Сочинение на тему способности и таланты

9 вариантов

  1. Слово «талант» может употребляться как в прямом, так и в переносном значении. В первом случае его толкуют как способности, заложенные в человеке природой, во втором – как талантливого человека. Способности к чему-либо есть у каждого из нас. Проявляются они обычно в детстве. Тем не менее, не все развивают их. Причины тому разные: отсутствие возможностей, первые ошибки на пути к достижению успехов в том или ином деле и т.д. Трудно заметить талант, который остался на стадии развития.
    Я считаю, что настоящим талантом можно назвать те способности, которые человек осознал и над которыми работает. В таком случае они становятся его особенностью, во многом определяют личность. Разве можно уверенно назвать талантом способность к музыке, писательскому труду или другим видам искусства, если человек сам пренебрегает ею? Нераскрытая способность остается задатком, который может превратиться во что-то большее или остаться на этой стадии. Талант можно сравнить с бутоном цветка: в благоприятных условиях он распустится, в неблагоприятных – завянет.
    Примеры талантливых людей нетрудно найти в литературе, стоит лишь повнимательней присмотреться к героям произведений. В комедии А. Островского «Лес» читатель знакомится с актерами комиком и трагиком. Фамилии у этих людей соответствующие – Счастливцев и Несчастливцев. Это бродячие артисты, за душой у которых ни гроша. Случайно они попадают в имение Раисы Павловны Гуржимской. Хитрые мужчины решают воспользоваться ситуацией и выдают себя за офицера в отставке и его лакея.

  2. Рисование воспитывает во мне усидчивость и когда мой рисунок получается с каждым разом все лучше и лучше, то мне это занятие нравится еще больше. Поэтому я с удовольствием такой свой талант превратила в хобби. Мне кажется, что у каждого человека должно быть такое занятие, которое ему нравится и которое делает его лучше.
    Сейчас я учусь рисовать портреты, потом показываю их своим друзьям, маме и им они очень нравятся. Это меня, конечно же, радует. Я надеюсь в будущем связать свою профессию именно с таким хобби. И надеюсь, что когда-то это будет приносить и другим людям радость.
    Иногда, когда моей подруге грустно, то я для нее рисую веселые картинки, и это повышает ее настроение, да и мне становится на душе теплее.
    А еще последнее время я заметила, что у меня хорошо получается учить стихотворения. Я не знаю, можно ли это назвать талантом или способностью, но мне нравится читать на память длинные и красивые стихотворения, которые когда-то поэты посвящали своим избранницам или спутникам, каким-то насущным проблемам. Возможно, у меня не получается делать это с должным выражением, но я стараюсь. Это очень хорошо помогает в школе. И когда нам задают выучить какое-то стихотворение, то я не расстраиваюсь как другие, потому что мне не тяжело. Мне достаточно прочитать его несколько раз и я практически запомнила стихотворения. К тому же это хорошо сказывается на моей памяти. Я запоминаю то, что мне говорят, то, что я читаю. Поэтому такое хобби, как изучение стихотворений, мне кажется, очень полезное и правильное.
    У меня иногда получается писать и свои стихотворения, хотя я не очень дружу с рифмой. Но я пока никому их не показывала. Это слишком лично. Может быть, когда у меня это будет лучше получаться, то кто-то узнает и об этом моем увлечении.
    А вот что категорически у меня не получается, так это танцевать. Я, конечно, пытаюсь, потому что в школе проходит очень много мероприятий, которые этого требуют. Но на публике я просто теряюсь. Однажды нам с моим классом нужно было спеть перед другими учениками песню на концерте, и тогда на сцене я увидела, сколько людей на меня смотрят и у меня просто от волнения пропал голос. Я не представляю, как артисты справляются со своими переживаниями и не боятся снова и снова выступать на публике. Это очень тяжело, поскольку у каждого человека свое мнение, свои предпочтения и не всегда они могут совпадать с тем, что ты хочешь показать на сцене. Отсюда появляется не совсем приятная критика, которая может навсегда загубить талант человека. Конечно же, к критики нужно относиться разумно, потому что она не всегда может быть объективной. И хоть подруги говорят, что у меня неплохо получается петь, но я все равно никогда не смогу выступать на публике. Для меня лучше и спокойнее рисовать или учить стихотворения. Особенно приятно рисовать того человека, который не замечает этого, а потом показывать ему рисунок и видеть приятное удивление на лице. Поэтому, я считаю, что одна из самых лучших способностей людей – это приносить радость другим. Это может быть что угодно, но когда ты видишь одобрение со стороны друзей, одноклассников, родителей, то ты понимаешь, что все делаешь правильно.

  3. В рассказе Б. Кремнева читатель имеет возможность раз­делить переживания, которые рождает игра Бетховена. Это сильные, захватывающие эмоции. Аккорды «подобны во­плям ужаса», аккомпанемент «бурный и свет­лый, как журчанье весенних потоков», музыка вызывает «радость и счастье».
    Талант будущего великого композитора неудержимо рвался наружу, и это не мог не увидеть Моцарт.
    Действительно, талантливая игра пианиста, композито­ра, актёра способна не только разбудить потрясающие по силе чувства, но и дать возможность понять, сколько сил, вдохновения и труда в неё вложено.
    Вариант 3
    В моём понимании талант — это набор способностей, по­лученный человеком от природы. Работы талантливых людей впечатляют, заставляют переживать очень сильные эмоции.
    Например, умение Бетховена создавать прекрасную му­зыку, способную впечатлять слушателя, описано в рассказе Б. Кремнева. «Грозные аккорды» во время исполнения сменяются «неукротимым, как вырвавшееся на свободу пламя, пассажем». Игра Бетховена спо­собна заставить воображение нарисовать сильные и яркие образы: «свет пронзил тьму».
    Автор очень образно и точно передал впечатления, кото­рые может вызывать музыка действительно талантливого человека.
    На самом деле, талант — уникальный дар!
    Вариант 4
    Талант — это особый, редкий дар, данный человеку свыше. И если у человека он есть, то рано или поздно обя­зательно проявится.
    В рассказе Б. Кремнева Бетховен показан не известным композитором, а начинающим молодым пианистом, при­шедшим на прослушивание к великому Моцарту. Волнение, растерянность и робость отняли все душевные силы, поэто­му игра на клавире, он сам это понимал, была механической. А вот тема, предложенная для импровиза­ции, будто пробудила все чувства. Вопли ужаса и тишина, радость и счастье, свет и тепло — всё это зазвучало, забур­лило, сложилось в звучащей музыке.
    Талант будущего великого композитора неудержимо рвался наружу, и это не мог не увидеть Моцарт.
    Примером великого таланта, который не мог не реализо­ваться, может служит полководческий дар А. Суворова. Пройдя непростой путь от рядового до генералиссимуса, он вписал своё имя в героическую историю России.
    По-моему, истинный талант человека, как родник, не­пременно найдёт выход, и его всегда заметят окружающие.
    Вариант 5
    Талант — это выдающиеся способности в какой-то опре­делённой области. И человек, которому дан этот дар, обязательно будет преодолевать все преграды, чтобы показать его миру.

  4. Что такое талант?
    Подготовка к ЕГЭ 2017.
    Сочинение по тексту Т.Ломбиной «Машенька была одаренным ребенком».
    Работа ученицы 10 класса ГБОУ СОШ с.Р.Борковка Подгорной Анастасии.
    Талант мужает через сопротивление –
    гибнет через насилие.
    Б.Андреев
    Что такое талант? Только лишь врожденная склонность к чему-либо? Или, быть может, талант тоже требует немалого количества труда и упорства? Определенно, любой талантливый человек должен развиваться, учиться, совершенствоваться, чтобы добиться больших успехов.
    В данном тексте Т.Ломбиной поднимается проблема таланта. Автор рассказывает об одаренной девочке Маше, занимающейся скрипкой. У Машеньки были отличные музыкальные способности, учителя были ею довольны. Но когда девочка приходила домой и начинала играть на скрипке, ненавистный сосед с верхнего этажа принимался стучать по батарее, сбивая Машу с ритма. Девочке требовалось больше времени для занятий, а из-за соседа она не могла заниматься дома. Маша настолько сильно переживала по этому поводу, что врачи на целый год запретили ей играть на скрипке. А потом, когда бабушка Маши устроилась работать вахтером в научный институт, девочка стала приходить заниматься в его огромный вестибюль. Дела у Маши наладились.
    В выпускном классе, незадолго до своего концерта, Машенька решилась дома сыграть мелодию, которую она так долго готовила. Как только девочка окончила игру, пришёл тот самый сосед, но на этот раз он пришёл не ради ссоры, а для того, чтобы поблагодарить Машеньку за удивительно красивую мелодию. Игра Маши сумела растопить лед в сердце мужчины.
    Автор хочет сказать нам, что нельзя никому позволять зарывать свой талант в землю, несмотря на то, как сильно люди пытаются вам помешать.
    Я согласна с позицией автора. Если вам посчастливилось иметь какой-либо талант, нужно непременно развивать его, преодолевая возникающие трудности.
    В произведении А.И.Куприна «Тапер» мальчик, музыкант-самоучка Юрий Азгаров, – настоящий талант. Его прекрасная игра на пианино восхищала всех присутствующих. Он был не по-детски   серьезным и самоуверенным, возможно, самолюбивым, но главное – удивительно талантливым. Этот мальчик так виртуозно управлял инструментом, что его талант не остался без внимания. Юру заметил великий пианист того времени – Антон Григорьевич Рубинштейн.
    По-настоящему талантливым людям всегда приходилось тяжело. Их высмеивают, не понимают, иногда им приходится выслушивать самую жесткую критику в свой адрес. Но только на самом деле сильные люди, способные преодолеть эти препятствия, добиваются успеха. Одним из таких людей был К. Брюллов – выдающийся русский художник, перебравшийся в Италию. Там, среди работ великих итальянских художников, он пытался обрести славу. Начиная работу над своей известной картиной «Последний день Помпеи», Брюллов слышал многочисленные насмешки над собой. Итальянские художники, видя то, на какую масштабную работу нацелился Брюллов, говорили: «Маленький русский должен писать маленькие картины». Но Карл не обижался на подобные высказывания, напротив, они заставляли художника упорнее идти к своей цели. Спустя долгие шесть лет русский художник закончил картину, прославившую его на весь мир.
    Таким образом, текст Т.Ломбиной помогает мне отыскать ответы на поставленные вопросы, а аргументы, взятые из литературы, позволяют наглядно убедиться в том, что талант – это не только способности, но и сила характера, тяжелый труд и безграничное упорство.

  5. Взять, к примеру, известных личностей, которые сделали свою карьеру благодаря таланту и упорному труду. Они развивали свое увлечение и позже, это становилось занятием всей жизни, за которое они получали достойное вознаграждение. На наглядном примере можно увидеть, насколько важна работа над собой и то, какой результат она может дать.
    Каждый человек нуждается в выражении своей личности, этот процесс каждый реализовывает по-разному, но самый верный способ – через талант. Эта данность украшает всех людей и делает их непохожими на других.
    Многие родители не замечают у своего чада таланта к чему-либо, что в будущем может негативно на нем отразиться. Хочется пожелать всем мамам внимательнее относиться к своим детям, помогать им и наставлять на верный путь и тогда ваш ребенок станет по-настоящему счастливым.

    Сочинение рассуждение про Талант. Что это такое

    Что же такое талант? Некоторые склонны полагать, что это определённый дар свыше, дар, данный избранным. Но если рассуждать логически талантом окажется некая абстракция, о наличии которой можно и не догадываться,  хотя определённо она есть у каждого. Для начала нужно сказать о том, что  основа всему закладывается в желании, стремлении научиться, а уже потом, когда ты хотел, стремился и делал, появляется результат и, видя кого-то, у кого-то получается лучше, некоторые ошибочно называют это талантом.
    Да у тебя талант, восторженно ратует мама одной девочки, видя как та, красочно и старательно выводит портрет куклы, но мама и подумать не может над тем, что это просто желание девочки нарисовать куклу, она захотела и нарисовала, а раз захотела, значит рисовала с желанием, поэтому и вышло красиво, но это ещё не талант в чистом виде, это начало, которое необходимо разглядеть родителям и начать развивать ребенка. Пока ребёнок маленький он неосознанно стремится все испробовать, для раскрытия таланта необходимо заметить то, к чему он постоянно тянется, то, что лучше получается. Поддерживать его в каждом начинании, хвалить, дабы не допустить появления смущения и нежелания продолжать. Зачастую нерешительность приводит к сомнениям, а сомнения в свою очередь очень негативно сказываются на всех этапах развития таланта. Поэтому в современном мире скорее пробивается тот, кто имеет напор и решительность, как говорил Габриэль Лауб ” у него есть талант продавать талант, которого у него нет”.
    Желание получить результат и больше результат материальный превалирует над желанием развития таланта, недооцененный массами художник перестаёт рисовать и тем самым, как говорят в народе, “зарывает свой талант в землю”. Менталитет многих из нас нацелен на быстрый результат, мы хотим похвалу, признание не прикладывая никаких усилий и если признания нет, то быстро разочаровываемся, теряем всякий интерес работать. Так вот, для начала нужно осознание, что только при помощи уверенности и работы можно добиться того результата, который может скрываться под философским понятием талант.
    ЕГЭ, ОГЭ, 15.3, 9, 11 класс

  6. Содержание
    Введение
    1 Способности
    1.1 Понятие о способностях
    1.2 Классификация способностей
    1.3 Способности и задатки
    2 Одаренность
    2.1 Понятие одаренности
    2.2 Влияние социальной среды на одаренность
    2.3 Технология работы с одаренными детьми
    3 Талант
    Заключение
    Библиография
    Введение
    Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.
    Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
    При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) — выдающееся врожденное качество, особые природные способности.
    Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.
    Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
    В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности. [5, 7]
    1 Способности
    1.1 Понятие о способностях
    В самом общем виде способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться. [3]
    Способности (как и человека в целом) изучают различные науки — философия, социология, медицина и др. Но, ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.
    1.2 Классификация способностей
    В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков).
    Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
    1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения (типа условно-рефлекторных связей);
    2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
    а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;
    б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
    в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) талантом;
    г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т.д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д. [3]
    1.3 Способности и задатки
    В науке четко разделяют понятия «задатки» и «способности».
    Подавляющее большинство психологов считает, что задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известны случаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом, возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.
    Однако некоторые из ученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные). [2]
    Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.
    В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций. [5]
    2 Одаренность
    2.1 Понятие одаренности
    Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. [6]
    Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
    Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).
    Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются «ключевыми», ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.
    Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.
    Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.
    Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения — психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
    2.2 Влияние социальной среды на одаренность
    Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
    Очень важным условием развития одаренности является семья, а именно:
    — структура и эмоциональный климат семьи;
    — стили детско-родительских отношений;
    — отношение родителей к детской одаренности.
    Более детально изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развития одаренной личности. Важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.
    Типы отношений:
    — отрицательное;
    — игнорирующее;
    — положительное;
    — гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся возможностей).
    2.3 Технология работы с одаренными детьми
    Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.
    Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.
    У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.
    Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
    Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества.
    Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно сделать его ниже посредственности.
    3 Талант
    Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».
    Талант — высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего — способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
    В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
    Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 — 40 лет; в поэзии в 24 — 30 и т.д. [6]
    Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.
    Заключение
    Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.
    Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
    Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых «детях-маугли», которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.
    Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков — наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.
    Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.
    При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.
    В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
    Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

    Библиография

    1. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1960.
    2. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2005.
    3. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Издательство «Центр» 2002.
    4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Издательский дом «Питер» 2002.
    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. 2. – М.: Педагогика, 1989.
    6. Словарь практического психолога. С. Ю. Головин. 1998.
    7. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 1. – М.: Просвещение, 1985.

  7. По моему мнению, каждый человек особенный, и у каждого есть свой талант. Кто-то умеет красиво рисовать или танцевать, кто петь или писать статьи, а есть и такие, что имеют способность к всему сразу.
    И некоторые люди думают, что у них нет никакого таланта и стесняются этого, но мне кажется, что они просто не прилагают усилий для того, чтобы раскрыть его в себе, ведь для этого надо всегда пробовать что-то новое и ты непременно найдешь то, к чему имеешь незаурядные склонности.
    Что же касается меня, то я имею талант к рисованию. Как и все дети, с детства я рисовала не совсем понятные рисунки, но моя мама всегда оценивала мои произведения и даже развешивала их по квартире. Конечно же, лучшим подарком, который я могла кому-то вручить был мой рисунок. Все мои родные всегда хвалили меня, и это вдохновляло меня рисовать все больше и развивать этот талант. Я начала читать разные книги, в которых писалось как надо делать эскизы или как правильно нарисовать тень. Потом мама отдала меня в художественную школу, которую я посещаю и сейчас, и там я познакомилась с многими такими же детьми, которые были увлечены рисованием. А лучшим подарком на мой День рождения было полотно для рисования и новые краски. С течением времени я научилась рисовать пейзажи, натюрморты и портреты. Это стало моим настоящим хобби, и я с удовольствием беру в руки карандаш и начинаю что-то рисовать, это также помогает мне сконцентрироваться и улучшить настроение. Также мне очень приятно, когда друзья и родные говорят, что им очень нравятся мои рисунки.
    Я надеюсь, что мой талант принесет мне в будущем признание, или это станет частью моей работы, ведь нет лучшей работы, чем та, на которую ты идешь с удовольствием. Следовательно, нужно всегда верить в себя и свои таланты, и вы будете самым счастливым человеком на свете.

  8. Чрезвычайно интересный вопрос!
    Я склонен полагать, что да.
    Этот вопрос, по сути, можно свести к старой дилемме – социогенетизм или биогенетизм?
    Что обусловливает наш жизненный путь, развитие наших талантов/способносте­й в большей мере – окружающий социум и среда, воспитание/самовоспи­тание, комплекс самовоспитательных практик и воздействий, или же наша конституционально-ге­нетическая составляющая, наша биологическая и организмическая природа?
    Наверное, если отвечать диалектически, искать в этом золотую середину, то скажем, что играют роль оба фактора – и наследственность и природа, и в то же время наши самовоспитательные воздействия и практики.
    С другой стороны, я всегда делаю акцент именно на факторе нашего личностного выбора, на факторе нашей свободы воли.
    Наша природа – это внутренняя среда. В то время как общество, различные обстоятельства жизни – это среда внешняя.
    У человека могут быть одновременно великолепные внутренние данные (природа) и великолепные внешние обстоятельства жизни (социум, микросоциум, жизненные обстоятельства). И при этом – человек может загубить свой талант, не развивая его.
    В то же время, человек средних способностей может быть настолько замотивирован, настолько склонен к самодисциплине, настолько гореть желанием своего возрастания, что может превзойти того, у кого были благоприятные условия жизни и благоприятные предрасположенности в смысле дарований. По той причине, что природа – это всего лишь потенция, возможность. В то время как раскрытие таланта, его развитие и реализация – это акция, действительность.
    В этом отношении человеческий талант, задатки к таланту, природные предрасположенности, узел исходных данных, могущих повлиять на судьбу, можно сравнить с плавсредством.
    У кого-то изначально от природы может быть такое хорошее плавсредство, с такими колоссальными возможностями развития – аж рафтингом заниматься можно!
    А у другого человека – всего лишь плотик. Но на этом плотике он может переплыть целый океан. Ведь не всё решает плавсредство. Плавсредством нужно уметь ещё и управлять.
    Если не уметь управлять плавсредством, предназначенным для рафтинга, то ничего и не получится. Можно даже изничтожить это плавсредство при неумелом управлении. Так же точно можно и талант свой загубить.
    А с другой стороны, если человек умеет управлять плотиком, и грамотно и умело распорядиться имеющимися ресурсами – он сможет переплыть на этом плотике даже океан.
    Поэтому, весьма многое зависит от того, сможет ли человек этим даром и этими способностями именно распорядиться – сможет ли он ими управить.

  9. Каждый появившийся на свет человек – это загадка, тайна, это вечный двигатель, нуждающийся в первом заводе, и гигантский нераскрытый потенциал. Обидно, если в конце жизни про кого-то из нас можно будет сказать то же самое.
    Талант – это сила, приводящая в движение творческие, интеллектуальные или физические способности человека, волшебная пружинка, заставляющая работать и не чувствовать усталости, получать удовольствие от процесса, результат которого может не принести выгоды, а ещё от того, чего многие не способны понять и оценить, от открытия чего-то нового в себе или в мире вокруг себя, от развития, от процесса создания и ощущения себя настоящим творцом.
    Родители, развивающие способности своих детей и прививающие им трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое до конца, желание совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом, дарят своим наследникам дополнительный смысл их земного существования. Возможно, талант и является тем глубоким смыслом, который есть в жизни таких высокоинтеллектуальн­ых живых существ, как мы с вами. Развивая свои способности, мы начинаем понимать, что от нас в этой жизни очень многое зависит. Мы можем влиять на других, на их настроение и здоровье, создавать новую реальность, которая до поры есть только в нашем представлении, реализовывать себя как личность и даже, как считают многие, общаться с высшими силами. Талант – это дар.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *