Сочинение на тему совесть егэ 2017

5 вариантов

  1. С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть…
    В данном тексте Гранин поднимает проблему совести.
    Совесть – это одно из вечных понятий в жизни людей. Стоит поразмышлять над тем, что оно значит. Я думаю, что совесть – это честность, порядочность, внимание к окружающим. Жить по совести – значит не совершать подлых поступков, не перешагивать через других в угоду собственным прихотям. Наверное, это далеко не всё, что можно сказать о совести. Рассуждая о ней, автор задаётся вопросом, зачем человеку совесть, благодаря чему она существует? И делает вывод, что совесть «исходит из глубины души и не бывает ложной», что она не ошибается. Гранин, приводя в пример один из поступков по совести, рассказывает о писателе Леониде Борисове, который один из всех на гражданской панихиде по М. Зощенко назвал себя и других виноватыми в его смерти. Как сказал Александр Прокофьев, спас их честь. Автор подчёркивает, что это взбунтовалась совесть тех, кто не смог или не захотел защитить Зощенко, когда его травили в средствах массовой информации. Также в этом тексте Гранин говорит, что нельзя ничем оправдать бессовестность, что совесть относится к личности, «принадлежит душе, единственной, неповторимой…».
    Позиция автора такова: он считает, что «до человека может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей». С этим нельзя не согласиться. Только совесть даёт оценку нашим поступкам, мыслям, чувствам.
    Проблема совести затронута во многих произведениях художественной литературы.
    Обратимся к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема совести, человеческой ответственности за себя, за окружающих, за общество, за мир в целом проходит через всё произведение. «Каждому будет дано по его вере», — это слова одного из центральных героев романа – Воланда. «По вере», то есть по совести. Вспомним Понтия Пилата, который пошёл против совести, когда согласился на смертный приговор Иешуа. Жестоко наказан за свою трусость прокуратор: около двух тысяч лет сидит он в каменном кресле и мечтает только об одном – пойти по лунной дороге вместе с арестантом Га-Ноцри и разговаривать с ним. Автор хочет сказать, что именно так был наказан Понтий Пилат за то, что однажды струсил, поступил не по совести.
    В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой создан образ старой женщины – Дарьи. Она прожила свою жизнь по совести: честно работала, растила детей, помогала людям, заботилась о своём доме, о родной земле. Нельзя не вспомнить эпизод, в котором автор рассказывает о том, как Дарья прощалась со своим домом. Она убрала его как к празднику, а потом ушла далеко-далеко, чтобы не видеть, как будет гореть родное гнездо. Матёрой назвал писатель остров, на котором веками жили люди. Это название созвучно другим, таким, как мать, мать-земля, Родина-мать. И все эти слова имеют отношение к Дарье. По вере, по совести жила она, и, наверное, именно такие люди – наше национальное богатство.
    В заключение хотелось бы сказать, что совесть – это компас, который указывает человеку путь в жизни, и важно не сворачивать с нужной дороги, чтобы не пожалеть об этом в старости.
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
    Перейти к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

  2. Итоговое сочинение на тему “Совесть и бесчестие”: введение, аргументы, заключение
    Может ли человек совершать бесчестные поступки неосознанно? Может ли человеческая глупость повлечь за собой зло? Что такое честь и что значит бесчестие? Эти вопросы поднимаются в произведениях “Довольный человек” И. С. Тургенева и “Фальшивая монета” Шарля Бодлера.
    Введение:
    Честь всегда имела для человечества ценность. Данное понятие служит для нас критерием оценки своих и чужих поступков. Достойного человека определяют такие качества, как доброта, правдивость, смелость и справедливость.
    Я считаю, что честь человека измеряется совестью. Именно она оберегает нас от осознанного совершения безнравственных поступков. Если же человек не понимает всей низости содеянного, не видит границу между добром и злом, его совесть молчит.
    Тезис: Поэтому, как мне кажется, люди часто совершают бесчестные поступки неосознанно.
    Аругумент из произведения “Довольный человек”:
    Подобную ситуацию описывает стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Величайшую проблему человечества писатель уместил всего в одно предложение: «Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам поверил ей».
    По моему мнению, персонаж принял сплетни за правду, потому что забыл о том, что сам когда-то сказал все это. Значит он не вынашивал эту мысль в голове, не планировал запятнать чужую репутацию, а сделал это спонтанно. Возможно на этот поступок его толкнула, зависть или мелкая обида. Но итог один, человек сделал зло и сам этого не заметил.
    Между тем, юноша очень весел и доволен. Ему не стыдно признаться себе, что он рад чужим проблемам, а это говорит о том, что человек не понимает, насколько гадкие мысли живут в его голове.
    Аргумент из произведения “Фальшивая монета”:
    Проблему неосознанного бесчестия затронул и Шарль Пьер Бодлер в небольшом произведении «Фальшивая монета». Французский поэт с негодованием рассказывает о бесчестном поступке. Его друг подал щедрую милостыню бедняку, что несомненно заслуживает уважения. Но тот спокойно признался в том, что монета была фальшивой.
    Конечно, подделка могла быть разменяна на настоящие деньги, что было бы очень кстати для голодающего. Но также она могла стать причиной больших неприятностей для бедняка. Несмотря на это, автор был готов простить другу столь низкий поступок, полагая, что фальшивая монета была подана с целью развлечения или ради эксперимента.
    Однако друг не желал бедняку зла, он даже не задумывался о последствиях. Фальшивая монета была всего лишь попыткой проявить милосердие без собственных потерь, что еще больше разочаровало рассказчика. «Самый непростительный порок – творить зло по глупости» – заключил Шарль Бодлер.
    В нашем мире всегда находится место для бесчестия. И если человек совершает низкий поступок осознанно, он будет наказан, как минимум, собственной совестью. Тогда еще есть надежда, что бесчестный одумается, попытается исправить содеянное или, по крайней мере, не повторит подобного.
    Но если человек не видит границ и не понимает тяжести последствий, он будет творить зло без остановки. Именно поэтому важно думать не о том, как «приобрести» честь, а о том, как ее не потерять.
    Заключение:
    В нашем мире всегда находится место для бесчестия. И если человек совершает низкий поступок осознанно, он будет наказан, как минимум, собственной совестью. Тогда еще есть надежда, что бесчестный одумается, попытается исправить содеянное или, по крайней мере, не повторит подобного.
    Но если человек не видит границ и не понимает тяжести последствий, он будет творить зло без остановки. Именно поэтому важно думать не о том, как «приобрести» честь, а о том, как ее не потерять.

  3. Есть люди, у которых совесть либо отсутствует вовсе, либо они научились с ней договариваться. Они становятся причиной многих бед. Не имея моральных границ, они заботятся лишь о собственном благополучии и не брезгуют ради этого применять самые страшные методы.
    Вспоминая роман «Мастер и Маргарита», можно проследить муки совести римского прокуратора Понтия Пилата после того, как философ Иешуа отправился по его приговору на казнь. Осознавая глубину собственной ошибки, прокуратор мучится, но исправить ничего уже не может. Так, он стал навеки проклят. Ему снятся сны, где они с Иешуа вместе гуляют и ведут беседы, но пробуждение снова и снова приносит ему страдания.
    В «Преступлении и наказании» автор описывает мучения убийцы после того, как он совершил непоправимое. Герою казалось, что его мучит страх, но на самом деле это была именно совесть. В этот момент он был только на пути к настоящему раскаянию, которое пришло к нему уже на каторге. Тем не менее, подобные душевные терзания указывают на то, что Раскольников не потерян для общества, что душу его еще можно спасти.
    Думаю, что наличие совести – это черта врожденная. Ее невозможно привить искусственно. Родители могут, к примеру, объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, но заставить его чувствовать стыд или раскаяние за свои поступки им не под силу.
    Итак, очевидно, что совесть присуща далеко не всем, но случаются ситуации, когда она неожиданно просыпается в самом, казалось бы, черством и беспринципном человеке. Это говорит о том, что у каждого есть шанс исправиться, искупить грехи и получить прощение.

  4. 1. М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

    В сказке «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин поднимает проблему совести. Используя аллегорию, он изображает это человеческое качество в виде тряпицы, старой ненужной ветошки, от которой все стремятся избавиться. Сначала она попадает в руки жалкого пропойцы, потом к хозяину питейного дома, затем к квартальному надзирателю Ловцу, после чего перешла к финансисту Самуилу Давыдовичу Бржоцкому. Переходя из рук в руки, совесть возбуждает в каждом новом обладателе взрыв эмоций, страдания и муки, избавлением от которых может стать только смерть. Совершённые грехи, жажда наживы, преступления против чести – всё это тяжёлый груз. В финале сказки автор передает мольбу совести, которая просит, чтобы её вложили в душу младенца. Маленький человек вырос бы с ней и уже не стремился отделаться от совести, чтобы он шёл по жизни, соизмеряя свои шаги с этим достойным уважения человеческим качеством.

    2. В.Быков «Сотников»

    В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.

    3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Петруша Гринёв после первого вечера взрослой жизни в кругу новоиспечённых приятелей проиграл сто рублей. Эти деньги были значительной суммой. Когда он потребовал от Савельича, чтобы тот дал ему необходимую сумму для отдачи долга, дядька – крепостной крестьянин, воспитатель Петруши, вдруг воспротивился. Он сказал, что денег не даст. Тогда Пётр Андреевич потребовал, применив суровую строгость господина: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось». Долг был возвращен, но в душе Петруши возникли угрызения совести: он чувствовал себя виноватым перед Савельичем. И только попросив прощения и дав обещание, что всеми средствами будет отныне распоряжаться только он, верный слуга, Гринёв успокоился. Но впредь более не спорил с Савельичем по финансовым вопросам.

    4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Николай Ростов проиграл деньги Долохову. Сумма была астрономическая – сорок три тысячи рублей. Это после того как отец попросил его не тратить лишнего, так как финансовое положение семьи критическое. Но, несмотря на это, долг чести необходимо выплатить. Николай просит деньги у отца нарочито небрежным, даже грубым тоном, говоря, что это со всяким случается. Когда Илья Андреевич соглашается дать сыну необходимую сумму, тот, рыдая, кричит: «Папенька! па…пенька! … простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал». После этого Николай дал себе слово никогда не садиться за карточный стол и сделать всё, чтобы поправить благосостояние семьи.

  5. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого. Он работал в сервисной мастерской, в самом центре города.
    Показать весь текст
    Сочинение
    Говорят, что есть эффект бумеранга: мол, что сделаешь для другого, вернется к тебе сторицей. Наверное, поэтому мы задумываемся о содеянном. А что такое совесть? Совесть регулирует наше понятие добра и зла, это внутреннее нравственное чутье, способное распознавать, что такое хорошо, а что такое плохо. К сожалению, иногда кажется, что у многих людей совесть отсутствует или дремлет очень глубоко.
    Проблема данного текста — проблема совести. Она наш психолог, ответственный за поступки и поведения. Можно ли сказать, что у тексте нашего героя настигло запоздалое чувство совести? Почему мы не можем равнодушно воспринимать некоторые события нашей жизни? Именно эти вопросы хочется задать, прочитав текст по С.С. Качалкову.
    Актуальность данной проблемы обуславливается реалиями современной жизни. Совесть — это такой внутренний тумблер, который заставляет нас делать выбор в пользу доброго и светлого, даже если это противоречит нашим личным желаниям.
    Авторская позиция определена четко: он считает, что совесть есть у каждого человека, каким-бы, казалось, черствым, алчным, завистливым он ни был.
    Нельзя не согласиться с автором. Совесть — это не страх или стыд, это внутренняя моральная установка, которая требует отвечать не перед кем-то, а перед самим собой.
    Текст читается легко и вызывает неподдельный интерес. Такой эффект складывается потому, что он в большинстве своем построен в форме диалога, а также в нем присутствует большое количество художественных средств выразительности: эпитетов («слезливая сентиментальность»), восклицательных предложений.
    В повседневной жизни мы используем понятие «совесть» только для того, чтобы описать чье-то поведение или отношение к какому-либо вопросу. «Да у него просто нет совести!» – восклицаем мы, когда нас что-то не устраивает в человеке. Конечно, классики описывали муки совести совсем иначе. Говоря об этом важном чувстве, мне сразу вспоминается мрачный финал произведения Островского «Гроза». Несчастная Катерина, мучимая совестью, не находила себе места. Будучи оправдана перед другими персонажами, она не могла оправдать себя в своих глазах и погибла. Или другое бессмертное произведение великого классика Достоевского – «Преступление и наказание». Наверное, название говорит само за себя. Раскольников был гоним муками совести, не мог найти себе места, оправдать себя, хотя очень этого хотел.
    Кто-то не может пройти мимо обездоленного, кто-то старается говорить только правду, кто-то просто несет свой маленький вклад в окружение, стараясь хорошо делать свою работу. Но факт остается фактом: совесть есть у каждого, и только благодаря ей мы воздерживаемся от многих глупых, опасных, безрассудных решений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *