Многие задаются одним важным вопросом: стоит ли читать произведения современной литературы? Однако на этот вопрос нельзя ответить однозначно: да или нет, потому что на современную литературу можно посмотреть с разных сторон.
Некоторые уверены, что современная литература не несёт в себе глубоко смысла, да и смысла вообще. Отчасти с этим мнением можно согласиться. Современное общество направлено на потребление, то есть многим людям, живущим в нашем времени, необходимо всё доступно «разжёвывать». Из-за развития технологий некоторые люди перестают читать, отдавая предпочтения Интернету и фильмам, а другие переходят на литературу «попроще», чтобы не напрягать мозги. Такие произведения называются досуговыми, в которых нет глубокого смысла, подтекста, в которых автор всё доступно излагает своей аудитории, буквально на тарелочке преподнося весь смысл своей книги. К таким произведениям можно отвести «Пятьдесят оттенков серого», «Сумерки», романы Дарьи Донцовой и многие другие.
Они не несут в себе какой-то высокой морали, не учат ничему читателю и не отвечают на актуальные вопросы, за которыми многие люди обращаются именно к книгам. Поэтому классика на сегодняшний день остаётся актуальной и пользуется немалым спросом среди читающей аудитории.
Однако не все произведения современной литературы настолько плохи. Да, сейчас существует тенденция писать книги упрощённым языком, чтобы он был доступен читателям практически любого возраста, также авторы стараются избегать глубокомысленности, чтобы опять-таки читатель мог понять книгу с первого прочтения. И многие книги современной литературы учат храбрости, отваге, добру, самоотдаче, дружбе и преданности. К таким произведениям можно отнести всеми известного «Гарри Поттера», «Голодные игры», а также серию книг «Метро 2033», где освещается жизненный путь человека. Нельзя не сказать про некоторые произведения Стивена Кинга, например, «Зелёная миля», где освещаются такие темы, как добро, социальная несправедливость, взаимопомощь, сострадание к людям.
Современная литература, как она не представляется, настолько обширна, что ее не окинуть оком. Жанры, роды, виды, подвиды, модные и экспериментальные течения – все это образовало причудливую мозаику из книг современных книжных магазинов. Фэнтези и детективы, утопии и антиутопии, дамские эротические романы, магический реализм, а также пастиш – комбинирование элементов нескольких различных произведений в одном.
А чего стоят одни лишь «черные» произведения постмодернистов, описывающие грубость, насилие, простонародные нравы и различные пороки общества.
К книгам присоединилась теперь литература электронная. Интернет заполнен произведениями разных стилей: аматорскими и серьезными, талантливыми и не очень, за подписью авторов и безымянными. Масса произведений, выложенных в Интернете, вообще присвоена другими авторами без права на это, ошибочно подписана и так далее.
Пожалуй, самыми современными, просто передовыми из всей современной литературы можно считать произведения, которые называются термином «киберпанк». Они описывают информационное общество: технокультуру, информационное перенасыщение, гиперреальность, созданную новейшими технологиями. Даже симуляцию реальности, которую так умело научились создавать СМИ. Мне этот стиль нравится.
Из авторов этого стиля самыми интересными считаются американцы Уильям Гибсон и Нейл Стивенсон. Лично мне знакомы роман первого «Лавина» и лучшее произведение второго «Анафем». Чего только не встретишь в их книгах! Описания виртуальных вселенных, городов и стран! Рассказы о том, как ощущают себя роботы-собаки! Проекты виртуальных миров, созданных для развлечений населения! Вторая книга, «Анафем», полностью посвящена истории юного ученого, который ради научных изысканий ведет образ жизни аскета, похожий на монашеский. Истории любви и дружбы, приключения и стрельба переплетаются с рассказами о научных открытиях, супертехнологиях. Все это – на одной странице. Как говорил мой дедушка: «закачаешься».
Видимо, современная литература решила объединить в себе все, рассказать обо всем, к чему пришло человечество на сегодняшний день, обо всем, к чему оно способно прийти. Так я бы охарактеризовал современную литературу вкратце.
Литература прошлых веков всегда служила современному человеку нравственным ориентиром, ведь литература дает нечто большее, чем простой досуг. Великие авторы всех времен учили нас добру, теплым взаимоотношениям с окружающими, показывали нам любовь через строки из книг. Мы до сих пор обращаемся к ним за помощью в трудную минуту, извлекая ценные жизненные уроки, опираясь на истории, случившиеся с разными героями книг.
Современная литература несколько отличается от того, что писали авторы других эпох. Но ведь и время сейчас другое! Нельзя сравнивать литературу разного времени как нечто равноценное.
Современная литература мне очень нравится ее простотой и легкостью. Родилось много новых жанров, а с появлением интернета стало проще находить новых авторов и читать их произведения прямо на сайтах.
Но если кто-то считает, что современная литература потеряла глубину мысли, то он в корне не прав. Существует много произведений, которые способны тронуть до глубины души или оставить след в памяти на всю оставшуюся жизнь. Например, поэт Эдуард Асадов, который умер в 2004 году, писал очень проникновенные стихотворения. Некоторые из них были о повседневной жизни – чаще о любви, а некоторые о войне.
Литература современности – часть будущей истории. Через несколько лет люди будут говорить о нынешних писателях, как мы говорим о А.С.Пушкине или Н.В.Гоголе.
В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. Каверин). Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими предприимчивость, плутовство, снижение моральной планки как необходимые для достижения успеха черты героя нашего времени. Довольно крупное издательство ACT даже выпускает целую серию «Русский плутовской роман». «Новая Эразмиада, или Глупость в России» В.А. Иванова-Тверского, «Хора на выбывание» В. Ларченкова, романы Б. Кенжеева дополнили плутовские романы Ю. Дружникова «Суперженщина» и «Первый день оставшейся жизни». В них сюжет — это ряд приключений, герой (героиня) — блестящий плут, активно стремящийся к реализации своих целей, место действия географически экзотично, финал открыт, притязания героя терпят крах.
Важной чертой современного литературного пространства является размывание границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца XX века, когда при всей пестроте картины и многообразии жанров и стилей все же можно было выделить стилевые тенденции и направления, новейшая литература — это литература авторских художественных моделей. В произведениях современных писателей происходит сращение приемов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой. Глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях.
Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Гордович К. Д. Современная русская литература. СПб., 2007.
Межиева М. В., Конрадова Н. А. Окно в мир: современная русская литература. М., 2006.
Черняк М. А. Современная русская литература. СПб.-М., 2004.
Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.)
70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через подполье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)
Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.
В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.
В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натурализма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко»,
В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др.
С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В основе постреализма лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — опреде- ленная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу литературное направление со своими стилевыми и жанровыми предпочтениями. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рассказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сундучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.
Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.
В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. Каверин). Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими предприимчивость, плутовство, снижение моральной планки как необходимые для достижения успеха черты героя нашего времени. Довольно крупное издательство ACT даже выпускает целую серию «Русский плутовской роман». «Новая Эразмиада, или Глупость в России» В. А. Иванова-Тверского, «Хора на выбывание» В. Ларченкова, романы Б. Кенжеева дополнили плутовские романы Ю. Дружникова «Суперженщина» и «Первый день оставшейся жизни». В них сюжет — это ряд приключений, герой (героиня) —… блестящий плут, активно стремящийся к реализации своих целей, место действия географически экзотично, финал открыт, притязания героя терпят крах.
Важной чертой современного литературного пространства является размывание границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца XX века, когда при всей пестроте картины и многообразии жанров и стилей все же можно было выделить стилевые тенденции и направления, новейшая литература — это литература авторских художественных моделей. В произведениях современных писателей происходит сращение приемов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой. Глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях.
Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах.
Сочинение на тему “Моё отношение к современной литературе”
СРОЧНО!!!
Ответы:
Литература прошлых веков всегда служила современному человеку нравственным ориентиром, ведь литература дает нечто большее, чем простой досуг. Великие авторы всех времен учили нас добру, теплым взаимоотношениям с окружающими, показывали нам любовь через строки из книг. Мы до сих пор обращаемся к ним за помощью в трудную минуту, извлекая ценные жизненные уроки, опираясь на истории, случившиеся с разными героями книг.
Современная литература несколько отличается от того, что писали авторы других эпох. Но ведь и время сейчас другое! Нельзя сравнивать литературу разного времени как нечто равноценное.
Современная литература мне очень нравится ее простотой и легкостью. Родилось много новых жанров, а с появлением интернета стало проще находить новых авторов и читать их произведения прямо на сайтах.
Но если кто-то считает, что современная литература потеряла глубину мысли, то он в корне не прав. Существует много произведений, которые способны тронуть до глубины души или оставить след в памяти на всю оставшуюся жизнь. Например, поэт Эдуард Асадов, который умер в 2004 году, писал очень проникновенные стихотворения. Некоторые из них были о повседневной жизни – чаще о любви, а некоторые о войне.
Литература современности – часть будущей истории. Через несколько лет люди будут говорить о нынешних писателях, как мы говорим о А.С.Пушкине или Н.В.Гоголе.
Многие задаются одним важным вопросом: стоит ли читать произведения современной литературы? Однако на этот вопрос нельзя ответить однозначно: да или нет, потому что на современную литературу можно посмотреть с разных сторон.
Некоторые уверены, что современная литература не несёт в себе глубоко смысла, да и смысла вообще. Отчасти с этим мнением можно согласиться. Современное общество направлено на потребление, то есть многим людям, живущим в нашем времени, необходимо всё доступно «разжёвывать». Из-за развития технологий некоторые люди перестают читать, отдавая предпочтения Интернету и фильмам, а другие переходят на литературу «попроще», чтобы не напрягать мозги. Такие произведения называются досуговыми, в которых нет глубокого смысла, подтекста, в которых автор всё доступно излагает своей аудитории, буквально на тарелочке преподнося весь смысл своей книги. К таким произведениям можно отвести «Пятьдесят оттенков серого», «Сумерки», романы Дарьи Донцовой и многие другие.
Они не несут в себе какой-то высокой морали, не учат ничему читателю и не отвечают на актуальные вопросы, за которыми многие люди обращаются именно к книгам. Поэтому классика на сегодняшний день остаётся актуальной и пользуется немалым спросом среди читающей аудитории.
Однако не все произведения современной литературы настолько плохи. Да, сейчас существует тенденция писать книги упрощённым языком, чтобы он был доступен читателям практически любого возраста, также авторы стараются избегать глубокомысленности, чтобы опять-таки читатель мог понять книгу с первого прочтения. И многие книги современной литературы учат храбрости, отваге, добру, самоотдаче, дружбе и преданности. К таким произведениям можно отнести всеми известного «Гарри Поттера», «Голодные игры», а также серию книг «Метро 2033», где освещается жизненный путь человека. Нельзя не сказать про некоторые произведения Стивена Кинга, например, «Зелёная миля», где освещаются такие темы, как добро, социальная несправедливость, взаимопомощь, сострадание к людям.
Современная литература, как она не представляется, настолько обширна, что ее не окинуть оком. Жанры, роды, виды, подвиды, модные и экспериментальные течения – все это образовало причудливую мозаику из книг современных книжных магазинов. Фэнтези и детективы, утопии и антиутопии, дамские эротические романы, магический реализм, а также пастиш – комбинирование элементов нескольких различных произведений в одном.
А чего стоят одни лишь «черные» произведения постмодернистов, описывающие грубость, насилие, простонародные нравы и различные пороки общества.
К книгам присоединилась теперь литература электронная. Интернет заполнен произведениями разных стилей: аматорскими и серьезными, талантливыми и не очень, за подписью авторов и безымянными. Масса произведений, выложенных в Интернете, вообще присвоена другими авторами без права на это, ошибочно подписана и так далее.
Пожалуй, самыми современными, просто передовыми из всей современной литературы можно считать произведения, которые называются термином «киберпанк». Они описывают информационное общество: технокультуру, информационное перенасыщение, гиперреальность, созданную новейшими технологиями. Даже симуляцию реальности, которую так умело научились создавать СМИ. Мне этот стиль нравится.
Из авторов этого стиля самыми интересными считаются американцы Уильям Гибсон и Нейл Стивенсон. Лично мне знакомы роман первого «Лавина» и лучшее произведение второго «Анафем». Чего только не встретишь в их книгах! Описания виртуальных вселенных, городов и стран! Рассказы о том, как ощущают себя роботы-собаки! Проекты виртуальных миров, созданных для развлечений населения! Вторая книга, «Анафем», полностью посвящена истории юного ученого, который ради научных изысканий ведет образ жизни аскета, похожий на монашеский. Истории любви и дружбы, приключения и стрельба переплетаются с рассказами о научных открытиях, супертехнологиях. Все это – на одной странице. Как говорил мой дедушка: «закачаешься».
Видимо, современная литература решила объединить в себе все, рассказать обо всем, к чему пришло человечество на сегодняшний день, обо всем, к чему оно способно прийти. Так я бы охарактеризовал современную литературу вкратце.
Литература прошлых веков всегда служила современному человеку нравственным ориентиром, ведь литература дает нечто большее, чем простой досуг. Великие авторы всех времен учили нас добру, теплым взаимоотношениям с окружающими, показывали нам любовь через строки из книг. Мы до сих пор обращаемся к ним за помощью в трудную минуту, извлекая ценные жизненные уроки, опираясь на истории, случившиеся с разными героями книг.
Современная литература несколько отличается от того, что писали авторы других эпох. Но ведь и время сейчас другое! Нельзя сравнивать литературу разного времени как нечто равноценное.
Современная литература мне очень нравится ее простотой и легкостью. Родилось много новых жанров, а с появлением интернета стало проще находить новых авторов и читать их произведения прямо на сайтах.
Но если кто-то считает, что современная литература потеряла глубину мысли, то он в корне не прав. Существует много произведений, которые способны тронуть до глубины души или оставить след в памяти на всю оставшуюся жизнь. Например, поэт Эдуард Асадов, который умер в 2004 году, писал очень проникновенные стихотворения. Некоторые из них были о повседневной жизни – чаще о любви, а некоторые о войне.
Литература современности – часть будущей истории. Через несколько лет люди будут говорить о нынешних писателях, как мы говорим о А.С.Пушкине или Н.В.Гоголе.
В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. Каверин). Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими предприимчивость, плутовство, снижение моральной планки как необходимые для достижения успеха черты героя нашего времени. Довольно крупное издательство ACT даже выпускает целую серию «Русский плутовской роман». «Новая Эразмиада, или Глупость в России» В.А. Иванова-Тверского, «Хора на выбывание» В. Ларченкова, романы Б. Кенжеева дополнили плутовские романы Ю. Дружникова «Суперженщина» и «Первый день оставшейся жизни». В них сюжет — это ряд приключений, герой (героиня) — блестящий плут, активно стремящийся к реализации своих целей, место действия географически экзотично, финал открыт, притязания героя терпят крах.
Важной чертой современного литературного пространства является размывание границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца XX века, когда при всей пестроте картины и многообразии жанров и стилей все же можно было выделить стилевые тенденции и направления, новейшая литература — это литература авторских художественных моделей. В произведениях современных писателей происходит сращение приемов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой. Глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях.
Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Гордович К. Д. Современная русская литература. СПб., 2007.
Межиева М. В., Конрадова Н. А. Окно в мир: современная русская литература. М., 2006.
Черняк М. А. Современная русская литература. СПб.-М., 2004.
Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.)
70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через подполье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.)
Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения: «Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation Р» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая Куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.
В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.
В эпоху постмодернизма появляются произведения, которые с полным правом можно отнести к реалистическим. Отмена цензуры, демократические процессы в российском обществе способствовали расцвету реализма в литературе, доходившему порой до натурализма. Это произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Е. Носова «Тепа», «Покормите птиц», «Сронилось колечко»,
В. Белова «Душа бессмертна», В. Распутина «В больнице», «Изба», Ф. Искандера «Сандро из Чегема», Б. Екимова «Пиночет», А. Кима «Отец-Лeс», С. Каледина «Стройбат», Г. Владимова «Генерал и его армия», О. Ермакова «Знак зверя», А. Проханова «Дерево в центре Кабула», «Чеченский блюз», «Идущие в ночи», «Господин Гексоген» и др.
С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В основе постреализма лежит универсально понимаемый принцип относительности, диалогического постижения непрерывно меняющегося мира и открытости авторской позиции по отношению к нему. Постреализм, по определению Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, — опреде- ленная система художественного мышления, логика которого стала распространяться и на мэтра, и на дебютанта, набирающее силу литературное направление со своими стилевыми и жанровыми предпочтениями. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира. К постреалистам критика обычно относит пьесы, рассказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенщтейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сундучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.
Кроме того, в современной русской литературе создаются произведения, которые трудно отнести к тому или иному направлению. Писатели самореализуют себя в разных направлениях и жанрах. В российском литературоведении принято также выделять несколько тематических направлений в литературном процессе конца XX в.
В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. Каверин). Возрождение авантюрного романа связано с социальными обстоятельствами, диктующими предприимчивость, плутовство, снижение моральной планки как необходимые для достижения успеха черты героя нашего времени. Довольно крупное издательство ACT даже выпускает целую серию «Русский плутовской роман». «Новая Эразмиада, или Глупость в России» В. А. Иванова-Тверского, «Хора на выбывание» В. Ларченкова, романы Б. Кенжеева дополнили плутовские романы Ю. Дружникова «Суперженщина» и «Первый день оставшейся жизни». В них сюжет — это ряд приключений, герой (героиня) —… блестящий плут, активно стремящийся к реализации своих целей, место действия географически экзотично, финал открыт, притязания героя терпят крах.
Важной чертой современного литературного пространства является размывание границ между элитарной и массовой литературой. В отличие от литературы конца XX века, когда при всей пестроте картины и многообразии жанров и стилей все же можно было выделить стилевые тенденции и направления, новейшая литература — это литература авторских художественных моделей. В произведениях современных писателей происходит сращение приемов и установок реализма с постмодернистской художественной техникой. Глубокий психологизм может сочетаться с авторской игрой с читателем, узнаваемые современные реалии могут существовать в одном пространстве с фантастикой и мистикой, история познаваться через детективный сюжет, а философские вопросы бытия осмысляться в мелодраматических коллизиях.
Многообразие писательских стилей, авторских жанров в современной литературе свидетельствует о свободе ее развития и существующих перспективах.
Сочинение на тему “Моё отношение к современной литературе”
СРОЧНО!!!
Ответы:
Литература прошлых веков всегда служила современному человеку нравственным ориентиром, ведь литература дает нечто большее, чем простой досуг. Великие авторы всех времен учили нас добру, теплым взаимоотношениям с окружающими, показывали нам любовь через строки из книг. Мы до сих пор обращаемся к ним за помощью в трудную минуту, извлекая ценные жизненные уроки, опираясь на истории, случившиеся с разными героями книг.
Современная литература несколько отличается от того, что писали авторы других эпох. Но ведь и время сейчас другое! Нельзя сравнивать литературу разного времени как нечто равноценное.
Современная литература мне очень нравится ее простотой и легкостью. Родилось много новых жанров, а с появлением интернета стало проще находить новых авторов и читать их произведения прямо на сайтах.
Но если кто-то считает, что современная литература потеряла глубину мысли, то он в корне не прав. Существует много произведений, которые способны тронуть до глубины души или оставить след в памяти на всю оставшуюся жизнь. Например, поэт Эдуард Асадов, который умер в 2004 году, писал очень проникновенные стихотворения. Некоторые из них были о повседневной жизни – чаще о любви, а некоторые о войне.
Литература современности – часть будущей истории. Через несколько лет люди будут говорить о нынешних писателях, как мы говорим о А.С.Пушкине или Н.В.Гоголе.