Сочинение на тему сознание

4 варианта

  1. 23.01.2003
    Длительное время меня интересует феномен сознания. Я много читаю об этом, но не успокаиваюсь – все это меня не устраивает. Имеется много важных положений классиков науки, но пока нет монистичной теории по этому вопросу, т.е. нет теоретического ответа на вопрос «Что такое сознание?» Накопленные идеи о сознании позволяют синтезировать общую теорию сознания. Моя попытка дана в «Самоучителе мышления». После нее я много раз «наскоком» пытаюсь уточнить все это для себя…. Но этот процесс никак не приведет к самоуспокоению.
    Сознание – важнейший элемент жизни и тем самым действительности в настоящее время. Не любой жизни присуще сознание, а только наиболее развитой её форме.
    Конкретизация этих феноменов требует теоретического их понимания. Здесь рассматриваем только сознание. Оно – продукт наиболее развитой формы жизни, а именно общественной жизни людей на высшей стадии ее развития.
    Обменные процессы нервы —> психика Простейшие формы жизни представляют собой обменные процессы и не имеют нервов, как особого функционального аппарата жизни. Более развиты те формы жизни, которые имеют нервы и, особенно, нервные системы. И только в высшей форме нервных систем возникает психика. В её лоне возникает сознание. Что же такое сознание?
    Индивидуальный накапливаемый опыт жизни не достаточен для существования индивидов. Поэтому в развитых формах жизни возникла передача опыта жизни между поколениями. В таком случае жизнь конкретных особей во все большей мере обеспечивает не лично у них возникший опыт жизни, а воспринятый ими от предшествующих поколений – их всех исторических предшественников. Наиболее развита такая практика у людей, которая и показывает главное их средство выживания. Именно благодаря сознанию общество людей стало наиболее успешной формой культуры. И неадекватность современного сознания порожденным им продуктам труда грозит обществу гибелью – ведет его к самоубийству.
    Культура проявляется, в том числе, и в физическом облике людей – их здоровье, конституции тела и т.п., в той мере, в какой все это зависит от сознания индивидов. Она воплощена также и в различных природных веществах ноосферы, как результатах жизни людей. Эту ее форму называют материальной культурой. Психика проявляет духовную культуру людей. И вся история общества – взаимодействие, взаимовлияние этих двух форм культуры. При этом материальная культура имеет громадное значение для воспроизводства духовной культуры или культуры вообще.
    Следующий шаг в познании требует соотнесения понятий психики и сознания. Здесь можно считать общепризнанной идеей – сознание является часть психики, поскольку существует подсознательная интуиция. По объему сознания – всего лишь видимая часть айсберга «психики».

  2. Контрольная работа на тему:

    «Сознание и самосознание личности»

    Содержание:

    Введение

    Историческое развитие сознания у человека

    Структура сознания

    Сознание как высшая ступень развития психики

    Взаимодействие сознания и подсознания

    Состояния сознания. Роль сна

    Я-концепция

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение
    Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности – продукт исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении об единстве строения и функции. На основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознание человека заключается в то, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу. Основной принцип развития – единство строения и функции – получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание. В процессе созидания культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые для создания человеческой – материальной и духовной – культуры высшие формы человеческой специфики человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом.
    Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей. Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом.
    Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.
    Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
    Историческое развитие сознания у человека
    Начало человеческой истории означает качественно новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического развития живых существ. Новые формы общественного бытия порождают и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, — сознание человека. Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа.
    Развитие все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений – с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые ее стороны.
    Развитие внешнего облика, самой природы человека шло в связи с развитием общественного труда, с развитием техники изготовления и применения орудий, с развитием общества. В процессе общественно-производственной деятельности людей, благодаря которой они изменяют окружающую их природу, изменяется и их собственная природа. Изменяется их природа – и физическая, и психическая. Словом из Homo neandertalensis формируется Homo sapiens – человек с теми морфологическими чертами, которые в основном характеризуют современных людей, и это уже подлинная история со сменой эпох, которые недаром обозначают как каменный, медный, бронзовый, железный век. За ними следуют уже исторические времена, определяемые датами, хронологией.
    Структура сознания
    Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
    В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
    Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
    Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
    В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
    Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
    Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

    Сознание как высшая ступень развития психики

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
    Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.
    Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
    И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
    Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко).
    I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
    II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
    Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.
    Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
    На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).
    Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».
    Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.
    Функции сознания:
    1. отражательная,
    2. порождающая (творчески-креативная),
    3. регулятивно-оценочная,
    4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.
    В качестве объекта рефлексии могут выступать:
    1. отражение мира,
    2. мышление о нем,
    3. способы регуляции человеком своего поведения,
    4. сами процессы рефлексии,
    5. свое личное сознание.
    Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ; 2) операционное и предметное значение; 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

    Взаимодействие сознания и подсознания

    В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.
    Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать. Выделяют:
    1. подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
    2. собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.
    Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.
    Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики «психоанализа». Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.
    Сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

    Состояния сознания. Роль сна

    Традиционно психология признает два состояния сознания, присущих всем людям: 1) сон, рассматриваемый как период отдыха, 2) состояние бодрствования, или активное состояние сознания, которому соответствует активация всего организма, позволяющая ему улавливать, анализировать сигналы внешнего мира, отправлять некоторые из них в память или же реагировать на них адекватным или неадекватным поведением в зависимости от предшествующего опыта и навыков. Таким образом, бодрствование – это состояние, в котором мы можем приспосабливаться к внешнему миру.
    В среднем наш организм функционирует с чередованием: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Этот 24-часовой цикл управляется внутренним контрольным механизмом, называемым биологическими часами, которые ответственны за возбуждение центра сна, расположенного в стволе мозга, и центра бодрствования, которым служит ретикулярная формация мозга. Долгое время полагали, что сон – это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Так, недостаток сна существенно сказывается на поведении: ухудшается или даже нарушается мыслительная и трудовая деятельность, некоторые люди засыпают буквально стоя, галлюцинируют или начинают бредить после 2-3 дней лишения сна. Сейчас известно, что сон – не просто восстановительный период для организма, а включает различные стадии, выполняет разнообразные функции. Выделяют «медленный сон» и «быстрый, парадоксальный сон» в зависимости от особенностей мозговой активности.
    Согласно гипотезе Хартмана (1978), отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации.
    Сновидения отражают мотивацию, желания человека, эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Сновидения как бы служат для символической реализации нереализованных желаний человека, разряжают очаги возбуждения, возникшие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. Сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворения и облегчения. Сновидения, интенсивная работа мозга во сне имеют своей целью помочь человеку решить его проблемы во время сна либо ослабить или даже устранить тревожащее человека желание, переживание.
    В сновидениях используются механизмы образного мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается решить с помощью логического анализа во время бодрствования, т.е. сновидения представляют собой механизм психологической защиты и стабилизации человека, благодаря которой человек черпает энергию, необходимую для разрешения своих проблем. Сновидения являются своеобразным «окном» в бессознательное человека и своеобразным «каналом» обмена информацией между бессознательным и сознанием, когда более информационно насыщенное «бессознательное» способно в символической или явной форме передать важную информацию для сознания (например, пророческие сны о будущих возможных событиях, о возникающих заболеваниях, о внутренних душевных болевых точках и т.п.).
    Я-концепция
    Я-концепция — одно из базовых понятий гуманистической психологии, относительно устойчивая совокупность представлений индивида о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом строится отношение к себе и взаимодействие с другими людьми.
    Несмотря на устойчивость, «я-концепция» — не статическое, а динамическое образование. На формирование «я-концепции» влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).
    Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
    1. Образ Я – представление индивида о самом себе.
    2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
    3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
    Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
    Заключение
    На мой взгляд, тема сознания и самосознания личности в наше время очень актуальна, ведь самосознание — это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание имеет социальный, общественный характер.
    Сознание человека – это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
    В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
    1. Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
    2. Формирование сознания связано с возникновением труда.
    3. Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга.
    4. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность.
    Список использованной литературы:
    1) Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.; Психология: Учеб. Для студ. сред. пед. учеб. заведений; 2-е изд., стереотип.-М.: Издат. Центр «Академия», 2002. — 464с.
    2) Спиркин А.Г… Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М.: Политиздат, 1988. — 592с.
    3) Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г. – 736с.
    4) Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1973г. – 372с.5) Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000г. – 428с.

  3. 3
    Текст добавил: Кузнец мечты

    Введение
    Чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемыискусственного интеллекта.
    Вфилософии, сознание рассматривается, как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальныйспособ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание естьформа или способ данностипредмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознаниемконституировансоотносительно. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность).
    Сознание как способность следует отличать от такой способности какмышление. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношениисубъектаи объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышлениеесть способность мыслить — фиксировать мир впонятияхи делать на основе них выводы в формесужденийиумозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

    Нравственность-это обязанность

    Люди всегда ощущали в нравственности какую-то странную, абсолютную силу, которую просто могучей назвать было нельзя-так она превосходила все человеческие представления о силе и мощи разума.
    Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.
    И всё же наберёмся смелости и попытаемся хотя бы определиться с главным в оценках этого труднейшего с философской точки зрения понятия.
    Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.
    Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.
    Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.
    сознание нравственность человек общество
    1. Понятия и определения сознания и нравственности
    С точки зрения психологии, сознание – это врожденная высшая психологического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов; это целостная форма доступного в данный момент времени содержания психики; способность адекватно воспринимать окружающую реальность.
    К неотъемлемым признакам сознания в психологии относятся: представление, мышлениеи способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
    С точки зрения философии: состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
    Терминсознаниеявляется трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
    Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
    Нравственность – совокупность духовных качеств человека, хорошо овладевшего всеми видами морали, ясно осознающего истинные моральные ценности и предпочтения, умеющего творчески и искусно применять категории морали к реальным жизненным ситуациям.
    Нравственности обучаются, как и всякому искусству, но нравственность есть высшее искусство, так как объединяет все моменты жизни человека, направляет его чувства, желания, волю, помыслы, т.е. управляет его внутренней жизнью, требует от него понимания смысла своих поступков, заставляет его советоваться с самим собой и с другими, особенно духовными руководителями. Общей целью нравственного воспитания человека является совершенная нравственная культура личности.
    Термин нравственность — чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синонимморали, иногда —этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своейсовестиисвободной воле — в отличие отморали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
    2. Виды и разновидности сознания и нравственности
    Сознание
    Выделяют следующие формы сознания: самосознаниекак сознание сознанием самого себя, рассудоккак мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разумкак самосознающий рассудок идухкак высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.
    Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулированаДекартом, после сознание получило широкое освещение вновоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменологияианалитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

    Дуализм

    Дуализместь теория о том, что существует две разновидностисубстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории являетсяРене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

    Идеализм

    Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развитДжорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

    Индуизм

    Виндуизмесознанию сопоставляетсяПуруша(«безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиямиПракрити(«материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связаннаягунами(«качествами природы»)

    Материализм

    Материализместь теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянутьФридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсонаи других.

    Функционализм

    Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теорииискусственного интеллектаикогнитивной науки. К функционалистам можно отнестиДэвида Льюса, Хилари ПатнемаиДэниела Деннета.

    Двухаспектная теория

    Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, дляБенедикта Спинозы, Бертрана РасселаиПитера Стросона.

    Феноменологическая теория

    Феноменологияпредставляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии являетсяинтенциональность. Среди сторонников этой теории назовёмЭдмунда ГуссерляиМориса Мерло-Понти.

    Эмерджентная теория

    Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции —Джон Серл.
    Нравственность
    Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности иморали. Нередко нравственность трактуется, как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем.Moralitat, англ. moral, morality) инравственность(нем.Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.
    Именно с нравственностью связано различениедобраизлапри условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.
    Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной —этикой
    Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить.
    3. Влияние сознания и нравственности на человека и общество
    Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.
    Нравственность это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
    Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
    Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
    В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.
    Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства.
    Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По «закону джунглей» эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.
    Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения.
    С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.
    Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой, с теми категориями, которые определяют моральные принципы человечества и в то же время сами определяются социальной деятельностью. Ф.Энгельс был прав в том, что «представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. Такие принципы и нормы как гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие имеют общечеловеческий смысл. Нравственные нормы подобного рода являются основными правилами любого общества.
    Но представления о моральном долге человека с течением времени значительно меняются. В каждом обществе, на определенном этапе его развития существует определенная мораль. Так, в эпоху рабовладельческого общества высокую нравственную оценку получали послушные и верные рабы, а в эпоху крепостной России ценились покорные холопы, при этом душевное состояние угнетенных не бралось во внимание.
    Современный мир становится исключительно взаимосвязанным и взаимозависимым, поэтому сейчас, прежде всего следует выделять общечеловеческие вечные ценности. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простым и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.
    Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику, как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин «этика» был введен Аристотелем.
    Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства.
    В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотношение этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.
    В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.
    Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение, в связи с потребностью современного общества.
    Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.
    Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отношения человека ко всем социальным явлениям.
    В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.
    В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.
    Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного общества нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи.
    Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние и прежде всего такая связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Сложности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того в праве отражаются интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с общественной моралью.
    Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Следует отметить то, что нравственные нормы не должны быть догматичными в том отношении, что мораль смогла бы оценить должным образом и нестандартные поступки и явления, мораль не должна ограничивать свободу развития индивидуальности. 10. Сущность закона единства и борьбы противоположностей и особенности его проявления в развитии природы, общества и познании
    Закон ЕБП — играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Важнейшие категории, которыми мы оперируем, рассматривая данный закон: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество – отношение равенства, сходства, одинаковости каких-то предметов или предмета самому себе. Различие – отношение несходства, неравенства, неодинаковости и т.д. Абсолютного, абстрактного тождества не существует. Каждое мгновение времени объект тождественен самому себе или другому объекту (пока его существенные свойства не изменились), но и в тоже время не тождественен, поскольку у него не совпадают несущественные (второстепенные) свойства, которые непрерывно изменяются. Тождество и различие – это такие стороны объектов, которые находятся в единстве и в то же время отличаются друг от друга. Противоположностями называется такие стороны одних и тех же предметов, которые одновременно обуславливают друг друга и в то же время отрицают, исключают. Каждый предмет – это единство противоположностей (электричество характеризуют положительные и отрицательные частицы, притяжение и отталкивание). При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь. Взаимоотношение между противоположностями называется противоречием. Борьба противоположностей – источник самодвижения материи, источник ее развития.
    Список используемой литературы
    1.Спиркин А. Г. Философия. Учебник. 2ое издание. Гардарики 2002 год
    2. Ю. В. Рождественский. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. Москва. Изд. «Флинта» 2002г
    3. Сайт: ru.wikipedia.org/wiki/
    4. Сайт: genmir.ru/b/dok/mir15.htm. Конференция «Человек будущего» Г. Мирошниченко
    5. Лекции по обществознанию. Сайт: obhis.ru/lekc/sfera/morali_poniatie.html
    6. Сайт: conspects.ru/content/view/89/10/ Конспектомания. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни человека.
    7. Словарь Ожигова

  4. Каждый человек в мире – это отдельная личность. Одни имеют талант к музыке и рисованию, их называют творческими личностями, другие любят быть у всех на устах – это звездные личности.
    И все мы начинали свой путь с маленького ребенка без всякого представления об этом мире. Одни люди рождались в богатых семьях, и все, что от них требовалось – только учиться и не посрамить честь их родных. Они вырастали в кругу людей, которые обсуждают возможные идеи для увеличения прибыли, а если есть идея и возможность реализовать идею, то этот человек может без всяких усилий стать миллионером, ведь много талантов, которые имеют грандиозные идеи, которые могут спасти весь мир, не могут пройти простого денежного барьера.
    Именно детство – основной этап формирования сознания, ведь ребенок в этом возрасте втягивает информацию, как губка. И в случае, если ребенок вырастет в бедной семье, есть большой шанс, что его семья будет также бедной. Ведь иногда кроме алкоголя и плохого обращения с людьми этот ребенок больше ничего и не видел.
    Есть очень много случаев в мире, когда ребенок, который был бедным все же становилась миллионером в будущем. Ведь идея – это всего лишь мнение, а мечта – это цель, к которой каждый из нас старается добраться. Для кого-то – это прыжок с парашюта, а для кого-то – это миллиард долларов. Но все равно это – мечты.
    Хотя, если ты будешь иметь миллиард долларов, то ты сможешь выполнить все мечты. И так, мечта – это еще одна основа, на которой строится сознание человека. Ведь, если ты будешь мечтать о вечном богатство, тебе будут присущи такие черты как жадность и тому подобные. Но если ты будешь мечтать о том, как вылечить больных раком, ты вырастешь хорошим врачом, ведь наши мысли руководят нашими поступками. И как бы мы не старались, мы станем подобными тем, что нас вырастили.
    Еще одним важным этапом создания сознания является именно общественное окружение. Сейчас есть много методов управления сознательным мышлением граждан.
    Издавна одним из методов воздействия на сознание была религия. Люди не могли объяснить, что именно они видят, поэтому они создавали псевдо богов, чем и объясняли какие-то явления природы. И все же были и такие, которые пытались получить какую-то выгоду в этом. Они назывались шаманами.
    Проходили века и люди научились объяснять явления природы, и пока прошло это время, наука сильно пострадала. Многие ученые были сожжены только потому, что они объясняли людям настоящую суть природы.
    Итак, сознание общества – это вещь, которой всегда пытались управлять люди, имеющие к этому талант. Одни гипнозом пытались управлять сотнями, а другие простым словом поднимали миллионы за оружие. И они, как роботы, воевали за то, что считали святым. Сознание каждого из нас – это очень опасный элемент, ведь всего одна неправильное мнение, и ты сможешь стать убийцей. И люди, которые пользуются этим, просто разрушают цивилизацию, которая через сотни лет просто не будет иметь собственного мнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *