Сочинение на тему спор поколений в романе отцы и дети

10 вариантов

  1. На страницах романа столкнулись люди, имеющие раз­ные, порой противоположные мнения по различным воп­росам, и мы понимаем, что они никогда не договорятся, поскольку безграничное самолюбие каждого, “сатанинская гордость” не дают соглашаться им со взглядами оппонен­та, а взаимная вражда (неприятие не только убеждений друг друга, но и зачастую — личностных особенностей) углубляет этот конфликт.
    Различие социального положения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова накладывает свой отпеча­ток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.
    Разночинец по происхождению (сын полкового лека­ря), Базаров выступает принципиальным противником всего дворянства, понятий дворянского общества, а осо­бенно — романтического, либерального идеализма. Он — нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов: “Мы: действуем в силу того, что мы признаем полез­ным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем”. Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, поэтому он отвергает их не заду­мываясь. Своеобразно и его отношение к природе, кото­рая для него лишена романтической таинственности и загадочности: “Природа — не храм, а мастерская, и че­ловек в ней — работник”. Все на свете Базаров хочет проверить опытным путем, доверяя лишь разуму и эк­сперименту, отвергая чувства, поэтому часто говорит вещи не только неприятные, но и обидные окружающим.
    Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажется, по­может человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считает, что личностные различия между людьми — Та. кая же “гниль и художество”, как и искусство, “роман­тизм”: “Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. И в этом он противоречит сам себе, поскольку стремится утвердить себя как личность, не по­хожую на других.
    Гордясь тем, что понимает народ и умеет разговари­вать с мужиками, Базаров в то же время резко отзыва­ется о народе, указывая на его консерватизм, невежество, леность.
    Павел Петрович Кирсанов — дворянин, он аристократ, бывший “светский лев”, который в молодости сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к легкомысленной княгине Р. В образе этого героя Тургенев воплотил лучшие черты русского дворянства: порядочность, чест­ность, высокую культуру. Много внимания уделяет Кир­санов-старший своему внешнему виду: даже в деревне он одет по последней моде.
    Павел Петрович любит народ, “всегда вступается за кре­стьян”, прославляет крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умеет об­щаться с мужиками, которые его не понимают, сторонятся, чувствуют в нем “барина” (и они правы).
    По мнению Павла Петровича, аристократия является движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Ставя традиции превыше всего, он утверждает: “Мы люди старого века, мы пола­гаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя”. Базаров резко высмеивает “принсипы” и авторитеты Кир­санова, поскольку не видит в аристократах никакой пользы. Он также выступает против болтовни и либе­рального обличительства: “Болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда”. Отрицая пустую терми­нологию, устаревшие догмы “барской” культуры, Базаров стоит за вмешательство в несовершенную жизнь, а не за тстранение от нее в тень высоких рассуждений о само­уважении и чувстве собственного достоинства: “Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общества? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”.
    И все же, смеясь над убеждениями Павла Петровича, Базаров, на мой взгляд, мало что им противопоставляет. Он действует как разрушитель, готовя площадку для но­вого, но кто это новое будет строить, он не знает.
    А Кирсанов, ненавидя весь стиль поведения Базарова, его развязность, неуважение к авторитетам, все же понима­ет, что время “отцов” уже проходит, а на смену ему идет нечто новое, прогрессивное.
    Роман Тургенева “Отцы и дети” не только отразил це­лую эпоху в жизни России со всеми ее конфликтами и достижениями, но и заострил внимание современников на необходимости изменений в русском обществе. Значение романа и в том, что он не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня из-за яркого отображения конфликта между “детьми” и “отцами”, которые будут спорить друг с другом, наверное, во все времена.[/sms]

  2. Сочинение.
    Спор двух поколений в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”


    Проблема
    отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во
    все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы
    и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные
    писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными
    взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой
    революционно-демократической интеллигенции.
    Яркими представителями двух идейных течений являются
    Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Уже во внешнем описании
    героев читатель видит резкий контраст. Евгений Васильевич предстает
    перед нами мрачным, отгороженным от мира, но в нем чувствуется неисчерпаемая
    энергия. Особое внимание автор обращает на ум героя: “оно (лицо)
    оживлялось спокойной улыбкою и выражало самоуверенность и ум”.
    В описании Павла Петровича преобладают, в основном, прилагательные:
    “Его коротко стриженные волосы отливали немалым блеском…;
    лицо его желчное…, необыкновенно правильное и чистое… являло
    следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чистые,
    продолговатые глаза”. Это придает его образу некоторую мягкость.
    Жизнь Павла Кирсанова не имела определенного смысла, это мы можем
    заметить даже по деталям его одежды, например, он носил “тёмный
    английский свют, модный низенький галстук и лаковые туфли”,
    следил за красотой своих ногтей даже в деревне. Конечно же, герои
    романа различались не только внешне. Разногласия у Базарова и Кирсанова
    возникали по разным вопросам, но самые яркие предметы спора – это
    аристократизм и нигилизм, народ и искусство.
    В одном из споров раскрывается первая тема. Павел
    Петрович, будучи дворянином, пытается защитить старые порядки, проявить
    свою эрудицию, в частности, в области литературы, называет имена
    Шиллера и Гете. На что Базаров отвечает: “Порядочный химик
    в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Затем речь заходит
    о соседнем помещике, который по мнению Евгения, “дрянь, аристократишка”.
    Павел Петрович крайне разозлен и отвечает, что это слово нельзя
    употреблять в качестве ругательства. Кирсанов пытается убедить Базарова
    в том, что аристократы – это высоконравственные люди, придерживающиеся
    особых “принсипов”, уважающие человеческую личность и
    достоинство. Кроме того, Павел Петрович называет своего собеседника
    безнравственным и пустым человеком, а его убеждения – безжизненными.
    Он не понимает, как можно жить, не имея определенного эталона для
    подражания, и отвергать все, во что люди верили веками. Евгений
    Васильевич же со свойственными ему уверенностью и хладнокровием
    отвечает: “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь,
    сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они
    и даром не нужны”. Так же легко и уверенно опровергает мысли
    Павла Петровича о нигилизме: “Мы действуем в силу того, что
    мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать
    – мы отрицаем”. Из этой полемики очевидно, что старшее поколение
    терпит “поражение”.
    Далее разговор заходит о жизни народа. И здесь,
    на первый взгляд, мнения двух героев сходятся: Базаров гордится
    тем, что его дед “землю пахал”, Кирсанов же признается
    в своей любви к патриархальному народу, который “свято чтит
    предания” и “не может жить без веры”. Но потом Евгений
    говорит, что не понимает пассивного народа, который слепо верит
    глупым приметам и поверьям и не может бороться за свое счастье,
    с крепостным правом, со старыми устроями.
    Кульминацией всех споров героев является дуэль.
    Этот поединок имеет большое значение как в композиционном, так и
    в идейном отношении. Тургенев хотел показать столкновение не просто
    двух людей, а двух различных мировоззрений, двух эпох. В дуэли победу
    одерживает Базаров, то есть поколение “детей”. “Поражение”
    старшего поколения является символом того, что необходимы перемены,
    которые рано или поздно настанут.
    Таким образом, мы видим, что Павел Петрович оказывается
    несостоятельным оппонентом для Базарова. Все “принсипы”
    Кирсанова – лишь слова, не подкрепленные действиями, когда всё сводится
    к соблюдению внешних приличий. Но то же самое можно сказать о Базарове!
    Несмотря на столь блестящую победу в спорах, он так же, как и его
    опонент, склонен к внешней напыщенности. Кроме того, существуют
    некоторые идеологические сходства: Базаров отрицает все уродливое
    и недееспособное в Павле Петровиче, тем самым впадая в крайность,
    а две крайности, как известно, притягиваются друг к другу. Философия
    Базарова – это отрицание жизненных устоев “отцов”, но
    Тургенев показывает, что только на отрицании ничего построить нельзя.
    Евгению необходимы были испытания: любви и приближающейся смерти,
    чтобы понять это.
    Финал романа вполне закономерен. Павел Петрович
    уезжает из России за границу, понимая, что уже не сможет реализовать
    своих идей на родине; Базаров умирает. На мой взгляд, так и должно
    было произойти: ни Базаров, ни Павел Петрович не находят своего
    места в жизни. Счастливыми в романе становятся лить те персонажи,
    которые нащупали золотую середину между слепым поклонением и категоричным
    отрицанием.

  3. Момент написания романа «Отцы и дети» выпадает на знаменательный период в истории России. В 60-тые годы на землях русских разворачивается и распространяется новое течение разночинцев – людей, которые верили только в свои силы и крайне негативно относились к представителям феодального класса. Именно о столкновении интересов разных поколений и пишет И.С. Тургенев в своем романе.
    Главный герой – Евгений Базаров необычайно трудолюбив. Он посвящает всю свою жизнь исследованиям, проводи опыты, пытается быть полезным для общества и для родины. Он не видит никакого смысла в творчестве и поэзии. Он отрицает всякие чувства.
    Его противником становится Павел Петрович Кирсанов – представитель класса аристократов. Он не поддерживает сухую, бездушную натуру Евгения, удивляясь и сопротивляясь его высказываниям о ненужности искусства, поэзии.
    Между этими героями постоянно ведутся ссоры, конфликты. Они настолько ненавидят друг друга, что затевают тайную дуэль. В ней побеждает Евгений, однако, его победа – это всего лишь удача судьбы, которая точно также могла улыбнуться и Павлу Петровичу.
    После дуэли, ссоры немного приутихли, однако, эти герои так и не нашли общего примирения.
    О конфликте поколений говорят и отношения между Евгением и Аркадием. Несмотря на то, что оба героя относят себя к течению нигилистов, их мысли и поступки совершенно разные. В конечном итоге, Аркадий разочаровывается в принципах нигилистов и выбирает родной и уютный отцовский дом. Он начинает смотреть на своего товарища совершенно другими глазами, думать о нем совершенно иные мысли. Их товарищество на этом заканчивается.
    Отношения родителей и детей ярче всего отразилось на всей семье Базарова. Его родители любили сына больше всего на свете. Их любовь была трогательной и заботливой. Однако, Евгений, опираясь на нигилистические убеждения, не выдавал и не принимал взаимных чувств. Именно поэтому, чтобы не отпугивать сына, мать и отец Евгения скрывали и сдерживали свои чувства родительской любви.
    На протяжении всего романа читатель неоднократно сталкивается с проблемой и конфликтами поколений. И.С. Тургенев пытался раскрыть их суть, вынести на всеобщее обозрение. Только таким образом, можно было добиться успеха в положительном разрешении всех столкновений между героями романа.

  4. Одной из проблем общества, которая актуальна в любые времена, является конфликт между разными поколениями. Ярким примером художественного произведения, раскрывающего данную проблему, является роман Тургенева «Отцы и дети».
    Ключевым персонажем произведения является Евгений Базаров – представитель нового поколения, которое проповедует нигилистическую идеологию. Он представлен как яркий приверженец данного направления; его друг Аркадий Кирсанов, напротив, старается подражать нигилистам, однако в итоге отказывается от этой философии. В романе им противопоставляются представители старшего поколения: это отец и дядя Аркадия, которые придерживаются либеральных взглядов, а также более консервативные родители Евгения.
    Основу мировоззрения главного героя составляет отказ от общепризнанных идеалов: ему не нравится разделять чью-то точку зрения («Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои»); он отрицает прошлое («Прошедшего не воротишь…») и не терпит промедлений («Нечего мешкать; мешкают одни дураки да умники»). Его идеология направлена на разрушение существующего строя, так как он им крайне недоволен, однако при этом Базаров практически ничего не предлагает взамен разрушаемых идеалов.
    (Базаров и братья Кирсановы)
    Братья Кирсановы, напротив, активно продвигают идеи сохранения текущего строя. Их также не устраивает нынешняя обстановка, однако это связано с наличием молодых нигилистов, которые, по их мнению, много пустословят («Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»). Так, Николай Петрович не ставит на себе крест после смерти жены, а продолжает искать своё счастье в любви к Фенечке.
    Родители главного героя представлены более спокойными и консервативными людьми, их мировоззрение больше связано с религией. Их образы тесно связаны как с простонародьем (суеверия, простота), так и с высшим сословием (медицинское образование у Василия Ивановича, крепостные души во владении Арины Власьевны).

  5. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» пишется о конфликте разных поколений.
    Главный герой Евгений Базаров очень трудолюбивый человек. Ему нравятся точные науки, он проводит исследования и опыты. Базаров всячески пытается принести пользу своей родине и обществу в целом. Ему не нравится говорить о чувствах, и он отрицает любое их проявление. Для него творчество и поэзия не имеют абсолютно никакого смысла.
    Его оппонентом становится Павел Петрович Кирсанов – именно он вступает в спор с Базаровым. Кирсанов старший не понимает, почему молодой человек Евгений относится с таким пренебрежением к искусству.
    С каждым днем эти двое все больше относятся друг к другу с ненавистью и злостью. Дело доходит до того что они затевают тайную дуэль в которой выигрывает Базаров. Победа Евгения это лишь удачный случай и он так же мог подвернуться Павлу Петровичу.
    После дуэли страсти в доме Кирсановых, куда был приглашен Базаров, немного поутихли. Однако лучше друг к другу они не стали относиться.
    Аркадий, который пригласит своего товарища погостить в его родительском доме, тоже замечает, что Базаров не такой уж и хороший человек и на самом деле у них не так много общего, как он думал раньше. Аркадий с Евгением относили себя к обществу нигилистов.
    Кирсановы состоятельные дворяне, у них есть свое поместье немного ветхое, но большое. У Кирсанова старшего хорошее образование и он очень интеллигентный и воспитанный человек. Аркадий Кирсанов получая образование, и познакомился с Евгением Базаровым. Именно Базаров и привел Аркадия к нигилистам. У Евгения очень мало друзей, а вернее их практически нет. Все его друзья и знакомые вначале с охотой приобщились его идеи нигилизма, но потом все быстро разошлись. Все разошлись кто куда, кто женился и занимался семьей, а некоторые нашли дела интереснее.
    Аркадий очень сочувствовал Базарову и пытался во всем его поддерживать. Со временем Кирсанов понимает, что им лучше перестать общаться с Базаровым. У Кирсанова есть любящая семья отец и дядя. Пройдет немного времени и Аркадий женится на замечательной девушке Катерине, которую он очень полюбил. Кирсанов считает, что ему стоит поставить во главу свою семью и отказаться от навязчивых идей Базарова.

  6. Свой замечательный роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1861 году. Но это произведение не теряет актуальности и по сей день. Само название уже обозначает главный конфликт романа: споры поколений. Прошлому, уходящему поколению, обычно кажется, что они были лучше, добрее, умнее, что их смена — люди совсем другие, не имеющие в этой жизни таких четких нравственных идеалов. Поколению новому все прежние устои кажутся устаревшими, изжившими себя. Так было всегда.
    В шестидесятые годы 19 века этот конфликт был особенно ярок. К спору поколений примешивался еще и конфликт уходящего старого дворянства и молодой революционно-демократической интеллигенции. В романе — это конфликт между братьями Кирсановыми и Евгением Базаровым. Но я считаю ошибочным сводить весь спор отцов и детей к столкновению только лишь этих героев. Он гораздо глубже. Ведь это и конфликт между Аркадием и отцом. Конечно, этот спор не так явен, но очень болезнен. Проблема отцов и детей скрывается также в той пропасти, которая легла между Базаровым и его родителями. От этого роман обретает особую остроту, пронзительность.
    Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Павел Петрович сразу начинает испытывать враждебные чувства к другу своего племянника. Да и сам Базаров считает Кирсанова чудаком. Один его внешний вид вызывает в молодом человеке отвращение: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!», «Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно…».
    Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова — лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Вся его прошлая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения. Первая трудность (неразделенная любовь) сделала Павла Петровича ни на что не способным. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.
    Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем не много: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам. Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.
    Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить.
    Как бы Базаров не отрицал образ жизни своих родителей, именно его семья помогла Евгению найти себя в области науки, медицины. Только он, как всегда и бывает, в своем развитии пошел дальше своих родителей. Из-за этого Базаров отдалился от них, утратил способность понимать их, принимать такими, как есть, прощать. Евгений не хочет идти на встречу родителям, он считает это шагом назад. Я считаю, что в этом и заключается главная трагедия Базарова. Он нетерпим к людям, отвергает их, если они целиком и полностью не соответствуют его понятиям о жизни. Так он обедняет себя. Сколько любви к сыну мы видим в душе Василия Ивановича и Арины Власьевны! Эти герои особенно дороги автору. Возможно, если бы Базаров смог сблизиться со своими родителями, он остался бы жив…
    Я считаю, что спор «отцов» и «детей» вечен. Но так важно всегда относиться друг к другу с пониманием, терпением! Прокладывая дорогу в будущее никогда нельзя забывать опыта прошлых поколений.

  7. В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название “Просвещение”. Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
    В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке “новых людей” — разночинцев — образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И.С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа “Отцы и дети”, в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.
    Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
    Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
    Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
    Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
    Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
    Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению “отцов”, так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
    Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров – маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся “спугнуть” редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
    Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема “отцов и детей” актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема “отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
    Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.
    Добавил: sergred31
    Беру!

  8. Человечество находится в постоянном движении, развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать все накопленное идущим следом, так как все это не только позволит выжить в условиях реальности, но и добиться успеха, счастья. Новое время рождает новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели. Многое из опыта предков действительно становится неприемлемым в новой реальности, но огромная часть должна служить опорой для дальнейшего развития.
    Что же оставить, а что взять с собой в жизненный путь новому поколению? В этом-то и заключается вечная проблема двух поколений: старшего, стремящегося передать все знания, весь опыт, и нового, сметающего все на своем пути. Естественно, подобная проблема не могла не волновать писателей и поэтов разных эпох.
    В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40-х и 60-х годов XIX века. К лагерю 40-х годов — «отцов» — он относит Павла Петровича Кирсанова, а к лагерю 60-х годов — «детей» — принадлежит Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по характеру люди. Каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь. При первой же встрече будущие враги почувствовали друг к другу неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен нарядом Базарова с длинными кистями, а также его высокомерием; Базаров же даже не стал здороваться с этим аристократом.
    Вскоре и без этого напряженная обстановка еще более накалилась, и между ними завязывается спор. В нем раскрываются характеры, идейные позиции этих людей. Павел Петрович, который «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага» , неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова «дрянь и аристократишко» как нанесенное аристократам оскорбление и начинает отстаивать их права. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет одеколоном.
    Базаров сначала имеет твердые идейные позиции. Он не хочет спорить с Павлом Петровичем, но постепенно втягивается в спор. «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить» , — растерянно говорит Кирсанов, совершенно оглушенный краткими и четкими ответами Базарова. «Это уж не наше дело… Сперва нужно место расчистить» . Он еще и сам не знает, кто после него «будет строить» , да и «будет ли строить» .
    Базаров в отличие от Павла Петровича — нигилист. В своем споре с Кирсановым он как бы дает определение нигилизму: «Мы… решились ни за что не приниматься… И это называется нигилизмом» . Тургенев же определил значение этого слова так: «И если он называется нигилистом, то надо читать: «революционером» . Павел Петрович и Базаров совершенно разные по взглядам люди: один — идеалист, другой — материалист и демократ. Их столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.
    Различие идейных позиций этих людей настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами. Базаров, про которого Тургенев говорит: «Он честен и правдив и демократ до конца ногтей» , и Павел Петрович Кирсанов никогда не смогут друг друга понять, потому что они — люди различных поколений, у них противоположные взгляды на жизнь.
    Проблема «отцов» и «детей» не ограничивается только литературой. Конфликт поколений

  9. В XVIII веке в Европе распространилось идейное движение, получившее название «Просвещение». Оно было проникнуто духом борьбы против всех проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.
    В России этот исторический период знаменуется появлением в XIX веке «новых людей» — разночинцев — образованных интеллигентов, которые говорят о необходимости изменения жизни в стране. И. С. Тургенев заметил начало конфликта в разногласиях общества и разночинцев. Это побудило писателя к созданию романа «Отцы и дети», в котором общественно-политический конфликт представителей дворянства и разночинцев является основным.
    Одним из представителей разночинцев является главный герой романа Евгений Васильевич Базаров, обладающий удивительной силой воли, цельным характером, глубокий умом, редким трудолюбием. Но вместе с тем к недостаткам поколения «детей» можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике и любви.
    Базаров олицетворяет собой поколение демократов. Он принимает только то, что полезно, отрицает принципы и авторитеты. Непрерывный труд на благо общества является содержанием его жизни.
    Павел Петрович представляет собой поколение либерального дворянства. Он утверждает, что «…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»; признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.
    Герои спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
    Споры между Базаровым и П. П. Кирсановым играют огромную роль для раскрытия основных противоречий эпох. Они имеют множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.
    Конфликтная ситуация у Базарова появляется и с Аркадием Кирсановым. В «нигилизме» его привлекают возможности, обычно ценные для молодого человека, вступающего в жизнь, — ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Все это совмещается с другими свойствами юности, далекими от «нигилистических» идей и принципов: Аркадий добродушен, бесхитростно прост и привязан к поэзии традиционного быта, к ценностям «своей» культуры. Поэтому Тургенев относит к его поколению «отцов», так как увлечение Кирсанова новейшим учением достаточно поверхностно.
    Частью конфликта романа являются отношения Базарова и его родителей. Сцена приезда домой своей трогательностью даже превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров — маленький Енюшенька. Но суровый нигилист скрывает, маскирует свои чувства по отношению к родителям. В первую очередь перед Аркадием. Ведь для него радость встречи была со стороны родителей Кирсановых признаком аристократической мягкотелости. В свою очередь, Василий Иванович и Арина Власьевна боятся «спугнуть» редко приезжающего сына, не мешают ему, не говорят о своих чувствах.
    Конфликт между главными героями романа Тургенева является ярчайшим примером споров между поколениями 60-х годов XIX века. Но проблема «отцов и детей» актуальна и в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. Поколение «отцов» пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. «Дети» более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема «отцов и детей» возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом.
    Эту проблему удастся решить, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим.

  10. Существующий строй, полагают Базаров и люди его поколения, надо разрушить. Здесь, наверное, муд­рее оказалось старое поколение, которое подчеркивало сози-дательность: «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить».
    Кирсанов демонстрирует свое восхищение красотой искус­ства, классической литературой. Какое же отношение База­рова к литературе и к искусству? Его принципы — «не гово­рить красиво» и «глядеть в небо только тогда, когда хочется чихнуть». Несмотря на то что Аркадий является учеником Базарова, создается впечатление, что ему свойственны более широкие взгляды. В конце романа Базаров умирает, что в со­ответствии с авторским замыслом еще раз подтверждает ущербность его позиций. Аркадий женится и начинает вести хозяйство по-новому. На его примере можно сказать, что только такие люди способны взять то лучшее, что было у от­цов, и учесть их ошибки. Каждое новое поколение должно, даже обязано, стать умнее предыдущего. Благодаря этому жизнь не стоит на месте.
    В романе есть еще один представитель старшего поколе­ния. Это Николай Петрович Кирсанов. В этом персонаже ав­тор воплотил одновременно черты и сыновей и отцов. Николай Петрович Кирсанов в 10-й главе вспоминает, как он сам од­нажды сказал своей матушке, что «вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколени­ям». А затем и продолжил, обращаясь к Павлу Петровичу:
    «Вот теперь настала наша очередь». По моему, эти слова как нельзя лучше отражают суть конфликта между поколениями отцов и детей.
    Столкновение главных героев выявляет глубо­чайшие различия всего их мировоззрения, а оно не может быть обособленным у каждого поколения. Ведь если что-то отрицается, то нечто другое должно предлагаться взамен, и отцы будут в чем-то мудрее детей до тех пор, пока дети са­ми на станут отцами. [/sms]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *