Представляем Вашему вниманию материалы для аргументации сочинения по теме Милосердие, сочувствие, сострадание. Ниже приводятся проблемы, тезисы, цитаты и аргументы по данному направлению сочинения. Проблемы тематики Милосердие, сочувствие, сострадание
Проблема милосердия и сочувствия. Проблема сострадания, любви в ближнему. Проблема активной помощи человеку.
Проблема востребованности, отзывчивости, сострадания.
Проблема чуткости и бездушия. Утверждающие тезисы по теме Милосердие, сочувствие, сострадание
Чувство милосердия никогда не исчезнет из человеческих сердец.
Милосердие необходимо всему живому.
Любить человека — вот главный принцип гуманизма. Мы несём ответственность за чужую жизнь.
Помоги, утешь, поддержи — и мир станет чуточку добрее. Цитаты по теме милосердия, сочувствия, сострадания
Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
(В. Гюго)
Милостыня развращает и подающего, и берущего, и сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.
(Ф. Достоевский)
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
(Ф. Достоевский)
Сочувствовать горю — человечно; облегчать его — божественно.
(Г. Манн)
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.
(Л. Толстой) Пословицы и поговорки на тему милосердие, сочувствие, сострадание
Милостивому человеку и бог подаёт.
Нет больше милосердия, как в сердце царевом. Свет не без добрых людей.
На бога уповай, а от добрых людей не отставай. Кто добро творит, тому бог отплатит.
Сочувствие — это готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.
Сострадание — жалость, вызываемая чьим-нибудь несчастьем, горем.
Жизнь всегда даёт нам шанс проявить милосердие, и здесь каждый человек выбирает сам, по какой тропинке он пойдёт.
Милосердие требует приложения труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний.
Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.
Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы.
Аргументы по теме милосердие, сочувствие, сострадание
А. Куприн «Чудесный доктор»
В рассказе А. Куприна «Чудесный доктор», основанном на реальных событиях, автор показывает нам человека, измученного нищетой, готового в отчаянии покончить жизнь самоубийством.
Спасает его от этого шага случайная встреча с известным доктором Пироговым, который оказался рядом и заговорил с ним. Пирогов помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи меняется самым счастливым образом.
Эта история красноречиво подтверждает мысль о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей. Действительно, всё живое связано невидимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.
Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы.
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» писатель изобразил крестьянку Матрёну, чьи сердце и душа были наполнены человечностью, бескорыстием, состраданием и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта.
Особенно сильно её милосердие проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, ради воспитанницы Киры, так как той негде было жить. Героиня жертвует всем ради других, ради страны, соседей, родных.
Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых просто захлёстывает жадность. И читатель приходит к мысли о том, что, благодаря своим душевным качествам, именно Матрёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.
Б. Васильев «Летят мои кони…»
В произведении «Летят мои кони…» Борис Васильев рассказывает историю про замечательного человека — доктора Янсена. Из чувства сострадания доктор ценой своей жизни спас детей, провалившихся в канализационную яму.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, жил со всеми в дружбе: и с французами, и с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и, что важнее всего, научил его ценить жизнь.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов повествует о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех своих родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, даже если кажется, что ни сил, ни желания уже нет.
В. Гюго «Отверженные»
В. Гюго в своём романе «Отверженные» рассказал читателю историю вора, который, переночевав в доме епископа, утром украл у него серебряную посуду. Полицейские задержали преступника и доставили его в дом епископа, который и предоставил вору ночлег. Тем не менее священник, живущий по библейским принципам, которые учат не причинять боль ближнему, сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи взял с разрешения хозяина. Вор, поражён ный услышанным, за одну минуту пережил подлинное перерождение: ему поверили, впервые поверили в то, что он человек. Эта вера изменила вора, и после этого события он не мог не стать честным человеком.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова.
В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие аргументы о равнодушии и сострадании).
Самопожертвование из милосердия
В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
Возможность жить жизнью, полной множества чувств и эмоций, не прибегая к низменным природным инстинктам, является главной особенностью, благодаря которой человек стоит на ступень выше неразумных животных. Многим из нас кажется, будто бы весь мир, всё, что нас окружает, блистает куда более яркими красками, когда человек способен ощущать его. Однако, чем более яркий вкус нашим радостям и счастью придают высокие чувства, тем сильнее обязывают они нас ощущать горечь и невзгоды, и даже, порою, чужую боль.
Так, каждый без исключения ребёнок однажды склонялся над выпавшим из гнезда птенцом, выставленным за дверь щенком, тянул за руку и останавливал спешащего родителя, завидев бездомного с протянутой рукой. В этом особенность и необычайная прелесть детского сознания. Именно таким примерам нас убеждают следовать взрослые, говоря, что у детей есть чему поучиться.
Ребёнка останавливает не праздное любопытство. Им движет горячее желание посочувствовать, помочь. Нередко, как известно, жалостливые картины бросают детей в слёзы, в истерику. Сердце человека способно замечать чужую боль, оно хочет помогать обездоленным, нуждающимся соседям по планете с самого рождения.
Сохраняется ли это благородное желание в течение всей жизни? Я думаю, что это зависит лишь от самого человека. Известны и почитаемы примеры множества людей, когда сами имея в кармане последний грош, они не колеблясь отдавали его, узнав, что чью-то судьбу настигло ещё большее горе, чем их собственное. Свойство сочувствовать и бескорыстно помогать ближнему – одно из прекраснейших качеств в людях, и имя ему – сострадание.
Таким образом, мы делаем вывод, что сострадание делает нас людьми. Именно оно позволяет нам жить на земле так дружно и сплочённо, как это возможно. Безусловно, это важнейшее свойство человеческой души, и те из нас, кто награждён им от рождения и сумел пронести через всю жизнь должны быть благодарны, делать это со смелостью и достоинством. Те же, в ком такое важное качество, как сострадание, не развито в достаточной степени или исчерпало себя, должны прилагать усилия, чтобы возвратить такие важные дела, как помощь, пожертвования и поддержка в свою жизнь. Помня при этом, что они – единственный возможный путь к счастью людей, живущих ныне, и поколений, которым предстоит прийти к ним на смену.
9 класс 15.3 ОГЭ
Текст из ЕГЭ
(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.
(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.
(По Ф. Искандеру)
Вступление
Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.
Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.
Проблема
Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?
Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.
Комментарий
Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.
Пройдя дальше, он с удивлением обнаружил, что карман все так же полон. Он вернулся и снова выгреб деньги. Через несколько шагов вновь обнаружилось, что карман наполнен монетами.
Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.
Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.
Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».
Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.
Авторская позиция
Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.
Своя позиция
Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.
Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.
И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.
Аргумент №1
В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.
У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».
Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.
Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.
Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.
Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.
Аргумент №2
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.
Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.
Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.
Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.
Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.
Заключение
Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.
Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.
Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился , а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.
Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении – “Война и мир” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.
Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?
К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
В сочинении имеются отсылки к рассказу Л. Куклина «Марки». Вариант 1
Сострадание — это способность не только почувствовать боль другого человека, но и оказать помощь либо в избавлении от неё, либо в её уменьшении. В основе этого чувства, на мой взгляд, лежит любовь ко всему живому, потому что без неё сострадание не может быть искренним.
Так, именно любовь к людям известной матери Терезы на протяжении всей её долгой жизни была в основе строительства десятков приютов и лечебниц для нищих и больных. За своё милосердие она получила Нобелевскую премию мира.
Для проявления чувства сострадания могут быть разные причины. Это подтверждает поступок героя рассказа Л. Куклина — мальчика, который отдал ценную коллекцию марок парализованному малознакомому «товарищу». Он сделал это из желания порадовать его и облегчить жизнь сверстнику.
Думаю, что по-настоящему сострадать могут только те, кто принимает чужие боль или проблемы как свои собственные. Вариант 2
Что такое сострадание? Я думаю, что ответ кроется в самом слове. Приставка «со-» обозначает совместность, общность, то есть сострадание — это способность разделить страдание и, если возможно, найти способ избавления от него. Это душевное качество свойственно людям чутким, неравнодушным.
Л.Н. Толстой “Война и мир”
Когда люди уезжают из захваченной французскими войсками Москвы, Наташа Ростова решает отдать подводы раненым. Героиня ценит жизни других людей гораздо больше, чем свое материальное состояние: подводы предназначались для перевозки ее вещей, в том числе приданого. Наташа Ростова совершает этот поступок из милосердия, показывая свои лучшие внутренние качества.
М. Шолохов “Судьба человека”
Андрей Соколов прошел все тяготы войны. Война лишила его самого дорогого – детей и любимой жены. Казалось бы, после этого герой не смог бы видеть в мире доброту. Но сердце героя не очерствело. Узнав маленького Ваню, мальчика-сироту, он решил представиться отцом ребенка и усыновить его. Этот поступок Андрей Соколов совершил из милосердия. Герой не оправился от войны, но Ваня оживил его душу. Два одиноких человека нашли друг друга.
Н.Д. Телешов “Домой”
Семка, сын переселенцев, после смерти родителей решил во что бы то ни стало добраться до своей родной деревни. По пути он встретил дедушку Неизвестного. Они шли вместе. В дороге Семка заболел. Неизвестный принес его в город, в больницу, хотя знал, что появляться там опасно. Дело в том, что Неизвестный уже несколько раз сбегал с каторги. В городе его взяли снова. Дедушка знал, на что идет, но жизнь ребенка была для него важнее. Этим человеком двигало милосердие, сострадание. Судьба ребенка для него была гораздо важнее собственной.
И. Бунин “Лапти”
В одной деревне тяжело болел ребенок. Он почему-то все время просил красные лапти. Нефед, узнав об этом, решил, что лапти нужно достать, раз “душа просит”. Герой в непогоду отправился в Новоселки за лаптями и фуксином. Нефед погиб по пути обратно. Он знал, что рискует, но ради ребенка был готов на этот опасный поступок, совершенный из милосердия. Герой оценил желание больного ребенка выше, чем собственную жизнь.
Сочувствие, сострадание, сопереживание — это наиболее характерные черты, присущие настоящему человеку. Кто, как не человек с большой буквы может почувствовать боль другого человека, и принять ее на себя. Сегодня я попытаюсь раскрыть тему сострадания в своем сочинении за 8-11 класс, приведя аргументы не только из жизни, но и из литературы.
Сочувствие и сострадание
Чтобы раскрыть тему сострадания, отвечая на вопросы пункта 15.3 ОГЭ, нужно понять, что же это такое сострадание и сочувствие. Это чувство благородно, и заключается в умении пропускать через себя горе другого человека. Искреннее желание помочь другому в беде идет от чистого сердца, и самое главное, это качество дано с детства каждому. Сложно встретить ребенка, который бы прошел мимо выпавшего из гнезда птенца, или мимо голодного, брошенного щенка. Он обязательно остановится из-за сильного желания оказать помощь. У некоторых людей чувство сострадания появляется и исчезает, но многие способны сопереживать чужому горю на протяжении всей жизни. Несмотря на то, что среди нас живут и высокомерные, агрессивные эгоисты — таких людей гораздо меньше. Все же, рано или поздно, сострадание просыпается в каждом из нас. Мамы не могут оставаться равнодушными, когда видят плачущего ребенка. Мы готовы к состраданию, когда видим искалеченного человека, которого заставила просить милостыню его непростая жизнь. Когда кто-то из близких попадает в больницу, когда видим побитое и обессиленное животное, чужого ребенка, которого одолевает страшная болезнь, в нас просыпается сострадание, мы сопереживаем, и готовы бескорыстно помочь в трудную минуту всем нуждающимся в нашей помощи. А это и есть проявление сострадания, о чем и пишут сочинение по ОГЭ в 11 классе.
Аргументы из литературы
Чувство сострадания живет веками. Сколько живет человек, столько в нем и будет жить это прекрасное качество. Сострадание встречается не только в жизни, но и в литературных произведениях. В доказательство этому, приведем аргументы из литературы, которые лишь дополнят наше сочинение.
Сразу хочется вспомнить Наташу Ростову из романа Толстого Война и мир. Девушка отчаянно помогала раненным солдатам покинуть черту города, когда наша страна подверглась нашествию Наполеона. Не было спокойно сердце девушки и по отношению к Андрею Болконскому, чьи страдания отзывались и в ее душе.
В произведении А.А. Лиханова «Голгофа» вахтерша тетя Груня вечерами обходит палаты с ранеными, старается облегчить их участь. На вопрос опекаемого ею солдата Алексея, чем он отплатит тете Груне за все, она сердито ответила, что если люди за все друг с другом рассчитываться будут, весь мир в магазин превратится. И далее развила мысль: тогда и добро изничтожится. И эта простая неграмотная женщина совершенно права. Ни о каком сострадании не было бы и речи, если бы все люди за оказание помощи требовали оплаты. Это было бы не сочувствие чужому горю, не искреннее желание помочь, а сделка «ты — мне, я — тебе».
Примеров искреннего сострадания достаточно и в жизни
Проявления сострадания многообразны. Это и подобранный бездомный котенок или лечение брошенной хозяевами больной собаки. Это и сбор денег ребенку на операцию за границей, волонтерская деятельность, связанная с опекой одиноких престарелых людей. Это, наконец, просто подвиги, когда с риском для собственной жизни спасают утопающего или выносят из горящего дома испуганного малыша.
Так что же значит сострадание? Оно означает готовность протянуть руку помощи оказавшемуся в беде человеку, не раздумывая о последствиях, без своекорыстных соображений.
Сострадание, умение чувствовать и брать на себя чужую боль, – всегда было одним из главных отличительных качеств русского человека. Русская литература на протяжении всей своей истории в той или иной мере касалась этой темы: мотивы сострадания мы встречаем и в “Слове о полку Игореве”, и в исторических песнях, особенно – в “Плачах”, и в сказках, и в произведениях, написанных в более поздние исторические периоды.
Вспомним, например, Ярославну (“Слово о полку Игореве”): она плачет, молит силы природы не только за своего мужа, ее сердце разрывается на части, болит за всех воинов, ушедших и не вернувшихся. Ее безыскусные, но идущие от сердца слова, ее мольбы, полные сострадания к павшим и горечи по пропавшим без вести, смогли тронуть даже обычно бесстрастные силы природы, которые, сжалившись над ней, донесли ее слова до Игоря.
__
В качестве еще одного примера можно рассмотреть, например, пьесу Горького “На дне”. Образ Луки – иллюстрация сострадания. Для Луки нет изгоев и нет падших, в каждом человеке он способен разглядеть искру божественной сущности. Он не просто способен сострадать, он способен возродить в человеке, казалось, бы давно уснувшие чувства и качества, заставить его хотя бы попробовать оттолкнуться от дна и подняться к свету. (Подробнее образ Луки рассматривался здесь).
__
Наконец, в этом вопросе разбирается тема сострадания на примере рассказа “Юшка”.
Представляем Вашему вниманию материалы для аргументации сочинения по теме Милосердие, сочувствие, сострадание. Ниже приводятся проблемы, тезисы, цитаты и аргументы по данному направлению сочинения.
Проблемы тематики Милосердие, сочувствие, сострадание
Проблема милосердия и сочувствия. Проблема сострадания, любви в ближнему. Проблема активной помощи человеку.
Проблема востребованности, отзывчивости, сострадания.
Проблема чуткости и бездушия.
Утверждающие тезисы по теме Милосердие, сочувствие, сострадание
Чувство милосердия никогда не исчезнет из человеческих сердец.
Милосердие необходимо всему живому.
Любить человека — вот главный принцип гуманизма. Мы несём ответственность за чужую жизнь.
Помоги, утешь, поддержи — и мир станет чуточку добрее.
Цитаты по теме милосердия, сочувствия, сострадания
Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
(В. Гюго)
Милостыня развращает и подающего, и берущего, и сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство.
(Ф. Достоевский)
Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
(Ф. Достоевский)
Сочувствовать горю — человечно; облегчать его — божественно.
(Г. Манн)
Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.
(Л. Толстой)
Пословицы и поговорки на тему милосердие, сочувствие, сострадание
Милостивому человеку и бог подаёт.
Нет больше милосердия, как в сердце царевом. Свет не без добрых людей.
На бога уповай, а от добрых людей не отставай. Кто добро творит, тому бог отплатит.
Сочувствие — это готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.
Сострадание — жалость, вызываемая чьим-нибудь несчастьем, горем.
Жизнь всегда даёт нам шанс проявить милосердие, и здесь каждый человек выбирает сам, по какой тропинке он пойдёт.
Милосердие требует приложения труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний.
Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.
Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы.
Аргументы по теме милосердие, сочувствие, сострадание
А. Куприн «Чудесный доктор»
В рассказе А. Куприна «Чудесный доктор», основанном на реальных событиях, автор показывает нам человека, измученного нищетой, готового в отчаянии покончить жизнь самоубийством.
Спасает его от этого шага случайная встреча с известным доктором Пироговым, который оказался рядом и заговорил с ним. Пирогов помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи меняется самым счастливым образом.
Эта история красноречиво подтверждает мысль о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей. Действительно, всё живое связано невидимыми, но прочными нитями причинности: каждый наш поступок, будто гулкое эхо, раскатывается по пространству мироздания, вызывая те или иные последствия.
Ободряющее слово, заботливый взгляд, ласковая улыбка помогают человеку добиться успеха, укрепляют его веру в свои силы.
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» писатель изобразил крестьянку Матрёну, чьи сердце и душа были наполнены человечностью, бескорыстием, состраданием и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта.
Особенно сильно её милосердие проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, ради воспитанницы Киры, так как той негде было жить. Героиня жертвует всем ради других, ради страны, соседей, родных.
Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых просто захлёстывает жадность. И читатель приходит к мысли о том, что, благодаря своим душевным качествам, именно Матрёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.
Б. Васильев «Летят мои кони…»
В произведении «Летят мои кони…» Борис Васильев рассказывает историю про замечательного человека — доктора Янсена. Из чувства сострадания доктор ценой своей жизни спас детей, провалившихся в канализационную яму.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, жил со всеми в дружбе: и с французами, и с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и, что важнее всего, научил его ценить жизнь.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов повествует о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех своих родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, даже если кажется, что ни сил, ни желания уже нет.
В. Гюго «Отверженные»
В. Гюго в своём романе «Отверженные» рассказал читателю историю вора, который, переночевав в доме епископа, утром украл у него серебряную посуду. Полицейские задержали преступника и доставили его в дом епископа, который и предоставил вору ночлег. Тем не менее священник, живущий по библейским принципам, которые учат не причинять боль ближнему, сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи взял с разрешения хозяина. Вор, поражён ный услышанным, за одну минуту пережил подлинное перерождение: ему поверили, впервые поверили в то, что он человек. Эта вера изменила вора, и после этого события он не мог не стать честным человеком.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Раскольников из чувства сострадания отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова.
В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие аргументы о равнодушии и сострадании).
Самопожертвование из милосердия
В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
Возможность жить жизнью, полной множества чувств и эмоций, не прибегая к низменным природным инстинктам, является главной особенностью, благодаря которой человек стоит на ступень выше неразумных животных. Многим из нас кажется, будто бы весь мир, всё, что нас окружает, блистает куда более яркими красками, когда человек способен ощущать его. Однако, чем более яркий вкус нашим радостям и счастью придают высокие чувства, тем сильнее обязывают они нас ощущать горечь и невзгоды, и даже, порою, чужую боль.
Так, каждый без исключения ребёнок однажды склонялся над выпавшим из гнезда птенцом, выставленным за дверь щенком, тянул за руку и останавливал спешащего родителя, завидев бездомного с протянутой рукой. В этом особенность и необычайная прелесть детского сознания. Именно таким примерам нас убеждают следовать взрослые, говоря, что у детей есть чему поучиться.
Ребёнка останавливает не праздное любопытство. Им движет горячее желание посочувствовать, помочь. Нередко, как известно, жалостливые картины бросают детей в слёзы, в истерику. Сердце человека способно замечать чужую боль, оно хочет помогать обездоленным, нуждающимся соседям по планете с самого рождения.
Сохраняется ли это благородное желание в течение всей жизни? Я думаю, что это зависит лишь от самого человека. Известны и почитаемы примеры множества людей, когда сами имея в кармане последний грош, они не колеблясь отдавали его, узнав, что чью-то судьбу настигло ещё большее горе, чем их собственное. Свойство сочувствовать и бескорыстно помогать ближнему – одно из прекраснейших качеств в людях, и имя ему – сострадание.
Таким образом, мы делаем вывод, что сострадание делает нас людьми. Именно оно позволяет нам жить на земле так дружно и сплочённо, как это возможно. Безусловно, это важнейшее свойство человеческой души, и те из нас, кто награждён им от рождения и сумел пронести через всю жизнь должны быть благодарны, делать это со смелостью и достоинством. Те же, в ком такое важное качество, как сострадание, не развито в достаточной степени или исчерпало себя, должны прилагать усилия, чтобы возвратить такие важные дела, как помощь, пожертвования и поддержка в свою жизнь. Помня при этом, что они – единственный возможный путь к счастью людей, живущих ныне, и поколений, которым предстоит прийти к ним на смену.
9 класс 15.3 ОГЭ
Текст из ЕГЭ
(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.
(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.
(По Ф. Искандеру)
Вступление
Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.
Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.
Проблема
Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?
Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.
Комментарий
Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.
Пройдя дальше, он с удивлением обнаружил, что карман все так же полон. Он вернулся и снова выгреб деньги. Через несколько шагов вновь обнаружилось, что карман наполнен монетами.
Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.
Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.
Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».
Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.
Авторская позиция
Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.
Своя позиция
Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.
Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.
И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.
Аргумент №1
В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.
У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».
Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.
Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.
Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.
Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.
Аргумент №2
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.
Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.
Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.
Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.
Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.
Заключение
Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.
Размышляя над данной темой, можно выделить два основных вопроса: что значит милосердие, и чем является по своей природе? И какова роль милосердия в современном обществе. В этих вопросах я попробую разобраться с помощью нескольких примеров и рассуждений.
Многие авторы в своих произведениях поднимали проблему милосердия. Одним их ярчайших примеров является рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Главный герой-Андрей Соколов потерял во время войны то, что незабвенно дорого каждому человеку-семью. Казалось бы, нет смысла жить, нет сил воевать, но Андрей смог проявить милосердие. Оно заключалось в том, что он притворился , а в последствии стал самым настоящим отцом,осиротевшего мальчика и забрал его к себе. Соколов пожалел ребенка, проявил по отношению к нему доброту, нежность-это есть милосердие. Также стоит отметить, что милосердие-это то, что должно сопровождать человека всегда, потому что “милое сердце”-это один из самых ценных и прекрасных даров, которые есть на Земле. А все потому что милосердие-это не только хорошо или правильно, но и иногда это путь к спасению других.
Нельзя не упомянуть и о другом прекрасном произведении – “Война и мир” Льва Толстого. Наташа Ростова проявила самое что ни на есть настоящее милосердие, когда отдала подводы, на которых ее семья могла вывезти свое имущество, для раненых. Она поняла, что помощь другим-важнее всего. Таким образом, мы пришли к выводу, что милосердие-это так же способность к самопожертвованию, бескорыстию, потому что иногда, чтобы помочь кому-то нужно самому лишиться.
Мы узнали о том, что такое милосердие, но какую роль оно играет в современности, имеет ли оно место быть и нужно ли оно современному человеку?
К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
В сочинении имеются отсылки к рассказу Л. Куклина «Марки».
Вариант 1
Сострадание — это способность не только почувствовать боль другого человека, но и оказать помощь либо в избавлении от неё, либо в её уменьшении. В основе этого чувства, на мой взгляд, лежит любовь ко всему живому, потому что без неё сострадание не может быть искренним.
Так, именно любовь к людям известной матери Терезы на протяжении всей её долгой жизни была в основе строительства десятков приютов и лечебниц для нищих и больных. За своё милосердие она получила Нобелевскую премию мира.
Для проявления чувства сострадания могут быть разные причины. Это подтверждает поступок героя рассказа Л. Куклина — мальчика, который отдал ценную коллекцию марок парализованному малознакомому «товарищу». Он сделал это из желания порадовать его и облегчить жизнь сверстнику.
Думаю, что по-настоящему сострадать могут только те, кто принимает чужие боль или проблемы как свои собственные.
Вариант 2
Что такое сострадание? Я думаю, что ответ кроется в самом слове. Приставка «со-» обозначает совместность, общность, то есть сострадание — это способность разделить страдание и, если возможно, найти способ избавления от него. Это душевное качество свойственно людям чутким, неравнодушным.
Л.Н. Толстой “Война и мир”
Когда люди уезжают из захваченной французскими войсками Москвы, Наташа Ростова решает отдать подводы раненым. Героиня ценит жизни других людей гораздо больше, чем свое материальное состояние: подводы предназначались для перевозки ее вещей, в том числе приданого. Наташа Ростова совершает этот поступок из милосердия, показывая свои лучшие внутренние качества.
М. Шолохов “Судьба человека”
Андрей Соколов прошел все тяготы войны. Война лишила его самого дорогого – детей и любимой жены. Казалось бы, после этого герой не смог бы видеть в мире доброту. Но сердце героя не очерствело. Узнав маленького Ваню, мальчика-сироту, он решил представиться отцом ребенка и усыновить его. Этот поступок Андрей Соколов совершил из милосердия. Герой не оправился от войны, но Ваня оживил его душу. Два одиноких человека нашли друг друга.
Н.Д. Телешов “Домой”
Семка, сын переселенцев, после смерти родителей решил во что бы то ни стало добраться до своей родной деревни. По пути он встретил дедушку Неизвестного. Они шли вместе. В дороге Семка заболел. Неизвестный принес его в город, в больницу, хотя знал, что появляться там опасно. Дело в том, что Неизвестный уже несколько раз сбегал с каторги. В городе его взяли снова. Дедушка знал, на что идет, но жизнь ребенка была для него важнее. Этим человеком двигало милосердие, сострадание. Судьба ребенка для него была гораздо важнее собственной.
И. Бунин “Лапти”
В одной деревне тяжело болел ребенок. Он почему-то все время просил красные лапти. Нефед, узнав об этом, решил, что лапти нужно достать, раз “душа просит”. Герой в непогоду отправился в Новоселки за лаптями и фуксином. Нефед погиб по пути обратно. Он знал, что рискует, но ради ребенка был готов на этот опасный поступок, совершенный из милосердия. Герой оценил желание больного ребенка выше, чем собственную жизнь.
Сочувствие, сострадание, сопереживание — это наиболее характерные черты, присущие настоящему человеку. Кто, как не человек с большой буквы может почувствовать боль другого человека, и принять ее на себя. Сегодня я попытаюсь раскрыть тему сострадания в своем сочинении за 8-11 класс, приведя аргументы не только из жизни, но и из литературы.
Сочувствие и сострадание
Чтобы раскрыть тему сострадания, отвечая на вопросы пункта 15.3 ОГЭ, нужно понять, что же это такое сострадание и сочувствие. Это чувство благородно, и заключается в умении пропускать через себя горе другого человека. Искреннее желание помочь другому в беде идет от чистого сердца, и самое главное, это качество дано с детства каждому. Сложно встретить ребенка, который бы прошел мимо выпавшего из гнезда птенца, или мимо голодного, брошенного щенка. Он обязательно остановится из-за сильного желания оказать помощь. У некоторых людей чувство сострадания появляется и исчезает, но многие способны сопереживать чужому горю на протяжении всей жизни. Несмотря на то, что среди нас живут и высокомерные, агрессивные эгоисты — таких людей гораздо меньше. Все же, рано или поздно, сострадание просыпается в каждом из нас. Мамы не могут оставаться равнодушными, когда видят плачущего ребенка. Мы готовы к состраданию, когда видим искалеченного человека, которого заставила просить милостыню его непростая жизнь. Когда кто-то из близких попадает в больницу, когда видим побитое и обессиленное животное, чужого ребенка, которого одолевает страшная болезнь, в нас просыпается сострадание, мы сопереживаем, и готовы бескорыстно помочь в трудную минуту всем нуждающимся в нашей помощи. А это и есть проявление сострадания, о чем и пишут сочинение по ОГЭ в 11 классе.
Аргументы из литературы
Чувство сострадания живет веками. Сколько живет человек, столько в нем и будет жить это прекрасное качество. Сострадание встречается не только в жизни, но и в литературных произведениях. В доказательство этому, приведем аргументы из литературы, которые лишь дополнят наше сочинение.
Сразу хочется вспомнить Наташу Ростову из романа Толстого Война и мир. Девушка отчаянно помогала раненным солдатам покинуть черту города, когда наша страна подверглась нашествию Наполеона. Не было спокойно сердце девушки и по отношению к Андрею Болконскому, чьи страдания отзывались и в ее душе.
В произведении А.А. Лиханова «Голгофа» вахтерша тетя Груня вечерами обходит палаты с ранеными, старается облегчить их участь. На вопрос опекаемого ею солдата Алексея, чем он отплатит тете Груне за все, она сердито ответила, что если люди за все друг с другом рассчитываться будут, весь мир в магазин превратится. И далее развила мысль: тогда и добро изничтожится. И эта простая неграмотная женщина совершенно права. Ни о каком сострадании не было бы и речи, если бы все люди за оказание помощи требовали оплаты. Это было бы не сочувствие чужому горю, не искреннее желание помочь, а сделка «ты — мне, я — тебе».
Примеров искреннего сострадания достаточно и в жизни
Проявления сострадания многообразны. Это и подобранный бездомный котенок или лечение брошенной хозяевами больной собаки. Это и сбор денег ребенку на операцию за границей, волонтерская деятельность, связанная с опекой одиноких престарелых людей. Это, наконец, просто подвиги, когда с риском для собственной жизни спасают утопающего или выносят из горящего дома испуганного малыша.
Так что же значит сострадание? Оно означает готовность протянуть руку помощи оказавшемуся в беде человеку, не раздумывая о последствиях, без своекорыстных соображений.
Сострадание, умение чувствовать и брать на себя чужую боль, – всегда было одним из главных отличительных качеств русского человека. Русская литература на протяжении всей своей истории в той или иной мере касалась этой темы: мотивы сострадания мы встречаем и в “Слове о полку Игореве”, и в исторических песнях, особенно – в “Плачах”, и в сказках, и в произведениях, написанных в более поздние исторические периоды.
Вспомним, например, Ярославну (“Слово о полку Игореве”): она плачет, молит силы природы не только за своего мужа, ее сердце разрывается на части, болит за всех воинов, ушедших и не вернувшихся. Ее безыскусные, но идущие от сердца слова, ее мольбы, полные сострадания к павшим и горечи по пропавшим без вести, смогли тронуть даже обычно бесстрастные силы природы, которые, сжалившись над ней, донесли ее слова до Игоря.
__
В качестве еще одного примера можно рассмотреть, например, пьесу Горького “На дне”. Образ Луки – иллюстрация сострадания. Для Луки нет изгоев и нет падших, в каждом человеке он способен разглядеть искру божественной сущности. Он не просто способен сострадать, он способен возродить в человеке, казалось, бы давно уснувшие чувства и качества, заставить его хотя бы попробовать оттолкнуться от дна и подняться к свету. (Подробнее образ Луки рассматривался здесь).
__
Наконец, в этом вопросе разбирается тема сострадания на примере рассказа “Юшка”.