Сочинение на тему современная культура

8 вариантов

  1. Эссе на тему: “Тенденции современной культуры”.
    На сегодняшний день я вижу, что современная культура представляет собой огромный котёл в котором варятся куча мнений, течений итенденций. Со временем так сложилось,что на культуру влияют известные люди и их поступки. Чем стремительней развивается культура, следовательно тем больше людей она в себя вовлекает иначинает влиять на них. Современная культура отличается своей разновидностью и массовостью.Много людей начинают следовать за неясными и порой глупыми течениями культур.Характерныепримеры этому-футбольное хулиганье,которое просто не видит границ между игрой и развлечением,ходят на матч чтобы подраться, а не поддержать любимую команду; чего стоит сегодняшняясовременная музыка(в основном электронная),против этой музыки ничего плохого не имею,сам некоторую слушаю,но то что происходит на мероприятиях(рейвах, клубах) это просто бардак,одна частьфизиономий пьяны до такой степени что передвигаются от столба до столба,другая часть уже вообще на ногах не стоит,и только лишь одна третья народа придёт что бы насладится любимой музыкой.А ведьв первую очередь современная культуры опирается на молодёжь!!!О чём после этого можно говорить?! На каждый вкус можно выбрать ответвления культуры,другое дело когда тебе начинаютнавязывать глупые мнения и чужие традиции. Много людей у власти считают, что смешения культур это хорошо, но это не правильно, так как мы должны быть самобытными и отличными от другихмасс.Современная культура в первую очередь зависит от человеческого поведения(т.е. духовной культуры). На мой взгляд культура на сегодняшний день представляет из себя деловой магазинв котором много всяких безделушек и ненужных вещей, но где то в подвале магазина есть по настоящему стоящие вещи за которые не жалко отдать и самое…

  2. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, очень скоро, возможно, людей на производстве заменят роботы, вся цепочка ДНК будет расшифрована, люди перестанут болеть, будут жить вечно. И именно сейчас перед нами наиболее остро встал вопрос — нужна ли человечеству культура?  «Конечно, нет», — скажет кто-то. Но будет ли он прав? Я думаю, будет, но лишь в том случае, если посмотрит на культуру с одной стороны. Действительно, зачем человеку уметь красиво общаться, если мы все чаще общаемся друг с другом при помощи интернета?  Зачем человеку быть художником, уметь писать картины на холсте, если любой понравившийся сюжет можно увековечить с помощью фотоаппарата? Разве нужно быть композитором, чтобы сочинить модную нынче клубную музыку? Я думаю, совсем необязательно.  Но разве все это можно назвать искусством? По-моему, нет. Конечно, в любом деле есть мастера, есть люди, способные довести свое дело до высшего уровня. Но мода очень изменчива, и то, что вчера казалось красивым, сегодня потеряло актуальность. А выйдет ли из моды настоящее искусство: картины Рафаэля, музыка Бетховена, стихотворения Пушкина? Нет, не выйдет, потому что оно вечно.  Но почему сейчас не модно быть скульптором, художником, поэтом? Может быть, потому, что люди перестали замечать красоту природы.  Стремясь к прогрессу, человечество забыло о том, что такое красота, оно видит перед собой лишь сложные механизмы, чертежи и конструкции.  Так нужна ли человечеству культура? Да, нужна. Ведь именно культура — ценнейшая и прекраснейшая вещь на свете. Это то, ради чего следует жить.
    Без общения человек не может жить. Да, иногда хочется побыть в одиночестве, иногда надоедает большое количество людей. Но одинокий человек – это несчастливый человек. Общение с другими людьми обогащает человека. Мы смотрим на мир не только своими глазами, но и глазами наших друзей, родных, знакомых. В общении человек раскрывает себя. Дмитрий Лихачев утверждал, что «важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, что он говорит». А если еще обратить внимание на то, как незнакомый человек говорит, то, пообщавшись совсем немного, можно сделать о человеке определенные выводы.
    Общение – это то, без чего человек не может жить. В наше время нередко можно услышать от взрослых, постоянно занятых своими проблемами, работой, что им даже пообщаться времени нет. Молодежь, наоборот, постоянно находит время для разговоров. Мы, правда, общаемся в основном по мобильному телефону и через интернет. Общаемся часто по делу и просто так и, наверное, никогда не задумываемся о том, сколько времени тратим впустую. Мы не думаем о том, что свое и чужое время нужно ценить. Ибо тот, кто умеет разумно распределить время, многое успевает. Нам трудно избавиться от привычки говорить больше о себе и занимать собеседников своими проблемами.
    Мы знаем правила общения, но зачастую забываем их. Встречаясь со своими знакомыми и друзьями, мы выражаем громко свой восторг, шумим, кричим, не замечая других, а иногда даже не слышим своих собеседников. А если мы о чем то спорим, то каждый из нас пытается любым способом доказать свою точку зрения. Может быть, в таком случае просто нужно перевести разговор на другую тему. Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, и своей радостью он хочет поделиться с другими.
    С одной стороны, в этом ничего плохого нет. С другой стороны, человек может не заметить, что его собеседник чем то удручен и ему совсем не хочется разделять, чью то радость. Мы очень часто забываем основное правило общения: умение выслушать своего собеседника. Культура общения требует соблюдения «золотого правила»: относись к собеседнику так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе. Ведь нам так хочется, чтобы нас выслушали. Мы испытываем чувство дискомфорта, когда нас перебивают и начинают говорить о чем то своем. Мы огорчаемся, расстраиваемся. Но все же нужно начинать с самих себя: каждому из нас надо учиться умению выслушать собеседника.
    Казалось бы, нет ничего проще, чем вести себя так, как требуют правила этикета. Но можно овладеть хорошими манерами и не уметь находить общий язык с другими людьми. Можно выучить правила поведения и не быть воспитанным человеком, не быть приятным и внимательным собеседником. Воспитанный человек уверенно и спокойно чувствует себя в любом обществе, в любой обстановке. Он быстро находит общий язык с различными людьми. Он не испытывает комплексов неполноценности, страха. Самое главное – воспитанный человек уважает собеседника и умеет его слушать.
    Человек создал культуру, а культура — человека. Личность реализуется в культуре мысли, культуре работы и культуре языка. Культура – это не только все то, что создано руками и умом человека, а и прошедший сквозь столетия способ общественного существования, который выражается в народных обычаях, верованиях, в отношении людей к соотечественникам, к работе, к родному языку. Я считаю, что чем крепче связи человека с культурой своего народа, тем больше можно надеяться на него как на гражданина, сознательного творца материальных и духовных благ, патриота и интернационалиста.
    Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по-своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек – это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый прийти на помощь. Вместе с тем, культуру невозможно вообразить без умения общаться, придерживаться норм этикета. В народе говорят: по одежде человека встречают, а по уму провожают. То есть, первое впечатление о нас создается по нашей одежде. Как приятно наблюдать за человеком, который со вкусом одет! Вы скажите, что на это нужны большие средства? Думаю, это не всегда так. Умение одеваться за деньги не купишь. Я часто вижу на улице людей, одетых, будто “из инкубатора”, хотя их одежда и вещи являются довольно дорогими. И очень досадно, когда элегантная госпожа, будто жемчугом, сыпет грубыми словами.  Сразу забывается, во что она одета, а грязный поток слов еще долго звучит в ушах прохожих.
    Человек живет среди людей и потому не имеет права забывать о соблюдении норм поведения в обществе. Этому необходимо учиться всю жизнь.
    Заканчивая школу, я сознаю, как хорошо было  возле друзей, понимать их, видеть в их глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. Что же возьму я в жизненную дорогу из родной школы, какие черты культурного человека воспитали во мне учителя? Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. “Без языка нашего и народа нашего нет”. Уровень развития родного языка, по моему мнению, отображает уровень духовного развития нации: словарь – это то, что нация знает о мире, а грамматика – это то, как она об этом мире говорит. Меня учат в школе знать и словарь, и грамматику, беречь и приумножать богатства родного языка. Я твердо осознаю, что это является моей обязанностью, так как человек, который не понимает значения родного языка, отдаляет себя от культурно-исторического опыта и достижений своего народа, его культурно-духовных достояний.
    Я очень признательна учителям за то, что учат меня различать щедрость и скупость, настоящее богатство души и убогость, а также смотреть на вещи реально. Я скромная, умею жалеть и сочувствовать, беречь и оберегать, умею видеть настоящую человеческую ценность. Признательна тем одноклассникам, которые меня поддерживают, так как это есть шанс двигаться к совершенству, а когда они ставят мне что-то в укор или осуждают, то также учат меня – быть лучше, добрее, мудрее.
    Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Я очень люблю и уважаю своих родителей, так как только они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога, придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще очень много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Прежде всего, глубже выучить исторические и художественные ценности, овладеть как минимум двумя иностранными языками, чтобы ознакомиться с жизнью других народов. Мне необходимо еще очень много учить, чтобы быть культурным человеком.

  3. Сочинение на тему
    «Современная культура России»
    В современной России тенденция развития культуры очень большая. Есть как плюсы, так и минусы. Нынче молодежь развивается быстрее, чем ее старшее поколение. Они усваивают все быстро и сразу, особенно все новое: музыка, интернет, мода и т.д. Мы многое берем от Запада, но только потому, что это реально интересующие нас вещи. Мне хочется, что бы современная молодежь помнила историческую культуру России, но я не хочу, что бы это было пределом ее развития. И как раз это тормозит развитие молодежного интереса к новому. В школах, и различных вузах, учили, учат, и будут учить, как было раньше на Руси, чем мы должны гордиться и что мы должны знать и помнить. Не удивительно, что школьники не хотят учиться. Нынче молодежь очень много времени просиживает дома, сидя за компьютером. Но это не самая плохая сторона, большинство уже курят сигареты и употребляют алкоголь. Молодежь теряет моральные ценности. В стране с каждым годом растут потребности молодежи. И не удивительно, что нам хочется попробовать все новое и интересное для нас.Я имею в виду, что мало, кому интересны спектакли, опера, балет ит.д. Все культурные закалки прошлого времени. Есть, конечно, люди, которых это интересует, но они всегда будут оставаться в меньшинстве, только потому, что это уже не актуально для нашего времени. Лично я занимаюсь музыкой, танцами, спортом. И многие тинэйджеры ловят именно эти же сферы жизни. Это имеет место и в моей жизни, мне нравиться различные конкурсы и фестивали. Видно сколько людей участвует в этих мероприятиях. Большую роль играет уличная жизнь, так как дети и вообще молодежь много времени проводит на улице. А что мы там видим? Людей употребляющих алкоголь и сигареты, беззаботных попрошаек, инвалидов с протянутыми шапками, алкоголиков спящих на лавочках, машины, и постоянный народ, куда-то идущий, но куда? У всех свои дела. Спросите сейчас школьника, который заканчивает одиннадцатый класс кем он хочет стать? Я уверен внятного ответа вы не услышите. А все дело в том, что они реально не знают, чем они хотят заниматься, что их интересует. Радует, что потихоньку, но мы начинаем ловить тенденцию времени. Я знаю, чего хочу я. А вот вы знаете, чего хотите? Добились ли вы, в своей жизни поставленной цели. А была ли у вас возможность? И давали ли ее вам?… Я не знаю. Но хочу что бы сейчас люди, ни в чем себе не отказывали. Задавали правильные вопросы и получали на них достойные ответы. Хочу, что бы добивались результата. Видели цели, и осуществляли мечты. И получали удовольствие от жизни.
    Автор: Скраль.В.В

  4. Содержание:
    Введение. 3
    1. Сущность современного понимания культуры… 4
    2. Кризис современной культуры… 6
    3. Средства и пути преодоления современного кризиса культуры… 11
    Заключение. 13
    Литература. 15
    Введение
    В настоящее время в работах многих исследователей современной культуры все чаще начинают звучать высказывания по поводу того, что цивилизация с заметной скоростью приближается к отметке, за которой следует ее кризис. При этом практически все сходятся в описании кризисных симптомов современности, которые охватывают все сферы человеческого бытия: политику, экономику, культуру, отношение к природе, личностную идентичность. Среди факторов, называемых в качестве причин происходящего, чаще всего звучит тема современных технологий, связанных с развитием науки, что определяет всю цивилизацию как техногенную, основанную на логике западного развития. Однако, помимо материальных составляющих кризиса, очевидно не меньшую роль играют и его идеологические предпосылки.
    Проблема современного кризиса, охватившего в той или иной степени все сферы культуры, прослеживается в огромном количестве работ самых различных мыслителей. Еще в начале ХХ века тревожным предупреждением прозвучал «Закат Европы» О. Шпенглера, который не потерял своего значения и сегодня. Хотя концепция локальных цивилизаций немецкого культуролога и имеет в виду кризис именно западной культуры, но не подлежит сомнению, что вся современная культура в той или иной степени опирается на достижения западной цивилизации с ее техногенной спецификой.
    Разнообразные аспекты кризисного состояния современной культуры анализировались такими мыслителями как П. Сорокин, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Маркузе, Т. Адорно, Э. Фромм, Р. Гвардини, Н. Бердяев и многими другими. Выделяются современные отечественные исследования феномена кризиса, авторами которых, в частности, являются А. Ахиезер, П. Гуревич, Л. Ионин, В. Степин, А. Флиер, И. Василенко. Но, несмотря на достаточную разработанность, эта тема не теряет своей актуальности.
    Основная цель нашей работы состоит в рассмотрении на основании доступного теоретического материала современного понимания того, что есть культура в рамках концепций современного естествознания.

    1. Сущность современного понимания культуры

    В настоящее время насчитывается до 500 определений термина культура. Латинское слово культура первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Позднее культуру стали понимать как нечто противостоящее природе, созданное самим человеком.
    В ХХ веке крупнейший российский социолог П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.
    Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.
    Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает орудия труда, активную и пассивную технику, физическую (телесную) культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.
    Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.
    Духовная культура — система знаний, состояний, эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный знак — язык — естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д.
    Предметная область науки включает:
    — систему знаний о природе — естествознание (естественные науки);
    — систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).
    Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.
    Естественнонаучная культура — это:
    — совокупный исторический объем знания о природе и обществе;
    — объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;
    — усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.
    Гуманитарная культура — это:
    — совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;
    — системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).
    Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.
    Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
    Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания — естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и научной культурой выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.

    2. Кризис современной культуры

    В современном понимании культуры на фоне общего развития естествознания и как следствие развития науки и техники присутствуют представления о ее кризисном состоянии. Под кризисом культуры следует понимать резкий, крутой перелом в ее развитии, тяжелое переходное состояние культуры. При этом следует иметь ввиду, что подобные сдвиги в сфере культуры являются реакцией на развитие социально-экономической, политической и технической среды. «Каждая культура, — пишет Р. Инглегард, — представляет стратегию адаптации ее народа. В долгосрочной перспективе такие стратегии, как правило, являются реакцией на преобразования экономического, технического и политического характера и, как таковые, не могут долго оставаться неизменными»[[1] ]. Следовательно, нельзя правильно понять кризис культуры без учета того кризиса, который переживает общество в тот или иной момент его истории.
    По мере приближения общества к концу очередного и началу следующего века, а тем более тысячелетия, количество рассуждений о кризисе общества и даже «конце света» резко возрастает. Не является исключением и наше время. И не только потому, что это время смены тысячелетия, но главным образом потому, что в обществе совершаются быстрые и бурные качественные изменения.
    Нет ничего удивительного в том, что наряду с культурными величайшими достижениями современности в развитии и функционировании культуры наблюдаются кризисные явления, которые имеют объективные и субъективные причины. Эти причины можно классифицировать на причины, вызываемые технико-технологическим развитием, политическим климатом и социальными условиями жизни современного общества.
    Проблема кризиса современной культуры не может быть рассмотрена без учета противоречий связи человека и машины. «Сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образу машины».[[2] ] Материально-техническая составляющая человеческого бытия развивается неизмеримо быстрее его духовной составляющей, нравственно — интеллектуальных качеств личности. Экстенсивно развивались внешние стороны жизни, материальные условия этой жизни, а развитие внутреннего духовного содержания отставало. Уже И.Кант был озабочен противоречивыми возможностями теоретического разума, который может далеко зайти в своем развитии, не считаясь с миром человека и с последствиями внедрения техники, которые не считаются с требованиями практического разума, то есть нравственного сознания. В силу этого возникает противоречие между материальными и духовными сегментами культуры.
    Сегодня развитие материальной культуры, в частности средств информатизации, происходит все убыстряющимися темпами. Так, скорость обновления информационной технологии возрастает настолько, что поколения этой технологии сменяют друг друга каждые 3-5 лет. Интеллектуальное освоение последствий такого быстрого развития не поспевает за ростом получаемой и перерабатываемой информации. Это ведет к еще большему обострению противоречий между материальной и духовной компонентами современной культуры. Таким образом, информатизация общества не только изменяет мир, но и создает в этом мире новые проблемы.
    Качественные изменения в культуре информационной эпохи связаны с широким использованием информационной техники и технологии в сфере культуры. Радио, телефон, кино, телевидение, мультимедийные средства, наконец, компьютеры – вся эта современная техническая мощь в огромной степени определяет как содержание и форму культурных ценностей, так и их развитие и ту роль, которую они играют на социальной сцене. Более того, современная технология требует совершенствования культуры в ряде других важнейших факторов человеческой деятельности. М.Кастельс, в связи с этим пишет, что «для распространения технологически открытий во всей экономике так, чтобы они увеличивали производительность труда на необходимую величину, необходимо, чтобы культура и социальные институты, деловые организации и другие факторы, влияющие на производственный процесс, прошли через определенные серьезные изменения» [[3] ]
    Причины кризиса современной культуры, вызванные бурным научно-техническим прогрессом, противоречиями между материальной и духовной компонентами культуры усиливают свое действие в определенной политической атмосфере.
    Для понимания сущности кризиса культуры важно еще одно обстоятельство, отмеченное в свое время Д.Беллом. Дело в том, пишет он, что развитие промышленности принадлежит контролю сообщества: конструктора машин должны считаться с существующими стандартами, загрязнение окружающей среды ограничивается государственными санкциями и общественными движениями, цена и заработная плата – правительственными мероприятиями. Вместе с тем, нет никаких ограничений в сфере духовной культуры. В итоге в культурной сфере обнаженные тела стали обычными на киноэкранах, порнография – в газетных киосках, секс оказался предметом оживленного обсуждения в средствах массовой информации. «Разрешено почти все, пишет Д.Белл, — перемены столь значительны, что культурные проблемы приобрели значение политических»[[4] ]. Нетрадиционная медицина, гадания и пророчества, мистицизм и оккультизм, религиозный фанатизм и астрология получили в современной культуре широкое распространение. Характеризуя эти тенденции, Э. Тоффлер пишет: «Пантеизм, нетрадиционная медицина, социобиология, анархизм, структурализм, неомарксизм и новая физика. Восточный мистицизм, технофобия и технофибия, а также тысячи других течений и противоречий пронизывают защитный экран сознания, и у каждого из этих явлений есть свои жрецы или сиюминутные гуру. Началась лавинная атака на науку» [[5] ].
    Распространение нигилизма, возрождение ортодоксальных религий, появление новых религиозных и старых мистических течений поистине является бунтом против разума. Человек теряет веру в науку, в силу традиционной культуры. Часто она беспомощна перед лицом катастрофы. Люди испытывают разочарование в рациональности мышления, которое зачастую неспособно дать ясные ответы на возникающие в процессе информатизации общества вопросы. Шоковое и стрессовое состояние людей становится не исключением, а скорее правилом.
    Информатизация общества имеет своим непосредственным следствием дальнейшую трансформацию культуры, усложнение ее структуры, содержания и функций. Наряду с элитарной, народной и массовой культурами начинает свое существование и бурное развитие информационная культура. Она, кроме всего прочего, включает в себя так называемую экранную культуру. Последняя в своем составе имеет компьютерную культуру и культуру Интернет. Эти элементы информационной культуры располагаются между собой по принципу «матрешки»: каждая из предыдущих форм экранной культуры включает в себя последующую форму, как один из своих элементов наряду с другими.
    Все содержание информационной культуры развивается, порождая не только новые формы культурного освоения реальности, но и отражая различные процессы – кризис рационализма, постмодернистские установки и др. Это еще в большей степени углубляет кризис всей культуры общества эпохи ее информатизации.
    Что касается современной России, то кризис культуры вызван не только факторами глобального значения, но и теми специфическими политическими особенностями и трудностями, которые имела Россия на пути демократических преобразований. Вполне справедливо Ю.Левада пишет, что сдвиги в сфере культуры являются результатом совместного действия двух различных по своей природе кризисов: во-первых, общемирового, связанного с утверждением механизмов массовой культуры и соответствующей оценкой механизмов культуры элитарной (точнее, иерархической), во-вторых, специфически «нашего», постсоветсткого, то есть связанного с переходом от директивной культуры к открытой и массовой» [[6] ]
    Кризис современной культуры вызван не только бурным развитием материальной культуры в форме информационных технологий и, в связи с этим, возникшим разрывом между уровнями материальной культуры и духовно-интеллектуальным развитием людей, политическими факторами, но и определенными социальными обстоятельствами. Информатизация общества, как уже было отмечено выше, приводит к изменению социальной и профессиональной структур общества. Эти изменения протекают быстрее духовно-культурной эволюции людей. «Если социальные структуры могут изменяться сравнительно быстро «на глазах» (за годы и десятки лет), — пишет известный социолог Ю. Левада, — то для закрепления глубоких культурных перемен нередко требуются столетия»[[7] ]. Быстрые «революционные» или «скачкообразные», как говорили раньше – перемены в культурных параметрах общества слишком редки.
    Отмечая, что человек не является завершающим звеном в эволюционной цепочке на земле и кризисные признаки в развитии этого вида приводят его к гибели, Ю.А.Фомин пишет, что «в результате продолжающегося эволюционного процесса начинает формироваться новый вид, который придет ему на смену. При этом автор утверждает, что процесс перерождения человека уже начался, протекает все возрастающими темпами и «практически на нашей планете зарождается новая цивилизация, резко отличная от ныне существующей».[[8] ]
    Кризис культуры нельзя отождествлять с катастрофой, поскольку этот кризис имеет диалектическую природу: отвергая традиционные культурные каноны, новая культура впитывает в себя все предшествующие достижения культурного развития общества – идеалы, нормы, все прогрессивные культурные ценности прошлого. Еще К.Ясперс писал в свое время, что «лгут те, кто утверждает, будто можно временно отменить старую культуру, пока будет подготавливаться новая. Нельзя запретить человеку непрерывно говорить о своем величии и ничтожестве, как нельзя запретить ему дышать. Не существует культуры без наследия прошлого, и мы не можем и не должны ничего отвергать из нашей, западной культуры. Каковы бы ни были творения будущего, они все-таки будут нести в себе ту же тайну – тайну мужества и свободы, взращенную отвагой тысяч художников всех времен и народов».[[9] ]

    3. Средства и пути преодоления современного кризиса культуры

    В настоящее время активно ведутся поиски выхода из сложившейся кризисной ситуации. Пытаясь определить пути выхода культуры из кризисного состояния, А. Швейцер формулирует один из основных, по его мнению, законов развития культуры: «когда общество воздействует на индивидов сильнее, чем индивид на общество, начинается деградация культуры, ибо в этом случае с необходимостью умаляется решающая величина – духовные и нравственные задатки человека. Происходит деморализация общества, и оно становится неспособным понимать и решать возникающие перед ним проблемы. В итоге рано или поздно наступает катастрофа».[[10] ] Потому все надежды на возрождение культуры А.Швейцер связывает только с творческой деятельностью отдельных личностей в духовной сфере. Каждый индивид должен быть активным участником возрождения духовно-нравственных идеалов. В связи с этим он формулирует основные положения своего этического учения – этику благоговения перед жизнью – как по отношению к своей жизни, так и по отношению к любой другой.
    Однако, современное общество, его жизнедеятельность, как и любое другое, невозможно без техники, как искусственно созданного средства деятельности людей, средства, усиливающее эффективность его взаимосвязи с природой. Всякие разговоры об «обуздании» технического прогресса, о возврате к идеализированному прошлому являются социальной иллюзией. Другое дело – заставить технику работать во благо человека, в гуманных целях его развития и развития всего общества иначе человек может попасть в зависимое положение от техники. Можно согласиться с неотомистом Ж. Маритеном, когда он пишет: «Техника – это хорошо, машина – это хорошо. Надо отвергнуть дух анархаизма, желание упразднить и машины, и технику. Но если машина и техника не будут укрощены, подчинены человеческому благу, то есть строго подчинены законам движения личности и ее истинным целям и превращены в средства самой аскетической морали, ориентированной на полноту жизни по духу, то история человечества будет обречена на нескончаемые беды»[[11] ].
    Кризис культуры является составной частью кризиса общества, тех глубоких социотехнических изменений, которые происходят в процессе информатизации общества. Сама информатизация общества, таким образом, охватывает не только технико-технологическую и социальную сферы, но и культуру. Культура – важнейший элемент информатизации общества, делающий последнюю технико-социокультурным процессом. Выход их кризиса культуры, следовательно, лежит на пути преобразования всех сфер общественной жизни.

    Заключение

    В качестве заключения к проделанной работе приведем ряд обобщающих тезисов. В настоящее время в работах многих исследователей современной культуры все чаще начинают звучать высказывания по поводу того, что цивилизация с заметной скоростью приближается к отметке, за которой следует ее кризис.
    Под кризисом культуры следует понимать резкий, крутой перелом в ее развитии, тяжелое переходное состояние культуры. При этом следует иметь ввиду, что подобные сдвиги в сфере культуры являются реакцией на развитие социально-экономической, политической и технической среды.
    Связь вступления культуры в полосу кризиса с переходной эпохой подметил еще в первой половине прошедшего века известный русский социолог Питирим Сорокин.
    Таким образом, нет ничего удивительного в том, что сегодня наряду с культурными величайшими достижениями современности в развитии и функционировании культуры наблюдаются кризисные явления, которые имеют объективные и субъективные причины. Эти причины можно классифицировать на причины, вызываемые технико-технологическим развитием, политическим климатом и социальными условиями жизни современного общества.
    Качественные изменения в культуре информационной эпохи связаны с широким использованием информационной техники и технологии в сфере культуры. Радио, телефон, кино, телевидение, мультимедийные средства, наконец, компьютеры – вся эта современная техническая мощь в огромной степени определяет как содержание и форму культурных ценностей, так и их развитие и ту роль, которую они играют на социальной сцене.
    Все содержание информационной культуры развивается, порождая не только новые формы культурного освоения реальности, но и отражая различные процессы – кризис рационализма, постмодернистские установки и др. Это еще в большей степени углубляет кризис всей культуры общества эпохи ее информатизации.
    В настоящее время активно ведутся поиски выхода из сложившейся кризисной ситуации.
    Литература
    1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia — 1999.
    2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2003.
    3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВЩЭ. — 2000.
    4. Левада Ю. От мнений к пониманию.-М: МШПИ. — 2000.
    5. Маритен Ж. Знание и мудрость. — М: Научный мир. — 1999.
    6. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia. — 1999.
    7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 2003.
    8. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ. — 1999.
    9. Фомин Ю.А. Человечество в XXI веке.- М: Синтег.-2001
    10. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. — М., 1995
    11. Швейцер А. Культура и этика. — М: Прогресс. — 1973.
    12. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М: Политиздат.- 1991.
    [1] Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia . — 1999. С — 249-250
    [2] Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: Антология. — М., 1995
    [3] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВЩЭ. — 2000. С 15.
    [4] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia — 1999.
    [5] Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ. — 1999.
    [6] Левада Ю. От мнений к пониманию.-М: МШПИ. — 2000. 37
    [7] Левада Ю. От мнений к пониманию.-М: МШПИ. — 2000. С — 306
    [8] Фомин Ю.А. Человечество в XXI веке.- М: Синтег.-2001 С — 55
    [9] Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М: Политиздат.- 1991. С – 375.
    [10] Швейцер А. Культура и этика. — М: Прогресс. — 1973. С — 304
    [11] Маритен Ж. Знание и мудрость. — М: Научный мир. — 1999. С – 83 — 84

  5. Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным» . Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты.
    Культура являет собой совокупность всех тех духовных достижений человечества, которые, даже возникнув как индивидуально-субъективные и исторически конкретные, с течением истории получили статус общественно-объективных и как бы надвременных духовных явлений, образуя непрерывную и неподвластную отдельному индивиду всеобщую культурную традицию.
    Культура охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее.
    К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда. Материальная культура – показатель уровня практического овладения человеком природой. К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества, уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является культурой только в отношении с живым разумом.
    Перед человеком – целый океан культурных ценностей, созданных всемирной историей, а также несметные ценности природы, которыми он постоянно пользуется и наслаждается в меру своей одаренности, образованности и воспитанности.
    Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
    Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.
    О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке» , ученые поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей.
    Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры, управлять человеческим поведением, ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.
    Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.
    С другой стороны поддержание устойчивого общественного порядка способствует увеличению влияния культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
    Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.
    Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека – и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
    .

  6. Как влияет современная культура на становление личности подрастающего человека в образовательном процессе.
    Если человека пичкать обрывками культуры, которой тот не понимает, то он становится прекрасным фанатиком и оружием в чужих руках.
    Алексей Пехов
    Мы живем в эпоху кардинальных перемен, происходящих в обществе, в условиях общего экономического и социального кризиса, когда осуществляется переоценка ценностей. Сейчас как никогда общество нуждается в культурной, высоконравственной личности, достойной уважения и востребованная обществом.
    Наиболее ответственным периодом для нравственного становления личности является подростковый возраст. Именно в это время происходит формирование нравственного сознания, чувств, поведения, собственного мировоззрения, накопления жизненного и интеллектуального опыта, т.е. культуры человека. Это время самопознания и самоопределения, выявления нравственных ценностей и идеалов.
    Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
    Но способна ли школа сегодня в одиночку справиться с этой задачей? Мы современные учителя, обучая и развивая детей, сталкиваемся с огромными проблемами воспитания. И большая их часть зависит от общества, от тех нравственных норм и ценностей, которые несет оно. Мы живем в открытом информационном пространстве. С рождения наши дети погружены во всеобщий поток информации, который к сожалению далек от того, чтобы воспитывать в них нравственного, высококультурного человека. Мы перестали читать, писать письма. Изменились идеалы, а чаще их совсем нет. Дети не мечтают стать обладателями профессий, они с детства нацелены на всеобщий достаток, и высокое положение.
    Современное образование нацелено на формирование универсальных учебных действий, которые будут способствовать дальнейшему саморазвитию ребенка через овладение различными технологиями, но при этом забываем о воспитании. «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» (Ш.А. Амонашвили).
    Существует множество факторов, способствующих нравственному становлению личности, и барьеров, препятствующих воспитанию нравственной личности.
    СМИ прочно вошли в жизнь современного общества. Осуществляя социальный контроль и управление, влияя на формирование общественного мнения, распространяя знания, опыт и культуру, информируя самые широкие слои населения о происходящих событиях, они тем самым выполняют важнейшие функции поддержания и укрепления общественных отношений. Известно, что социально обусловленная сторона личности, ее направленность, которая включает в себя мировоззрение, идеалы, интересы, стремления, мотивацию, формируется в основном за счет воспитания и в результате социально-психологических воздействий на личность.
    Телевидение влияет на мировоззрение подрастающего поколения, и не всегда это влияние положительно. Все мы когда-то были детьми. И часто смотрели мультфильмы. Но есть одно «НО»! Мы и наши родители выросли на добрых, старых рисованных мультфильмах, на старых фильмах, несущих позитив. Да и в то время иностранные мультфильмы не были так популярны, как сейчас. Сейчас же не осталось почти ничего такого положительного и позитивного. Очень много мультфильмов идёт по телевизору, но чтобы найти русский рисованный мультик, нужно немало времени потратить у экрана телевизора, щёлкая с программы на программу.
    Агрессия детей основана не только на иностранных мультфильмах, но и на фильмах, таких как: боевики, фильмы ужасов и многое другое, негативно влияющее на детскую психику.
    Немало детей смотрят добрые, позитивные передачи, но есть остальная часть, которая смотрит то, что не рекомендовано ребёнку, его психике и мешает развиваться мышлению. Неизвестно, что будет с этими детьми дальше!? Будут ли они добры друг к другу?.. Вырастут ли они достойными людьми?..
    В связи с возрастающим влиянием СМИ на социализацию младших школьников, подростков и юношей актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов (психологов) в процесс освоения детьми окружающего мира посредством телевизионной информации. В современном образовании уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в коллективе; обсуждение телепередач в группе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д. Также считаю, что необходим жесткий отбор фильмов. Чтобы учитывалось суточное время их трансляции. На экранах должны обязательно присутствовать передачи познавательные, воспитательные и развивающие, которые формируют мировоззрение подрастающего поколения. И в заключении хотелось бы сказать, что смотреть телевизор очень даже и не вредно! Конечно, смотря, что смотреть! Но выбор всегда остаётся за вами! А лучше всего читать книги, это увлекательный мир, красочный и завораживающий!
    Д.С.Лихачев сказал: «Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если есть библиотеки – культура не погибнет в такой стране.»

  7. Современная русская культура требует глубокого и многостороннего рассмотрения. С одной стороны, непосредственно соприкасаясь с русской культурой прошедших веков в смысле хотя бы просто хронологического “соседства”, современная культура тесно увязана с накопленным культурным опытом, даже если внешне отрицает его, или играет с ним. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Поэтому, для понимания современной культуры России необходимо обращение как к русской культуре предшествующих эпох, так и к мировой культуре в целом, к общим тенденциям культурного развития современности. Можно заметить также, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение еще и потому, что культура выступает мощным фактором социального развития. “Пронизывая” все аспекты человеческой жизнедеятельности – от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа, культура играет все большую роль в решении программных целей социального движения, к которому относятся и формирование и укрепление гражданского общества, и раскрытие творческих способностей человека, и построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности – труд, быт, досуг, область мышления и т. д., на образ жизни общества и личности. Социальное влияние культура приобретает, прежде всего, в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т. д. Радикальным образом вопросы развития культуры ставятся в наше время именно потому, что эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой – умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание современной культуры России как части мировой культуры. Современный мир произвел значительные изменения человеческого сознания – человеческий взгляд обращен к пределам жизни, не ограничивающейся в сознании датами рождения и смерти. Становится тенденцией осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, которое видится прежде всего процессом расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Таким образом, значительные прежде всего социальные изменения еще более утверждают важность, с одной стороны, вопросов самобытности культуры, с другой стороны – вопросов межкультурного взаимодействия.

  8. 8
    Текст добавил: я Тв0й НаРkоТиk

    План работы:
    Введение
    1. Основные тенденции развития культуры XX века
    1.1 Гуманизация культуры
    1.2 Развитие науки
    1.3 Космизм – как явление современной культуры
    2. Кризис современной цивилизации и культура
    3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре
    Заключение
    Литература
    Введение
    Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений. Культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.
    Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Существуют разные национальные и исторические традиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры, определяя содержание представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.
    Многообразие ликов современной культуры, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не скрывает сущностных моментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Современная культура едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.
    Двадцатый век продемонстировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявится в полной мере именно в нашем столетии. Поэтому актуальные проблемы современности неизбежно отражаются в культуре, влияют на ее развитие. Раскрыть тему «Культура и актуальные проблемы современности» – цель моей курсовой работы.
    1. Основные тенденции развития культуры XX века
    1.1 Гуманизация культуры
    Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что достигло человечество к концу XX в.
    В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм — достаточно многообразное понятие. Суть современного гуманизма заключается и его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Это не элитарный, а демократический гуманизм.
    Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных «мирах» современного общества — экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.). идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами – членами Организации Объединенных Наций.
    В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений», «генома человека», все активнее заявляют о себе требования гуманизовать культуру, дополнить научно – техническую революцию моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия.
    Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисцентических, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и философские системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека.
    1.2 Развитие науки
    Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система — наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что паука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX — начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.
    Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
    Техногенное отношение к природе — как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
    1.3 Космизм – как явление современной культуры
    Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехаминаучной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XXв. ощущениякосмичности своего бытия.
    Космизм — уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться толькосейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.
    Основные идеи новой космической культуры следующие.
    Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.
    Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы.
    С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским: мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии, — В. И. Вернадским.
    Основной труд В. И. Вернадского — «Научная мысль как планетное явление» — отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому, биогенному, социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние — ноосферу (от слова «ноос» — разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.
    Причины возникновения и сущность ноосферной культуры в следующем.
    Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух — захвачены человеком.
    Важнейшее основание для возникновения ноосферы — объединение человечества. Для В. И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.
    Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся мощнейшей геологической и космической силой.
    2. Кризис современной цивилизации и культура
    Культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Через армию стандартная модельмегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни, навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает бессубъектные социокультурные формы..
    В XX в. полностью обнаружились кризисные явления современной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате-возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.
    Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является предпосылкой и повременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начиняет осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.
    Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало. Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации управления».
    В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.
    В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, — экономические, политические, моральные и т.д.
    Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире — наука. Например, существуют сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Он утверждает: «Наука — чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч. П. Сноу: «… На одном полюсе — художественная интеллигенция, на другом — ученые, и как наиболее яркие представители этой группы — физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем лее пещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств».
    Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной.
    Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития.
    С другой стороны, радикальным образом разрывается представление о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными. Отсюда н посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными ими неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое во все более яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существование человека носит трагедийный и безысходный характер.
    3. Основные проблемы современности, их отражение в культуре
    В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар». К первоочередным из них относятся:
    ¦ преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислот газа в воздухе, и т.д.);
    ¦ предотвращение войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического), создание безъядерного ненасильственного мира;
    ¦ преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом (развивающиеся страны);
    ¦ нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.
    Причины возникновения глобальных проблем в следующем.
    Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и Германии, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым и на Кавказ… Все оказались участниками единой исторической драмы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердяев писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может быть разодран в клочья».
    Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. За последние сто лет промышленное производство планеты приумножилось более чем в пятьдесят раз, при этом 4/5 этого прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на сумму около 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может увеличиться еще в 5—10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой, преображающей Космос. Сейчас же человек, обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.
    Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития страни культуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто леи пут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они обитают в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная община из бассейна Амазонки или Тропической Африки, едва вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия.
    В сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты различных культур. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Существует понятие функциональной неграмотности: люди, завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять содержание примитивной письменной инструкции, сделать простые расчеты, заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность — бич цивилизации и культуры второй половины XX в. По официальным данным, в США насчитывалось 22 миллиона функциональных неграмотных, во Франции — 3 миллиона, а в целом в странах ЕЭС — 15 миллионов человек. Мировая система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире. Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда, заметными переменами в структуре производства, с информационным взрывом и т.д. изменила представление о тех личностных чертах, которые должны воспитываться в системе образования. Необходимо отметить, что все глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное, по отдельности, решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить экономическое возрождение слаборазвитых стран без предотвращения нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе экономическая катастрофа на планете неизбежна.
    Человек может решить стоящие перед ним глобальные проблемы Например, самая страшнаяугроза человечеству последних десятилетий угрем термоядерной войны между сверхдержавами в значительной мереослабла и не является главенствующей в списке глобальныхпроблем. Это Связано во многом с теми изменениями, которые происходят в России.
    Решение глобальных проблем возможно при осознании истоков, остроты и масштабов, негативных последствий накопления «критической массы» этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы мира едины в своих интересах. Выживание человечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международных делах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, их приоритета над классовыми и национальными интересами.
    Решение глобальных проблем возможно при обязательном переходе к устойчивому развитию человечества. Экономическая деятельность и интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космоса должны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворение жизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путем лишения такой возможности для будущих поколений.
    Решение глобальных проблем возможно на путях «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств. Человеку следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточения на ином – на сохранении и воспроизведении жизни во всех ее формах. Право на существование имеет все живое, а не только лишь человек.
    Заключение
    Таким образом, подводя итоги сказанному можно сделать следующие обобщающие выводы.
    Культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях. На современном этапе происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени – материального производства.
    Основные тенденции развития культуры XX века: гуманизация культуры, которая проявляет себя в различных «мирах» современного общества — экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д.; другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система — наука; еще одна тенденция — возникновение в космизма — уникального явление современной культуры. Основные идеи космической культуры следующие: идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы; во-вторых, забота о космическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей.
    Культура XX в. отразила тот кризис, в который входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры.
    В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. К первоочередным из них относятся: преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности; предотвращение войны с применением оружия массового поражения; преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом; нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.
    Решение глобальных проблем возможно на путях «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств. Человеку следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психологии покорения природы и сосредоточения на ином – на сохранении и воспроизведении жизни во всех ее формах. Право на существование имеет все живое, а не только лишь человек.
    Литература
    1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996 г.
    2. Культурология. Основы теории и истории культуры: Уч. пособие /Под ред. проф. И.Ф.Кефели.-СПб: «Специальная литература»-1996,-590 с
    3. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных
    заведений. Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 1998.
    4. Учебный курс по культурологи. Ростов – н/Д.; Издательство «Феникс», 1996 г.
    5. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др. СПб., 1995.
    6. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – Брянск, 2000 г.
    7. Радугин А.А. Философия. – М. Издательство «Центр», 2002 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *