тени, отбрасываемые соснами. Ни одно де­рево не похоже на другое, красиво своей собственной, неповторимой красотой. Толстые стволы свидетель­ствуют о том, что деревьям немало лет, их мощь и размеры впечатляют.
    Художник использовал не так много красок: зе­лёный, коричневый, светло-жёлтый, серый цвета — но этого оказалось вполне достаточно, чтобы живо и убедительно изобразить кусочек леса, который, ка­жется, совсем рядом. . . Стоит сделать шаг — и под ногами зашелести опавшая хвоя, стоит протянуть руку — и коснёшься шершавых стволов, нагретых солнцем.. .
    Не случайно картину «Сосны, освещённые солн­цем» нередко называют одной из самых поэтичных работ И. И. Шишкина. Художник В. В.Верещагин так отозвался об этой картине: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощу­щаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *