Сочинение на тему сравнение катерины измайловой и катерины кабановой

18 вариантов

  1. В чем главное сходство женщин? Конечно же в том, что обе они решились на измену мужу. Однако если Катерина Кабанова сразу же покаялась в грехопадении, то в голове Измайловой даже не было таких «глупостей». Женщиной настолько овладела страсть, что та убила собственного свекра, мужа и племянника. И все это ради того, чтобы быть с Сергеем. Она не понимала, что приказчик использует ее в меркантильных целях.
    В этом тоже большое отличие между женщинами. Катерину из «Грозы» любил и муж, и любовник Борис. Она была чиста и душой и действиями. Многие часы она проводила в молитвах и на самом деле раскаялась в содеянном перед Богом и перед мужем. Исповедь стала для девушки роковой. После издевательских слов свекрови и бездействия супруга, девушка все чаще задумывается о смерти.
    Измайлова не раскаивается ни в измене, ни в убийствах. Ее не мучает совесть и она не переживает за будущее. Даже когда ее и Сергея арестовали, женщина все свои последние деньги потратила на то, чтобы подкупить конвоиров и ее пускали к возлюбленному. Она жила страстью, и эта страсть порождало огромное плотское желание. Измайлова до конца наслаждалась «запретным плодом». И если бы Сергей по-настоящему любил ее, она бы прожила долгую жизнь, а не последовала за сброшенной соперницей в воду.
    В этом сходство судьбы обеих героинь. И Кабанова, и Измайлова утонули. Кабанову преследовал страх и стыд. Она не могла смотреть мужу в глаза, и ее сердце разрывалось от этого на части. Но еще больше женщина страдала от того, что не может быть больше с Борисом. Это была настоящая, чистая и взаимная любовь.
    Катерина Львовна же не могла пережить предательство Сергея. Он больше не приходил к ней и проявлял интерес к молодой Сонетке. Она сбросила ее в воду, но и сама кинулась следом. Женщина не была любима, не была желанна, поэтому ей не хотелось больше жить. Перед смертью, в набежавших волнах ей стали мерещиться свекор с супругом и Федя. Возможно в этот момент, женщина раскаялась в их циничных убийствах. Она была наказана сполна. Но если бы ей в тот момент предложили прожить жизнь заново и изменить судьбу, она бы ни за что не согласилась. Ведь страсть, которую пережила Измайлова с Сергеем, и была смыслом ее существования.

  2. Страница: [ 1 ] 2
    Но многих, захлебнувшихся любовью,
    Не докричишься, сколько ни зови.
    Им счет ведут молва и пустословье.
    Но этот счет замешен на крови.
    А мы поставим свечи в изголовье
    Погибших от невиданной любви.
    В. С. Высоцкий
    «Гроза» А. Н. Островского. «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с автором «Грозы». Да, по-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь, по-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Катерина Петровна Кабанова. Молодая невестка в семье Кабановых стала изгоем, камнем преткновения для свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке лишь женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее влияние на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое отношение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную проблему отцов и детей, взаимодействие поколений. Вполне естественно, что молодая женщина ищет любви и понимания вне семьи, где она не может проявить искренних чувств, где она бесправна и безгласна, где попрано ее человеческое достоинство.
    И она, как ей кажется, находит эту любовь и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким же, как и ее безмолвный муж Тихон, только «образованный». Во время отлучки Тихона она тайно встречается с Борисом. Но она не может лгать мужу, глядя ему в глаза. Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и она при всех во всем сознается мужу. Под грузом укоров свекрови и собственной души она не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет в доме свекрови. Катерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но как грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой была Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации не было. Нам отрадно видеть освобождение Катерины – хоть через смерть, если нельзя иначе.
    Главной героиней очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» тоже является молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муж, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в большом богатом доме. И вот появляется Сергей, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена, ее увлечение быстро переходит в страсть. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается кровавая, страшная череда убийств ради любви: сначала Катерина Львовна убивает свекра, узнавшего про ее роман с Сергеем; затем, уже вместе с Сергеем, своего мужа, а потом малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить ее права на наследство. На третьем злодейском убийстве Сергей и Катерина пойманы. Публичная порка плетьми – и Катерина Львовна с Сергеем сосланы в Сибирь. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине Львовне, как только та перестает быть богатой и влиятельной купчихой.
    Он увлечен другой женщиной, ухаживает за ней на глазах у Катерины Львовны и смеется над ее любовью. Финальный аккорд так же страшен, как и все повествование, — Катерина убивает свою соперницу, Сонетку, и умирает сама, бросившись в холодные волны реки. Так заканчивает Лесков это произведение, напоминающее по накалу страстей шекспировские трагедии.
    Нужно отметить, что у главных героинь этих произведений, Катерины Петровны и Катерины Львовны, много общего. Так, обе они из купеческой среды, из купеческих семей, замуж вышли без любви, у обеих нет детей. (Правда, Катерина Львовна рожает ребенка в тюремной больнице, но тут же от него отказывается: «Не надо его мне совсем».) В доме царит скука, от которой «весело даже удавиться». Вполне естественно, что решительные, свободолюбивые женщины стремятся к любви как к освобождению из-под домашнего гнета. Они находят ее. Но после этого каждая героиня ведет себя по-своему, сообразно той морали, тем духовным и психологическим установкам, которые в них заложены. Именно в этом и проявляются главные их отличия.
    Катерину Петровну любовь и стремление к счастью возвышают, она становится над своей средой, возвышается над «темным царством». Любовь, однажды познанное счастье, делают невыносимым дальнейшее пребывание во власти прежних ценностей. Она набожна, ей не свойственны жестокость и деспотизм. Для нее, незлобивой, благородной, с живой душой и трепетным сердцем, остается одно – броситься в Волгу.
    Катерина Львовна же – плоть от плоти «темного царства». Любовь к Сергею пробуждает в ней отнюдь не возвышенные чувства, а низменные инстинкты, порочные страсти. Катерина Измайлова – волевая, сильная, решительная женщина, но ей чужды мечтательность, романтичность, богобоязненность Катерины Кабановой. Она готова продать душу дьяволу, совершить цепь страшных преступлений, лишь бы ее возлюбленный был с ней. Она согласна перенести все испытания судьбы (и наказание плетьми, и каторгу) ради своей любви, своей темной страсти. Единственное, что не может вынести она, — это унижение, попрание ее человеческого достоинства, издевательства возлюбленного, его измены. И месть ее страшна: смерть в водовороте без единого звука или стона вместе с соперницей. Она умирает, но умирает несломленная, непокоренная, по-прежнему оставаясь личностью. По силе воздействия на читателей образ Катерины Измайловой достигает в очерке Лескова трагической высоты.
    Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, который ее любит всей душой, изменяет с человеком, который ее не стоит. И она наказана – она наказывает себя сама, простившись с жизнью.
    Преступления, совершенные Катериной Измайловой, более ужасны: измена, убийства. Но она также наказана: она потеряла все. Потеряно и богатство, и семья, она публично избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге она брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради другой женщины. Но уходит из жизни она, не раскаявшись, не повинившись. Она умирает так же, как и жила: совершает двойное преступление – убийство и самоубийство.
    Судьбы двух женщин, сила их личностей не могут оставить читателей равнодушными, не могут не вызвать удивления и восхищения перед силой их грешной любви.
    В этом «темном царстве» все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови.
    Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: «Мне жалко его очень». Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга («как бы я тебя любила»), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: «Не разберу я тебя, Катя!» Да уж куда ему «разобрать» ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: «Я не понимаю, что ты говоришь».
    В «темном царстве» нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: «Вы еесовсем загубить хотите».
    Страница: [ 1 ] 2

  3. «Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда» два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини — обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви. Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Также по купеческой традиции в их домах царит домостроевский порядок. У обеих нет детей. В характере у обеих Катерин прослеживается пылкость, страстность, любовь приводит их в самозабвение, они обе решились на грех. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку.
    Но также у героинь есть немало различий. Так с греческого, имя Екатерина означает «чистая, непорочная». Это определение полностью характеризует Екатерину Кабанову, она «луч света в темном царстве» города Калинова, её образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным. По отношению к Екатерине Измайловой эта характеристика верна только в начале очерка, её образ динамичен, он развивается, или даже скорее деградирует по ходу повести. Если разбирать отчество и фамилию Измайловой, то вот что выходит: Екатерина — «непорочная», Львовна — «звериное, дикое», Измайлова — от этой фамилии исходит что-то чужеземное, неродное.
    Обе героини решились на измену мужу, но если Катерина Кабанова винит себя и карает себя за это, считает, что совершила что-то ужасное, то Катерина Измайлова относится к этому спокойно и готова следовать в пучину за своим грехом.
    И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Кабанова страстна, готова ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня кончает жизнь самоубийством — она бросается в Волгу.
    Екатерина Кабанова, чтобы сохранить свою любовь, не подчиниться Кабанихе идет на отчаянный шаг — самоубийство. В этот момент она чиста, она смывает свой грех в воде.
    Екатерина Измайлова ради своей любви решается на убийство трех человек, в том числе собственного мужа и маленького, ни в чем невиноватого мальчика. В ней как-будто просыпается зверь, она готова на все, ради того, чтобы быть со своим любовником. Так, это хорошо видно в финальной сцене, где Измайлова бросается со своей соперницей в реку.
    Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

  4. Но многих, захлебнувшихся любовью,
    Не докричишься, сколько ни зови.
    Им счет ведут молва и пустословье.
    Но этот счет замешен на крови.
    А мы поставим свечи в изголовье
    Погибших от невиданной любви.
    В. С. Высоцкий
    «Гроза» А. Н. Островского. «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с автором «Грозы». Да, по-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь, по-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Катерина Петровна Кабанова. Молодая невестка в семье Кабановых стала изгоем, камнем преткновения для свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке лишь женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее влияние на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое отношение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную проблему отцов и детей, взаимодействие поколений. Вполне естественно, что молодая женщина ищет любви и понимания вне семьи, где она не может проявить искренних чувств, где она бесправна и безгласна, где попрано ее человеческое достоинство.
    И она, как ей кажется, находит эту любовь и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким же, как и ее безмолвный муж Тихон, только «образованный». Во время отлучки Тихона она тайно встречается с Борисом. Но она не может лгать мужу, глядя ему в глаза. Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и она при всех во всем сознается мужу. Под грузом укоров свекрови и собственной души она не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет в доме свекрови. Катерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но как грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой была Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации не было. Нам отрадно видеть освобождение Катерины – хоть через смерть, если нельзя иначе.
    Главной героиней очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» тоже является молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муж, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в большом богатом доме. И вот появляется Сергей, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена, ее увлечение быстро переходит в страсть. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается кровавая, страшная череда убийств ради любви: сначала Катерина Львовна убивает свекра, узнавшего про ее роман с Сергеем; затем, уже вместе с Сергеем, своего мужа, а потом малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить ее права на наследство. На третьем злодейском убийстве Сергей и Катерина пойманы. Публичная порка плетьми – и Катерина Львовна с Сергеем сосланы в Сибирь. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине Львовне, как только та перестает быть богатой и влиятельной купчихой.
    Он увлечен другой женщиной, ухаживает за ней на глазах у Катерины Львовны и смеется над ее любовью. Финальный аккорд так же страшен, как и все повествование, — Катерина убивает свою соперницу, Сонетку, и умирает сама, бросившись в холодные волны реки. Так заканчивает Лесков это произведение, напоминающее по накалу страстей шекспировские трагедии.
    Нужно отметить, что у главных героинь этих произведений, Катерины Петровны и Катерины Львовны, много общего. Так, обе они из купеческой среды, из купеческих семей, замуж вышли без любви, у обеих нет детей. (Правда, Катерина Львовна рожает ребенка в тюремной больнице, но тут же от него отказывается: «Не надо его мне совсем».) В доме царит скука, от которой «весело даже удавиться». Вполне естественно, что решительные, свободолюбивые женщины стремятся к любви как к освобождению из-под домашнего гнета. Они находят ее. Но после этого каждая героиня ведет себя по-своему, сообразно той морали, тем духовным и психологическим установкам, которые в них заложены. Именно в этом и проявляются главные их отличия.
    Катерину Петровну любовь и стремление к счастью возвышают, она становится над своей средой, возвышается над «темным царством». Любовь, однажды познанное счастье, делают невыносимым дальнейшее пребывание во власти прежних ценностей. Она набожна, ей не свойственны жестокость и деспотизм. Для нее, незлобивой, благородной, с живой душой и трепетным сердцем, остается одно – броситься в Волгу.
    Катерина Львовна же – плоть от плоти «темного царства». Любовь к Сергею пробуждает в ней отнюдь не возвышенные чувства, а низменные инстинкты, порочные страсти. Катерина Измайлова – волевая, сильная, решительная женщина, но ей чужды мечтательность, романтичность, богобоязненность Катерины Кабановой. Она готова продать душу дьяволу, совершить цепь страшных преступлений, лишь бы ее возлюбленный был с ней. Она согласна перенести все испытания судьбы (и наказание плетьми, и каторгу) ради своей любви, своей темной страсти. Единственное, что не может вынести она, — это унижение, попрание ее человеческого достоинства, издевательства возлюбленного, его измены. И месть ее страшна: смерть в водовороте без единого звука или стона вместе с соперницей. Она умирает, но умирает несломленная, непокоренная, по-прежнему оставаясь личностью. По силе воздействия на читателей образ Катерины Измайловой достигает в очерке Лескова трагической высоты.
    Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, который ее любит всей душой, изменяет с человеком, который ее не стоит. И она наказана – она наказывает себя сама, простившись с жизнью.
    Преступления, совершенные Катериной Измайловой, более ужасны: измена, убийства. Но она также наказана: она потеряла все. Потеряно и богатство, и семья, она публично избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге она брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради другой женщины. Но уходит из жизни она, не раскаявшись, не повинившись. Она умирает так же, как и жила: совершает двойное преступление – убийство и самоубийство.
    Судьбы двух женщин, сила их личностей не могут оставить читателей равнодушными, не могут не вызвать удивления и восхищения перед силой их грешной любви.
    В этом «темном царстве» все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови.
    Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: «Мне жалко его очень». Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга («как бы я тебя любила»), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: «Не разберу я тебя, Катя!» Да уж куда ему «разобрать» ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: «Я не понимаю, что ты говоришь».
    В «темном царстве» нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: «Вы ее совсем загубить хотите». На последнем свидании он говорит Катерине: «Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой», — ведь при первой встрече женщина сказала ему: «Загубил, загубил, загубил».
    Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу «лишь бы все было шито да крыто», не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести.
    В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что «только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!» Одна из проблем Катерины в том, что «обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может». Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
    В переводе с греческого имя Екатерина означает «всегда чистая», и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

  5. 5
    Текст добавил: Лилия Шкляева

    Пьеса Островского «Гроза» и очерк Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» очень интересные произведения, ведь в каждом из них затрагиваются те проблемы и конфликты, которые актуальны и по сей день. Этим как раз и интересны эти произведения современному читателю. Стоит отметить, что главные героини обоих произведений имеют не только одинаковые имена, Катерина, но и судьбы девушек тоже схожи.
    Чтобы разобраться в судьбах героинь и углубиться в их души и сердца нужно сопоставить героинь, сравнив их жизни, социальный статус, характеры, нравы, мировоззрения. Тогда перед нами откроется мир каждой из Катерин.
    Первое сходство Катерины Измайловой и Катерины Кабановой – это то, что они обе были замужем, и не просто замужем, они являлись молодыми супругами, выданными замуж не по любви. Так ка обе героини были родом из купеческих семей, то финансовых затруднений они не испытывали. А в их прошлом остались светлые, добрые, яркие и счастливые детство и отрочество в родном доме, среди близких и верных людей.
    Обе Катерины не имели детей. А в характере каждой из них все читатели открыли для себя пылкость, чувственность, нежность, страстность и любовь. Обе героини делились своей любовью со всем, что их окружало, будь то люди или природа. Однако эта любовь обеих привела в самозабвение, и они решились на самый страшный грех – самоубийство. На этот шаг обе решились из-за страха, отчаяния и нелюбви к себе со стороны окружающих, именно поэтому Катерина Измайлова и Кабанова бросились в реку в расцвете своих лет.
    Однако и отличие между Катеринами вполне достаточно. К примеру, Кабанова Катерина полностью соответствует греческому переводу своего имени – «чистая, непорочная», как назвали ее многие критики «луч света в темном царстве», стоит отметить, что её образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным. Что же касается Катерины Измайловой, то «чистой» ее можно назвать лишь в начале очерка Лескова. Ее образ очень яркий и динамичный, он непрестанно меняется, однако, изменения эти происходят не в лучшую сторону. Екатерина – «непорочная», Львовна – «звериное, дикое», Измайлова – от этой фамилии, я думаю, исходит что-то чужеземное, неродное.
    Мы видим, что каждая из героинь решилась на измену мужу. Однако далеко не от счастливой и скучной жизни они пошли на это. Холодность со стороны мужей с подвигла девушек на неверный путь, который привел обеих к суициду. Измена мужу заставила Катерину Кабанову винить себя, она карает свою душу, потому уверена, что ее поступок ужасен и не имеет права на прощение. А в это время Катерина Измайлова относится к совершенному деянию абсолютно спокойно и без малейшего стыда и капли сомнения готова заплатить за свой грех.
    Я с уверенностью могу сказать, что именно в этом и заключается главное отличие двух героинь. Кабанова очень страстная и готова ради люби на все, как говорится «прыгнуть в омут с головой». Но при этом мы видим, что в душе этой Катерины есть твердые устои, можно сказать, законы, которые позволяют ей рассмотреть добро среди зла и наоборот. Именно поэтому наша героиня явственно осознает, что после совершенного «счастливого греха» ее ждет расплата за это. И в первую очередь она наказывает себя внутренне, ведь она была верующей, безумно любила Бога. Именно поэтому читатель наблюдает в течение нескольких действий внутренние терзания и мучения Катерины, а затем, не выдержав всепоглощающую муку, которую она испытывала, Катерина бросается в Волгу, чтобы покончить с мучениями раз и навсегда.
    А если говорить о Катерине Измайловой, то ради своего счастья и любви, ей пришлось решиться на убийство трех человек, в том числе и своего собственного мужа. В ней как будто просыпается,  что-то звериное, я думаю, об этом говорит ее отчество. И это нечеловеческое чувство помогает ей сделать все, ради своей любви, ради того, чтобы быть со своим любовником. Лучше всего это заметно в последней сцене очерка, где Катерина бросается в реку вместе со своей соперницей.
    Обе Катерины достойны внимания каждого читателя. Они имеют как сходные черты, так и множество отличий. Но напоследок хочу сказать, что Катерина Измайлова прожила свою жизнь, предаваясь страстям. А Катерина Кабанова думала о своей душе, ее волновали собственная нравственность и состояние души. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

  6. Но многих, захлебнувшихся любовью,
    Не докричишься, сколько ни зови.
    Им счет ведут молва и пустословье.
    Но этот счет замешен на крови.
    А мы поставим свечи в изголовье
    Погибших от невиданной любви.
    В. С. Высоцкий
    «Гроза» А. Н. Островского. «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини — обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с автором «Грозы». Да, по-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь, по-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Катерина Петровна Кабанова. Молодая невестка в семье Кабановых стала изгоем, камнем преткновения для свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке лишь женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее влияние на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое отношение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную проблему отцов и детей, взаимодействие поколений. Вполне естественно, что молодая женщина ищет любви и понимания вне семьи, где она не может проявить искренних чувств, где она бесправна и безгласна, где попрано ее человеческое достоинство.
    И она, как ей кажется, находит эту любовь и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким же, как и ее безмолвный муж Тихон, только «образованный». Во время отлучки Тихона она тайно встречается с Борисом. Но она не может лгать мужу, глядя ему в глаза. Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и она при всех во всем сознается мужу. Под грузом укоров свекрови и собственной души она не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет в доме свекрови. Катерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но как грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой была Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации не было. Нам отрадно видеть освобождение Катерины — хоть через смерть, если нельзя иначе.
    Главной героиней очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» тоже является молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муж, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в большом богатом доме. И вот появляется Сергей, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена, ее увлечение быстро переходит в страсть. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается кровавая, страшная череда убийств ради любви: сначала Катерина Львовна убивает свекра, узнавшего про ее роман с Сергеем; затем, уже вместе с Сергеем, своего мужа, а потом малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить ее права на наследство. На третьем злодейском убийстве Сергей и Катерина пойманы. Публичная порка плетьми — и Катерина Львовна с Сергеем сосланы в Сибирь. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине Львовне, как только та перестает быть богатой и влиятельной купчихой.
    купчихой.
    Он увлечен другой женщиной, ухаживает за ней на глазах у Катерины Львовны и смеется над ее любовью. Финальный аккорд так же страшен, как и все повествование, — Катерина убивает свою соперницу, Сонетку, и умирает сама, бросившись в холодные волны реки. Так заканчивает Лесков это произведение, напоминающее по накалу страстей шекспировские трагедии.
    Нужно отметить, что у главных героинь этих произведений, Катерины Петровны и Катерины Львовны, много общего. Так, обе они из купеческой среды, из купеческих семей, замуж вышли без любви, у обеих нет детей. (Правда, Катерина Львовна рожает ребенка в тюремной больнице, но тут же от него отказывается: «Не надо его мне совсем».) В доме царит скука, от которой «весело даже удавиться». Вполне естественно, что решительные, свободолюбивые женщины стремятся к любви как к освобождению из-под домашнего гнета. Они находят ее. Но после этого каждая героиня ведет себя по-своему, сообразно той морали, тем духовным и психологическим установкам, которые в них заложены. Именно в этом и проявляются главные их отличия.
    Катерину Петровну любовь и стремление к счастью возвышают, она становится над своей средой, возвышается над «темным царством». Любовь, однажды познанное счастье, делают невыносимым дальнейшее пребывание во власти прежних ценностей. Она набожна, ей не свойственны жестокость и деспотизм. Для нее, незлобивой, благородной, с живой душой и трепетным сердцем, остается одно — броситься в Волгу.
    Катерина Львовна же — плоть от плоти «темного царства». Любовь к Сергею пробуждает в ней отнюдь не возвышенные чувства, а низменные инстинкты, порочные страсти. Катерина Измайлова — волевая, сильная, решительная женщина, но ей чужды мечтательность, романтичность, богобоязненность Катерины Кабановой. Она готова продать душу дьяволу, совершить цепь страшных преступлений, лишь бы ее возлюбленный был с ней. Она согласна перенести все испытания судьбы (и наказание плетьми, и каторгу) ради своей любви, своей темной страсти. Единственное, что не может вынести она, — это унижение, попрание ее человеческого достоинства, издевательства возлюбленного, его измены. И месть ее страшна: смерть в водовороте без единого звука или стона вместе с соперницей. Она умирает, но умирает несломленная, непокоренная, по-прежнему оставаясь личностью. По силе воздействия на читателей образ Катерины Измайловой достигает в очерке Лескова трагической высоты.
    Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, который ее любит всей душой, изменяет с человеком, который ее не стоит. И она наказана — она наказывает себя сама, простившись с жизнью.
    Преступления, совершенные Катериной Измайловой, более ужасны: измена, убийства. Но она также наказана: она потеряла все. Потеряно и богатство, и семья, она публично избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге она брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради другой женщины. Но уходит из жизни она, не раскаявшись, не повинившись. Она умирает так же, как и жила: совершает двойное преступление — убийство и самоубийство.
    йное преступление — убийство и самоубийство.
    Судьбы двух женщин, сила их личностей не могут оставить читателей равнодушными, не могут не вызвать удивления и восхищения перед силой их грешной любви.
    В этом «темном царстве» все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови.
    Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: «Мне жалко его очень». Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга («как бы я тебя любила»), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: «Не разберу я тебя, Катя!» Да уж куда ему «разобрать» ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: «Я не понимаю, что ты говоришь».
    В «темном царстве» нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом… потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: «Вы ее совсем загубить хотите». На последнем свидании он говорит Катерине: «Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой», — ведь при первой встрече женщина сказала ему: «Загубил, загубил, загубил».
    Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу «лишь бы все было шито да крыто», не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести.
    Вкакой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что «только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!» Одна из проблем Катерины в том, что «обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может».
    какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что «только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!» Одна из проблем Катерины в том, что «обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может». Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
    В переводе с греческого имя Екатерина означает «всегда чистая», и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

  7. Хотя многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им пересчет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен получи крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших ото невиданной любви. В. С. Высоцкий «Гроза» А. Н. Островского.
    «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Сам-друг знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы взять хоть в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Пусть даже главные героини — обе Катерины. Очерк Лескова, правда-матка, можно считать своеобразной полемикой с автором «Грозы».
    Еще бы, по-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь, объединение-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сравнить героинь этих произведений. Катерина Петровна Кабанова.
    Новобрачная невестка в семье Кабановых стала изгоем, камнем преткновения для того свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке всего-навсе женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее полномочие на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое положение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную проблему отцов и детей, связь поколений.
    Вполне естественно, что молодая женщина ищет любви и понимания кроме семьи, где она не может проявить искренних чувств, идеже она бесправна и безгласна, где попрано ее человеческое качество. И она, как ей кажется, находит эту влечение и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким но, как и ее безмолвный муж Тихон, только «образованный». Умереть и не встать время отлучки Тихона она тайно встречается с Борисом.
    Же она не может лгать мужу, глядя ему в фары. Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и симпатия при всех во всем сознается мужу. Подина грузом укоров свекрови и собственной души она далеко не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет в доме свекрови.
    Екатерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но точно грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой-нибудь была Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации отнюдь не было. Нам отрадно видеть освобождение Катерины — например через смерть, если нельзя иначе.
    Главной героиней очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в свой черед является молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муженек, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей жалобно и одиноко в большом богатом доме. И вот появляется Серёжа, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена, ее одержимость быстро переходит в страсть.

  8. 8
    Текст добавил: Я гРуБ ты ФрУКт

    Но многих, захлебнувшихся любовью,
    Не докричишься, сколько ни зови.
    Им счет ведут молва и пустословье.
    Но этот счет замешен на крови.
    А мы поставим свечи в изголовье
    Погибших от невиданной любви.
    В. С. Высоцкий
    “Гроза” А. Н. Островского. “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини — обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с автором “Грозы”. Да, по-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь,
    по-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Катерина Петровна Кабанова. Молодая невестка в семье Кабановых стала изгоем, камнем преткновения для свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке лишь женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее влияние на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое отношение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную проблему отцов и детей, взаимодействие поколений. Вполне естественно, что молодая женщина ищет любви и понимания вне семьи, где она не может проявить искренних чувств, где она бесправна и безгласна, где попрано ее человеческое достоинство. И она, как ей кажется, находит эту любовь и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким же, как и ее безмолвный муж Тихон, только “образованный”. Во время отлучки Тихона она тайно встречается с Борисом. Но она не может лгать мужу, глядя ему в глаза. Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и она при всех во всем сознается мужу. Под грузом укоров свекрови и собственной души она не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет в доме свекрови. Катерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но как грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой была Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации не было. Нам отрадно видеть освобождение Катерины — хоть через смерть, если нельзя иначе.
    Главной героиней очерка Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” тоже является молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муж, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в большом богатом доме. И вот появляется Сергей, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена, ее увлечение быстро переходит в страсть. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается кровавая, страшная череда убийств ради любви: сначала Катерина Львовна убивает свекра, узнавшего про ее роман с Сергеем; затем, уже вместе с Сергеем, своего мужа, а потом малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить ее права на наследство. На третьем злодейском убийстве Сергей и Катерина пойманы. Публичная порка плетьми — и Катерина Львовна с Сергеем сосланы в Сибирь. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине Львовне, как только та перестает быть богатой и влиятельной купчихой. Он увлечен другой женщиной, ухаживает за ней на глазах у Катерины Львовны и смеется над ее любовью. Финальный аккорд так же страшен, как и все повествование, — Катерина убивает свою соперницу, Сонетку, и умирает сама, бросившись в холодные волны реки. Так заканчивает Лесков это произведение, напоминающее по накалу страстей шекспировские трагедии.
    Нужно отметить, что у главных героинь этих произведений, Катерины Петровны и Катерины Львовны, много общего. Так, обе они из купеческой среды, из купеческих семей, замуж вышли без любви, у обеих нет детей. (Правда, Катерина Львовна рожает ребенка в тюремной больнице, но тут же от него отказывается: “Не надо его мне совсем”.) В доме царит скука, от которой “весело даже удавиться”. Вполне естественно, что решительные, свободолюбивые женщины стремятся к любви как к освобождению из-под домашнего гнета. Они находят ее. Но после этого каждая героиня ведет себя по-своему, сообразно той морали, тем духовным и психологическим установкам, которые в них заложены. Именно в этом и проявляются главные их отличия.
    Катерину Петровну любовь и стремление к счастью возвышают, она становится над своей средой, возвышается над “темным царством”. Любовь, однажды познанное счастье, делают невыносимым дальнейшее пребывание во власти прежних ценностей. Она набожна, ей не свойственны жестокость и деспотизм. Для нее, незлобивой, благородной, с живой душой и трепетным сердцем, остается одно — броситься в Волгу.
    Катерина Львовна же — плоть от плоти “темного царства”. Любовь к Сергею пробуждает в ней отнюдь не возвышенные чувства, а низменные инстинкты, порочные страсти. Катерина Измайлова — волевая, сильная, решительная женщина, но ей чужды мечтательность, романтичность, богобоязненность Катерины Кабановой. Она готова продать душу дьяволу, совершить цепь страшных преступлений, лишь бы ее возлюбленный был с ней. Она согласна перенести все испытания судьбы (и наказание плетьми, и каторгу) ради своей любви, своей темной страсти. Единственное, что не может вынести она, — это унижение, попрание ее человеческого достоинства, издевательства возлюбленного, его измены. И месть ее страшна: смерть в водовороте без единого звука или стона вместе с соперницей. Она умирает, но умирает несломленная, непокоренная, по-прежнему оставаясь личностью. По силе воздействия на читателей образ Катерины Измайловой достигает в очерке Лескова трагической высоты.
    Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, который ее любит всей душой, изменяет с человеком, который ее не стоит. И она наказана — она наказывает себя сама, простившись с жизнью.
    Преступления, совершенные Катериной Измайловой, более ужасны: измена, убийства. Но она также наказана: она потеряла все. Потеряно и богатство, и семья, она публично избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге она брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради другой женщины. Но уходит из жизни она, не раскаявшись, не повинившись. Она умирает так же, как и жила: совершает двойное преступление — убийство и самоубийство.
    Судьбы двух женщин, сила их личностей не могут оставить читателей равнодушными, не могут не вызвать удивления и восхищения перед силой их грешной любви.

  9. Главных героинь двух совершенно разных произведений зовут Катерина. Обе они купеческие жены. Но сходство их на этом заканчивается. Катерина из рассказа Лескова и Катерина из пьесы Островского отличаются друг от друга так сильно, насколько это вообще возможно.
    Измайлова- молодая, красивая женщина, а муж ее стар и непривлекателен. Катерина скучает, жизнь ее бедна событиями, однообразна.
    Катерина Кабанова также скучает. Также уныла и однообразна ее жизнь.
    Патриархальное купеческое общество не приветствует развлечений и забав. И две Катерины пытаются, как могут, скрасить свое серое существование.
    Спасением от убогости, пошлости и серости становится любовь. Любовь, словно яркая вспышка, освещает жизнь двух молодых женщин .
    Они забывают обо всем на свете, полностью отдаются всепоглощающему чувству. Катерина Измайлова ради своего счастья идет на злодейство. Она стремится к свободе, готова ради нее на все. Ее импульсивная натура способна прежде всего действовать, а не размышлять.
    Катерина Кабанова совершенно иная. Это впечатлительная, легкоранимая натура. Она вспоминает свое детство, которое было счастливым, помнит мельчайшие подробности своего прошлого. Измайлова о прошлом не вспоминает, она живет только настоящим.
    Любовь для Измайловой, прежде всего страсть, ради которой она способна уничтожить всех, кто только оказался на ее пути. Кабанова более романтична, она идеализирует свого возлюбленного, считает его добрым, умным, хорошим.
    Героиня Лескова не задумывается, насколько хорош ее возлюбленный. Ей достаточно, что он красив и молод. Она полюбила его именно за это, она устала жить со старым и непривлекательным мужем.
    Катерина Кабанова страдает, осознавая греховность своего чувства. Она верит, что непременно последует расплата. Она чувствует себя несчастной, раскаивается в своем грехе.
    Катерина Измайлова не осуждает себя, она движима инстинктом самосохранения и желанием получить то, что хочет. Безусловно, она обладает сильным и неординарным характером. Но вся сила ее натуры направлена на зло.
    Катерина Кабанова- беззащитное, наивное существо. К ней невозможно не проникнутся симпатией. Она не способна причинить кому-то зла, но оказывается безжалостна к себе. Она беспощадна к себе, проклинает себя за минутную слабость.
    Катерине Измайловой чуждо подобное поведение. Даже на каторге она не раскаялась.
    Показательно и то, что Измайлова совершенно равнодушна к своему ребенку, рожденному от любимого человека. Сам Лесков говорит, что такие страстные натуры, как Катерина, полностью отдаются любви, но дети оставляют их равнодушными.
    Она и племянника решает убить исключительно ради обогащения, ведь мальчик был прямым наследником ее мужа.
    Катерина Кабанова вообще никогда не думала об обогащении. На протяжении всего произведения Катерина Кабанова даже не подумала о деньгах.
    Катерина Кабанова очень религиозна, Катерина Измайлова- лишена веры в Бога. И отсутствие нравственного начала во многом связано с этим. В ее образе нет ничего светлого, это особенно отличает ее от поэтической натуры Катерины Кабановой.
    Катерина Измайлова заканчивает жизнь самоубийством, при этом она губит еще одну жизнь – уносит с собой в волны ту, на которую обратил внимание ее возлюбленный. И перед смертью она “хочет припомнить молитву и шевелит губами”. Но ей вспоминается не молитва, а пошлая и стршная песня.
    Две Катерины были представительницами купеческого сословия. Но в одной соединились исключительно темные стороны человеческой натуры, другая же- светла и поэтична.

  10. “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви. Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Также по купеческой традиции в их домах царит домостроевский порядок. У обеих нет детей. В характере у обеих Катерин прослеживается пылкость, страстность, любовь приводит их в самозабвение, они обе решились на грех. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку.
    Но также у героинь есть немало различий. Так с греческого, имя Екатерина означает «чистая, непорочная». Это определение полностью характеризует Екатерину Кабанову, она «луч света в темном царстве» города Калинова, её образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным. По отношению к Екатерине Измайловой эта характеристика верна только в начале очерка, её образ динамичен, он развивается, или даже скорее деградирует по ходу повести. Если разбирать отчество и фамилию Измайловой, то вот что выходит: Екатерина – «непорочная», Львовна – «звериное, дикое», Измайлова – от этой фамилии исходит что-то чужеземное, неродное.
    Обе героини решились на измену мужу, но если Катерина Кабанова винит себя и карает себя за это, считает, что совершила что-то ужасное, то Катерина Измайлова относится к этому спокойно и готова следовать в пучину за своим грехом.
    И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Кабанова страстна, готова ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня кончает жизнь самоубийством – она бросается в Волгу.
    Екатерина Кабанова, чтобы сохранить свою любовь, не подчиниться Кабанихе идет на отчаянный шаг — самоубийство. В этот момент она чиста, она смывает свой грех в воде.
    Екатерина Измайлова ради своей любви решается на убийство трех человек, в том числе собственного мужа и маленького, ни в чем невиноватого мальчика. В ней как-будто просыпается зверь, она готова на все, ради того, чтобы быть со своим любовником. Так, это хорошо видно в финальной сцене, где Измайлова бросается со своей соперницей в реку.
    Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.
    Добавил: gogabugay

  11. Страшные нравы в нашем городе, сударь.
    А. Н. Островский
    История многочисленных интерпретаций «Леди Макбет…» Лескова имеет тенденцию к постоянному сближению образов Катерины Измайловой и Катерины Кабановой из драмы Островского «Гроза». Причем сближение это происходит не по литературным признакам, а в контексте трактовки образа Катерины Добролюбовым в его знаменитой статье «Луч света в темном царстве». Однако, читая эти произведения сегодня, с трудом замечаешь черты сходства этих героинь. Конечно, они есть, но они едва ли существенны. Перечислим их:
    — во-первых: среда их обитания. Невеселый купеческий быт российской глубинки;
    — во-вторых: героини носят одинаковые имена. Обе они Катерины;
    — в-третьих: каждая изменяет своему мужу-купцу;
    — в-четвертых: самоубийство героинь;
    — в-пятых: география их гибели — самая великая и самая русская из рек — река Волга.
    И на этом заканчивается не только формальное, но и содержательное сходство как героинь, так и произведений в целом. Что же касается портретного сходства, то здесь Островский ничего не говорит о внешности своей Катерины, позволяя читателю и зрителю самим домыслить образ. Известно только, что она очень красива. Портрет Измайловой нарисован Лесковым достаточно подробно. Он хранит большое число инфернальных признаков. Здесь и черные волосы, и темные глаза, и необычная, сверхчеловеческая сила, при изящном и хрупком телосложении. Обе они не любят своих мужей. Но измена для Катерины из «Грозы» — нравственное преступление, глубокая личная драма. Измайлова изменяет мужу со скуки. Пять лет скучала, на шестой решила повеселиться. У Островского отсутствует главная составляющая супружеской неверности — плотская, физиологическая страсть. Катерина говорит Борису: «Кабы у меня была своя воля, не пошла бы я к тебе». Это понимает и Варвара. Недаром она холодно шепчет вслед: «Сладила дело!»
    Для Катерины Измайловой неразумная, азиатская страсть — главное содержание мира. Катерина в «Грозе» олицетворяет покорность человека, вовлеченность его в роковые движения судьбы.
    Измайлова сама рисует линии жизни. А что может простой русский человек в свободе своей, Лесков очень хорошо знает: «Он (этот человек) спускает на волю всю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собою, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо». Катерина Кабанова помыслить не может обидеть живое существо. Ее образ — птица, улетающая в Заволжье. Она ждет кары и расплаты за грехи мнимые и действительные. Наблюдая грозу, она говорит мужу: «Тиша, я знаю, кого убьет». Образ скорой, неминуемой гибели всегда с ней, и про это она всегда говорит и думает. Она — истинно трагическая фигура драмы.
    У Лескова Измайлова и помыслить не может о покаянии. Ее страсть смела любые нравственные представления и религиозные императивы из ее души. Пойти поставить самовар и убить человека — поступки тождественные, а смертный грех — обыденная работа. Катерина у Островского страдает. Ее мучительная жизнь словно отягощена первородным, изначальным падением. И до измены своей она испытывает себя глубокими метафизическими сомнениями. Вот она делится с Варварой мыслями о смерти. Ей не Умереть страшно, ей страшно то, «что смерть застанет тебя со всеми грехами, со всеми помыслами лукавыми».
    А самоубийство ее не преступление. Она, как птица из новозаветной притчи, улетела в прекрасные, райские дали Заволжья. «Хорошо тебе, Катя!» — говорит Тихон над трупом жены. Ничего подобного мы не найдем в образе Измайловой. Там, где нет глуби- ны мысли, невозможна глубина чувства. После трех злодеяний Катерина убивает себя, но не из покаяния, а для еще одного убийства. Ничего христианского, ничего евангельского — ни смирения, ни всепрощения.
    И все же сейчас, век спустя, когда социальный пласт, описан-
    ный авторами, сполз в историческое небытие, образы этих женщин словно отражаются в лучах друг друга. А скрытая за ними бездна не кажется столь фатальной, притягивая к себе взгляд современного читателя и зрителя.

  12. “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви. Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Также по купеческой традиции в их домах царит домостроевский порядок. У обеих нет детей. В характере у обеих Катерин прослеживается пылкость, страстность, любовь приводит их в самозабвение, они обе решились на грех. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку.
    Но также у героинь есть немало различий. Так с греческого, имя Екатерина означает «чистая, непорочная». Это определение полностью характеризует Екатерину Кабанову, она «луч света в темном царстве» города Калинова, её образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным. По отношению к Екатерине Измайловой эта характеристика верна только в начале очерка, её образ динамичен, он развивается, или даже скорее деградирует по ходу повести. Если разбирать отчество и фамилию Измайловой, то вот что выходит: Екатерина – «непорочная», Львовна – «звериное, дикое», Измайлова – от этой фамилии исходит что-то чужеземное, неродное.
    Обе героини решились на измену мужу, но если Катерина Кабанова винит себя и карает себя за это, считает, что совершила что-то ужасное, то Катерина Измайлова относится к этому спокойно и готова следовать в пучину за своим грехом.
    И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Кабанова страстна, готова ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня кончает жизнь самоубийством – она бросается в Волгу.
    Екатерина Кабанова, чтобы сохранить свою любовь, не подчиниться Кабанихе идет на отчаянный шаг — самоубийство. В этот момент она чиста, она смывает свой грех в воде.
    Екатерина Измайлова ради своей любви решается на убийство трех человек, в том числе собственного мужа и маленького, ни в чем невиноватого мальчика. В ней как-будто просыпается зверь, она готова на все, ради того, чтобы быть со своим любовником. Так, это хорошо видно в финальной сцене, где Измайлова бросается со своей соперницей в реку.
    Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

  13. Но многих, захлебнувшихся любовью,
    Не докричишься, сколько ни зови.
    Им счет ведут молва и пустословье.
    Но этот счет замешен на крови.
    А мы поставим свечи в изголовье
    Погибших от невиданной любви.
    В. С. Высоцкий
    “Гроза” А. Н. Островского. “Леди Макбет Мценского уезда” Н. С. Лескова. Два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг.). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с автором “Грозы”. Да, по-разному показывают эти писатели судьбы своих героинь, по-разному изображают и силу их характеров. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Катерина Петровна Кабанова. Молодая невестка в семье Кабановых стала изгоем, камнем преткновения для свекрови. Марфа Игнатьевна Кабанова видит в невестке лишь женщину, которая украла у нее сына, которая имеет большее влияние на него. Островский изображает конфликт в купеческой семье, деспотическое отношение свекрови к невестке, выдвигая на первый план произведения вечную проблему отцов и детей, взаимодействие поколений. Вполне естественно, что молодая женщина ищет любви и понимания вне семьи, где она не может проявить искренних чувств, где она бесправна и безгласна, где попрано ее человеческое достоинство. И она, как ей кажется, находит эту любовь и понимание в Борисе, который на поверку оказывается таким же, как и ее безмолвный муж Тихон, только “образованный”. Во время отлучки Тихона она тайно встречается с Борисом. Но она не может лгать мужу, глядя ему в глаза. Ее прямая, честная натура не выдерживает лжи и греха, и она при всех во всем сознается мужу. Под грузом укоров свекрови и собственной души она не может жить дальше, не может смириться с положением, которое ее ждет в доме свекрови. Катерина бросается в Волгу. Теперь она свободна. Но как грустно такое освобождение. К сожалению, для такой героини, какой была Катерина Кабанова, другого выхода из создавшейся ситуации не было. Нам отрадно видеть освобождение Катерины – хоть через смерть, если нельзя иначе.
    Главной героиней очерка Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” тоже является молодая купчиха, Катерина Львовна Измайлова. Ее муж, кстати, намного старше ее, постоянно в работе, в отлучках. Ей скучно и одиноко в большом богатом доме. И вот появляется Сергей, молодой красивый приказчик. Катерина увлечена, ее увлечение быстро переходит в страсть. Она на все готова ради своей грешной, преступной любви, ради своего возлюбленного. И начинается кровавая, страшная череда убийств ради любви: сначала Катерина Львовна убивает свекра, узнавшего про ее роман с Сергеем; затем, уже вместе с Сергеем, своего мужа, а потом малолетнего племянника Федю, который мог бы оспорить ее права на наследство. На третьем злодейском убийстве Сергей и Катерина пойманы. Публичная порка плетьми – и Катерина Львовна с Сергеем сосланы в Сибирь. Сергей мгновенно теряет интерес к Катерине Львовне, как только та перестает быть богатой и влиятельной купчихой. Он увлечен другой женщиной, ухаживает за ней на глазах у Катерины Львовны и смеется над ее любовью. Финальный аккорд так же страшен, как и все повествование, — Катерина убивает свою соперницу, Сонетку, и умирает сама, бросившись в холодные волны реки. Так заканчивает Лесков это произведение, напоминающее по накалу страстей шекспировские трагедии.
    Нужно отметить, что у главных героинь этих произведений, Катерины Петровны и Катерины Львовны, много общего. Так, обе они из купеческой среды, из купеческих семей, замуж вышли без любви, у обеих нет детей. (Правда, Катерина Львовна рожает ребенка в тюремной больнице, но тут же от него отказывается: “Не надо его мне совсем”.) В доме царит скука, от которой “весело даже удавиться”. Вполне естественно, что решительные, свободолюбивые женщины стремятся к любви как к освобождению из-под домашнего гнета. Они находят ее. Но после этого каждая героиня ведет себя по-своему, сообразно той морали, тем духовным и психологическим установкам, которые в них заложены. Именно в этом и проявляются главные их отличия.
    Катерину Петровну любовь и стремление к счастью возвышают, она становится над своей средой, возвышается над “темным царством”. Любовь, однажды познанное счастье, делают невыносимым дальнейшее пребывание во власти прежних ценностей. Она набожна, ей не свойственны жестокость и деспотизм. Для нее, незлобивой, благородной, с живой душой и трепетным сердцем, остается одно – броситься в Волгу.
    Катерина Львовна же – плоть от плоти “темного царства”. Любовь к Сергею пробуждает в ней отнюдь не возвышенные чувства, а низменные инстинкты, порочные страсти. Катерина Измайлова – волевая, сильная, решительная женщина, но ей чужды мечтательность, романтичность, богобоязненность Катерины Кабановой. Она готова продать душу дьяволу, совершить цепь страшных преступлений, лишь бы ее возлюбленный был с ней. Она согласна перенести все испытания судьбы (и наказание плетьми, и каторгу) ради своей любви, своей темной страсти. Единственное, что не может вынести она, — это унижение, попрание ее человеческого достоинства, издевательства возлюбленного, его измены. И месть ее страшна: смерть в водовороте без единого звука или стона вместе с соперницей. Она умирает, но умирает несломленная, непокоренная, по-прежнему оставаясь личностью. По силе воздействия на читателей образ Катерины Измайловой достигает в очерке Лескова трагической высоты.
    Катерина Кабанова совершает преступление: она изменяет мужу, который ее любит всей душой, изменяет с человеком, который ее не стоит. И она наказана – она наказывает себя сама, простившись с жизнью.
    Преступления, совершенные Катериной Измайловой, более ужасны: измена, убийства. Но она также наказана: она потеряла все. Потеряно и богатство, и семья, она публично избита плетьми, сослана на каторгу, в итоге она брошена возлюбленным, унижена любимым человеком ради другой женщины. Но уходит из жизни она, не раскаявшись, не повинившись. Она умирает так же, как и жила: совершает двойное преступление – убийство и самоубийство.
    Судьбы двух женщин, сила их личностей не могут оставить читателей равнодушными, не могут не вызвать удивления и восхищения перед силой их грешной любви.

  14. Две Катерины: сравнительная характеристика
    Приблизительно в одно и тоже время, «Леди Макбет» Лескова в 1865 и «Гроза» Островского в 1859 годах, были написаны две книги, на первый взгляд очень похожие между собой: удивительно схожи сюжеты (в обоих произведениях в центре несчастная любовь, и главной героине необходимо преодолевать жизненные препятствия ради своего счастья). Но преграды у обеих героинь абсолютно разные, да и преодолевают они их не одним способом. Так что же двух Катерин сближает? Что их делает непохожими друг на друга?
    Катерина, молодая девушка, вышла не по любви замуж за купца, но она не может иметь детей, сидит целыми днями взаперти, мечтая о лучшей жизни. Интересно, что не важно о которой из героинь: это определение подходит как к Измайловой, так и к Кабановой. Наверняка никто из окружающих их и не заметил бы разницы, но внезапно для себя каждая из них встречают свою любовь, и тут проявляются в полной мере их характеры, их жизненные ценности, их взгляды на жизнь.
    С развитием сюжета произведения, мы обнаруживаем, что обе Катерины как будто противопоставляются друг другу: Кабанова – ангел, а Измайлова – дьяволица.
    Об этом говорит их внешность: хотя в «Грозе» не дается описания героини, но воображение невольно рисует светловолосую, голубоокую девушку; «…Глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы» – так выглядит «Леди Макбет».
    Простота, доброта, набожность, наивность, честность дополняют образ «земного ангела». Даже совершая грех, находясь на первом свидании с Борисом, она пытается противиться любви, бороться за свою чистоту и невинность. Об этом же говорят ее мольбы мужу забрать ее с собой. Катерина Кабанова удивительно мечтательна, и интересно, что она дважды воображает себя птицей, бабочкой, желая улететь… улететь на небо, улететь от своей любви. Так же, на мой взгляд, ей присуща жертвенность, т.е. она готова страдать ради праведности и честности. Катерина живет со своим мужем, и ей приходится унижаться перед его матерью, огораживать, защищать как себя, так и Тихона: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тебя тоже любит». Но, несомненно, характер Катерины не так прост, у нее есть и чувство собственного достоинства: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» – восклицает она на нападки Кабанихи.
    Она бывает горяча и эмоциональна, о чем она сама говорит, рассказав Варваре историю из своего детства: «Обидели меня чем-то дома…; я выбежала на Волгу, села в лодку.…На другое утро уж нашли, верст за десять!»
    Непосредственно в тексте «Леди Макбет Мценского уезда» говорится, что «у Катерины Львовны характер был пылкий, … она привыкла к простоте и свободе». Но эта не те простота и пылкость, которыми отличалась Кабанова. У Измайловой это черты бедной, деревенской девушки.

  15. “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда” два знаменитых произведения двух великих русских писателей. Они были созданы примерно в одно и то же время (1859 и 1865 гг. ). Даже главные героини – обе Катерины. Очерк Лескова, правда, можно считать своеобразной полемикой с пьесой Островского. Попробуем сопоставить героинь этих произведений.
    Так, обе героини являются молодыми женами, выданные под венец не по любви. Они обе купчихи и поэтому не имеют материальных проблем. В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Также по купеческой традиции в их домах царит домостроевский порядок. У обеих нет детей. В характере у обеих Катерин прослеживается пылкость, страстность, любовь приводит их в самозабвение, они обе решились на грех. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством, бросившись в реку.
    Но также у героинь есть немало различий. Так с греческого, имя Екатерина означает «чистая, непорочная». Это определение полностью характеризует Екатерину Кабанову, она «луч света в темном царстве» города Калинова, её образ и характер никак не меняется по ходу действия и является статичным. По отношению к Екатерине Измайловой эта характеристика верна только в начале очерка, её образ динамичен, он развивается, или даже скорее деградирует по ходу повести. Если разбирать отчество и фамилию Измайловой, то вот что выходит: Екатерина – «непорочная», Львовна – «звериное, дикое», Измайлова – от этой фамилии исходит что-то чужеземное, неродное.
    Обе героини решились на измену мужу, но если Катерина Кабанова винит себя и карает себя за это, считает, что совершила что-то ужасное, то Катерина Измайлова относится к этому спокойно и готова следовать в пучину за своим грехом.
    И в этом коренное отличие Катерины Измайловой от Катерины Кабановой. Кабанова страстна, готова ради любимого человека на многое. Но внутри героини «Грозы» есть прочные нравственные устои, стержень, который и позволяет ей четко различать, где Добро, а где Зло. Поэтому, отдавшись счастливому «греху», Катерина уже точно знает, что за этим последует наказание. И, прежде всего, наказание внутреннее, ее собственное. Мы помним, что, не выдержав мук совести и давления окружения, героиня кончает жизнь самоубийством – она бросается в Волгу.
    Екатерина Кабанова, чтобы сохранить свою любовь, не подчиниться Кабанихе идет на отчаянный шаг — самоубийство. В этот момент она чиста, она смывает свой грех в воде.
    Екатерина Измайлова ради своей любви решается на убийство трех человек, в том числе собственного мужа и маленького, ни в чем невиноватого мальчика. В ней как-будто просыпается зверь, она готова на все, ради того, чтобы быть со своим любовником. Так, это хорошо видно в финальной сцене, где Измайлова бросается со своей соперницей в реку.
    Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели мне гораздо ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика. .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *