Сочинение на тему спор частей речи 5 класс

4 варианта

  1. В учебнике по литературе этой сказки нет. Начало этого спора находится в учебнике по русскому языку (упражнение 11, учебник Ладыженской).
    Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
    – Я у самого Юлия Цезаря в почете был! «Пришел, увидел, победил!» Заметьте: три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!
    А потом как раз задание – придумать продолжение сказки.
    Сказка целиком.
    Расхвастался как-то глагол перед существительным:
    – Я у самого Юлия Цезаря в почете был! «Пришел, увидел, победил!» Заметьте – три глагола, три сказуемых, и никаких гвоздей, то бишь существительных!
    – Хотелось бы видеть, с чем пришел и как победил! Что бы вы делали, уважаемый Глагол, без меня – силы, щитов и шлемов! – спокойно возразило Существительное. – Вдумайтесь в мое имя: «Сущность» – мать моя, «Суть» – бабушка!
    Долго они спорили, но тут вошло Прилагательное с подносом в руках:
    – Хватит спорить! Я вам вкусненького принесло.
    Надо вам сказать, что у Существительного была слабость: маэстро любил вкусно покушать, а из всех блюд предпочитал жареную колбасу.
    – Ваша любимая, языковая, из свиного языка, – доложило Имя прилагательное.
    – Я тебя не звал! – возмутился Глагол.
    – Я такая же часть речи, как и вы, – с достоинством ответило Прилагательное. – Но вам я не подчиняюсь. Я во всем согласуюсь с маэстро Существительным.
    – Да-да, – подтвердило Существительное. – Это мой верный друг и помощник. Почему вы обижаете моих друзей?
    – Не вижу необходимости в нем, – хмуро заметил Глагол. – Зачем, например, говорить «языковая колбаса», «свиной язык», если можно сказать «колбаса из языка», «язык свиньи»?
    – Дело вкуса, – скромно заметило Прилагательное.
    – Вот-вот! – Обрадовался Глагол. – «Дело вкуса», а «не вкусное дело». Обойдемся без Прилагательного.
    – Да, но этот самый «язык свиньи», как вы изволили выразиться, – «вкусная вещь». Или, может быть, «вещь вкуса» – иронически заметило Прилагательное.
    – И потом, – добавило Существительное, – эта языковая колбаса – жареная.
    – Ну и что? – спросил Глагол.
    – А то, что «жареная» – это Прилагательное, которое произошло от вас, неблагодарный.
    – Подумаешь, тоже мне – части речи! – презрительно фыркнул Глагол.
    – У вас сегодня, дорогой Глагол, скверное–прескверное настроение, – с обидой сказало Прилагательное.
    – Я вам не дорогой! – продолжал ворчать Глагол.
    – Кстати, – заметило Существительное, – «гостиная» и «столовая», где вы сейчас изволите пребывать, – тоже прилагательные, которые стали исполнять мои обязанности. Так что, Прилагательное – не только мой верный помощник, но и заместитель.
    – Зато Сказуемым оно наверняка не умеет быть, – не унимался Глагол.
    – Вы так думаете? – улыбнулось Прилагательное и бойко продекламировало: «Богат и славен Кочубей, его поля необозримы». Заметьте, «не дорогой» Глагол: ни одного глагола!
    Глагол, насупившись, замолчал, а Прилагательное продолжало:
    – Я делаю речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Роберта Рождественского:
    О русской природе, о милой природе
    С зарей в материнских глазах,
    О тающем снеге, о ясной погоде,
    О яблоне в наших садах,
    О шумной пшенице, о вольных просторах,
    О солнце сквозистых берез,
    О ласковых реках, о девичьих взорах,
    О песнях, щемящих до слез.
    – Давайте не будем ссориться. Мы все нужны и все важны.– Глагол помолчал, а потом вдруг сказал:
    – Красиво звучало! Мне понравилось.
    И снова мир наступил в стране Частей речи. А Прилагательное, помня поддержку Существительного, во всем ему подчиняется и с удовольствием согласуется с ним.
    05.09.2012 21:12:50, Татьяна…

  2. 28 июня 2014
    Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2014»
    Номинация «Поэтические страницы»
    Стихотворение «Спор частей речи» написано мной много лет назад по просьбе дочери для одного из семинаров по культуре речи. За семинар она получила отлично. Буду рада, если стихотворение кому-то из коллег придется по душе.

    «Спор частей речи»

    Части речи под окном сели поздним вечерком.
    И давай они хвалиться, друг пред другом возноситься.
    Говорит одна часть речи: «Ах, час от часу не легче!
    Надо с вами нам решить, кому первому тут быть.
    Я – Имя существительное – главнее, так сказать.
    Без меня никто не сможет ничего назвать:
    Ни жирафу, кенгуру, плюс к тому же какаду.
    Без меня заблудитесь в городе Иваново
    И придется вам искать все тропинки заново.
    Что примолкли? Вот так боль!
    Наступила я вам на больную мозоль?”
    Вот так новость, вот так раз. Замолчали все тотчас.
    Стали думать и гадать, что бы ей в ответ сказать?
    И сказала – Имя прилагательное: «Да, Вы замечательная!
    Но почему ж я хуже Вас? Я ведь тоже суперкласс.
    Существенна и явственна для всех здесь моя роль.
    Я – Имя прилагательное и почти король!
    Гардероб мой, ох, большой – многое мне нравится.
    Формы разные ношу, ведь я ж сама красавица.
    Настроение коли есть, то одену длинную
    Наипрекраснейшую формочку старинную.
    Захочу пощеголять – форму буду обрезать».
    Части речи присмирели и тихонечко сидели.
    Вдруг раздался громкий глас; «Ну, а как же вы без нас?»
    Тут открыли рот все от изумления:
    «Кто же это? Кто?» – «Мы – местоимения!».
    Насчет местоимений много разных мнений.
    Кто «без их», а кто «без них» справится с задачей.
    Надо людям всем поймать грамотность – удачу.
    Долго так они сидели, оглянуться не успели –
    Как пришла пора решать, кому первенство отдать.
    И тогда решили части – правы все они отчасти.
    Друг без друга плохо жить, надо им всегда дружить.
    Приняли решенье дружно – жить отныне в мире нужно!
    Автор: Шахова Ольга Вячеславовна, воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад № 79, город Иваново. Стаж 31 год.

  3. СКАЗКА О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
    Жило-было в книжке одно предложение, которое читалось так: В большом красивом лесу живут зайцы, белки, лисы и многие другие животные.
    И вот захотели существительные из этого предложения встать впереди всех. Никак не хотели они стоять на своем месте. Но прилагательные и глагол стали им грозить, что выгонят их из предложения. Существительные знали, что без них предложение будет неполным и незаконченным. Тогда решили союз, глагол и прилагательные пойти к царю страны Русского языка, чтобы он рассудил их. Царь долго думал и принял решение, что если существительные не одумаются, то он переделает предложение так, что обойдется без существительных и заменит их картинками. Существительные испугались и быстро встали на свои места.
    А вот в стихотворной форме:
    Добавьте словечко:
    Такое удивительное я имя – (существительное),
    Я и в басне, я и в сказке,
    Я склоняюсь и пою,
    Я меняюсь, но живу.
    Хочешь – буду подлежащим,
    Хочешь – стану устаревшим.
    У меня полно друзей,
    Правда, есть один злодей.
    – Как зовется тот злодей? (Лень).\
    И живет он каждый день.
    Мы его загоним в пень.
    Не нужна нам эта …(лень).
    Разве можете, друзья,
    Обойтись вы без меня? –
    Говорит опять оно,
    Наше умное словцо.
    Я любовь, надежда, ..(вера),
    Я Алина, Коля, Света,
    Я жучок и паучок,
    Я веселый – (огонек).
    Разве можно без меня?
    Нет! Нигде и никогда!
    Вот какое я, друзья,
    Удивительное я – (существительное)!
    Бал в сказочной стране.
    Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.
    Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: “Я самая нужная часть речи”. Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: “Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол”. Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: “Мы, ты, я — лучшие друзья”. Затем пришла очередь знакомиться с Числительным — это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: “Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу”. Подошла последняя гостья— её звали Междометие. Она сразу заохала: “Ах, какие прекрасные дети”.
    Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных — самостоятельные части речи.
    ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА Родились Прилагательные с очень покладистым характером, но вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. – А если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, мечтали Прилагат5ельные и решили поговорить об этом с СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ. Тем пришлось по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласоваться с ССказка о прилагательных.
    Это было много лет тому назад, лет сто, а может и больше.
    В городе Морфология жили два Существительных: День и Ночь.
    Жили они, поживали, никаких бед не знали.
    Все говорили о них только:
    – День.
    – Ночь.
    И стало им скучно. Решили они подружиться с другими словами. Сначала они предложили дружбу глаголам.
    – Давайте попробуем подружиться, – сказали они глаголам. Глаголы согласились. Они перепробовали много вариантов и, наконец, нашли себе друзей. Теперь про них говорили:
    – Наступил День.
    – Пришла Ночь.
    Шло время. И опять заскучали наши Существительные. Решили они найти себе ещё друзей. Стали они пробовать, «прилагать» к себе новые слова. Как было бы здорово, если бы про нас говорили: «Какой ясный День!», «Какая темная Ночь!».
    Им это понравилось. Но они не знали, как называют их новых друзей. Друзья тоже не знали, к какой части речи себя отнести.
    – А давайте, вы будете называться Прилагательными. Мы же «прилагали» вас к себе, – предложили они своим новым друзьям.
    Тем понравилось это слово. И стали их новые друзья называться Прилагательными. Теперь про них говорили:
    – Наступил Ясный День!
    – Пришла Тёмная ночь!
    И ещё много подобных друзей нашли они, которые отвечали на вопрос «Какой?»
    А кто знает: может быть, всё так и было?уществительными, берут у них напрокат формы рода, число и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
    Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное».
    (первый урок по теме «Имя прилагательное» 6 класс)
    В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи:
    « Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
    Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.
    И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное… А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

  4. Сочинения по картинам
    как    средство  развития    речи
    учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах
    Методика работы с картинами ( подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5 – 6 классах.
    Надо помочь ребёнку через искусство
    глубже осознать свои мысли и чувства,
    яснее мыслить и глубже чувствовать.
    Н.К.Крупская
    Школьное воспитание могущественно, им, как отмечал В.Г. Белинский, «решается участь человека». Каким он сформируется – трудолюбивым, гуманным, внутренне богатым или жестоким, духовным банкротом, зависит не только от обстоятельств, но и от школы. В последнее время часто говорится о необходимости постоянного внимания к проблемам эстетического воспитания.
    Одно из главных мест в этом вопросе отводилось литературе и искусству. Основная задача эстетического воспитания состоит в том, « чтобы  пробудить и развить в человеке чувство прекрасного; чтобы научить его верно ориентироваться во всей действительности; отличать истинно прекрасное от мнимо красивого, отвращаться от безобразного; возвышать чувство прекрасного до всеобщей связи с миром»1, – пишет И.Ф. Смольянинов.
    К сожаленью, сейчас важность эстетического воспитания часто недооценивается. В чём это выражается? Не в том, как это иногда понимается, что ребята мало поют песен, что для них устраивается мало литературных вечеров, что они редко ходят в  музеи и на художественные выставки. Речь идёт не о количестве таких мероприятий. Конечно, число спетых песен, прослушанных концертов, просмотренных спектаклей  важно и играет большую роль  в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Однако его недооценка коренится в другом.
    Во – первых, следует помнить, что область эстетики не исчерпается  искусством, что мир прекрасного распространяется на все проявления человеческой жизни, что эстетика тесно связана с этикой, с нравственностью человека. С миром прекрасного человек соприкасается с самых ранних лет. Если первоклассник поймёт и почувствует, что небрежность в тетради – это не только плохо, но и некрасиво, в дальнейшем он всегда будет стремиться к красоте.
    Во – вторых, нередко искусство рассматривается как удел тех, кто избрал его своей профессией. На самом деле оно существует для каждого человека, и речь идёт об искусстве во всём многообразии его форм и жанров.
    Определённая трудность подлинного эстетического воспитания заключается в том, что в практике работы в школы его задачи решаются порой слишком упрощённо. « Возможности художественного произведения необозримы, а используется оно иногда без вдумчивой предварительной подготовки, без серьёзных целей. Нельзя мимоходом, поверхностно и примитивно говорить со школьниками о великих произведениях музыки, литературы или изобразительного искусства. Иначе содержание художественного произведения оказывается потерянным, а значит, и воздействие его на чувства и ум школьника будет далеко не таким, каким могло бы быть при творческом и глубоком подходе к построению работы с ним, его использованию в воспитательном процессе»2. Результатом эстетического воспитания детей должны быть интерес и любовь к искусству, развитие способностей в отдельных доступных его видах ( пение, рисование, выразительное чтение, танец), а также потребности посильного участия во внесении красоты в повседневную жизнь, в отношения между членами своего коллектива.
    Система эстетического воспитания на уроках русского языка включает разнообразные формы и методы. Это выразительное чтение художественного текста, умение правильно и точно передавать свои мысли, использование в речи эпитетов, синонимов и др. Я остановлюсь на описании картин, посвященных природе, так как « красота природы из всего многообразия проявлений эстетического наиболее близка и понятна человеку»3. Данный  вопрос очень актуален  в связи с тревожной экологической ситуацией в современном мире, угрожающим исчезновением  естественной красоты. Это должно заставить нас более внимательно посмотреть вокруг, острее почувствовать  и понять значение природы, поэтому для анализа  взяты картины художников, изображающих красоту родной природы.
    Важно воспитывать в детях чувство ценности природы, огромного её значения в жизни человека, в сохранении всего живого   на земле . Одним из источников эстетического воздействия служат произведения живописи. Описание картины даёт возможность вырабатывать целенаправленные суждения, развивает речь, приучает  к последовательности в изложении мыслей, создаёт благоприятные условия для словарно- стилистической работы. В процессе анализа картины учитель может предложить ученикам использовать разнообразные средства языка для выражения одной и той же мысли или подобрать наиболее точные слова для передачи содержания полотна.
    Сочинения, представляющее собой описание природы, наиболее распространённый вид работы в школе. Л. А. Ходякова отмечает следующее: «…на первый взгляд кажется, что описывать природу с « натуры» легче, чем по картине, но наблюдения показывают, что дети затрудняются в описании природы с « натуры». Очевидно, эмоциональные впечатления от природы настолько разнообразны и богаты, что учащиеся не могут последовательно изложить свои мысли. Привести их в систему, выделить главное. Художник же изображает на полотне самое существенное, главное с его точки зрения. Образ, созданный художником, концентрирует внимание детей и тем самым помогает описать изображенное на картине более последовательно»4.
    Цель  указаний – научить школьников « читать» картины, понимать их содержание, художественные достоинства и недостатки, а также с помощью картин, изображающих  пейзаж родной природы, осуществлять экологическое воспитание детей. Для этого  в моей работе приводится конкретный материал для подготовки к урокам русского языка, посвящённым работе с картинами, и образцы сочинений по ним.
    Методика работы над сочинением по картине имеет особенности, связанные со спецификой произведений живописи. Они заключаются в следующем:
    1. Работа с картиной отвечает требованиям, с одной стороны, программы по развитию связной речи, так как обеспечивает формирование коммуникативных умений: раскрытие темы и основной мысли картины, написание сочинений разных жанров; с другой – программы по изобразительному искусству, в соответствии с которой учащиеся знакомятся со своеобразием произведений живописи, с творчеством художников и историей создания отдельных полотен.
    2. Картина, как произведение изобразительного искусства,  анализируется в единстве формы и содержания. Дети, описывая увиденное на ней, учатся раскрывать замысел художника, выделять главное в композиции, понимать значение цвета, деталей.
    3.Знания, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, не должны дублироваться, их следует развивать, углублять и дополнять.
    4. Принимая во внимание, что описать картину легче, чем составить рассказ по ней ( по мнению методистов К.Д.Ушинского, В.А.Добромыслова, М.О.Львова и др.), целесообразно учить вначале анализировать произведение живописи, а затем составлять рассказ.
    5.Написание сочинения по картине предполагает лексическую подготовку, которая предусматривает обогащение словаря учащихся словами, связанными с темой картины.
    Таким образом, в работе с картиной рекомендуется такая последовательность:
    Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи ( комментарий учителя, помогающий  понять его идейное содержание и художественные достоинства);
    Краткий рассказ учителя о художнике и истории создания картины;
    Беседа по картине ( рассматривание и анализ);
    Словарно-стилистическая работа по теме картины;
    Составление плана сочинения ( устного высказывания);
    Написание сочинения ( устное высказывание).
    [1]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *