Сочинение на тему состав слова 6 класс

4 варианта

  1. Слова состоят из значимых частей – – морфем. Морфема – это наименьшая, неделимая часть слова, обладающая значением. Например, слово переходный состоит из четырёх морфем: корня – ход-, приставки пере-, суффикса – н – и окончания – ый. В слове выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные. Лексическую базу слова составляет корневая морфема. Каждая морфема играет свою роль в слове. Аффиксальные морфемы – аффиксы (приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс) преобразуют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах гордый, гордость, гордишься выделяется корневая морфема – горд-, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, – ость, – ишь и – ся) , оформляющие каждое из этих слов как определённую часть речи в системе её форм.
    По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.

  2. Тема: «Состав слова».
    Цель урока: обобщение знаний о морфемном составе слова и о и роли каждой значимой части слова.
    Задачи урока:
    Развитие умения анализировать слова;
    Корригировать внимание, мышление и речь;
    Воспитывать правила поведения на платформе вокзала.
    Оборудование: учебники, таблица, карточки, иллюстрации к разбору слов.
    Ход урока.
    Организационный момент.
    Проверка готовности учащихся к уроку. Беседа с дежурными.
    Сообщение темы и целей урока.
    Повторение изученного материала.
    Словарная работа с воспитательным моментом.
    а) чтение стихотворения С. Михалкова «Рассеянный с улицы Бассейной», анализ с воспитательным моментом.
    б) Фонетический разбор.
    Перрон – 6 б., 6 зв., 2 гл., 2 слога, 2 уд. Слог.
    в) Синтаксический разбор предложения.
    Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон.
    г) Воспитательный момент.
    – Определение лексического значения слова перрон.
    -Определение правил поведения на перроне:
    НАДО:
    – уважать старших, помогать им по необходимости;
    – уступать место для отдыха старшим по возрасту;
    – не курить, не оставлять мусор на перроне;
    – быть внимательным при посадке.
    НЕЛЬЗЯ:
    – нельзя выходить на рельсы;
    -Нельзя бегать по перрону;
    – Нельзя кричать, курить и т.д.
    2. Фронтальный опрос.
    – Что значит разобрать слово по составу?
    – какую роль в слове играют суффиксы и приставки?
    – Для чего служит окончание?
    – Что такое  корень?
    3. Разбор слова по составу ( у доски) с составлением схемы слова на выбор с использованием дидактического материала.
    Море, приморье, приморский.
    Ход, походы, походка.
    Физминутка.
    Несколько упражнений для исправления осанки.
    Подбор однокоренных слов ( у доски и самостоятельно в тетрадях)
    1 группа. Сад, садик. Садовник, садовый.
    Мороз, морозик, заморозки.
    2 группа. Зима, зимушка, зимний.
    Работа с учебником.
    Упр.  49 стр. 33, образовать слова при помощи приставок и суффиксов.
    Логопедическая минутка.
    Палочки, крючочки, закорючки, точки
    Бегали толпою и поодиночке.
    Трёхкратное повторение скороговорки индивидуально и ихором с выделением орфограмм.
    Подведение итогов урока.
    Домашнее задание с объяснением.
    Упр. 53 стр.36

  3. Начнем с того, что в своей речи мы пользуемся словами. Каждое слово звучит. Значит, оно состоит из звуков, который каждый в отдельности не имеет лексического значения. Слово можно также разделить на минимальные значимые части, которые называются греческим термином “морфема”.
    Каждое изменяемое слово состоит из основы и окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании или предложении. Как словоизменительная морфема, оно выражает различные грамматические значения, например, у существительных – падеж и число, а у числительных – падеж:
    сосна – сосн-е, сосн-ой, сосн-ы;
    тр-и, тр-ёх, тр-емя.
    У глаголов в форме настоящего времени окончание выражает грамматическую категорию лица и числа, например:
    я бег-у, ты беж-ишь, они бег-ут.
    В основе слова выделим минимальные значимые части: приставку, корень, суффикс, постфикс.
    Корень – это главная морфема слова, в которой заключается общее лексическое значение родственных слов. Например, со словом “вода” связаны общим корнем прилагательные “водный”, “водянистый”, “подводный”, существительные “водичка”, “водица”, “подводник”.
    Суффикс служит для образования новых слов, например, суффиксы -чик и -щик образуют слова, обозначающие специальность, занятие человека: летчик, водопроводчик, банщик, сварщик, бетонщик.
    Приставка приютилась в начале слова и образует новые слова:
    автор – со-автор;
    бежать – при-бежать;
    когда – не-когда.
    С помощью приставок возникают слова с новым значением, сравним: при-ползти и вы-ползти; писать и пере-писать.
    В конце слова после окончания в глаголах может быть постфикс -ся, который указывает на возвратность действия:
    вернуть – вернуть-ся;
    собрать – собрать-ся.
    Вот так вкратце. Не знаю, для какого класса нужен сей опус. Может, сложновато написала и не все, конечно, например, о формообразующих суффиксах, об соединительных гласных не упомянула.

  4. Дата______   № урока____8-9____   Класс __6__
    Тема: Состав слова
    Цель: продолжить работу по изучению основных частей слов; углублять понимание роли каждой морфемы, учить различать однокоренные слова и формы слова, словообразующие и формообразующие морфемы; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; содействовать развитию орфоэпических, орфографических, пунктуационных навыков; воспитывать интерес к русскому языку.
    Оборудование: учебник, схема морфемного разбора, таблица «Состав слова», дидактический материал.
    Тип урока: развитие и применение умений и навыков
    Планируемые образовательные результаты:
    Предметные: знают определение терминов морфемный состав слова, морфема, морфемика, словообразующие и формообразующие морфемы, нулевое окончание; объясняют роль каждой морфемы в слове; умеют выполнять составлять;
    Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес  к учебному материалу; высказывают своё мнение.
    Метапредметные:
    познавательные –
    общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания;
    логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы);
    регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;
    коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
    Ход урока.
    Оргмомент
    Актуализация опорных знаний
    1) Проверка д/з (зачитать слова в паре с проверочными)
    2) Терминологический диктант
    Морфемика, словообразование, орфография, грамматика, синтаксис, лексикология, суффикс, приставка, окончание.
    3) Задание на карточке. Выполнить синтаксический разбор предложения (2 ученика)
    Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула.
    Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи.
    Мотивация учебной деятельности
    Давайте вспомним, что изучает морфемика. (морфемы). С сегодняшнего урока мы продолжим исследовать части слова и углублять наши знания о структуре слова.
    Определение темы и целеполагание
    Узнать…
    Вспомнить…
    Научиться…
    Восприятие нового материала
    Исследование теоретического материала (стр. 20) Работа по таблице «Состав слова».
    Назвать уже знакомую информацию, отметить то, что показалось новым. Особое внимание обратить на то, что было непонятным.
    Вопросы для осознания (вопросы написаны на карточках, учащиеся подходят к доске, выбирают карточку, зачитывают вопрос и дают ответ):
    Что такое морфема?
    Какая самая главная морфема в слове?
    Какая морфема служит для связи слов в предложении?
    С помощью каких морфем образуются новые слова?
    Какие слова называются однокоренными?
    У каких слов нет окончаний?
    Какие морфемы стоят после корня?
    Практическое закрепление. Распределительный диктант: формы слова и однокоренные слова.
    Ягода, ягодный, ягодник, ягоду, ягодка, на ягоде.
    Поясните свой выбор. С помощью какой морфемы образуются формы слова? Если она образует формы, как бы вы ее назвали? (формообразующая)
    Физкультминутка
    Упр. 27, определить значение каждого слова и с помощью какой морфемы образуются эти слова? Что общего у всех слов? (корень) Как называются такие слова? (однокоренные)
    Задание на карточках: с помощью приставок образовать как можно больше новых слов от данного слова (работа в парах)
    1 пара: слушать; 2 пара: ехать; 3 пара: читать.
    Какие морфемы помогали вам образовывать новые слова? (суффиксы и приставки)
    Как бы вы их назвали? (словообразующие) С помощью схемы (стр. 22) определите, как еще называют формообразующие и словообразующие морфемы (корневые и служебные)
    Работа с текстом (упр. 22) (по предложенным заданиями)
    Слабые ученики: задание 1, 2
    Сильные ученики: задание 1 – 4
    Домашнее задание: повторить термины, упр. 29
    Прочитайте задание, что необходимо повторить, чтобы его выполнить? (информацию про окончание)
    Итог урока. Рефлексия.
    Метод незаконченного предложения:
    Сегодня я узнал, что…
    Теперь я знаю…
    Сегодня у меня получилось…
    Сегодня у меня не получилось…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *