Сочинение на тему спас на крови

10 вариантов

  1. Но расположен храм Спаса на крови так, что неискушенному взгляду туриста кажется, будто ему тесно в месте расположения: в узкой улочке над каналом Грибоедова возвышается это красивейшее произведение архитектурного искусства.
    Боковое крыльцо южного фасада
    Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом.
    Все купола храма Спаса на крови луковичной формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели государя Александра II – 1881.
    Вход внутрь собора.
    Цокольную часть собора покрывает сердобольский гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Отделка коричнево-красного кирпича покрывает часть собора, расположенную над цокольной, на фоне стен – орнамент в виде поясков и крестиков из цветного и белого мрамора, керамические изразцы.
    Главным украшением фасада служит мозаика, изображающая гербы русских городов, губерний и уездов, расположенная с трех сторон колокольни.
    Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
    Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
    Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона
    Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона
    Вход в храм Спаса на крови оформляют два крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными входами помещено распятие, выполненное в мозаике.
    Распятие Христово (художник В.М.Васнецов)
    Сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.
    Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России. Центральное место отведено мозаикам, созданным по эскизам В.М. Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель».
    Богоматерь с младенцем (художник В.М. Васнецов)
    Спаситель (художник В.М. Васнецов)
    Еще одной особенностью декоративного убранства интерьера храма Спаса на крови являются поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.
    Иконостас
    Четыре колонны из алтайской яшмы служат основанием сени собора. Под сенью хранятся своеобразные реликвии храма – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
    Фрагмент решетки набережной.
    Храм Спаса на крови символичен для Петербурга и всей России – это первый храм, установленный на месте гибели государя, одного из многих жертв надвигающейся революции.
    Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)
    Несение креста (художник В.М.Васнецов)
    Распятие Христово (художник А.А.Парланд)
    Св. князь Александр Невский и Спас Нерукотворный
    Сошествие во ад (художник В.М.Васнецов)
    Снятие с креста (художник В.М.Васнецов)
    Христос во Славе (художник Н.А.Кошелев)
    Вид на южную арку
    Северный киот.
    Северный киот.Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров)
    Южный киот
    Центральный неф
    Шатёр
    Вид внутри собора
    Свод северного притвора
    Северный притвор
    Центральный трансепт
    Троица (художник М.В. Нестеров)
    Мозаики центральной части храма
    Лик двенадцатилетнего Христа
    Вознесение Христово (художник В.П. Павлов)
    Сошествие Святого Духа на апостолов (художник В.В. Беляев)
    Христос во Славе (художник Н.Н. Харламов)
    Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)
    Вход Христа в Иерусалим (художник В.В. Беляев)
    Христос Пантократор (художник Н.Н. Харламов)
    Введение во Храм (художник В.В. Беляев)
    Жертвоприношение Авраама (художник В.В. Беляев)
    Нагорная проповедь (художник В.В. Беляев)
    Неопалимая купина (художник В.В. Беляев)
    Отечество (художник В.В. Беляев)
    Положение во гроб (художник В.В. Беляев)
    Преображение (художник Н.А. Кошелев)
    Распятие Христа (художник В.В. Беляев)
    Собор Архистратига Михаила (художник В.В. Беляев)
    Сон Иакова (художник В.В. Беляев)
    София Премудрость Божия (художник В.В. Беляев)
    Сошествие во ад (художник В.В. Беляев)
    Троица ветхозаветная (художник В.В. Беляев)
    Успение Пресвятой Богородицы (художник В.В. Беляев)
    Христос в доме Марфы и Марии (художник В.В. Беляев)
    Воздвижение Креста (художник В.В. Беляев)
    Благословение детей (художник В.В. Беляев)
    Благовещение (художник А.А. Парланд)
    Богоматерь (художник Н.Н. Харламов)
    Вознесение Христа (художник М.В. Нестеров)
    Воскресение Христа (художник М.В. Нестеров)
    Воскрешение дочери Иаира (художник Ф.С. Журавлёв)
    Воскрешение Лазаря (художник М.А. Титов)
    Изгнание торгующих из храма (художник В.П. Павлов)
    Исцеление расслабленного (художник В.П. Павлов)
    Моление о чаше (художник Н.П. Шаховской)
    Покров (художник В.В. Беляев)
    Св. Димитрий
    Св. Евграф
    Святая Мария Магдалина (художник Н.К. Бодаревский)
    Святая царица Александра (художник Н.К. Бодаревский)
    Святой апостол Пётр (художник А.Н. Новоскольцев)
    Святой князь Владимир (художник Н.К. Бодаревский)
    Святой Николай Чудотворец (художник Н.К. Бодаревский)
    Сошествие во ад (художник В.М. Васнецов)
    Христос и самарянка
    Христос перед Каиафой (художник Н.П. Шаховской)
    Христос перед Пилатом (художник Н.К. Бодаревский)

  2. 1 марта 1881 года И. Н. Гриневицкий, террорист из «Народной воли», взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра II, возвращавшегося с парада в Михайловском манеже. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена передвижная временная часовня, автором которой был Л. Н. Бенуа, а вскоре объявлен конкурс на проект храма-памятника.
    Победителем конкурса стала во втором туре совместная работа А. А. Парланда и архим. Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни, окончившего Академию художеств. В процессе доработки и упрощения архитектор, положив в основу «исконно русские начала», по желанию заказчика еще больше приблизил проект к памятникам московского зодчества, прежде всего к храму Василия Блаженного.
    Девятиглавый однопресгольный храм на 1600 человек был заложен 6.Х.1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три тода пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6.VII.1897 на главном шатре высотой 81 м. был водружен крест.
    Еще раньше, в 1895, известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.
    Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.
    Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19.VIII.1907 митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.
    Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим художественным единством.
    Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых.
    Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П. Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, — с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
    После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно — литию.
    Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.
    27.IV.1908 митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому. В 1888 храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
    С самого освящения настоятелем в соборе, имевшем приход, служил прот. Петр Иоаннович Лепорский, профессор догматики в Духовной академии.
    В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а через четыре года стал оплотом «иосифлян». Постановлением Президиума ВЦИК храм был закрыт 17.ХI.1930 и передан «под культурно-просветительные нужды». В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку, посвященную «Народной воле». Однако через год ее закрыли, храм сняли с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.
    Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры, хота надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970 храм передан как филиал музею «Исаакиевский собор», в нем начались сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.

  3. Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права. [more] Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек. История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор. Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).
    Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек. Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди. В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны этот решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей. Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части – двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой – главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора. Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии. Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве. Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повляло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М.Васнецова, М.В.Нестерова, А.П.Рябушкина, Н.Н.Харламова, В.В.Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова – “Богоматерь с Младенцем” и “Спаситель”. Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II. Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Храм Спас-на-крови – это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства.
    Модель Храма Спас на крови изготовлен в 2007 году.

  4. Вообще, смерть Александра II, я бы назвал — дурацкой и нелепой. Государь погиб из-за… своего благородства и человеколюбия. Предыдущие семь покушений на Его Величество не принесли народовольцам никакого результата. Царь неизменно оставался цел и невредим. Казалось, само Провидение хранило монарха. Думалось, и восьмое покушение закончится так же, как заканчивались предыдущие семь попыток разделаться с Царем, давшим России свободу и осуществившему множество полезнейших и конструктивных реформ. Первая бомба, брошенная террористом Рысаковым возле Екатерининского канала в карету царя, напрочь разворотила государев экипаж. Тяжело были ранены находившийся неподалёку крестьянский мальчишка и двое казаков из сопровождавшего царя караула, которые истекали кровью тут же на мостовой. Император был, как всегда по обыкновению, целёхонек и невредим. Он с достоинством вышел из разбитого экипажа, подошел сначала к раненым, а затем к схваченному стражей Рысакову и спросил того: «Что же вы наделали? Вы убили совершенно невинных людей». В этот момент, стоявший совсем рядом, народоволец Игнатий Гриневицкий метнул в ноги Александру II вторую бомбу. Было убито не менее 20 человек. Самому Императору оторвало обе ноги. Он умер в Зимнем дворце через пару часов. Его убийца Гриневицкий, тоже раненый, продержался на этом Свете на 6 часов дольше.
    Внутри Собор богато украшен мозаикой и множеством самоцветов. Мозаика площадью более 7000 кв.м. сплошь покрывает его пол, стены, столбы, своды. Ниже, только для читателей туристер.ру, размещаю свои фотографии десятилетней выдержки. Отчего-то потянуло в лирику: «Моим фото-трудам, как драгоценным винам, настанет свой черёд…».

  5. Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови) – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века. Помимо удивительной красоты, храм известен своей необыкновенной историей. Он построен на месте, где 1 марта 1881г. был смертельно ранен император Александр II . Это дало собору второе, более часто употребляемое название – «Спас-на-Крови».
    В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.
    Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.
    Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.
    Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Перербурга Спас-на-крови.
    Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!
    Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 гг. — на месте, где 1 марта 1881 г. взрывом бомбы террориста из «Народной воли» И. Н. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II, возвращавшийся с парада в Михайловском манеже. Проект выполнен в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного. Возведенный храм не являлся приходским, в нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II.
    Уже через полмесяца на месте гибели императора была возведена памятная часовня по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, в которой ежедневно стали проводиться панихиды. Эта часовня простояла на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 г., потом она была перенесена на Конюшенную площадь.
    В 1881 г. была создана комиссия по увековечению памяти Александра II и объявлен конкурс на лучший проект собора. Над проектами трудились многие знаменитые архитекторы того времени — А. Томишко, И. С. Китнер, А. Л. Гуна, Л. Н. Бенуа. В марте 1882 г. в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил высочайшего одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм был построен в стиле русских церквей XVI—XVII вв.
    Второй конкурс на проект храма был объявлен в апреле 1882 г. В нем приняли участие архитекторы: А. Г. Бенуа, Л. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. М. Павлинов, В. А. Шретер, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.
    После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев, выпускник Академии художеств; после трагической смерти императора отцу Игнатию во сне явилась Богородица и показала основы будущего храма). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 г. с условием его последующей доработки; окончательно проект был утвержден только
    1 мая 1887 г. В 1888 г. храму был подарен крест с кусочками камней от Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
    Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 г., и, после длительного строительства, собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 г. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовали император Николай II и члены его семьи.
    27 мая 1908 г. митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому.
    При строительстве храма были применены новые технологии, здание храма было полностью электрифицировано. Его освещали 1689 электроламп. В начале XX в. территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
    После октябрьского переворота 1917 г. доступ в храм получили все желающие, постепенно внутреннее убранство храма стало приходить в упадок. В 20-е годы, после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. 30 октября 1930 г. президиум ВЦИКа постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова.
    В ноябре 1931 г. Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови. В 1938 г. вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но, с началом Великой Отечественной войны, ресурсов на снос храма не нашлось.
    В годы блокады в соборе размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев. После войны храм арендован Малым оперным театром, который устраивает в нем склад декораций.
    В 1968 г. собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 г. было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 г. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
    В 70-х годах XX в. были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена многоплановая подготовка по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Большую продолжительность работ было трудно чем-либо объяснить, и по городу пошли слухи, что, дескать, пока стоят леса на храме, будет стоять и Советская власть. Интересно, что леса сняли в 1991 г., почти перед самыми августовскими событиями в Москве. Таким образом, предсказание оказалось пророческим.
    Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 г. 19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей. Зарегистрированная в 1990 г. община подала документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея до сих пор выступает против.
    Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII вв. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
    В основе композиции храма — компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причем место центральной главы занимает шатер высотой 81 метр. В западной части собора находится колокольня, завершенная куполом, что делает ее похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Всего Спас-на-Крови венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу, причем часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
    Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие талантливые живописцы, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
    Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 г. в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 г. закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 г. на главном шатре высотой 81м был водружен крест.
    Еще раньше, в 1895 г., известная мастерская Фроловых приступила — сперва снаружи, а затем внутри — к мозаичному убранству, которое обошлось казне в полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для образов Нерукотворенного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев — для Христа во Славе на южном, Парланд — для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов — для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными изображениями святых Царствующего Дома работы костромского мастера Савельева.
    Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения, возвышается «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых, празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия Великого, воплощающая покаянную идею храма.
    Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что делает его единственным в мире примером этого искусства в Новое время. Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19 августа 1907 г. митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб. Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в западной части — Страсти Господни, Распятие и Воскресение, в восточной — сцены после Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем художественном уровне и поражают своим органическим единством. Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал М. В. Нестеров, местные образа — В. М. Васнецов. Иконы в Царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых. Фирмы Хлебникова и Фролова, работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, поставили богатейшую утварь; в мастерской известного ювелира П. Овчинникова был сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу — уменьшенную копию храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца,— с гранильной фабрики в Екатеринбурге.
    После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень, которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза, и окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно — литию.
    Известный знаток протоирей Аристарх Израилев руководил изготовлением в Финляндии колоколов храма, главный из которых весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной оградой, сработанной на заводе К. Винклера.
    Купола храма покрыты позолоченными листами и разноцветной эмалью, а главка над алтарем — золотой смальтой. Во внутренний объем Спаса-на-Крови включено то самое место, на котором было совершено покушение на Александра II. Хорошо сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, император. Сложный живописный силуэт и многоцветное декоративное убранство делают Спас-на-Крови непохожим на большинство архитектурных сооружений Петербурга, отличающихся строгостью пропорций и цветовых сочетаний.
    От Михайловского сада собор Спас-на-Крови отделяет полукруглая ограда в стиле модерн, выполненная по проекту архитектора Парланда в 1903—1907 гг. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом напоминает образцы, характерные для раннего модерна.
    Примыкающая к собору территория — одна из наиболее старых частей Петербурга, «ядро» центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства. Здесь особенно богата историко-культурная среда, представленная такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии. Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде,— своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством. Однако он, как ничто другое, дополняет и украшает своим видом окружающие его архитектурные ансамбли.
    Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1000 м2. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.
    Серия сообщений “=дворцы и замки=”:
    Часть 1 – Храм Спаса на Крови – Санкт-Петербург…)))
    Часть 2 – Фердинанд Шеваль и его идеальный дворец…)))

  6. В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.
    Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

    Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота

    Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.
    Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.
    Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.
    Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.

    Архитектура храма

    Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.
    Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.
    Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.
    Рекомендуем прочитать о храме Ангкор-Ват.
    Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.
    Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы. Мастера применяли материалы из разных мест и стран:
    красно-коричневый кирпич из Германии;
    эстляндский мрамор;
    итальянский серпентинит;
    яркую орскую яшму;
    украинский черный лабрадорит;
    более 10 сортов итальянского мрамора.
    Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

    Интерьер собора

    Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.
    Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.
    Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.
    Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.
    Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

    Интересные факты

    С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.
    Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

    Полезная информация

    Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.
    Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений. Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей. Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.
    Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.

  7. Описание Храма Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург

    Храм Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге – православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь пролитую царём).
    Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалеку от Марсова поля. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
    Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошел. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящен.
    1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню. Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля 1881 часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма – до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.
    Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января 1882) были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолова, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей – замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.
    Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III.
    После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года.
    Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года.
    Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 19 августа 1907 года в присутствии Императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
    27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.
    При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
    Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом С.-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нем совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.
    6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).
    С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.
    В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нем богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма – народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нем благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».
    В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.
    С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.
    С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.
    С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде – правого оппозиционного течения в Русской Церкви, отвергавшего «Декларацию» Патриашего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).
    30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.
    В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.
    В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
    В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.
    19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас-на-Крови» открылся для посетителей.
    23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

    Паломнические поездки к Храму Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Шкиня (Московская обл.) в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Дмитрова в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Ярославля в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Уральска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Зарайска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Рязани в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Саратова в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Солнечногорска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Коломны в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Ставрополя в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Зеленограда в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Калуги в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Минска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Черкизова (Московская обл.) в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Обнинска в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Москвы в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург
    Поездка из Санкт-Петербурга в Храм Спаса-на-Крови в г. Санкт-Петербург

  8. Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови “крестились” водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, “случайный прохожий”, рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

    3. Морг и хранилище декораций

    Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт. Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился – не много не мало – районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название – “На Крови”. Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

    4. Освященная брусчатка

    Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала
    На фото: Мундир, в который был одет 1 марта 1881 года, в день своей гибели император Александр II. Ирония истории. Император был одет в мундир Лейб-гвардии саперного батальона и погиб от саперного средства – заряда ВВ…

    5. Не только евангельская символика

    Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения – 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях. Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне – гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.
    Спас-на-Крови. Фото 1910 г.

    6. Шедевры

    Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге – одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера – Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас. Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества – электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.

    7. Таинственная икона

    Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й – год Октябрьской революции, 1941-й – год начала Великой Отечественной войны, 1953-й – год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.
    Строительство Храма Воскресения Христова. Фото 1900-1906 г
    Спас-на-Крови. Фото 1910 г.
    Спас-на-Крови. Фотограф С.М.Прокудин-Горский 1905-10 г.

  9. 1 марта 1881 года И. Н. Гриневицкий, террорист из
    “Народной воли”, взрывом бомбы смертельно ранил на набережной
    Екатерининского канала Императора Александра II, возвращавшегося с парада в
    Михайловском манеже. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена
    передвижная временная часовня, автором которой был Л. Н. Бенуа, а вскоре
    объявлен конкурс на проект храма-памятника.
    Победителем конкурса стала во втором туре совместная работа А.
    А. Парланда и архим. Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни,
    окончившего Академию художеств. В процессе доработки и упрощения архитектор,
    положив в основу “исконно русские начала”, по желанию заказчика еще
    больше приблизил проект к памятникам московского зодчества, прежде всего к
    храму Василия Блаженного.
    Девятиглавый однопресгольный храм на 1600 человек был заложен
    6.Х.1883 в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта,
    ибо первые три тода пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента.
    В 1888 были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским
    кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из
    эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе,
    были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894
    закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном
    металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике
    А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6.VII.1897 на главном
    шатре высотой 81 м. был водружен крест.
    Еще раньше, в 1895, известная мастерская Фроловых приступила –
    сперва снаружи, а затем внутри – к мозаичному убранству, которое обошлось в
    полмиллиона рублей. М. В. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на
    западном и Воскресения на северном, Н. А. Кошелев – для Христа во славе на
    южном, Парланд – для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. М. Васнецов
    – для мозаик над входами. В храм вели двери, обитые красной медью с серебряными
    изображениями святых царствующего дома работы костромского мастера Савельева.
    Снаружи, под колокольней, на месте смертельного ранения,
    возвышается “Распятие с предстоящими” с крестом из мрамора и гранита,
    перед которым горела неугасимая лампада. По сторонам размещаются иконы святых,
    празднуемых в день рождения и кончины убитого Императора, а также сделанные по
    рисункам акад. П. А. Черкасова медные гербы губерний и областей России. Под
    золоченым куполом колокольни была написана в мозаике часть молитвы св. Василия
    Великого, воплощающая покаянную идею храма.
    Мозаика почти сплошь покрывает и внутренность храма, что
    делает его единственным в мире примером этого искусства в новое время.
    Мозаичные работы на целых десять лет задержали освящение, которое свершил 19.VIII.1907
    митрополит Антоний в высочайшем присутствии. По этому случаю на Монетном дворе
    была выбита особая медаль. Все строительство обошлось в 4,6 млн. руб.
    Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н.
    Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и
    др. В главном нефе представлена, согласно канонам, земная жизнь Спасителя, в
    западной части – Страсти, Распятие и Воскресение, в восточной – сцены после
    Воскресения. Все мозаики выполнены на высочайшем уровне и поражают своим
    художественным единством.
    Мастерская Дж. Нови в Генуе изготовила из разноцветного
    мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из
    горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа – В. М.
    Васнецов. Иконы в царских вратах, отчеканенные из серебра на фабрике
    Хлебникова, исполнила из мозаики по эскизам Н. А. Бруни мастерская Фроловых.
    Богатейшую утварь поставили фирмы Хлебникова и Фролова,
    работавшие по рисункам С. Ф. Комарова, в мастерской известного ювелира П.
    Овчинникова сделан двухпудовый оклад из серебра с эмалевыми вставками для
    напрестольного Евангелия. Серебряную дарохранительницу – уменьшенную копию
    храма, привезли из Костромы, а другую, из яшмы и орлеца, – с гранильной фабрики
    в Екатеринбурге.
    После алтаря главное место в храме занимала великолепная сень,
    которую поддерживали колонны из серо-фиолетовой яшмы, венчал крест из топаза и
    окружала ажурная кованая решетка. Она стояла над сохраненным фрагментом
    булыжной мостовой, где произошло цареубийство. С сени свисали разноцветные
    неугасимые лампады, создававшие особое настроение печали и умиротворения. В
    день убийства здесь служили панихиду, а ежедневно – литию.
    Известный знаток прот. Аристарх Израилев руководил
    изготовлением в Финляндии и настройкой колоколов храма, главный из которых
    весил 1100 пудов. От Михайловского сада церковная территория отделяется изящной
    оградой, сработанной на заводе К. Винклера.
    27.IV.1908 митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую
    часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине
    Александра II, в том числе “Распятие”, приписывавшееся В. Л.
    Боровиковскому. В 1888 храму был подарен крест с кусочками камней от
    Живоносного Гроба, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.
    С самого освящения настоятелем в соборе, имевшем приход,
    служил прот. Петр Иоаннович Лепорский, профессор догматики в Духовной академии.
    В 1923 храм получил статус кафедрального собора епархии, а
    через четыре года стал оплотом “иосифлян”. Постановлением Президиума
    ВЦИК храм был закрыт 17.ХI.1930 и передан “под культурно-просветительные
    нужды”. В 1934 Общество политкаторжан устроило в соборе выставку,
    посвященную “Народной воле”. Однако через год ее закрыли, храм сняли
    с государственной охраны; стали раздаваться призывы снести этот шедевр русского
    зодчества, и перед войной был разработан соответствующий план.
    Лишь в 1956 здание вновь обрело статус памятника архитектуры,
    хота надругательство над ним продолжалось: здесь находились мастерские,
    картофелехранилище, склад декораций. Снова возник замысел снести собор. В 1970
    храм передан как филиал музею “Исаакиевский собор”, в нем начались
    сложные реставрационные работы. Зарегистрированная в 1990 община подала
    документы на возвращение собора верующим, но дирекция музея не желает этого делать.

  10. Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой праздничный вид?
    Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали. Второй раз Христа распяли». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

    Гибель императора Александра II

    Российский император Александр II
    Александр II вписан в историю России , как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.
    Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего – бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской. Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.Покушение на Александра II 1 марта 1881 годаЭто был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.
    Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.Казнь народовольцев
    Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:
    «Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство».
    «Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

    История возведения храма

    На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя», соорудили временный памятник и поставили часового.Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.Часовня на месте гибели царя
    Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
    В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года
    В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.Строительство Собора Воскресения Христова
    Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадеров идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.Крестный ход вокруг храмаСпас-на-Крови. Фото 1910 г.

    Всепобеждающая красота

    Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.Купола Спаса на Крови
    В связи с влажным климатом северной столицы при оформлении интерьера использовали не живопись, как в других церквях, а мозаику.Почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей. Все стены, столбы и своды храма, его иконостас покрыты мозаичными рисунками и иконами по эскизам великих мастеров, таких как В.М Васнецов, М. В. Нестеров и др. Площадь, покрытая мозаикой, – более 7000 кв. м. Даже иконы – и те выполнены из мозаики!
    Кроме того, для отделки использованы тонны самоцветов и итальянского разноцветного мрамора. Все это великолепие создавали совместно русские и немецкие мастера.Мозаика в интерьере собораСвященным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.Священное место в собореКусок брусчатки и часть решетки с набережной

    «Заговоренный» храм

    В советское время у этого храма, как и у многих других, судьба оказалась совсем непростой. Долгое время его использовали, как склад, а перед войной решили уничтожить, даже начали закладывать взрывчатку. Но взорвать не успели, саперов срочно призвали на фронт.
    Во время блокады здесь был морг, при этом все снаряды пролетали мимо.
    После войны Спас на Крови отдают под склад декораций Малого оперного театра.
    И все это время существование собора находилось под угрозой, о которой не было известно ни городским властям, ни жителям города. В 1961 году, верхолазами был обнаружен неразорвавшийся снаряд. В блокаду, во время одной из бомбардировок, он пробил центральный купол и застрял в перекрытиях. Подумать только – он пролежал там почти 20 лет!
    Устоял храм и во времена Хрущева, когда в Ленинграде взорвали около ста церквей. Видимо, не зря жители города называют его «заговоренным».Купола до реставрации
    В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.
    Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
    И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.Храм Спаса на Крови
    Сегодня этот Храм один из самых посещаемых. По красоте вряд ли можно что-то с ним сравнить. Экскурсионные автобусы, как правило, останавливаются на площади перед собором, ну а те, кто решил посетить Спас самостоятельно, идут вдоль набережной канала от метро. Таким образом, редко кто осматривает фасад храма полностью. Это большая ошибка.
    Западный фасад здания украшен гербами российских городов и губерний.Коричнево-красная кирпичная кладка собора усиливает и выгодно оттеняет краски мозаичных изображений.Со стороны Михайловского парка их заслоняет юго-западный притвор, похожий на сказочный терем. Его затейливое убранство притягивает к себе все внимание.Вместе с северо-западным крыльцом они составляют единый архитектурный ансамбль. Их мозаичные полотна связаны между собой по смыслу: «Несение креста», «Распятие», «Снятие со креста» и «Сошествие во ад». Все они выполнены по эскизам В.М. Васнецова.По праву, жемчужиной западного фасада является изображение распятия, выполненное по эскизу архитектора Спаса на Крови А.А. Парланда.Когда я первый раз зашла попала в собор, вскоре после открытия, у меня перехватило дыхание от той грандиозной, ошеломляющей красоты, которая мне открылась: почти всю поверхность храма занимают мозаичные полотна (их общая площадь внутри здания более 6500 квадратных метров и нет ни одного живописного изображения). Их искрящиеся краски и восхитительный свет, идущий из глубины, оставляют неизгладимый след в душах и сердцах всех посетителей.Мозаиками обрамлены даже окна собора.На стенах размещены панно, выполненные на библейские сюжеты,а на столбах – мозаики с изображением православных святых. Мозаика главного купола «Христос Пантократор»,северо-западного купола «Богоматерь»и мозаики еще трех куполов выполнены по эскизам Н.Н. Харламова.
    По замыслу Парланда все эскизы к мозаикам должен был выполнить В.М. Васнецов, но из-за занятости живописца, к работам были привлечены не менее выдающиеся русские художники и иконописцы – Н.Н. Харламов, М.В. Нестеров, В.В. Беляев, А.П. Рябушкин и другие.
    Своим разнообразием и великолепием отделки поражает не только мозаичное, но и каменное убранство храма. Для иконостасов, сени и пола Спаса на Крови были использованы – итальянский мрамор, уральская и алтайская яшмы, порфир, орлец…
    Общая площадь пола – 608 квадратных метров, и все это – резной мрамор итальянской работы. Он был почти разрушен, но трудом многочисленных реставраторов восстановлен в своем первоначальном виде. Сейчас он покрыт ковровыми дорожками, и лишь в центре собора оставлен для обозрения небольшой участок.В интерьер собора включено место гибели Александра II (именно этим и объясняется необычное расположение Спаса на Крови). Над ним возведена сень, созданная по рисунку А.А. Парланда.Священными реликвиями нам предстают камни мостовой и фрагмент ограды канала, на которые попали капли крови смертельно раненного императора.Напротив сени, в восточной части собора, находится главный иконостас, выполненный из розового итальянского мрамора.При ближайшем рассмотрении сложно представить, что эта тонкая резная работа выполнена не по дереву, а по камню.В алтаре – еще одна мозаика Н.Н. Харламова «Евхаристия»Царские врата не отреставрированы, стальной каркас затянут холстом с изображением их былого великолепия.Справа и слева от главного иконостаса расположены северный и южный киоты – места для наиболее почитаемых икон. Они выполнены из родонита, порфира и яшмы.
    Сохранились лишь «Воскресение Христа»и «Святой князь Александр Невский»- мозаичные панно, выполненные по эскизам М.В. Нестерова.
    На выходе из собора находятся стенды, на которых представлены фотографии Спаса на Крови до реставрационных работ.
    Я была там несколько раз, но чувство восхищения ничуть не уменьшается, и всегда открываются новые детали, незамеченные ранее. Этим уникальным творением гениальных мастеров можно любоваться бесконечно!
    https://turism.boltai.com/topics/hram-spasa-na-krovi-istoriy
    http://frame.friends-forum.com/Gazeta/47/67/1330.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *