Сочинение на тему современные богатыри 4 класс

7 вариантов

  1. Сочинение по картине Васнецова «Богатыри»

    Художнику-передвижнику Виктору Михайловичу Васнецову народное признание присвоило титул великого русского творца. Он вошел в историю культуры как автор бессмертных полотен на темы народных русских сказок и былин. Сюжеты многих картин навеяны шедеврами устного народного творчества, русского фольклора, а также произведениями русских поэтов и писателей, в особенности А. С. Пушкина.
    Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина «Богатыри», над которой трудился художник более двадцати лет. На полотне изображены три русских воина: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сюжет, по замыслу творца, обозначает преемственность на пороге нового ХХ столетия героического прошлого народа русского с великим его будущим.
    В центре на вороном коне изображен седовласый богатырь Илья Муромец. Вся его стать – воплощение силы и бесстрашия. Есть у него и колчан со стрелами, и лук, и щит, но воевать он не собирается. Он – защитник.
    По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он весь напряжен, меч его наполовину вынут из ножен, щит – наготове, ноги в стременах. Доспехи Добрыни – одежда и оружие – говорят о его богатстве, на них много украшений. И конь богатыря Белеюшко – под стать хозяину, в нарядной сбруе. В нем нет мощи Муромца, но Никитич – достойный собрат Ильи, защитник отечества своего.
    Слева от Муромца – младший из трех богатырей – Алеша Попович. Весь его облик говорит о том, что юный богатырь мыслями где-то далеко, может быть у ног своей возлюбленной. По его посадке, взгляду, наклону головы видно, что Алеша хитер и смекалист. Он, не раздумывая, выступит против врага, но не будет безрассудно отдавать свою жизнь. Гусли, которые придерживает рукой Алеша, говорят о его уверенности в том, что давно уже последние враги изгнаны с земли русской. Весь облик богатыря показывает, что он истинный защитник своей земли.
    Таким образом, в облике трех богатырей сумел воплотить Виктор Васнецов лучшие черты русского национального характера. Глядя на картину, не сомневаешься, что не одолеть врагам земли русской, пока стоят в дозоре Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В это глубоко верил и сам художник.

  2. Разделы:
    Начальная школа

    Цель:
    формирование умения описывать содержание картины.

    Задачи:

    познакомить с творчеством В.М.Васнецова;
    воспитывать чувство патриотизма, интерес к героическому прошлому
    русского народа;
    формировать умение составлять художественное описание текста;
    развивать творческие способности и речь учащихся.

    Оборудование:
    репродукция с картин В.М.Васнецова: «Автопортрет»,
    «Богатыри», фрагмент «Богатыри» (Илья Муромец), карточки: «Парадные доспехи»,
    «Шлем с бармицей», «Мячи и сабли», «Метательное оружие»

    Предварительная подготовка к восприятию картины

    В 4 классе на уроках чтения дети знакомятся с народными сказаниями о
    русских богатырях. В учебнике « Родная речь» (книга 3 часть 1, авторы
    М.И.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) учащиеся читают былины об Илье
    Муромце («Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу»).
    Урок – вернисаж (изобразительное искусство). Беседа: « Творчество
    В.М.Васнецова».
    Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитников отечества
    «Богатыри».

    Ход урока
    1. Организационный момент
    2. Введение в речевую ситуацию (сообщение темы и задач урока)

    Сильна и могуча Русь. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей –
    любит, славит, чествует. Ржаным хлебом с ним делится, на лучшее место сажает и
    поёт песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри
    родную Русь. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы будем
    писать сочинение.

    3. Подготовка учащихся к восприятию картины. Беседа о В.М. Васнецове
    сопровождается показом портрета художника

    Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе
    Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Витя рос
    впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни.
    Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок,
    преданий. Они – то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному
    творчеству.
    Когда сын подрос, отец отправил его в Вятку, в духовную семинарию. Но
    семинарию Виктор не закончил, приехал просить благословения на учёбу в
    Петербургскую Академию художеств. Отец выслушал сына и дал своё родительское
    согласие.
    Учась в Академии, молодой художник много работал. С большим интересом
    создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о
    богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.
    В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На выставке
    внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь он
    вспомнил свой замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. Вскоре
    в парижской мастерской Паленова появилась русская богатырская застава. Три
    богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.
    Летом 1881 гола Васнецов писал этюды в Абрамцеве. В это утро погода выдалась
    ветреная. Ветер сердито шумел в листве дубов. Художник замер. «Да это же мои
    богатыри!» – подумал он, глядя на могучие деревья. Дубы величаво покачали
    тяжёлыми ветвями. Художник решительно начинает работать над картиной «Богатыри»
    Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется
    на долгие годы. Лишь в 1898 году, Васнецов закончил эту картину.
    В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным
    произведением на ней становится картина «Богатыри». Понятно, то волнение, с
    каким выносил на суд публики художник свою картину, над которой трудился свыше
    18 лет. Встреча оказалась доброжелательной. Виктор Михайлович сказал о своей
    картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед
    родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их
    понимал и чувствовал».

    4. Рассматривание картины «Богатыри»
    5. Беседа по содержанию картины

    – Каково ваше впечатление от картины?
    – Какие чувства она у вас вызывает?
    – Назовите, что за богатыри на ней изображены?
    – Я хочу обратить ваше внимание на то, как необычно зовут этих богатырей. У
    Ильи Муромца имя указывает на место, где он родился, – во городе Муроме, селе да
    Карачарове. Добрыня Никитич – в Рязани , Алёша Попович – в Ростове. Мы знаем
    богатырей по именам, а вот отчество названо только у одного из них – Добрыни
    Никитича. Как зовут других по отчеству? (Илья Иванович, Алексей Леонтьевич)
    – Из какой семьи родом каждый богатырь? (Илья Муромец – из крестьянской,
    Добрыня Никитич – из «честной зажиточной», Алёша Попович – из
    священнослужителей.)
    – Какому князю служили эти богатыри?
    – На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал,
    окружали глубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили
    корабельщики ладьи и челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими
    пригородами и сёлами тянулись луга дремучие, по которым бродили охотники,
    добывая зверей видимо-невидимо. А за лесами тянулись степи без конца и без края.
    И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла
    кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот чтобы сберечь от
    врагов землю русскую, стали ставить в степи крепости – заставы богатырские,
    чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям
    стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль – не
    видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Дни и месяцы,
    годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил,
    ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша – всё они в степи да в чистом поле несли
    воинскую службу. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть –
    попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.

    Задание:
    описать внешний вид богатырей.
    Наблюдения детей обобщаются – таблица.

    Добрыня Никитич Илья Муромец Алеша Попович

    – Что можно сказать про Илью Муромца? (Это старший из богатырей и находится в
    центре картины. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается
    вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)
    Учащиеся читают отрывок, дающий описание Ильи Муромца.
    На заставе был богатырь Илья,
    Илья Муромец, сын Иванович
    Из-под славного города из-под Мурома,
    И того ли села Карачарова,
    И конь под Ильёй словно лютый зверь,
    Он сам на коне как ясен сокол…
    – Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка.)

    На доске запись:

    Илья Муромец
    могучий
    отважный
    сильный
    мудрый
    спокойный
    мужественное лицо
    вороной конь
    – Послушайте описание богатыря из былины « Добрыня Никитич».
    «Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные в разлет, да
    румян, глаза зоркие, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да
    румян, словно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый,
    обходительный».
    – Что можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор,
    благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под
    стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвётся с места. Добрыня одет побогаче, чем
    другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)
    – Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри
    русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок,
    ухваткой равных нет.)

    На доске запись:

    Добрыня Никитич
    решительный
    порывистый
    нетерпеливый
    благородный
    белоснежный конь
    – Что можно сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив,
    смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы
    свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкой, без боязни всматривается в ту
    сторону, где могут быть враги земли Русской.)

    Дети читают отрывок из былины, дающий описание Алёши Поповича.

    А и был там Алёша Попович – млад,
    Он Добрыне Никитичу крёстный брат,
    Что из присна города, из Ростова,
    Сын соборного попа ростовского.

    На доске запись:

    Алёша Попович
    молодой
    красивый
    лукавый
    смелый
    отважный
    находчивый
    храбрый
    рыжий конь, с лисьей повадкой
    – Давайте рассмотрим снаряжение богатырей.
    – Как назывался головной убор богатыря? (Шлем)

    Как назывался панцирь сплетённый из металлических колец? (Кольчуга)
    – Колющее оружие на длинном древке. Обычно поединок воинов начинался «один на
    один» с использования именно этого оружия. (Копьё, на картине – у Ильи Муромца.)
    – Как называется рубящее оружие? (Меч, на картине у Добрыни Никитича.)
    Чтобы ловко орудовать им, надо иметь немалую силу. Состоит из клинка и
    рукоятки. Клинки изготавливались из стали или железа. Меч вкладывался в ножны,
    обитые кожей и бархатом. Ножны делались из железа и украшались золотыми и
    серебряными насечками.
    – Орудие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой,
    ударной части. (Булава, у Ильи Муромца.)
    – Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им своё
    тело. (Щит, доспехи.)
    – У Алёши Поповича мы видим метательное оружие – лук и стрелы.
    – Если внимательно рассмотреть картину В.Васнецова «Богатыри», то можно
    помимо воинского снаряжения увидеть ещё одну вещь совершенно мирного назначения,
    притороченную к богатырскому седлу. Что это за вещь? Кому художник «подарил»
    этот предмет? (Гусли привязаны к седлу Алёши Поповича.)
    – Как изображены богатыри на картине? (Крупным планом, все вместе, одной
    группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности.)
    – Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность
    сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри
    непобедимы.)
    – Художник так изобразил богатырей, что зрителю кажется, будто они
    возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём в этой картине?
    (Приём показывает как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы
    родной земли бескрайны. Степь широка.)
    – Какие краски использовал художник, чтобы показать природу?
    – Какое небо изображено на картине?

    На доске запись:

    небо
    грозовое
    тёмное
    холодное
    пасмурное
    просторы
    бескрайные
    густой лес
    непроходимый лес
    – На картине яркими и нарядными перед нами предстают богатыри. Темно и
    страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под
    их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться.

    6. Работа над раскрытием замысла художника

    Дети читают строчки из стихотворения И.С.Никитина.

    – Какие слова Никитина можно отнести к картине?
    – Как вы считаете, что хотел выразить художник в этой картине? (Васнецов
    хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили
    землю, где родились.)
    – Такую картину мог создать человек, который любил историю, свой народ. Всё
    это создаёт впечатление великодушной, никого не боящейся силы, способной надёжно
    оберегать родную землю от врагов.

    7. Составление плана

    Художник – В.М.Васнецов.
    Описание природы.
    Богатыри.
    Чувства и мысли, какие вызывает это произведение искусства.

    8. Устное описание картины
    9. Физкультминутка «Богатыри»
    10. Самостоятельная работа учащихся
    11. Итог урока
    Литература

    Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А
    . Уроки развития речи в начальной
    школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
    Великие художники «Виктор Михайлович Васнецов» т.30, ООО «Издательство «Директ-Медиа»
    по заказу ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.

    Воробьёва В.И., Тивикова С.К
    . Сочинения по картинам в начальных
    классах. – Тула «Родничок», М.: «Астрель» Изд-во АТС, 2002.

    Давыдова М., Агапова.
    Праздник в школе: сценарии, конкурсы,
    викторины. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2000.
    «Классный журнал» № 6 (409). – М.: Изд-во «Открытые системы», 2008.

    Кудрявцева Л
    . Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы. – М.:
    Детская литература, 1991.
    26.06.2012

  3. На картине Виктора Васнецова “Богатыри” изображены три русских богатыря, о которых складывали былины на Руси – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Герои земли русской запечатлены, судя по всему, в момент, когда, обходя дозором границы, они остановились, чтобы осмотреться. За их могучими спинами, над холмами, собираются тучи, олицетворяя угрозу со стороны врагов. Порывы ветра развевают гривы и хвосты лошадей, на которых восседают добры молодцы. В природе чувствуется тревожное ожидание. Чувствуется тревога и во взглядах двоих богатырей, Ильи и Добрыни.
    Герои русских эпосов, былин – люди выдуманные. Но они очень похожи на людей обычных, они не великаны и не монстры, у них в руках нет никаких спасительных волшебных предметов, а только обычное оружие. Наши богатыри олицетворяют лучшие качества русского народа: его патриотизм, готовность к любым испытаниям, мужество и волю к победе. А то, что героев трое, должно говорить о том, что только вместе можно одолеть любого противника. Несмотря на то, что каждый из героев способен справиться с кем угодно, и об этом как раз говорится в былинах, все-таки художник показывает, что сила наша – в единстве.
    Илья Муромец – главный среди троих. Он вышел из народа, из крестьянской семьи. Тридцать лет и три года накапливал он силищу свою богатырскую. За его плечами – огромный опыт и славные победы. Он уже не молод, но полон сил. Он мудр, как старец. Решителен, непобедим. Илья широк в плечах, а весу в нем – гораздо больше 100 килограммов. От сурового взгляда Муромца любой задрожит. Зорко вглядывается он в даль. Он вооружен тяжелой булавой и копьем. Крепко сидит он в седле на вороном коне-тяжеловозе. На нем простая кольчуга и островерхий шлем.
    Его брат по оружию Добрыня Никитич тоже обладает недюжинной силой. Он тоже не знает поражений, тоже наделен мужеством и храбростью, но происхождением он отличается от Муромца. Добрыня – княжеский сын. Его кольчуга, щит и меч выдают богатое происхождение. Конь у него белой масти, это тоже признак благородного происхождения седока.
    А Алеша Попович – из духовного сословия. Он самый молодой из богатырей, у него даже еще нет бороды. Его взгляд – это взгляд юноши, а не закаленного боями воина. Однако и он, облаченный в сияющие латы и вооруженный луком и стрелами, в бою храбр и искусен. Кроме того, он смекалист и хитер. Рыжий конь Алеши, видимо, так же горяч, как его хозяин.
    Богатыри у Васнецова все разные – и по происхождению, и по характеру, и по одежде, и по вооружению, даже кони у них разной масти. Мне кажется, художник намеренно это подчеркнул. Возможно, он хотел показать, что какими бы разными ни были русские люди, у них есть качества, которые их объединяют: это их любовь к родине, их сила и стойкость, особенно в тяжелую для страны годину.
    Глядя на богатырей, можно быть абсолютно уверенными в том, что защита Отечества – в надежных руках.

  4. На картине мы можем наблюдать трех богатырей героев сказок и былин Добрыню, Илью и Алешу, находящихся в дозоре верхом на своих конях и охраняющих Русь от «нежелательных гостей».
    Небо над головами богатырей хмурое, с редкими проблесками света. Трава местами пожелтевшая. Возможно, приближается осень. Земля под копытами лошадей, на которых восседают богатыри, вытоптана, а развивающаяся на ветру грива и хвосты их незаменимых скакунов говорит о том, что сейчас ветрено. Даже трава местами склоняется ближе к земле. Я думаю, что художник, таким образом, пытался показать то время, когда Русь нуждалась в настоящих, храбрых и мужественных защитниках, кем и стали трое этих богатырей.
    Посередине между двумя богатырями Илья Муромец, с надетой кольчугой и защищающим шлемом голову, оглядывающий поле, закрываясь от солнца своей могучей рукой. Из оружия он имеет острое копье и металлический щит. Конь у Ильи такой же, как и сам богатырь. Выглядит его вороной скакун мощно, с металлической цепью вместо упряжи. Слева от Ильи Алеша, самый юный богатырь. В руках он сжимает лук со стрелами. Но не только войн Алеша на боку у него можно заметить гусли. Может быть, во время короткого отдыха он развлекает других богатырей веселой музыкой.
    Ну, а справа от Ильи, Добрыня Никитич любимец русского народа. На картине он изображен ток же, как его описывают в былинах. Тонкие благородные черты. Он вынимает меч, готовый в любой момент броситься на защиту своей родины.
    Васнецову удалось в каждом из трех образов показать тех самых защитников, в которых так сильно нуждалась Русь, показать величие нашего русского народа. Например, Илья Муромец, несомненно, самый старший из всех трех, а значит, что это опыт и опора, мудрость и неторопливость. В Добрыне Никитиче можно проследить такие черты, как храбрость, мужество, боевой дух и любовь к своей родине, своим землям.
    Ну, а в образе Алеши Поповича можно найти все самое светлое и чистое начало души русского человека, внимательность и чувствительность. Каждый из них наделен своей индивидуальностью, но все вместе они единое, непоколебимое целое. Эта картина всегда будет напоминать о том, что на Руси всегда было достаточно героев.

    Описание 3

    Васнецов работал над своей картиной Богатыри около 30 лет, начинал в 60-х годах 19 века и завершил в 1898 году, то есть фактически на стыке веков и эпох. В тот период России требовался моральный ориентир, поэтому романтизм в духе обращения к легендам предыдущего времени, какому-то Золотому веку былинной Руси был более чем кстати. На самом деле все эти увлечения сказочной Русью мы можем наблюдать у огромного количества творческих людей второй половины 19 – начала 20 века.
    Эта картина является практически эталонным образцом для описываемой тенденции. Перед нами три богатыря, которых мы можем сравнить с современными героями комиксов или компьютерной игры, либо чего-то подобного. Конечно, подобные сравнения не имеют собственной целью как-то принизить значение былинных богатырей, но они довольно точны.
    Богатыри на самом деле представляют собой не столько подлинных героев, хотя мы знаем из летописей про существование таких богатырей, но архетипы. Так Илья Муромец представляет собой силу. Он самый массивный из всех, располагается по центру, держит такое копье, которое не каждый и подымет.
    С боку располагается Добрыня Никитич у него подлиннее борода по сравнению с Муромцем и этот факт указывает на его мудрость. Действительно Добрыня представляет собой такого воина, который умудрен жизненным опытом, он держит меч. Третьим богатырем является самый молодой Алеша Попович (то есть сын попа, по сути, представитель духовного сословия, который стал воином) который держит лук, но также имеет и гусли, он олицетворяет собой молодость, творчество и в какой-то степени является учеником более зрелых богатырей.
    Если взять подлинные былины, которые имеются об этих богатырях, то мы узнаем как образы на самом деле приукрашали в популярной культуре. Древнерусские легенды о богатырях изобилуют довольно суровыми и жестокими подробностями поведения этих воинов, в том числе и к довольно безобидным людям. Эти источники доброй сказкой не назовешь.
    Картина Васнецова представляет собой своеобразную выжимку и некий идеал, который отличается от преданий и легенд об этих героях. Художник стремился запечатлеть универсальный тип защитников Руси.
    2, 3, 4, 7 класс

  5. Продолжая начатую вчера тему богатырей, я хотел бы немного поразмышлять о том, почему герои древних былин актуальны и поныне, а также пояснить, что именно я считаю важным и необходимым в их образе.
    Начнем мы с того, что подчеркнем очень важную мысль – все былички и былины (еще их называли старины, ударение на 1 слог) проникнуты общим чувством свободы и народного единства. Сошлюсь на мнение того же О. Миллера:
    независимый дух былевого русского эпоса является отражением старой вечевой свободы, сохранённой вольными казаками и свободными олонецкими крестьянами, не захваченными крепостным правом.
    С одной стороны, это верно – богатыри отстаивают интересы простого народа, но, при этом, былинам чужд классовый антагонизм. Добрыня, к примеру – иногда дядя, иногда племянник княза Владимира, он сведущ в дипломатии и умеет быть обходительным и убедительным, а некоторые былички начинаются с того, что князь поручает Добрыне собрать дань или возглавить важный конвой в далекие края (скажем, с целью сватовства). Но при этом Добрыня легко женится на крестьянской девушке, приглянувшейся ему сообразительностью и красотой.
    Неоднократно подчеркивается уважительное, а в поздних былинах – истовое отношение к православной вере, своим святыням (так, Илья уходит “на покой” в монастырь, оставив суету младшим богатырям), и, вместе с тем, образ Алеши Поповича содержит в себе язвительную насмешку над священниками, показывает их отнюдь не в благом свете (быличка о том, как Алеша, пользуясь отсутствием Добрыни, объявил, что видел его мертвым и попытался жениться на добрыниной “вдове”).
    С другой стороны, в былинах присутствует мощный дух общины, коллективизма, сплочения, товарищества, даже круговой поруки. Вышеупомянутый Миллер был уверен, что именно общинность является
    внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа.
    Сложно с ним поспорить – не секрет, что практически целиком и полностью крестьянская Россия потому так и восприняла идеи коммунизма, что они по духу были чрезвычайно близки народным представлениям об идеальном, совершенном мироустройстве [оставим за рамками подробности и то, что получилось в итоге].
    Но, вместе со всем вышеперечисленным, в былинах присутствует очень своеобразный, русский элемент чудесного. Это не европейская магия, не восточные артефакты – богатыри, как положено настоящим сказочным (использую слово “сказочный” в изначальном смысле: от “сказ” – история, повествование) персонажам, отличаются от обычных людей совсем чуть-чуть. Быличка как бы намекает – тебе практически ничего не мешает стать таким же богатырем! Да, меч-кладенец на дороге не валяется, но и Ильюша не нашел его за сараем, а сначала обучался у древнего Святогора, а иные богатыри отправлялись в полноценный квест за своим снаряжением и обмундированием.
    Попутно отмечу, что былинам тоже присущ весьма показательный аспект, типично древнерусский – богатыри сами вооружаются и экипируются, а князь лишь иногда милостиво приближает их к столу, даже награждает, но пропитание и “быт” герои вынуждены обеспечивать себе самостоятельно. Такая характерная черта не должна смущать и вводить в заблуждение – богатыри отнюдь не кондотьеры или наемники у княжеского шатра, напротив. Скорее, сам князь осуществляет “менеджерские” функции ровно до тех пор, пока народ князем доволен, а если князь перестал быть мил, его гонят прочь (вспомните хотя бы Александра Невского и его весьма непростые отношения с жителями Твери и Новгорода, что выпроваживали сурового князя, когда очередная беда миновала).
    К чему я веду, собственно говоря?
    В условиях полного вакуума в сфере моральных ориентиров образы героев-богатырей представляются чрезвычайно притягательными и полезными как для подрастающего поколения, так и для взрослых людей. Но крайне важно понять, что былины не являются простенькими побасенками для грудничков, в них предостаточно эпического и трагического.
    По сути дела, свод русских былин колоссален – кроме “титульных” Ильи, Добрыни и Алеши, а также “старших” богатырей-исполинов вроде Вольги или Полкана, счет идет на десятки персонажей! И если имена Микулы Селяниновича и Никиты Кожемяки еще более-менее известны, то кто знает Дуная Ивановича? Михайло Потыка? Дюка Степановича? Или таких экзотических богатырей, как Сухман Одихмантьевич и Чурило Пленкович?
    Накал страстей и уровень пафоса зашкаливает так, что “Шахнамэ” нервно отходит в сторону, а всякие “Тристаны с Изольдами” начинают судорожно сглатывать от зависти. Допустим, история богатыря Михайло Потока (Потыка), северного витязя.
    На охоте он ловит лебедя, который просит не губить его. Поток сохраняет жизнь говорящей птице, и через некоторое время она превращается в девушку – Авдотью Лиховидевну. Герой женится на ней, и при этом красавица берет с него зарок – кто раньше умрёт, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле. Товарищи-богатыри отговаривают его, но Поток не слушает их и гонит от себя. Умирает, естественно, оборотница. Потока вместе с ее телом спускают в могилу, на коне, в полном вооружении и с запасом пищи. В могилу является змей, который любил Авдотью (традиционный образ змея-искусителя-обольстителя). Михайло сражается с ним, убивает и кровью убитого оживляет жену.
    Но эта история ничему не научила Михайло – коварная супруга опоила его волшебным зельем и обратила в камень, а сама сбежала к Кащею. Друзья-богатыри мстят за Потока, выслеживая неверную супругу, находят логово Кащея и убивают грозного царя. Там же они находят и Авдотью, которую четвертуют лошадями (!). В секретном хранилище дворца они обнаруживют живую и мертвую воду, которой воскрешают Потока.

  6. План
    1.В. М. Васнецов – великий русский художник.
    2.Три молодца – три богатыря.
    3.Былинный герой – Илья Муромец.
    4.Мудрый Добрыня.
    5.Смелый Алеша Попович.
    6.Неповторимость русской природы.
    В. М. Васнецов по праву считается выдающимся русским художником. Его картины поражают воображение зрителя на протяжении долгих лет. Не является исключением и картина « Богатыри».
    На ней изображены былинные защитники родины, сильные, могучие люди. Они зорко охраняют границы своего государства, и всегда готовы броситься на его защиту. В их позах чувствуется спокойствие, но это впечатление обманчиво. Они в любую минуту готовы отразить угрозу. Их имена известны всем – это Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Их лица уверенные и спокойные. Но, они, нисколько не задумываясь, умрут за Русь.
    В центре картины – Илья Муромец. Он одет просто, что выдает его крестьянское происхождение. У него копье. Оно большое и побывало не в одной битве, но он вполне легко управляется с ним. Лицо у него настороженное с широкими скулами. Брови его нахмурены. Он не привык шутить с врагом. Под стать ему и конь. Он величественен и тяжел. А как иначе, он должен хорошо служить своему хозяину. Илья заботиться о своем друге – он красив и ухожен. На правой руке у него висит палица. Она большая и тяжелая, как раз для такого богатыря.
    По правую руку от Ильи находится Добрыня Никитич. Он княжеского происхождения. Его убранство дорогое, его щит украшен золотом, сбруя коня с золотыми подвесками. Конь – верный помощник, побывавший не в одном сражении. Он тоже на чеку. Его грива развивается на ветру. Он быстр, стремителен и красив. Взгляд Добрыни суров. В руках он держит меч. Добрыня готов к битве с врагом. Он наполовину достал меч из ножен и держит его наготове. Вид его полон решимости, он сможет отбить любое нападение.
    Алеша Попович самый молодой из богатырей. Он сын священнослужителя, но не смог усидеть дома, когда Россия в опасности. Несмотря на свою молодость, он храбр и отважен и не уступает своим соратникам. В руках он держит лук. Стрелы, выпущенные им, летят стремительно и точно в цель. Он не расстается с гуслями. Это говорит о его романтической натуре. Его конь рыжей масти, он отважен и горяч.
    Природа на картине тоже передает тревожность. На заднем плане видны грозовые тучки. Судя по развивающимся гривам лошадей и неспокойной траве, дует ветер. Несмотря на то, что на картине богатыри как – будто замерли в статичных позах и стоят как монументы, но создается ощущение, что в любой момент они готовы сорваться с места и броситься на защиту границы.

    Сочинение по картине Васнецова « Богатыри» 4 класс

    План
    1.Картина Васнецова – историческое достояние.
    2.Грозный Илья Муромец.
    3.Благородный Добрыня.
    4.Романтичный Алеша.
    5.Природа матушки Руси.
    Картина великого русского мастера—живописца Васнецова «Богатыри» написана по мотиву былины. Она является самым известным произведением автора. Произведение восхищает своей силой и величественностью и по праву занимает почетное место в Третьяковской галереи.
    Несмотря на свои различия во внешнем виде и происхождении богатыри передают все могущество русского народа. Центральное место занимает Илья Муромец. Он поистине воплощение богатырской силы. Справа от него потомок княжеского рода Добрыня Никитич, слева — самый молодой Алеша Попович.
    Илья имеет грозный вид. Он смотрит вдаль, вооружен копьем, щитом и палицей. Под ним его верный помощник—конь вороной масти, такой же большой и сильный как его хозяин. Он нетерпелив и готов в любую минуту мчать своего наездника в бой.
    Добрыня Никитич одет дорого и благородно. Конь ему под стать — белый, красивый со сбруей, украшенной золотыми деталями. Добрыня уже приготовился к схватке с врагом, вынул наполовину меч из ножен. Его лицо выдает тревогу, он зорко смотрит вдаль в ожидании врага.
    Алеша Попович искусно владеет луком и стрелами, и еще он не расстается со своими гуслями. Красив, молод, взгляд его с хитрецой. Но, вместе с тем, он отважен и ничем не уступает своим старшим товарищам.
    Природа на картине неспокойна и чувствуется напряжение. Дует легкий ветер. Трава-ковыль шумит и колышется. На заднем плане сгущаются грозовые тучи. Богатыри на картине — собирательный образ русских воинов, бесстрашных и храбрых. Они стоят на защите границ великой матушки Руси.

    Сочинение по картине Васнецова богатыри 3 класс

    План
    1.В.М. Васнецов и « Богатыри»
    2.Три богатыря
    3.Защитники родины
    В. М. Васнецов любил народные сказания, сюжеты их передавал в своих картинах. Его произведения запоминаются на долгие годы.
    Картина «Богатыри» лучшая работа автора и находится в главной галерее страны. Это история о воинах русской земли: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Они сидят на конях и зорко смотрят вдаль в ожидании врага.
    У каждого из них свое оружие. У Ильи палица и огромное копье, у Добрыни меч, который он уже почти достал из ножен, у Алеши лук и стрелы, он непревзойденный стрелок. Еще он играет на гуслях на отдыхе. Происхождение у них разное, но они одинаково готовы бесстрашно броситься на бой с врагами.

    Сочинение по картине Васнецова богатыри 6 класс

    План
    1.Неповторимая картина Васнецова.
    2.Отношение автора к своим героям.
    3.Могучие всадники.
    4.Кони богатырей
    5.Пейзаж
    Великий русский мастер кисти Васнецов написал удивительную и неповторимую картину, которая вызывает восхищение у зрителей и в наши дни. Ей предоставлено почетное место на стене Третьяковской галереи.
    На картине мы видим трех защитников отечества, трех богатырей матушки Руси. Сразу видно отношение автора к своим героям. Он восхищался своими героями и изобразил их сильными и непобедимыми.
    Илья грозен и могуч своей крестьянской силой. Он выставил вперед свое копье, которое настолько огромное, что справиться с ним под силу только ему. Справа от него расположился потомок княжеского рода Добрыня, одет дорого и изыскано, даже сбруя у его коня с золотыми украшениями. По другую сторону Алеша Попович, он юн, но это не говорит о том, что он слабее. Ему присуща удаль и хитрость к тому же он отличный стрелок. Держит в руках лук и стрелу. Его выстрел точно поражает врага. Он мастерски играет на гуслях в редкие минуты отдыха.
    Кони нарисованы в соответствии с характерами своих хозяев. У Ильи конь – тяжеловес, вороной масти. У Добрыни – красивый, белый с золотистой гривой, с умным настороженным взглядом. У Поповича конь рыжей масти с шелковистой золотой гривой, он игрив и быстр как стрелы Алеши.
    Пейзаж соответствует обстановке напряженного ожидания. Ковыль колышется от ветра. На фоне гор выделяется пасмурное небо с грозовыми облаками. Стоя у полотна, мы ощущаем, как велика и прекрасна Русь. Родина может гордится своими защитниками.

  7. Сюжет картины сказочный и символический, при этом зрителю знакома и понятна каждая деталь полотна, мы все знаем имена трех богатырей. Мы понимаем, что былина о трех богатырях относит нас к тому времени, когда над Русью нависло монголо-татарское иго. Но символичность картины состоит и в том, что она напоминает: в русской земле всегда было достаточно героев. Посадка в седле говорит о том, что богатыри чувствуют себя уверенно, непоколебимо. Ветер теребит гривы и хвосты лошадей, что добавляет драматизма в картину. Каждый герой наделен своей индивидуальностью, каждый представляет тип русского воина. Вместе с тем, они вместе являют собой одно целое, одну объединенную силу. Они вместе и, значит, непобедимы.

    Мы в Фейсбуке

    “Сезоны года” – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.
    Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.
    Сочинение по картине богатыри 4 классОПИСАНИЕ КАРТИНЫ В.ВАСНЕЦОВА “БОГАТЫРИ”
    7А класс,Уезд Ида-Вирумаа,
    На картине В.Васницова “Богатыри” я вижу трех могучих,сильных и бесстрашных богатырей.Богатыри бесстрашно смотрят вперед в поисках своего врага.За могучими спинами ьогатырей виднеется черная гора и хмурое небо.На картине изображены три богатыря:Илья Муромец,Добрыня Никитич и Алеша Попович.
    Илья Муромец-это самый главный из всех богатырей.Он одет в простую,но могучую броню.Его конь черного цвета.В руках он держит копье,преграждая Добрыни Никитичу путь вперед.Его конь конь украшен красивой цепью.
    Добрыня Никитич-это самый богатый и бесстрашный богатырь.Одет он в красные дорогие доспехи.В руках он держит меч.Его конь белого цвета,украшенный различными украшениями.Конь также бесстрашен,как и его хозяин.
    Алеша Попович-это богатырь,обладавший хорошим чевством юмора.Одет он в хорошие доспехи.У Алеши Поповича в руках лук и стрелы.Его конь рыжего цвета.
    Я считаю,что под такой надежной охраной Святая Русь может спать спокойно.
    На данный момент картина В.Васницова “Богатыри” находится в Третьяковской галерее,в Москве.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *